Главная · Сон · Русское знамя болгарских дружин . В активном поиске Отрывок, характеризующий Самарское знамя

Русское знамя болгарских дружин . В активном поиске Отрывок, характеризующий Самарское знамя


Вчера побывал на весьма важном и нужном, на мой взгляд, мероприятии.
Расширенном заседание организационного комитета по реализации проекта "Самарское знамя", приуроченного к 140-летию Самарского знамени, одного из главных символов нашего города и символа освобождения болгарского народа от османского ига. Проект инициирован Общероссийской общественно-государственной организацией "Российское военно-историческое общество" при поддержке Самарского регионального отделения политической партии "Единая Россия".

На заседании присутствовали:
Участники организационного комитета
Фетисов Александр Борисович - вице-губернатор Самарской области, председатель регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» по Самарской области.


Пылев Владимир Александрович - министр образования и науки Самарской области
Филиппов Сергей Васильевич - министр культуры Самарской области


Галузина Лилия Викторовна - заместитель главы городского округа Самара - руководитель Департамента образования.
Шерстнева Галина Сергеевна - заведующая кафедрой отечественной истории и историографии Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.
Солоницын Алексей Алексеевич - писатель, кинодраматург, автор романа «Самарское знамя».


А.Б. Фетисов и слева писатель Солоницын А.А.


В рамках празднования юбилейной даты запланирована серия мероприятий. В их число вошли круглые столы с привлечением представителей ученого сообщества, уроки истории и классные часы в общеобразовательных учреждениях, конкурсы среди школьников, мероприятия и научные конференции по истории в высших учебных заведениях, мероприятия в музеях и учреждениях Самарской Епархии (церквях, храмах). Данные мероприятия будут организованы с целью приобщения подрастающего поколения к истории родного края и увековечения памятных дат Российской истории.
Мемориал в честь Самарского знамени в городе Стара-Загора


Кроме того, предполагается экспедиция участников проекта вместе с изготовленной копией Самарского знамени по историческому пути. На 9 мая будет запланирован старт с площади им. Куйбышева в рамках Парада Победы, приуроченного празднованию 72-летия Победы в Великой Отечественной войне. С площади им. Куйбышева знамя отправится в Сызрань. В Сызрани мероприятия пройдут в Кафедральном соборе в честь Казанской Иконы Божией Матери и Сызранском Кремле. Последующей точкой маршрута Самарского знамени станет один из храмов города Москвы. Затем с военного аэродрома Чкаловский делегация, в составе которой будет певец Александр Малинин, отправится на авиабазу Хмеймим в Сирии. Там будет произведена торжественная передача знамени самарским военнослужащим, а также организовано выступление российских артистов с концертной программой.
Немного истории
20 апреля 1877 года в Самаре прошло освящение знамени, которое впоследствии стало известно всей стране как Самарское. Эту святыню должна была передать болгарским ополченцам самарская делегация в знак духовной поддержки южных славян в их освободительной борьбе.
Знамя создавалось по эскизу местного художника Петра Симакова. На одной стороне красно-бело-синего полотнища был вышит черный крест и изображения славянских просветителей Кирилла и Мефодия, на другой - икона Иверской Божьей Матери. Надпись "Самара. Болгарскому народу 1876 год." символизировала духовное единение с болгарами с самого начала их освободительной борьбы. Знамя вышивали монахини Иверского монастыря.
20 апреля в Самаре состоялся крестный ход, во время которого знамя пронесли по главным улицам. В Воскресенском соборе епископ Герасим провел обряд освящения знамени, после чего оно было передано делегатам от Самары - городскому голове Ефиму Кожевникову и гласному городской думы Петру Алабину.
В дальний путь делегацию провожали 20 апреля на самарской пристани чуть ли не всем городом. Вскоре знамя на пароходе «Вестник» было доставлено в Сызрань, и здесь делегаты со своим драгоценным грузом пересели в поезд. По железной дороге они 23 апреля добрались до Москвы, 1 мая - до Кишинева, а 4 мая их уже встречали в Болгарии.
В результате национально-освободительного движения балкан¬ских народов и военной помощи России Болгария, не имевшая до войны внутренней автономии, нравственно униженная османами, становились свободной. Она получила конституцию, правительство, армию, для нее открывались пути к экономическому и социальному прогрессу.
Болгария высоко чтит память тех, кто своей кровью отстаивал ее свободу. О подвигах русских, болгарских воинов напоминают потомкам строгие памятники на Шипке, под Плевной, в Софии, в Москве, названия бульваров, улиц и площадей в Болгарии.
Давно стали местом всенародного поклонения Стара Загора, Шипка и Шейново, так же, как и Самарское знамя - символ братской дружбы, солидарности в борьбе за свободу. Признательные потомки воздвигли в Стара Загоре в его честь величественный памятник, а к 1300-й годовщине Болгарского государства в знак вечной дружбы и признательности Стара Загора подарила городу-побратиму копию Самарского знамени.
Самарское знамя сейчас хранится в Софии, а одна из его пяти копий - в Самарском военно-историческом музее.
Первые копии знамени были изготовлены в 1958 году. Одна из них была передана Центральному Военному Музею СССР. Ещё два полотна были сделаны позже: первое — в 1978 году в мастерской Михаила Малетского, а другое было вышито для Национального музея военной истории Болгарии в 2006 году послушницами Монастыря Покрова Святой Богоматери.
11 августа 2008 года депутат Народного собрания Болгарии Евгений Жеков и вице-мэр города Стара-Загора Мария Динева привезли в Самарскую область копию знамени, которое было изготовлено одним из наиболее известных художников Болгарии — Димо Геновым. Болгарская делегация передала знамя Иверскому монастырю.
На мой взгляд, сохранение истории родного края и ее популяризация весьма и весьма важная задача.

источник исторического фото Самарского знамени РИА САМАРА(



Самарское знамя

Сама́рское знамя - один из символов вооружённых сил Болгарии. Полотно, вышитое монахинями Иверского женского монастыря, было подарено жителями Самары болгарским ополченцам во время Русско-турецкой войны.

Самарское знамя - это триколор размером 1,85×1,90 метров из шёлковых полотен красного, белого и синего цветов. В центре полотнища находятся изображения Богоматери и Кирилла и Мефодия в золотом кресте, вышитые по рисунку санкт-петербургского художника Николая Симакова. Серебряный наконечник флагштока был выполнен в византийском стиле по эскизу графа Рошфора.

Знамя было вручено болгарским ополченцам недалеко от города Плоешти 18 мая 1877 года. Делегацию из города Самара возглавляли Ефим Кожевников и Пётр Алабин.

Флаг был передан Знамённой ротой болгарского ополчения - 3-й роте из 3-й дружины. Ополченцы сражались с ним в битве за Стара-Загору и Нова-Загору, за Шипку и Шейново.

Сначала знамя хранилось в Радомире, где скончался его последний знаменосец Павел Корчев. В 1881 году оно было перевезено в Царский Дворец в Софии (сейчас - Национальная художественная галерея), где хранилось до 1946 года. Сейчас знаменитое Самарское знамя хранится в Национальном музее военной истории Болгарии в отдельном помещении с особыми условиями и под усиленной охраной.

Самарское знамя - единственное полотнище, награждённое Орденом «За храбрость» республики Болгария, который позднее был помещён в богато украшенный наконечник флагштока.

Современный флаг Самарской области, утверждённый в 1998 году, взял за основу именно Самарское знамя.


Копии знамени

Мемориал в честь Самарского знамени в городе Стара-Загора

Первые копии знамени были изготовлены в 1958 году. Одна из них была передана Центральному Военному Музею СССР. Ещё два полотна были сделаны позже: первое - в 1978 году в мастерской Михаила Малетского, а другое было вышито для Национального музея военной истории Болгарии в 2006 году послушницами Монастыря Покрова Святой Богоматери.

11 августа 2008 года депутат Народного собрания Болгарии Евгений Жеков и вице-мэр города Стара-Загора Мария Динева привезли в Самарскую область копию знамени, которое было изготовлено одним из наиболее известных художников Болгарии - Димо Геновым. Болгарская делегация передала знамя Иверскому монастырю.


Источники

  • Администрация Самарской области - История Самарского знамени. Samara.ru.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 07:17:36
Похожие рефераты: Самарское , Самарское обозрение , Самарское метро , Самарское время , Самарское реальное училище ,

Через некоторое время действительный статский советник Алабин в Самаре получил уведомление из Москвы о том, что он, согласно своему добровольному желанию, отправляется на войну в распоряжение заведующего гражданской частью при Главнокомандующем - князя Владимира Александровича Черкасского, и назначается уполномоченным Красного Креста и Главным агентом Славянского благотворительного общества в Болгарии. Так началась «болгарская страница» необыкновенной жизни этого благородного и самоотверженного человека. В конце 1877 года Алабин вступил на многострадальную землю братской Болгарии, чтобы «принесть некоторую пользу», то есть помочь болгарам обустроить свое собственное государство. К этому времени имя Петра Владимировича Алабина с благоговением и признательностью произносилось в войсках и окопах. И прежде всего в отрядах болгарского ополчения, среди молодых и старых болгар-повстанцев. Ибо именно он, простой государственный чиновник и гражданин города Самары, был одним из тех, кто вручил братьям-болгарам победное «Самарское знамя»...

«В сражении 19 июля 1877 года, у города Эски-Загора войска были сильно теснимы турками. В таком трудном положении Калитин, получивший уже две легкие раны, не взяв на себя отступать, решил атаковать турок. Во время штыковой атаки болгар был убит знаменщик третьей дружины, унтер - офицер Марчин. Вместе с ним поверглось на землю и прекрасное знамя, подаренное болгарам Самарою. Калитин, заметивший это падение, мигом соскакивает с лошади, хватается за древко и, снова вскочив в седло, выносится с высоко поднятым знаменем перед фронтом своей дружины. Ребята! Знамя наше с нами! Вперед, за ним, за мною! - звучным голосом кричит он своим ополченцам, не замечая, что с этого момента он сам сделался почти исключительно мишенью турецких стрелков. Повернув лошадь, Калитин устремился на турок. Дружно гаркнули «Ура»! в ответ ему болгары. В рядах у них уже была болгарская боевая «Песня свободы...». Турки попятились...В это мгновенье, зашатавшись в седле и бессильно свесив на грудь голову, Калитин вдруг упал на землю. Он был пронизан тремя пулями...». Так, по свидетельству очевидца и участника этого боя у Эски-Загора, началась героическая история «Самарского знамени», идея которого принадлежит Петру Владимировичу и его супруге - Варваре Васильевне, бывшей сестре милосердия. Они оба - участники трех военных кампаний и кровавых сражений в Ольтенице, Инкермане, Севастополе, Рущуке - хорошо знали из своего ратного опыта, что ничто так не вдохновляет солдат в бою, ничто так не помогает повергнуть более сильного врага, и поверить в собственную справедливую победу, как полковое знамя...

«Ближайшие люди подскочили на помощь к своему командиру, - продолжает свидетель и участник этого памятного боя у местечка Эски-Загора - но для него все уже было кончено: красивое, выразительное его молодое лицо, еще за мгновение перед тем столь вдохновенно дышавшее и мыслью, и отвагою, разом покрылась смертной бледностью - он был мертв. Один из унтер-офицеров вынул из руки его знамя, у которого почти на середине было уже перебито древко, и только что успел сделать с ним два-три шага, как и его положила турецкая пуля. На смену ему явился тотчас же другой унтер-офицер. В эти минуты бой шел в упор уже с противником. Кучка турок подобралась к лежавшему знамени и двое из них уже поволокли было его на свою сторону - с остервенением кинулись на них болгары: кто в штыки, кто в приклады и среди ожесточенной свалки с торжеством вынули свою драгоценную святыню - первое болгарское знамя - из рук неприятеля». «Самарское знамя» оказалось и подлинным шедевром геральдического искусства. Его сшили вручную монахини самарского женского монастыря Иверской Божьей Матери по оригинальному рисунку самарского художника Николая Ефстафьевича Симакова, служившего под началом Алабина в Самарской удельной конторе. Примечательна вышивка основного рисунка - лика Богоматери. Его создала Варвара Васильевна Алабина - верная спутница Петра Владимировича, поддерживающая все его разнообразные начинания на пользу отечеству - в большом и малом. Все расходы на закупку специальной ткани для полотнища, на пошив знамени, на выделку древка, отливку специальных серебряных гвоздей, на выделку золоченых и серебряных нитей, исполнение рисунков и эскизов Симакову Алабин взял на себя. На это ушла часть выигранных в 1875 году Петром Владимировичем по лотерейному билету 200 тысяч рублей. Остальное же было пожертвовано им в помощь братьям-болгарам после поражения апрельского восстания (правда, Алабин убедил думу оформить этот дар не от своего имени, а от имени города). Кроме того, большие суммы ушли на устройство супругами Алабиными в своем доме в центре Самары - госпиталя на 80 коек для больных и увечных воинов, прибывающих в Самару с Балканского театра военных действий...

  • 12 апреля 1877 года Александр II издал долгожданный Манифест о вступлении России в войну с Турцией. И нет никакого сомнения, что на это решение Российского Императора серьезно повлияли горячие статьи Достоевского. Ибо такого рода публицистическое издание, как «Дневник писателя», было единственным в своем роде. И не только в России, но и во всем мире. «Мы, Россия, - восклицал Достоевский, - действительно необходимы и неминуемы и для всего восточного христианства, и для всей судьбы будущего православия на земле, для единения его. Так всегда понимали это наш народ и государи его... Одним словом, этот страшный восточный вопрос - это чуть ли не вся судьба наша в будущем. В нем заключаются как бы все наши задачи и, главное, единственный выход наш в полноту истории. В нем и окончательное столкновение наше с Европой, и окончательное единение с нею, но уже на новых, могучих, плодотворных началах. О, где понять теперь Европе всю ту роковую жизненную важность для нас самих в решении этого вопроса!» Царский манифест открыл «Самарскому знамени» путь на Балканы. Согласно своему предназначенью и высокой миссии. Активность, которую проявил Алабин и его сослуживцы по Самарской думе в деле скорой отправки боевого знамени из Самары на Дунай, заслуживает всяческого уважения. 17 апреля Самарская городская дума, спешно собравшись на экстренное заседание, приняла единогласно предложение своего гласного Алабина об отправке на войну знамени. И распорядилась именно ему самому и городскому голове Евгению Кожевникову тут же отправиться на Балканы. 20 апреля 1877 года, в полдень, под звон колоколов и при огромном стечении самарского люда от пристани отошел пароход «Вестник» с двумя именитыми делегатами, подарками от горожан и знаменем на борту. Вскоре делегаты прибыли в Москву. Там, по настойчивому желанию Ивана Сергеевича Аксакова, это знамя было на несколько дней выставлено в Кремле для показа москвичам и для благословения. А уже 6 мая в румынском городе Плоешти, в лагере, где формировались отряды болгарских воинов-ополченцев, Петр Алабин и Евгений Кожевников торжественно, перед строем только что сформированной З-й дружины болгарского ополчения передали самарское знамя специально прибывшему в лагерь главнокомандующему Русской армией Его Императорскому Высочеству Великому Князю Николаю Николаевичу. Тот, поцеловав знамя, в свою очередь вручил его коленопреклоненному генерал-майору Столетову, только что назначенному командовать отрядами болгар-ополченцев, будущему герою Шипки и Плевны. В Петербургском «Правительственном вестнике» и в «Самарских епархиальных ведомостях» было отпечатано подробное описание этого торжества. Но особенно трогательно был представлен читателям сам акт прибивки знамени к древку молотком... Первым, - вверху, внизу и посредине - прибил гвозди сам Великий Князь Николай Николаевич Младший, за ним - его адьютант, генерал Непокойницкий, далее - Столетов, за ними - Алабин, Кожевников, далее старейший повстанец и воин - болгарин Цеко Петков со словами: «...Давайте в час добрый! Да поможе Русский Бог счастливо нам кончить векова-то дело». И, наконец, офицер-болгарин Иван Иванов... Последним, кому было доверено вколотить в святое древко оставшиеся три серебряных гвоздя, был знаменосец Антон Марченко, которому суждено было первым обагрить своей кровью это знамя, и самому погибнуть, не отдав его в руки врагу... Потом генерал Столетов вручил древко болгарам 3-й дружины, которые на следующий день отправлялись на фронт. Получая знамя, командир болгарского отряда подполковник Павел Петрович Калитин, обращаясь к воинам своим, воскликнул: «Братцы, святого знамени этого, гордости и чести нашей, мы не отдадим врагу, пока хоть один из нас останется в живых; что до меня, клянусь перед вами, умру под ним, но не отдам его». Так и произошло - и он погиб, во след своему знаменосцу, но знамя не досталось туркам. Правда, имя третьего погибшего героя, поднявшего с земли перебитое древко с изорванным в клочья полотнищем, к превеликому сожалению, так и осталось неизвестным.
  • 14 декабря 1877 года агент Славянского благотворительного общества в Болгарии статский советник Петр Владимирович Алабин, неожиданно получает от своего главного патрона князя В. А. Черкасского серьезное предложение - не оставляя порученные ему обязанности, принять должность губернатора Софии. Петра Владимировича все же одолевали сомнения: сумеет ли он оправдать доверие. Несмотря на его огромный административный опыт принять ему должность мешало незнание болгарского. На помощь пришел известный профессор-славист Харьковского университета, болгарин-ополченец, Марин Дринов. Алабин назначает его вице-губернатором Софии. И дело пошло. Прежде всего, они взялись организовать быт пострадавших болгарских семей, детей, сирот, беженцев, восстановить их жилища, распределить пайки, одежду, открыть временные приюты, воскресные школы, небольшие читальни, комитеты вспомоществования. Открыли народный банк, вступили в почтовый союз, учредили почтовую марку, основали городскую администрацию из болгар, основали несколько военных школ для юношей, начали реставрировать разрушенные типографии для печатания книг и газет, открыли благотворительное «Общество Софийской публичной библиотеки», составили Устав будущей публичной библиотеки. А вскоре, 28 ноября 1878 года, открыли вместе с Марином Дриновыми и саму Библиотеку (ныне это непреходящая гордость Болгарии - Народная публичная библиотека). Город начал оживать, появились чайные, зрелищные залы. Губернская канцелярия подсчитала убыток, причиненный Софии войной. Он составил более 10 миллионов рублей. Сумма по тем временам огромная. Но это не смущает губернатора. «Громадность приведенной цифры, - пишет он Аксакову в Москву и князю Черкасскому в Петербург, - не должна, я думаю, остановить благотворную и великую деятельность России в деле помощи народу, с кровью которого мы смешали ныне свою кровь и тем сделали еще более близкими себе его нравственные и умственные интересы...». Особой заботой Алабина на посту губернатора Софии были дети погибших болгарских воинов. Вот история десятилетней девочки Ружи Стояновой, дочери священника из города Копривштицы, который умер в турецкой тюрьме. Его старший сын Найден, учитель, был участником апрельского восстания и погиб, мать умерла от горя, а другой сын стал в ряды 3-й дружины болгарского ополчения и воевал под «Самарским знаменем». Петр Владимирович хорошо знал храброго воина Стоянова и искал возможность помочь Ружи, которая вынуждена была жить с братом в полку. Через посредство друзей Алабин отправил девочку за счет Славянского благотворительного в Россию, где она была принята в одну из гимназий Петербурга. Алабин и его супруга до конца своих дней следили за ее судьбой. За делами материальными губернатор Софии старался не забывать о душе. Он принялся за обустройство разграбленных османами храмов и церквей. Своим личным делом он считал восстановление болгарских национальных святынь. На месте казни Васила Левского Алабин предложил поставить памятник народному герою Болгарии. Теперь, когда город разросся, алабинский памятник Василу Левскому оказался в самом центре столицы Болгарии. В августе 1878 года Алабин ненадолго выезжает в Петербург, дабы отчитаться перед Славянским благотворительным обществом о проделанной им работе в Болгарии за год работы агентом (прежде всего это касалось употребления огромных благотворительных денежных сумм, которые Общество собирало по всей России для братского народа, а распределением их на месте занимался Алабин). Заканчивая свой доклад, Петр Владимирович сказал: «Болгары вполне и высоко ценят то участие, которое принимают в их судьбе в России. Нет деревни, где бы не знали о существовании в России благодетельных для их отечества русских братьев...». Летом 1879 года, когда русский Двор передал гражданскую и военную власть болгарам, и к управлению приступило первое правительство свободной Болгарии, Петр Владимирович Алабин был отозван. Он возвратился в Россию, в родную Самару. За свою бескорыстную и ревностную службу на посту первого гражданского губернатора Софии, он был награжден Орденом святой Анны I степени. Вскоре после смерти Петра Владимировича в 1896 году в Самаре, где он был городским головой, его преемник, статский советник Николай Арычкин, обратился к известному петербургскому художнику, академику Александру Новоскольцеву с просьбой изготовить большой поясной портрет Алабина для главного зала Самарской публичной библиотеки. Заказ был принят и вскоре Самара получила большой портрет почетного гражданина Алабина. В советское время к Алабину в Куйбышеве было отношение довольно холодное. Ибо - Петр Алабин был дворянин, искренний и деятельный монархист, беззаветно любил Бога, Царя и Отечество, ему всегда была близка идея просвещенного православия. Были и такие «деятели», которые находили у Алабина «нерусские черты лица»… А его огромный вклад в городское хозяйство и культуру Самары: городская Александровская публичная библиотека, старинный театр, музей, храм, уличное освещение, водопровод, мостовые, набережные, железная дорога, мост через Сызрань, разбивка скверов, парков, коллекции, архив, и так далее - прежняя власть или не замечала, или - приписывала «проклятому прошлому», или просто - себе самой. Только героическое «Самарское знамя», созданное Петром Алабиным для Болгарского народа и вдохновленное идеей Достоевского, всегда было и останется за Петром Алабиным.

Каждый год в начале весны Болгария отмечает свой национальный праздник - День освобождения от османского ига. 139 лет назад, 19 февраля (3 марта по новому стилю) 1878 года, между Российской империей и Турцией в местечке Сан-Стефано был подписан договор, положивший конец Русско-турецкой войне и сыгравший огромную роль в вызволении из-под чужеземного владычества балканских народов.

У каждого субъекта Российской Федерации , как известно, есть своя символика. Флагом Самарской области является сегодня красно-бело-голубой триколор с областным гербом в центре. Этот символ - связующее звено между нынешним днем и ушедшими в историю временами, когда русский и болгарский народы сражались рука об руку за освобождение славян.

Весной 1876 года в Болгарии разгорелось антиосманское восстание, известное как Апрельское. Оно было жестко подавлено турецкими властями, но стало той искрой, из которой разгорелось пламя Русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

В знак солидарности с восставшими болгарами жители Самары создали знамя, вышитое монахинями Иверского женского монастыря. Это было полотнище размером 1,85×1,90 м, сшитое из шелковых полотен красного, белого и синего цветов. В центре полотнища помещены были изображения Богоматери и святых Кирилла и Мефодия в золотом кресте, вышитые по рисунку санкт-петербургского художника Николая Симакова . А серебряный наконечник флагштока был выполнен в византийском стиле по эскизу графа Рошфора. К древку были прикреплены ленты, на одной из которых красовалась надпись «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его», а на другой - «Самара - болгарскому народу, 1876».

Самарская городская дума постановила отвезти это знамя великому князю Николаю Николаевичу, а затем передать болгарским добровольцам-дружинникам.

Привезенное из России знамя было вручено самарской делегацией (это были городской голова Ефим Кожевников и гласный самарской думы Петр Алабин) болгарским ополченцам недалеко от города Плоешти 18 мая 1877 года. Флаг был передан Знамённой роте болгарского ополчения - 3-й роте из 3-й дружины.

На торжественной церемонии трехцветное полотнище золотыми гвоздями было прибито к древку. Последний гвоздь вбил старый воевода Цеко Петков, сказав при этом: «Для того Господь дал святое знамя, чтобы пройти от края до края многострадальную болгарскую землю. Пусть наши матери, жены и сестры осушат им свои печальные очи, и пусть придет мир и процветание!»

Болгарские ополченцы сражались с этим знаменем в битве за Стара-Загору и Нова-Загору, за Шипку и Шейново.

В Болгарии этот флаг, ставший одним из символов национальных вооруженных сил, известен как «Самарско знаме». После Русско-турецкой войны это уникальное полотнище хранилось в Радомире , где скончался его последний знаменосец Павел Корчев. В 1881 году оно было перевезено в Царский дворец в Софии (ныне - Национальная художественная галерея), где хранилось до 1946 года. В настоящее время знаменитое Самарское знамя хранится в Национальном музее военной истории Болгарии, в отдельном помещени с особыми условиями и под усиленной охраной. И еще: Самарское знамя - единственное полотнище, награжденное болгарским орденом «За храбрость», который позднее был помещен в богато украшенный наконечник флагштока.

«Самарско знаме» стало настоящим символом боевого содружества русской армии и болгарских ополченцев времен Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Антиосманские восстания братьев-славян в Боснии и Болгарии вызвали в России мощный резонанс и общественный подъем. Самарцы, конечно, были не единственными подданными Российской империи, выражавшими словом и делом солидарность с порабощенными болгарами. Энтузиазм охватил всю огромную страну. В пользу балканских славян собирались средства, многие выражали готовность сражаться на Балканах. Зверства головорезов-башибузуков при подавлении Апрельского восстания в Болгарии шокировали весь мир. И западники, и славянофилы были единодушны в том, что надо помочь страдающим от османского ига собратьям. Разница была в акцентах: одни требовали защитить православие, другие - освободить болгар…

После того как турецкий султан отверг выработанный по российской инициативе проект реформ для балканских славян, в апреле 1877 года Россия объявила войну Турции. В высочайшем манифесте, подписанном Александром II, было сказано: «Всем нашим любезным верноподданным известно то живое участие, которое мы всегда принимали в судьбах угнетенного христианского населения Турции. Желание улучшить и обеспечить положение его разделял с нами и весь русский народ, ныне выражающий готовность свою на новые жертвы, для облегчения участи христиан Балканского полуострова».

Боевые действия Русско-турецкой войны велись на Балканах и на Кавказе. В союзе с русскими войсками сражались отряды болгарских ополченцев - ими командовал генерал-майор Николай Григорьевич Столетов. К маю 1877 года Столетовым было сформировано 6 дружин болгарских добровольцев численностью более 5000 человек.

В горах и на равнинах Болгарии русские солдаты сражались не ради территориальных приобретений, а с тем, чтобы помочь делу вызволения славян-единоверцев из неволи.

Это была тяжелая, кровавая война, в которой удача то улыбалась одной из сторон, то ускользала из рук. Одно из самых нелегких сражений разыгралось на Шипкинском перевале, который обеспечивал кратчайший путь на Константинополь. Неудивительно, что турки ради спасения своей столицы были готовы на все, чтобы выбить оттуда противника. Туда были брошены значительные силы, наступления следовали за наступлениями. В героической обороне Шипки болгарские ополченцы под командованием генерала Столетова сражались рядом с русскими солдатами под командованием генералов Дерожинского и Радецкого. Турки численно превосходили - в несколько раз! - русско-болгарские войска, страдавшие к тому же от нехватки боеприпасов и сильной жары. Однако, несмотря на значительные потери, защитники Шипки не отступили и не сдались. Планы турецкого командования были нарушены, а русским и болгарам удалось не потерять важный стратегический рубеж. Именно на Шипке традиционно проводятся самые важные мероприятия, посвященные Дню освобождения Болгарии от османского ига.

К концу 1877 года капитулировал турецкий гарнизон Плевны, русская армия перешла в наступление. В январе 1878 года русские войска заняли Адрианополь, подойдя к стенам Константинополя (Стамбула). И только угрозы со стороны Великобритании и Австро-Венгрии заставили русское командование воздержаться от занятия османской столицы.

Пушки замолчали - заговорили дипломаты. Сан-Стефанский мирный договор был выгоден и России, и балканским государствам. Он признавал независимость Сербии , Черногории и Румынии (при этом их территории увеличивались). Создавалось новое автономное славянское княжество на Балканах - Болгария, которое включало территории от Дуная до Эгейского моря, от Черного моря до Охридского озера, и должно было два года находиться под русским управлением, после чего получить полную автономию, выплачивая Турции номинальную дань.

Но под давлением западных держав - особенно Великобритании, получившей от Турции «взятку» в виде Кипра , - пришлось пересматривать условия Сан-Стефанского договора. Для этого в Берлине был созван международный конгресс, закончившийся тем, что территорию Болгарского княжества сильно урезали - ее южные границы были отодвинуты за Балканский хребет. И тем не менее кровь русских солдат и болгарских дружинников была пролита не зря. На политической карте Европы появилось новое государство - княжество Болгария. Формально оно еще подчинялось Османской империи, но фактически было самостоятельным (а в 1908 году провозгласило себя независимым царством).

На болгарской земле были установлены сотни памятников русским воинам, павшим за освобождение этой страны от османского ига. Надпись на известняковом мемориале, поставленном в 1899 году в селе Негушево близ Софии, гласит: «Поклонись, Болгария, могилам, которыми ты усеяна». Поклонимся и мы памяти павших на той войне…

При игумении Антонине сестры Иверского монастыря приняли участие в создании Самарского знамени для болгарского ополчения, под которым в жестоких боях за независимость болгарский народ обрел свою государственность.

В 1876 году болгары, находившиеся под турецким игом 500 лет, восстали. В своем воззвании повстанцы писали: «Братья! Народ, который борется и проливает кровь за свободу и независимость, рано или поздно восторжествует. Без жертв свободы не будет! Веками подавляемые варварским игом, как много раз в прошлом, мы восстали в минувшем году… но среди наших неописуемых тягот и страданий была надежда, нас укреплявшая. Эта ни на минуту не оставлявшая нас надежда была православной и великой Россией… Русские идут бескорыстно, как братья, на помощь, чтобы совершить наконец и для нас то, что ими сделано по освобождению греков, румын и сербов». Россия выступила в поддержку братьев-славян - началась русско-турецкая война.

Сбор пожертвований в пользу южных славян принял в России всенародный характер. В Самаре был создан комитет по организации помощи и сбора средств. Из различных сел Среднего Поволжья поступали домотканые холсты и полотна, рубахи, тулупы, армяки, нитки, корпия. Было собрано 12 тысяч рублей, 200 пар сапог, 1500 башлыков, 200 шинелей, 216 полушубков, много продуктов. На Балканы из Самары отправился отряд добровольцев.

Патриотическое желание помочь «особым образом» выразила жена гласного Самарской Думы Петра Владимировича Алабина - Варвара Васильевна. Она посоветовала мужу подарить восставшим боевое знамя, ведь пятьсот лет у болгар не было ни своего государства, ни государственных символов. Эту идею поддержали Епископ Самарский Герасим (Добросердов), губернатор Петр Алексеевич Бильбасов и депутаты городской Думы. За изготовление знамени по эскизу петербургского художника Н. Е. Симакова взялись золотошвейки самарского Иверского монастыря. Игумения Антонина и Варвара Васильевна Алабина лично принимали участие в его шитье.

Самарское знамя представляет собой широкое квадратное шелковое полотнище из трех горизонтальных полос: белой, пунцовой и синей. Посередине знамени с обеих сторон вышит золотом по черному фону четырехконечный крест. На одной его стороне - изображение славянских просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия, на другой - Иверский образ Божией Матери. Древко знамени, изготовленное в московском Чудовом монастыре в византийском стиле, венчалось копьевидным наконечником из червонного серебра.

К верхнему концу древка знамени, у основания серебряного наконечника, привязали красные и синие ленты. На красной ленте вышит текст: «Самара. Болгарскому народу в 1876 году», а на синей - «Да воскреснет Бог, и расточатся враги его». Все затраты по изготовлению знамени, составившие 320 рублей 50 копеек, взяла на себя городская управа.

Самарская депутация в составе городского Головы Ефима Тимофеевича Кожевникова и гласного городской Думы Петра Владимировича Алабина повезла знамя на пароходе «Вестник» в Сызрань, оттуда по железной дороге в Москву. В столице Митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов) разрешил Самарской депутации освятить знамя на раке с мощами Святителя Алексия Московского. Чествование москвичами Самарского знамени было столь усердным, что на полотнище даже остался воск от свечей. Из Москвы знамя повезли через центральные губернии в Молдавию. Преодолев три тысячи километров, оно прибыло в Кишинев.

Из Кишинева депутация проследовала в лагерь болгарских дружин в румынский город Плоешти, и повсюду народ приветствовал знамя! 6 мая 1877 года при большом стечении народа после молебна оно было вручено 3-й дружине болгарского ополчения.

В лагерь болгарских дружин под Плоешти прибыл главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич с сыном. После молебна началась торжественная набивка полотна знамени на древко. Самарский городской Голова Е. Т. Кожевников подал главнокомандующему на блюдце молоток и серебряные гвозди, и Великий князь вбил первый гвоздь. Затем гвозди вбили его сын, начальник болгарского ополчения генерал Н. Г. Столетов, посланцы Самары, командиры бригад и дружин, несколько прославившихся в боях болгарских повстанцев и среди них Церков Петкович - старик, всю жизнь отдавший борьбе с турками. Забив гвоздь, он сказал со слезами на глазах: «Да поможет Бог пройти этому знамени из конца в конец всю Болгарскую землю, да утрут им наши матери, жены и дочери свои скорбные очи, да бежит перед ним все поганое, злое, нечестивое, и да ляжет позади него мир, тишина и благоденствие». От жителей Самары к болгарским ополченцам обратился Алабин, сказавший: «Издалека, через всю Русскую землю знамя принесено к вам как бы в живое свидетельство того, что оно дается вам не одним каким уголком России, а всею Русскою землею. Идите же под сенью этого знамени. Пусть оно будет залогом любви к вам России. Пусть оно будет знаменем водворения в вашей многострадальной стране навсегда мира, тишины и просвещения!» Эти слова были встречены болгарами с восторгом; крики «ура» и «живий долго» гремели в воздухе, шапки летели вверх. На следующий день перед Самарским знаменем - первым военным стягом Болгарии - были приведены к присяге все дружины. Примерно через месяц самарская депутация вернулась домой и отчиталась перед городской Думой. Привезенный молоток, которым прибивалось знамя, был передан на хранение в самарский Кафедральный собор как святыня.

Вступление славянских войск в город Стара-Загору вызвало панику в Константинополе. В Болгарию срочно была переброшена армия Сулеймана из 70 тысяч отборных воинов. Беспрерывно атакуя ополченцев у Стара-Загоры, турки несли огромные потери. Сулейман приказал во что бы то ни стало захватить Самарское знамя. Когда был убит первый знаменосец, Антон Марчин, знамя подхватил ополченец Булаич, но вскоре и он был убит. Знамя едва не захватили турки, но ценой своей жизни его спас унтер-офицер Авксентий Цимбалюк. Раненый в живот, он еще некоторое время продолжал идти, оберегая вверенную ему святыню. Погибли, защищая знамя, болгарский студент Стоян Санищев и ополченец Минков. Знамя подхватил подполковник Дмитрий Калитин и закричал: «Ребята! Знамя наше с нами! Вперед - за ним, за мной!» Воодушевленнные ополченцы бросились за своим командиром, турки дрогнули, и в это время три пули пробили грудь Калитина. Над упавшим знаменем закипела рукопашная схватка. В бой бросились командир знаменной роты капитан Федоров и поручик Попов с группой ополченцев. Прикладами и штыками они отстояли Самарское знамя. Болгарские ополченцы сражались с ним в битве за Стара-Загору и Нова-Загору, за Шипку и Шейново. Из боев оно вышло с перебитым древком и погнутым копьем; с полотнищем, пробитым пулями и пропитанным кровью. 12 июля 1880 года специальным приказом знамя было удостоено военного ордена «За храбрость» I степени. Орден вмонтировали в наконечник флагштока.

Знамя, ставшее национальной святыней Болгарии, сначала оставалось в городе Радомире, где скончался его последний знаменосец Павел Корчев. В 1881 году оно было перевезено в Царский Дворец в Софию, и находилось там до 1946 года. Сейчас Самарское знамя хранится в Национальном музее военной истории Болгарии.

Первые копии знамени были изготовлены в 1958 году. Одна из них находится в Центральном Военном Музее СССР, другая - в музее истории войск Приволжско-Уральского военного округа в Самаре. В 2006 году в Княжевском Покровском монастыре было вышито знамя для Национального музея военной истории Болгарии.

11 августа 2008 года депутат Народного собрания Болгарии Евгений Жеков и вице-мэр города Стара-Загора Мария Динева привезли в Самарскую область еще одну копию знамени, которая была изготовлена известным болгарским художником - Димо Геновым. Болгарская делегация передала знамя Иверскому монастырю.

При утверждении в 1998 году современного флага Самарской области за основу было взято Самарское знамя.