Главная · Личностный рост · Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко). Г. Селевко Энциклопедия образовательных технологий (1 том)

Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко). Г. Селевко Энциклопедия образовательных технологий (1 том)

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Учебное пособие «Современные образовательные технологии» Г.К. Селевко является одной из лучших книг в этой области. Кроме Г.К. Селевко этим вопросом занимались и другие: Левитес Д. Г. «Практика обучения: современные образовательные технологии»; Атутов П. Р. «Технология и современное образование», № 2; Бордовский Г.Л., Извозчиков В.А. «Новые технологии обучения: Вопросы терминологии», № 5.

В пособии Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Дается краткая характеристика наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их изучению и использованию.

Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

Проанализируем это пособие и отметим его полезный потенциал.

Цель данного учебного пособия – помочь современному учителю ориентироваться в спектре современных инновационных технологий, а студента-филолога не только познакомить с ними, но и научить применять их в своей профессиональной деятельности.

Учебное пособие включает в себя тринадцать значимых глав:

- I.Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии.

- II.Педагогические технологии.

- III.Современное традиционное обучение (ТО).

- IV.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.

- V.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

- VI.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.

-VII.Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.

- VIII.Частнопредметные педагогические технологии.

- IX.Альтернативные технологии.

- X.Природосообразные технологии.

- XI.Технологии развивающего обучения.

- XIII.Заключение: технологии проектирования и освоения технологий.

Отметим, что материал в пособии излагается систематизировано. Автор постепенно ведет читателя к пониманию «педагогических технологий»: от понятий «личность», «структура личности», классификации «знаний, умений и навыков» к классификации способов умственных действий, самоуправляющим механизмам личности, ее эстетическим и нравственным качествам.

Существенно то, что материал по изучении педагогических технологий представлен по принципу «от простого к сложному». Сначала в книге дается определение понятия «технология», затем – различные трактовки понятия «педагогическая технология». В учебном пособии затрагиваются вопросы основных качеств современных педагогических технологий, а именно: структура, ее критерии и источники. Важно, что в книге представлены философские основы технологии: «философская концепция экзистенциализма», «концепция прагматизма», «сциентистско-технократические концепции», – а также научные концепции усвоения социального опыта: «ассоциативно-рефлекторная концепция обучения», в рамках которой разработана «теория формирования понятий», сущность которой в том, что процесс обучения понимается как обобщение получаемых знаний и образование определенных понятий; «суггестопедическая концепция обучения».

Интересно, что автор затрагивает вопрос классификации педагогических технологий, несмотря на то, что каждая технология уникальна, поскольку каждый педагог привносит что-то свое, авторское. Однако в данном пособии технологии классифицированы по некоторым общим признакам: по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания и структуры, по организационным формам, по типам управления познавательной деятельностью, по подходу к ребенку, по преобладающему (доминирующему) методу, по направлению модернизации существующей традиционной системы, по категории обучающихся.

Очень важно, что в данном пособии в отдельной главе уделяется внимание «традиционному обучению». Благодаря этой главе студенты-филологи могут узнать, что у традиционной системы обучения есть не только плюсы, но и минусы; к тому же минусов у ТО будет гораздо больше, поскольку традиционное обучение ориентировано на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности. Эта глава важна и для современного учителя, т.к. благодаря ей он может найти недостатки в своей методике обучения.

Важно, что все приведенные педагогические технологии проанализированы на основе их классификационных характеристик: по уровню применения, по философской основе, по основному фактору развития, по концепции усвоения, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания, по типу управления, по организационным формам, по подходу к ребенку, по преобладающему методу, по категории обучаемых.

Технологии, рассмотренные в данном учебном пособии, направлены на современные требования к обучению. В результате, автор анализирует педагогические технологии на основе личностной ориентации, активизации и интенсификации деятельности учащихся, эффективности управления и организации учебного процесса, дидактического усовершенствования и реконструирования материала. Кроме того, в пособии рассматриваются и частнопредметные, альтернативные, природосообразные технологии, а также технологии развивающего обучения, технологии авторских школ.

Особенностью учебного пособия является то, что описания технологий во многом заимствованы из известных публикаций, наблюдений за работой передовых учителей, а также собственного опыта работы автора. Авторскими являются анализ и интерпретация этих технологий.

В заключительной главе раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии.

Таким образом, учебное пособие Г.К. Селевко поможет студентам-филологам и учителям овладеть современными педагогическими технологиями в условиях модернизации школьного образования.

Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с. — ISBN 5-87953-127-9.В первых двух главах дается научное обоснование понятия педагогической технологии, вскрывается его сложность и многогранность, предлагается классификация образовательных технологий и методологическая основа их анализа.
В последующих главах обширнейший и богатейший материал передового педагогического опыта, инновационного движения и научных разработок (около 50 технологий) дается в классифицированном и обобщенном виде по пяти основным направлениям: традиционное обучение, модернизированные технологии, альтернативные технологии, технологии развивающего обучения и авторских школ. В каждой из них четко прослеживается концептуальная основа, особенности содержания и методики, дается необходимый материал для понимания сущности процесса.
В заключительной главе раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии.Введение
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
Личность как содержательное обобщение высшего уровня
Структура качеств личности
Знания, умения, навыки (ЗУН)
Способы умственных действий (СУД)
Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)
Педагогические технологии
Понятие педагогической технологии
Основные качества современных педагогических технологий
Научные основы педагогических технологий
Классификация педагогических технологий
Описание и анализ педагогической технологии
Современное традиционное обучение (ТО)
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Педагогика сотрудничества
Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Проблемное обучение
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
Технологии уровневой дифференциации
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)
Технология программированного обучения
Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
«Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
«Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)
Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)
Частнопредметные педагогические технологии
Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)
Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)
Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)
Альтернативные технологии
Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
Технология свободного труда (С.Френе)
Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)
Технология мастерских
Природосообразные технологии
Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)
Технология саморазвития (М.Монтессори)
Технологии развивающего обучения
Общие основы технологий развивающего обучения
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)
Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Педагогические технологии авторских школ
Модель «Русская школа»
Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
Школа-парк (М.А. Балабан)
Агрошкола А.А. Католикова
Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)
Заключение: технологии проектирования и освоения технологий

Современные образовательные технологии. Селевко Г.К.

М.: 1998. - 256 с.

В пособии рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Дается краткая характеристика наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их изучению и использованию.

Предназначено для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

Формат: pdf

Размер: 5,8 Мб

Скачать: yandex.disk

Формат: doc

Размер: 4,5 Мб

Скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
1.2. Структура качеств личности
1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)
1.4. Способы умственных действий (СУД)
1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)
II. Педагогические технологии
2.1. Понятие педагогической технологии
2.2. Основные качества современных педагогических технологий
2.3. Научные основы педагогических технологий
2.4. Классификация педагогических технологий
2.5. Описание и анализ педагогической технологии
III. Современное традиционное обучение (ТО)
IV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
4.1. Педагогика сотрудничества
4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
4.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
5.1. Игровые технологии
5.2. Проблемное обучение
5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
5.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
6.1. Технология С.Н Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
6.2. Технологии уровневой дифференциации
6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)
6.6. Технология программированного обучения
6.7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
7.1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
7.2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)
7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)
VIII. Частнопредметные педагогические технологии
8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)
8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)
8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)
IX. Альтернативные технологии
9.1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
9.2. Технология свободного труда (С.Френе)
9.3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)
9.4. Технология мастерских
X. Природосообразные технологии
10.1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)
10.2. Технология саморазвития (М.Монтессори)
XI. Технологии развивающего обучения
11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
11.2 Система развивающего обучения Л.В. Занкова
11.3 Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)
11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)
11.6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
XII. Педагогические технологии авторских школ
12.2. Модель «Русская школа»
12.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
12.4. Школа-парк (М.А. Балабан)
12.5. Агрошкола А.А. Католикова
12.6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)
XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий


В данной презентации рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Дается краткая характеристика некоторых известных образовательных технологий. Материалы подготовлены по книге Селевко Германа Константиновича «Современные образовательные технологии» Образование - это индустрия, направленная в будущее. С.П.Капица


Понятие педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Уровни педагогической технологии Уровни педагогической технологии Уровни педагогической технологии Уровни педагогической технологии Качества педагогической технологии Качества педагогической технологии Качества педагогической технологии Качества педагогической технологии


Описание и анализ педагогической технологии Идентификация Название технологии Концептуальная часть Концептуальная часть Концептуальная часть Концептуальная часть Особенности содержания образования Особенности содержания образования Особенности содержания образования Особенности содержания образования Процессуальная характеристика Процессуальная характеристика Процессуальная характеристика Процессуальная характеристика Программно - методическое обеспечение Программно - методическое обеспечение Программно - методическое обеспечение Программно - методическое обеспечение


По уровню примененияПо уровню примененияПо уровню примененияПо уровню применения По философской основеПо философской основеПо философской основеПо философской основе По ведущему фактору психического развитияПо ведущему фактору психического развитияПо ведущему фактору психического развитияПо ведущему фактору психического развития По концепции усвоенияПо концепции усвоенияПо концепции усвоенияПо концепции усвоения По ориентации на личностные структурыПо ориентации на личностные структурыПо ориентации на личностные структурыПо ориентации на личностные структуры По характеру содержания и структурыПо характеру содержания и структурыПо характеру содержания и структурыПо характеру содержания и структуры По организационным формамПо организационным формамПо организационным формамПо организационным формам По типу управления познавательной деятельностьюПо типу управления познавательной деятельностьюПо типу управления познавательной деятельностьюПо типу управления познавательной деятельностью По подходу к ребенкуПо подходу к ребенкуПо подходу к ребенкуПо подходу к ребенку По преобладающему (доминирующему) методуПо преобладающему (доминирующему) методуПо преобладающему (доминирующему) методуПо преобладающему (доминирующему) методу По направлению модернизации существующей традиционной системыПо направлению модернизации существующей традиционной системыПо направлению модернизации существующей традиционной системыПо направлению модернизации существующей традиционной системы Классификация педагогических технологий


Примеры педагогических технологий Современное традиционное обучение (ТО) Современное традиционное обучение (ТО) Современное традиционное обучение (ТО) Современное традиционное обучение (ТО) Компьютерные технологии обучения Компьютерные технологии обучения Компьютерные технологии обучения Компьютерные технологии обучения Система развивающего обучения Л.В.Занкова Система развивающего обучения Л.В.Занкова Система развивающего обучения Л.В.Занкова Система развивающего обучения Л.В.Занкова Игровые технологии. Игровые технологии. Игровые технологии. Игровые технологии. Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества «Диалог культур» «Диалог культур» «Диалог культур» «Диалог культур» Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)







Научный Научный: технологии - часть педагогической науки,изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения Процессуально - описательный Процессуально - описательный: описание процесса для достижения планируемых результатов обучения Процессуально - действенный Процессуально - действенный: осуществление педагогического процесса Аспекты педагогических технологий:


Уровни педагогической технологии: Общепедагогический Общепедагогический: образовательный процесс в данном регионе на определённой ступени обучения Частнометодический Частнометодический: совокупность методов и средств для реализации содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета Локальный Локальный: решение частных дидактических и воспитательных задач


Качества педагогических технологий: Концептуальность Концептуальность - опора на определённую научную концепцию; Системность Системность - взаимосвязь всех частей технологии; Управляемость Управляемость - проектирование процесса обучения; Эффективность Эффективность - гарантирование достижений определённого стандарта обучения; Воспроизводимость Воспроизводимость - возможность применения в других образовательных учреждениях.




















Догматические, репродуктивные Развивающее обучение Творческие Диалогические Саморазвивающее обучение Объяснительно- иллюстративные Проблемные, поисковые Программированное обучение Игровые Информационные, компьютерные По преобладающему (доминирующему) методу По преобладающему (доминирующему) методу


По направлению модернизации существующей традиционной системы По направлению модернизации существующей традиционной системы На основе гуманизации и демократизации отношений На основе эффективности организации и управления Природосообразные На основе активизации и интенсификации деятельности детей На основе методического и дидактического реконструирования материала Альтернативные Целостные технологии авторских школ


Современное традиционное обучение (ТО) Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-поурочную организацию обуче- ния, сложившуюся в 17 веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Каменским, и до сих пор яв- ляющуюся преобладающей в школах мира. Классификационные параметры Классификационные параметры Классификационные параметры Классификационные параметры Целевые ориентации Целевые ориентации Целевые ориентации Целевые ориентации Концептуальные положения Концептуальные положения Концептуальные положения Концептуальные положения Особенности методики Особенности методики Особенности методики Особенности методики


Классификационные параметры ТО По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: педагогика принуждения. По основному фактору развития: социогенная - с допущениями биогенного фактора. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример). По ориентации на личностные структуры: информационная, ЗУН. По характеру содержания: светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая. По типу управления: традиционное классическое + ТСО. По организационным формам: классно-урочная, академическая. По подходу к ребёнку: авторитарная. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная. По категории обучаемых: массовая.




Концептуальные положения Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики: научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные); природосообразительности (обучение определяется развитием, не форсируется); последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему); доступности (от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному, усвоение готовых ЗУН); прочности (повторение - мать учения); сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд); принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию); принцип связи теории с практикой (определённая часть учебного процесса отводится применению знаний); учёта возрастных и индивидуальных особенностей.


Особенности методики Традиционная технология представляет собой авторитарную педагогику требований Ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и требованиями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности


Процессуальная характеристика Особенности методики, применения методов и средств обучения Мотивационная характеристика Организационные формы образовательного процесса Управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция) Категория учащихся, на которых рассчитана технология
















Особенности методики Компьютерные средства обучения являются интерактивными.Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения. В функции учителя компьютер представляет:источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля. В функции рабочего инструмента компьютер выступает как: средство подготовки текстов и их хранения, текстовый и графический редакторы,средство моделирования,...






















Концептуальные дидактические положения Целенаправленное развитие на основекомплексной развивающей системы. Системность и целостность содержания. Ведущая роль теоретических знаний. Обучение на высоком уровне трудности. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами. Осознание ребенком процесса учения. Включение в процессе обучения не только рациональной,но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ). Проблематизация содержания (коллизии). Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход. Работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.




Особенности содержания путь индуктивныйсравнения. анализирующего наблюдения Доминирующее начало в системе - путь индуктивный. Особое место отводится процессу сравнения. Главное внимание уделяется развитию анализирующего наблюдения. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Методическая цель - создание на уроке условий для проявления постоянной активности учеников. Пути достижения: создание проблемных ситуаций, использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, составление и обсуждение плана урока вместе с учащимися, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе. Ход познания - «от учеников».


Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики» Целевые ориентации Основные идеи Особенности методики Особенности содержания Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И.Песталоцци


Целевые ориентации Воспитание призвано сформировать целостную личность: стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей; открытую для восприятия нового опыта; способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Не столько знания, сколько способности Развитие самоопределения, индивидуальной от Не столько знания, сколько способности Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия.




Особенности методики Педагогика отношений, а не требований Метод погружения, «эпохальная» методика Обучение без учебников, без жёстких программ Индивидуализация Коллективное познавательное творчество на уроках Обучение самостоятельности, самоконтролю Много игры Отрицание отметки.


Особенности содержания Широкое дополнительное просвещение Межпредметные связи Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия, музыка Большая роль отводится трудовому воспитанию Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практически - трудового аспектов образования


Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую»технологию,являющуюся воплощением нового педагогического мышления,источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть. Человек есть мера всех вещей Протагор








Классификационные характеристики По подходу к ребёнку: гуманно-личностная, субъект-субъектная гуманно-личностная, субъект-субъектная По преобладающему подходу: проблемно-поисковая проблемно-поисковая система малых групп По типу управления: система малых групп: ассоциативно- рефлекторная + поэтапная интериоризация По концепции усвоения: ассоциативно- рефлекторная + поэтапная интериоризация: гуманистическая По философской основе: гуманистическая

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп (рис. 3).

По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.

По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов , но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.

По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлек торные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные. По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операц онные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоциональнохудожественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы -

По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных -комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.

Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П.Беспалько -дидактических систем):

1) классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);

2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

3) система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4) обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;

5) система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;

6) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

7) система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;

8) «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

- традиционная классическая классно-урочная система Я. А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

- современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;

- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

- программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

а) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «вин тик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением ини циативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидакто-центрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные от ношения педагога и ученика , приоритет обучения над воспитанием, и самыми глав ными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством дос тижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее , свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со трудничества, сотворчества.

е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение , не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

Способу методу средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллю тративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

Массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

Технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

Технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

Различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);

Технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий.

а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией , приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н.Ильина и др.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова и др.

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективноопережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.

г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирована учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и СЮ. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и Др.

е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе, технология вероятностного образования А.М.Лобка.

ж) Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа-парк» М.Балабана и др.).