Главная · Сон · Работоспособность человека и ее фазы. От чего зависит работоспособность человека Ожидаемый экономический эффект от внедрения мероприятий и рекомендаций

Работоспособность человека и ее фазы. От чего зависит работоспособность человека Ожидаемый экономический эффект от внедрения мероприятий и рекомендаций

Работоспособность

Введение

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворить этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.

При выполнении конкретной работы работоспособности имеет определенные вполне закономерные колебания. Вначале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается.

Решение основной задачи здоровье сберегающей педагогики и психологии – сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления человека в его деятельности.

Исходя из определения работоспособности, это способность человека развивать максимальную энергию и экономно ее расходовать, чтобы выполнять работу качественно и эффективно. Нам предстоит разобраться почему происходит утомление и как повысить работоспособность человека.

1. Определение работоспособности. Уровни работоспособности

Работоспособность – это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.

Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда. Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависят от:

    инженерно-психологических

    гигиенических характеристик

    средств (орудий)

    условий и организации конкретной деятельности

    системы психолого-физиологического прогнозирования

    формирования профессиональной пригодности, т.е. системы отбора и подготовки специалистов.

Работоспособность человека – характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Уровень работоспособности отражает:

    потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы

    мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период

Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а так же запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.

Как видно из этой схемы, что работоспособность зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. по отношению к решаемой задаче выделяют максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Оценка степени работоспособности проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, например, в состоянии оперативного покоя.

2. Динамика работоспособности

В течение некоторого времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний.

Динамика работоспособности имеет несколько стадий:

Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) – отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, возрастание активности психических процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия.

Стадия устойчивой работоспособности – проявляется в наиболее высокой стабильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда.

Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) – в начале характеризуется возникновением чувства усталости, снижением интереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности. И, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности, снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение.

Иногда в этой стадии может возникнуть либо фаза срыва – полная дискоординация функций организма и отказ от работы, либо фаза конечного порыва – сознательная мобилизация оставшихся психических, физиологических резервов с временным, резким повышением эффективности труда.

Стадия восстановления работоспособности – характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов. Различают:

    текущее восстановление – в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов

    срочное восстановление непосредственно после окончания всей работы

    отставленное восстановление – на протяжении многих часов после завершения работы

    медико – психологическая реабилитация восстановления после острых и хронических рабочих перенапряжений с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества личности.

3. Утомление

Утомление – временное снижение функциональных возможностей организма, вызванное путем основной длительности или нерациональной работой, выражающиеся в снижении работоспособности.

Умственное утомление – физиологический процесс снижения работоспособности, возникающее в результате выполнения умственной работы, и характеризующейся развитием двух фаз: двигательного беспокойства и иррадированного торможения.

Физическое утомление – физиологический процесс временного снижения работоспособности, связанные с изменением в клетках двигательного центра, возникающие в процессе выполнения мышечной деятельности.

Усталость – субъективное состояние, выражающееся нежеланием продолжать работу, часто имеющее условно-рефлекторную природу.

Биологическая роль утомления чрезвычайно высока:

Защитная функция, т.е. предохраняет организм от истощения при слишком длительном или слишком напряженной работе; повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.

Существует множество способов повышения работоспособности. Важно при этом знать причину снижения работоспособности. Зная физиологические и психические особенности человека, можно грамотно построить процесс деятельности. например, снижение работоспособности в начальной школе возникает в первую очередь в связи с тем, что школьники должны овладеть тремя основными школьными навыками: письма, чтения, длительного неподвижного сидения.

Е детей еще недостаточно развиты мышцы, используемые при письме. Письмо требует от этих мышц значительной работы. Так же положение пальцев во время письма противоречит врожденной координации их движений. Можно применить способ релаксации – расслабление. Проводить физминутку. Также сохранить повышенную работоспособность помогает регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности.

Заключение

Проанализировав стадии работоспособности, можно сделать следующие выводы. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности. Выделены основные стадии работоспособности по показателям результативности деятельности: врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление, конечный порыв.

При анализе изменений в функционировании обеспечивающих систем прослеживается более тонкая динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности.

В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, степени тренированности, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики работоспособности может варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них.

Библиографический список

    Общая психология. Маклаков А.Г., Санкт-Петербург 2003г., 592с.

    Психология, под ред. Дружинина В.Н., Санкт-Петербург 2000г., 672с.

    Психология. Словарь. Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г., Москва 1990г., 494с.

    Психологический словарь, под ред. Неймера Ю.Л., Ростов-на-Дону 2003г., 640с.

Работоспособность – потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Современный экономический словарь

Работоспособность человека — способность человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью. Нулевая работоспособность — это отсутствие возможности действовать, и, соответственно, отсутствие эффекта.
Википедия

  • Работоспособность – это умение быстро включаться в работу и выполнять ее наилучшим образом, получая от этого моральное удовлетворение.
  • Работоспособность – это волевое качество, непременно сопутствующее жизненному успеху.
  • Работоспособность – это активность жизненной позиции, ответственность по отношению к порученному делу и высокий творческий потенциал человека.
  • Работоспособность – это вложение творческих, физических, душевных сил человека в выполнение порученной работы.

Преимущества работоспособности

  • Работоспособность способствует продвижению – по лестнице успеха.
  • Работоспособность даёт возможности – для самореализации.
  • Работоспособность даёт силы – управлять временем.
  • Работоспособность даёт радость – от результатов собственного труда.
  • Работоспособность даёт надежду – на изменения к лучшему.
  • Работоспособность даёт уверенность – в своих возможностях.

Проявления работоспособности в повседневной жизни

  • Профессиональная деятельность. Человек, не считающий и не жалеющий временных и душевных затрат на выполнение работы – проявляет работоспособность.
  • Творчество. Людям творческих специальностей работоспособность особенно необходима – даже самый талантливый музыкант, если он не проводит за инструментом 6 часов ежедневно, никогда не добьется серьезных успехов.
  • Спорт. Уровень достижений спортсмена прямо пропорционален наличию у него работоспособности.
  • Обучение. Ученик, ответственно относящийся к процессу обучения, не прогуливающий уроков и лекций – проявляет работоспособность.

Как достичь работоспособности

  • Забота о здоровье. Одна из основных составляющих работоспособности – здоровье человека. Отказываясь от излишеств, занимаясь посильными физическими тренировками – человек укрепляет здоровье и создает основу для развития работоспособности.
  • Профессиональное совершенствование. Большую работоспособность человек проявляет в деле, которое у него хорошо получается. Повышая свой профессиональный уровень – человек повышает и работоспособность.
  • Образование. Работоспособность при выполнении умственной работы – это процесс мышления. Обучение расширяет кругозор человека, тренирует его мыслительные способности и повышает работоспособность.
  • Эмоциональный настрой. Настрой на успех, оптимистичный взгляд на жизнь и на свое дело – повышают работоспособность человека.

Золотая середина

Праздность

Работоспособность

Трудоголизм

Крылатые выражения о работоспособности

Талант – это во-первых желание работать, а во-вторых работоспособность. - Константин Станиславский - Не может быть гения без исключительной энергии и исключительной работоспособности. - Вильгельм Либкнехт - Нет ничего бесполезнее, чем эффективно выполнять работу, которую делать вообще не нужно. - Питер Друкер - Георгий Сытин / Мысли, усиливающие зрение, слух и работоспособность В этой книге собраны «исцеляющие настрои» - мысли, которые повышают эффективность жизнедеятельности и увеличивают работоспособность человека. Брайан Трейси / 21 способ управлять временем и удвоить собственную продуктивность (аудиокнига CD) Аудиокнига посвящена продуктивности. Секреты увеличения работоспособности без снижения качества работы и вреда для здоровья.

Лекция 6: Психофизиологические компоненты работоспособности

Работоспособность - потенциальная возможность инди­ вида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

В на­учной литературе это понятие имеет несколько толкований. Ра­ботоспособность рассматривается:

    как способность человека вы­полнять определенную работу на определенном уровне качества и надежности,

    и как нечто тождественное функциональному состо­ янию организма,

    и как способность обеспечивать оп­ределенный заданный уровень деятельности, эффективность ра­боты (что тождественно понятию производительности труда),

    и как предельные возможности организма.

Такое различение важно с методологической точки зрения, ибо если работоспособность по­нимать как потенциал работника, то для ее измерения необходи­мо использовать функциональные нагрузочные пробы. Если под работоспособностью понимать производительность труда, то в данном случае на первый план выступают производственные по­казатели.

Данное понятие необходимо отличать от понятия «трудоспо­ собность », под которым понимается, главным образом, возмож­ность человека участвовать в трудовой деятельности. Работоспо­собность является интегральным свойством человека, отражаю­щим различные особенности субъекта деятельности (В.А.Бодров).

Впервые проблема работоспособности стала изучаться великим русским физиологом И.М.Сеченовым, который доказал, что в процессы утомления, развивающиеся при мышечной работе, во­влекаются аппараты центральной нервной системы. В 1902 г. вы­дающийся немецкий психиатр Э. Крепелин, изучавший проблему утомления, построил так называемую «кривую работы», отражав­шую зависимость продуктивности работы от ряда наиболее зна­чимых факторов в течение определенного времени. Он экспери­ментально показал, что в пределах непродолжительного времен­ного промежутка производительность зависит от следующих фак­торов: упражнения, утомления, стимуляции, имеющей место в начале и при окончании работы, привыкания к работе и напряже­ ния воли . Причем направленность действия этих факторов раз­лична, и «кривая работы» - интегральный показатель, результи­рующая действия перечисленных разнонаправленных сил.

Внимание современных исследователей к этой проблеме обус­ловлено развитием высокотехнологичных отраслей промышлен­ности, транспорта, военного дела,

    в которых человек нередко тру­дится на пределе своих психофизиологических возможностей,

    а поддержание высокой работоспособности является важным усло­вием обеспечения безопасности эксплуатации сложных техниче­ских систем.

Особые условия труда этих категорий работников со­здают предпосылки внезапных нарушений работоспособности, иногда сопровождающихся потерей сознания. Например, у лет­чиков боевой авиации это могут быть нарушения, обусловленные влиянием кислородного голодания (гипоксии), болезнью движе­ния (укачиванием), пилотажными перегрузками, у машинистов поездов - монотонным характером работы.

Сегодня научная актуальность проблемы обусловлена необхо­димостью разработки системы организационных, медицинских, социально-гигиенических, психологических и экономических мероприятий по поддержанию и коррекции работоспособности человека и составлением долгосрочных прогнозов ее изменения. Решение этих задач невозможно без установления механизмов и закономерностей динамики работоспособности, выработки мно­гомерных критериев ее оценки.

6.1 Виды работоспособности

Специалистами предлагаются несколько классификаций рабо­тоспособности. По отношению к решаемой работником задаче можно выделить максимальную, оптимальную и сниженную ра­ ботоспособность . В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью соответству­ющей «кривой» (см. ниже).

Выделяют работоспособность умственную и физическую . При тяжелых физических нагрузках первично страдают мышцы, а при умственной - центральная нервная система. Тем не менее, столь прямолинейное разделение противоречит опыту физиологии и спортивной медицины и поэтому вряд ли может считаться вер­ным. Ю.Р.Бобков и В.И.Виноградов указывают, что в видах работоспособности наблюдается много общих моментов. В частности, при снижении физической работоспособности стра­дают соответствующие группы клеток центральной нервной системы. В физической работоспособности выделяют силовую, вынос­ ливую и скоростную. Эти виды работоспособности изучались, главным образом, в сфере спортивной медицины, ибо представи­тели различных видов спорта достигают наивысших результатов в случае тренировки специфичной для определенного вида спорта работоспособности. Например, стайер нуждается в выносливой работоспособности, а спринтер нуждается - в скорост­ной.

Некоторые авторы выделяют виды работоспособности по ха­рактеру преимущественного вовлечения в деятельность органов и анализаторных систем, оцениваемых посредством составления профессиограммы. Например, для работы дефектоскопистов (ра­ботников, чья деятельность связана с просмотром большого чис­ла деталей) важно длительное время сохранять способность зри­тельного различения и оценки элементов проверяемых деталей. Поэтому говорится о зрительной работоспособности , которая в данном случае всецело определяет эффективность выполнения трудовой задачи. Необходимо отметить, что проблема поддержа­ния зрительной работоспособности в настоящее время приобрела особую актуальность в связи с широким распространением на ра­бочих местах персональных компьютеров.

Вместе с тем ряду авторов (Н.М.Рудный, В.А.Бодров) пред­ставляется спорной правомерность применять такое понятие, как «зрительная, двигательная и т. п. работоспособность», так как, по их мнению, «категория работоспособности - интегральное свой­ство человека, а не характеристика уровня функционирования какой-либо системы организма».

6.2. Стадии работоспособности

Традиционно выделяют следующие стадии работоспособно­сти:

    врабатываемость,

    оптимальная работоспособность,

    компен­сируемое и некомпенсируемое утомление,

    конечный «порыв»,

    прогрессивное снижение продуктивности (Е. А. Деревянко).

Выделение этих стадий основывается, главным образом, на показателях внешней результативности деятельности (рис. 8).

Период врабатываемости (1) - стадия работоспособности, ха­рактерная для начала работы, когда работник, если можно так вы­разиться, «втягивается» в работу, на начальном этапе еще не обес­печивая максимальных показателей в труде.

Стадия оптимальной работоспособности (2) - период, харак­теризующийся стабильными максимальными показателями про­изводительности, субъективным состоянием комфорта. Задача ру­ководителей и специалистов, ответственных за организацию труда персонала, состоит в обеспечении максимальной продолжитель­ности этой стадии.

Период полной компенсации (3) - стадия, на которой начина­ет развиваться утомление, так как работник уже израсходовал часть психофизиологических ресурсов. Продолжение работы на задан­ном уровне достигается усилием воли . Причем если в начальный период этой стадии качество работы не страдает, поддержание ра­ботоспособности обеспечивается волевой компенсацией, то в дальнейшем в период неустойчивой компенсации (4) - снижает­ся и качество деятельности, когда волевые усилия работника не в состоянии компенсировать расходуемые в процессе деятельности психофизиологические ресурсы. Субъективно на этой стадии фор­мируется чувство усталости.

Конечный «порыв» (5) - стадия, характерная для высокомоти­вированной работы, на которой волевые усилия позволяют под­нять снижающуюся производительность труда.

Прогрессивное снижение продуктивности при продолжении работы (6) - заключительный период.

Более глубокий анализ изменений в функционировании обес­печивающих деятельность физиологических систем позволяет проследить более дифференцированную динамику стадий рабо­тоспособности: мобилизации, первичной реакции, гиперком­пенсации, компенсации, субкомпенсации, декомпенсации, сры­ва.

В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья, профессиональной подготовленности про­должительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут меняться в значительных пределах вплоть до выпа­дения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий работоспособности - один из показателей оптимальности организации процесса деятельности. В идеале развитие у работ­ника стадий декомпенсации и тем более срыва вообще не должно допускаться.

На рис. 8 показаны четыре кривые, обозначенные латинскими цифрами. I - уровень максимальных возможностей; отражает динамику производственного потенциала работника. II - уровень продуктивности деятельности, т.е. реальная производительность труда, измеряемая конкретными показателями. Это и есть соб­ственно «кривая» работоспособности. III - уровень эмоциональ­ного напряжения, оцениваемого в относительных единицах. Об­ращает на себя внимание тот факт, что этот показатель растет вме­сте с появлением и ростом кривой IV - уровнем утомления. Это соотношение кривых отражает полученные в многочисленных экспериментах факты, говорящие о том, что для компенсации раз­вивающегося утомления (начинающегося с третьей стадии) необ­ходимы усилия эмоционально-волевой регуляции. Только в этом случае (и то до определенного предела - стадий неустойчивой компенсации и прогрессирующего снижения продуктивности) работоспособность может поддерживаться на приемлемом уров­не.

Необходимо отметить, что условное «расстояние» между кри­выми I и II, а также другими кривыми графика весьма различает­ся для различных специальностей. Скажем, работа бухгалтера в периоды плановой деятельности не связана с экстремальными психоэмоциональными нагрузками, тогда как обычная деятель­ность, например летчика, протекает в условиях, требующих мак­симальной работоспособности. Поэтому «цена» снижения рабо­тоспособности (как и цена ошибки) различна у этих категорий ра­ботников.

В рамках указанных циклов выделяются более мелкие флукту­ации работоспособности, обусловленные, главным образом, ко­лебательными изменениями процессов внимания, обмена веществ, которые характерны для любого организма.

  • 7. Понятие «опасность», «безопасность». Техногенные виды опасностей
  • 8. Основы рационального питания
  • 9. Глобальные виды опасностей
  • 10. Понятие «Шок». Степени шока.
  • 11. Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды.
  • 12.Профилактика девиантного поведения.
  • 13.Значение безопасности в жизнедеятельности человека
  • 14.Медицинская аптечка, правила ее использования
  • 15.Понятие «техносфера». Структура техносферы и ее основные компоненты.
  • 16.Роль цветового оформления производственного интерьера
  • 18.Закрытые повреждения мягких тканей(ушибы, растяжения, вывихи суставов).1-я помощь при названных травмах.
  • 19.Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения
  • 20.Наложение повязок (десмургия). Требования к первичной повязке
  • 21.Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно допустимые нормы
  • 22 .«Термические повреждения, ожоги и их степени, химические ожоги, первая помощь при ожогах. Термические повреждения
  • 23.«Общая характеристика защитных средств»
  • 24.Реанимация. Методика проведения реанимационной помощи. Искусственная вентиляция легких, наружный массаж сердца.
  • 25. Средства индивидуальной защиты
  • 26. Защита населения от чрезвычайных ситуаций
  • 27. Система и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения
  • Классификация чс по масштабу распространения
  • Классификация чс по темпу развития
  • Классификация чс по видам чрезвычайных событий
  • 28. Что такое обморожение.
  • 29. Характер и организация трудовой деятельности.
  • 30. Мендико-тактическая характеристика чс на химически опасных объектах
  • 31. Физическая тяжесть труда. Напряжённость труда. Их характеристики.
  • 32. Медико-тактическая характеристика радиационных очагов.
  • 33. Работоспособность человека, её основные фазы.
  • 34.Медико-тактическая характеристика эпидемических очагов.
  • 35.Основные принципы организации рабочего места
  • 36.Виды медицинской помощи, их характеристика. Первоочередные меры 1-й медицинской помощи.
  • 37. Метеорологические условия (микроклимат),их влияние на жизнедеятельность человека
  • 38. Виды переломов костей конечностей. Транспортная иммобилизация.
  • 39.Терморегуляция организма человека. Законы комфорта и дискомфорта.
  • Зоны комфорта и дискомфорта
  • 40. А) Понятие «адаптации». Б) Стресс реакции человека на чс. В) Типы темперамента.
  • 41.Системы вентиляции, их виды.
  • 42. Понятия «утомление», «переутомление».
  • 43.Освещение, его виды и влияние на деятельность человека
  • 45.Организация и способы защиты населения от чс.
  • 46.Психофизическое состояние человека,определение его уровня.
  • 47.Законодательные основы бжд.
  • 48.Типы бинтовых повязок (назвать несколько и показать 2-3 на практике, это уж как-нибудь сами)
  • 49. Здоровье. Факторы влияющие на здоровье.
  • 50.Средства индивидуальной защиты и правила их использования.
  • 51. Образ жизни человека и его составляющие. Виды мотивации к ведению зож.
  • 52.Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Сигналы оповещения в мирное и в военное время.
  • 53.Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности.
  • 56.Основы методики самостоятельных заданий физическими упражнениями
  • 57.Организационная структура всероссийской службы медицины катастроф (вскм).Основные задачи.
  • 58. Проведение мероприятий по оказанию транспортировки пострадавшему на воде
  • 59.Характеристика основных законодательных инормативно правовывх актов: назначение,объекты регулирования,основные положения
  • 60.Правила оборудования бивака или укрытия
  • 33. Работоспособность человека, её основные фазы.

    Работоспособность – возможность человека выполнять на протяжении заданного времени определённого объёма и качества работы.

    Физиологи установили, что работоспособность - величина переменная и связано это с изменениями характера протекания физиологических и психических функций в организме. Высокая работоспособность при любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций.

    Основные фазы работоспособности следующие:

      врабатывание или нарастающая работоспособность , в течение которой происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 часов;

      устойчивая высокая работоспособность , характеризующаяся тем, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это состояние сочетается с высокими трудовыми показателями (увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий). В зависимости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2–2,5 и более часов;

      развитие утомления и связанное с этим падение работоспособности , которое длится от нескольких минут до 1–1,5 часов и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и показателей его трудовой деятельности.

    Примечание.

    Для динамики работоспособности человека на протяжении суток, недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течение смены. В различное время суток организм человека по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня и с 14 до 16 часов второй. В вечерние часы работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу. Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая к последнему дню рабочей недели.

    Утомление - временное состояние органа или целого организма, характеризующееся снижением его работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки.

    Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Если работоспособность не восстанавливается к началу следующего периода работы, утомление может переходить в переутомление (хроническое утомление) - более стойкое снижение работоспособности, которое может привести к снижению иммунитета и развитию различных заболеваний (патологическое состояние, болезнь ). Утомление и переутомление могут быть причиной повышенного травматизма на производстве.

    Переутомление не исчезает после обычного отдыха, требует специального лечения.

    Причины переутомления - переутомление может быть связано с приемом определенных лекарств, таких как лекарства от простуды, кашля и укачивания, антигистаминные и противоаллергические препараты, снотворные, миорелаксанты, противозачаточные средства и антигипертензивные средства, - заболевания, при которых затруднено дыхание, например хронический бронхит , астма и эмфизема , - сердечная недостаточность , при которой сердце слабо сокращается и не выполняет свою функцию в полном объеме, - депрессия и тревожное состояние: плохое настроение, мрачные предчувствия, - нарушения сна и режима питания Переутомление часто случается через месяц после перенесения вирусной инфекции, а также может быть ранним симптомом некоторых серьёзных заболеваний (гепатит, рак , диабет, анемия , болезни сердца, гипогликемия , ожирение , гипотиреоз, мононуклеоз, ревматоидный артрит , миастения,алкоголизм, нарушения сна).

    Симптомы синдрома хронической усталости (переутомления) Состояние переутомления часто проходит после выходных или отпуска. Часто вам нужно просто дать организму отдохнуть, и он снова начнет работать в полную силу. Обратитесь к врачу в случае, если вас беспокоит длительное состояние сильного переутомления.

    Симптомы синдрома хронической усталости , кроме самого переутомления, включают: - снижение памяти и способности концентрироваться,

    -фарингит ,

    Воспалённые лимфатические узлы на шее и в подмышечной области,

    Необъяснимая мышечная боль,

    Боль в суставах, при этом они не распухают и кожа над ними не краснеет, - сильные головные боли,

    Проблемы со сном,

    Чрезвычайное изнеможение, продолжающееся более 24 ч после обычного рабочего или учебного дня.

    Примечание.

    Иногда СХУ трудно диагностировать, т.к. его симптомы схожи с симптомами множества других заболеваний. Сначала вашему доктору придётся исключать все другие возможные заболевания. Критерием постановки диагноза СХУ является хроническое переутомление, длящееся 6 месяцев и более, и 4-8 из перечисленных выше симптомов. СХУ часто сопровождается депрессией.

    Что вы можете сделать:

    Организуйте правильно своё время. Вставайте раньше, и вам не придётся начинать день в спешке и с чувством усталости. Учитесь поручать что-то другим, особенно когда в вашей жизни и так достаточно обязанностей и дел. Будьте физически активны. Старайтесь хотя бы по 30 минут в день уделять физическим упражнениям. Не тренируйтесь перед сном, это может нарушить его, и утром вы почувствуете усталость. Спите оптимальное количество времени.

    Большинству людей, чтобы выспаться, требуется 6-8 ч. Если вы чувствуете в себе силы и желание работать, значит, вы поспали достаточно. Хорошо, если в течение дня вам удаётся немного поспать. Это может быть особенно полезно подросткам с их лихорадочным ритмом жизни и пожилым людям, сон которых менее глубокий. Однако избегайте дневного сна, если после него вы не сможете заснуть ночью.

    Не начинайте курить. Курение нарушает поставку кислорода в ваш организм, заменяя кислород ни смертельно опасный угарный газ. Если вы курите в течение длительного времени, то отказаться от этой вредной привычки будет нелегко. Но все же постарайтесь хотя бы уменьшить количество выкуриваемых сигарет.

    Употребляйте как можно меньше кофеина и спиртного. Алкоголь действует как депрессант, он приносит только утомление, не прибавив сил. Кофеин даст временный быстрый подъем активности с последующей резкой усталостью.

    Выберите подходящий режим питания: некоторые люди работают лучше после лёгкого перекуса, в то время как другие могут работать, только плотно поев. Избегайте жирной пищи, поскольку жиры перерабатываются медленнее, чем углеводы, и это может снизить вашу активность.

    В течение дня делайте небольшие перерывы в работе.

    Съездите в отпуск, или хотя бы отключите телефон и отдохните дома.

    Как можно меньше смотрите телевизор. Если вы смотрите его, чтобы расслабиться, рано или поздно вы можете обнаружить, что вы находитесь в неповоротливом и медлительном состоянии. Попробуйте расслабляться более активно, например, гуляйте или читайте. Найдите способ успокоить себя. Слушайте спокойную музыку, произнесите фразу или молитву, которая даёт вам чувство спокойствия. Представьте себя на морском побережье, в горах или в любой другой точке мира, где вам хорошо.

    Профилактика переутомления - регулярно выполняйте физические упражнения, это улучшает работу сердца, лёгких и тренирует мышцы - заведите хобби, чтобы не скучать в свободное время, - встречайтесь с друзьями, ходите на выставки, в театр, - определяйте, что вас беспокоит, и мало-помалу решайте свои проблемы, - учитесь расслабляться и справляться со стрессом, вам может помочь дыхательная гимнастика, упражнения для мышечной релаксации, массаж или медитация, - старайтесь не употреблять снотворные средства т.к. они имеют множество отрицательных эффектов и могут вызывать привыкание, - откажитесь от алкоголя и сигарет.

    "

    Работоспособность – это функциональная способность субъекта выполнять трудовую деятельность эффективно в установленный период времени, характеризуется количественным и качественным показателями.

    Виды работоспособности

    В 1971г. В.И. Медведев и А.М. Парачев разделили: работоспособность виды:

    1. Тотальная – призвание человека делать любую полезную трудовую деятельность, которая имеет стабильные качества здоровья. Врачебно- трудовая экспертиза называет это понятие трудоспособностью.
    2. Высокопрофессиональная — характеризуется теми порядками и назначениями, при которых выполняются профессиональные задачи. Пример: корректировка текстов, хотя работник лишен слуха после травмы или заболевания.
    3. Возможная — предельно продолжительная беспрерывная работа, не требующая уровня эффективности. Человек работает с конкретной нагрузкой, обладает большой устойчивостью.
    4. Экстренная – аналогична потенциальной, но работая в экстренных случаях, где мобилизуются все силы.
    5. Актуальная — необходимость выполнение работы с определенной эффективностью за определенный период, в любое время суток. Данный человек характеризуется состоянием адекватности, работоспособности, хорошей работой системы организма: его органов, клеток.
    6. Пониженная , когда ухудшается функциональное состояние человека, показатели трудовой отдачи падают. Работа длится не более 1-1,5 часа, но может и меньше.
    7. Оптимальная , когда происходит переход физиологических действий в производственные. Работоспособность возрастает. Работник постепенно втягивается в рабочий ритм, в процесс врабатывания.

    Забота о здоровье человека

    Мы более подробно рассмотрели виды работоспособность, но задача общества, руководителя с научной точки зрения выдавать такой объем задания для человека, чтобы он не переутомился и не лишался здоровья из-за производственного истощения, переходящего в недомогание. Психофизиологическое нормирование ставит перед собой миссию проверять оборудование и состояние субъекта, обеспечить надежность, трудовые действия до начала рабочей смены и в процессе работы.

    Физиологами установлено, что это значение не может быть постоянной. Она переменная, объединена с изменением характера, психических и физиологических функций каждого человеческого организма.

    Стадии работоспособности (фазы)

    1. Перед началом работы
    Существует несколько стадий работоспособности:

    • боевое : уверенность в результате, наивысшая мотивацию;
    • лихорадочное : тревога, нетерпение, суетливость, неуверенность;
    • апатия : нет желания, сонливость, вялость.

    2. Возрастание продуктивности

    • исходная реакция : понижение производственных пропорций;
    • гипер компенсация : изменение на рабочий лад, адаптация к условиям, обстановке, преодоление напряжения. Производительность труда может колебаться, но постепенно увеличиваться.

    3. Максимальная работоспособность (компенсация)
    Совпадает ритм труда с суточным ритмом физиологических действий организма. Устанавливается в организме индивида стабильность, снижается физиологическая напряженность. В таком положении достигается возвышенных трудовых показателей (увеличивается процент выработки, отсутствует брак, сокращается простои оборудования). Устойчивая работа длится 4- 5 часов.

    4. Неполная (субкомпенсация)
    Организм человека ощущает начальные признаки усталости, расходуются вспомогательные ресурсы из организма, но продуктивность остается на прежнем уровне.

    5. Нестабильная (декомпенсация)
    Снижается качество продукции, истощены все ресурсы, появляется желание прекратить работу, работоспособность и продуктивность снижается. Необходима постоянная проверка со стороны руководящего состава за рабочим.

    6. Стадия срыва
    Резко снижается отдача продукции, увеличивается утомление, продуктивность и работоспособность подходит к нулю. Продолжать работать не целесообразно, срочно прекратить работу, пока истощение у человека не наступило.

    7. Вдохновение в конце смены (за 30-40 минут)
    Мобилизация резервных сил, продуктивность произвольно возрастает. Повышается настроение и желание закончить работу, не оставляя начатое на следующий день.

    Понятие работоспособности

    В.А. Бобров дал определение работоспособности человека, это интегральное свойство, отражающее особенности деятельности субъекта. Понятие трудоспособность — это возможность индивида участвовать в труде. Поэтому, работоспособность и трудоспособность отличается друг от друга.

    Перечислим несколько вариантов толкования понятия работоспособности, как способности людей:

    • Делать конкретную работу, сохраняя надежность и качество определенного уровня ;
    • Выполнять работу добросовестно, свойственно состоянию самого организма ;
    • Обеспечить достойный уровень труда и эффективность ;
    • Использовать максимальную возможность организма .

    Следовательно, понятие работоспособности можно понимать как естественный потенциал трудового человека, который можно измерить только функциональными нагрузочными пробами.

    И. М. Сеченов, выдающийся русский физиолог, изучал проблемы работоспособности. Он доказал: процесс утомления наступает при работе мышечной системы, вовлекая центральную нервную систему.

    Великим немецким психиатром Крепелин Э. была построена «графическая кривая» работы, в которой отображается продуктивность этой работы в течение конкретного периода времени. Проблема утомления зависит от многих факторов: степень вовлеченности к работе, воли, стимула, разновидности упражнений, утомления, период работы: начало и конец. «Графическая кривая» — это показатель интегральный, результатом этих действий являются разнонаправленные силы, указанные выше.

    Проблемой работоспособности занимаются и современные исследователи для развития высокотехнологической отрасли промышленности, военного дела, транспорта, где:

    • Высокая работоспособность обеспечивает безопасность эксплуатации наисложнейших технических приборов, систем ;
    • Человек трудится, используя психофизические возможности на пределе .

    Примеры :

    Внезапные нарушения работоспособности в виде потери сознания. Летчик авиации, участвующий в боевых действиях, может наступить гипоксия (кислородное голодание), перегрузки при пилотаже, укачивание. Монотонная работа машинистов поездов.

    Руднев Н.М.и Бобров В.А. предлагают применять понятие категории работоспособности: двигательная, зрительная и т.д., «Категория Р. – это интегральный параметр субъекта, а не характеристика степени функционирования одной из системы человеческого организма».

    Умственная и физическая работоспособности

    Уже доказано, что при умственной работоспособности страдает вся центральная система нервов, а при физической — мышечная система. Физическая Р. человеком осуществляется за счет нервной и мышечной систем. Нервно- психическая сфера помогает умственной работоспособности, которая получила понятие «психической». Эта способность позволяет перерабатывать и воспринимать полученную информацию, предотвращать срывы, поддерживать организм в определенном статусе.

    Но Бобков Ю.Р., Виноградов В.И. указали, что существуют общие моменты в работоспособностях.

    Например, если снизить физическую работоспособность, то группа клеток системы нервов тоже пострадают.

    В спорте физическая работоспособность делится на:

    • Скоростную – для спринтера;
    • Силовую- для штангиста;
    • Выносливую – для стайера.

    Интеллектуальная и физическая Р. может ухудшаться от воздействия внешней среды, от перемены состояния внутри человека, от телесных и эмоциональных обстоятельств.

    Верное функционирование темпов динамики зависит и ситуация вашей работоспособности, которая подразделяется на:
    1. Внутрисменная — фаза ритма, т. е. исходная . В первый период времени работа набирает темп, работоспособность и эффективность поднимается. Производительность при физической работе происходит через 35-60 минут, при интеллектуальной – в пределе от 1час 20 мин. до 2 час.
    Стадия работоспособности становится стабильной, когда состояние органов и систем доходят наибольшего уровня работы. В конце смены, за 20-40 минут, стадия производительности уменьшается, накапливается усталь (утопление), понижается работоспособность.
    После корректного составленного обеденного перерыва стадия ритма должна повториться: наращивание ритма врабатывания, max работоспособность и медленное ее снижение. Закономерно, во 2-ой половине смены работоспособность меньше, чем в самом начале смены.

    2. Суточная — имеет не постоянную работоспособность, которая набирает в 8-9 часов максимум отдачи и сохраняет повышенные показатели. Затем с 13 до 16 час дня наблюдается снижение. В начале второй смены происходит повышение, а к 20 часам вечера работоспособность понижается. Самая низкая работоспособность в 3 и 4 часа ночи.

    3. Динамика недельная — в начале и конце недели (понедельник, с второй половины дня- пятницы) работоспособность считается минимальной. В остальные дни недели возрастает Р.

    Зная о таком ритме динамики работы, целесообразно выполнять более сложные, ответственные работы в часы максимальной отдачи работоспособности. Более простую работу — в остальное время.

    Помните, что взаимосвязаны работоспособность от вашего здоровья. Применяйте оздоровительно — гигиенические мероприятия, сочетание труда и отдыха, прогулки на воздухе, регулярное питание и сон, запрет на употребление алкоголя и курения. Побольше двигательной активности .