Главная · Сон · Рынок региональный. Региональные рынки теоретические основы изучения региональных рынков Основные понятия теории региональных рынков

Рынок региональный. Региональные рынки теоретические основы изучения региональных рынков Основные понятия теории региональных рынков

По своей экономической сущности региональный рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и др.

Развитый региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и его закономерностей развития:

Общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров.

Структуры спроса одноименных товаров различных предприятий.

Сезонных колебаний спроса по отдельным товарам.

Требований покупателей к качеству товара.

Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.

Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.

Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:

Потребительский рынок (рынок благ);

Рынок земли и недвижимости;

Рынок труда;

Рынок капиталов (кредитный рынок и рынок ценных бумаг);

Рынок информации;

Рынок природных ресурсов;

Рынок культурных ценностей;

Рынок образовательных услуг и др.

Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.

II. Региональный потребительский рынок, его роль в удовлетворении запросов потребителей региона.

Функционирование регионального потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления и др.


В целом же по своей экономической сущности региональный потребительский рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена и потребления, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально- административного образования, с учетом адекватных методов регулирования коньюктуры рынка и принятия коммерческих решений.

Состояние потребительского рынка – это совокупный результат взаимодействия комплекса факторов и условий воспроизводственного процесса, которые в конкретный период времени определяют соотношение спроса и предложения товаров и услуг, а также тенденции развития этого соотношения в зависимости от динамики цен, уровня доходов, объемов производства, структуры ввозимой продукции.

III. Региональный рынок труда.

Поэтому региональный рынок труда можно определить как пространство, где цена и количество труда определяются взаимодействием спроса (со стороны предприятий) и предложения (со стороны временно не занятых людей).

Региональные особенности занятости и функционирования рынка труда проистекают из специфики формирования экономически активного населения, сложившегося уровня и структуры занятости, обусловленных специализацией и комплексностью хозяйства, его обеспеченностью сырьевой базой, динамикой и эффективностью производства, инвестиционной активностью и привлекательностью территорий, характером поддержки предприятий со стороны федеральных и региональных органов власти. Обеспечение соответствия желаемого поведения людей фактическому относительно занятия учебных мест в сфере профобучения и рабочих мест в сфере экономики составляет двуединую цель управления трудовым ресурсам и совокупностью рабочих мест, занятостью как на общероссийском, так и на региональных уровнях.

Управление трудовыми ресурсами и занятостью состоит в регулирующем воздействии на всех стадиях движения трудовых ресурсов. Исходной стадией в движении трудовых ресурсов региона является их формирование, которое определяется соотношением и структурой естественного и миграционного источников. Распределение рабочей силы по отраслям экономики и предприятиям
– срединная стадия в системе управления. В рамках этой стадии осуществляет процесс повторного распределения действующей рабочей силы. Происходит движение работников между территориями. От того, насколько эффективно при данном уровне техники и технологии производства используется рабочая сила, зависят рост производительности труда, высвобождение кадров.

Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда характеризуются сильным разбросом значений макроэкономических и социальных показателей, а для регионов, в которых состояние рынка труда близко к критическому, трудно прогнозировать его развитие только на основе этих показателей.

Ежегодно регионами разрабатываются региональные программы, а затем разрабатывается и утверждается федеральная программа занятости.

В основу региональных разработок положены 4 группы показателей, характеризующих:

1) состояние рынка труда;

2) экономическую ситуацию;

3) социальную ситуацию;

4) демографическую ситуацию.

IV. Региональные рынки недвижимости.

Под рынком недвижимости понимается сфера товарно-денежных отношений по поводу купли-продажи и использования земли и других естественных угодий, а также всякого имущества, базирующегося на земле и являющегося объектом собственности юридических или физических лиц.

Операции с недвижимостью – это бизнес, где проверяется умение прогнозировать и принимать решения. Это риск, где и профессионалы допускают грубые ошибки: риск потерять свое состояние в результате непроведенной правовой или экологической экспертизы, «экономии» на маркетинге, упрощенной оценки объекта недвижимости.

Развитие рынка недвижимости является процессом регулирования потребностей общества в недвижимости. Это развитие происходит в условиях рыночных отношений и тесно связано с правом собственности.

Право собственности – это совокупность юридических норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ определенному субъекту.

Российский рынок недвижимости отражает все проблемы переходной экономики и характеризуется неравномерным развитием отдельных сегментов, несовершенной законодательной базой и низкой инвестиционной активностью субъектов управления. Традиционно недвижимость делится на 3 группы: жилищный фонд, нежилой фонд, земля. Каждая из этих групп развивается самостоятельно, имеет собственную законодательную и нормативную базу.

Недвижимость – товар особого рода, это наиболее фундаментальный, долговечный товар, удовлетворяющий сложную потребность потребителя.
Совокупность потребительских свойств объекта недвижимости и параметров внешней по отношению к нему среды определяют полезность объекта.

V. Региональный аграрный рынок.

Региональные аграрные рынки – весьма сложные структуры. С одной стороны, они включают рынки производимой в аграрной сфере сельхозпродукции и готового к употреблению продовольствия, с другой – такую сложную для оценки составляющую, как рынок земли. Кроме того, в сферу региональных аграрных рынков включаются рынки сельхозтехники, оборудования, удобрений и средств ухода за растениями и животными, рынки услуг, предоставляемых предприятием АПК и др.

Главные направления аграрной реформы, начавшейся в 90-х гг. во всех регионах России:

Земельная реформа;

Реорганизация колхозов и совхозов;

Приватизация во всех сферах АПК.

Преобразования в аграрном секторе осуществляются через формирование большого числа экономических субъектов на основе разукрупнения крупных колхозов и совхозов.

Первый сегмент земельного рынка – продажа земельных участков гражданам для личного подсобного и дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства и садоводства. Его функционирование не вызывает каких-либо разногласий. Этот рынок в основном обеспечен нормативной базой.

Второй сегмент – продажа земельных участков для предпринимательской деятельности. Здесь покупателями являются граждане, их объединения, приватизированные предприятия, местные органы власти. До настоящего времени сделки подобного характера совершались преимущественно для организации несельскохозяйственной деятельности. При этом цены по различным регионам колеблются.

Региональный рынок — определенная территориальная сфера обращения конкретного товара или товарной группы, границами которого выступает район, область или другое территориальное формирование.

Особенности

Неоднородность рынков регионального типа обусловлена определенным уровнем развития товарно-денежных отношений на конкретной территории. Региональные рынки находятся в сильной зависимости от степени включенности региона в важнейшие торгово-экономические процессы. На его состояние непосредственное влияние оказывает покупательская способность местного населения, уровень развития инфраструктуры и количество производимого товара. Следует отметить, что региональный рынок функционирует максимально эффективно только при своем активном развитии, которому способствуют следующие закономерности:

  • постоянное изучение спроса на конкретной территории;
  • повышение качества продуктов и услуг;
  • улучшение и обновление существующей инфраструктуры;
  • повышение и нвестиционной привлекательности региона.

По территориальной классификации выделяют городские, областные, республиканские, межрегиональные, межобластные и межреспубликанские рынки, для каждый из которых имеет свои особенности. От уровня развития регионального рынка зависит не только доход, который он приносит в госбюджет в виде налогов, но и уровень материального достатка населения конкретного региона.

Совокупность региональных рынков образует общегосударственный рынок, который объединяет в себе самые разные направления деятельности и отрасли производства. Тесное взаимодействие различных рынков между собой образует рыночную инфраструктуру, где циркулируют товары и сырьевые ресурсы, рабочая сила и финансовые потоки. Инфраструктура общегосударственного рынка включает в себя следующие региональные рынки:

  • к апитала и финансов;
  • трудовых резервов;
  • м атериально-производственных услуг;
  • о бразовательных услуг;
  • з емельных объектов;
  • т оваров широкого потребления;
  • ж илой и коммерческой недвижимости.

Функционирование любого рынка определяется связями, которые формируются под воздействием спроса и предложения, а также потребностями населения и существующим производством. На рынок оказывают непосредственное влияние такие факторы, как характер потребления товаров и услуг, дифференциация доходов населения, уровень активности субъектов предпринимательской деятельности.

Каждый рынок имеет свои региональные особенности, которые напрямую зависят от экономически активного населения и отраслевой структуры хозяйственной деятельности. Большое влияние на развитие любого регионального рынка оказывает государственная поддержка предприятий со стороны местных и федеральных органов власти, а также законы, регулирующие экономическую деятельность конкретного региона.

Лунев Александр Николаевич,доктор технических наук, профессор кафедры технологии машиностроительных производств ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева», г. Казань[email protected]

Пугачева Наталья Борисовна,доктор педагогических наук, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурностроительный университет», г. Казань[email protected]

Стуколова Лариса Зайнулловна,доктор педагогических наук, профессор кафедры социальнопсихологического менеджмента НОУ ВПО «Международный институт рынка», г. Самара[email protected]

Сущностная характеристика регионального рынка услуг

Аннотация.В статье выделены функции и выявлены особенности регионального рынка услуг; проведен анализ институционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры регионального рынка услуг как экономического института.Определено, что соотношение институционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры может решаться в рамках комплементарности, которая обеспечивает координационный эффект субъектов и объектов регионального рынка услуг. Ключевые слова:региональный рынок услуг, институциональный порядок, институциональная среда, институциональная структура, функции регионального рынка услуг, особенности регионального рынка услуг.

Сфера услуг–это не только одна из важных характеристик эффективности социальноэкономической политики в регионе, но и один из самых динамичных и быстрорастущих сегментов региональных рынков. Мы полагаем, что региональный рынок услуг можно рассматривать каксовокупность институтов координации выбора производителей услуг, протекающей в условиях прав собственности, контрактов и конкуренции, на основе ценовых параметров и уровня качества предлагаемых услуг.Установлено, что региональный рынок услугвыполняетряд функций:

регулирующую, воздействующуючерез спроспредложение на внутриилимежотраслевую конкуренцию;

интегрирующую, обеспечивающую установлениеи поддержку прямых и обратных связей между производителями и потребителями; стимулирующую,ориентирующую рыночные цены на общественный уровень затрат и учет спроса потребителей; посредническую, соединяющую в единую систему экономически обособленных производителей и потребителей услуг; информационную, опосредующую знание конъюнктуры рынка; ценообразующую, выражающуюсяв том, что рынок признает только общественно необходимые затраты, которые согласен оплатить потребитель, и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают потребности потребителя и уровень предложения услуг; санирующую, очищающуюпроизводство от экономически слабых институциональных субъектов и поощряющуюразвитие эффективных и перспективных фирм по оказанию услуг; социальную,обуславливающую удовлетворение потребителей в благах и дифференцирующую доходы участников рынка. Таким образом, особенности регионального рынка услуг включают следующее: динамичность, обусловленную постоянным изменением спроса на услуги, подверженного влиянию временного фактора; территориальность, опосредованную социальноэкономической спецификой и демографическими особенностями региона; гибкость, представленную высокой чувствительностью к изменениям рыночной конъюнктуры, невозможностью хранения и транспортировки услуг; открытость, обусловленную взаимосвязью процессов производства и потребления, личным контактом производителя и потребителя и высокой скоростью оборота капитала; дифференциальность, опосредованную диверсификацией и индивидуализацией спроса на услуги; эластичность, заданную платежеспособной потребностью населения в услугах; «эффект Веблена» , отражающего показательное потребление по престижным соображениям.Выяснено, что региональный рынок услуг, как экономический институт включает три диалектично взаимосвязанные компонента: институциональный порядок, институциональную среду и институциональную структуру. Опираясь на исследование М.Олсона, мы считаем, что институциональный порядок представляет собой формальные правила и ограничения, в рамках которых взаимодействуют основные экономические институты, а также механизмы обеспечивающих их соблюдение. Именно институциональный порядок обуславливает устойчивость постоянно воспроизводящихся социальноэкономических отношений, доказывая свою целесообразность посредством официальной легитимации. Институциональный порядок легализует процедуры, необходимые для обеспечения развития регионального рынка услуг, поскольку формирует единую платформу взаимодействия его субъектов . Институциональная среда, по нашему мнению, представляет собой целостность формальных правил и механизмов принуждения индивидов к их исполнению, а также неформальных правил и стереотипов поведения, влияющих на производство, обмен, распределение и потребление благ. В работе американского экономиста Л.Дэвиса отмечено, что наряду с правилами, формирующими институциональную среду, существуют правила, которые определяются как институциональные соглашения, которые, в свою очередь, определяют формы кооперации и конкуренции между экономическими агентами. Дж.Ходжсон пишет, что все авторы, исследующие институциональную проблематику, единодушны в том, что все институты можно разделить на формальные и неформальные. Деление институтов на формальныеи неформальные использует и Д.Норт . Формальные –это правила игры, закрепленные законом и за выполнением которых следит государство. Неформальные –это правила поведения, которые существуют в виде привычек или традиций. Неформальные правила поведения играют роль не менее важную, чем формальный закон. Д.Норт указывает на то, что даже в самых развитых экономиках формальные правила поведения составляют лишь небольшую (хотя и важную) часть той совокупности ограничений, которые формируют перед индивидом ситуации выбора. В своейфундаментальной работе Д.Норт отмечал, что неформальные ограничения являются «продолжением, развитием и конкретизацией формальных правил и хорошо способны к выживанию благодаря тому, что составляют часть привычного поведения людей» . При этом «неформальные ограничения меняются иными темпами, нежели формальные правила» , и конкретизация в них установленных формально правил происходит дольше.Возникая как средство координации человеческого взаимодействия, неформальные правила являются продолжением и развитием формальных правил, социально санкционированными нормами поведения, а также внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения. Поэтому институциональная среда, считает Т.Эггертссон , образованная разнообразными, постоянно меняющимися институциональными формами, подвижна и обусловлена историческим, временным, культурным контекстом.Установлено, что на формирование институциональной среды регионального рынка услуг оказывают влияние субсидиарные и коммунитарные системыценностей.Ценность –это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. Академик В.Н.Лавриненко считает, что каковы ценности, таковы и общество, и личность.

Субсидиарная система ценностей (инициатива, активность, риск, свобода, творчество, престиж, лидерство, инновации, верховенство права и др.) обусловлена иерархичностьюотношений субъектов регионального рынка услуг, постоянным процессом перераспределения полномочий и ответственности , как «по вертикали», так и «по горизонтали» (субсидиарности). Именно субсидиарная система ценностей влияет на развитие бизнессообществ, формирующих региональный рынок услуг и обеспечивающих повышение его конкурентоспособности . Коммунитарная система ценностей (альтруизм, единение, поддержка, взаимопомощь, милосердие, патриотизм, ответственность, благотворительность, солидарность и др.) отражает приоритет интересов общества над интересами личности и диалектично взаимосвязана с русскоправославным феноменом –соборностью, которая возниклаеще в глубокой древности. Именно коммунитарная система ценностей обеспечиваетидентификацию акторов с конкретной моделью развития регионального рынка услуг и формирование у них готовности к воспроизводству задаваемых им ролей и функциональных взаимодействий.Таким образом,институциональную среду можно рассматривать как диалектичнуювзаимосвязь формальных и неформальных институтов. Если в совокупности этих институтоввыделить три компонента: юридический (Ю) –нормативноправовые акты;социальный (С) –обязанности, стереотипы, коллективизм, сотрудничество, кооперация, индивидуализм, традиции, свобода и др.;политический (П) –административное деление, «вертикаль власти», назначения, собрания,самоуправление, выборы, обращения по инстанциям, судебные иски и т.п., то институциональную среду (ИС)можно записать в виде выражения: ИС ={Ю, С, П}, где ИС –конечное множество, компоненты которого заданы выражением и перечислены, т.е. подсчитаны согласно теории множеств. Пересечение этих компонентов и образует институциональную среду. Отсутствие институциональной среды обуславливает конъюнктурный характер регионального рынка услуг и не сопровождается систематическим снижением общественно необходимых затрат в расчете на единицу полезного эффекта.

Институциональная структура представляет собой совокупность институтов и институциональных отношений, обеспечивающую эффективность деятельности традиционных (органы государственной власти и местного самоуправления, население, государственная и муниципальная собственность) и формирование и развитие инновационных (фондов, союзов, ассоциаций, специализированных банков, общественных некоммерческих образований, прав собственности, бизнессообществ и других) субъектов регионального рынка услуг (рис.1).Безусловным функциональным императивом и критерием построения институциональной структуры выступает общее благо. Поэтому для эффективности развития регионального рынка услуг необходимо обеспечить институциональное равновесие между институтами, как организационными образованиями, осуществляющими определенные экономические действия, и взаимосвязью между ними, с тем, чтобы увеличить «возрастающую отдачу» сферы услуг. На региональном рынке услуг рост возрастающей отдачи, по нашему мнению, может быть обусловлен тремя факторами.

Рис. 1. Институциональная структура регионального рынка услуг

Отрасль включает всех российских производителей аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара либо те из них, доля которых в общем

объёме производства в РФ соответственно аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара составляет большую частьМатериальнотехническая базаТрудовые и финансовые ресурсыПроизводственная структура организаций (предприятий)Оплата труда Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность деятельности организации (предприятия)Качество и конкурентоспособность продукции Объекты государственной собственностиФискальная и денежная политики.Финансовокредитная

системаНалогообложениеЛицензирование отдельных видов деятельностиГосударственный заказСтандартизация и сертификацияформальные правила и механизмы принуждения индивидов к их исполнениюнеформальные (социальные и политические) правила, стереотипы поведения, влияющие на производство, обмен, распределение и потреблениеблаг

Конституционные и текущие законыПодзаконные актыСпециальные учреждения и организации

Отраслевые особенности ведения хозяйственной деятельности

Конкретные правила и механизмы экономических взаимодействий

Институциональнаясреда

Институциональный порядок

Вопервых, –усложнением сферы услуг в результате технического и социального развития общества (интенсификация процесса производства и дополнительные вложения капитала, трудовая кооперация, расширение знаний, увеличение численности населения, рост поселений и т.д.), что создает дополнительные возможности отдельным субъектам регионального рынка услуг. Вовторых, –структурными изменениями в сфере услуг, увеличением в ней доли организаций и предприятий с возрастающей отдачей: развитием транспортных услуг; укрупнением масштабов производства услуг; формирование специального высокотехнологичного информационного сегмента (информационных услуг), другого мира бизнеса, где действует закон возрастающей отдачи .Втретьих, –переходом к новому укладу, экономике знаний, означающей рост значения человека и его квалификации в экономическом развитии .Проблема соотношенияинституционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры может решаться в рамках комплементарности–системной целостности не противоречащих друг другу правил и стимулов деятельности. Установлено, что комплементарность институционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры обеспечивает координационный эффект субъектов и объектов регионального рынка услуг.Обобщая вышеизложенное, отметим, что региональный рынок услуг как экономический институтможет характеризоваться:многоуровневостью (включает правила федерального, регионального и муниципального уровней);двойственностью (вытекает из формальных и неформальных правил, институциональной дихотомии);фрагментарностью (невозможность обеспечить фронтальное блокирование нежелательного типа поведения, которое проявляется в обходе существующих формальных институциональных рамок).

Ссылки на источники1.Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций.–М.: Прогресс, 1984.–183 с.2.Олсон М. Возвышение и упадок народов. Экономический рост, стагфляция и социальный склероз. –Новосибирск: Экор, 1998. –432 с.3.Уткина А. Н. Влияние рынка образовательных услуг на развитие экономики и эффективность функционирования рынка труда // Концепт. –2013. –№ 01 (январь). –ART13004. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13004.htm.4.Davis L., North D. Institutional Change and American Economic Growth. –Cambridge,1971. –P. 5–6.5.Ходжсон Дж. Что такое институты? // Вопросы экономики. − 2007. − № 8. –С. 27–41.6.Норт Д. Институты, идеология и эффективность экономики // От плана к рынку. Будущее посткоммунистических республик. –М.: Catallaxy, 1993. –С. 307–319.7.Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. –М.: Фондэкономической книги «Начала», 1997. –180 с.8.Там же.9.Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. –URL: http://www.schumpeter.ru/content/Nortinstitutes.pdf.10.Философия / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. –М.: Юрист, 1996. –512 с. 11.Евдохина О. С. Развитие регионального рынка птицеводческой продукции // Концепт. –2013. –№05 (май). –ART13114. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13114.htm.12.Фролова В. Б. Франчайзинг как основа долгосрочного развития бизнеса // Концепт. –2013. –№ 11 (ноябрь). –ART13213. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13213.htm. 13.Брайан А.В.Возрастающая отдача и два мира бизнеса // Экономический вестник Ростовского государственного университета. –2005. –Т.3. № 4. –С. 14–32.14.Там же.15.Куликова Ю. П. Совершенствование национального образования для увеличения инновационного потенциала экономики // Концепт. –2012. –№6 (июнь). –ART 12070. –URL: http://ekoncept.ru/2012/12070.htm.Lunev Alexander,doctorof Engineering Sciences, Professor at the chair of engineering production technology, Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev, [email protected] Natalia,doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the chair of occupational safety and law, Kazan State Architecture and Civil Engineering University, [email protected] Larisa,doctorof Pedagogical Sciences, Professor at the chair of social and psychological management, International Institute of the Market, [email protected] essential characteristic of the regional services marketAbstract.The authors highlight the functions and peculiarities of the regional market services; analyze the institutional order, the institutional environment and the institutional structure of the regional services market as the economic institution. It was determined that the ratio of the institutional order, the institutional environment and institutional framework can be solved in the framework of complementarity, which provides the focal effect of subjects and objects of the regional services market.Keywords:regional services market, institutional order, institutional environment, institutional structure, functions of the regional services market, peculiarities of the regional services market.

Министерство образования Российской Федерации

НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Якутский филиал

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»

Тема: Региональные рынки и ее функционирование.

Студента Павловой Людмилы Петровны

Группа Ф/к – 03 – С

Проверил___________________________

Оценка______________

Якутск 2005
План:

Введение

III. Региональный рынок труда.

IV. Региональные рынки недвижимости.

V. Региональный аграрный рынок.

Заключение

Список литературы

Введение

К числу наиболее существенных причин, оказавших значительное влияние на темпы перехода России к рыночным отношениям, на весь ход социально-экономических преобразований в стране, несомненно, относится и явная недооценка территориального (регионального) фактора. Процесс децентрализации государственного управления идет медленно, нередко встречает сопротивление Центра. С другой стороны, получив значительные полномочия, некоторые регионы (субъектов Федерации) устремились по пути сепаратизма, нарушения конституционных основ политической целостности государства. Нередки факты, когда принятые субъектами Федерации законодательные акты оказывались противоречащими Конституции Российской Федерации.

В силу исключительной важности подлинно научного обеспечения радикальных рыночных преобразований, создания (сохранения) единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления возникла острая необходимость более углубленного изучения социально-экономических региональных комплексов во всем их многообразии. Сегодня в ходу понятие «экономический федерализм», который рассматривается и как «внутренняя система и механизм взаимодействия Российской Федерации с субъектами Федерации, и как взаимодействие самих субъектов друг с другом в сфере экономической деятельности».

Переход Российской Федерации к устойчивому развитию, как это предусмотрено соответствующей концепцией, окажется возможным тогда, когда будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона.

В масштабах регионов сложилась совокупность естественных, экономических, социально-бытовых, национально-культурных и других относительно устойчивых связей, необходимых для жизнеобеспечения населения, экономики регионов, страны в целом. Регион представляет собой сложный социально-экономический комплекс, политико-административное образование, в котором между производственной, непроизводственной и социально-бытовой сферами, между отраслями хозяйства, структурами региональной и местной власти устанавливаются определенная согласованность, взаимозависимость, взаимосвязанность, наиболее эффективные пропорции, которые способствуют более полному использованию природных и производственных ресурсов, трудового и научного потенциала; удовлетворению разносторонних потребностей населения, поддержанию эффективного функционирования хозяйственного комплекса Российского государства.

I. Формирование и развитие рынков в регионе.

По своей экономической сущности региональный рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

Региональные рынки могут существовать как при лимитно - распределительной системе, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно-директивного управления. Так, объем товарооборота и соответствующее товарное обеспечение для каждого территориально-административного образования устанавливается директивными планами.

С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и др.

Развитый региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и его закономерностей развития:

Общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров;

Структуры спроса одноименных товаров различных предприятий;

Сезонных колебаний спроса по отдельным товарам;

Требований покупателей к качеству товаров.

Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуры рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг.

Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.

Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.

Потребность в товарах и услугах находится в прямой зависимости от платежеспособного спроса и развития непроизводственной сферы в регионе. Платежеспособный спрос населения характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и потребление платных услуг. Структура платежеспособного спроса в разных районах страны и для различных социально-экономических групп населения определяется характером развития производительных сил в данном экономическом районе. Характерной чертой развития регионального рынка товаров и услуг является непрерывное расширение его емкости и качественных параметров. Емкость рынка – это возможный объем реализации товаров на внутреннем рынке, определяемый размерами платежеспособного спроса потребителей при данном уровне цен. Кроме населения потребителями товаров и услуг на рынке выступают организации и учреждения непроизводственной сферы и предприятия региона.

Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:

Потребительский рынок (рынок благ);

Рынок земли и недвижимости;

Рынок труда;

Рынок капиталов (кредитный рынок и рынок ценных бумаг);

Рынок информации;

Рынок природных ресурсов;

Рынок культурных ценностей;

Рынок образовательных услуг и др.

Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.

II. Региональный потребительский рынок, его роль в удовлетворении запросов потребителей региона.

Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.

Функционирование регионального потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления, и др.

Понятие «потребительский рынок» в современной российской экономической литературе встречается с начала 90-х гг. В числе первых работ о российских региональных потребительских рынках следует назвать монографии и статьи Р.И. Шнипера и А.С. Новоселова. К этому времени относится одно из определений регионального потребительского рынка. Так, Р.И. Шнипер и А.С. Новоселов пишут, что он представляет собой территориальную организацию сферы обращения, призванную обеспечить население региона товарами на основе развития товарно-денежных отношений при минимальных издержках обращения.

В целом же по своей экономической сущности региональный потребительский рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена и потребления, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования, с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и принятия коммерческих решений.

Региональный потребительский рынок является частью общего регионального рынка (или рынка благ). Под товарным рынком в современной экономике понимается «система субъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращения товаров конечного потребления и продукции производственно-технического назначения». При этом потребительский рынок, по мнению авторов, представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары покупаются для личного потребления.

В этой связи можно принять определение, данное И.М. Шабуниной, О.Д. Ломовцевой и М.Ю. Трубиным: потребительский рынок региона – это основная составляющая структуры современной рыночной экономики, где часть ВНП, материализированная в виде произведенных бизнесом товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями региона для личного потребления.

  • Необходимо, в первую очередь, создать государственный контроль за функционированием денежных потоков в России.
  • В законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» региональный рынок определяется как сфера обращения товаров в пределах субъекта Федерации. По своей экономической сущности региональный рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

    Региональные рынки могут существовать как при административно-командной система, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно-командного управления. С переходом к рыночным пропорции воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, проценты за кредит и др.

    Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.

    Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.

    Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий и предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:

    Потребительский рынок (рынок благ);

    Рынок средств производства;

    Рынок земли и недвижимости;

    Рынок труда;

    Финансовый рынок;

    Рынок информации;

    Рынок природных ресурсов;

    Рынок культурных ценностей;

    Рынок образовательных услуг.

    Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.

    Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.

    Функционирование регионального потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления и др.

    Региональный рынок средств производства – такая территориальная организация сферы обращения, которая непосредственно обеспечивает субъекты реального сектора экономики необходимыми средствами производства на основе использования рыночных механизмов.

    Субъектами регионального рынка средств производства являются производители средств и предметов труда, с одной стороны, и их потребители, предприятия реального сектора экономики – с другой, находящиеся как в пределах границ конкретного региона, так и вне его.

    Структура регионального рынка средств производства определяется целым комплексом факторов, начиная от природно-климатических условий региона, его специализации и заканчивая характером товарного обращения конкретных видов средств производства, степени наукоемкости и долговечности.

    В этой связи к основным группам средств производства регионального рынка относятся:

    1) рынки топливно-энергетических ресурсов, имеющих базовое значение для экономики региона и эффективности ее функционирования;

    2) рынки цветных и черных металлов;

    3) рынки машиностроительной продукции, определяемые как специализацией производства в регионе, так и характером и структурой технологического потребления, включающие:

    Рынок станкостроительной и станкоинструментальной продукции;

    Рынок сельскохозяйственных машин;

    Рынок продукции лесного и деревообрабатывающего машиностроения и т.п.

    Региональный финансовый рынок – сфера экономических отношений по вопросам купли, продажи и размещения финансово-кредитных ресурсов в регионе, а также их воспроизводства и регулирования в условиях изменившегося спроса и предложения.

    Особенностью регионального финансового рынка является его весьма условная обособленность в силу многогранности взаимосвязанных и взаимодействующих сегментов и тех конкретных целей и задач, которые ими решаются.

    В этой связи принято различать региональный рынок краткосрочных кредитов, или денежный рынок; рынок капиталов, или среднесрочных и долгосрочных кредитов, т.е. рынки, сформированные по принципу обслуживания движения основного и оборотного капиталов.

    Наибольшее развитие в системе регионального финансового рынка получили рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг.

    Источником формирования денежных, кредитных ресурсов в регионе являются средства федерального и регионального бюджетов, предприятий и организаций различных форм собственности, финансово-кредитных учреждений, денежные сбережения населения и иностранный капитал, определяющие масштабы предложения денежных ресурсов.

    Региональный рынок недвижимости представляет собой обособившуюся часть сферы регионального обращения, где происходит купля-продажа специфических товаров на основе товарно-денежных отношений с обязательной сменой собственника.

    Региональный информационный рынок – новый и пока находящийся в стадии своего формирования сегмент регионального рынка, активно взаимодействующий со всеми другими его структурами посредством актов-купли продажи информационных ресурсов.

    Субъектами регионального информационного рынка являются участники всех без исключения региональных рынков, нуждающихся в достоверной информации о рыночной конъюнктуре, системе и динамике цен, характере конкурентной борьбы и конкурентах, а также различные специализированные институты по сбору и обработке рыночной информации, способные оперативно ее предоставить заказчикам-пользователям в удобной для них товарной форме (маркетинговые центры, рекламные агентства, ярмарки и выставки, региональные структуры Госкомстата России и др.).

    Все вышеперечисленные региональные рынки функционируют в едином территориальном информационном пространстве, тесно взаимосвязаны между собой общими целями, экономическими ресурсами и эквивалентно-возмездными формами экономических отношений, придавая процессу территориального воспроизводства целостный и специфический характер

    44. Регионал.эк-я политика РФ: цели и задачи. В «Осн. положениях о рег-ной политике в РФ» под рег. политикой пони-мается система целей и задач органов гос.власти по упр-ю политич., экон., соц-ным развитием рег-нов, а также механизм их реализации; Это особый вид гос.политики в сфере регул-ния развития страны в регионал-м аспекте. При разраб-ке рег. Политики следует учит-ть: неравенство рег-нов (огромные тер-рии, различ.условия); использ-ние выгод от разнообразия условий рег-на; сочетание нац-ных и местных интересов (неравномерность расселения); различ. эк-кое развитие рег-нов (узкоспециализир-ные рег-ны). Гл. цель (на 10 ближ.лет) – стабилизация пр-ва, возобновление эк.роста в каждом рег-не, повышение ур-ня жизни, создание науч-техн.предпосылок. Рег-ная политика опред-ся: ур-нем развития Федеративных отнош-й, единстве и террит-ной целостности, осущ-нием мер эк-го, адм-го и правового хар-ра, прав и свобод ч-ка и т.д. При разраб-ке общерос-х прогнозов особое место отводится регионам- соц-эк. развитие; соверш-ние рег.эк.политики; прогноз-ние платежеспособ.спроса; изучение рег-ных рынков; оценка фин. и др.возмож-тей; осущ-ние федер.целевых программ. Федер.цел.прогр. направлены на применение таких форм, как: участие гос-ва в наиболее эффектив.инв-ных проектах;размещение гос-х заказов; поддержка наукоемких пр-в; создание усл-й для формир-ния свобод.эк.зон; кадровый потенциал; содействие малому и сред.бизнесу

    45.Сущность и система стратегич-го план-ния. Стр.план-ние – особый вид деят-ти людей-плановой работы, состоящей в разраб-ке стратег.реш-й (в форме прогнозов,проектов), предусматр-щих выдвижение целей стратегий поведения соотв-щих объектов упр-я, реализация кот-х обеспеч-ет их эффектив-е функц-ние в долгосроч.перспективе, быструю адаптацию к меняющимся усл-ям. Черты страт.план-ния : 1.устремленность на долгосроч. и среднесроч. перспективу (более 1 года); 2.ориенация на реш-е ключевых, определяющих для планируемой системы целей; 3.органическая увязка намечен-х целей с объемом и стр-рой рес-в, треб-ся для их достиж-я; 4.учет возд-вия на объект план-ния. Содержание страт.план-ния раскрывают его процедуры: 1.стратег-е прогноз-ние; 2.программир-ние (проекты стратег.программ); 3.проектир-ние (проекты стратег.планов различ-х ур-ней нац-ной эк-ки). Прогноз-ние – важнейшая форма плановой деят-тисост-ей в предвидении состояния объекта прогноз-ния в опред. момент будущего. Содержание прогноз-ния – разраб-ка выборочных, долгоср. и среднеср. прогнозов, касающихся нац.эк-ки в целом, ее подсистем и эл-тов. Функции страт. прогноз-я: 1.предсказател-я – описание возможных перспектив; 2.предписател-я – подготовка проектов реш-я разл.проблем план-ния, использ-ние инф. в будущем. Множ.хар-р гос.проблем ведет к разраб-ке системы прогнозов. По масштабу прогноз-я выделяют:1)макроэкон-кие (развитие нац.эк-ки в целом) и структур-е (межотраслевые и межрегион-е прогнозы); 2)прогнозы развития отдел-х комплексов нац-й эк-ки (агропромыш., инвестиц-й и т.д.); 3)отраслевые и регионал-е; 4)прогнозы деят-ти хоз.субъектов и отдел. пр-ва продукта. По времени и хар-ру реш-я проблем: 1)стратег-е и тактич-е (предвидение важнейших хар-к формир-ния управ-х объектов в среднеср. и долгоср.перспективах); 2)оператив-е – выявление возм-тей по реш-ю конкрет.проблем срат.прогнозов в текущ.перспективе, период данного прогноза: краткоср.-1 мес.-1 год; среднеср.-1-5 ле.; долгоср.-5-15-20 лет; дальнесрочные – свыше 20 лет. По хар-ру исслед-я объектов: развитие эк., соц., внутриполит.отнош-й; соц-эк.предпосылок и последствий НТР; динамика развития нац-й эк-ки; состояние рынка труда; воспр-во осн.кап-ла; объемы инвестиций. По направлениям прог-ние: 1)поисковый – условное продолжение в будущее тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем и отвлекается от условий, способных изм-ть эти тенден-и. 2)нормативный – разраб. на базе заранее опред-х целей. Задача – опред-ть пути и сроки достиж-я возмож-х состояний объекта в будущем. Программ-ние – 2 ступень страт.план-я. Базир-ся на прогнозных разраб-ках. Цель-составление проектов целевых комплексных программ, реш-е важн.проблем развития нац.эк-ки страны, межотрасл-х, отрасл-х, локал-х проблем. Программа макроэк.страт.план-ния – научное предвидение состояния к-л локал.объекта упр-я в опред.срок (ч/з 5,10,15 и более лет). Проектир-ние – заключ.ступень всех процедур страт-го план-я. Назначение – разраб-ка проектов страт.план-ния всех ур-ней и врем-х горизонтов. Проект страт.плана – проект упр-го реш-я по реализации страт.полиики соотв-х субъектов упр-я на ур-нях: первичного звена (хоз.субъектовы, собств-ов, мест.орг.власти и т.д.); страны в целом (партии, коалиции партий, стоящих у власти). Страт.план – научное предвидение состояния целостного объекта упр-я делового пред-ия, их ассоциаций, региона, страны в опред.момент