Главная · Спорт и Фитнес · Система здравоохранения в ссср. Здравоохранение в годы ссср. А что сейчас

Система здравоохранения в ссср. Здравоохранение в годы ссср. А что сейчас

Часто можно услышать, что медицина в СССР была лучшей в мире. Так ли это на самом деле? Статистика неумолима: сейчас только 44 % россиян, то есть меньше половины, считают необходимым обращаться к врачам при любом недомогании, остальные всеми силами избегают людей в белых халатах. Две трети населения категорически недовольны качеством медицинских услуг, жалуются на невнимательность, грубость и некомпетентность врачей и медсестер. А как это было в СССР? Сравним советскую и современную медицину, а затем коротко коснемся темы достижений и выдающихся врачей времен СССР.

Бесплатная медицина в СССР

Медицинское обслуживание во времена было бесплатным. Никаких медицинских полисов советским гражданам не требовалось. Взрослый человек мог получить квалифицированную медицинскую помощь в любом населенном пункте СССР при предъявлении паспорта, а детям достаточно было свидетельства о рождении. Платные поликлиники, конечно, были в Союзе, но, во-первых, их количество было ничтожно мало, во-вторых, работали там высококвалифицированные и опытнейшие врачи, многие — с учеными степенями.

Современное состояние медицины

Сегодня существует видимость альтернативы. Можно обратиться в районную поликлинику по месту жительства или пойти в платную. В любом случае талончик к врачу (даже если речь идет об обычном терапевте) нужно брать за одну-две недели, а очереди к профильным специалистам растягиваются на полгода и более. Некоторые категории населения могут пройти определенные процедуры бесплатно, но записываться на них нужно за один-два года заранее.

Блестящее образование врачей

Советские врачи получали отличное образование. В 1922 году в молодом государстве было открыто 16 новых медицинских факультетов в различных вузах, тогда же обновили профессорско-преподавательский состав, расширили подготовку медицинских кадров. Серьезная реформа, увеличившая длительность образования в медицинском вузе до семи лет, произошла в конце 60-х. Этой же реформой введено преподавание новых предметов, ряд клинических дисциплин сместили на младшие курсы, усилена практическая подготовка студентов.

А что сейчас?

Сегодня принимать пациентов, ставить диагнозы и назначать лекарства может практически каждый: и тот, кто действительно учился, и тот, кто просто купил диплом соответствующего высшего учебного заведения. Даже те, у кого нет никакого образования, могут стать врачами. За примерами далеко ходить не нужно. окончивший ПТУ по специальности «Электрослесарь» и Институт физической культуры, несколько лет успешно вел свою передачу о здоровье на центральном телевидении. Он выпустил книги по нетрадиционной медицине, которыми зачитывалась половина России. А вот в СССР подобную программу о здоровом образе жизни вела Юлия Белянчикова — заслуженный врач РСФСР. Женщина закончила Медицинский институт имени И. М. Сеченова по специальности «Лечебное дело» и несколько лет работала в Центральном институте переливания крови.

Твердый оклад медицинского персонала

Советские врачи получали твердый оклад, а не зарплату, которая зависела от числа принятых пациентов. Это давало возможность уделить внимание каждому обратившемуся человеку, позволить себе неспешный и обстоятельный осмотр, результатом которого был более точный диагноз и правильное лечение. Сегодня (даже несмотря на новейшее диагностическое оборудование) растет число неправильно поставленных диагнозов и неадекватно назначенного лечения, а в платных клиниках анализы пациентов и вовсе часто путают.

Профилактическая направленность

Вся система здравоохранения в СССР была направлена на профилактику тяжелых хронических заболеваний, вакцинацию и ликвидацию социальных основ болезней, а первоочередное внимание уделялось детству и материнству. Профилактическая направленность советской медицины позволяла предупредить многие опасные заболевания и на начальных этапах выявить патологии. В сеть учреждений здравоохранения входили не только поликлиники, но и санатории, а также различного рода исследовательские институты.

Медики выезжали на рабочие места, посещали детские сады и школы для проведения профилактического осмотра и прививок. Вакцинация охватывала всех без исключения. При устройстве на работу, в школу, детский сад, училище или вуз, при посещении поликлиники по вопросам, которые напрямую не относятся к прививкам, требовали соответствующую справку. В настоящее время отказаться от вакцинации может любой желающий, чаще всего это делают молодые мамы, опасаясь вреда прививок для здоровья малыша.

Профилактика в России

В современной России внимание профилактике все же уделяется: проводится всеобщая диспансеризация, плановые и сезонные прививки, появляются новые вакцины. Насколько реально попасть на прием к специалистам в рамках этой самой диспансеризации - это уже другой вопрос. Появились и болезни, которых раньше не было: СПИД, свиной и птичий грипп, лихорадка Эбола и другие. Самые прогрессивные ученые утверждают, что эти заболевания были выведены искусственно, а СПИДа и вовсе не существует, но легче всем от этого не становится. Люди продолжают умирать от "искусственных" диагнозов.

Медицина в СССР не появилась одномоментно — это результат кропотливой работы. Система здравоохранения, созданная Николаем Семашко, известна во всем мире. Высоко оценивал достижения советской медицины Генри Эрнст Сигерист — историк, профессор медицины, дважды побывавший в СССР. В основе, предложенной Николаем Семашко, системы лежало несколько идей:

  • единство лечения и профилактики заболеваний;
  • первоочередное внимание материнству и детству;
  • равная доступность медицины для всех граждан СССР;
  • централизация здравоохранения, единые принципы организации;
  • ликвидация основ болезней (как медицинских, так и социальных);
  • активное привлечение широкой общественности к делу охраны здоровья.

Система медучреждений

В результате появилась система медучреждений, которая обеспечила доступность здравоохранения: фельдшерско-акушерский пункт, или ФАП — участковая больница — районная поликлиника — областная больница — специализированные исследовательские институты. Сохранялись специальные ведомственные учреждения для шахтеров, железнодорожников, военнослужащих и так далее. Граждане прикреплялись к поликлинике по месту жительства, а в случае необходимости могли быть направлены на лечение выше по ступеням системы здравоохранения.

Охрана материнства и детства

Детская медицина в СССР повторяла систему для взрослых. Для охраны материнства и детства было увеличено количество женских консультаций с 2,2 тыс. в 1928 году до 8,6 тыс. в 1940-м. Молодым матерям выделялись лучшие медикаменты, а обучение акушерству и педиатрии считалось одним из наиболее перспективных направлений. Так, численность населения за первые 20 лет существования молодого государства увеличилась с 137 млн в 1920-м до 195 млн в 1941 году.

Профилактика по Николаю Семашко

Значительное внимание уделял Николай Семашко профилактике болезней и устранению провоцирующих факторов их возникновения (причем как медицинских, так и социальных). На предприятиях организовывались медицинские кабинеты, которые занимались профилактикой и выявлением профессиональных заболеваний. Особенно следили за такими патологиями, как туберкулез, венерические болезни, алкоголизм. Важной мерой профилактики была вакцинация, которая приняла общенародный характер.

В систему медицины СССР естественным образом добавлялись дома отдыха, курорты и санатории, лечения в которых входило в общий терапевтический процесс. Больные направлялись на санаторно-курортное лечение бесплатно, иногда требовалось оплатить только малую часть стоимости путевки.

Основные достижения

Советские ученые внесли значительный вклад в развитие медицины. К примеру, у истоков трансплантации органов стоял гений ученого Владимира Демихова, который, будучи студентом 3-го курса (1937 год), сконструировал и внедрил собаке искусственное сердце. Всему миру известен советский офтальмолог Святослав Федоров. В соавторстве с Валерием Захаровым он создал один из лучших искусственных хрусталиков в мире, который получил название "линза Федорова-Захарова". Святослав Федоров в 1973 году впервые осуществил операцию по терапии глаукомы на начальных стадиях.

Коллективное достижение отечественных ученых — создание космической медицины. Первые работы в этом направлении велись под руководством Владимира Стрельцова. Его стараниями удалось создать систему жизнеобеспечения для космонавтов. По инициативе конструктора Сергея Королева и министра обороны СССР Александра Василевского появился НИИ авиационной медицины. Первым в мире врачом-космонавтом стал Борис Егоров, который в 1964 году совершил полет на корабле «Восход-1».

История жизни Николая Амосова — врача-кардиолога — стала известна после того, как он сделал своим первые операции на сердце. Книгами о здоровом образе жизни авторства этого выдающего человека зачитывались десятки тысяч советских граждан. Во время войны он разработал инновационные методы лечения при ранениях, написал восемь статей по военно-полевой хирургии, после разработал новые подходы к резекции легких. С 1955 года начал помогать детям с тяжелыми патологиями сердца, а в 1960-м провел первую успешную операцию с помощью

Лучшая в мире медицина: опровержение

Уровень медицины в СССР был лучшим в мире? Тому есть множество подтверждений, но есть и опровержения. Медицину в СССР принято хвалить, но были и огрехи. Независимые исследования подробно описывают то плачевное состояние, в котором находилось отечественное здравоохранение к распаду Советского Союза. В медицинский институт было не так легко поступить, полагаясь только на знания, а врачебная карьера часто обеспечивалась связями. Большинство врачей не владели современными на тот момент методиками лечения.

До восьмидесятых годов в поликлиниках использовались стеклянные шприцы и многоразовые иглы. Большую часть лекарственных препаратов приходилось покупать за рубежом, так как отечественная фармацевтика была развита слабо. Большое количество советских врачей не переходило в качество, а больницы (как и сейчас) были переполнены. Перечислять можно долго, но есть ли в этом смысл?

Здравоохранение СССР в послевоенный период (1952-1991 г.)

В эти годы шли поиски новых форм и методов оказания лечебно-профилактической помощи населению.

Была проведена реформа управления здравоохранением в сельской местности. Районные отделы здравоохранения упразднялись, и все административные и хозяйственные функции по отношению к учреждениям здравоохранения района передавались районной больнице, главный врач которой становился главным врачом района. Центральные районные больницы стали организационно-методическими центрами квалифицированной медицинской помощи.

В 1960е годы наряду с дальнейшим развитием сети медицинских учреждений все больше внимания уделялось развитию специализированных служб, обеспечению населения скорой и неотложной медицинской помощью, стоматологической и рентгенорадиологической помощью. Были проведены конкретные мероприятия по снижению заболеваемости туберкулезом, полиомиелитом, дифтерией. Строительство крупных многопрофильных больниц и увеличение мощности существующих центральных районных больниц до 300-400 коек со всеми видами специализированной помощи министр здравоохранения С.В.Курашов рассматривал как генеральную линию развития здраво- охранения.

Больше внимания стали уделять организации медицинской помощи больным с патологией органов дыхания, сердечнососудистыми, онкологическими, аллергическими заболеваниями.

Однако всё отчетливее было видно, что результаты деятельности органов здравоохранения перестали соответствовать потребностям населения, насущным задачам времени.

Финансирование здравоохранения продолжало осуществляться по остаточному принципу. По сравнению с другими странами мира, где при оценке финансирования исходят из показателей доли национального дохода, идущего на здравоохранение, в 1970-1980е годы СССР занимал место в 7м десятке стран. Оценка по доле госбюджета, идущего на эти цели, показала, что эта доля неуклонно снижалась: 1960 г. - 6,6%, 1970 г. - 6,1%, 1980 г. - 5,0%, 1985 г. - 4,6%, 1993 г. - 3,5%. Рост ассигнований в абсолютных величинах едва покрывал расходы, связанные с ростом населения страны.

Здравоохранение стали включать в сферу обслуживания, внимание административно-управленческого аппарата к охране здоровья людей снизилось.

Профилактическое направление медицины в его традиционном понимании как борьба с массовыми, преимущественно инфекционными, остро протекающими заболеваниями путем санитарно-противоэпидемических мер стало исчерпывать себя. Одна из причин этого - стремительная трансформация патологии: все большее преобладание неэпидемических хронических болезней, составивших основу современной структуры смертности и заболеваемости. Появились новые вопросы, связанные с недооценкой не только в 1930-1940е годы, но и в 1950- 1960е годы проблем окружающей среды и гигиены труда. Таким образом, по-прежнему декларируемое профилактическое направление на практике не выполнялось, у врачей преобладал лечебный раздел работы, профилактикой же врачи занимались формально, часто «для отчета».

Особое место принадлежит значимости экстенсивных путей развития здравоохранения. Несомненно, что на определенном этапе развития, когда многие проблемы охраны здоровья были связаны с нехваткой врачей, больниц, поликлиник, санитарно-эпидемиологических учреждений, эти пути сыграли свою роль. Но они могли привести к успехам лишь до определенной степени, при определенных условиях. Был упущен момент, когда от количественных показателей развития здравоохранения надо было осуществить качественный скачок на основе дополнительного финансирования, иного подхода к использованию ресурсов, поиску новых форм и методов работы всех звеньев здраво- охранения с включением материальных стимулов, с новыми подходами в подготовке кадров. Несмотря на продолжающийся рост сети и числа медицинских кадров, обеспеченность населения врачами и койками была далека от желаемой, доступность высококвалифицированной и специализированной помощи уменьшалась и была недостаточной даже в городах. Не исчезал дефицит лекарств, медицинских приборов и оборудования. Недостаточными темпами снижались заболеваемость и смертность населения. Задачи в области здравоохранения определялись постановления- ми ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения» (1960, 1968, 1977, 1982) : разработать перспективные планы развития и рационального размещения сети амбулаторно-поликлинических учреждений с учетом численности и структуры обслуживаемого населения, имея в виду полное обеспечение населения всеми видами высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи, расширение объема массовых профилактических осмотров и диспансеризации; осуществлять строительство крупных преимущественно самостоятельных поликлиник мощностью на 750 и более посещений в смену; при развертывании новых лечебных и диагностических кабинетов в поликлиниках строго соблюдать санитарные нормы; обеспечить коренное улучшение организации работы регистратур с учетом конкретных условий, внедрять новые формы и методы их работы: самозапись больных, расширение информации о времени работы лечебных, диагностических и процедурных кабинетов, предварительная запись по телефону и другие, шире использовать для этих целей автоматизированные системы; расширить внедрение в деятельность учреждений здравоохранения прогрессивных форм и методов организации труда врачей, направленных на максимальное высвобождение их от работ, не связанных непосредственно с обследованием и лечением больных (диктофонный метод ведения документации, использование штампов клише, рецептотек и др.);организовать по согласованию с исполкомами местных Советов народных депутатов режим работы поликлинических учреждений, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в необходимом объеме лечебными, диагностическими, рентгеновскими кабинетами и лабораториями во внерабочее время во все дни недели, в т.ч. субботние дни, а в воскресные и праздничные дни обеспечить дежурства врачей-терапевтов по приему больных в поликлинике и оказанию медицинской помощи и выполнение врачебных назначений больным на дому; осуществить в 1978 - 1985 годах разукрупнение территориальных терапевтических и педиатрических участков, доведя численность обслуживаемого взрослого населения на одного участкового врача-терапевта в 1982 году в среднем до 2 тыс. человек и к 1985 году в среднем до 1,7 тыс. человек, а численность обслуживаемых детей на одного участкового врача-педиатра к 1980 - 1982 годам в среднем до 800 человек. Обеспечить, начиная с 1978 года, ежегодный прирост числа врачебных должностей участковых терапевтов и педиатров и их полное укомплектование врачами; устанавливать, начиная с 1978 года, конкретные ежегодные задания областным (краевым) отделам здравоохранения и министерствам здравоохранения автономных республик по разукрупнению врачебных участков и приросту числа должностей участковых терапевтов и педиатров. Осуществлять строгий контроль за соблюдением на местах плановой дисциплины; Совершенствовать работу учреждений скорой и неотложной медицинской помощи, укреплять их материально-техническую базу, развернуть строительство по типовым проектам станций и подстанций скорой медицинской помощи; обеспечить к 1985 году во всех областных, краевых, республиканских центрах и крупных промышленных городах организацию больниц скорой медицинской помощи, объединенных со станциями скорой медицинской помощи; обеспечить дальнейшее развитие экстренной специализированной медицинской помощи, в первую очередь организацию кардиологических бригад, бригад интенсивной терапии, педиатрических, токсикологических, травматологических, неврологических и психиатрических. Приказ Минздрава СССР от 31.10.1977 N 972 О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения (с сайта http://www.bestpravo.ru)

Многое в этих постановлениях оставалось также на уровне деклараций, вместо кардинальных решений предусматривались необязательные полумеры.

С другой стороны, сложившиеся на протяжении десятилетий формы и методы лечебно-профилактической помощи во многом оправдали себя и получили международное признание. ВОЗ позитивно оценила принципы советского здравоохранения. Международное совещание в Алма-Ате (1978) под эгидой ВОЗ признало организацию первичной медико-санитарной помощи в СССР, ее принципы как одни из лучших в мире.

В эти годы проводится большая работа по улучшению качества подготовки врачей. В медицинских институтах совершенствуются учебный план и программы обучения, вводятся 6й курс - субординатура и после окончания института - интернатура с экзаменом по основной специальности. "ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ " Под ред. проф. В.А. Миняева, проф. Н.И.Вишнякова Шестое издание, 2012 год./cтр. 36-37

26 декабря 1991 года распался СССР. Политические, экономические и социальные изменения привели к необходимости пересмотра системы лечебно-профилактической помощи населению.

Так заканчивается огромная по значимости глава в истории России под названием "Советское здравоохранение". За 74 года государству удалось построить сильную систему здравоохранения (несмотря на все трудности, через которые прошёл СССР) , вызывающую восхищение и уважение у всех, кто ознакомился с постановкой дела охраны здоровья в СССР.


Наш советский опыт во всю используется всем миром, и только у нас он уничтожается на корню. Международные компании любят коллективную работу, плановую экономику, правительства в стратегических областях обеспечивают гос контроль. В Великобритании, Швеции, Дании, Ирландии и Италии действует бюджетная система здравоохранения, впервые созданная в Советском Союзе Николаем Семашко, известная во всем мире как система Семашко. Г.Э.Зигерист - историк медицины, дважды побывавший в нашей стране и высоко оценивший достижения советской медицины, в своей книге, посвященной здравоохранению в СССР, писал: «То, что происходит в Советском Союзе сегодня, - начало нового периода истории в медицине. Все, что было достигнуто до сих пор за 5 тысяч лет истории медицины, является только новой эпохой - периодом лечебной медицины. Теперь новая эра, период профилактической медицины, начались в Советском Союзе» .

После революционной разрухи начала 20в правительство и часть медицинского сообщества пришла к выводу, что единственным способом существования и развития здравоохранения молодой республики, является концентрация ресурсов и централизация управления и планированичя отраслью. На V Всероссийском съезде Советов, принявшем новую Конституцию РСФСР, 11 июля 1918 г. был учрежден Народный Комиссариат здравоохранения. Первым наркомом назначен Н.А. Семашко, его заместителем - З.П. Соловьев.

Николай Семашко положил в основу предложенной им системы здравоохранения несколько идей:


  • единые принципы организации и централизация системы здравоохранения;

  • равная доступность здравоохранения для всех граждан;

  • первоочередное внимание детству и материнству;

  • единство профилактики и лечения;

  • ликвидация социальных основ болезней;

  • привлечение общественности к делу здравоохранения.

И хотя эти принципы разрабатывались и в 19в, впервые в мире они были реализованы и положены в основу государственной политики в Советской России.

Была выстроена стройная система медицинских учреждений, которая позволила обеспечить единые принципы организации здравоохранения для всего населения, от далеких аулов до столичных городов: фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) — участковая поликлиника — районная больница — областная больница — специализированные институты. Хотя еще сохранялись ведомственные медицинские учреждения армии, железнодорожников, шахтеров и др.

Доступность здравоохранения обеспечивалась тем, что медицинское обслуживание было бесплатным, все граждане прикреплялись к участковым поликлиникам по месту жительства и в зависимости от сложности заболевания могли направляться на лечение все выше и выше по ступеням пирамиды здравоохранения.


Была организована специализированная система медицинских учреждений для детей, повторяющая систему для взрослых, от участковой поликлиники до специализированных научных институтов. Медицинская система уделяла особое внимание вопросам материнства и рождения. Для поддержки материнства и младенчества была организована такая же вертикальная система — от женских консультаций (число которых увеличилось с 2,2 тыс. в 1928 г. до 8,6 тыс. в 1940 г.) и участковых роддомов опять-таки до специализированных институтов. Для молодых матерей выделались самые лучшие медикаменты и условия, а обучение акушерству и женкой гинекологии считалось одним из наиболее престижных медицинских направлений. Параллельно с этим само правительство стимулировало рождение нового поколения, выплачивая за детей солидные субсидии. Также создавалась и сеть специализированных детских поликлиник, способствовавших серьезному снижению показателей детской смертности. Таким образом, численность населения страны за первые 20 лет увеличилась практически вдвое.

Еще одной важной реформой стала профилактика заболеваний, а также устранение изначальных причин их возникновения, притом как медицинских, так и социальных. На различных производственных предприятиях страны, которые в то время создавались с большой скоростью, организовывались медицинские части, которые занимались выявлением, профилактикой и лечением профессиональных заболеваний. Также они оказывали первую неотложную помощь при получении производственных травм различной степени тяжести, и курировали назначение работников в активно строящиеся оздоровительные санатории.

Профилактика понималась Семашко и в узком, и в широком смысле. В узком — как санитарные мероприятия, в широком — как оздоровление, предупреждение и профилактика болезней. Задача каждого врача и всей системы медицинских учреждений, как считал Семашко, состояла не только в том, чтобы вылечить, но чтобы предупредить болезнь, которая рассматривалась как следствие неблагоприятных социальных условий и неправильного образа жизни. В связи с этим особое внимание уделялось таким социальным болезням, как венерические, туберкулез и алкоголизм. Для этого была создана система соответствующих диспансеров, которые должны были не только лечить, но и отслеживать условия жизни больных, информируя власти о несоответствии этих условий санитарным нормам и о потенциальной угрозе, которую больные могут представлять для окружающих.

Важной мерой профилактики, по мнению Николая Семашко, были вакцинация, которая впервые приняла общенародный характер и помогла изживанию многих заразных болезней, и санитарно-гигиеническая пропаганда, которой уделялось огромное внимание как одному из средств предупреждения эпидемий и формирования здорового образа жизни.

В стройную систему оздоровления, профилактики и здравоохранения естественным образом включались дома отдыха и санатории. Санатории, пребывание в которых входило в лечебный процесс, были подчинены Наркомздраву, а дома отдыха — профсоюзам, то есть общественности, или, говоря современным языком, гражданскому обществу, которое должно было следить за оздоровлением трудящихся.

Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 23 декабря 1933 г. была создана Государственная санитарная инспекция для руководства работой органов государственной санитарной противоэпидемической службы на всей территории страны.

VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР 5 декабря 1936 г. принял новую Сталинскую Конституцию СССР , которая первая в мире статьей 124 гарантировала право граждан на бесплатное здравоохранение..

К 1950 г. разрушенная войной экономика была восстановлена. Число медицинских учреждений, больничных коек, врачей не только достигло довоенного уровня, но и значительно превзошло его. В 1950 г. в стране было 265 тыс. врачей (включая зубных) и 719,4 тыс. средних медицинских работников, работало 18,8 тыс. больничных учреждений с 1010,7 тыс. коек.В сельской местности насчитывалось более 63 тыс. фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов. С 50-х годов из года в год увеличивались ассигнования на здравоохранение,и к 1965 г. за 4 послевоенные пятилетки финансирование подошло к рекордной цифре - 6,5% ВВП. Удалось на порядок увеличить все основные показатели материально-экономической базы здравоохранения. Число врачей с 14,6 на 10 тыс. чел. населения в 1950 г. выросло до 23,9 в 1965 г.; средних медицинских работников с 39,6 до 73,0; госпитализация в городах увеличилась в это время с 15% населения до 20,1%, в сельской местности - с 7,7% до 18,9%; число коек в больницах возросло с 57,7 до 96,0 на 10 тыс. населения; число поликлиник и амбулаторий достигло 36,7 тыс., женских консультаций и поликлиник для детей - 19,3 тыс (Источник: The System of Public Health Services in the USSR / By red. U.P.Lisitsin. - M.: Ministry of Health of the USSR, 1967. - Р. 44.)

С 1948 г. при министре здравоохранения СССР Е.И.Смирнове осуществилась реформа, направленная на перестройку структуры организации здравоохранения, предусматривалось объединение больниц и поликлиник, создание в районах так называемых центральных (ЦРБ) и просто объединенных (номерных) больниц, а также изменение подчиненности санитарно-эпидемиологической службы, согласно которой районные СЭС становились самостоятельными учреждениями. В последующем вся служба санэпиднадзора стала самостоятельной, была выделена из подчинения Минздраву.

В 1960-е гг. получила развитие новая отрасль медицины - космическая медицина. Это было связано с развитием космонавтики, первым полетом Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. и другими событиями в этой области.

В 60-70-х годах при министрах здравоохранения С.В.Курашове и Б.В.Петровском сделаны шаги по направлению к интенсивному развитию отрасли.

Наряду с дальнейшим развитием сети медицинских учреждений все больше внимания уделялось развитию специализированных служб, обеспечению населения скорой и неотложной медицинской помощью, стоматологической и рентгенорадиологической помощью.Предполагались преимущественное развитие так называемых первичных звеньев - амбулаторно-поликлинических учреждений и строительство крупных многопрофильных больниц (на 1000 коек и более) и увеличение мощности существующих центральных районных больниц до 300-400 коек со всеми видами специализированной помощи (В терапии стали выделяться и развиваться отдельные специальности (кардиология, пульмонология и т. д.).

Хирургия шла вперед семимильными шагами, так как разрабатывались принципы микрохирургии, трансплантологии и протезирования органов и тканей. В 1965 г. была проведена первая успешная пересадка почки от живого донора.) Это было генеральной линией развития здравоохранения.

В середине 1970-х гг. активно открывались и оснащались диагностические центры, совершенствовалась охрана материнства и детства, много внимания уделялось сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям.

Несмотря на все достижения, к концу 1970-х гг. советская медицина переживала период спада из-за недостаточного финансирования и недоразработки определенных государственных программ по здравоохранению.

В 70-х годах начался эксперимент по усилению экономической самостоятельности органов и учреждений здравоохранения. Это уже отход от традиционной советской системы здравоохранения - от ее чисто бюджетного варианта и полностью государственного регулирования. Главные врачам получают право оперировать финансовыми средствами по смете лечебно-профилактических учреждений. Этот ограниченный по масштабам эксперимент стал предтечей введения нового хозяйственного механизма (НХМ), развивающего хозрасчетные отношения, устанавливающего новые экономические принципы распределения средств (не на учреждения, а в расчете на жителей территорий); усиливающего экономическую самостоятельность регионов и районов; разрешающего платные медицинские услуги; обязывающего определять заработную плату по количеству и качеству труда медиков. И уже в конце 80-х гг. тяжелое финансовое состояние бюджетных ЛПУ обусловило введение в ряде регионов СССР НХМ. НХМ вызвал изменения в структуре органов управления лечебно-профилактическими учреждениями, в частности, создание в ряде регионов так называемых территориальных медицинских объединений. Многие медицинские учреждения перевели свою деятельность на принципы хозрасчета и получили право наряду с бюджетным финансированием получать доходы из других источников, и, прежде всего от оказания платных услуг. С этого момента начался переход от жесткой системы бюджетного финансирования здравоохранения, к многоканальной системе.

Эксперимент в виде НХМ здравоохранения предусматривал:

· переход от выделения ЛПУ средств из бюджета по отдельным статьям расходов к финансированию по долговременным стабильным нормативам, комплексно отражающим целевую деятельность учреждений;

· сочетание бюджетного финансирования с развитием дополнительных платных услуг населению, а также выполнением работ по договорам с предприятиями и организациями на хозрасчетной основе;

· развитие самостоятельности и инициативы трудовых коллективов учреждений здравоохранения в решении основных вопросов производственной деятельности и социального развития;

· установление тесной зависимости размеров фондов производственного и социального развития ЛПУ и оплаты труда каждого работника от конечных результатов деятельности учреждения (подразделения),

· использование различных форм хозяйствования, включая внутрисистемные арендные отношения, кооперативную и прочую деятельность.

Для территориальных поликлиник и территориально-медицинских объединений нормативы бюджетного финансирования устанавливались в расчете на одного жителя по подушевому нормативу. Поликлиники должны были оплачивать стационарное лечение пациентов, проживающих на их территории, по системе предварительного возмещения затрат из расчета средней стоимости за пролеченного больного с учетом профиля койки; услуги скорой медицинской помощи и консультативно-диагностических центров. Поликлиники были заинтересованы в сокращении расходов на стационарное лечение, в связи с этим большое развитие получили дневные стационары и центры амбулаторной хирургии в поликлиниках, а также стационары на дому.

Наряду с бюджетными средствами ЛПУ получили возможность использовать дополнительные источники финансирования в т.ч.:

· платные услуги населению и предприятиям;

· средства социального страхования, сэкономленные в результате снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

· добровольные взносы предприятий, учреждений и граждан и др.

НХМ не удалось решить проблемы финансирования здравоохранения. Причин для этого было много. Во-первых, бюджетные средства выделялись,все в меньших размерах и не могли обеспечить нормальное функционирование медицинских учреждений. А дополнительные доходы не могли обеспечить даже скудное функционирование ЛПУ, и рассматривать их как серьезный источник финансирования не приходится.

(НХМ явилось предпосылкой к многоканальной системе финансирования ЛПУ после развала СССР).

Но эта система уже начинает отходить от заданых канонов системы Семашко.

Часто приводят структурированность системы Семашко за ее недостаток, тк пациенты были прикреплены к определенному врачу, к определенной больнице, то пациенты не могли выбрать врача и медицинское учреждение, что делало невозможной конкуренцию между ними. Этот "либеральный" недостаток, который придумали скорее всего современники. Конкуренция между больницами или врачами русских-советских врачей это вообще нонсенс. Традиции советской медицины предусматривали взаимопомощь и коллегиальность.

Главной же проблемой системы Семашко называют недофинансированность. Но разве это проблема самой отрасли здравоохранения? Это проблема всего государства! И это вообще никак не может характеризовать саму систему.

Финансирование здравоохранения стало осуществляться по остаточному принципу. Оценка по доле госбюджета, идущего на эти цели, показала, что эта доля неуклонно снижалась: 1960 (65) г. - 6,6% (6,5%), 1970 г. - 6,1%, 1980 г. - 5,0% 1985 г. - 4,6%, 1993 г. - 3,5%. Рост ассигнований в абсолютных величинах едва покрывал расходы, связанные с ростом населения страны. Здравоохранение стали включать в сферу обслуживания, внимание административно-управленческого аппарата к охране здоровья людей снизилось.

При этом расходы на здравоохранение составляли в 90-е гг. ХХ в. на душу населения: в США - $2000, Турции - $150, в России - $50. Остаточный принцип финансирования отрасли здравоохранения, привел к тому, что состояние здоровья населения РФ стало постоянно ухудшаться.

Дефакто с развалом Советского Союза финансирование отрасли здравоохранения резко рухнуло. Началась тотальна дискредитация системы Семашко и вообще советской системы здравоохранения. Возникла платная часть ранее бесплатного здравоохранения. Медицина разделилась на платную для состоятельных и на государственную для бедных.


Через двадцать пять лет после краха Советского Союза, мы понимаем что, несмотря на все проблемы, система здравоохранения в Советской России была образцовой и скорее нуждалась в шлифовке, чем в кардинальной реформе. Международное совещание в Алма-Ате (1978) под эгидой ВОЗ признало организацию первичной медико-санитарной помощи в СССР, ее принципы как один из лучших в мире.

Буржуазная пресса, как и следует ожидать, старается не касаться здравоохранения, однако этот вопрос чрезвычайно важен, особенно для борцов за улучшение жизненных условий, ведь хорошее здоровье — основа достойной жизни. Сравнивая социалистическое и капиталистическое общества необходимо наглядно показать разнцицу систем здравоохранения, потому что все социалистические государства заботятся о здоровье населения, ставят задачу здравоохранения на одно из первых мест, создают общедоступные системы медицинской помощи самого высокого качества — в отличие от любого капиталистического государства. Достаточно взглянуть на ситуацию в мире сегодня, чтобы увидеть чем могут похвастаться капиталистические страны в отношении здравоохранения. Согласно официальной статистике, 40 миллионов людей умирают каждый год из-за болезней, вызванных недоеданием. В то же время количество средств, необходимых для обеспечения каждого человека на планете минимумом качественного медицинского обслуживания составляет около 3% годового мирового военного бюджета. Таким образом можно наглядно убедиться насколько упадочен монополистический капитализм!

Сегодня, благодаря прогрессу в медицине и технике у нас есть возможность предоставить превосходную медицинскую помощь каждому человеку. Нет причин ставить преграды на пути к отличному здоровью всех граждан. Более того, право на хорошее здоровье должно быть одним из важнейших прав человека. Вместо этого мы сталкиваемся с очередями и недостатком врачей и мест в больницах.

Вопросы, которые меня просили рассмотреть следующие: какова была политика советского государства относительно здравоохранения? Каковы её успехи? Как организовали медицинское обслуживание в СССР? Как оно развивалось? В последующих главах я попытаюсь ответить на эти вопросы.

Медицина в дореволюционной России

Строители социализма в СССР унаследовали систему медицинского обслуживания в плачевном состоянии. В России не было центрального медицинского органа, координирующего вопросы здравоохранения, подавляющее большинство населения жило в условиях крайней бедности, не хватало врачей (в некоторых районах на 40 000 человек приходился только один врач), а огромная часть населения и вовсе не получала никакой медицинской помощи. Несмотря на это, в России существовало медицинское движение, которое стало основанием для строительства социалистической системы здравоохранения.

Начало организованной системе здравоохранения в России положил Петр I, основавший первые больницы в России (в 1706 году в Москве и в 1715 году в Санкт-Петербурге), пригласив иностранных докторов, а также открыв Академию Наук (в 1724 году) для подготовки российских врачей. Екатерина II продолжила дело Петра I, открыв ряд больниц и первую русскую лечебницу для душевнобольных (в 1776 году). Однако, российская медицина все же была чрезвычайно отсталой. Удушающая царская бюрократия делала профессиональную медицинскую помощь труднодоступной свободным крестьянам и практически недоступной крепостным и рабочим.

В 1884 году в России впервые появились земства - местные органы управления. Земство было губернским собранием, занимающимся местными вопросами, в том числе и здравоохранением. Они контролировались отдельными землевладельцами, буржуазией и свободными крестьянами, при этом каждая группа имела треть голосов. Система земской медицины впервые позволила крестьянам получить медицинскую помощь и создала сеть медпунктов в сельской местности. Генри Сигерист, автор книги “Социализированная медицина в Советском Союзе”, описывает земства, как учреждения “прокладывающие путь” к советской медицине путем создания сети медпунктов по всей стране, которая, однако, была недостаточно обширна а сами медпункты нуждались в улучшении.

Земская система медицинской помощи говорит скорее о добрых намерениях, чем о реальном стремлении предоставить качественное медицинское обслуживание. Она недостаточно финансировалась и была далека от того, чтобы справится с проблемами в одиночку. Классы эксплуататоров, имевшие большинство голосов, не желали вносить значительный вклад в общественные медицинские организации. С другой стороны, земские врачи были полны энтузиазма и руководствовались искренним интересом и заботой к вопросам здоровья населения - они посвящали свои жизни службе людям. Если бы их интересовало личное состояние, то они могли бы нажить его быстрее, работая частными врачами богатых горожан. (Кстати, великий русский писатель драматург А.П. Чехов одно время был земским врачом.) Одним из передовых земских врачей был знаменитый Н. А. Семашко, впоследствии ставший первым Наркомом лучшей системы здравоохранения в мире.


Отношение большевиков к здоровью

В программу КПСС (б) были включены следующие пункты:

“В качестве основы для своей деятельности в сфере защиты здоровья населения, Российская Коммунистическая Партия большевиков считает делом первостепенной важности внедрение всеобъемлющих мер по укреплению здоровья и санитарных мер с целью предупреждения возникновения заболеваний. Соответственно, РКП(б) ставит своей немедленной задачей:

1. Принять решительные и всесторонние санитарные меры в интересах рабочих людей, такие как:

а) улучшение состояния мест общественного пользования (защита земли, воды и воздуха от загрязнения),

б) организацию общественного питания на научной основе с учетом требований гигиены

в) внедрение мер по предотвращению вспышек и распространения инфекционных заболеваний

г) создание кодекса законов о здравоохранении.

2. Бороться с социальными заболеваниями - туберкулезом, венерическим болезнями, алкоголизмом и т.д.

3.Сделать профессиональные медицинские и фармацевтические услуги бесплатными и доступными для всех.

Главными принципы системы медицинской помощи, предложенные большевиками, - всеобщая профилактика, здоровые условия работы и жизни, социальное страхование и санитарное просвещение. Основной тенденцией советского здравоохранения с самого начала была профилактика заболеваний, а не лечение. Говоря словами Н.А. Виноградова, написавшего книгу “Общественное здоровье в Советском Союзе”: “Советское государство поставило себе целью не просто вылечить болезни, но предотвратить их, оно делает все, чтобы создать такие условия жизни и работы, что возникновение болезней станет невозможным.” Такой подход к здравоохранению, очевидно, логичен - любой ребенок, согласится что профилактика заболеваний лучше, чем лечение. Однако, интересы правящего класса состоят в том, чтобы извлечь как можно больше прибыли за счёт рабочего класса, при этом обеспечение рабочих качественными социальными и медицинскими услугами, необходимыми для поддержания высоких стандартов жизни и здоровья оказывается невозможным. И это не только экономический, но и организационый вопрос. При социализме все люди, органы управления, общество - все стремятся к общей цели - к улучшению жизни людей - делая возможными её организацию и планирование. Но в капиталистическом обществе дело обстоит совсем по-другому.

Внедрение теории в практику

Вскоре после Революции 1917 года Россия погрузилась в пучину гражданской войны. Свирепствовали эпидемии и росла смертность. В июне 1918 года был создан Народный Комиссариат Здравоохранения и «впервые в истории медицины, единый административный орган стал управлять системой здравоохранения целого государства» (Сигерист). Первейшей задачей стало укрощение эпидемий, стремительно распространявшихся по стране и наносивших огромный урон морали бойцов армии молодого социалистического государства. На седьмом всероссийском съезде Советов, собравшимся в декабре 1919, Ленин заявил «...И третий бич на нас еще надвигается — вошь, сыпной тиф, который косит наши войска. … Товарищи, все внимание этому вопросу. Или вши победят социализм, или социализм победит вшей!»

В крайне тяжелых условиях, недостатка воды, мыла, одежды, Комиссариат Здравоохранения, выполняя свою почетную миссию, взялся за спланированные, систематичные действия. Основное внимание уделялось расширению сети медицинских пунктов, содержанию помещений в санитарных условиях, улучшением водопроводной системы, обеспечению населения общественными банями и борьбой с сыпным тифом. В апреле 1919 года вакцинацию сделали обязательной. Эффект был огромен: к примеру, в Петрограде число заболеваний ветряной оспой уменьшилось с 800 в месяц до 7.Тогда врачи, получившие образование ещё при Российской Империи, убедились, что Советское правительство стоит на страже здоровья людей и большинство из них присоединилось к борьбе за выживание социалистического государства, вместо того чтобы сбежать.

Санитарное просвещение играло важную роль в борьбе против чумы. В 1920 году 3,8 млн солдатов Красной Армии посетили лекции и беседы о гигиене, а в 1919 и 1920 году только среди армейцев было выпущено и распространено 5,5 млн плакатов, буклетов и брошюр. Подобные кампании по санитарному просвещению проводились и среди широких слоёв населения

В 1922 году империалистические армии потерпели поражение, благодаря усилиям молодой страны по улучшению здоровья её граждан. С окончанием войны подняли новый лозунг - “От борьбы с эпидемиями к оздоровлению труда.”

После войны

Хотя положение дел после Гражданской войны было далеко не простым, система здравоохранения последовательно улучшалась во время Новой Экономической Политики. К 1928 году число терапевтов выросло с 19,785 до 63,219, вложение средств в здравоохранение увеличилось с 128.5 млн до 660.8 млн рублей в год, количество мест в больницах возросло со 175 000 до 225 000, а в яслях с 11 000 до 256 000. Но еще более ощутимый прогресс был достигнут во время первой Пятилетки. Обычно люди считают, что пятилетки планировали исключительно промышленное производство и никаким образом не влияли на благосостояние людей - так их описывают буржуазные учебники истории. Подобная точка зрения невероятно далека от истины. Пятилетние планы затрагивали все аспекы жизни страны Советов: экономические, социальные и культурные. Планы не навязывались сверху, а всесторонне обсуждались на местах и основывались на данных, собранных самими рабочими. Относительно здравоохранения, первый Пятилетний план касался в основном облегчения доступа к медицинским услугам: требовалось большее количество медпунктов, мест в больницах, медицинских сестер и врачей. План основывался на полном отчете региональных органов здравоохранения, больниц, колхозов и фабрик о том, что необходимо и чего возможно достигнуть. За четыре года, понадобившиеся для выполнения первого пятилетнего плана, число врачей изменилось с 63,000 до 76,000, количество мест в больницах выросло более чем наполовину а число яслей выросло с 256,000 до 5,750,000. Были основаны 14 новых медицинских институтов и 133 медицинских училища.

После того как медучреждения стали доступны всем советским гражданам, вторая Пятилетка была направлена на повышение качества оказываемой медицинской помощи. Одной из основных задач было улучшение медицинского образования и следовательно поднятие стандартов для врачей. Были основаны новые медицинские и научные исследовательские институты, среди которых был огромный Институт Экспериментальной Медицины, открытый по инициативе И.В. Сталина, В.М. Молотова, К.Е. Ворошилова и А.М. Горького. Медицинское просвещение среди рабочих и крестьян по-прежнему было главным фронтом в борьбе за улучшение здоровья. С.М. Мантон, британская ученая, посетившая СССР в 1951 году, подробно описала широко распространенное санитарное просвещение в СССР в своей книге “Советский Союз сегодня”. Она заметила, что все врачи были обязаны потратить по крайней мере 8 часов в месяц на обучение профилактике и ответам на вопросы общественности в парках, лекционных залах и оздоровительных центрах; просвещение в области профилактики и гигиены проводилось в школах; плакаты и памфлеты, дающие основные рекомендации по общим вопросам медицинской помощи можно было найти повсюду в различных учреждениях Советского Союза.

К концу второй Пятилетки, был заложен крепкий фундамент социалистической системы здравоохранения. Медицина в СССР своим качеством намного превосходила любую другую в мире.

Согласно Британскому Общему Обследованию Домохозяйств от 1989 года, исследование, в котором приняли 1000 человек показало, что хронические заболевания встречаются в два раза чаще среди неквалифицированных рабочих, чем среди профессиональных работников вроде врачей или адвокатов, и разумеется, если бы исследование касалось безработных, то данные были бы еще более устрашающими. Это статистика не случайна, но в то же время это не является индикатором того, что бедные люди имеют плохую наследственность. Оно просто подчеркивает тот факт, что рабочий класс вынужден жить в отвратительных условиях, которые не способствуют хорошему здоровью. Если у человека не хватает денег, он вынужден жить в плохих условиях. Муниципалитет не убирает улицы и люди довольствуются тем, что мусор забирают всего раз в неделю; отопление обходится дорого, поэтому людям приходится пренебрегать здоровьем для того, чтобы сэкономить на счетах; здоровая еда стоит дороже; теплая одежда стоит больших денег, оплата за горячую воду- высокая, моющие средства - дорогие, занятия в спортзале - дорогие, лечение- дорогое; воздух загрязнен, улицы не убраны, автобусы и электрички редко убираются и, следовательно все это способствует распространению болезней. Поэтому не удивительно, что здоровье нации такое плохое.

Доклад для "Stalin Society". Подготовлен Карлосом Рулом в феврале 2000 года.
Ист. stalinsocietygb.wordpress.com/2017/01/18/h ealth-in-the-ussr/

За редакцию спасибо Василию Пупкину.

Пока половина. Вторая половина редактируется, а самый конец мучительно ждет завершения. Скажу, что статья- чем дальше, тем лучше. Иными словами, to be continued...

3246 0

Послевоенные годы с восстановлением народного хозяйства ознаменовались внедрением ряда принципиально новых форм медицинского обслуживания.

В 1946 г. Народные комиссариаты здравоохранения СССР и РСФСР были реорганизованы в министерства здравоохранения. Важным и целесообразным организационным мероприятием стало объединение амбулаторно-поликлинических учреждений и больниц в единые лечебно-профилактические учреждения (1947—1949), чю способствовало укреплению материально-технической базы, улучшению показателей деятельности больниц и повышению преемственности медицинской помощи. Однако в ходе объединения лечебно-профилактических учреждений в ряде регионов были допущены и некоторые просчеты.

Наряду с дальнейшим ростом медицинских учреждений и увеличением числа врачей большое внимание уделялось совершенствованию организации медицинской помоши сельскому населению.

В послевоенные годы быстро развивалась санитарно-эпидемиологическая служба, резко возросло число санитарно-эпидемиологических станций, усилилась работа по охране источников водоснабжения, воздушного бассейна и почвы, по согласованию проектов промышленного и гражданского строительства с органами здравоохранения.

В 1950-е годы повысилась роль Академии медицинских наук как высшего научного медицинского учреждения страны, ее научно-исследовательских институтов. Эти годы ознаменовались рядом важных открытий, внесших значительный вклад в совершенствование здравоохранения. В частности, были разработаны и начали применяться хирургические методы лечения пороков сердца, завершена работа по ликвидации малярии как массового заболевания.

Были предложены новые методы консервирования крови, оригинальные кровезаменители, вакцины и сыворотки для профилактики и лечения ряда инфекционных болезней, разработаны методы использования в медицинской практике радиоактивных изотопов, изучен патогенез лучевой болезни, заложены основы космической медицины. Большое внимание стали уделять созданию крупных больниц на 600 коек и более, а также организации специализированной медицинской помощи.

Экономический рост страны и научно-технический прогресс в середине. 1960-х годов стали основой значительного улучшения показателей здоровья населения, определили новые задачи здравоохранения и создали благоприятные условия для укрепления его материально-технической базы. Происходили взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы интеграции и дифференциации медицинских знаний. В практическом здравоохранении это сказалось в первую очередь на дифференциации терапевтической службы и выделении в самостоятельные специальности кардиологии, ревматологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, нефрологии и др.

В сельской местности в эти годы происходила существенная реорганизация медицинской помощи населению — повсеместное создание центральных районных больниц, организация в них специализированных отделений (терапевтических, хирургических, педиатрических и др.). Специализация медицинской помощи коснулась и амбулаторно - поликлинических учреждений.

В практику здравоохранения вошли новые эффективные вакцины против полиомиелита и кори, новые средства лечения пневмонии и токсических диспепсий.

1970-е годы стали важным этапом в развитии и совершенствовании терапевтической помощи. Вступили в строй сотни новых, мощных, отвечающих современным требованиям амбулаторно-поликлинических учреждений на более чем 500 посещений в смену, было начато строительство крупных многопрофильных больниц мощностью 1000 коек, больниц скорой помощи на 800— 900 коек с отделениями реанимации, крупных онкологических диспансеров и др.

Высококвалифицированную помощь сельскому населению стали оказывать преимущественно центральные районные больницы, многие из которых обеспечивали поликлиническую (консультативную) помощь не только сельскому населению района обслуживания, но и городским жителям.

К этому времени относится начало строительства крупных научных лечебно-диагностических центров онкологического, кардиологического, акушерско-гинекологического, аллергологического, гастроэнтерологического, пульмонологического профилей, центров хронического гемодиализа и др.

Большую профилактическую работу в эти годы проводили все службы здравоохранения. Все больший контингент здоровых людей охватывался диспансерным наблюдением. С каждым годом расширялись масштабы профилактических (скрининговых) медицинских осмотров с целью ранней диагностики и своевременного лечения социально значимых заболеваний, прежде всего туберкулеза, злокачественных опухолей, заболеваний сердечно-сосудистой системы и др. На базе крупных многопрофильных больниц началось создание хорошо оснащенных диагностических центров, укомплектованных высококвалифицированными специалистами.

Сознавая бесперспективность дальнейшего экстенсивного развития здравоохранения, Министерством здравоохранения серьезное внимание стало уделяться работе по оптимизации структуры сети больниц и поликлиник, рациональному использованию коечного фонда, его научно обоснованной профилизации, а также обеспечению преемственности лечения больных в поликлинике и стационаре.

Прогресс здравоохранения был непосредственно связан с дальнейшим углублением специализации медицинской помощи, отражавшей основной вектор развития медицины в те годы. Однако дальнейшее развитие этого сложного процесса требовало определенных условий, соответствующих организационных форм и значительных материальных затрат, не всегда возможных в условиях финансирования здравоохранения по остаточному принципу.

Много делалось в эти годы по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, обеспечению их современной диагностической аппаратурой. Однако, несмотря на принимаемые решения, строительство типовых лечебных учреждений, особенно в сельской местности, финансировалось недостаточно, срывались сроки их ввода в эксплуатацию.

Историческим этапом в развитии государственной системы здравоохранения стало принятие Основ законодательства о здравоохранении (1969). в котором были сформулированы права и обязанности органов государственной власти, общественных организаций и граждан в сфере охраны здоровья. Охрана материнства и детства стала приоритетным направлением в здравоохранении нашей страны.

В конце 1970-х годов система здравоохранения все больше стала испытывать трудности, связанные, прежде всего, с недостаточным финансированием и возникающими из-за этого различными негативными явлениями. По обеспеченности врачебными кадрами к 1980 г. страна занимала первое место в мире, но сохранялась диспропорция между врачебными и средними медицинскими кадрами. Довести это соотношение до запланированного уровня 1:4 так и не удалось. Сеть медицинских училищ расширялась медленно, мало делалось для улучшения системы усовершенствования средних медицинских работников.

В начале 1980-х годов политическим руководством государства была поставлена грандиозная задача перед Министерством здравоохранения — охватить диспансерным наблюдением все население страны. Однако со временем стало ясно, что сил и средств для перехода к всеобщей диспансеризации нет, а эффективность ее проведения в таком масштабе не была достаточно обоснована. Поэтому от реализации этой идеи в полном объеме пришлось отказаться. В то же время в обществе, среди работников здравоохранения зрело понимание необходимости радикальных изменений в здравоохранении.

Потребность реформирования здравоохранения стала очевидной еще в 1970-е годы, когда отчетливо стали проявляться тенденции в ухудшении состояния здоровья населения. Однако в силу ряда причин реформа здравоохранения началась лишь во второй половине 80-х годов с внедрением нового хозяйственного механизма. В связи с нарастающим противоречием между масштабом задач, стоящих перед здравоохранением страны, и уровнем финансирования отрасли был проведен ряд экономических экспериментов по расширению прав руководителей органов и учреждений здравоохранения, применению экономического стимулирования в работе учреждений.

К этому времени относится также проведение экспериментов по бригадной форме организации и оплаты труда медицинского персонала, интенсификации использования коечного фонда крупных стационаров. К сожалению, эта работа не была завершена, хотя и сыграла определенную роль в выработке новых экономических подходов к управлению здравоохранением.

О.П. Щепин, В.А. Медик