Главная · Вредные привычки · Русские народные игры и забавы. Древние игры славян

Русские народные игры и забавы. Древние игры славян

И нтересно, допускал ли кто-то мысли или же предположения о том, откуда же к нам пришли все детские игры и забавы? Ведь не случайно в нашу детскую жизнь приходили такие игры как «Казаки-разбойники» или же любимая всеми битва снежными «бомбами». На самом деле, все эти радостные забавы имеют под собой стойкую историю, которая зародилась ещё с самых давних времён, когда существовала единая Русь. Если проявить немного любопытства и настойчивости, то о любой старой доброй народной игре можем узнать интересные подробности, ведь создания таких забав было сделано не случайно. Каждой забаве предшествовала какая-нибудь предыстория. Предыстория, как правило, носит в себе характер быта или же культурно-исторический характер. Небольшой ларец с художественным декором традиционной русской живописи представлял из себя камеру хранения для предметов, участвующих в детских забавах.

Классификация игр древних славян

Так давайте же поподробнее ознакомимся с небольшим списком игр, в которые могут сыграть и ваши дети. Каждая игра по-своему уникальна и тратить на неё много сил не придётся, а вот время потратить всё же придётся, ведь если игра понравится, от неё потом не оторвёшься. Каждая игра хранит в себе азарт, большое количество забавных воспоминаний и обеспечивает качественную активную работу.

Рассматривая игры древних славян, можно подметить, что все они делятся на 5 областей разнообразной тематикой:

  • игры на находчивость, быстроту и координацию;
  • игры по религиозно-культовым мотивам;
  • военные игры;
  • игры, отражающие отношения человека и природы;
  • игры на силу и ловкость;
  • игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков.

Оглядываясь в прошлое, мы можем увидеть, что раньше тандем «человек-природа» был куда сильнее и зависел друг от друга. Жизнь человека всегда зависела от милости природы, ведь охота, работы на полях и т.д. – всё это было выполнимо только тогда, когда погода и природа были благосклонны к русскому народу.

Поэтому неудивительно, что природа играла большую роль и в обычаях, праздниках, культуре и традициях славянских людей. У каждого ребёнка папа был охотником, и каждому малышу хотелось ощутить те же эмоции и проявить те же действия, что и взрослые. Отсюда стали вытекать разнообразные игры, связанные с человеком и природой. Дети стали повторять действия взрослых, тем самым создавая какие-нибудь забавы. Чаще всего героями игр становились какие-нибудь хищные лесные животные – лиса, медведь, волк. Например, «медведь и вожак» или же «волки и овцы».

Каждая сфера охоты была взята под отдельное крыло ребятни и превращалась в какую-нибудь забавную игру. Каждая славянская игра отличается тем, что, рассматривая в отдельности каждую, можно кратко, но очень близко ознакомится культурой наших предков, с их повседневными занятиями и заботами. В частности, отражение славянского быта можно заметить в таких играх как «Удочка», «Птицелов» и т.д.

Отголоски религиозно-культовой жизни также можно наблюдать в играх славянских народов. Разнообразие всякой нечисти всегда фигурировало в забавах – домовые, черти, русалки, водяные, ведьмы и т.д. Но дети умеют проявить потрясающую фантазию и сделать игру более активной, более опасной и ужасно азартной. Примерами таких игр являются «Черти в аду» или «Водяной».

Нельзя оставить без внимания и такие замечательные игры как «Жмурки», «12 палочек» и т.д., ведь благодаря им, дети прекрасно развивают координацию, находчивость, а также быстроту. Дети – существа, не любящие сидеть на одном месте, им нужно двигаться, искать, исследовать, участвовать в приключениях, интересоваться всем происходящим вокруг. Поэтому славянские игры позволяют детям в полной мере получить дозу активности, положительных эмоций, конкуренцию, а также большое количество соревнований.

Не остались и без внимания игры на определение силы и ловкости. Люди, проявляющие такие способности, всегда ценились и ценятся по сей день среди большинства. Поэтому были придуманы игры, показывающие непобедимую мощь русских людей – «Бой петухов», к примеру.

Военная тематика не могла не войти в детские игры. За свою долгую историю военные игры не претерпели каких-либо существенных изменений и дошли до нас в почти первозданном виде.

Ну куда же и без военных забав? До наших дней традиции военных игр остались неприкосновенны, и мы имеем уникальную возможность поучаствовать в воинах тех времён. В общем представлении игра выглядит следующим образом: участники делятся на две противостоящие друг другу команды. Позже они объясняются между собой о том, каким оружием они будут противостоять в борьбе, и каким образом будет определяться победитель. Из примеров можем вспомнить такие игры, как «Казаки-разбойники», «Снежки» и т.д.

Народная игра – это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.

Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов. Игра – деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты ни были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры не мыслимо формирование человека, как полноценной личности. И культура славян – один из лучших тому примеров, т.к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр. На Руси умели и работать и весело отдыхать.
Славянские народные игры – самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа.

Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет “казакам-разбойникам”. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические. “Сундучок с играми” – расписанный в русских художественных традициях ларчик с инвентарем для игр. Спортивные отлично сочетаются с интеллектуальными!

Для удобства рассмотрения можно разделить народные игры на несколько типов:

игры, отражающие отношения человека и Природы
игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
игры по религиозно-культовым мотивам
игры на находчивость, быстроту и координацию
игры на силу и ловкость
военные игры

Отметим, что деление это весьма условно и не ставит перед собой цели обязательно загнать все игры в определенные классификационные рамки. Вполне возможно, что какие-то из представленных далее народных игр подойдут сразу к нескольким категориям. Ниже мы рассмотрим наиболее типичные народные игры, а так же некоторые предыгровые моменты, без которых рассказ о самих играх был бы не полон. В каждую из этих игр дети могут вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего. Детские игры – полны смеха, радости и движения

Зазывалки

Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предыгровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:
Чижик-пыжик воробушек, По улоньке скачет, Девиц собирает Поиграть-поплясать Себя показать….
Или:
Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?
Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:
Тай-тай, налетай! Никого не принимай!

Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему – водить! В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку. Считалки Считалками называют короткие рифмованные стихи, применяемые для определения водящего или для распределения ролей в игре:
Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять Вышел красный месяц А за ним – луна, поводи одна. Шесть, семь, восемь, девять, десять Царь решил меня повесить А царица не дала И повесила царя.

Считалка – неотъемлемая часть детской игры во все времена. Современные игроделы могут солидно называть ее “механизмом случайного распределения ролей”. Удивительное многообразие считалок наводит на вопрос, откуда же берутся для них темы? При их создании дети часто используют мотивы и образы колыбельных, прибауток, хороводных, плясовых, шуточных песен, частушек и других жанров фольклора, приспосабливая их к новым игровым задачам. Из текстов-источников выбирается то, что привлекает внимание игрой звуков или необычностью ситуации, и убирается все лишнее, что придает этому сюжетному действию динамику. Считалки могут начинаться как загадки:
Сидела баба на пече, на каленом кирпиче, Не могла стерпеть, начала пыхтеть….
Или как сказки:
Жили-были два гуся….
Концовки разнообразны: “выйди вон”, “это, верно, будешь ты”, “все равно тебе водить”. “Выход” – это заключительный элемент в общей композиции считалки, обязательный для этого жанра. Если считалка не имеет концовки, то последние строки текста отличаются особой эмоциональной выразительностью, заметной при исполнении.

Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справедливости. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды. Из числа самых ловких игроков выбираются две матки (капитана), затем ребята, примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону, сговариваются и, договорившись, подходят к маткам:
Мати, мати, Что вам дати?
и спрашивают, кто из них кого выбирает:
Какого коня – сивого Или златогривого?
Или:
За печкой заблудился Или в стакане утопился? И т.д.
Постепенно все игроки делятся на две команды. Сам процесс формирования двух команд – своего рода “игра перед игрой”, и если вспоминать компьютерные игры, то по своей увлекательности он напоминает генерацию персонажа перед началом любой ролевой игры (даже перед большинством компьютерных).
Конечно, далеко не все нынешние подростки играли в народные игры – хватает иных развлечений. Многие просто не знают, что это такое. Но не утратить народные традиции, сохранить самобытные игры для следующих поколений есть одной из наиглавнейших целей нашей культуры, ведь именно играми Наши Предки воспитывали сильных, ловких, мудрых и храбрых людей.

Игры по религиозно-культовым мотивам

Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Вообще детству свойственен некое своеобразное мировосприятие, делающее игры подобной тематики живыми и яркими.

Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:
Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку, На одну минуточку.
Круг останавливается и водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного - определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.
Детали:
Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя.

Черти в аду

Эта игра – разновидность пятнашек. На земле чертят параллельные линии на расстоянии 2 метров, и называется это пространство Адом. Внутри него бегают двое водящих, взявшись за руки - черти. Все остальные участники стоят по разные стороны Ада и стараются перебежать через него на другую сторону. Тех, кого запятнали, тоже становятся чертями.
Детали:
Чертям запрещено отпускать руки друг-друга.

Дедушка-рожок

В наше время игра известна под названием “колдунчики”. Выбранному по жребию водящему, в данном случае дедушке-рожку (колдуну), отводится дом, в котором он сидит смирно до поры до времени. Остальные игроки, разбившиеся на две группы поровну, отходят в разные стороны от этого дома – на расстояние 15-25 шагов. При этом каждая партия проводит для себя черту или кладет жердь, обозначая тем каждый свой дом. Свободное пространство между этими чертами, или домами, называется полем.
Дедушка-рожок из своего дома спрашивает:
- Кто меня боится?
- Никто! - отвечают игроки, перебегая через поле, и дразня водящего:
- Дедушка-рожок, на плече дыру прожег!
Тому надо поймать игроков и отвести их в свой дом. Такие игроки считаются заколдованными и покидать дом не могут.

Современный вариант игры в “колдунчики”. На роликовых коньках
Пока дедушка-рожок занят ловлей кого-нибудь из бегущих, пойманных им игроков могут выручать их товарищи. Для этого надо подбежать к дому колдуна и дотронуться рукой до пойманного. Этот игрок считается расколдованным. Он может покинуть дом и присоединиться к своей прежней группе. Если дедушка-рожок переловит всех, то водить в следующей игре начинает тот, кого изловили первым.
Детали:
Пойманный колдуном игрок, желающий, чтобы его расколдовали, должен вытянуть в стороны руки со словами: “Чай-чай, выручай!”

Другие игры подобной тематики:

Пахари и Жнецы;
Иван-косарь и звери;
Люлька.

Военные игры

Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде.
В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей.
На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек.

Кулачный бой

Для многих читателей будет удивительным, но в кулачных боях на Руси участвовали и дети. Конечно, они бились не с взрослыми, а между собой, “для затравки”.
В одном из видов подобных игр главное место занимало контактное противоборство “бойцов”. Допускались удары кулаками (обычно из поражаемой зоны исключались лицо и пах), захваты тела и одежды соперников и приемы борьбы. Играющие делились на две команды. Столкновение обеих партий проходило на открытом пространстве, и в итоге надо было захватить противника в плен или обратить в бегство, что делало игру похожей на традиционные кулачные бои взрослых. “Бойцы”, упавшие или поваленные на землю, считались “убитыми” и выбывали из игры.

Как один из вариантов этого вида игры в войну можно рассматривать игру в “снежки”, когда одна команда мальчишек состязалась с другой в кидании друг в друга комками снега. Играть могли до тех пор, пока одна из команд не признавала свое поражение, не выдержав обстрела противника. Либо оговаривались какие-либо дополнительные правила. Например, игрок, пораженный снежком, мог считаться “убитым” или “раненым” и выбывал из дальнейшей игры. Или продолжал в ней участвовать (в случае “ранения”), но с ограничениями. Тяжесть “ранения” определялась местом попадания снежка. Раненый в ногу мог передвигаться теперь, только скача на здоровой ноге и т.д.

Палочный бой

В еще одной разновидности игры в войну соперники фехтовали деревянным оружием: “шпагами”, “мечами”, палками. Правила “ранений” в этой игре были сходны с правилами “снежков”. Выключались из игры и “пленные”, захваченные соперничающей партией. Категорически запрещалось умышленно поражать “оружием”, голову, шею и пах. Противоборство велось до тех пор, пока все играющие одной из сторон не были “убиты”, “ранены тяжело”, “взяты в плен” или обращены в бегство.

Казаки-разбойники

При игре в еще одну распространенную военную игру – “казаки-разбойники”, одна из команд (“разбойники”) должна была прятаться, а вторая (“казаки”) ее искать и преследовать. “Разбойники” в ходе игры стремилась разными способами запутать противника, усложнить ему поиск. При встрече обеих команд или их отдельных представителей условия игры предусматривали как прямое рукопашное противоборство, так и бой деревянным оружием, “перестрелку”, “взятие в плен”.

Взятие крепости

Последний, рассматриваемый в этой статье вид игры в “войнушку” требовал предварительных приготовлений. Каждая соперничающая сторона возводила неподалеку друг от друга укрепления, “крепости”. Материалы для них могли быть самые разные зимой – снег и куски льда, летом дерево: доски, ветки, бревна. Команды обстреливали друг друга снежками, льдинами, мешочками с песком или травой, либо предпринимали “штыковые” атаки на укрепления противника, в ходе которых допускались рукопашный бой и фехтование палками. Победившая партия старалась, как правило, разрушить “крепость” противника.

Другие игры подобной тематики.

Все люди, начиная с древности, создавали различные игры для развлечения и для проведения досуга. Древний русский народ, славяне, вкладывали в игры более глубокий смысл. Они создавали их не только для развлечений, но и для обучения и воспитания. Ведь все игры что-то развивают. Подвижные – ловкость и гибкость, воспитывают богатырский и командный дух, а некоторые даже развивают мыслительные процессы.

Обратимся к некоторым таким играм древних славян.

Очень популярной игрой была игра, которая имела название «Взятие городка ». На возвышенности народ строил укрепления из бревен и сучков, зимой, естественно, это были снежные постройки. Эти построения и считались городками. Все женщины были защитниками этой крепости и находились внутри ее. Мужчины же делились на всадников и коней. После того, как все роли были распределены, начиналось наступление. Задача этой игры была такая – нужно было проникнуть в городок противника и заполучить его знамя. На первый взгляд, игра очень простая и увлекательная, но в ней было много сложностей. Во-первых, всадники должны были всегда находиться на своем коне. Если же конь теряет всадника, или всадник теряет коня, то оба они выходят из игры. Задача дам – не дать украсть знамя. Они всячески отбивают его и защищают, используя при этом все подручные средства. Игра считается законченной, если знамя противника захвачена. Но такое состязание может затянуться, потому что приз за выигрыш очень привлекателен. Всадник, который захватил знамя, вправе расцеловать всех девушек-защитниц в крепости противника.

Еще одна не менее веселая игра – «Моргалочки» . Игра заключается в том, чтобы переманить на свою сторону другого игрока, подмигнув ему. Люди становятся в два круга, внутренний и внешний, а один человек остается без пары. Он должен встать в середину и подмигивать остальным во внутреннем кругу. Если же человек из внешнего круга не заметил, что его паре подмигнут водила, то тот игрок встает на место водилы.

Игра – самое любимое занятие детей и взрослых. Игра – самая лучшая и самая эффективная форма получения новых знаний, навыков, умений, опыта. В играх человек учится всему, что ему нужно в жизни. Именно поэтому в славянской традиции весь процесс обучения детей строился в форме игры. Однако сейчас многие взрослые не помнят игр, в которые играли в детстве. И вспоминая их на праздниках веселятся, как дети. Вспомните и вы те игры, в которые играли вы и ваши пра-пра-пра…родители. Многие из них развивают способности: ловкость, внимательность, выносливость, смекалку и т.д.. Кто, если не вы, передаст эти игры вашим детям?

Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:
Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Раз, два, три – водяной не спи!
Хоровод останавливается, "водяной” встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих.
Задача водяного – определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим. "Водяной” может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Для большей сложности "водяной” при последних словах песни раскручивается навстречу движения хоровода.
P.S.
Когда долго играют, то многих уже узнают по одежде, поэтому наши ребята иногда меняются шарфами, или снимают какую-либо деталь одежды, чтобы было посложнее. Приседают пониже или встают на цыпочки. Игра очень веселая. Как правило, в нее играют дольше всех.

«Жмурки» - старинная игра, которая имеет много разновидностей. В нее играют дети всех возрастов. Количество участников обычно от 4 до 25 человек. Во всех разновидностях суть одна: водящий с закрытыми глазами - «жмурка» - должен ловить других игроков и угадывать, кого поймал.
ЖМУРКИ С ГОЛОСОМ
Все играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий (по жребию) становится в середину круга. Ему завязывают глаза или надевают на голову колпак, закрывающий глаза. В руки водящему можно дать палочку, можно играть и без нее.
Все играющие двигаются по кругу в какую-либо сторону до тех пор, пока водящий не остановит командой «Стой!». Тогда все останавливаются, а водящий протягивает вперед руку. За нее должен взяться тот из играющих, на кого она направлена. Водящий просит его подать голос, т. е. что-нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук, изменив голос. Если водящий угадает, кто подал голос, он меняется с ним местом и ролью. Если не угадает, то продолжает водить.
Правила Требовать подачу голоса можно до 3 раз, после чего водящий должен сказать, кто держит его за руку (или палочку). Если водящий не смог угадать 3 раза, его сменяют новым водящим по жребию или выбору. Когда водящий просит подать голос, должна быть полная тишина.

ПОЛ, НОС, ПОТОЛОК

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

В игре участвуют дети от 3 до 40 человек.
Выбирается один водящий - «медведь», который становится в углу площадки (или помещения). Остальные играющие - дети. Они располагаются на другой стороне площадки в своем «доме». Пространство между «берлогой» «медведя» и детьми - «бор» («лес»).
Дети идут в «бор» за «грибами» и «ягодами», постепенно приближаясь к «медведю». Во время сбора «грибов» и «ягод» дети припевают:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
Медведь простыл,
На печи застыл!
Последние две строки теперь часто заменяют на:
А медведь сидит
И на нас рычит!
После последних слов «медведь», который до этого притворялся спящим, потягивается и бежит к детям, а они быстро поворачиваются и бегут к себе «домой» или разбегаются в разные стороны, стараясь не попасться «медведю», который стремится поймать их (дотронуться рукой - осалить).
Кого «медведь» поймает, тот меняется с ним ролью. Если «медведю» не удастся поймать кого-либо (все ребята спрячутся к себе в «дом»), он идет к себе в «берлогу» и продолжает водить.

Правила «Медведь» не имеет права выбегать и ловить ребят, пока они не скажут последние слова речитатива. Ловить можно только в установленных пределах площадки.
Вариант:
Рисуют два круга, один круг - «лес» (на середину его кладут ягоды и грибы), другой - «деревня». Один из участников игры, изображающий медведя, садится в «лесу». Остальные идут из «деревни» в «лес» по ягоды и грибы, у ребят в руках корзинка. Все поют:
У медведя во бору
Грибы, ягоды я рву.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит,
А потом как зарычит
И за нами побежит.
Ребята ходят вокруг «леса» и дразнят Медведя:
Уж мы ягоды берём,
А медведю не даём.
Идём в лес с дубинкой -
Бить медведя в спинку!
Передавая друг другу корзинку, они пытаются забежать в «лес» и бросить в корзинку ягоды и грибы. Кого Медведь в «лесу» поймает, тот выбывает из игры. Когда всё же кому-то удастся забежать в «лес» и бросить в корзинку ягоды и грибы, тут все бегут в «деревню», а Медведь догоняет. Если Медведь догонит ребят и отберёт корзинку, то забирает ягоды и грибы себе. А если ребята сумеют убежать от Медведя в «деревню», то выбирается новый Медведь, и игра продолжается.

Старинная игра «Лапта», часто называемая «Русской лаптой», причем в разных местах она имеет свое название (например, в Таджикистане эта игра называется «Тулуфбози», в Башкирии - «Уральский мяч», в Каракалпакии - «Кошамаран») и некоторые различия в правилах. Приведенные ниже правила игры применяются главным образом в средней полосе РСФСР.
В «Лапту» играют на большой площадке, лужайке в летнее время. Участвуют в ней школьники, молодежь и взрослые, от 8 до 30 человек. Игра проводится самостоятельно. Судьями в игре обычно бывают капитаны команд, или «матки», как их часто называют в этой игре.
Для игры требуются небольшой тряпичный, резиновый или теннисный мяч и лапта - круглая палка длиной 70-80 см и толщиной 3-3,5 см. С одного конца ее немного стесывают, чтобы легче было держать в руках; на другом конце она остается круглой (для начинающих можно сделать ее лопатообразной).
Описание.
На двух сторонах площадки - «поля» - на расстоянии 40-80 м чертят или отмечают ветками или другими предметами две линии - линию кона и линию «города». Выбирают двух капитанов («маток») и разделяются на две команды любым способом (обычно путем сговаривания). По жребию одна команда становится за линию «города»; другая размещается произвольно в «поле». Капитан «полевой» команды посылает одного игрока в «город» для подачи мяча.
По очереди первый метальщик - игрок «города» - берет лапту и становится у линии «города», напротив него находится подающий, который подбрасывает мяч, а метальщик отбивает его лаптой в «поле» как можно выше и дальше. Полевые игроки стараются поймать его с воздуха или схватить с земли. Пробивший удачно по мячу бежит на кон и возвращается в «город», за что зарабатывает 1 очко. Игроки «поля», схватив мяч с земли, пытаются осалить мячом перебегающих. Если кого-либо осалят, сами бегут в «город», а игроки из «города» бегут в «поле» и стремятся попасть мячом в игрока, не успевшего убежать в «город» (т. е. стремятся «от-салиться»).
Команда, успевшая в полном составе занять «город», остается там и начинает отбивать мяч в «поле». Если полевой игрок поймает его с воздуха («свечу»), вся его команда переходит в «город», а бывшие в «городе» идут в «поле». И так идет борьба за овладение «городом». Каждый сумевший пробежать на кон и обратно зарабатывает очко. Играют до определенного количества очков или на условленное время. Команда, получившая больше очков, выигрывает.
Правила Игроки «города» отбивают мяч в «поле» по очереди, установленной капитаном. Каждый игрок бьет по мячу 1 раз, а капитан имеет право на 3 удара. Подающий должен подбрасывать мяч так, чтобы было легко ударить по нему, иначе он обязан повторить подбрасывание. И так до 3 раз. Если 3 раза он подбросит плохо, его сменяют. Перебегающий должен оставить лапту в «городе», иначе обязан возвратиться за ней. Попадание мячом засчитывается лишь в том случае, если он попадет в игрока непосредственно, а не отскочив от чего-либо. Если игрок пробил мяч слабо, он может не бежать на кон, а ждать хорошего удара, выполненного затем кем-либо из других игроков. Поэтому одновременно могут бежать несколько игроков, пробивших мяч неудачно. Подающий имеет право осаливать перебегающих, как и игроки «поля». Перебегать можно только до тех пор, пока мяч находится вне «города». Вернувшийся в «город» игрок имеет право опять отбивать мяч в «поле» в порядке очереди.

Создавая игры, русский народ вкладывал в них глубокий смысл – это и учеба, и труд, и воспитание. Подвижные игры развивают ловкость, гибкость, силу, воспитывают богатырский дух, к тому же заставляют думать. Народные игры вызывают чувство единения, товарищества. Практика показывает, что дети очень любят народные игры и подвижные, и словесные, и хороводные. Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).

Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь (в "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т.д.). Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Сегодня в нашей газете вы можете узнать некоторые народные игры. В основном они проводились на территории сегодняшней Москвы и Подмосковья. Русские народные игры – это «прародители» современных игр во дворах и на детских праздниках. В них можно играть всей семьёй, вместе друзьями.

Веревочка

Старинная русская игра. Игра для детей от 5 лет и старше.
Водящий перемещается внутри круга, стремясь осалить чью-то ладонь, пока она касается веревочки. Спасаясь, стоящие могут отдергивать эту ладонь от веревочки или двигать ею вдоль веревки. Осаленный сменяет водящего.


Третий лишний с ремнем

Игра для детей и молодежи обоего пола от 10 лет и старше.
Играющие стоят парами по кругу лицом в центр. Водящий обегает круг, стараясь осалить ремнем убегающего игрока. Если убегающий присоединяется к стоящей паре с любой стороны, то тот, кто оказался третьим должен убегать. Если салка догоняет водящего, они меняются ролями
.

Кубарь

Есть сведения, что кубарь был известен еще древним грекам. На Руси игры с кубарями живут больше тысячи лет.
Кубарь раскручивают ладонями так, чтобы он получил вращательное движение, и пускают по ровной поверхности. Чтобы кубарь продолжал крутиться и двигался в нужном направлении, его подхлестывают кнутиком по ходу вращения.


Малечина - калечина

Эта старинная народная игра. Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т.д., стараются поддержать ее в равновесии, пока произносят слова: "Малечина-калечина" сколько часов до вечера? Раз, два...десять."


Ходули

В.И. Даль в своем Словаре коротко определяет, что такое ходули. Это "два шеста с приступками, на кои становятся и ходях". Древнейшая забава, известная у многих народов. Ходули бывают разной высоты, конструкции и неизменно пользуются огромным успехом у детей и взрослых.

Дуга

Эта народная игра интересна не только для ребят, начиная с 10 лет, но и для взрослых.
Необходимо пролезть под дугой, стоящей на земле, так чтобы не упасть самому и не уронить дугу


Котел

Водящий гонит клюшкой шар, стараясь закатить его в котел (ямка, находящаяся в середине круга), или занять концом своей клюшки одну из лунок вокруг котла, хотя каждую охраняет игрок с клюшкой.


Репа

Игра у столба. Один из играющих держится за столб, остальные становятся за ним в цепочку и пытаются отцепить его от столба.