Главная · Спорт и Фитнес · Женский монастырь николо-теребенская пустынь епархиальный женский монастырь. Георгия победоносца и великомученицы варвары села матвеево Закрытие и возрождение монастыря

Женский монастырь николо-теребенская пустынь епархиальный женский монастырь. Георгия победоносца и великомученицы варвары села матвеево Закрытие и возрождение монастыря

Он избрал для церкви понравившееся ему место на краю села. Там было заложено основание церкви, и Обутков поставил образ на это основание. Но когда наступила ночь, образ невидимою силою поднялся с церковного основания и перенесся на полпоприща от села к озеру и реке Мологе, где стояли 5 берез и колодезь и где, по-видимому, был в прежнее время храм. На следующий день Обутков, думая, что кто-нибудь случайно перенёс образ, опять поставил его на церковное основание, но ночью образ снова перенесся. Утром Обутков вторично перенес образ, но все повторилось, так продолжалось несколько дней. Обутков построил там деревянную церковь во имя святителя Николая, внёс в неё образ и другие иконы и отдал село Теребень священнослужителям той церкви в вечное поминовение себе и роду своему. Образ прославился чудотворениями и привлекал к себе много богомольцев.

Первые насельники

Примерно через 100 лет после основания храм пришел в запустение, но, несмотря на полуразрушенность церкви, сохранился чудотворный образ.

Вскоре после литовского нашествия на Русь пришёл в эти места инок Онуфрий (в ) из Новгородской области, вынужденный покинуть свою обитель и искать пристанища. На месте села Теребень в то время осталось пепелище.

Онуфрий выкопал себе пещеру, прикрыл её сучьями, хворостом и мхом. Ему помогал благочистивый помещик Артемий из боярского рода Мозовских (или Морозовских), проживавший в 5 верстах от Теребени в своём селе Топольском, тоже опустошенным. Но Онуфрий прожил здесь недолго, пустынное оскуднение и недостатки заставили его уйти.

К началу века в заштатной, необщежительной Николаевской Теребенской пустыни в Вышневолоцком уезде были следующие церкви:

  1. Главная, холодная - святителя Николая, построена в , каменная с 2 приделами: правый - Владимирской Богоматери; левый - Святого праведного Иакова Боровичского Чудотворца.
  2. теплая - Благовещения Пресвятой Богородицы, построена в , каменная, с приделом святителя Арсения Тверского.
  3. теплая - Сретения Господня, построена в - , каменная, с 1 престолом.
  4. Преподобного Александра Свирского, построена предположительно в .

Закрытие и возрождение монастыря

Пустынь закрыта в 1930-е годы. В помещениях пустыни долгое время располагался птицеводческий совхоз.

Вновь возрождается с середины 1990-х годов. Сохранились: Никольский собор (1830-1838), Благовещенская церковь (1882-1883), настоятельский и братский корпуса (40-50-е годы XIX века).

В начале XXI века пустынь стала женской.

Святыни

Храмы монастыря

Соборная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, с колокольней (1838)

Все крыши крыты железом белым и окрашенным ярью медянною. 5 куполов и глав. Колокольня о 2 ярусах со шпилем и крестом высотой 17 саженей. Пол чугунный. Врата резные вызолоченные. Иконостас вызолочен и на полименте. При храме имеются в трапезе 2 придела: во имя Владимирской иконы Божией Матери и во имя святого праведного Иакова Боровичского. Храм отштукатурен и выкрашен светло-зеленой краской, карнизы отбелены известью. Храм украшают фрески, резной сплошь вызолоченный иконостас и 9 больших картин, изображающих чудеса от образа Николая Чудотворца.

Благовещенский храм (1883)

1883 настоятелем игуменом Арсением.

Настоятели

  • сщмч. Василий (Богоявленский) (6 мая - 11 августа 1917)
  • Ольга (Назмутдинова) , мон. (XXI в.)

Использованные материалы

  • Николаевская Теребенская пустынь. Историческое описание. Издательство "Леушинское подворье", Санкт-Петербург, 2003 год.
  • Статья "ТЕРЕБЕНСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ" в энциклопедии "Тверская область", 1994 г., страница 283.

В 1492 году помещик Михаил Обудков решил построить в принадлежавшем ему селе Теребени, церковь во имя Святителя Николая. Выбрал подходящее место и поставил образ Святителя. Но икона несколько раз невидимо оказывалась недалеко от озера и реки Мологи, где стояли пять берез, и был водный «кладязь». Обудков увидел тогда в этом чудесном знамении образа иную волю Чудотворца о месте построения храма и не захотел противиться ей. На месте, указанном самим Угодником, выстроили деревянную церковь. Помещик же в вечное поминание о себе и роде своем, отдал церковным служителям и свое село Теребени. Поначалу церковь была только приходской, но вскоре около неё образовался монастырь.

В смутное время обитель разорили поляки. В 1611 году поселился, было здесь, для подвигов инок Онуфрий, но не вынес пустоты и бедности этого места и ушел. И ещё 30 лет продолжалось запустение, пока в 1641 году два инока Авраамий и Артемий не начали строить часовню. Расчищая место под строительство, они наткнулись на чудотворную икону Святителя, которая была цела и невредима. Ни огонь её не коснулся, ни краски не потемнели в течение 40 лет. Обрадовавшись, иноки построили вместо часовни храм, хотя и небольшой и деревянный. Таким образом, возродилась Теребенская обитель на своём старинном месте. Слава о её чудотворном явленном образе стала быстро распространяться, число богомольцев росло, на жертву никто не скупился, благодаря чему обитель стала цветущей, богатой и благоустроенной.

Кроме иконы святителя Николая обитель прославилась также иконой Теребенской Божией Матери.

В лето 1654 года, в дни державы христолюбивого государя царя и великого князя Алексия Михайловича, всея России самодержца, при святейшем Никоне, архиепископе царствующего города Москвы и всея Северной страны патриархе, в третье лето патриаршества его посещением Божиим из-за наших грехов в Москве, в окрестных городах, селах и в Бежецком крае началась эпидемия страшной моровой язвы. Бежечане, зная, что это за бедствие и сколько жизней оно уносит, обратились с мольбой о прощении и помиловании к Богу и Пречистой Его Матери Приснодеве Марии. Крепко же веруя в необоримую силу святой молитвы перед Господом святителя Николая, граждане в великом множестве пришли в Теребенскую обитель. С подобающей честью взяли чудотворный образ Святителя и икону Теребенской Божьей Матери и прибыли в Бежецкий Верх 13 июля (30 июня по старому стилю) 1654 года. Благоговейно и с великой надеждой встретили дивные иконы в Бежецке и поставили в кафедральном соборе Воскресения Христова. С того самого дня моровая язва в городе и крае стала прекращаться. Православные, в благодарность Богу и святителю Николаю, три дня служили молебны перед дивным образом и с великими почестями 4 июля святые иконы проводили обратно в Теребенскую обитель. В память о чудесном избавлении Бежецкого края от моровой язвы решено было ежегодно совершать Крестный ход с иконами из Теребенской обители в Бежецкий Верх. А название с тех пор этот ход получил «Большой Бежецкий Крестный ход». Икона Теребенской Божией Матери с той поры стала почитаться как чудотворная.

Большой Бежецкий крестный ход возобновили только в 1990 году, и с тех пор ежегодно 6 июля в обители отмечается большой праздник. Сначала икону на руках несут в село Пятницкое, у источника святой мученицы Параскевы Пятницы служат водосвятный молебен, а затем, уже на машине, везут в районный центр Максатиху и в Бежецк.

До революции 1917 года Николо-Теребенский мужской монастырь пользовался заслуженной славой. Когда-то ему принадлежало 1350 га земли, которой он продолжал пользоваться и после секуляризации, а монахов насчитывалось не больше сорока человек. Работавшие на этой земле крестьяне трудились на совесть, поэтому и жили хорошо, в отличие от помещичьих крестьян. Монастырь полностью содержал Тверскую духовную семинарию, помогал сиротам.

В 1920-х годах монастырь закрыли, вместе со всеми остальными монастырями на территории молодого советского государства. Но благочестивым жителям удалось сохранить святыни. После 80 лет безбожия и поругания в середине 1990-х гг. по благословению высокопреосвященнейшего Виктора, архиепископа Тверского и Кашинского, трудами иерея Геннадия началось восстановление древней Теребенской пустыни. В 2004 году обитель получила статус женского монастыря, и настоятельницей была назначена монахиня Ольга (Назмутдинова).

В далеком прошлом, в 1492 году, помещик из селения Теребени Михаил Обудков решил выстроить храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Для этой благой цели он подобрал нужное место и разместил на нем образ Святого Николая, но по неизвестной причине икона оказывалась возле Мологи, на берегу которой росли пять берез. В этом было чудесное знамение о месторасположении храма, поэтому помещик не стал противиться судьбе. На выбранном месте была возведена деревянная церковь. Первоначально она была приходской, но с течением времени возле нее образовался монастырь.

В период Смутного времени поляки разграбили обитель. На протяжении 30 лет монастырь постепенно затухал, но в 1641 году Артемий и Авраамий – местные иноки – решили начать возведение часовни. Во время подготовительных работ они неожиданно нашли икону Святого Николая – абсолютно целую. Получив радостное известие, было принято решение выстроить небольшой деревянный храм – именно так состоялось возрождение Теребенского монастыря на своем предыдущем месте. Строительство храма велось буквально «всем миром», многие местные жители не скупились на пожертвования. Важной церковной реликвией стала икона Теребенской Богоматери, которая в будущем спасла народ от смертоносной эпидемии моровой язвы.

До наступления социалистической революции Николо-Теребенский мужской монастырь был прославлен, ведь в его владении находилось 1350 га земельных наделов, которыми обитель пользовалась даже после секуляризации. На земле трудились крестьяне, которые благодаря своему трудолюбию, жили по тем временам довольно хорошо. При монастыре значилось примерно сорок человек. Обитель содержала духовную семинарию Твери и оказывала большую помощь нуждающимся сиротам.

В 1920-х годах монастырь был закрыт, как и другие обители, но местные жители смогли сохранить ценные святыни. Только в 1990-х годах с благословения Тверского и Кашинского архиепископа, а также благодаря стараниям иерея Геннадия начался процесс возрождения старинной Теребенской пустыни. В середине 2004 года она получила статус уже женской, что произошло при настоятельнице Ольге.

На сегодняшний день в состав монастыря входят следующие храмы: Никольский собор, Подземный храм преподобного Александра Свирского, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, братский и настоятельский корпуса, стены обители, включая расположенную с южной стороны и оснащенную хозяйственными постройками. Полному разрушению подверглась Сретенская церковь. Имеющиеся в храме многочисленные росписи подлежат тщательному восстановлению.

В 17 столетии был выстроен Никольский собор, но окончательный вид он приобрел только в 1833 году. Собор поражает своей красотой, ведь он оснащен пятью куполами и роскошными главками. Освящение храма состоялось в 1838 году. Удивительным явлением стало то, что сегодня на стенах собора стали проявляться фрески, но их авторы до сих пор неизвестны.

Подземный храм Александра Свирского был возведен в 18 столетии. В прошлом храм был пронизан подземными ходами, хотя в настоящее время все они заложены по причине обваливания грунта.

Заложение храма Благовещения Пресвятой Богородицы состоялось 9 мая 1882 года при поддержке Тверского и Кашинского архиепископа Саввы. Изначально он имел хозяйственные постройки и кельи, но вскоре стены пошли трещинами. Здание разобрали, и спустя год строительные работы были снова возобновлены. Сегодня Благовещенский храм отреставрирован и в нем совершаются должные богослужения.

При Николо-Теребенском монастыре действует медико-реабилитационный учебный центр, предназначенный для детей, которые остались без родителей. В распоряжении обители имеется 640 га земельных наделов, нуждающихся в тщательной обработке. Здесь же планируется создание сельскохозяйственного предприятия, ведь на его основе многочисленные учащиеся смогут проходить практические занятия.

Несмотря на то, что некоторые постройки Никольского монастыря нуждаются в реставрационных работах, обитель привлекает к себе множество православных верующих.

Тверская Карелия

Часть 8. Николо-Теребенский монастырь

Что еще и смотреть в родной стороне, как не храмы - разрушенные и восстановленные?

Ими Россия в целом и тверская земля в частности богаты.

Даже в руинированном виде храмовые комплексы производят огромное впечатление.

Не могу забыть грандиозные развалины Краснохолмского Николаева Антониева монастыря, которые с товарищами по блогтуру мы осмотрели прошлой осенью.

И вот новый блогтур и новые впечатления.

На этот раз в карельских краях тверского региона.

О Николо-Теребенском монастыре в Максатихинском районе я много слышала. И вот наконец пришлось побывать в рамках блогтура "Малые народы".

Это совсем другой монастырь. Во-первых, он не разрушенный и действующий. Во-вторых, женский (а изначально был мужской), и хозяйство в нем женское.

Для начала покажу вам монастырский огород. Мне, как тоже немного огороднице, всегда интересно взглянуть на другие грядки.

Ладная капустка!

Рядок укропа:

Котенок очарователен. Набегавшись и наигравшись с гостями, он заснул крепким счастливым сном на кухне!

Нам была оказана большая честь - нас, блогеров из Москвы, Петербурга и Твери, приняла настоятельница монастыря матушка Ольга.

Лестница в ее покои.

Матушка Ольга пригласила нас к столу, угостила вкуснейшими монастырскими яствами - молоком, творогом, лесными ягодками, чему наши столичные товарищи были несказанно рады. Для них натуральная еда - круче заграничных деликатесов.

Хозяйство в монастыре большое - огород, коровы, поля. Площадь угодий, если я правильно поняла, составляет 640 гектаров.

Основной доход монастырю приносит молоко.

Излишки продают. Литр молока идет здесь же по 40 рублей за литр, доехав до Твери, молоко дорожает до пятидесяти рублей.

Когда-то в монастыре выпекали знаменитые пряники. До 80 видов! Пряниками торговали по всему белому свету, в том числе на Красной площади в Москве.

Мне очень запомнились слова настоятельницы. Она сказала примерно следующее: "Роль монашества в наше время меняется. Нельзя закрыться в монастыре и молиться".

Возможно, такими словами матушка Ольга хотела обосновать активную хозяйственную деятельность своей паствы.

Еще один обитатель монастырского мира. Тоже вполне довольный своей участью.

Закончив с материальным, можно перейти на духовное.

Наш путь к храму был неблизким.

Николо-Теребенский монастырь расположен на севере Максатихинского района, почти на границе с Лесным районом. В окрестностях протекает река Молога.

Нынешним летом она была узкая и неглубокая. А обычно это вполне полноводная река, в прошлом судоходная.

Завершив наше знакомство с монастырем, мы не могли отказать себе в удовольствии искупаться в ее чистой воде. Одно из самых приятных воспоминаний лета!

Около часа мы ехали по шоссе, потом надо было повернуть на проселочную дорогу.

На повороте нас ждал восхитительный сюрприз - накрытый стол с великолепным угощением и гостеприимные хозяева - глава Труженицкого сельского поселения Светлана Хрусталева и местные жители - работники Дома культуры. Женщины в национальных карельских костюмах выглядели очень органично. Может, они всегда так одеты? В жаркий летний день белые сарафаны были весьма уместны.

Чай не из пакетика, а на травах, варенье из крыжовника, свежий мед, пироги - все пошло на "ура" и даже маринованные огурцы мы полностью съели. Очень вкусно!

Опять я сбиваюсь с духоподъемного на бытовое...

Проехали метров сто и новый сюрприз - девушка с коромыслом на обочине.

Русская красавица показала нам дорогу к источнику родниковой воды. Он носит имя Параскевы Пятницы.

Местные жители называют его дальний колодец.

Источник хорошо обустроен. Здесь стоит свежий сруб, внутри колодец, в котором можно набрать воды или окунуться в купель.

Но мы предпочли набрать воды из трубы, что журчит водой вне домика.

Считается, что пятницкая вода помогает излечиться от болезней желудка.

Еще пара километров живописной дороги и мы у ворот Николо-Теребенского монастыря.

Монастырь невелик по площади и стоит посреди поселка Труженик (в прошлом села Теребени)

В таком месте думается о вечном. Монастырь был основан в страшно далеком от нас XV веке, есть свидетельства, что в 1492 году местный помещик Михаил Обутков решил построить церковь во имя святителя Николая. Поводом для основания монастыря стал образ Николая Чудотворца.

Икона чудесным образом переносилась из одного места в другое. В итоге обитель поставили в том месте, которое выбрал сам образ.

С иконой связано множество различных легенд, которым можно верить или не верить.

Но вот факты. Поклониться образу Николая Чудотворца сюда приезжал император Николай Второй. На клиросе Никольского собора пел великий бас Федор Шаляпин. В росписи фремок принимал участие знаменитый художник Алексей Венецианов.

Никольский собор постройки 1833 года находится в стадии реставрации.

Внутри остатки фресок. Нам рассказали, что они самовосстанавливаются.

При советской власти храм не пустовал. Здесь то хранили удобрения, то открывали спортивный зал...

Оба монастырских храма - Никольский собор и церковь Благовещения пресвятой Богородицы стоят рядом.

В монастыре нам необыкновенно повезло - нашим гидом и поводырем стал Николай Алексеевич Соловьев, учитель истории из сельской школы, краевед и большой знаток монастырской истории.

Мы были поражены объемом его знаний и увлеченностью историей родного края.

К сожалению, запомнить все интереснейшие рассказы нашего спутника не так просто.

Николай легко оперирует событиями, датами, то и дело уходя в далекое прошлое, рассуждая о дохристианских святынях - чудесных камнях, порталах связи с небом, и других мистических предметах.

В Николо-Теребенском монастыре две святыни - икона святителя Николая Чудотворца и икона Теребенской Божьей Матери.

Обе реликвии очень почитаемы, с обеими связаны разные чудесные истории.

Как видите, люди сопровождают свои молитвы щедрыми подношениями небесной заступнице.

В храме пресвятой Богородицы очень хорошая атмосфера. Наверное, это и есть намоленность...

Про Никольский собор Николай сказал, что в нем служат ангелы... А как ему не поверишь?

После осмотра обоих храмов Николай повел нас к холмику, который я издали приняла за погреб.

Это подземная церковь преподобного Александра Свирского.

Здесь некогда жили святые старцы. Они никогда не выходили на белый свет. И после смерти остались там же.

Что вы видите? Я лицо человека. нос, глазницы...

Еще одно чудо монастыря - икона "Блаженное чрево". Она дарует бездетным долгожданных детей.

из нашей группы кажется только я полюбопытствовала - открыла дверь в часовенку и спустилась по ступенькам в подземелье. Там небольшое помещение, а в нем икона.

Ей и следует молиться.

Все ж таки живым на белом свете лучше, чем под землей.

Надо радоваться жизни!

Не забывая о вечном...

У монастыря есть сайт, он содержит больше информации.