Главная · Сон · Оценка устойчивости внимания у младших школьников методом корректурной пробы. Методика «Корректурная проба

Оценка устойчивости внимания у младших школьников методом корректурной пробы. Методика «Корректурная проба

2. Корректурная проба

Корректурная проба как метод исследования внимания впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Суть эксперимента в следующем: испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак. В настоящее время существует несколько вариантов корректурного теста: буквенный (Анфимов, 1908), цифровой (Аматуни, 1969) и с кольцами Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны). Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания. Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.

Диапазон применения

Методика используется для обследования как взрослых, так и детей школьного возраста (для обследования детей младшего возраста более удобен вариант с кольцами Ландольта). Методика широко применяется в клинике, школьной и профессиональной психодиагностике.

Оборудование

1-2 бланка корректурной пробы (см. Приложение N 2), карандаш, секундомер. Существует много разных вариантов типографских бланков для корректурной пробы. Выбор варианта бланка небезразличен для получения однозначных результатов опыта.

Цель эксперимента

Изучение индивидуальных особенностей устойчивости и концентрации произвольного внимания.

Процедура эксперимента

Возможны индивидуальная и групповая формы проведения эксперимента. Экспериментатор дает испытуемому бланк корректурной пробы и сообщает инструкцию: «На бланке строчками напечатаны буквы русского алфавита. Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать все буквы «к» и «р». Старайтесь работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «к» и «р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть. Кроме того, когда я скажу «Черта!» - поставьте вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, и продолжайте работать дальше. Все понятно?» Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. Через каждые 30 секунд (или каждую минуту) экспериментатор произносит слово «Черта!». Общая длительность эксперимента от 3 до 10 минут (в зависимости от возраста испытуемого, задачи исследования). После окончания эксперимента проводится проверка правильности выполнения задания по заранее изготовленному «ключу». «Ключ» представляет собой бланк, на котором все подлежащие вычеркиванию буквы обведены ярким цветным карандашом, а в конце каждой строчки проставлена цифра, обозначающая число таких букв в данной строчке.

Обработка результатов

Обработка экспериментальных данных разными исследователями проводится по-разному, однако за основу всегда берутся два основных показателя - скорость и точность.

Показателем скорости является количество букв, просмотренных испытуемым в течение каждого временного интервала и за весь эксперимент в целом.

Показателем точности работы является число ошибок (поинтервально и в целом за весь эксперимент). К ошибкам относят пропуск тех букв, которые необходимо было вычеркнуть; неправильно вычеркнутые буквы; пропущенные строчки. На основании полученных данных строится график результатов испытуемого. На графике совмещаются две кривые - изменение скорости работы (по количеству просмотренных за единицу времени букв) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы времени). Анализ результатов при таком подходе проводится по аналогии с методикой «Счет по Крепелину». Такой схемы анализа результатов в корректурной пробе придерживается С.Я. Рубинштейн

В работах других исследователей предпринимаются попытки с помощью разных формул объединить показатели скорости и точности в одну величину. В дальнейшем этот обобщенный показатель может быть переведен в шкальную оценку. Такая система обработки результатов позволяет сопоставить уровень развития различных свойств внимания каждого испытуемого.

Например, в исследовании С.Я. Лукомской и Е.Ф. Рыбалко система обработки результатов строится так:

2. По формуле К = (М/Н) x 100 % оцениваем точность выполненной работы.

В формуле М - количество правильно вычеркнутых за время работы букв;

Н - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

По таблице 2 показатель К переводим в балльную оценку точности - критерий С.

3. Вычисляем интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле А=В+С .

По таблице 3 переводим показатель А в шкальную оценку. Шкальная оценка интерпретируется следующим образом:

ШО

Характеристика уровня устойчивости внимания

Низкая устойчивость внимания

Ниже среднего устойчивость внимания

8-11

Средняя устойчивость внимания

12-15

Выше среднего устойчивость внимания

16-19

Высокая устойчивость внимания

Приводимые ниже таблицы содержат результаты, полученные С.А. Лукомской на контингенте младших школьников и взрослых испытуемых.

Таблицы могут быть использованы в практической работе как ориентировочные. (Длительность эксперимента - 10 минут).

Таблица 1

Оценка устойчивости внимания в баллах

Продуктивность (В)

Балл

Знаки младших школьников

Знаки

взрослых

Балл

Знаки младших школьников

Знаки

взрослых

< 1010

2495 – 2660

3160 – 3320

1010 – 1175

2660 – 2825

3320 – 3480

<1560

2825 – 2990

3480 – 3640

1175 – 1340

1560 – 1720

2990 – 3155

3640 – 3800

1720 – 1880

3155 – 3320

3800 – 3960

1340 – 1505

1880 – 2042

3320 – 3485

3960 – 4120

2042 – 2200

3485 – 3650

4120 – 4280

1505 – 1670

2200 – 2360

3650 – 3815

4280 – 4440

1670 – 1835

2360 – 2520

3815 – 3980

4440 – 4600

1835 - 2000

2520 – 2680

3980 – 4145

4600 – 4760

2000 – 2165

2680 – 2840

4145 – 4310

> 4760

2165 – 2330

2840 – 3000

>4310

2330 – 2495

3000 – 3160

Таблица 2

Точность (С)

Балл

Младшие

школьники, %

Взрослые, %

Балл

Младшие

школьники, %

Взрослые, %

< 70

< 81.9

87 – 88

70 – 72

81,9 – 83,0

88 – 90

94,9 – 96,0

72 – 73

83,0 – 84,1

90 – 91

73 – 74

84,1 – 85,1

91 – 92

96,0 – 97,0

74 – 76

85,1 – 86,2

92 – 94

76 – 77

86,2 – 87,3

97,0 – 98,1

77 – 79

87,3 – 88,4

94 – 95

79 – 80

88,4 – 89,5

98,1 – 99,2

80 – 81

89,5 – 90,6

95 – 96

81 – 83

90,6 – 91,6

>99,2

83 – 84

91,6 – 92,7

96 – 98

84 – 85

92,7 – 93,8

85 – 87

93,8- 94,9

> 98

Таблица 3

Шкала для перевода показателей

свойств внимания в шкальные оценки

ШО

ШО

Устойчивость внимания младших школьников

Устойчивость внимания взрослых

> 50

42 – 43

25 – 27

25 – 26

23 – 24

23 – 24

48 – 49

20 – 22

46 – 47

39 – 40

16 – 19

20 – 21

44 – 45

37 – 38

14 – 15

18 – 19

39 – 43

35 – 36

12 – 13

36 – 38

33 – 34

9 – 11

34 – 35

31 – 33

30 – 32

28 – 30

27 – 29

> 9

12 – 15

По результатам проведенного эксперимента должен быть сделан вывод о том, в какой степени внимание испытуемого устойчиво (с учетом возрастной нормы). Если внимание неустойчиво, по возможности указать причины этого явления.

Варианты корректурной пробы

Корректурная проба с кольцами Ландольта

Оборудование

Бланк с кольцами Ландольта (см. Приложение N 3).

Цель эксперимента

Изучение индивидуальных особенностей устойчивости внимания. Этот вариант отличается от традиционного только используемым бланком. Процедура проведения эксперимента аналогична вышеописанной. Примерный вариант инструкции: «Перед вами бланк с кольцами. Ваша задача - вычеркивать в каждой строчке кольца с разрезом... (может быть назван любой из восьми вариантов: на 6, 12, 3, 9, 7, 11, 1, 5 часов; детям показать положение разреза. Как только вам скажут «Черта!», - поставьте вертикальную черту на том месте, где вас застала команда. Затем продолжайте работу. Работайте как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок. Вопросы есть? (Ответить на них). Теперь положите бланк так, чтобы слева была расположена цифра 1, справа - 4. Напоминаю: вычеркиваем кольца с разрезом... (повторить). Начали!»

Обработка результатов

Строятся графики скорости и точности работы, аналогично тем, которые использовались в методике «Счет по Крепелину» и «Буквенный вариант корректурной пробы». Анализ результатов и выводов проводится по той же схеме.

Корректурная проба с переключением

Цель

Изучение индивидуальных особенностей переключения внимания.

Оборудование

Бланки корректурной пробы (буквенный вари­ант или с кольцами Ландольта), карандаш, секундомер.

Процедура проведения

Эксперимент проводится в две серии. Продолжительность серий одинакова и составляет 5 -10 ми­нут. Отдых между сериями примерно такой же продолжительности. В первой серии испытуемый получает задание вычеркивать какие-ли­бо буквы, например, «к» и «р». Во второй серии поминутно чередуют­ся два способа выполнения задания. Например, может быть дана сле­дующая инструкция: «В течение первой минуты вы будете вычерки­вать буквы «в» и «е». Это первый способ работы. Через минуту я скажу: «Черта, второй способ!». Это значит, нужно провести верти­кальную черту на том месте, где вас застанет команда, и продол­жать работу вторым способом - вычеркивать буквы «л» и «с». Через минуту следует команда: «Черта, первый способ! Пос­тавьте черту и начните работать первым способом и т.д. Вопросы есть?». Эксперимент начинается по сигналу экспериментатора. Каж­дую минуту (при 10-минутном эксперименте) или каждые 30 секунд (при 5-минутном эксперименте) экспериментатор дает сигнал "Черта!". Возможны индивидуальная и групповая формы проведения эксперимента. Если в эксперименте используются бланки с кольцами Ландольта, то во второй серии чередуются задания вычеркивать коль­ца с любыми двумя разными положениями разрыва.

Обработка результатов

Разными авторами предлагаются различные способы обработки результатов. Например, обработка ре­зультатов может быть построена на подсчете количества ошибок переключения (см.: Словарь-справочник по психодиагности­ке / Под ред. Л.Ф. Бурлачука, С.М. Морозова. – Спб., 2001.) В предлагаемом ниже варианте суть обработки составляет сравнение эффективности деятельности испытуемого при двух способах работы с переключением и без переключения. Для расчетов могут быть использованы следующие формулы. В первой серии вычисляем показатель сосредоточенности внимания Е1 по формуле:

Е1= S 1 ----------- , где

N 1+ O 1

S l - число просмотренных в течение первой се­рии знаков,

N1 - число правильно зачеркнутых в течение первой серии знаков,

O 1 – число допущенных ошибок.

Аналогично вычисляем показатель Е2 для второй серии. На последнем этапе обработки вычисляем условный показатель перек­лючения внимания

P = ------

Анализ результатов

Показатель Р, примерно равный единице или превышающий еди­ницу, свидетельствует о высоком или очень высоком уровне перек­лючаемости внимания.

Чем ближе показатель Р к нулю, тем ниже уровень переключаемости внимания. Для более обоснованного заключения необходимо получить нормативные заключения показателей Р для испытуемых разных возрастов. Дополнительным показателем при анализе ре­зультатов является характер ошибок, допущенных испытуемым во второй серии. О трудностях переключения внимания свидетельству­ют так называемые ошибки переключения. Например, после сигнала "Черта!" испытуемый продолжает вычеркивать те же буквы, которые вычеркивал до сигнала.

Вывод

Экспериментатор должен сделать вывод об уровне развития переключаемости внимания (в сравнении со среднегрупповыми результатами).

Корректурная проба с распределением

Цель

Изучение индивидуальных особенностей распределения внимания.

Оборудование

Бланки корректурной пробы, карандаш, секундомер.

Процедура эксперимента

Эксперимент проводится индивидуально. Включает в себя две серии, каждая продолжительностью 5-10 минут, с таким же интервалом между ними.

Первая серия эксперимента проводится по традиционной схе­ме. Испытуемый вычеркивает любые две буквы, например, «к» и «р». Во второй серии он получает задание вычеркивать две бук­вы, например, «с» и «б» и одновременно называть вслух только четные (или нечетные) числа. Экспериментатор фиксирует все ошиб­ки в счете, а также характер совмещения двух видов деятельнос­ти.

Обработка и анализ результатов

Они проводятся по той же схеме, что и в методике «Коррек­турная проба с переключением». Дополнительным показателем, сви­детельствующим о трудностях в распределении внимания, являются ошибки в счете, замедленный или неравномерный темп счета.

Вывод

Экспериментатор делает вывод об уровне развития распределения внимания испытуемого.

(Документ)

  • Подвижные игры для детей средней группы (Документ)
  • Виды и способы стерилизации медицинских инструментов и материалов (Документ)
  • Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушенным зрением. Пособие для логопедов (Документ)
  • Суворова Т.И. Спортивные олимпийские танцы для детей. Часть 2 (Документ)
  • (Документ)
  • Хордина Р., Пере Э. Большая книга развивающих занятий для детей (Документ)
  • Губин А.В. Острая кривошея у детей: Пособие для врачей (Документ)
  • Стребелева Е.А. (ред) Дети-сироты: консультирование и диагностика развития (Документ)
  • Реферат - Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании детей с особыми потребностями в обучении (Реферат)
  • Мышление детей 5-6 лет с ЗПР (Документ)
  • Стоклицкая Т.Л. Сто уроков сольфеджио для самых маленьких. Приложение для детей. Часть 1 (Документ)
  • n1.doc

    МЕТОДИКА «НАЙДИ И ВЫЧЕРКНИ»
    Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 1. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
    «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».

    В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

    Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.
    Обработка и оценка результатов:
    При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

    Где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

    N - количество изображений предметов, просмотренных ребенком за время работы;

    T - время работы;

    N - количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

    В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один - для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные - для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

    По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 3), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
    10 баллов - показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

    8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

    6-7 баллов - показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.

    4-5 баллов - показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

    2-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

    0-1 балл - показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
    Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

    10 баллов - все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

    8-9 баллов - все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

    Рис. 3. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»
    На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:

    1. Кривая, изображенная с помощью линии типа -.-.-. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.

    2. Кривая, представленная линией типа. Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания

    3. Кривая, изображаемая посредством линии типа - - - - -. Представляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания.

    4. Кривая, изображенная с помощью линии ---- Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания.

    5. Кривая, изображенная линией - - - - -. Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.
    6-7 баллов - все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

    4-5 баллов - все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4.

    3 балла - все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.
    Выводы об уровне развития :
    10 баллов - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

    8-9 баллов - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

    4-7 баллов - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

    2-3 балла - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

    0-1 балл - продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

    Рис 1. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни»
    для детей от трех до четырех лет


    Рис 2. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни»
    для детей в возрасте от четырех до пяти лет

    Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы решили затронуть такую тему, как – пробы на аллергены у детей.

    Мы расскажем, когда их необходимо делать, в каком возрасте, как проходит сам процесс и сдача анализов.

    Мы собрали всю самую важную и полную информацию о видах проб, что позволит облегчить ориентирование в этом вопросе.

    В медицинской практике существуют определенные показания для проведения исследования. Однако вы можете самостоятельно отвести своего ребенка для подтверждения/опровержения наличия аллергической реакции, без назначения.

    При этом основными показаниями к проведению анализов являются:

    • наличие , указывающих на развитие аллергии;
    • яркая клиническая картина, без выясненной этиологии (проще говоря, врачам не удается определить, по какой причине возникли симптомы);
    • реакция на вакцину.

    Где сделать пробу? Осмотр и анализ у ребенка проводится в специализированной клинике. Во многих поликлиниках по месту жительства эта услуга является доступной.

    Для начала ребенка должен осмотреть местный педиатр, затем отправить его к аллергологу.

    Проведение анализов проводится под наблюдением опытных специалистов. Обусловлено это специфичностью заболевания.

    Да и в целом, организм каждого ребенка уникален, невозможно предусмотреть его реакцию.

    А она может быть весьма сильной, что требует незамедлительного оказания помощи высококвалифицированным персоналом.

    Существуют ли возрастные ограничения

    С какого возраста можно проводить исследование? В целом, можно брать даже с месячного возраста.

    Это позволит определить наличие специфического иммуноглобулина IG E. Его присутствие в крови указывает на развитие аллергической реакции.

    Несмотря на отсутствие возрастных ограничений, специалисты призывают не делать этого до 6 месяцев. Для ребенка это стресс, да и найти вену у малыша не так просто.

    Если ребенок на грудном вскармливании, то в крови могут присутствовать антитела матери и анализ будет не верным.

    Анализ крови можно проводить как в период обострения, так и в период «затишья» аллергии.

    Кожные пробы берут у детей с 3-5 лет и только в период ремиссии.

    Возрастные ограничения могут быть сняты в случае:

    • затяжного насморка (при этом другие признаки простудного заболевания отсутствуют);
    • постоянного першения в горле;
    • зуда и высыпаний на кожных покровах, которые самостоятельно не проходят;
    • трудностей при дыхании;
    • исчезновении симптомов при использовании специализированных антигистаминных препаратов.

    Как сдавать анализ

    Все лабораторные анализы, которые проводятся в условиях медицинского учреждения, вызывают иммунную реакцию.

    Кожные пробы на это и направлены. Внедрение аллергена позволяет выявить реакцию организма на него и тем самым подтвердить или опровергнуть его опасность.

    При проникновении потенциального аллергена, иммунная система начинает активно с ним бороться.

    Полученное вещество распознается как угроза. Иммунная система начинает активную выработку специфических антител, которые влияют на общее состояние ребенка.


    У него появляются основными симптомы заболевания: высыпания, зуд, слезотечение и трудности при дыхании. В тяжелом случае фиксируется анафилактический шок.

    Во избежание развития серьезных последствий кожные пробы и анализы сдаются исключительно в условиях медицинского учреждения.

    Это позволяет экстренно остановить аллергию в случае развития острой иммунной реакции.

    Для получения сырья для лабораторного анализа, достаточно взять немного венозной крови и провести ряд исследований.

    С кожными пробами ситуация другая. Здесь все проводится при непосредственном контакте с кожей ребенка.

    Она немного царапается и на поврежденный участок наносится незначительно количество аллергена. При наличии реакции, его вносят в группу потенциально опасных веществ.

    При отсутствии негативной симптоматики продолжают исследование.

    Основные виды проб

    Кожные пробы на аллергены у детей бывают разных типов, это позволяет получить полную клиническую картину во время их проведения. К их числу относят:

    • непосредственно кожные пробы;
    • провокационные тесты;
    • элиминационные тесты;
    • холодовые и тепловые тесты.

    Дополнительно специалист может посоветовать пройти комплексное аллергологическое и иммунологическое обследование. Начнем рассматривать каждый тип исследования по порядку.

    Кожные пробы

    Кожные пробы – самый распространенный и простой способ определения аллергена. Для этого в условиях амбулатории ребенку делают укол или царапину на коже.

    На поврежденный участок наносится незначительно количество аллергена. В течение 15-20 минут должны появиться первые симптомы (в случае наличия аллергии).

    Главной целью кожных проб является выявление потенциально опасных веществ. Это совершено безболезненное исследование и самое безопасное!

    Для точности результатов специалисты используют участок кожи в области предплечья. Его дополнительно протирают спиртом, и затем приступают к самой процедуре.

    Провокационные тесты

    Пробы на аллергию у детей проводятся с использованием провокационных тестов. Они помогают определить истинную причину аллергической реакции, даже в том случае, если другие методик не помогли.

    Этот вид исследования проводится исключительно в стационаре. Ведь реакция может быть молниеносной, что требует быстрого оказания помощи. В этом случае аллерген наносится на кожу или под кожу.

    Элиминационные тесты

    В этом случае ребенка необходимо ограничить в потреблении продуктов (предполагаемых аллергенов).

    Затем постепенно вводить их по одному с перерывом в 2 недели и наблюдать за реакцией организма.

    Проводить такое исследование можно и в домашних условиях, но с особой осторожностью.

    Холодовые и тепловые тесты

    В этом случае на кожные покровы ребенка оказывают воздействие низкими или высокими температурами.

    Да, у некоторых малышей может быть или повышенную температуру.

    Какой тип исследования проводить, решает специалист. Все зависит от возраста ребенка, клинических проявлений и эффективности методик.

    Важно запомнить

    1. Кожные пробы – это серьезное исследование, которое проводится исключительно в условиях стационара.
    2. Существует несколько разновидностей проб и тестов.
    3. Какой тип исследования выбрать, решает врач.

    Подписывайтесь на обновления ресурса и делитесь полезной информацией со своими друзьями в социальных сетях. До встречи в следующей статье!

    Метод «Корректурная проба» для исследования внимания впервые был предложен Б. Бурдоном в 1895 году. Корректурная проба, предложенная Бурдоном состоит из нескольких тестов различного характера. Здесь вашему вниманию предложен только один вариант. Методика предназначена для оценки объема, концентрации и устойчивости внимания. П рименяя тест для взрослых, необходимо провести предварительную беседу с испытуемым – многие заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной систем и т.д., снижают возможность концентрации.

    Разработанный Бурдоном бланк представлял собой ряды букв русского алфавита. Испытуемый, просматривая бланк, ряд за рядом, отыскивает буквы «к» и «р» и должен вычёркивать их. Задание нужно выполнять быстро и точно.

    Применять методику можно для взрослых и для детей.

    Однако, в случае работы с детьми, более подходящей является разновидность методики “Кольца Ландольта”, поскольку, дошкольникам легче работать с рисунком, чем с буквами.

    Оборудование:

    • стандартный бланк теста “Корректурная проба”;

    На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р». Всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.

    • секундомер.

    Процедура проведения:

    Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, в готовности испытуемого начать исследование. Атмосфера исследования должна быть доброжелательной и комфортной, чтобы у испытуемого не создалось впечатления, что его экзаменуют. Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: «Черта!» – он должен поставить вертикальную черту в том месте строки, где его застала команда. Последней считается буква, зачеркнутая перед (или с) последними словами “Черта”. Проведение методики занимает 10 минут.

    Как правило, за это время, в норме, обычный человек делает 10-15 ошибок.

    Инструкция: “Последовательно рассматривая строки, вычеркивайте буквы “к” и “р”. Когда я скажу:”Черта!”, Вы должны провести вертикальную черту в том месте бланка, где в этот момент находитесь.

    Обработка и интерпретация результатов теста корректурная проба:

    При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с ключом к тесту и заполняет соответствующие графы в протоколе.

    Обработка:

    Расчет продуктивности внимания: количество просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле: К = m:n x 100 % , где К – точность, n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m – количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

    ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
    Возраст ______________ Пол __________ Дата __________________
    Показатели Результаты

    Продуктивность Точность Продуктивность Точность
    знаки баллы % баллы знаки баллы % баллы
    менее 1010 1 менее 70 1 2660-2825 16 84-85 12
    1010-1175 3 70-72 2 2825-2990 17 85-87 13
    1175-1340 5 72-73 3 2990-3155 18 87-88 14
    1340-1505 7 73-74 4 3155-3320 19 88-90 15
    1505-1670 9 74-76 5 3320-3485 20 90-91 16
    1670-1835 10 76-77 6 3485-3650 21 91-92 17
    1835-2000 11 77-79 7 3650-3815 22 92-94 18
    2000-2165 12 79-80 8 3815-3980 23 94-95 20
    2165-2330 13 80-81 9 3980-4145 24 95-96 22
    2330-2495 14 81-83 10 4145-4310 25 96-98 24
    2495-2660 15 83-84 11 более 4310 26 более 98 26

    Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания шкальные оценки по следующей таблице.

    Таблица перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки

    Шкальныеоценки Устойчивостьвнимания Переключениевнимания Объемвнимания Шкальныеоценки Устойчивостьвнимания Переключениевнимания Объемвнимания
    19 более 50 более 217 менее 115 9 25-27 172-181 216-235
    18 8 23-24 158-171 236-265
    17 48-49 214-216 116-125 7 20-22 149-157 266-295
    16 46-47 211-213 126-135 6 16-19 142-148 296-335
    15 44-45 208-210 136-145 5 14-15 132-141 336-375
    14 39-43 205-209 146-155 4 12-13 122-131 376-405
    13 36-38 201-204 156-165 3 9-11 114-121 406-455
    12 34-35 195-200 166-175 2 110-113
    11 31-33 189-194 176-185 1
    10 28-30 182-188 186-195 0 менее 9 менее 109 более 456

    Шкальная оценка (ШО) интерпретируется следующим образом:
    ШО Характеристика уровня устойчивости внимания
    0-3 Низкая устойчивость внимания
    4-7 Ниже среднего устойчивость внимания
    8-11 Средняя устойчивость внимания
    12-15 Выше среднего устойчивость внимания
    16-19 Высокая устойчивость внимания

    Коротко обобщим алгоритм:

    1. По формуле К = (М/Н) x 100 % оцениваем точность выполненной работы.
    В формуле М – количество правильно вычеркнутых за время работы букв;
    Н – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
    2. По таблице показатель К переводим в балльную оценку точности – критерий С.
    3. Вычисляем интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле А=В+С.
    По таблице переводим показатель А в шкальную оценку.

    Радость материнства часто омрачается, когда малыш не может бегать на солнышке, полноценно питаться, играть, развлекаться на цветущих зеленых полянках, в парках.

    Причина всему – опасные, вездесущие аллергены.

    Виды анализов

    Уже мало кого можно удивить тем, что у ребенка появляется аллергия. Всех волнует, как точно и правильно определить аллерген.

    Современная педиатрия располагает специальными методиками их выявления.

    Анализы указывают не только на наличие аллергии, но и обнаруживают специфические иммуноглобулины.

    За присутствие или отсутствие аллергии в организме отвечает . У здорового человека его нет или он содержится в незначительных количествах.

    У новорожденных норма от 0 до 64 мМЕ/мл; от 2-х до 14 лет он держится на уровне 150 мМЕ/мл. Если этот уровень увеличивается, значит, можно говорить об аллергической реакции.

    Для того чтобы выяснить, на какой именно аллерген у ребенка развилась аллергия, нужно выполнить анализы.

    Анализы бывают в виде аллергопроб и путем исследований крови.

    Кожные пробы

    Аллергопробы бывают:

    • косвенные;
    • провокационные;
    • прямые.

    При косвенных аллерген вводится под кожу, а затем сразу впрыскивается сыворотка, которая показывает, есть ли к нему непереносимость.

    Провокационные, по-другому называют ингаляционными. Ребенку капают под язык, в носик, глазки раствор аллергена или дают специальный ингалятор, чтобы малыш им подышал. Это очень опасно. Манипуляция проводится только в стационаре под наблюдением врача.

    Прямые аллергопробы – это кожные пробы, когда аллерген вводится через кожу.

    В современных клиниках кожные аллергопробы для детей проводят квалифицированные врачи иммунологи на специальном оборудовании.

    Обычно процедуры у детей выполняются на бедре или спинке, реже на средней трети предплечья.

    Различают несколько видов кожных проб:

    • аппликационные;
    • скарификационные;
    • внутрикожные.

    Аппликационные используются при кожных реакциях, аллергических дерматитах; для определения лекарственных чаще применяют капельные пробы.

    Пищевые, грибковые, пыльцевые аллергии обнаруживаются скарификационными.

    Внутрикожные эффективны при инфекционных аллергенах (грибки, бактерии) и при ложных показателях с фактически явной картиной аллергии.

    Раствор с аллергенами подбирается всегда индивидуально.

    Для проведения аппликационной пробы или патч-теста на спинку ребенка накладываются полоски, пропитанные нужным раствором. Возможна накладка до 10 полосок с разными аллергенами.

    Их нельзя мочить, отклеивать. Тестирование проводится несколько раз. Через 2, 3, и 7 суток.

    Для проведения скарификационных проб на кожу ребенка наносят капли растворов разных аллергенов (их не должно быть больше 5) на расстоянии 3 см друг от друга. Эти места царапают скарификатором. Царапина должна быть не больше 5 мм.

    Для каждой капли используют новый стерильный скарификатор.

    Через 15 минут промокают стерильной салфеткой и проверяют результат.

    Через полчаса проводят повторный осмотр. Следующее оценивание назначают через сутки. Через 48 часов дают окончательный вердикт.

    Таков же алгоритм проведения прик-теста. Только вместо царапины делают укол специальным шприцем на глубину 1 мм. Меняют иглу для каждого нового прокола.

    Пробы делают на сухую, тщательно обработанную этилом кожу, на ней не должно быть никаких повреждений.

    Видео о видах проб на аллергию:

    Анализ крови

    При детям назначают общий анализ крови, на выявление и на обнаружение специфических иммуноглобулинов.

    Анализ крови сдается натощак. Для ребенка желательно это сделать до первого кормления.

    Пользуются двумя основными методиками определения аллергенов:

    1. RAST-тест – радиоаллергосорбентный.
    2. Тестирование иммуноглобулина E – IgE.

    Они считаются самыми надежными и эффективными в педиатрической практике.

    Кровь на RAST-тест берут из вены и разливают по пробиркам. В каждую добавляют определенную группу аллергенов. Используют специальные аллергопанели.

    Аллергенов настолько много, что для более удобной диагностики ученые их разделили на группы – панели.

    Выделяются 4 основных панели:

    • пищевая;
    • ингаляционная;
    • смешанная;

    В детскую панель входят важные для детского организма аллергены:

    • молоко, яйца (белок, желток);
    • пух и шерсть животных;
    • домашняя пыль;
    • пыльца некоторых трав и деревьев.

    Используя аллергопанель, сразу видят результат к 20 и более веществам. Таким образом, круг подозреваемых аллергенов суживается.

    Повышенное количество лейкоцитов, эозинофилов, IgE дает общую картину, показательную для заболевания. Результат на специфические иммуноглобулины показывает, какие продукты и вещества вызывают аллергию.

    Какой анализ выбрать?

    Когда у ребенка проявились признаки аллергии — заложенность носа, покраснение глаз, высыпания, перед родителями появляются вопросы: куда обращаться, какие сдавать анализы?

    Эти вопросы всегда решает педиатр.

    Родителям предлагается вести пищевой дневник, наблюдать, после чего именно усиливаются признаки.

    Это могут быть:

    • определенные виды продуктов, напитки;
    • лекарства, витамины;
    • контакт с животными;
    • прогулки в парках, палисадниках.

    Затем назначается консультация аллерголога или иммунолога. После этого предстоит решить, какой анализ предпочесть.

    Забор крови всегда травмирует малыша. Поэтому многие родители предпочитают аллергопробы.

    Аллергопробы разрешается делать только после 3 лет, они всегда предполагают дополнительный контакт с аллергенами.

    Грудничкам вообще не имеет смысла проводить пробы, так как аллергены поступают к ним с материнским молоком.

    На помощь приходит врач-аллерголог, за которым закреплено право выбора и ответственность за правильное решение.

    Видео от доктора Малышевой:

    Сроки и противопоказания

    Врач-аллерголог после обращения к нему должен объяснить родителям, когда и как делаются аллергопробы детям, какие есть противопоказания.

    Аллергопробы нельзя проводить, когда идет обострение заболевания. Необходимо выждать около недели после приема антигистаминных препаратов.

    Существует перечень противопоказаний:

    • дети до 3 лет;
    • наблюдались случаи опасных осложнений ( , );
    • повышена температура;
    • травматические повреждения кожи;
    • наличие инфекционных заболеваний.

    Проведение и расшифровка

    При выполнении аллергопроб ребенок должен находиться в стационаре под непосредственным контролем медперсонала.

    Перед началом процедуры врач объясняет, с какого возраста делают аллергопробы детям. Узнает весь перечень лекарственных средств, которые принимал ребенок накануне и за последнюю неделю.

    Разметка на теле выполняется специальным гипоаллергенным маркером.

    Для контроля параллельно с каплей аллергенного раствора капают чистый раствор (обычно солевой) для большей уверенности, что на него нет отдельной реакции.

    Расшифровка ответов проводится исключительно опытным врачом-иммунологом.

    Результат бывает положительный или отрицательный.

    Дополнительно определяются результаты:

    • слабоположительные;
    • резкоположительные;
    • сильно резкоположительные;
    • сомнительные.

    Реакция характеризуется:

    • припухлостью;
    • интенсивностью покраснения;
    • наличием волдыря;
    • размерами.

    При резко положительной реакции гиперемия и волдырь больше 10 мм.

    Где сделать и сколько это стоит?

    Министерством здравоохранения предусмотрена широкая сеть отделений для проведения аллергопроб в государственных поликлиниках и стационарах.

    Кроме того, существуют частные медицинские центры:

    • Московский медицинский центр «Маркушка»;
    • «Инвитро» — сеть крупнейших диагностических лабораторий, охватывающих всю страну;
    • Клиника «Московский доктор».

    Бесплатные анализы могут быть сделаны в государственных медицинских учреждениях гражданам, которые имеют ОМС (обязательную медицинскую страховку).

    В частных клиниках цены разные. Минимальная плата за одну аллергопробу в пределах 350 рублей.