Главная · Спорт и Фитнес · Сообщение о начале 20 века. На протяжении двадцатого века на Западе взгляды на роль биологического и культурного в природе человека резко расходились между собой. Смена мнений по этому вопросу напоминает колебания. Резкое возрастание роли государства в эк

Сообщение о начале 20 века. На протяжении двадцатого века на Западе взгляды на роль биологического и культурного в природе человека резко расходились между собой. Смена мнений по этому вопросу напоминает колебания. Резкое возрастание роли государства в эк

На протяжении всех времен события мировой истории накладывали отпечаток не только на жизнь людей, но и на их сознание и образ мыслей.Также неоспорим тот факт, что изменение во внешнем виде являлось следствием хода истории, поэтому 20 век, где перемены наступали чуть ли не каждое десятилетие, несет в себе сразу несколько модных тенденций.

В начале двадцатого столетия женская прическа еще мало чем отличалась от того, что было модным в 19 веке: высокие, замысловатые прически, которые украшали нитями жемчуга и всевозможными цветами. Однако революция, которая привносит коренные изменения в чем-либо, всегда начинается незаметно. В 1903 году Ганс Шварцкопф выпустил первый в мире порошковый шампунь для мытья волос, а в 1904 году в Германии был изобретен перманент — долгосрочная завивка, которая могла держаться до 6 месяцев, но длинные волосы все еще были неотъемлемой частью женского образа. Первопроходцем в создании коротких стрижек была актриса немого кино Эве Лавальер. Ею восхищались, картины с ее участием собирали полные залы, но никто не решался последовать ее имиджу. Но как и было сказано, моду «двигает» история.

В 1914 году началась Первая мировая война. Многим женщинам пришлось распрощаться со своими шикарными локонами не потому, что так очень хотелось, а просто работа медсестрами в военных госпиталях не оставляла времени на уход за длинными волосами. В это время популярными были прически «а-ля гарсон» и «буби-копф». Даже сама Коко Шанель в 1917 году прильнула к этой тенденции, также отрезав локоны. Война закончилась, а стрижки до мочек ушей по-прежнему оставались в моде.

В 1921 году появился новый «подтип» короткой стрижки — боб. Танцовщице Ирен Касл Боб после болезни пришлось отрезать свои длинные волосы. Чтобы скрыть это, Ирен появлялась в обществе исключительно в шляпках, но однажды девушки попросили ее снять головной убор, что вызвало восторг публики. С того времени короткие стрижки заняли лидирующую позицию в мире моды и явились олицетворением сильной, активной, более независимой женщины. Кстати, стоит заметить, что в двадцатые годы брюнетки были предпочтительнее блондинок, а также родился образ женщины-вамп, вспомнить хотя бы Марлен Дитрих и ее любовь к мужскому стилю в одежде.

Наступление тридцатых годов опять влечет за собой изменения: рождается образ жизнерадостной платиновой блондинки. Женственность и притягательность теперь на первом месте. Во многом появление этого стиля является заслугой Джин Харлоу, её называли «первой светловолосой секс-бомбой Голливуда». А еще об одной «принцессе» тридцатых, Мэй Уэст, Сальвадор Дали сказал следующее: «Самый выдающийся эротический памятник нашей эпохи». Конечно, нельзя не вспомнить и Грету Гарбо, которую называли «ликом века» благодаря ее мягким, волнистым локонам.

Наступление сороковых годов сочетает в себе несочетаемое. С одной стороны, на мировую арену выходит образ открытой сексуальности: гламур, роскошь и подчеркнутая женственность, — те мотивы, которым следовали известные актрисы того времени. Но, с другой стороны, создание такого образа было невозможным для простых девушек с фронта, как собственно и для мужчин кинодивы оставались лишь мечтой.

Про пятидесятые годы можно сказать только одно: женщина теперь изящное украшение общества. Особых тенденций не было. Женщины постоянно экспериментировали с цветом, длиной, формой. Во многом это было связано с желанием поскорее забыть все тяготы и горести войны и почувствовать себя женщиной. Не случайно в это время положение женщины в обществе возвращается к консервативным и традиционным моделям: мужчина — добытчик и защитник, а женщина — хрупкий красивый цветок. Иконами этого времени бесспорно считаются , Одри Хэпберн и Лола Лоллобриджида.

Тенденции женских причесок в шестидесятых годах представляют собой протест против политических событий того времени: использование ядерного оружия и война во Вьетнаме явились толчком к появлению такого течения как хиппи. «Мир и любовь», «Запрещено запрещать» и «Сила воображения» — главные лозунги этих молодых юношей и девушек, которые протестовали против моральных и этических устоев прошлых поколений. Вместе с длинными, распущенными волосами лидерство в мире причесок занимали также афро-прически, бабетты, которые стали популярны после выхода фильма «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо в главной роли, а также многие следовали образу британской модели Твигги, у которой были короткие, зачесанные назад волосы.

Тенденции шестидесятых годов продолжили жить и в семидесятых. По-прежнему длинные волосы, по-прежнему романтика в стиле и образе жизни, по-прежнему свобода самовыражений. Но наравне с этими мотивами, модной стала еще одна прическа: дреды или туго заплетенные косички. Появление этого тренда связано с популярностью Боба Марли. Не только мужчины, но и женщины (к примеру, Бо Дерек в фильме «10») во всю следовали стилю легендарного исполнителя.

В восьмидесятые годы произошла очередная революция. Появились новые средства по уходу за волосами, а именно — красящие шампуни. Также украшениями для волос теперь стали заколки со всевозможными фигурками на концах, трикотажные повязки из шерсти и различные банты. Короткие волосы окрашивали в темный цвет, а для длинных была приемлемой целая гамма оттенков: рыжий, янтарный, светло-золотой и медный.

Девяностые года характеризуются тем, что в моде были популярны достаточно простые прически, а наравне с ними достаточно замысловатые, с необычными аксессуарами. К примеру, после выхода сериала «Друзья», многие женщины хотели сделать себе такой же каскад с мелированными прядями, как у героини Дженифер Энистон. В это же время главные подиумы мира возглавляла модель Кейт Мосс- вот кто не отличался простотой исполнения причесок. Ее стиль «heroin chic» включал в себя волосы полосками, многократно завитые, к примеру, с водорослями или другими оригинальными украшениями.

К концу 20 века мода подошла к тому, что теперь женщина в праве сама выбирать свой стиль. Образ кинодивы двадцатых или романтичная девушка семидесятых — теперь это уже не так важно. Главное то, что женщина выбирает подходящие только ей прически, несмотря на тенденции в мире моды.

Если посмотреть на карту мира начала XX в. и попытаться сравнить её с современной картой, нетрудно убедиться, что этот век не зря называют переломным. Очертания материков и океанов, пустынь и гор остались как будто прежними (хотя географы скажут, что они тоже меняются). Зато совсем иной стала политическая карта. На ней вместо одних стран появились другие. Изменились не только границы многих государств, но и их политическое устройство: монархии превратились в республики, колонии - в независимые государства и т. д.

Мир империй

Как же выглядел мир на карте в начале XX в.? Часть Европы и Америки занимали национальные государства, которые мы привыкли видеть на современной карте. Некоторые из них возникли несколько веков назад, иные - значительно позже (например, единые государства в Италии и Германии сложились во второй половине XIX в.). В то же время на обширных пространствах располагались империи.

В начале XX в. империй существовало немало и были они разные. Одну группу составляли государства, которые на протяжении столетий присоединяли к себе путём завоевания, союзов, колонизации территории, населённые разными по этнической принадлежности, религии, традициям народами. Такими многонациональными империями являлись Россия, Австро-Венгрия, Османская держава.

Другую группу можно назвать традиционными империями. Такими, например, были Великая Небесная империя в Китае, находившаяся с XVII в. под властью династии Цин, Японская империя. Стремясь сохранить свою целостность и традиционное устройство, эти государства до середины XIX в. придерживались политики самоизоляции, «закрытых дверей» для иностранцев. Но со второй половины XIX в. европейцы стали проникать в эти страны не только со своими товарами и капиталами, но и с общественными идеями, образом жизни, модой и т. д.

Ещё одна разновидность империй сложилась на протяжении Нового времени. Это были колониальные империи европейских стран, «открывавших» и подчинявших своему владычеству обширные территории Африки, Америки, Азии.

Крупнейшими колониальными державами были сначала Португалия, Испания, Голландия, а в XIX в. - Великобритания, Франция и др. Территории колониальных владений этих стран во много раз превосходили их собственную. Так, о владениях британской короны с полным основанием говорили, что «в них никогда не заходит солнце».

Последними крупными объектами колониальных захватов стали Центральная Африка и Юго-Восточная Азия. В Африке в 80-90-е годы XIX в. шла жёсткая борьба за территории между Великобританией, Францией, Германией, Италией. Если до этого колонии европейских стран занимали 10,8% территории Африки, то к 1900 г. - уже 90,4%. К концу XIX в. колониальный раздел мира между ведущими европейскими державами был практически завершён.

Жизнь народов и отдельных людей в империях определялась не только исторически сложившимися условиями и традициями, но в немалой степени и местом в имперской пирамиде. На её вершине - в метрополиях сосредоточивались высшая власть и богатства империи.

Метрополия (от греческих слов «мать» и «город») - обозначение государства по отношению к основанным или завоёванным им колониям.

Олицетворением этой власти во многих европейских столицах (Лондоне, Париже, Амстердаме, Вене, Берлине) были не только королевские дворцы, но и деловые центры с банками, конторами крупных промышленных компаний, биржи, размещавшиеся в монументальных многоэтажных домах. Определённая доля накапливавшихся здесь капиталов выделялась и тем, кто составлял часть машины управления империями, - чиновникам, военным и техническим специалистам и др. У подножия имперских пирамид находились миллионы крестьян, городских и сельских рабочих. Оплата их труда была крайне низкой. Так, в Англии в начале XX в. доход рабочего был почти в 10 раз меньше, чем у высшего чиновника государственного аппарата. Особенно тяжело приходилось подавляющему большинству населения колоний, которое испытывало двойной гнёт - со стороны собственных правителей и колониальных властей.

Научный и технический прогресс. Успехи и проблемы индустриализации

Конец XIX - начало XX в. - это время важнейших открытий в науке, которые расширили представления о природе и человеке, изменили сложившуюся до этого научную картину мира. Особенно значительными были открытия в физике, современники назвали их переворотом, революцией в науке. Вспомним важнейшие из них. В конце XIX в. немецкий физик Г. Герц открыл электромагнитные волны, В. К. Рентген - икс-лучи, проникающие в материальные предметы (на основе этого был создан аппарат, позволявший видеть внутреннее строение предметов и получивший название рентгеновского). Голландец Г. А. Лоренц разработал электронную теорию строения вещества. В 1896-1898 гг. французские учёные А. Беккерель, М. Склодовская-Кюри и П. Кюри положили начало изучению радиоактивности. Эти исследования опровергли утвердившиеся в XVIII в. каноны механистической физики, традиционные представления об энергии, о неделимости атома.

В начале XX в. английский физик Э. Резерфорд обосновал новую модель строения атома и теорию радиоактивности. Немецкий физик М. Планк и датчанин Н. Бор развили квантовую теорию, которая объясняла природу передачи энергии в излучениях. Немецкий физик А. Эйнштейн разработал теорию относительности. В ней, в отличие от закона всемирного тяготения И. Ньютона, механизмы взаимного притяжения материальных объектов связывались с изменением свойств пространства и времени. Эти открытия означали настоящий переворот в физике. Считавшийся неделимым атом «распался». Это вызывало неоднозначную оценку в научном мире. Одни считали, что открытия свидетельствовали о несостоятельности материалистической картины мира, другие увидели в них новые возможности научного познания природы и человека.


Мария Склодовская-Кюри (1867-1934). Полька по происхождению, высшее образование получила в Варшаве. Затем переехала в Париж, где вместе с мужем Пьером Кюри занялась исследованием радиоактивности. В 1903 г. и 1911 г. удостоена Нобелевских премий в области физики и химии. Умерла от болезни крови, вызванной радиоактивным излучением.

Значительные успехи были достигнуты в конце XIX - начале XX в. и в других отраслях науки. В биологии на основе дарвиновской теории эволюции получили дальнейшее развитие науки о строении и развитии клеток (цитология) и тканей (гистология). В особое научное направление выделилось изучение проблем наследственности - генетика, в которой наибольшую известность в этот период приобрели работы немецкого биолога А. Вейсмана и американского учёного Т. Моргана. Всемирное признание получили исследования И. П. Павлова в области физиологии человека, особенно его теория условных рефлексов. В конце XIX в. большие успехи были достигнуты в бактериологии. Одним из её центров стал основанный в 1888 г. в Париже Пастеровский институт (средства на его учреждение собирались по международной подписке). Бактериологи разработали препараты для предотвращения заболеваний и лечения сибирской язвы, холеры, туберкулёза, дифтерита и других неизлечимых прежде болезней.

Открытия в разных сферах естествознания ознаменовали новый этап научного прогресса. Особенно важным оказалось то, что они очень быстро находили практическое применение, воплощались в технические изобретения и устройства. Так, радиоволны были открыты в конце 80-х годов XIX в., а уже в 1895 г. русский учёный А. С. Попов продемонстрировал свой первый радиоприёмник, а итальянец Г. Маркони запатентовал в Англии «способ передачи электрических импульсов без проводов». В следующем году было создано акционерное общество по внедрению и эксплуатации изобретения Маркони. Он получил значительные средства для дальнейшей работы и в начале XX в. смог осуществить радиопередачу через Атлантический океан. Вслед за А. С. Поповым немецкий инженер X. Хюльсмайер наметил подходы к радиолокации.


В технике особое внимание уделялось изобретению и совершенствованию технических устройств, в частности двигателей внутреннего сгорания. Широко известны имена Г. Даймлера, К. Бенца, Р. Дизеля, увековеченные в названиях созданной ими техники, применение которой вывело производство автомобилей и самолётов на качественно новый уровень. В первые десятилетия XX в. появились дизельные тепловозы и теплоходы. Разработки учёных-химиков позволили начать производство искусственных материалов: пластмасс, каучука, шёлка и др.

Широкое внедрение научных и технических достижений способствовало индустриализации всё большего числа европейских стран. Так, в Италии стало развиваться автомобилестроение. К 1914 г. в стране действовали 44 автомобилестроительные компании, крупнейшей из которых была фирма «Фиат». В Германии, Нидерландах и ряде других стран получила развитие электротехническая промышленность. В Бельгии наряду с традиционной угледобычей и металлургией было развёрнуто производство железнодорожных экспрессов и вагонов.

Своего рода «кровеносными сосудами» индустриализации стали сотни тысяч километров строившихся железных дорог, новые пароходные линии, мосты и тоннели.

В 1900-1913 гг. длина железных дорог в мире увеличилась с 710 тыс. км до 1014 тыс. км, мировая добыча угля выросла с 700 млн т до 1,2 млрд т, добыча нефти - с 20 млн до 52 млн т. В США к началу XX в. действовали четыре железнодорожные линии, связывавшие восточные штаты с тихоокеанским побережьем. В России в 1904 г. завершилось строительство Транссибирской магистрали длиной 7 тыс. км. В конце XIX - начале XX в. сооружены крупнейшие тоннели в Альпах (например, знаменитый Симплонский тоннель протянулся на 20 км), что позволило значительно сократить путь от западноевропейских столиц до Стамбула. В 1914 г. было закончено строительство Панамского канала (длиной свыше 81 км), соединившего Тихий и Атлантический океаны.

Если XIX столетие считалось веком угля и стали, то XX в. с полным основанием назван веком электричества. В начале этого столетия электроэнергия стала широко использоваться в промышленности и на транспорте. В крупных городах на смену конке пришли трамваи, переводились на электрическую энергию линии метро (например, в Лондоне).

В промышленности одновременно с применением более совершенных машин и технологий разрабатывались новые принципы организации производства. Американский предприниматель Ф. Тейлор предложил разделить заводской производственный процесс на отдельные стадии и операции. Специализация рабочего только на одной операции позволяла существенно повысить производительность труда. Эти идеи были подхвачены и развиты на автомобильных предприятиях Г. Форда в США. Здесь производство основывалось на стандартизации и автоматизации работ. Важнейшим технологическим новшеством стало применение «сборочного пути», как называл его сам Форд, или конвейера (впервые это произошло в 1913 г.). Идея «доставлять работу к рабочим», организация труда по методу Тейлора позволяли значительно экономить силы работников, каждый из которых должен был чётко, почти автоматически выполнять закреплённую за ним операцию. Так, сборка автомобильного двигателя, которая раньше выполнялась одним рабочим, была разбита на 48 отдельных движений. К рабочему месту подвозили все необходимые детали и материалы. В результате производительность труда работников увеличилась в 3-4 раза.


Введение конвейера имело, однако, не только положительные стороны. Сам Г. Форд отмечал: «...результатом следования этим основным правилам является сокращение требований, предъявляемых к мыслительной способности рабочего, и сокращение его движений до минимального предела. По возможности ему приходится выполнять одно и то же одним и тем же движением».

А вот что думали сами рабочие (из рассказа рабочего автомобильного завода Ш Г. Форда в Дедженхэме):

«Это самая нудная работа в мире. Это одно и то же дело снова и снова. В нём нет никакого изменения, оно изнашивает вас. Оно вызывает у вас ужасную усталость. Оно замедляет ваши мысли. Здесь не нужно думать... Вы просто делаете это и делаете. Вы выносите это ради денег. Вот за что нам платят - за то, чтобы мы выносили нудность этого... Форд видит в вас скорее механизм, чем человека. Они стоят над вами всё время. Они ждут от вас работы в каждую минуту дня».

Быстрое индустриальное развитие стран Европы и Северной Америки сказывалось не только на условиях труда людей, но и на среде их обитания. Вокруг промышленных городов уже не оставалось лесов, загрязнялись реки. Воздух в крупных городах, особенно в фабричных районах, был отравлен дымом заводских труб и машин. В Лондоне с конца XIX в. стали систематически проверять состав воздуха, выявляя в нём содержание углекислого газа и других вредных веществ. В выходные дни горожане устремлялись за город «подышать свежим воздухом». Становилось всё очевиднее, что технический прогресс имеет и отрицательные последствия.

Изменения в условиях и образе жизни людей

Научные и технические достижения всё заметнее отражались на повседневной жизни сотен тысяч людей - их занятиях, бытовых условиях, образовании, досуге и т. д.

Нараставшая индустриализация повлекла за собой значительный приток населения в города. Это стало всеобщим явлением, хотя доля городских жителей в общей численности населения в отдельных странах Европы и мира существенно различалась. Например, в 1901 г. она составляла в Англии 78 %, Швеции - 21,5 %, а в России в 1897 г. - 13 %. Массовый характер приобрела миграция (перемещение) населения из одних стран в другие в поисках средств к существованию. Это стало возможным в немалой степени благодаря развитию железнодорожного и морского транспорта. Основной поток эмигрантов устремился из стран Восточной и Южной Европы в Новый Свет - США и Латинскую Америку. Так, в США в 1900-1915 гг. приехали 14,5 млн человек. Эмигранты из Великобритании и других европейских стран направлялись также в британские владения - Австралию, Канаду и др.

В любом месте первому поколению переселенцев приходилось преодолевать большие трудности. Им доставалась самая тяжёлая работа, худшее жильё. Путеводной звездой этих людей была надежда «пробиться», обеспечить лучшую жизнь себе и своим детям. Именно из таких стремлений в США, куда прибывало особенно много переселенцев, родилось понятие «американская мечта», а в мире появился образ «страны неограниченных возможностей». На самом деле осуществить свою мечту многим на протяжении всей жизни так и не удавалось.

Труд людей, работавших в промышленности и на транспорте, по мере появления более совершенных, производительных машин становился не столь тяжёлым, как раньше. Расширилось применение механизмов в сельском хозяйстве. Объём ручного труда стал сокращаться. Но одновременно работник оказывался всё более привязанным к машине, она нередко задавала темп его работе. В конце XIX - начале XX в. на промышленных предприятиях западноевропейских стран преобладал 10-часовой рабочий день с укороченной рабочей субботой. В первые десятилетия XX в. одним из основных требований трудящихся стало установление 8-часового рабочего дня.

XX век внёс заметные изменения в облик городов, условия жизни их обитателей. В столицах и крупных городах обычным видом транспорта становились автомобили, метро, трамваи. Керосиновые и газовые лампы в домах и на улицах заменялись электрическими. В богатых домах и учреждениях появились лифты, телефоны. Улучшалось городское водоснабжение. Применение антисептических средств и вакцин помогало в борьбе против эпидемий, которые некогда были бичом больших городов. Рос поток так называемых колониальных товаров. Чай, кофе и другие продукты, ранее доступные немногим, теперь входили в повседневный рацион.

В городах расширялись возможности проведения досуга. Изобретённый в 1895 г. кинематограф привлекал всё большее число зрителей. В первое десятилетие XX в. появились фильмы в жанрах фантастики, вестерна (так называли фильмы о приключениях на Диком Западе). «Великий немой» вызывал интерес не только движущимися картинками, но и тем, о чём он рассказывал. Для мужчин центром притяжения служили разного рода спортивные состязания, среди которых всё большую популярность приобретали футбольные матчи.

Быстрое индустриальное развитие предъявляло повышенные требования к системе образования. В промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве нужны были специалисты, способные управлять новой техникой. К началу XX в. в большинстве европейских стран на смену всеобщему начальному образованию пришло неполное среднее образование (шестилетнее, а в некоторых странах - восьмилетнее). Оно было обязательным. В Австро-Венгрии, например, предусматривались штрафы для родителей, чьи дети не посещали школу без уважительных причин. Особенно быстро развивались профессиональные учебные заведения - технические и коммерческие училища, сельскохозяйственные школы, в которых ученики, окончившие неполную среднюю школу, могли приобрести ту или иную профессию. Правда, возможность дальнейшего получения высшего образования в этом случае чаще всего не предусматривалась, такие училища называли тупиковыми. Всё же они играли большую роль в подготовке специалистов среднего звена для различных сфер хозяйства. Большое внимание стало уделяться подготовке учителей. В отдельных странах помимо прежних двухлетних учительских курсов появились педагогические училища с четырёхгодичным сроком обучения.

Динамичное промышленное развитие, рост прибылей от эксплуатации колоний способствовали тому, что увеличилось число технических специалистов, служащих, а также представителей так называемых свободных профессий - юристов, врачей и других специалистов, которым доставалась некоторая доля от доходов крупного предпринимательства. Вместе с мелкими собственниками, торговцами, ремесленниками они составляли нижний слой среднего класса. В рабочей среде в особую группу выделялись высококвалифицированные работники, которых называли рабочей аристократией. Однако и при росте среднего класса в развитых индустриальных странах сохранялся огромный разрыв между верхушкой общества и его низами.


Материальные блага распределялись среди людей крайне неравномерно. Одни ездили в дорогих автомобилях на увеселительные прогулки, а другие экономили каждый цент (пенс, сантим и т. д.), считали роскошью поездку в «подземке» (так называли метро).

Одной из острых проблем того времени была гражданская и профессиональная дискриминация (ограничение в правах) женщин. Традиционно уделом работающей женщины признавался изнурительный труд прислуги, в лучшем случае - продавщицы. В XX в. труд женщин стал всё в большем объёме использоваться в промышленности, но им поручалась малоквалифицированная работа, да ещё за оплату вдвое меньшую, чем у мужчин. Правда, для женщин расширялись возможности работать в сфере обслуживания, в конторах, в образовании и здравоохранении. Однако, по мере того как профессии стали «феминизироваться» (т. е. осваиваться женщинами), снижалась оплата труда. Всё это вело к подъёму возникшего ещё в XIX в. феминистского движения, участницы которого выступали за равноправие женщин с мужчинами во всех сферах жизни.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московский государственный институт электроники и математики (Технический университет) Кафедра истории и политологии ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ XIX – XX ВЕКОВ. ЛИБЕРАЛИЗМ. КОНСЕРВАТИЗМ. СОЦИАЛИЗМ Методические рекомендации к изучению курсов «Политология», «Глобальные конфликты нового и новейшего времени», «Отечественная история» Москва 2004 2 Составитель: доцент, к.и.н. Ларионова И.Л. Политические идеологии XIX – XX веков. Либерализм. Консерватизм. Социализм: Метод. рекомендации по курсам «Политология», «Глобаль- ные конфликты нового и новейшего времени», «Отечественная история» / Моск. гос. инс-т электроники и математики; Сост. доцент, к.и.н. Ларионова И.Л. М., 2004. С. 27. Даются рекомендации по изучению темы «Политические идеологии XIX – XX веков». Рекомендации могут быть использованы студентами для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам по курсам «По- литология», «Глобальные конфликты нового и новейшего времени», «Оте- чественная история». ISBN 5-94506-071-2 http://fe.miem.edu.ru 3 Либерализм. Консерватизм. Социализм. Общая характеристика Либерализм, консерватизм и социализм представляют собой «боль- шие» политические мировоззрения 19-20 веков. Это означает, что любая политическая доктрина обозначенного периода может быть отнесена к од- ной из этих идеологий - с большей или меньшей степенью обоснованно- сти. Во всяком случае, любая политическая концепция или партийная платформа, любое общественно-политическое движение может быть ос- мыслено через определенное сочетание либеральных, консервативных и социалистических идей. «Большие» идеологии 19-20 веков образовались в процессе постепен- ного размывания традиционных политических мировоззрений – реалисти- ческого, утопического и теократического, которые были формой сущест- вования и развития конкретных политических концепций со II тысячелетия до н.э. по 18 век. Это размывание и соответственно формирование новых мировоззрений происходило в течение 17-18 веков, в период буржуазных революций – английской, североамериканской и Великой французской. Поэтому либерализм, консерватизм и социализм, сложившиеся в конце 18 - начале 19 вв. в Западной Европе, представляют собой разные способы осмысления социальной действительности, как она сложилась в Европе и Северной Америке в результате революций и промышленного переворота, и предлагают пути совершенствования буржуазного общества или его за- мены другим общественно-политическим строем. Индустриальное и по- стиндустриальное общества как стадии развития современной западной цивилизации обязаны многими своими чертами сознательным усилиям ли- беральных, социал-демократических, консервативных (косвенно – и ком- мунистических) партий, которые преобразовывали мир, стремясь претво- рить в жизнь свои политические платформы и программы. Таким образом, понятия либерализм, консерватизм и социализм мно- гозначны. Как мировоззрение каждое их них имеет определенную фило- софскую основу и представляет собой некоторый способ осмысления мира в целом, прежде всего, общества и способов его развития. В этом смысле мировоззрения 19-20 вв. играют в науках об обществе методологическую роль, выступая в качестве инструмента познания политических концепций и партийных платформ. Как политические идеологии либерализм, консер- ватизм и социализм рисуют картину желаемого будущего и основных пу- тей его достижения. Иными словами каждая идеология предлагает неко- торую модель развития общества, которая его создателям и сторонникам представляется оптимальной. Следует подчеркнуть, что политическая идеология не представляет собой систему взглядов в строгом смысле сло- ва. Это более или менее взаимообусловленная совокупность концепций, принципов и идей, обычно лежащая в основе платформ политических партий. Отсюда следует, что либерализм, консерватизм и социализм – это также политическая программа и политическая практика. Итак, «большие» http://fe.miem.edu.ru 4 политические идеологии 19-20 веков – это одновременно методология, теория, программа и практика. Существует определенное соответствие между той или иной идеоло- гией с одной стороны, интересами некоторых классов и социальных слоев – с другой. Однако это соответствие не является ни жестким, ни неизмен- ным. Консерватизм обычно выражает чаяния крупных собственников, а также широких слоев населения, стабильность общественного положения которых оказалась под угрозой в результате некоторых произошедших или надвигающихся перемен. Социализм представляет интересы наиболее обездоленной части общества или же тех, кто зарабатывает на жизнь пре- имущественно своим трудом. Либерализм – это идеология политического центризма. Как правило, либеральных взглядов придерживаются широкие слои буржуазии – средней и мелкой. В современном постиндустриальном обществе, где классовая принадлежность перестает определять место че- ловека в жизни, наиболее состоятельные часто бывают консерваторами, а менее обеспеченные разделяют принципы социализма. В то же время все современные политические партии обычно заявляют, что они выражают интересы народа в целом, предлагая конструктивную программу быстро- го экономического развития и всеобщего благосостояния. Либерализм, консерватизм и социализм прошли длительный путь раз- вития. Рассмотрим их основные типы и виды. Либерализм Понятие «либерализм» появилось в начале 19 века. Первоначально либералами называли группу депутатов-националистов в кортесах – ис- панском парламенте. Затем это понятие вошло во все европейские языки, однако в несколько ином значении. Сущность либерализма остается неизменной на протяжении всей ис- тории его существования. Либерализм – это утверждение ценности чело- веческой личности, ее прав и свобод. От идеологии Просвещения либера- лизм заимствовал идею естественных прав человека, поэтому в число не- отчуждаемых прав личности либералы включали и включают право на жизнь, свободу, счастье и собственность, причем наибольшее внимание уделяется частной собственности и свободе, поскольку считается, что соб- ственность обеспечивает свободу, которая в свою очередь есть предпосыл- ка успеха в жизни отдельного человека, процветания общества и государ- ства. Свобода неотделима от ответственности и заканчивается там, где на- чинается свобода другого человека. «Правила игры» в обществе фиксиру- ются в законах, принимаемых демократическим государством, в котором провозглашены политические свободы (совести, слова, собраний, объеди- нений и т.п.). Экономика рыночная, основанная на частной собственности и конкуренции. Такая экономическая система есть воплощение принципа свободы и условие успешного экономического развития страны. http://fe.miem.edu.ru 5 Первым историческим типом мировоззрения, содержащего обозна- ченный выше комплекс идей, был классический либерализм (конец 18 – 70- 80-е годы 19 века). Его можно рассматривать как непосредственное про- должение политической философии эпохи Просвещения. Недаром «отцом либерализма» называют Джона Локка, а создатели классического либера- лизма Иеремия Бентам и Адам Смит считаются крупнейшими представи- телями позднего Просвещения в Англии. На протяжении 19 века либе- ральные идеи развивали Джон Стюарт Милль (Англия), Бенжамен Констан и Алексис де Токвиль (Франция), Вильгельм фон Гумбольдт и Лоренц Штейн (Германия). От идеологии Просвещения классический либерализм отличается, прежде всего, отсутствием связи с революционными процес- сами, а также отрицательным отношением к революциям вообще и к Вели- кой Французской революции в частности. Либералы принимают и оправ- дывают социальную действительность, сложившуюся в Европе после Ве- ликой Французской революции, и активно стремятся совершенствовать ее, веря в безграничный общественный прогресс и силу человеческого разума. Классический либерализм включает ряд принципов и концепций. Его философской основой является номиналистический постулат о приоритете единичного перед общим. Соответственно центральным является принцип индивидуализма: интересы личности выше интересов общества и государ- ства. Поэтому государство не может попирать права и свободы человека, а личность имеет право защищать их против посягательств со стороны дру- гих лиц, организаций, общества и государства. Если рассматривать принцип индивидуализма с точки зрения его со- ответствия действительному положению вещей, следует констатировать его ложность. Ни в одном государстве интересы отдельного человека не могут быть выше общественных и государственных. Обратная ситуация означала бы гибель государства. Любопытно, что впервые на это обратил внимание один из основоположников классического либерализма И. Бен- там. Он писал, что «естественные, неотчуждаемые и священные права ни- когда не существовали», так как они несовместимы с государством; «…граждане, требуя их, просили бы только анархии…». Тем не менее, принцип индивидуализма сыграл в высшей степени прогрессивную роль в развитии западной цивилизации. И в наше время он по-прежнему дает личности законное право отстаивать свои интересы перед лицом государ- ства. Принцип утилитаризма представляет собой дальнейшее развитие и конкретизацию принципа индивидуализма. Сформулировавший его И. Бентам полагал, что общество – это фиктивное тело, состоящее из отдель- ных личностей. Общее благо – также фикция. Действительный интерес общества не что иное как сумма интересов составляющих его индивидов. Поэтому любые действия политиков и любые институты должны оцени- ваться исключительно с точки зрения того, в какой мере они способствуют http://fe.miem.edu.ru 6 уменьшению страданий и увеличению счастья отдельных людей. Конст- руирование модели идеального общества, по мнению И. Бентама, не нуж- ное и опасное с точки зрения возможных последствий занятие. Тем не менее, основываясь на принципах индивидуализма и утилита- ризма, классический либерализм предложил в качестве оптимальной впол- не конкретную модель общества и государства. Сердцевину этой модели составляет разработанная А. Смитом концепция общественной саморегу- ляции. По мнению А. Смита, в условиях рыночной экономики, основан- ной на частной собственности и конкуренции, отдельные индивиды пре- следуют свои эгоистические интересы, а в результате их столкновения и взаимодействия образуется общественная гармония, предполагающая эф- фективное экономическое развитие страны. Государству не следует вме- шиваться в социально-экономические отношения: оно способно скорее на- рушить гармонию, чем содействовать ее установлению. Концепции общественной саморегуляции в сфере политики соответ- ствует концепция правового государства. Целью такого государства явля- ется формальное равенство возможностей граждан, средством – принятие соответствующих законов и обеспечение их неукоснительного выполнения всеми, в том числе, государственными чиновниками. При этом материаль- ное благосостояние каждого отдельного человека считается его личным делом, а не сферой заботы государства. Смягчение крайностей нищеты предполагается за счет частной благотворительности. Сущность правового государства кратко выражается формулой: «закон превыше всего». Правовое государство является малофункциональным, что выражает- ся в понятиях «маленькое государство» или «государство-минимум». Та- кое государство обеспечивает общественный порядок, то есть борется с преступностью и организует оборону страны от внешних врагов. Иными словами это некий «ночной сторож», который проявляет свои властные полномочия лишь в экстраординарных ситуациях. В ходе нормальной по- вседневной жизни и экономической деятельности «маленькое государст- во» незаметно. «Государство-минимум» – не означает слабое государство. Скорее, напротив, только достаточно сильная система власти способна обеспечивать неукоснительное соблюдение в обществе «правил игры». Но большинство создателей классического либерализма не считали сильное государство ценностью, поскольку совокупность их воззрений была в зна- чительной степени направлена против насильственной общественной рег- ламентации, корпоративной и государственной, свойственной феодально- му обществу. Правовое «маленькое государство» должно быть светским. Классиче- ский либерализм выступал за отделение церкви от государства. Религию сторонники этой идеологии считали личным делом отдельного человека. Можно сказать, что любой либерализм, в том числе и классический, в це- http://fe.miem.edu.ru 7 лом безразличен к религии, которая не рассматривается ни как положи- тельная, ни как отрицательная ценность. Программы либеральных партий обычно включали следующие требо- вания: разделение властей; утверждение принципа парламентаризма, то есть переход к таким формам организации государства, при которых пра- вительство формируется парламентом; провозглашение и реализация де- мократических прав и свобод; отделение церкви от государства. С конца 18 века и по первые два десятилетия 20 века инициатива со- циального реформаторства в странах западной цивилизации принадлежала либералам. Однако уже в конце 19-начале 20 века начался кризис либера- лизма. Рассмотрим его причины. Теория общественной саморегуляции никогда в полной мере не соот- ветствовала действительности. Первый кризис перепроизводства произо- шел в Англии в 1825 году, то есть сразу же после завершения промышлен- ного переворота. С тех пор кризисы этого типа периодически происходили во всех развитых капиталистических странах и стали неотъемлемой частью индустриального общества. Социальной гармонии также не наблюдалось. Борьба рабочего класса против буржуазии началась в 20-е годы 19 века в Англии. Первой его формой стало лудистское движение, направленное против механизации производства. Начиная с 30-х годов 19 века, формы классовой борьбы стали более рациональны и разнообразны: экономиче- ские и политические забастовки, чартистское движение за расширение из- бирательного права, вооруженные восстания в Леоне и в Силезии. Индуст- риальное общество уже в первой половине 19 века проявило себя как глу- боко конфликтное и экономически нестабильное. Противоречия между объективной действительностью и либеральной теорией стали очевидны в конце 19-начале 20 вв., когда капиталистиче- ский способ производства перешел в монополистическую стадию. Свобод- ная конкуренция уступала место диктату монополий, цены определялись не рынком, а крупными фирмами, подчинившими конкурентов, кризисы перепроизводства становились более длительными и разрушительными, охватывали одновременно целый ряд стран. Борьба рабочего класса за достойную жизнь становилась все более ор- ганизованной и эффективной. Начиная с 60-х годов 19 века, эту борьбу возглавляли социал-демократические партии, первоначально провозгла- сившие своей целью утверждение диктатуры пролетариата и ликвидацию частной собственности на средства производства. Необходимость государственного регулирования экономики и соци- альных конфликтов становилась все более очевидной. В этих условиях инициатива социального реформаторства стала постепенно переходить к социал-демократии, сумевшей разработать в 90-е годы 19 века принципи- ально новую программу совершенствования буржуазного общества, пред- http://fe.miem.edu.ru 8 полагающую отказ от диктатуры пролетариата и ликвидации частной соб- ственности. Еще одной причиной кризиса либеральной идеологии стали, как это не парадоксально, успехи либеральных партий в деле реализации своих политических требований. В конце 19 - первых десятилетиях 20 века все положения политической программы этих партий оказались реализованы и приняты в конечном счете всеми основными политическими силами и пар- тиями. Поэтому можно сказать, что несомненные заслуги либерализма и либеральных партий в утверждении основных принципов и институтов со- временной демократической системы способствовали отказу в поддержке либеральным партиям со стороны общества: либералам стало нечего пред- ложить избирателям. В этих условиях либерализм существенно изменился и начался второй этап его развития, связанный с появлением социального либерализма как нового исторического типа либеральной идеологии. Социальный либера- лизм (конец 19 – 70-е годы 20 вв.) вобрал некоторые социал- демократические идеи, и, как следствие, произошел отказ от части посту- латов классического либерализма. Создателями социального либерализма стали такие политические мыслители как Дж. Гоббсон, Т. Грин, Л. Хобха- уз (Англия), В. Репке, В. Ойкен (Германия), Б. Кроче (Италия), Л. Уорд, Дж. Кроули, Дж. Дьюи (США). Прежде всего, социальный либерализм включил в либеральную док- трину социал-демократическую идею государственного регулирования экономики (экономическая концепция государственного регулирования была разработана Дж. М. Кейнсом и социалистической не является, хотя использовалась также и социал-демократами), поскольку в условиях гос- подства монополий требование неограниченной свободы конкуренции бы- ло взято на вооружение монополистами и приобрело функцию защиты ин- тересов привилегированных слоев населения. Уже в конце 19 века либе- ральные правительства европейских стран одно за другим стали принимать антимонопольные законы, запрещавшие чрезмерную концентрацию собст- венности. Мировой экономический кризис конца 20-х - середины 30 годов 20 века окончательно сделал достоянием прошлого представление о воз- можности эффективной экономики без регулирующего государственного вмешательства. Вторая идея, заимствованная социальным либерализмом у социал- демократии, - это идея социальной справедливости, понимаемой как право каждого на достойную жизнь. Конкретным способом ее реализации стали также предложенные социал-демократами широкие социальные програм- мы, предполагающие перераспределение прибыли от богатых к бедным через систему государственных налогов. Социальное страхование по бо- лезни, безработице, по старости, страховая медицина, бесплатное образо- вание и т.п. – все эти программы, постепенно вводимые и расширяемые в http://fe.miem.edu.ru 9 странах западной цивилизации на протяжении конца 19 - 70-х годов 20 ве- ка существовали и продолжают существовать благодаря введению про- грессивной шкалы налогообложения. Такая система взимания налогов предполагает, что люди, имеющие больший доход или капитал платят больший процент с этого дохода или капитала, чем люди, имеющие мень- шие средства к жизни. Социальные программы одновременно содействуют развитию экономики, поскольку расширяют платежеспособный спрос. На протяжении 20 века либеральные, а со второй его половины соци- ал-демократические или коалиционные (включающие социал-демократов и либералов) правительства неуклонно проводили политику, направленную на повышение уровня жизни и рост социальной защищенности трудящих- ся, результатом которой стало создание в развитых странах западной ци- вилизации так называемого «государства благосостояния», от двух третий до трех четвертей населения которого способны удовлетворять все свои разумные потребности. Отказ от концепции общественной саморегуляции неизбежно привел к пересмотру представлений о роли государства в обществе. Идеи «госу- дарства-минимум», государства «ночного сторожа» ушли в прошлое. Кон- цепция правового государства трансформировалась в концепцию социаль- ного государства, предполагающую, что государство не только подчиняет- ся существующими законам и создает формально равные возможности для всех граждан, но и берет на себя социальные обязательства: обеспече- ние достойного уровня жизни населения и его неуклонного роста. Появление социального либерализма не означало преодоление кризи- са либеральной идеологии и либеральных партий. Либерализм лишь при- способился к новым условиям. Популярность либеральных партий в Евро- пе на протяжении 20 века неизменно падала, и после второй мировой вой- ны инициатива социального реформаторства перешла к социал- демократам не только идейно, но и фактически: социал-демократическую программу совершенствования буржуазного общества стали осуществлять социал-демократические или коалиционные правительства. В США либе- ралы не утратили своих позиций. Там соответствующая программа прово- дилась демократической (либеральной) партией. Начало реализации про- граммы такого типа связано с «новым курсом» президента Ф. Рузвельта, заложившего основы наиболее конструктивного варианта преодоления кризиса либеральной общественной модели. Поскольку государственное регулирование экономики и социальные программы осуществлялись в США партией либерального, а не социалистического типа, ценности соли- дарности и социальной справедливости не получили в этой стране такого распространения как в Европе, а частичная национализация промышлен- ности никогда не проводилась, в следствие чего в США в отличии от Ев- ропейских стран полностью отсутствует государственный сектор экономи- ки. http://fe.miem.edu.ru 10 В 70-е годы 20 века модель общества, предполагающая государствен- ное регулирование рыночной экономики, основанной на частной собст- венности, оказалась в состоянии кризиса. Поскольку разработка основных принципов этой модели и ее реализация были связаны с деятельностью со- циал-демократов и либералов, идеология социал-демократии и либерализм оказались ответственны за снижение темпов экономического роста, ин- фляцию и безработицу, а инициатива социального реформаторства пере- шла к неоконсерваторам, сумевшим предложить новую общественную мо- дель. В результате либеральная идеология снова изменилась, на этот раз под воздействием неоконсерватизма. Появился современный либерализм (с конца 70-х годов 20 века и до наших дней), представленный социальным либерализмом, воспринявшим ряд неоконсервативных идей, и неолибера- лизмом, который можно определить как воскрешение основных принципов классического либерализма в условиях конца 20 века. Идейную основу со- временного либерализма составляет разработанная основоположниками классического либерализма и взятая на вооружение неоконсерваторами концепция общественной саморегуляции. Ведущим направлением либерализма в настоящее время является со- временный социальный либерализм, наиболее известным представителем которого является германский социолог и политолог Р. Дарендорф. Сход- ные идеи развивают в своих работах немецкие либералы Ф. Шиллер и Ф. Науман. Эта идейно-политическая конструкция занимает в общем и целом среднее положение между социал-демократией и неоконсерватизмом. Со- храняется приверженность таким важнейшим постулатам социального ли- берализма как государственное регулирование экономики и государствен- ные программы социальной помощи наиболее малоимущим слоям населе- ния. Более того, многие представители этого течения современной либе- ральной мысли полагают, что только государственное вмешательство в экономическую и социальную сферы может сгладить социально-классовые и этнические конфликты и защитить общество конца 20 – начала 21 века от революционных потрясений. Вместе с тем, осознав негативные последствия чрезмерно разросшей- ся бюрократии и излишней государственной регламентации в социально- экономической сфере, современные социальные либералы выступают за стимулирование рыночных механизмов при одновременном сокращении регулирующей роли государства, что соответствует принципам неоконсер- ватизма. Однако, выступая за известное ограничение государственного вмеша- тельства в неполитические сферы общественной жизни, современные при- верженцы социального либерализма непременно подчеркивают, что стремление решить экономические проблемы без учета социального ком- понента - это не социальный либерализм, а социальный дарвинизм. Эко- http://fe.miem.edu.ru

ИСТОРИЯ МОДЫ 20 ВЕКА. На протяжении веков мода имела разные направления, обусловленные национальными особенностями, местными обычаями, культурным уровнем. Мода делилась на французскую, итальянскую, английскую и молодую американскую. Одежда из дорогих тканей, часто украшенная драгоценными камнями, стоила целое состояние и передавалась из поколения в поколение. Модные изменения появлялись не только благодаря фантазии портного, но и капризам правителя. Например, смелые декольте возникали потому, что нравились королю, или исчезали, потому что у королевы была невыразительная грудь. На протяжении веков мода имела разные направления, обусловленные национальными особенностями, местными обычаями, культурным уровнем. Мода делилась на французскую, итальянскую, английскую и молодую американскую. Одежда из дорогих тканей, часто украшенная драгоценными камнями, стоила целое состояние и передавалась из поколения в поколение. Модные изменения появлялись не только благодаря фантазии портного, но и капризам правителя. Например, смелые декольте возникали потому, что нравились королю, или исчезали, потому что у королевы была невыразительная грудь.


С чего же начиналась мода? Во все времена во всех Во все времена во всех странах мода предназначалась странах мода предназначалась лишь для высших слоёв общества. лишь для высших слоёв общества. Одежда создавалась для праздности. Одежда создавалась для праздности. Модницы на пороге ХХ века не только Модницы на пороге ХХ века не только не могли самостоятельно сделать не могли самостоятельно сделать свою ежедневную причёску, но даже свою ежедневную причёску, но даже самостоятельно одеться. В конце ХIХ века самостоятельно одеться. В конце ХIХ века изготовление одежды стало своего рода изготовление одежды стало своего рода искусством Высокой моды Houte couture. искусством Высокой моды Houte couture. Кутюрье почитались как художники моды. Кутюрье почитались как художники моды.


Интересные факты сообщают искусствоведы… На всемирной выставке в Париже в 1900 г. На всемирной выставке в Париже в 1900 г. французская мода доказала своё бесспорное превосходство. Отдел мод возглавила Мадам Пакен - первая женщина среди модельеров высшего класса, получившая модельеров высшего класса, получившая орден Почётного легиона. орден Почётного легиона. В 1903 г. балерина Айседора Дункан В 1903 г. балерина Айседора Дункан произвела сенсацию, танцуя в свободном произвела сенсацию, танцуя в свободном просвечивающем платье, называемом пеплос, просвечивающем платье, называемом пеплос, без корсета из китового уса. без корсета из китового уса.


Интересно, что… В этом же году Поль Пуаре открыл В этом же году Поль Пуаре открыл собственный Дом моды - началась собственный Дом моды - началась эпоха Пуаре. Совершив революцию эпоха Пуаре. Совершив революцию силуэтов, Пуаре избавил женщин от силуэтов, Пуаре избавил женщин от жёсткого корсета. Его господство жёсткого корсета. Его господство продолжалось до Первой мировой продолжалось до Первой мировой войны. Его "Секреты хорошо одетой войны. Его "Секреты хорошо одетой женщины" и сегодня актуальны: женщины" и сегодня актуальны: "...Женщина с истинным вкусом подбирает "...Женщина с истинным вкусом подбирает себе платья и украшения, чтобы чувствовать себе платья и украшения, чтобы чувствовать себя красивой. А вовсе не потому, что так себя красивой. А вовсе не потому, что так одевается кто-то ещё...". одевается кто-то ещё...".


Непостижимая Коко… Период между двумя войнами можно Период между двумя войнами можно смело назвать "Эпохой Шанель". смело назвать "Эпохой Шанель". Непостижимая Шанель совершила Непостижимая Шанель совершила революцию в моде, придав женщине революцию в моде, придав женщине современный облик. В разгар войны в современный облик. В разгар войны в 1916 г. Коко Шанель ввела в моду джерси. Трикотаж машинной вязки бежевого цвета, считавшийся "бедняцким", стал новым революционным материалом. Одежда от Шанель поражала чистотой и строгостью линий и была не просто чуждой, но даже враждебной украшательству. Стиль "от Шанель" кардинально изменил весь облик современниц. Коко ввела в моду короткую стрижку для женщин. Даже самые богатые дамы носили искусственный жемчуг "от Шанель" г. Коко Шанель ввела в моду джерси. Трикотаж машинной вязки бежевого цвета, считавшийся "бедняцким", стал новым революционным материалом. Одежда от Шанель поражала чистотой и строгостью линий и была не просто чуждой, но даже враждебной украшательству. Стиль "от Шанель" кардинально изменил весь облик современниц. Коко ввела в моду короткую стрижку для женщин. Даже самые богатые дамы носили искусственный жемчуг "от Шанель".


Итак, 20-е годы… В 1922 г вышла в свет повесть В 1922 г вышла в свет повесть Виктора Маргетта "Le garcon", Виктора Маргетта "Le garcon", по названию которой - "гарсон" было названо новое направление в моде, возникшее в 20-е годы. в моде, возникшее в 20-е годы. Воплощением этой моды стала Воплощением этой моды стала Грета Гарбо. Коротко остриженные волосы, ярко накрашенный маленький волосы, ярко накрашенный маленький рот, чёткие брови, прямые платья- рот, чёткие брови, прямые платья- рубашки, открытые ноги в шёлковых прозрачных чулках и остроносых прозрачных чулках и остроносых туфлях лодочках. Высокая, стройная туфлях лодочках. Высокая, стройная без ярко выраженных бёдер и груди, без ярко выраженных бёдер и груди, женщина-мальчик прилежно занимается женщина-мальчик прилежно занимается спортом, загорает, обожает спортом, загорает, обожает джаз, танцует фокстрот и: РАБОТАЕТ.


«Маленькое чёрное платье» В 1924 г. - резко сокращается В 1924 г. - резко сокращается длина юбки. Коко Шанель изобретает "маленькое чёрное платье". Журнал "Vogue" провидчески предсказывает, "Vogue" провидчески предсказывает, что это простое чёрное платье станет что это простое чёрное платье станет универсальной моделью, универсальной моделью, которую будут носить все которую будут носить все женщины. женщины. Уникальное изобретение Уникальное изобретение Шанель вот уже многие десятилетия остаётся в арсенале арсенале современной моды. современной моды.


Английский стиль Шанель. Во время поездки в США Пату с помощью редактора журнала "Vogue" отобрал шесть американских девушек из высшего общества с идеальной, по представлениям того времени, фигурой, обучил их и привёз в Париж для демонстрации моделей. Моделями в Доме Chanel работали русские красавицы из знатных семей, бежавшие от революции в России. В 1928 г. юбка едва прикрывает колени. Габриэль Шанель вводит в моду английский стиль и предлагает носить к нему драгоценности. Во время поездки в США Пату с помощью редактора журнала "Vogue" отобрал шесть американских девушек из высшего общества с идеальной, по представлениям того времени, фигурой, обучил их и привёз в Париж для демонстрации моделей. Моделями в Доме Chanel работали русские красавицы из знатных семей, бежавшие от революции в России. В 1928 г. юбка едва прикрывает колени. Габриэль Шанель вводит в моду английский стиль и предлагает носить к нему драгоценности.


30-е годы 20 века… Многие предметы современного Многие предметы современного гардероба, кажущиеся нам гардероба, кажущиеся нам совершенно естественными и как бы совершенно естественными и как бы присутствующими всегда, придумала присутствующими всегда, придумала Коко Шанель: сумочку через плечо, Коко Шанель: сумочку через плечо, металлическую бижутерию, цепочки. металлическую бижутерию, цепочки. Поворотные исторические события, Поворотные исторические события, безусловно, оказывают влияние на моду. безусловно, оказывают влияние на моду. Ещё в 1932 г. начальник парижской полиции Ещё в 1932 г. начальник парижской полиции запрещал Марлен Дитрих выходить в брюках запрещал Марлен Дитрих выходить в брюках на улицу, после того как она попыталась на улицу, после того как она попыталась пройтись в таком виде вдоль Сены. А во пройтись в таком виде вдоль Сены. А во время II мировой войны брюки стали привычной одеждой для женщин, заменивших мужчин на работе в тылу. время II мировой войны брюки стали привычной одеждой для женщин, заменивших мужчин на работе в тылу.


40-е годы 20 века… Война окончилась, и общество ожидал Война окончилась, и общество ожидал новый взрыв моды появление новый взрыв моды появление первых купальников-бикини: В 1947 г. Кристиан Диор создал новый стиль Кристиан Диор создал новый стиль "New Look". В книге "Я дамский портной" он писал: "... Мы оставили за собой эпоху войны, форменной за собой эпоху войны, форменной одежды. Я рисовал женщин, напоминающих цветы, нежно выпуклые плечи, округлую линию груди, лианоподобные стройные талии и широкие, лианоподобные стройные талии и широкие, расходящиеся к низу, как чашечка цветка, расходящиеся к низу, как чашечка цветка, юбку..." Уже в 1948 г. "новый стиль" Диора приняла не только вся Европа, но и Америка. приняла не только вся Европа, но и Америка.


50-е годы 20 века… В 50-е гг. наряду с первой линией предназначенной исключительно предназначенной исключительно для молодёжи Диор создаёт несколько линий стилизации одежды_ под линий стилизации одежды_ под "Н", "Х", "У" "А" и т.д. Само собой "Н", "Х", "У" "А" и т.д. Само собой разумеется, что мода 50-х годов создавалась не одним Диором. создавалась не одним Диором. 50-тые - время высшего расцвета и славы парижского "от кутюр". и славы парижского "от кутюр". Один из процветавших в то время домов Высокой моды Дом Юбера де Живанши. домов Высокой моды Дом Юбера де Живанши. Этот идеальный стилистический дуэт отразил Этот идеальный стилистический дуэт отразил эталон элегантности 50-х. В 1957 г. ушёл из жизни пятидесятидвухлетний Кристиан Диор. В следующем году 21-летний Ив Сен Лоран, как главный модельер Дома Dior, выпустил свою первую сенсационную коллекцию. А в 1962 г. был создан Дом Yves Saint Laurent. эталон элегантности 50-х. В 1957 г. ушёл из жизни пятидесятидвухлетний Кристиан Диор. В следующем году 21-летний Ив Сен Лоран, как главный модельер Дома Dior, выпустил свою первую сенсационную коллекцию. А в 1962 г. был создан Дом Yves Saint Laurent.


Привет, Твигги!… В конце 50 - начале 60-х годов уровень жизни в Европе сильно вырос, что принесло сравнительно высокие заработки молодёжи. Возникла необходимость повернуть закрытый мир Высокой моды к массовому потребителю, сделать моду одновременно высокопрофессиональной и промышленной - pret-a-porter. Моду 60-х стоит определить, как моду вышедшую на улицу. Бунтующее молодое поколение стремилось освободиться от "буржуазных ценностей" своих родителей. Дети 60-х продемонстрировали это в одежде, выбрав основным предметом туалета голубые джинсы. Джинсы - самая универсальная и демократичная одежда нашего века - становится униформой для поколения Вудстока. В конце 50 - начале 60-х годов уровень жизни в Европе сильно вырос, что принесло сравнительно высокие заработки молодёжи. Возникла необходимость повернуть закрытый мир Высокой моды к массовому потребителю, сделать моду одновременно высокопрофессиональной и промышленной - pret-a-porter. Моду 60-х стоит определить, как моду вышедшую на улицу. Бунтующее молодое поколение стремилось освободиться от "буржуазных ценностей" своих родителей. Дети 60-х продемонстрировали это в одежде, выбрав основным предметом туалета голубые джинсы. Джинсы - самая универсальная и демократичная одежда нашего века - становится униформой для поколения Вудстока.


Направления 60-х годов… Сексуальная революция также нашла своё недвусмысленное выражение в моде. В 1966 г. американке Мэри Куант в Букенгемском дворце вручили орден британской империи за заслуги в британском экспорте за то, что она изобрела: МИНИЮБКУ. Консервативная Англия оказалась родиной не только Битлз, но и мини. Ив Сен Лоран и Эммануэль Унгаро стали авторами второй волны "обнажённой, или нагой моды" (первая была в гг. в эпоху Французской революции). Космическая эпоха вдохновила Пако Рабана и с первого дефиле в 1966 г. он начал создавать платья из металлических пластин, кусков стекла, колец и обручей. Сексуальная революция также нашла своё недвусмысленное выражение в моде. В 1966 г. американке Мэри Куант в Букенгемском дворце вручили орден британской империи за заслуги в британском экспорте за то, что она изобрела: МИНИЮБКУ. Консервативная Англия оказалась родиной не только Битлз, но и мини. Ив Сен Лоран и Эммануэль Унгаро стали авторами второй волны "обнажённой, или нагой моды" (первая была в гг. в эпоху Французской революции). Космическая эпоха вдохновила Пако Рабана и с первого дефиле в 1966 г. он начал создавать платья из металлических пластин, кусков стекла, колец и обручей.


Ода итальянской моде. Мир высокой моды не только Мир высокой моды не только отражает окружающую действительность, но и развивается по своим внутренним но и развивается по своим внутренним законам. Выпустив свою первую законам. Выпустив свою первую коллекцию в 1965 г., итальянец Валентино Гаравани сразу становится Валентино Гаравани сразу становится звездой на небосклоне моды. Валентино звездой на небосклоне моды. Валентино совершил прорыв итальянцев в мир совершил прорыв итальянцев в мир Houte couture, монополизированный Houte couture, монополизированный французами. французами. Это позволило в 70-е годы утвердится итальянской моде во всём мире. итальянской моде во всём мире. Милан становится второй после Парижа столицей мировой моды.


Романтизм народного фольклора. В конце 60 - начале 70-х годов В конце 60 - начале 70-х годов появляется новый появляется новый романтический стиль романтический стиль (непосредственным импульсом (непосредственным импульсом для этого стал мюзикл для этого стал мюзикл Бернстайна "Волосы"). Но на Бернстайна "Волосы"). Но на этот раз речь идёт не о этот раз речь идёт не о романтизме диоровских романтизме диоровских салонов, а о романтизме, салонов, а о романтизме, вдохновлённом народным вдохновлённом народным фольклором. фольклором.


Восточные мотивы. В 70-е гг. с "вторжением" восточного В 70-е гг. с "вторжением" восточного мира в европейский стиль одежды, мира в европейский стиль одежды, начинается успешная деятельность японцев Кензо Такада, Митсухиро японцев Кензо Такада, Митсухиро Матсуда, Йоджи Ямомото, Рей Матсуда, Йоджи Ямомото, Рей Кавакубо и Иссей Мияке. Они Кавакубо и Иссей Мияке. Они создают оригинальную европейскую Моду и работают с элементами традиционной восточной одежды. Кензо вносит в европейскую моду Кензо вносит в европейскую моду даже элементы сельского восточно даже элементы сельского восточно -европейского костюма.


80-е годы… Для одних 80-е определяются эстетикой Для одних 80-е определяются эстетикой Джорджио Армани. Для других это эпоха Джорджио Армани. Для других это эпоха восхождения Джанни Версаче, восхождения Джанни Версаче, создавшего свою первую коллекцию – создавшего свою первую коллекцию – pret-a-porter в 1978 г. Одежда дома pret-a-porter в 1978 г. Одежда дома Versace соответствовала духу 80-х, с их страстью Versace соответствовала духу 80-х, с их страстью к экзальтированному шику и сногшибательному к экзальтированному шику и сногшибательному блеску. Как не один кутюрье, Джанни Версаче блеску. Как не один кутюрье, Джанни Версаче много вкладывал средств в рекламную деятельность. много вкладывал средств в рекламную деятельность. Его шоу славились итальянским шиком и Его шоу славились итальянским шиком и американским размахом. Впервые, благодаря американским размахом. Впервые, благодаря средствам массовой информации, модельер стал средствам массовой информации, модельер стал культовой фигурой. Став одной из всемирно культовой фигурой. Став одной из всемирно известных звёзд, Джанни Версаче сумел соединить известных звёзд, Джанни Версаче сумел соединить Super Star System с модой. Super Star System с модой.


Интересно, что… Модели из "ходячих вешалок для одежды" окончательно Модели из "ходячих вешалок для одежды" окончательно превратились в звёзд шоу-бизнеса. Появилась категория "топ". Топ-модели стали не менее культовыми фигурами, чем поп-звёзды Топ-модели стали не менее культовыми фигурами, чем поп-звёзды и актрисы. И, если в 60-е годы имена Твигги или Верушки фон Лендорф были хорошо известны почитательницам моды, то, например, были хорошо известны почитательницам моды, то, например, Синди Кроумфорд сегодня известна всем. Синди Кроумфорд сегодня известна всем. В 1983 г. Карл Лагерфельд стал модельером В 1983 г. Карл Лагерфельд стал модельером Дома Chanel, наступило третье пришествие Дома Chanel, наступило третье пришествие "стиля Шанель", ставшего не проходящей классикой. В 80-е женщины завоёвывали своё место В 80-е женщины завоёвывали своё место в бизнесе, и им казалось, что добиться успеха в суровом мире жестоких мужчин можно лишь во всём им подражая. И это в полной мере относилось к одежде. Женщины 80-х И это в полной мере относилось к одежде. Женщины 80-х начинают задумываться: являются ли брюки на женщине начинают задумываться: являются ли брюки на женщине нарушением делового этикета? Многие модели для деловых леди взяты из запасников мужской, деловой моды. из запасников мужской, деловой моды. Не только строгие костюмы и рубашки Не только строгие костюмы и рубашки в мужском стиле, но и галстуки или портфели в мужском стиле, но и галстуки или портфели прижились в женском гардеробе. прижились в женском гардеробе.


И ещё… В 1983 г. Джейн Фонда выпускает видеокурс аэробики, которая становится повальным увлечением. Одежда для аэробики, так же как и хорошая физическая форма входят в моду. В 1988 г. Карл Лагерфельд выводит легинсы на подиум парижского показа Дома Chanel. В 1983 г. Джейн Фонда выпускает видеокурс аэробики, которая становится повальным увлечением. Одежда для аэробики, так же как и хорошая физическая форма входят в моду. В 1988 г. Карл Лагерфельд выводит легинсы на подиум парижского показа Дома Chanel. 80-е годы период расцвета буржуазного шика в моде. Логотипы дизайнеров становятся заметными деталями одежды, подчёркивающими её престижность. 80-тые - пик расцвета Houte couture. Показы Высокой моды превращаются в представления. Самые состоятельные клиентки регулярно заказывали до 20 моделей к каждому сезону (цены от $ за повседневное платье до $ за свадебное). 80-е годы период расцвета буржуазного шика в моде. Логотипы дизайнеров становятся заметными деталями одежды, подчёркивающими её престижность. 80-тые - пик расцвета Houte couture. Показы Высокой моды превращаются в представления. Самые состоятельные клиентки регулярно заказывали до 20 моделей к каждому сезону (цены от $ за повседневное платье до $ за свадебное).


Уже ближе: 90-е годы… В прагматичные 90-е философия создания В прагматичные 90-е философия создания одежды во главе угла ставит целесообразность одежды во главе угла ставит целесообразность и естественные потребности. А это значит, что, во-первых, мы должны быть что, во-первых, мы должны быть защищены, во-вторых, нам защищены, во-вторых, нам должно быть удобно. Персональные мифологии и сиюминутные смены мифологии и сиюминутные смены настроений, которыми живёт и движется мода, признаются вторичными. Современные модельеры постоянно Современные модельеры постоянно подчёркивают отсутствие диктата моды и право каждой женщины на выбор. Но нельзя не заметить, что в моде 90-х гг. главенствуют два направления, которые весьма условно можно назвать пуризм и романтизм. можно назвать пуризм и романтизм.


Эстетика прагматизма. Пуризм, как стиль в моде, отрицает использование украшающих деталей. Для него характерны чистота линий, наивысшее качество тканей и материалов, превосходный покрой и идеальный уровень исполнения. Минималистические модели, которые подчёркивают яркую индивидуальность женщины, их носящей характерны для молодых модельеров. Эстетика прагматизма как нельзя более естественна для американцев. Нью Йорк становится третей столицей моды после Парижа и Милана. Пуризм, как стиль в моде, отрицает использование украшающих деталей. Для него характерны чистота линий, наивысшее качество тканей и материалов, превосходный покрой и идеальный уровень исполнения. Минималистические модели, которые подчёркивают яркую индивидуальность женщины, их носящей характерны для молодых модельеров. Эстетика прагматизма как нельзя более естественна для американцев. Нью Йорк становится третей столицей моды после Парижа и Милана. Минимализм характерен и для одного из наиболее удачливых поставщиков моды Кельвина Кляйна. Основатель направления унисекс вывел на подиум "обычную девчонку" Кейт Мосс и широко распропагандировал стиль "героиновый шик". Минимализм характерен и для одного из наиболее удачливых поставщиков моды Кельвина Кляйна. Основатель направления унисекс вывел на подиум "обычную девчонку" Кейт Мосс и широко распропагандировал стиль "героиновый шик".


Новая волна в романтической теме. Романтический стиль в моде создаёт противовес стилю унисекс. Романтизм в различных интерпретациях характерен для звёздного Версачче, легендарного Армани или элитарного Валентино. Новую волну в романтическую тему привнёс итальянский дуэт. Доменико Дольче и Стефано Габбана в 1985 г. создали творческий тандем, а уже в 1988 г. коллекция Dolce&Gabbana принесла им международную известность. Романтический стиль в моде создаёт противовес стилю унисекс. Романтизм в различных интерпретациях характерен для звёздного Версачче, легендарного Армани или элитарного Валентино. Новую волну в романтическую тему привнёс итальянский дуэт. Доменико Дольче и Стефано Габбана в 1985 г. создали творческий тандем, а уже в 1988 г. коллекция Dolce&Gabbana принесла им международную известность.


Молодые дизайнеры. "Молодые бунтари", "плохие английские мальчишки" от моды начала 90-х становятся признанными и титулованными кутюрье. Джон Гальяно провёл свой первый показ в Париже в 1990 г. А через 5 лет его коллекция весна-лето 1995 г. принесла автору третью награду Дизайнера года (впервые в истории моды!). Именно Гальяно будет воплощать стиль Дома Dior в следующем тысячелетии. Александр МакКуин выступает в роли главного модельера Givench. Могикане кутюрного искусства, такие как Кензо и Иссе Мияки, передают Великие Дома моды молодым дизайнерам. "Молодые бунтари", "плохие английские мальчишки" от моды начала 90-х становятся признанными и титулованными кутюрье. Джон Гальяно провёл свой первый показ в Париже в 1990 г. А через 5 лет его коллекция весна-лето 1995 г. принесла автору третью награду Дизайнера года (впервые в истории моды!). Именно Гальяно будет воплощать стиль Дома Dior в следующем тысячелетии. Александр МакКуин выступает в роли главного модельера Givench. Могикане кутюрного искусства, такие как Кензо и Иссе Мияки, передают Великие Дома моды молодым дизайнерам.


Тернистый путь моды. В ХХ веке мир моды прошёл путь от искусства до бизнеса. В хрустальные стены сказочного дворца Высокой моды проник ветер улицы, умеющий быть жестоким. 15 июля 1997 г. был убит Джанни Версаче, король pret-a-porter, с которым связана мировая мода последней четверти ушедшего столетия. В ХХ веке мир моды прошёл путь от искусства до бизнеса. В хрустальные стены сказочного дворца Высокой моды проник ветер улицы, умеющий быть жестоким. 15 июля 1997 г. был убит Джанни Версаче, король pret-a-porter, с которым связана мировая мода последней четверти ушедшего столетия.


И в заключении… На переломе тысячелетий модельеры как бы пролистывают всю историю моды. Мы уже привыкли, что дизайнеры возвращаются к моде былых десятилетий. Но на этот раз они превзошли себя. В коллекциях годов "цитируются" элегантные 60-тые, раскованные 70-тые, роскошные 80-тые: весь ХХ век. На переломе тысячелетий модельеры как бы пролистывают всю историю моды. Мы уже привыкли, что дизайнеры возвращаются к моде былых десятилетий. Но на этот раз они превзошли себя. В коллекциях годов "цитируются" элегантные 60-тые, раскованные 70-тые, роскошные 80-тые: весь ХХ век.