Главная · Личностный рост · Пирамида маслоу 14 потребностей. Понятие потребностей. Теория иерархии потребностей А. Маслоу в продажах

Пирамида маслоу 14 потребностей. Понятие потребностей. Теория иерархии потребностей А. Маслоу в продажах

(“пирамида” А. Маслоу ) – теория мотивации, согласно которой все потребности индивида можно поместить в “пирамиду” следующим образом: в основании “пирамиды” располагаются наиболее важные человеческие потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека, на более высоких уровнях “пирамиды” располагаются потребности, характеризующие человека как социальное существо и как личность.

краткая информация по термину

Иерархия потребностей А. Маслоу – одна из наиболее известных теорий содержания мотивации – основана на результатах многочисленных психологических исследований. Потребности рассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности подразделяются на первичные, характеризующие человека как биологический организм, и культурные или высшие, характеризующие человека как социальное существо и личность.

Согласно теории А. Маслоу, потребности первого уровня – физиологические (потребность в пище, отдыхе, тепле и т.д.) – являются врожденными и присущи всем людям. А потребности более высоких уровней “пирамиды” могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Так, потребность в безопасности , защите и порядке возникает, если физиологические потребности человека удовлетворены не менее, ем на 85%.

Социальные потребности (в дружбе, уважении, одобрении, признании, любви) возникают при удовлетворении потребности в безопасности на 70%.

Социальные потребности также должны быть удовлетворены на 70% для того, чтобы у человека возникла потребность в самоуважении , которое подразумевает достижение определенного социального статуса, свободы действий.

При удовлетворении потребности в самоуважении на 60% личность начинает испытывать потребность в самоактуализации , самовыражении, реализации своего творческого потенциала. Эту последнюю потребность удовлетворить сложнее всего, и даже при достижении 40% уровня самоактуализации человек чувствует себя счастливым, но достигают этого уровня только 1–4% населения Земли.

С точки зрения управления персоналом и внедрения системы мотивации труда, крайне важно достичь необходимого уровня удовлетворения физиологических, социальных потребностей и потребности в безопасности, с тем, чтобы у работника появилась потребность в самовыражении, а также создать условия для ее реализации на данном предприятии.

Публикации

Брандин В.А. Персонал как заинтересованная сторона в системе менеджмента предприятия
Рассматривается роль персонала в эффективности деятельности предприятия. Мотивация персонала рассматривается как одна из главных составляющих менеджмента.

Мотивация и вознаграждение
Подборка материалов по мотивации и материальному стимулированию труда персонала.

Громова Д. Мотивация персонала в условиях антикризисного управления и реструктуризации
Рассматриваются подходы к мотивации персонала на ОАО “Волгоградский тракторный завод” на различных этапах(антикризисное управление, реструктуризация, осуществление реформ) деятельности этого предприятия.

Волгина О.Н. Особенности и механизмы мотивации труда в финансово-кредитных организациях
Рассмотрены и проанализированы как существующие принципы, так и новые подходы к усилению мотивации труда и наиболее эффективного использования потенциала наёмных работников финансово-кредитных организаций (на примере коммерческого банка).

Чтобы жить, быть здоровым и счастливым, люди нуждаются в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей своей жизни. Они во многом зависят от поведения человека. Так, каждый пациент нуждается в пище, однако не все одинаково реагируют на поднос с едой: один, улыбаясь, скажет «спасибо» и с удовольствием начнёт есть, другой, посмотрев на блюда, мимикой и словами даст понять, что «это» он есть не будет, третий предпочтёт вначале поспать, а затем уже принимать пищу. Таким образом, у всех пациентов разная потребность в еде. Оказывается, болезнь тоже мешает удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.

В 1943 году американский психолог А.Маслоу разработал теорию иерархии потребностей, определяющих поведение человека. По его теории, одни потребности для человека важнее, чем другие. Это положение позволило классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень). А.Маслоу изобразил уровни потребностей человека в виде пирамиды.

Эта фигура имеет широкое основание (фундамент). В пирамиде физиологичес-кие потребности человека составляют фундамент его жизнедеятельности. Возмож-ность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от нескольких факторов: возраста, окружающей среды, знаний, умений, желаний и способностей самого человека. Прежде всего удовлетворяют потребности низшего порядка, т.е. физиологические.

Чтобы жить, человеку необходимо удовлетворять физиологические потребности в воздухе, пище, воде. Кроме того, каждый из нас нуждается в движении, сне, отправлении физиологических потребностей, а также в общении с людьми, удовлетворении своих сексуальных потребностей.

Существует несколько классификаций потребностей. Согласно классифика-ции А.Маслоу, каждый человек имеет 14 жизненно важных потребностей:

4) выделять

5) двигаться

6) быть здоровым (поддерживать состояние)

7) поддерживать температуру тела

8) спать и отдыхать

9) одеваться и развлекаться

10)быть чистым

11)избегать опасности

12)общаться

13)иметь жизненные ценности

14)работать, играть и учиться.

Следует помнить, что физиологические потребности одинаковы у всех людей, но удовлетворяются в разной степени.

Потребность в кислороде (нормальном дыхании) – основная физиологическая потребность человека. Дыхание и жизнь – неразделимые понятия. Человек усвоил давно: пока дышу, надеюсь . Многие слова в русском языке имеют «дыхательный» смысл: отдых, вдохновение, дух и т.п. Поддержание этой потребности должно стать для медсестры приоритетной задачей. Кора головного мозга очень чувствительна к недостатку кислорода. При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным, появляется одышка. Например, длительное уменьшение концентрации кислорода в тканях приводит к цианозу: кожа и видимые слизистые оболочки приобретают синюшный оттенок. Человек, удовлетворяя потребность в кислороде, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.

Потребность в пище. Питание имеет значение для поддержания здоровья и хорошего самочувствия. Родители, удовлетворяя потребность младенца в рациональном питании, проявляют не только родительскую заботу, но и обеспечивают ребёнку возможность нормального роста и развития. Рациональное питание взрослого помогает исключить факторы риска многих заболеваний.

Адекватное питание при болезнях способствует выздоровлению. Так, высокое содержание белка в пище содействует заживлению ран, в том числе и пролежней.

Неудовлетворённая потребность человека в питании часто приводит к ухудшению самочувствия и здоровья.

Потребность в жидкости. Здоровый человек должен выпивать 2,5-3 литра жидкости ежедневно. Такое количество жидкости восполняет физиологические потери в виде мочи, пота, кала и испарений при дыхании. Для сохранения водного баланса человек должен употреблять жидкости больше, чем выделять, в противном случае проявляются признаки обезвоживания. От знания и умений медицинской сестры предвидеть обезвоживание зависит возможность пациента избежать многих осложнений.

Потребность в физиологических отправлениях. Непереваренная часть пищи выводится из организма в виде кала. Акт дефекации и мочеиспускания у каждого индивидуальны, и их удовлетворение нельзя отложить на долгое время. Большинство людей считает эти процессы личными, интимными и предпочитают не обсуждать их. В связи с этим медицинская сестра, оказывая помощь пациенту, имеющему проблемы с отправлениями физиологических потребностей, должна быть особенно деликатна и, уважая право человека на конфиденциальность, обеспечить ему возможность уединения.

Потребность во сне и отдыхе. А.Маслоу также относит к физиологическим потребностям. Чередование периодов сон – бодрствование является основным фоном для повседневной деятельности человека.

Недосыпание стоит на втором месте после работы по дому среди причин усталости. В случаях, когда человек выкраивает время для занятий делами за счёт сна, он увеличивает долг недосыпания, поскольку продолжительность сна современного человека, необходимая для нормального существования, не менее семи часов.

При недосыпании у человека ухудшается здоровье. Уменьшается уровень глюкозы в плазме крови, изменяется питание мозга, замедляется кратковременная память, замедляются скорость и точность вычислений, снижается способность к обучению. Известно, что мы тратим на сон треть своей жизни. Больному человеку сон необходим ещё больше, поскольку способствует улучшению самочувствия.

Потребность в движении. Ограничение подвижности или неподвижность создают множество проблем для человека. Неподвижностью называется состояние, при котором человек не может двигаться или испытывает затруднения при движениях, необходимых для нормального функционирования. Это состояние бывает длительным или кратковременным, преходящим или постоянным. Оно может быть обусловлено вынужденным применением ортопедических систем (шина, вытяжение, корсет или какое-либо специальное средство для удерживания тела), болью (в суставах, спине); хроническим заболеванием (артрит, остаточные явления нарушения мозгового кровообращения), нарушением психики (депрессия).

У каждого человека есть определённые потребности. Без некоторых из них невозможно существовать. У специалистов разные взгляды на потребности. Впервые описаны и проанализированы нужды человека были в начале ХХ века. До сих пор каждый профессионал рассматривает свою теорию. В статье рассмотрим основные потребности человека, проанализируем классификацию известного американского психолога Абрахама Гарольда Маслоу.

Суть понятия

Каждый человек в чём-то нуждается. Всё зависит от условий жизни, деятельности личности, материальных объектов и т. д. Это и есть потребность индивида. То есть это внутреннее состояние человека, из-за которого чувствуется недостаточность чего-нибудь. Потребность проявляется у каждого по-разному, в зависимости от определённых ситуаций. Специалисты заметили, что нужда никогда не заканчивается. Если человек удовлетворил одну потребность, сразу же появляется другая. Такой круговорот происходит всю жизнь. Каждая нужда проявляется определёнными эмоциями. Человек становится злым и раздражительным, когда не может удовлетворить потребность, то есть негативно настроенным. Положительные эмоции проявляются только тогда, когда всё получилось.

Если не удовлетворились потребности, появляется дискомфорт, который постепенно перерастает в негативное состояние. Именно поэтому люди стараются создать все условия для комфортной и обеспеченной жизни. Каждый живой организм в чём-то нуждается. Это необязательно человек, но и растения, животные, насекомые и другие живые существа. Понятие и классификация потребностей рассматриваются в разносторонних аспектах. Однако психологи связывают их с нуждой человека в разных сферах и направлениях. В этом суть каждой потребности.

Сущность и классификация

Классификация потребностей личности – понятие, которое используется в нескольких значениях. В первую очередь – это объекты внешней среды. Именно они нужны для нормальной жизни человека. Вторая сфера – это состояние психики. Человек нуждается в общении, любви и других чувствах. Если этого нет, тогда происходит переломный момент в жизни индивида, который сильно влияет на психику, отчего и появляется депрессивное состояние.

Есть ещё фундаментальные свойства. То есть как человек относится к миру и окружающей среде. На вышеперечисленных потребностях выделяют такие особенности:

  1. Потребность взаимосвязана с дефицитом определённого предмета или объекта. Например, когда человеку не хватает еды или одежды, он чувствует в этом нужду.
  2. Потребности тесно взаимосвязаны с положительными и отрицательными эмоциями. Всё зависит от ситуации. Если человек удовлетворил свою потребность, например, что-то купил или сделал своими руками, тогда он радуется и всё у него хорошо. Когда потребность нереализованная, тогда портится настроение, появляется депрессия и проявляются негативные эмоции.
  3. Количество потребностей с каждым годом увеличивается. Если у новорождённого не так много нужд, то у взрослого человека их намного больше. Маленького ребёнка нужно покормить, поиграть с ним или переодеть. Он уже будет доволен жизнью. У взрослого человека намного больше потребностей, которые требуют определённых сил и затрат.

Классификация человеческих потребностей – это система, по которой определяется значимость нужд. Их особенности напрямую взаимосвязаны с мотивацией и целью человека. Это говорит о том, что нужду можно удовлетворить только тогда, когда личность целенаправленно движется вперёд и помнит о мотивах.

Функции

Существует три этапа, которые определяют потребности человека. Сначала формируется нужда, когда у человека определённое отношение, чувства и эмоции к внешним раздражителям. Затем строится мотивация, а третья стадия – это осознание потребности. При этом человек испытывает негативные или положительные эмоции, появляются конкретные мысли, цели и планы.

Есть две основные функции:

  • Сигнальная. Когда возникает потребность, человек чувствует дефицит, меняются мысли, состояние становится более беспокойное до тех пор, пока не будет удовлетворена нужда.
  • Побуждающая потребность. Личность начинает действовать в своих интересах. Проявляется активность, трудовая деятельность, кардинально меняется поведение человека.

На самом деле классификация потребностей человека тесно пересекается с функциями. Однако описаны только некоторые виды. Многие психологи насчитывают более 130 потребностей человека. Это очень много, но люди всё равно стремятся жить лучше и удовлетворяют свои нужды как с помощью материальных благ, так и духовных. То же самое можно сказать и про потребности общества.

Виды потребностей

Исходя из вышеперечисленных особенностей, специалисты выделяют определённые нужды. Профессионалы обычно используют в своей работе 6 разновидностей – это основные классификации потребностей. В первую из них входит сфера деятельности. То есть личность нуждается в работе или учёбе. Например, школьнику или маленькому ребёнку необходимо познание, а взрослому – трудовая деятельность. Однако у каждого человека наблюдается потребность как в общении, так и в отдыхе. Это касается не только взрослых людей, но и детей.

Вторая классификация – объект потребностей. Это может быть материальная сторона, биологическая, духовная, эстетическая и др. То есть здесь говорится о том, что человеку нужна работа для удовлетворения финансовых потребностей или отдых. Третья классификация очень важна. Она определяет значимость потребностей и делится на два вида. На первом месте стоит основная потребность, без которой личность не сможет жить, а на втором – доминирующая (второстепенная). Четвёртая классификация потребностей (временная устойчивость) тоже делится на два вида. Первая нужда – ситуативная, а вторая – устойчивая.

Функциональная роль – это пятая классификация, которую делят на два вида:

  1. Естественная, когда передаётся на генетическом уровне. Это потребность в еде, воде, кислороде. Естественная потребность стоит на первом месте и считается доминирующей.
  2. Культурная. Человек нуждается в предметах, разных явлениях, которые не передаются по наследству. Это красота, чистота, знания, религия, наука, спорт и многое другое.

Последняя, шестая классификация потребностей – по субъекту. Это может быть общение или работа с группой людей, обществом, коллективом или с индивидуальным человеком. Виды потребностей и их классификация показывают, что это те факты, которые учитываются для того, чтобы понимать суть нужды человека или общества. В общей сложности можно сделать вывод, что отсутствие блага вызывают определённые эмоции личности. Они могут быть как негативные, так и положительные. Аналогично можно охарактеризовать и потребности общества.

Классификация потребностей по Маслоу

Американский психолог Абрахам Гарольд Маслоу выдвинул свою теорию. Он расписал нужды человека по некому порядку. Однако по его теории, нужды нужно рассматривать от низшего класса к высшему. Люди должны удовлетворять сначала те, которые являются природными, самобытными, постепенно переходя к более высоким, духовным.

Классификация потребностей по Маслоу включает такие основные компоненты потребности:

  • Нужда в самореализации.
  • Потребность в признании.
  • В любви и принадлежности.
  • Потребность в безопасности.
  • Потребности физиологии.

На основании вышеперечисленных компонентов образовалась пирамида с главными потребностями человека. В списке, представленном выше, она выглядит таким образом: нижний пункт – фундамент, на котором базируется каждый последующий компонент. Верхние – пик. Пирамида стала известна во всём мире и успешно используется студентами и преподавателями.

Для чего нужны основные потребности?

Как выяснилось, классификация потребностей по Маслоу разбита на 5 компонентов. Самое интересное, что они рассматриваются в обратном порядке. Первая очень важная классификация – это потребность в физиологии. Именно от неё зависит жизнь не только человека, но и любого живого существа. К физиологической потребности относится сон, еда, секс и дыхание.

Вторым компонентом рассматривается четвёртая классификация. Это потребность в безопасности. Человек должен быть уверен, что живёт в защищённом обществе, где верховенствует закон и право. Он не должен бояться за свою жизнь. Индивиду необходимо знать, что в случае чрезвычайной ситуации ему на помощь придут полицейские, пожарные, врачи и так далее. Сюда также можно отнести чувство стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

Потребность в любви и принадлежности – это третий важный компонент в жизни человека. Все люди хотят, чтобы их любили и уважали. Поэтому каждая личность нуждается в общении с коллективом, друзьями, родственниками. Человек при этом чувствует себя кому-то нужным. Когда удовлетворена потребность в любви, тогда личность нуждается в престиже и признании. Это вторая по счёту ступень Человек хочет, чтобы окружающие видели его таланты. Только тогда, когда люди признают одарённую личность, он становится самоуверенным и успешным.

И первый по счёту компонент – потребность в самореализации. Это духовная нужда. Каждый человек старается заниматься творчеством, ходит в музей, театр, цирк. То есть стремится духовно развиваться. Американский психолог Маслоу расположил пять основных компонентов в иерархической последовательности. Однако многие учёные не согласились с такой теорией. Ведь не может быть потребность в самореализации стоять на первом месте, а физиологические потребности – на последнем. Однако психолог смог доказать обратное, так как пирамида читается снизу.

Смысл пирамиды Маслоу

Классификация потребностей в психологии рассматривалась многими учёными. Они сделали вывод, что пирамида по Маслоу стоит внимания и уважения, если изучать её с низшей ступени. Ведь самое важное в жизни человека – это питание, питьё, крыша над головой. Поэтому физиологическая потребность занимает первое место. Теперь эту уникальную пирамиду потребностей изучают в университетах на таких предметах, как психология, экономика и даже маркетинг. Не только студент, но и каждый человек должен понимать потребность по степени важности.

Смысл пирамиды заключается в том, чтобы удовлетворить второстепенную потребность, нужно реализовать доминирующую. Как родителям, так и педагогам психологи рекомендуют детей заинтересовать, чтобы у них было желание удовлетворить свои нужды. Однако не все специалисты с этим согласны, так как А. Маслоу не искал индивидуальность. Он создал иерархическую ступень на своих исследованиях, которые сильно отличаются от теории других специалистов. Об этом вы сможете прочитать ниже.

К чему приводит нереализованная потребность

Не каждому человеку удаётся удовлетворить свои нужды так, как хочется. Поэтому бывают ситуации, когда потребность остаётся нереализованной. Что же происходит в этом случае? Если человек не смог удовлетворить свою нужду в самореализации, он становится неуверенным и закомплексованным. В будущем у таких людей нет общих тем для разговора с окружающими. Если человек не удовлетворил потребность в безопасности и у него нет стабильности, тогда появляется психологическая травма. Впоследствии появляется страх, нервозность, стрессы.

Когда у человека нет друзей и близких людей, на которых он может опереться, значит, потребность в любви неудовлетворена. Такие люди становятся замкнутыми и одинокими. Они быстро увядают и жить им становится скучно и неинтересно.

Как выяснилось, физиологическая потребность самая важная. Если она нереализованная, тогда человек начинает не только болеть, но и «угасать» на глазах. Последствие может быть пагубное. Любая нереализованная потребность негативно сказывается как на здоровье, так и на психике человека. Именно поэтому психологи считают, что необходимо удовлетворять свои нужды сразу же, по мере их поступления.

Критика потребностей психологами

Многие психологи несогласны с пирамидой Маслоу только по той причине, что не видят логики. Учёный так разработал потребности, что они идут только по очереди. Прежде чем удовлетворить вторую нужду, сначала нужно реализовать первую. На самом деле психологи согласны только с физиологическими потребностями. Ведь если человек голоден, он не захочет реализовывать ничего другого. Однако, почему же на втором месте стоит потребность в безопасности, а не в любви? Ведь каждый человек индивидуален. Если одному нужна стабильность, а второму может понадобиться любовь.

Одновременно психологи согласны с Маслоу в том, что человек зависим от потребностей. Личность превышает свои запросы, поэтому процесс формирования нужд часто становится более сложным. Можно отдать должное Абрахаму Гарольду Маслоу. Он никогда не настаивал на своей теории, а предоставлял людям выбор. Он соглашался с теми психологами, которые выдвигали свои теории классификации потребностей. Маслоу согласен, что любая потребность зависит от определённых условий, в которых находится человек. Кажется, что теория английского учёного дала развёрнутый ответ педагогам или руководителям.

Заключение

В заключение можно сказать, что теория известного американского психолога А. Маслоу вызвала как недоумение других специалистов, так и множество вопросов. Ведь его теория, иерархия не каждому доступны и понятны. Психолог проанализировал потребность человека и создал пять ступеней, которые рассказывали о нуждах людей. Однако он не учёл индивидуальность личности и поэтому получилась иерархия для всех людей одна. Психологи утверждают, что такого не может быть, так как у каждого индивидуума есть свои желания. Если человек чрезмерно креативен и не представляет свою жизнь без творчества, тогда это и самое важное для личности. Для таких людей любовь и другие потребности становятся второстепенными.

Исследования специалистов показывают, что одна и та же нужда как повышает показатели эффективности, так и снижает их. Всё зависит от конкретной ситуации, индивидуальности личности.

Допустим, что вы пришли домой и вам очень срочно нужно дочитать главу какой-нибудь интересной книги, однако вы испытываете невероятно сильный голод. Будете ли вы в таком случае первым делом браться именно за книгу, а не за дверцу холодильника? Вряд ли. Всё заключается в базовых потребностях, что есть у каждого человека, и пирамида Маслоу систематизировала их.

Основная концепция звучит следующим образом – пока человек не утолит свои базовые желания, например, не утолит голод, он не будет задумываться о высоком. Естественно, существуют и исключения, что лишь подтверждают правило – в конце концов, все люди разные. Но всё же получилось выдвинуть несколько главных предположений, которые позже и легли в основу диаграммы, где потребности расположены согласно иерархии – шаг за шагом, от низших ступеней до высших.

На таких идеях и основана теория Маслоу. Пирамида, согласно многим источникам, появилась позже – мысли психолога просто оформили в более удобном и наглядном виде.

Однако, нельзя равняться только на эту таблицу, так как у всех разные цели в жизни. Для кого-то приоритетом является власть и её достижение, кому-то будет достаточно уважения в семейном кругу.

Пирамида Маслоу состоит из 5 основных категорий, именуемых также ступенями:

1. Базовые, физиологические потребности: голод, жажда, продолжение рода.
2. Потребности в защите и безопасности; комфорт.
3. Социальные потребности: наличие пары, семьи, друзей, необходимость заботы и любви.
4. Потребность в успехе и признании.
5. Духовные потребности: саморазвитие, самовыражение, самоидентификация.

Чем дальше доходит человек в своих стремлениях, тем более он развит духовно и эмоционально, тем ярче проявляются качества его личности и характера, тем в больших действиях он себе отдает отчёт. Бывают и те люди, которые ради своих идеалов зайдут далеко – они могут даже пренебрегать утолением базовых нужд, лишь бы добиться того, чего они хотят.

Первая ступень: физиологические потребности

Потребности этой категории относятся к тем, которые также зовутся инстинктивными. Они – самые базовые, и именно на них человек обращает внимание в первую очередь. Если он не удовлетворит желания первого уровня, то просто не сможет нормально существовать. Как пример – чувство голода. Вряд ли вы пойдете добиваться успеха в бизнесе, прежде плотно не позавтракав. К этому уровню также относятся:

  • кислород;
  • половое влечение;
  • помимо самой пищи – вода (питье).

Хоть эти потребности и важны, они не доминируют над личностью всё время. Достаточно минимально удовлетворить их, чтобы перейти на следующую ступень по пирамиде Маслоу. Частые «срывы» диет – тоже хороший пример.

Среднестатистическая женщина, у которой нет слишком сильного желания похудеть, всё равно рано или поздно сорвется, потому что у неё есть необходимость утолить голод.

Вторая ступень: потребность в защите

Когда маленький ребёнок боится монстров под кроватью, ему абсолютно всё равно, что подумают о нём в этот момент сверстники. Единственное, что ему хочется сделать – позвать на помощь родителей. Он это и делает. В этом заключается проявление потребностей второго уровня: человеку необходим комфорт. Если его нет, то он чувствует себя неуютно, не может сосредоточиться на выполнении других дел, становится раздраженным.

Именно поэтому ребёнку так важен постоянный контакт с матерью или отцом. В близких видно безопасность, верного друга, который всегда спасёт и поддержит.

Популярность религии тоже обусловлена потребностью в защите. Чувствуя покровительство высших сил, человек успокаивается, верит в то, что всё хорошо, и что помощь обязательно придёт, если случится что-нибудь плохое.

Третья ступень: социальные потребности

Человек хочет влиться в общество и стать его частью. Он боится одиночества. Подобная нужда становится значимой тогда, когда удовлетворены потребности предыдущих ступеней.

Всю жизнь люди ищут компанию – вторую половинку, семью, верных друзей. В подростковом периоде необходимость быть частью чего-то становится доминирующей, затмевая всё остальное. Именно поэтому существуют субкультуры, группировки, где есть явный лидер – за ним следуют все остальные. Подростки очень часто ищут себе кумира, чтобы наследовать его поведение.

Со временем круг знакомых сужается. Обычно рядом с человеком остаётся несколько близких друзей, остальные остаются на уровне приятелей. Конечно же, тут всё тоже зависит от определенного типа личности, ведь бывают и те, кто даже в зрелом возрасте стремятся к новым знакомствам. Однако обычно люди стараются стать полноценной, сформированной ячейкой общества. Для этого обязательно должен быть постоянный партнер, дети, несколько хороших друзей. Когда удовлетворена эта потребность, человек задумывается о успехе.

Четвёртая ступень: потребность в успехе и признании

Когда есть и семья, и дом, в голову приходят мысли о том, что нужно сделать что-то ещё, чтобы имя было на слуху, чтобы о вас говорили другие. Однако, как было замечено в начале статьи, пирамида Маслоу допускает и то, что некоторым достаточно надежной репутации только в кругу родных. Большинство же начинает искать себя в другом. Так рождаются идеи о создании новых проектов, о запуске бизнеса. Чаще всего эта удовлетворение этой потребности становится в приоритете у подростков (сделать что-то, что не делают другие, чтобы выглядеть круче) и у людей, которые уже более-менее остепенились.

Любому будет приятно, если другие будут ценить то, что он делает, уважать его не только как ячейку общества, а и как личность. Именно поэтому так популярно утверждение о том, что работа, которая нравится, перестает быть работой – человек, у которого есть внутренняя мотивация и желание делать что-то, будет делать это даже и в том случае, если за это не будет никакого вознаграждения, кроме внимания и одобрения со стороны других. Из-за этого четвёртый уровень так связан с пятым, последним, высшим уровнем.

Пятая ступень: духовные потребности

Когда человек находит своё признание и делает всё, чтобы достичь мастерства в этой области, он находится на самой верхней ступени пирамиды Маслоу. Многие хотят заниматься саморазвитием, так как это чувство присуще всем людям, но немногие действительно начинают развиваться духовно. Маслоу считал, что этому есть несколько причин:

  • страх быть непринятым, непонятым (обычно идёт из детства);
  • стереотипы, что прижились в обществе (именно они мешают женщинам осваивать «мужские» профессии, а мужчинам – «женские»);
  • боязнь рискнуть (нарушается чувство безопасности, нет удовлетворения второго уровня по пирамиде Маслоу).

Личность, которая способна сопротивляться, готова двигаться вперёд. Обычно она уже обладает набором качеств, приобретенных благодаря жизненному опыту – креативность, демократичный характер, принятие не только себя, но и природы человека, сопротивление общественным стереотипам, самостоятельность, готовность учиться у себя и других.
Абрахам Маслоу считал, что последней ступени достигают лишь 2-3% людей.

Пирамида Маслоу имеет и более подробную классификацию, состоящую из 7 уровней. Первые четыре потребности остаются такими же, как и у первой классификации (физиология; безопасность; забота и любовь; успех и признание). Пятая ступень разделяется на три уровня:

  • потребности в познании окружающего мира;
  • потребности в красоте, эстетике, усовершенствовании плохого;
  • саморазвитие.

Пять (или семь) ступеней лишь отражают основные нужды человечества, и пирамида Маслоу может быть полезна в том, что она учит правильно понимать и, главное, принимать свои желания и потребности. Стоит помнить, что всё, в первую очередь, зависит от самого человека, от его способа мышления и целей на будущее.

Известный гуманистический психолог Абрахам Маслоу разработал концепцию человеческих потребностей. В 1954 году он представил ее в своем исследовании «Мотивация и личность». Согласно Маслоу, все потребности располагаются в виде пирамиды – от простых в основании к сложным на вершине. Ученый выдвинул предположение, что каждая из них является врожденной, преобладают в тот или иной момент жизни.

Итак, пирамида включает 5 ступеней:

  • Потребность в удовлетворении физических, естественных нужд: в воде, еде, сне и т.п.
  • Безопасность: обеспечение порядка, сохранности жизни, стабильности, исключение стрессовых ситуаций, избегание страха
  • Желание быть любимым и любить — создание семьи, крепких дружеских связей, своего близкого круга общения
  • Уважение и признание: принятие самого себя, уважение от других, одобрение заслуг. Определенный статус, внимание со стороны, репутация
  • Самоактуализация – потребность состояться в том, в чем хорош, к чему есть способности, таланты.

Позднее Маслоу также отдельными уровнями выделял потребности: в познании и эстетическом наслаждении.

Перейдем к рассмотрению каждой ступени подробнее.

Пять ступеней

Первый уровень: физиологические потребности

Каждому человеку, как и любому другому живому организму, заложено природой испытывать потребности в еде, воде и остальным естественным нуждам. Без их удовлетворения индивид погибнет, у него не будет шансов развиваться. Допустим, если его мучает жажда, то он не сможет продолжать чтение и самой увлекательной книги, или предаваться наслаждению красивыми видами. Без полноценного сна, стабильного дыхания человек никогда не справится ни с какой серьезной деятельностью и работой.

Второй уровень: потребности в безопасности

Наступает, когда пройден первый уровень. К примеру, новорожденный, еще не осознавая себя, тем не менее, после того, как получил необходимое питание, стремится ощутить защиту. Лишь мама способна удовлетворить эту его потребность и дать ребенку чувство безопасности.

Во взрослом состоянии индивид избегает ситуаций, связанных с его страхами, идет к врачу, когда чувствует угрозу здоровью, пользуется услугами страхования жизни, ставят крепкие замки на входные двери своих домов, сигнализацию. Всеми силами он защищает себя от опасностей – реальных и возможных.

Третий уровень: потребность в любви

Эту группу можно назвать социальной. Человек хочет быть понятым и делиться своим опытом, переживаниями с другим, заботиться о ком-то, принадлежать к компании. Иными словами, каждый желает любить и быть любимым. В социуме это проявляется в том, что личность чувствует свою нужность, причастность к чему-то важному. Что и стимулирует ее к общению, новым знакомствам или поддержанию, укреплению старых отношений.

Четвертый уровень: потребность в признании

Когда индивид ощутил свою полезность в обществе, примкнул к какой-либо социальной группе или создал семью, обрел друзей, он стремится получить от них признание и уважение. Человек хочет достичь определенного статуса. Получать одобрение со стороны за свои достоинства, таланты или поступки. Быть заслуженно оцененным в своем кругу общения и не только. Удовлетворение данной потребности напрямую влияет на самооценку, уверенность личности.

Например, новичок в сложившемся коллективе редко проявляет активность, но, если (и только в этом случае) его благодушно принимают, он ощущает себя «своим», то и в работе стремится быть усерднее, старательнее, чтобы заслужить одобрение коллег, не отставать.

Пятый уровень: самоактуализация

Она считается последней и вершиной человеческого развития. На ней реализуются духовные устремления личности. Личность не просто выполняет свою работу, а находит в ней творческие элементы, уже не исполняет, а создает нечто свое. Кроме того, активно посещает культурные мероприятия, испытывает в них потребность и, соответственно, необходимость. Поддерживает развитие своего таланта. Такой человек ищет ответы на вопросы о смысле бытия, познает мир вокруг себя с целью его улучшения, формирует свое особое мировоззрение . Происходит многогранное, всестороннее развитие личности.

Маслоу считал, что невозможно перепрыгнуть с одной ступени на другую, пока какая-либо потребность нижнего уровня не удовлетворена. Тогда сама по себе возникнет следующая. Ученый отмечал, что при реализации более простых желаний, индивид всегда будет стремиться к высшим. Но сам же добавлял замечание, согласно которому личность может испытывать гораздо больше стремлений к самореализации , нежели к любви. А большая часть обывателей и вовсе довольствуются лишь первыми уровнями. Психолог предполагал, что эти отклонения от пирамиды потребностей вызваны невротическим состоянием, либо происходят из-за постоянных окружающих человека неблагоприятных условий.

Немного критики теории

Концепция потребностей , безусловно, имеет под собой логические основания. Но нашлось немало психологов, что отнеслись к пирамиде Маслоу критически. Они подчеркнули, что потребность актуальна в зависимости от конкретных обстоятельств, а не уровня развития субъекта.

Действительно, например, сытый индивид не станет отбирать кусочек хлеба. А личность интровертивного типа или просто уставший человек не хотят общаться и добиваться чьего-либо расположения. Не всякий желает достигать высокого статуса, менять свои привычки или подстраивать поведение, если не испытывает потребности в признании. Но при этом человека могут занимать вопросы бытия и мироздания.

Как использовать концепцию в жизни?

Пирамида Маслоу четко структурирована, но большая часть исследователей сходится во мнении, что в жизни ее применять не всегда целесообразно и просто. Дело может дойти до выявления крайностей. Возникнет вопрос, так ли безнадежен человек в условиях недоедания? Или страдающий бессонницей? Неужели такие люди не способны творить или размышлять о чем-то высоком? Статистика может подтверждать выводы Маслоу, но единичные случаи – опровергать. Например, безответно влюбленный человек способен пойти на немыслимые поступки ради достижения взаимности. А тюремный заключенный при всех своих лишениях вдруг начнет читать книги или заниматься творчеством ради сохранения рассудка.

Известны случаи, когда гениальные шедевры создавались писателями и художниками, живших в абсолютной нищете, забвении, одиночестве. Или массовые примеры из военного периода, когда измучанные голодом, климатическими условиями солдаты или партизаны вели свою деятельность ради общей победы, сражались, следуя за высокими идеалами.

Применение в маркетинге

Деятельность маркетолога направлена на удовлетворение потребностей своего покупателя. Неудивительно, что они пробовали адаптировать теорию Маслоу под свои нужды, хотя она явно того не подразумевала. Маркетинговым исследователям не удалось применить психологическую концепцию на торговые отношения, и они поспешили объявить ее несостоятельной, устаревшей и абсурдной.


На самом деле все же теория потребностей иногда применяется педагогами и психологами в своих деятельностях. Они говорят о том, что концепция Маслоу направлена, прежде всего, на:

  1. Осознание людьми того, что помимо удовлетворения физических нужд, а также развлекательных целей, у них есть возможность развивать свои интересы в иных сферах жизни. Расширять свой кругозор и тому подобное.
  2. В педагогическом смысле усвоение простого принципа того, как строится любое обучение: пока не объяснишь материал, жизненного правило на доступных ребенку примерах, не получишь стабильных результатов и не пробудишь интереса к чему-то более возвышенному.
  3. Признание того, что самоактуализация – высшая ценность для человека, но для развития его личности вовсе не ведущая.

Достоинства и недостатки

Итак, пора подводить итоги.

Маслоу не просто выдал классификацию потребностей, а изобразил их в четко подчиняющейся иерархии, что является не вполне правомерным. Хотя и правильно определил, что они бывают базовыми, основанными на инстинктах, и духовными, высшими. Человек испытывает все уровни, представленные в его пирамиде, но не всегда удовлетворение одних ведет за собой появление других, как и в обратном случае. Личность может акцентировать внимание на потребности, что стоит выше базового уровня. Что свойственно любой ступени.

Человек стремится познавать себя и свои желания, правильно выбирать свои приоритеты, иначе он будет пребывать в ситуации неудовлетворения, недовольства собой.

Маслоу считал, что самоактуализация свойственна только двум процентам людей. Что, на наш взгляд, слишком малый показатель.

Наше поведение обычно строится, исходя из устремлений. Для того, чтобы гармонично развиваться, человек должен принимать во внимание потребности, относящиеся к разным ступеням пирамиды Маслоу.