Главная · Сон · Примеры трудоустройства инвалидов на созданные рабочие места. Как правильно провести квотирование рабочих мест для инвалидов? Особенности утверждения актов

Примеры трудоустройства инвалидов на созданные рабочие места. Как правильно провести квотирование рабочих мест для инвалидов? Особенности утверждения актов

В создании мест для сотрудников с ограниченными возможностями участвуют компании с численностью от 35 до 100 человек. Организовать рабочее место для инвалида – задача непростая. Есть ряд нормативных актов, которые помогают работодателям готовить рабочие места для лиц с ограниченными возможностями. Как компании организовать рабочее место для инвалида? Какие документы должен представить сотрудник? Какие есть требования к рабочему пространству для инвалидов?

Как обустроить рабочее место инвалида

Для того чтобы создать рабочие места для инвалидов, работодателю необходимо сначала провести комплексную оценку профессиональных рисков и аттестацию рабочих мест. Это нужно, чтобы понять, отсутствуют ли в помещении, где будет работать инвалид, вредные или опасные факторы, а также нет ли превышений предельно допустимых концентраций и уровней их воздействия (схема ниже).

Совет: уточняйте причины инвалидности (общее заболевание, инвалид с детства, военная травма и т. д.), так как от них зависит объем мер социальной защиты, которые работодатель должен предоставить работнику-инвалиду

При организации рабочего места для инвалида работодатель должен руководствоваться индивидуальной программой реабилитации (далее – ИПР), которую выдает Бюро медико-социальной экспертизы (Приказ № 379н). Также у работника должна быть справка, подтверждающая его инвалидность. Из программы можно узнать о причинах и характере заболевания, а также о тех рекомендациях и ограничениях, которые установило Бюро. Если же сведений ИПР для организации рабочего пространства инвалида недостаточно, то необходимо свериться с Санитарными правилами.

Если сотрудник представил программу реабилитации, то работодатель, независимо от его организационно-правовой формы, обязан выполнить все ее требования. Однако для работника ИПР носит рекомендательный характер. Он может полностью или частично от нее отказаться. Сообщить об этом работодателю можно в простой письменной форме. Отказ работника от программы реабилитации освобождает от нее и работодателя. Нужно отметить, что кандидат или сотрудник не обязаны информировать работодателя о своей инвалидности, а организация не вправе этого требовать.

Характер работы сотрудника-инвалида

Конкретные меры по облегчению труда инвалида работодатель внедряет на основании рекомендаций лечебно-профилактического учреждения и территориальных органов Роспотребнадзора (например на сайте rospotrebnadzor.ru).

Поручаемая инвалиду работа может быть связана с незначительными или умеренными нагрузками: физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными и эмоциональными, но при этом есть ряд противопоказаний (таблица ниже).

Общие требования к рабочему месту инвалида

Перед тем как начать организовывать специальное место работы инвалида, нужно учесть такие факторы, как :

– профессия инвалида;

– характер выполняемых работ;

– степень утраты трудоспособности;

– характер функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности;

– уровень специализации рабочего места, механизации и автоматизации работы, порученной инвалиду.

Важно! Не допускается размещение постоянных рабочих мест инвалидов в подвальных, цокольных этажах, в зданиях без естественного освещения и воздухообмена (п. 4.15 Санитарных правил)

А при размещении и оборудовании рабочего места, независимо от функциональных нарушений инвалида, следует обратить внимание на такие параметры, как этажность здания, освещенность помещения, наличие мест отдыха и др.

Здание. Рабочее место инвалида должно располагаться в одноэтажном или двухэтажном здании. Если оно, а также другие вспомогательные помещения расположены выше второго этажа, предусматриваются тихоходные пассажирские лифты.

Помещение. При размещении рабочего места инвалида в комнате, где на отдельных участках протекают процессы, противопоказанные для его организма, надо урегулировать параметры производственной среды в рабочей зоне инвалида (схема ниже).

Санитарные требования к условиям труда инвалидов

– Температура воздуха в холодный период года при легкой работе: 21–24 ˚С; при средней тяжести работ: 17–20 ˚С; в теплый период года при легкой работе: 22–25, 20 ˚С; при работе средней тяжести: 21–23 ˚С.

– Влажность воздуха в холодный и теплый периоды года: 40–60 процентов.

– Скорость движения воздуха: при легкой работе – 0,1–0,2 м/с; при работе средней тяжести – 0,1–0,2 м/с; в холодный период года и в теплый период года – не более 0,3 м/с.

– Отсутствие вредных веществ: аллергенов, канцерогенов, аэрозолей, металлов, оксидов металлов.

Электромагнитное излучение: не выше предельно допустимого уровня (ПДУ).

– Шум: не выше ПДУ (до 81 дБА).

– Отсутствие локальной и общей вибрации.

– Отсутствие микроорганизмов, продуктов и препаратов, содержащих живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты.

Рабочее место. Площадь рабочего места на одного работающего инвалида должна составлять не менее 4,5 кв. м, высота – не менее 3,2 кв. м, а объем – не менее 15 куб. м (п. 4.16 Санитарных правил). При этом технологическое оборудование, площадь проходов, проездов, промежуточного складирования материалов и готовой продукции в указанную площадь рабочего места не входит.

Место отдыха. В обязательном порядке предусмотрите помещение для отдыха, оборудованное удобной мебелью, где можно отвлечься от работы, посидеть или прилечь. Площадь такого помещения должна определяться из расчета 0,3 кв. м на одного сотрудника, но при этом не должна составлять менее 12 кв. м. Расстояние от производственных помещений до помещений отдыха должно составлять – не более 75 метров (п. 5.1 и 5.2 Санитарных правил).

Медпомощь. Также необходимо в организации иметь здравпункт, включающий кабинет врача, процедурный кабинет и помещение, в котором могут находиться работники-инвалиды в случае ухудшения здоровья либо ожидая скорую медпомощь.

Теперь, зная основной порядок и требования к организации рабочих мест для инвалидов, можно их привлекать к работе, заполнять квоты, помогая тем самым госпрограмме содействия их занятости. Однако, чтобы все сделать правильно, необходимо учесть и особые медицинские требования к рабочему пространству лиц с ограниченными возможностями. Такие требования разработаны для каждой категории инвалидов отдельно.

Также работодателю желательно проводить разъяснительную работу с другими сотрудниками о том, что инвалиды имеют равные права с ними, в том числе и на труд, и заслуживают уважительного и понимающего отношения к себе.

трудоустройство профессиональный инвалид рабочий

Согласно статье 22 ФЗ специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается отдельно для каждого предприятия, учреждения или организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Так, согласно Постановлению Правительства Москвы от 4 марта 2003 г. N 125-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве» работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение месяца со дня их введения создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов. Работодатели, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, могут в счет установленной квоты трудоустраивать молодежь в возрасте до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не должно составлять менее 3% от среднесписочной численности работников.

Трудоустройство граждан в счет установленных квот производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере занятости, уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения и сфере реализации молодежной политики, а также общественных организаций инвалидов и молодежи.

Согласно Закону Самарской области от 26 декабря 2003 г. N 125-ГД «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области» создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов входит в обязанность работодателя в соответствии с установленной квотой. Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится работодателем самостоятельно. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится работодателем по направлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере труда и занятости. Квота устанавливается в размере двух процентов от среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты производится работодателем самостоятельно. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты производится работодателем ежемесячно исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий месяц. Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистики. При расчете числа рабочих мест в счет установленной квоты округление дробного числа производится в сторону увеличения до целого значения.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов приводится в Перечнях организаций, создающих или выделяющих рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Например:

Перечень предприятий, учреждений и организаций, создающих или выделяющих рабочие места для трудоустройства инвалидов (утв. Постановлением Администрации Быковского района Волгоградской области от 17 января 2003 г. N 25 «Об установлении квоты для трудоустройства инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Быковского района»)

Перечень предприятий и организаций Еланского района для трудоустройства инвалидов в пределах установленной Администрацией района квоты (утв. Постановлением Администрации Еланского района Волгоградской области от 10 ноября 2004 г. N 969)

Вязовский мехлесхоз 1

ГУ "Профессиональное училище N 52" 2

ГУ УФ ПС Еланский РУПС 2

ГУП АК 1727 "Еланская" 2

Еланский участок электросвязи 2

Еланское МПОКХ 2

Еланское отделение АК СЮ РФ N 3990 2

Еланское райпо 2

Комитет по культуре Администрации района 2

Краишевская муниципальная СОШ 1

МУЗ "Еланская ЦРБ" 8

ОАО "Еланский мясокомбинат" 3

ОАО "Вязовское ХПП" 1

ОАО "Еланский маслосыркомбинат" 3

ОАО "Еланский элеватор" 3

ОАО "Еланьферммаш" 1

ООО "Агрофирма "Агро-Елань" 18

ООО "Большой Морец" 7

ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" 2

ООО "Система" 1

СПК "Большевик" 2

СПК "Еланские сады" 1

СПК "Таловский" 6

СПК им. Артамонова 4

СПК "Черниго-Александровское" 3

ФГУП "Еланский ДРСУ" 1

практикующий бухгалтер

Обязательное выделение
рабочих мест для инвалидов

В настоящее время не все компании спешат принимать на работу инвалидов. Причин для этого достаточно много: это и необходимость предоставления дополнительных льгот, и отсутствие вакансий для инвалидов. Квотирование и прокурорские проверки не всегда помогают решить вопрос.

По данным Министерства труда и социальной защиты, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается 12,8 млн инвалидов. Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста составляет 31,9% в общей численности инвалидов трудоспособного возраста. Для сравнения: уровень занятости населения в Российской Федерации составляет 75% от численности граждан трудоспособного возраста.

Проблема занятости является одним из самых сложных вопросов, поскольку численность неработающих инвалидов постоянно растет.

Минтруд делает следующие выводы:

  • потребность в трудоустройстве незанятых инвалидов трудоспособного возраста очень высока – около 77% от численности опрошенных инвалидов нуждаются в трудоустройстве или смене работы, около 5% от численности опрошенных инвалидов хотят открыть собственное дело;
  • уровень профессионального образования инвалидов достаточно высокий – более 61,6% от численности опрошенных инвалидов имеют профессиональное образование, из них высшее профессиональное образование имеют 14,7%, среднее профессиональное образование – 46,9%;
  • потребность инвалидов в профессиональном обучении также довольно высокая – около 20% инвалидов изъявили желание пройти профессиональное обучение;
  • инвалиды испытывают большие трудности в поиске работы по сравнению с другими категориями граждан, так как доля инвалидов, ищущих работу более 1 года, составляет более 56%, в том числе ищущих работу более 3 лет – около 26%.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, а также предоставлять информацию, необходимую для организации занятости инвалидов, осуществляется в пределах квоты, установленной законодательством субъекта Российской Федерации.

Ситуацию с трудоустройством инвалидов стараются исправить на правительственном уровне.

Одним из механизмов решения проблемы занятости инвалидов является квотирование рабочих мест. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и(или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

ПОЗИЦИЯ СУДА

Рабочие места, выделенные в счет квоты для инвалидов, долгое время могут оставаться незаполненными. И в этом нет никакого нарушения со стороны работодателя, поскольку он не обязан заниматься поиском и подбором инвалидов на подходящие должности.

Определение Верховного суда РФ от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5.

Трудоустройство граждан на квотируемые рабочие места
(по данным Федеральной службы по труду и занятости)

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Численность граждан, трудоустроенных
в счет квот, – всего
24 179 17 051 9688 7149 6286 6149 5938
в том числе относящихся к категории инвалидов 8806 5185 4869 4080 3708 4271 3887

Но на практике квотирование недостаточно эффективная мера – для работодателя не очень выгодно принимать на работу инвалидов даже при созданных квотированных местах. Дело в том, что инвалидам полагаются достаточно серьезные льготы. Согласно ст. 92 ТК РФ работникам-инвалидам I или II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, и она не может превышать 35 часов в неделю. Инвалиды III группы не упомянуты в данной статье, поэтому продолжительность их рабочего времени составляет 40 часов в неделю. Сокращенная продолжительность рабочего времени не влияет на оплату труда, т. е. оплата должна осуществляться в полном объеме, как за 40 часов.

Регионам РФ установят показатели по трудоустройству инвалидов

Для того чтобы улучшить ситуацию с занятостью инвалидов, Министерство труда России предлагает установить показатели по трудоустройству в регионах. Доля будет устанавливаться исходя из информации в ПФР, в фонде имеются показатели о количестве инвалидов в трудоспособном возрасте. На основании показателей о количестве инвалидов и будет рассчитываться доля по субъекту РФ. Ранее доля определялась в отношении граждан, обратившихся в службу занятости. Но, по мнению министерства, работу необходимо проводить не только в отношении инвалидов, которые обратились в службу занятости. Ведь некоторые инвалиды ищут работу впервые, некоторые категории инвалидов занимаются поиском работы через Интернет.

По мнению министерства, вся информация о занятости инвалидов должна содержаться в службе занятости, при этом приоритетом должно быть трудоустройство тех инвалидов, которые ищут работу в первый раз.

Ориентироваться региональные власти должны на показатели государственной программы «доступная среда», в соответствии с которыми к 2020 году доля занятых инвалидов трудоспособного возраста должна составить 40% от общей численности указанной категории лиц. На конец 2015 года, в соответствии с данными Росстата, этот показатель составлял 19,8%.

Вместе с тем необходимо отметить, что уже сегодня в регионах установлены квоты для инвалидов, и они отличаются в зависимости от региона.

Например, Законом Камчатского края от 11.06.2009 № 284 и постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 № 456-п установлено, что если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. В Ставропольском крае для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Такой максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами Ставропольского края от 11.03.2004 № 14-кз и Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО.

То есть фактически изменится только порядок установления квот. Но в связи с федеральной госпрограммой «доступная среда» регионы могут увеличить квоты.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Законодательством ряда субъектов РФ предусмотрено, что в случае невозможности выделения или создания работодателем на своем производстве рабочих мест для использования труда инвалидов в счет установленной квоты они арендуют или создают такие рабочие места у других работодателей (см., например, ч. 2 ст. 5 Закона Республики Коми от 28.11.2013 № 111-РЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Республике Коми», ч. 4 ст. 9 Закона Мурманской области от 29.12.2004 № 573-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки инвалидов», ч. 3 ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 726-ОЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Орловской области», ч. 1 ст. 3 Закона Республики Хакасия от 01.07.2011 № 61-ЗРХ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Республике Хакасия» и др.).

Что нужно сделать работодателям уже сегодня для приема инвалидов?

Минимальное количество таких рабочих мест определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации субъекта РФ в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Для того чтобы установить квоту для инвалидов, необходимо посмотреть закон региона, которым регулируются льготы. Так, в Москве (Закон от 22.12.2004 № 90) определена квота в размере 2% – для работодателей, численность работников которых составляет более 100 человек.

ВАЖНО В РАБОТЕ

С июля 2016 года на территории Волгоградской области квота для приема на работу инвалидов работодателям, численность работников которых составляет 35 и более человек, устанавливается в размере двух процентов от среднесписочной численности работников. При определении квоты исходя из процентного соотношения десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения числа.

Вторым этапом будет определение количества инвалидов, для которых должна быть установлена квота. Например, в компании работает 150 человек, соответственно, квота составит 3 человека. Соответственно, необходимо создать 3 подобных рабочих места.

Третьим этапом будет подбор подходящей для инвалидов работы. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Например, инвалид может осуществлять маркетинговые услуги по наполнению сайта компании. Также инвалид может работать в качестве программиста, специалиста по кадрам, юриста, бухгалтера. На практике достаточно большое количество инвалидов не могут устроиться на работу по специальности. Если инвалид не имеет какой-то определенной специальности, то ему может быть предложена низкоквалифицированная работа, например, он может работать в качестве сотрудника колл-центра.

Рабочие места для таких сотрудников создаются:

  • приказом по компании;
  • штатным расписанием;
  • локальными актами (например, коллективным договором).

В обязанности работодателя входит принятие локальных актов, содержащих сведения о таких рабочих местах (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона № 181-ФЗ).

Кроме того, необходимо трудоустроить на созданные рабочие места инвалидов. Для этого возможно трудоустроить инвалидов как через службу занятости, так и самостоятельно.

Если говорить о варианте трудоустройства через службу занятости, то служба должна искать инвалидов на открытые вакансии самостоятельно.

Для этого работодатель на основании п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» предоставляет:

  • сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
  • информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

А служба занятости, в свою очередь, предоставляет информацию обратившимся инвалидам о вакантных местах.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Работодатель вправе сократить должность, которую занимает работник-инвалид. При этом он обязан предлагать данному работнику все вакансии, которые отвечают его квалификации и состоянию здоровья, в том числе нижестоящие и нижеоплачиваемые.

Вторым вариантом трудоустройства является самостоятельный поиск кандидатов-инвалидов на должность. Для этого возможно размещение соответствующих вакансий на сайтах поиска работы. При обращении инвалида, уровень квалификации которого соответствует созданной вакансии, работодатель принимает его на работу и заключает трудовой договор.

Для заключения трудового договора требуется стандартный перечень документов.

Для оформления нового работника на основную работу потребуйте у него следующие документы (ст. 65 ТК РФ):

  • паспорт или заменяющий его документ (например, временное удостоверение личности (форма № 2П)). Если работник не представит такой документ, вы не можете принять его на работу;
  • трудовую книжку;
  • страховое пенсионное свидетельство.

Поскольку на работу принимается инвалид, то необходимо подтвердить, что на квотируемое место трудоустроен именно инвалид.

К таким документам относятся:

  • справка, подтверждающая факт установления инвалидности, либо в случае утраты или порчи справки ее дубликат, выдаваемые по установленной форме (для дубликата – с учетом дополнительных требований, указанных в абз.абз. 7–9 п. 9 Порядка составления формы справки);
  • индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Часто инвалидов привлекают на дистанционную работу. В этом случае обмен документами может осуществляться также дистанционно. При заключении трудового договора о дистанционной работе путем обмена электронными документами документы, предусмотренные ст. 65 настоящего Кодекса, могут быть предъявлены работодателю лицом, поступающим на дистанционную работу, в форме электронного документа. По требованию работодателя данное лицо обязано направить ему по почте заказным письмом с уведомлением нотариально заверенные копии указанных документов на бумажном носителе. Если трудовой договор о дистанционной работе заключается путем обмена электронными документами лицом, впервые заключающим трудовой договор, данное лицо получает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования самостоятельно.

Соответствующая информация о трудоустройстве инвалидов должна быть представлена в центр занятости.

За непредставление либо несвоевременное (не в полном объеме, искаженное) представление необходимых сведений в органы службы занятости предусмотрена ответственность в виде штрафа. Размер штрафа для должностного лица составляет от 300 до 500 руб. На юридическое лицо налагается штраф в размере от 3000 до 5000 руб.

В заключение необходимо отметить, что, к сожалению, установление региональных квот для инвалидов не будет иметь реального действия, поскольку квотируемые места могут годами оставаться незаполненными, а работодатели часто подходят к этому достаточно формально. И причина этого проста – отсутствие экономических выгод. Более эффективным механизмом стимулирования трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, на наш взгляд, было бы предоставление налоговых льгот организациям при трудоустройстве инвалидов и льгот для развития самозанятости инвалидов.

Работодатель обязан оборудовать рабочее место как специальное рабочее место для инвалида только в том случае, если характер нарушенных функций и ограничений его жизнедеятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации данного инвалида требует специального оснащения (оборудования).Обоснование: В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее — Закон N 181-ФЗ) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Согласно ст. 22 Закона N 181-ФЗ минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Например, на территории Ленинградской области Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.06.2006 N 195 "О создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" установлено минимальное количество специальных рабочих мест в зависимости от установленной квоты, а на территории Московской области Распоряжением Мособлтруда от 28.12.2012 N 70-р "Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" — в зависимости от численности работников организации. Однако необходимо отметить, что согласно ст. 22 Закона N 181-ФЗ специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности установлены Приказом Минтруда России от 19.11.2013 N 685н (далее — Требования). На основании п. п. 2, 3 Требований оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем индивидуально для конкретного инвалида, а также для группы инвалидов, при этом учитываются такие факторы, как характер нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности конкретного инвалида, профессия (должность), характер труда, выполняемые инвалидом трудовые функции. Кроме того, термин "создание специального рабочего места для инвалида" раскрыт в п. 3.1 ГОСТ Р 52874-2007 "Рабочее место для инвалидов по зрению специальное. Порядок разработки и сопровождения" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 552-ст) (далее — ГОСТ), согласно которому это подбор, приобретение, установка и адаптация необходимого оборудования, дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации и проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду. Согласно п. 6.1.4 ГОСТ подбор инвалида, для которого создается специальное рабочее место, осуществляют на основе изучения состояния его здоровья, индивидуальных возможностей и предпочтений, в том числе для работы на конкретном рабочем месте, которые определяют на основе его индивидуальной программы реабилитации, медицинского заключения, а также путем проведения личного собеседования и тестирования. Таким образом, специальное рабочее место — это конкретное рабочее место, оборудованное с учетом тех нарушений, которые имеет конкретный инвалид. На основании пп. "а" п. 2 Требований установлено, что анализ потребностей инвалида в оснащении (оборудовании) специального рабочего места осуществляется на основе сведений, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида. То есть для того чтобы работодатель оценил необходимость организации специального рабочего места, необходима индивидуальная программа реабилитации и
нвалида. Есть судебное дело, где суд делает аналогичный вывод (см. Апелляционное определение Омского областного суда от 11.12.2013 по делу N 33-8097/2013), который заключается в следующем. Организация специального рабочего места носит строго индивидуальный характер. В отсутствие волеизъявления инвалида, чьи индивидуальные особенности требуют выделения специального рабочего места, на обращение в службу занятости либо непосредственно к работодателю по вопросу трудоустройства, на работодателя не может быть возложена ответственность за отсутствие организации специального рабочего места. Кроме того, не всегда характер нарушения здоровья инвалида требует специального оснащения рабочего места. Если должность является вакантной, то организовать специальное рабочее место можно только в том случае, если на него будет принят инвалид, чьи индивидуальные особенности требуют выделения специального рабочего места. Таким образом, исходя из вышеперечисленных норм можно сделать вывод о том, что оборудовать специальное рабочее место для трудоустройства инвалида можно только в том случае, если работающему на данном рабочем месте (принимаемому на данное рабочее место) инвалиду требуется специальное оснащение рабочего места в силу его индивидуальных особенностей.

Работодатель выделяет рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой. Обязан ли работодатель оборудовать указанные рабочие места как специальные рабочие места для инвалидов?