Главная · Сон · Роль памяти в психической жизни человека. Память и ее значение в жизни человека

Роль памяти в психической жизни человека. Память и ее значение в жизни человека

Сочинение на тему «Какую же роль в жизни человека играет память?» 5.00 /5 (100.00%) 1 vote

Своим текстом Борис Львович Васильев заставил меня задуматься, какую же роль в жизни человека играет память? Эта проблема является актуальной и в наши дни. Проблема памяти, несомненно, злободневна. Над ней размышляли все эпохи, многие умы человечества.
Свое отношение автор раскрывает в тексте, описывая Анну Федотовну, бережно хранящую письма от сына – единственное, что от него осталось. Авторская позиция хорошо выражена в предложении тридцать: « Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку…». Вся жизнь Анны Федотовны была наполнена лишь этими письмами, воспоминаниями о сыне. Только благодаря письмам, она представляла своего сына-героя рядом с собой.
Я согласна с позицией автора. Ведь людям необходимо помнить такие вещи как погибших на войне героев, своих предков, Родину. Проблема памяти хорошо освещена в литературе. К примеру, в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» проблема памяти проходит через все произведение. Героиня рассказа Матрена многим помогала в деревне, а когда умерла, никто ее даже не помянул добрым словом. Ее близкие оказались хуже неродных людей. Солженицын показал, как бывает коротка людская память, насколько быстро люди забывают все хорошее и как важно помнить правильные, честные поступки и чтить память людей.
Так же в повести В.Распутина «Прощание с Матерой» затрагивается проблема памяти. Отношение людей к своим предкам, к корням своего рода, любовь к Родине описывает автор в этом произведении. Люди, которые были вынуждены покинуть свою отчизну, просто не могли покинуть эти места. Между Матерой и ее жителями была неразрывная связь, которая просто не позволяла людям покидать эти места.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в наших сердцах никогда не должна угасать память, ведь с ее помощью человек не только сохраняет уважение и почет к прошлому, но и обретает новую жизнь, полную важными событиями.

Какова роль памяти в жизни человека? В этом вопросе заключена одна из главных проблем текста Юрия Васильевича Бондарева. Дабы привлечь внимание читателя к затронутой проблеме, автор рассуждает над термином «память».

Так, Юрий Васильевич повествует о связи памяти и ассоциации. Якобы из-за определённого маленького толчка в нашем сознании появляются явления, образы, характеры, исторические картины. Из этого следует, что наш мозг способен выстраивать логические цепочки, благодаря уже увиденным ранее вещам.

Юрий Васильевич рассуждает над поднятым вопросом далеко не отстранённо, чувствуется интерес писателя в том, о чём он пишет.

Это говорит нам о том, что одна из функций памяти очень важна для каждого из нас, ведь нередко мы встречаемся с вещами, требующими объяснение.

Возьмём для аргументации произведение Распутина «Уроки французского». Главный герой – обычный мальчик, желание учиться у которого разбивается окружающими людьми, среди которых он не живёт, а выживает. Учительница французского, Лидия Михайловна, хочет помочь своему ученику, но тот отказывается принимать деньги и угощения. Остаётся только один способ – игра на деньги. За это преступление учительница была уволена, но она не забывает об этом мальчике, отправляет ему посылку. А главный герой, в свою очередь, оканчивает школу, становится писателем, и пишет книгу, которую посвящает её той самой Лидии Михайловне. В этом примере мы видим, как благодаря своей памяти, человек не забывает доброты других людей, их поступки.

Кроме того, ярким примером служит пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад». Вспомним одного из героев этого произведения – Яшу. Он молодой хам с завышенной самооценкой и чувством собственной важности, который преклоняется перед всем иностранным. Яша не желает общаться со своей родной матерью, и это служит ярким примером беспамятства. Он не помнит всего того, что сделала для него родительница. Всю ласку, доброту и заботу. И именно из-за этого он сам, как и его жизнь, никчёмен и глуп. В нём нет ни капли нравственности и духовности.

Читая текст Юрия Васильевича, я снова задумался над проблемой человеческой памяти. Я искренне благодарен автору за то, что дал мне пищу для размышлений и заставил задуматься о роли памяти в жизни людей.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Наш организм является поистине потрясающим механизмом, способным выполнять самые разные функции и задачи. Особенно важную роль при этом играет полноценная деятельность головного мозга, ведь именно этот орган отвечает за деятельность всех уголков человеческого тела. Именно головной мозг несет ответственность и за качество памяти. Адекватное восприятие информации и полноценное ее воспроизведение по необходимости важно не только для работы, но и для умственной деятельности. Давайте поговорим на этой странице www.сайт, о том, какую именно роль играет память в жизни человека, а также я расскажу вам, как развить память у взрослого человека.

Роль памяти в жизни людей

Буквально с самого появления на свет люди начинают обретать новый жизненный опыт. Начиная где-то с годовалого возраста, ребенка начинают последовательно и постоянно чему-то учить. Со временем такой процесс становится более интенсивным, набирая пика активности в школьные годы и во время получения профессионального образования. На обязательное и активное обучение современный человек тратит от десяти и до двадцати лет. Конечно же, без хорошей памяти полноценное обучение просто невозможно. Как раз в этом состоит самая основная функция памяти человека. Так что, если бы люди не обладали мощной и быстродействующей способностью запоминать, сохранять и впоследствии передавать информацию другим поколениям, человечество бы не смогло достичь современного уровня развития. Если бы, к примеру, мы сохранили свое физическое тело, но при этом потеряли память о прошлом, то человечество откинулось бы не на одну тысячу лет назад в развитии.

Если говорить более глобально, то память нужна человеку для сохранения информации обо всем, что происходит в его жизни. Только благодаря ней мы можем выполнять все функции: перемещаться в пространстве, разговаривать, потреблять пищу и пр. Именно способность запоминать обеспечивает нам возможность выполнять любую работу и обучаться чему-то новому. Поэтому, без хорошей памяти современному человеку никак не обойтись. Работа памяти человека бесценна для него самого и человечества в целом. Именно поэтому нужно заботиться о своих способностях и развивать их.

Как развить память человека?

Как показывает практика, многие люди с возрастом отмечают, что способность их мозга к запоминанию и к воспроизведению информации на порядок уменьшается. Ученые утверждают, что это совершенно закономерный процесс. Сравнивая память с обычной мышцей, которая без тренировок не может выполнять положенные функции становится ясно почему так происходит. Но эта проблема памяти человека решаема.

Для полноценного развития памяти нужно определить, какая именно способность к запоминанию развита у человека лучше всего. Всего специалисты выделяют зрительную, слуховую, образную и словесно-логическую память. Считается, что чаще всего самой развитой является зрительная память, однако нередки исключения из данного правила. К примеру, при наличии человек склонен лучше воспринимать информацию на слух. Также самыми развитыми чаще всего становятся те виды памяти, которыми пользуются особенно интенсивно.

Так взрослым советуют активно стимулировать самые перспективные виды памяти, но при этом уделять внимание и прочим разновидностям для максимально равномерного развития. Тренировать память можно с применением особенных приемов мнемотехники, так именуют способ развития памяти, основанный на попытке визуализировать запоминаемое. Классическим примером мнемотехники можно назвать пример запоминания цветов радуги, известный многим из нас с детства: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».

Улучшение памяти человека невозможно без полноценного питания. А именно необходимо включать в свой рацион достаточное количество аскорбиновой кислоты, токоферола, витаминов В6 и В12. Нужно потреблять довольно много полиненасыщенных жирных кислот, отличным источником которых считается жирная морская рыба, орехи и пр.

Для эффективного развития памяти стоит использовать разные упражнения, которые заставляют мозг работать. Так специалисты рекомендуют запоминать логически несвязанные тексты, числа и, наконец, запоминать и воспроизводить логически связанный материал. Неплохой эффект дают упражнения по запоминанию черт лиц, имен и фамилий, определенных дат.

Считается, что замечательным толчком к развитию памяти у взрослых может стать изучение иностранного языка. Такая гимнастика для мозга помогает активизировать процессы запоминания и расширить кругозор.

Есть точка зрения, что музыка помогает развить память. Поэтому, если вы желаете улучшить функционирование механизмов запоминания и воспроизведения, посещайте периодически концерты.

Для полноценного развития памяти у взрослых крайне важно обеспечить мозг достаточным количеством кислорода. Так что, если вы страдаете от никотиновой зависимости, учтите, что сигареты – это основная причина гипоксии. А если вы проживаете в крупном мегаполисе, то для обеспечения полноценной работы мозга и, соответственно, памяти, вам следует периодически выбираться за город, прогуливаться в парках, около водоемов и пр. И не забывайте проветривать квартиру или офис, даже в лютый мороз.

Помните, что сильные стрессы, депрессии и потрясения на порядок ухудшают память и разрушают мозг. Поэтому негативные последствия таких влияний следует предупреждать: заниматься йогой, спортом, правильно отдыхать, медитировать, высыпаться и полноценно питаться.

На самом деле, добиться хорошей памяти во взрослом возрасте довольно-таки просто, нужно лишь постоянно тренировать процессы запоминания и беречь свой мозг от агрессивных воздействий.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания.

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.

Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память - это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,- уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Такими были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.

Память органически участвует также в процессе восприятия. «Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышения к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти» (И. М. Сеченов).

Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта.

Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.



Хорошей считается память того человека, который быстро запоминает необходимый материал, длительно сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит.

Виды памяти .

Существуют разные способы классификации памяти. Выделяют наследственную (филогенетическую, определяющую строение каждого организма в соответствии с эволюцией вида) и индивидуальную, которая свойственна каждому отдельному индивидууму и формируется на протяжении всей жизни. Мы будем рассматривать именно эту, прижизненную память.

Деление памяти по времени сохранения материала.

В данном случае выделяют сенсорную или мгновенную, кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант – оперативную.

Мгновенная память – это первый этап обработки поступающей извне информации, она формируется пассивно, с ее помощью организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Объем мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной. Эксперименты показывают, что с помощью иконической (мгновенной зрительной памяти), испытуемый получает и удерживает короткое время (до 0,5 с) значительно больше информации, чем затем может произвести. Однако разрушение этого большого объема происходит очень быстро. Иконическая память – это, по существу, сохраняющаяся некоторое время зрительная картина. Такой след угасает быстрее, чем человек успевает назвать все предъявленные ему стимулы.

Кратковременная память – это память, в которой сохранение материала ограничено, определенным, как правило, небольшим периодом времени.

Информация о внешнем объекте попадает из мгновенной памяти в кратковременную. Кратковременная память характеризуется очень коротким сохранением после одноразового, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Многие особенности поведения человека связаны с малой емкостью кратковременной памяти. Психологи, в том числе и Дж. Миллер, доказали, что объем кратковременной памяти человека составляет 7 (+ -)2 элемента и определяется по числу единиц информации, которое мы в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного ее предъявления. Оперативные единицы памяти зависят от способности человека организовывать восприятие информации, от организации предъявляемой информации, например, ритмически организованная последовательность позволяет запомнить большее количество информации.

Эта форма памяти отличается по ряду свойств от мгновенной: во-первых, другим механизмом сохранения, во-вторых, другими формами преобразования информации, в-третьих, другими объемами и, наконец, иными способами продления срока сохранения.

Роль кратковременной памяти состоит в обобщении, схематизации полученной информации, через нее эта информация поступает в долговременное хранение. Роль кратковременной памяти этим не ограничивается. Именно ее свойства выявляются в момент принятия решений, поскольку здесь происходит непосредственное сличение информации, поступающей извне и из долговременной памяти, и выносится решение о правильности гипотезы, выдвинутой на основе сведений, полученных и накопленных при обучении.

Ограниченный объем кратковременной памяти служит дополнительным стимулом обобщения информации. Чем более обобщенная информация поступает из долговременной памяти, тем больше ее может уместиться в кратковременной памяти и тем более сложное решение может приниматься человеком.

Постоянное обобщение информации в самой кратковременной памяти и обобщенность понятий, поступающих в нее из долговременной памяти, приводят к тому, что увеличивается емкость оперативных единиц и оперативное поле кратковременной памяти как бы раздвигается по мере обучения. Однако важнейшее качество образа (его обобщенность) не может быть обеспечено на уровне преобразования в кратковременной памяти. Оно достигается только с определяющим включением долговременной памяти.

Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение знаний, умений и навыков и содержит огромный объем информации, которая может понадобиться человеку на протяжении его жизни.

Экспериментальные данные показывают, в долговременной памяти одновременно задействованы несколько форм организации знаний. Ее нередко сравнивают с книгохранилищем огромной библиотеки, где доступ к фолиантам открывает правильно выдранный код каталога. Считается, что объем долговременной памяти практически не ограничен. Несмотря на эти ценные качества долговременного хранилища, человек часто не получает доступа к хранящимся там знаниям, когда в них возникает необходимость. Доступность информации определяется в значительной степени организацией хранения. В отличие от кратковременной памяти, где припоминания не требуется, при долговременной памяти оно необходимо всегда, т.к. связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуются волевые усилия.

Сведения, хранящиеся в памяти, связаны между собой невидимыми нитями – ассоциациями, поэтому быстрее опознается и лучше всего запоминается информация, содержание которой позволяет установить наибольшее число различных ассоциаций и информацией хранящейся в структуре памяти. Любое понятие, поступающее в долговременное хранилище, обязательно активизирует целую систему других понятий, близких к первому. Ассоциативные связи определяются не только частотой совпадения, но и их эмоциональной значимостью и актуальностью.

Главной особенностью долговременной памяти все же является недоступность произвольному считыванию хранящейся в ней информации. Вместе с тем имеются случаи, хотя и не частые, когда у отдельных личностей обнаружены свойства хранения и использования необычно большого объема информации. Здесь речь идет о случаях феноменальной памяти.

Известный математик и кибернетик Д. Нейман подсчитал, что человеческий мозг может вместить примерно 10 20 единиц информации. То есть каждый из нас способен запомнить сведения, содержащиеся в миллионах томов книг. История знает немало людей, обладавших феноменальной памятью. Так, великий русский полководец А.В. Суворов, как утверждают современники, помнил всех своих солдат в лицо. Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он мог еще цитировать выдержки из нее.

Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного времени.

Виды памяти по характеру психической активности

По характеру психической активности различают двигательную, образную, эйдетическую, символическую память.

Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, память на позу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т.е. осуществляются без привлечения сознания и внимания. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Это один из способов выработки грамотности. Достигая полного развития раньше других форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у других, ведущую роль играют другие виды памяти.

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек сохраняет дольше всего. Считается, что чувственная память, на основе которой развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребенка и достигает своего развития к трем-пяти годам. На ней основывается осторожность, симпатия и антипатия, а также первичное чувство узнавания (знакомое и чужое).

Исследуя устойчивость эмоциональной памяти, В.Н. Мясищев установил, что когда школьникам показывали картины, то точность запоминания зависела от эмоционального отношения к ним 0 положительного, отрицательного или безразличного. При положительном отношении они запоминали все 50 картин, при отрицательном – только 28, а при безразличном – всего – 7.

Образная память – это память на представление, память на картины природы, звуки, запахи, вкусы. Этот вид памяти может быть зрительной, обонятельной, слуховой, вкусовой и др. Как отмечает Р.М. Грановская, отличительная особенность образной памяти в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаруживаются следующие изменения: некоторое упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную. В процессе сохранения, образ может трансформироваться и по цвету. Яснее и ярче всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, необыкновенные, неожиданные.

Образная память обычно ярче проявляется у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая, хотя есть профессии, где необходимо иметь хорошую образную память. Разновидностью образной памяти считается эйдетическая память, правильное использование которой лежит в основе хорошего запоминания.

Человеческая память включает процессы запоминания, сохранения, узнавания или воспроизведения информации, она связывает прошлое и настоящее человека, формирует его личность, причем существенное влияние имеют и факторы мотивации личного характера.

Эйдетическую память исследовали Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Они ввели термин «эйдетизм» (от греческого образ), как разновидность образной памяти, способность воспроизводить яркие картины предметов и явлений по прекращении их непосредственного воздействия на органы чувств. По мнению ученых, такая система восприятия событий, людей, объектов и любых данных (слов, цифр и т.д.) неизмеримо расширяет возможности человека.

Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть то, что уже исчезло из поля зрения. Картины, возникающие перед его мысленным взором, столь отчетливы, что он может переводить взгляд с одной детали на другую. Он может продолжать видеть предъявленные ему ряды слов, знаков, цифр или превращать диктуемые ему данные в зрительные образы. То же касается и музыки, которую человек как бы продолжает слышать.

Символическая память подразделяется на словесную и логическую. Словесная память формируется в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительной чертой ее является точность воспроизведения и значительно большая зависимость от воли. Воспроизвести зрительный образ не всегда в нашей власти, в то время, как повторить фразу значительно проще. Однако при словесном сохранении наблюдается искажение.

3 . Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого оценивается тот или иной психический процесс, - это:

а) эксперимент;

б ) тестирование;

в) наблюдение;

г) самонаблюдение.

Список используемой литературы:

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-565 с.

2. Матюгин И.Ю. Алхимия памяти //В мире науки. - 2004. - №8 .- С. 82-84.

3. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1990. - 30 с.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия, 2001. - 501 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 486 с.

Память - это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.

Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти.

Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.

В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. "Без памяти,- писал С. Л. Рубинштейн,- мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом""

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека . Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.

Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

47. Классификация видов памяти.

1. по времени сохранения материала :

А)Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с.

Б)Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на.последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

В)Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи.

Г)Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Д)Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

2. по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору:

А) Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Б) Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

в) Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

г) Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

д) Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

3. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала:

А) Непроизвольная память - запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).

Б) произвольная память – запоминание и воспроизведение, происходит благодаря волевым усилиям человека, с постановкой специальной мнемической задачей.