Главная · Спорт и Фитнес · Первая группа по здоровью. Группы здоровья взрослого населения и детей

Первая группа по здоровью. Группы здоровья взрослого населения и детей

Группы здоровья.
Очень часто родители при изучении карты ребенка, обнаруживают в ней запись – группа здоровья первая (или вторая, третья…). Но что это за группа и на основании чего она выставляется – знают далеко не все родители. Хотя на самом деле – это лишь запись для врача или педагога. Сообщающая об особенностях состояния здоровья малыша, позволяющая рационально составлять план мероприятий по его оздоровлению или обучению.

Что такое группы здоровья?
Группы здоровья - эта определенная шкала, которая учитывает здоровье и развитие ребенка, так же сюда входят все факторы риска, которые на него влияли или влияют, и делается прогноз на будущее. Группу здоровья выставляет участковый врач-педиатр или медицинский работник дошкольного учреждения, в основе этого лежит 6 установленных критериев.

Первый критерий оценивает наследственность. При этом необходимо отметить, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, определить предрасположенность малыша к ним. Подробно расспросив родителей, доктор сделает заключение и определит, рискует ли ребенок заболеть или нет. Кроме того, важно оценить течение беременности, сами роды и, конечно, первый месяц жизни ребенка. Осложнения беременности, родов и первые болезни малыша весьма важны для правильного постановления группы здоровья.

Вторым критерием является , сюда входит рост, вес, окружность головы, груди и другие параметры. Кроме того оценивается нервно-психическое развитие ребенка – это является третьим критерием. Оценивают умения ребенка, развитие речи, общение. В помощь доктору имеются таблицы, которые отражают умения малыша по месяцам и годам, но отклонения в ту или другую сторону не считаются патологией, для того, чтобы определить патология это или нет, необходимо оценить весь комплекс навыков. После оценивается поведение ребенка, здесь учитывается общение малыша с окружающими, как он кушает, его эмоциональность, вредные привычки. Последним, но очень важным критерием являются хронические заболевания у ребенка или пороки и аномалии развития. Особенное внимание уделяется тем порокам, которые влияют на жизнь и существование крохи. Группа здоровья – это не статичный показатель. Она может меняться в течение жизни ребенка, но, увы, чаще всего в сторону ухудшения – с первой на вторую, а чаще со второй на третью.

Состояние здоровья детей.
Собрав все данные и оценив, доктор устанавливает группу здоровья на данный момент времени. Здоровье детского населения характеризуется как наличием или отсутствием заболеваний, так и гармо-ничным и соответствующим возрасту физическим и пси¬хическим развитием, нормальным уровнем всех функций организма, отсутствием наклонности к заболеваниям. Разработаны критерии оценки здоровья:

Наличие в момент обследования каких-либо заболеваний (то есть – пришли на прием больными или здоровыми);
- уровень функционального состояния всех систем организма (насколько правильно работают все органы и системы);
- соответствие физического и психического развития возрасту (как растет и что умеет ребенок);
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям (как часто и как долго он болеет).
На основании результатов медицинского осмотра дети распределяются на пять групп.

I группа - здоровые дети, физически и психически нормально развивающиеся, без функциональных откло¬нений. Дети этой группы за период наблюдения могут редко болеть, но в момент обследования должны быть здоровы, сопротивляемость организма должна быть высокой. По сути - первая группа здоровья объединяет в себе абсолютно здоровых малышей, но дети с этой группой здоровья встречаются очень редко, буквально единицы. За свои годы практики я пару раз только выставляла эту группу здоровья.

II группа - здоровые дети, но имеющие функцио¬нальные и некоторые морфологические отклонения, со сниженной сопротивляемостью к заболеваниям. Такие дети не должны иметь хронических заболеваний, но мо¬гут более 4 раз в год перенести острые заболевания.

Вторая группа имеет несколько подгрупп, а вся группа включает здоровых детей, но с некоторыми нюансами. Группа «А» включает в себя здоровых малышей, но либо имеется отягощенная наследственность, либо мамина беременность и роды проходили с осложнениями. Группа «Б» включает деток часто болеющих, с некоторыми функциональными отклонениями с возможным риском развития хронических болезней.

Остальные группы включают в себя больных детей с различными заболеваниями по своей тяжести. Такие детки обязательно стоят на диспансеризации у конкретных специалистов. Для них разрабатываются специальные программы по оздоровлению и лечению. Так к третьей группе относят малышей с пороками развития в стадии компенсации, если пороки в стадии субкомпенсации то такие детки уже относятся к четвертой группе здоровья, а стадия декомпенсации – пятая группа здоровья.

III группа - дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации (то есть в состоянии без обострения, никак себя не проявляющие). Эта группа объединяет де¬тей с врожденной патологией или хроническими забо¬леваниями, при которых могут быть редкие и не тя¬жело протекающие обострения основного заболевания. Сопротивляемость организма у таких детей несколько снижена. К таким болезням, при которых поставят 3 группу, относят – хронические гастрит или дуоденит, ЖДВП, хронический бронхит, пиелонефрит, анемия, ожирение, заикание, плоскостопие и аденоиды.

IV группа
- дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации. В эту группу входят дети с врожденной патологией или хроническими заболевани¬ями, при которых после обострения основного заболе¬вания длительно нарушаются общее состояние и само¬чувствие. Сопротивляемость организма у детей резко снижена. Это эпилепсия, гипертоническая болезнь, тиреотоксикоз, прогрессирующий сколиоз.

V группа - дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации. Это дети с тяжелой инвалидностью, которые не ходят, онкологические больные и другие тяжелые состояния. Дети этой группы имеют тяжелые пороки развития или хронические заболевания со значительно снижен¬ными функциональными возможностями. Такие дети обычно не посещают детские и подростковые учрежде-ния общего профиля и часто имеют инвалидность.

В зависимости от самого диагноза малышам с третьей и четвертой группой здоровья, возможно, рекомендуют снижение нагрузок или даже домашнее обучение.

Как же понять, та ли группа?
При определении группы здоровья необходим учет всех критериев, характеризующих здоровье данного ребенка. Комплексная оценка состояния здоровья про¬водится на момент медицинского обследования. Функциональное состояние систем организма выявляется клиническими методами, с помощью функциональных проб. Проводится соответствие физического и психического развития организма ребенка по биологическому возрасту. О сопротивляемости организма судят по количеству острых заболеваний и обострений хронических за предыдущий год. При обследовании детей и подростков нельзя забывать о функциональных откло¬нениях в состоянии здоровья, которые могут возникать в определенном возрасте и не являться истинной патологией, а отражать возрастные физиологические сдвиги, происходящие в организме.

Так существует закономерность возникновения функциональных отклонений в состоянии здоровья детей:
- в грудном возрасте появляются отклонения в составе крови (анемия), аллергические проявления,
- в раннем возрасте появляются нарушения пищеварения (особенно если ребенка неправильно кормят);
- в дошкольном возрасте появляются нарушения функций нервной, дыхательной и мочевыделительной систем, опорно-двигательного аппарата и лор-органов;
- в школьном возрасте появляются нарушения сердечно-сосудистой деятельности, функций органов зрения.

Самые частые вопросы.
Если ребенок относится не к первой группе здоровья, а ко второй, это опасно?
Не совсем, но этот ребенок требует внимания как от врача, так и от родителей, даже от родителей больше. Дело в том, что эта группа здоровья говорит о том, что организм малыша работает на пределе сил. Чтоб сохранять свое здоровье, либо что на него воздействует слишком много вредных факторов, негативное влияние которых может выявиться не сразу – например, тяжелая гипоксия в родах может дать о себе знать только на 2-3 году, остыванием в развитии. Вторая группа – это сигнал к наблюдению и активным занятиям с ребенком закаливанием, массажем, гимнастикой – но это не больной ребенок. Ранее бытовало мнение – детей со второй группой здоровья ограничивать в физической активности в садике и школе своего рода «сдувать пылинки», но это рекомендация неоправданная. Надо просто следить за переносимостью и постепенностью нагрузок, но не ограничивать их.

Третья группа здоровья – это дети с хронической патологией и это навсегда?
Нет, третья группа здоровья, если обострений болезни не было давно, и прошли сроки ее диспансерного наблюдения, переводят в вторую группу, то есть ребенка считают здоровы, с оговорками, что когда то он болел. Так бывает с аллергиками, детьми до трех лет – как говорится «перерастают», с детьми с пиелонефритом, дети с анемиями, которые вылечились и гемоглобин находится на стабильных цифрах.

Дети с третьей группой здоровья не ходят на физкультуру?
Нет, ходят – но обычно в подготовительную или специальную группу, все зависит от заболевания. Им показаны курсы лечебной физкультуры и гимнастики.

Согласно Конституции Российской Федерации, государство обязано всячески способствовать сохранению здоровья своих граждан. Для этого существует государственная медицина, социальное страхование, регулярно проводится диспансеризация населения. Правильно оценить состояние организма человека и предоставить ему оптимальный пакет медицинских услуг позволяют группы здоровья у взрослых и детей. Официальная медицина выделяет три основных группы здоровья для пожилых людей и граждан среднего возраста.

Группы здоровья у взрослых. Группа №1

К первой группе здоровья относятся люди, которые не имеют каких-либо хронических заболеваний. Здоровье у них достаточно крепкое, простудными заболеваниями болеют редко. Артериальное давление в норме или имеет небольшие отклонения, несущественные для нормальной социальной жизни и выполнения рабочих и семейных обязанностей.

Обычно люди с первой группой здоровья активно занимаются спортом, стараются вести здоровый образ жизни. Не имеют вредных привычек, наркотической или алкогольной зависимости. Очень внимательно относятся к состоянию собственного организма: рационально питаются, строго соблюдают все нормы гигиены, не забывают о зарядке. При появлении первых признаков заболевания сразу же обращаются к врачу.

Стандартный мониторинг проводится среди людей, относящихся к первой группе здоровья, не чаще одного раза в год. Этого вполне достаточно, чтобы не допускать развития хронических заболеваний.

Группы здоровья у взрослых. Группа №2

Ко второй группе относятся люди, которые вполне трудоспособны, но имеют какие-либо хронические заболевания. Чаще всего эти заболевания протекают без каких-либо обострений, резкого ухудшения состояния.

Люди со второй группой здоровья сохраняют умеренный уровень физической активности, не всегда питаются рационально. Не имеют наркотических зависимостей, но могут иметь вредные привычки (например, курить). Мониторинг состояния организма проводится среди второй группы чаще, около двух раз в год. При необходимости назначается лечение.

Группы здоровья у взрослых. Группа №3

Наиболее характерно назначение третьей группы здоровья для пенсионеров и людей, которые являются инвалидами с детства. Трудоспособность может быть потеряна полностью или частично, регулярно случаются обострения хронических заболеваний, которые существенно мешают сохранять человеку нормальный уровень социальной и физической активности.

Профилактический осмотр людей, относящихся к третьей группе здоровья, проводится особенно часто, около 3 – 4 раз в год. При необходимости назначается госпитализация. Человек, имеющий третью группу здоровья, имеет право на лечение в профилакториях и санаториях.

Время чтения: 11 минут

Физическая составляющая здоровья определяет психическое и социальное благополучие ребенка, его гармоничное развитие, успех во взрослой жизни. Дефекты развития, наличие хронических заболеваний, врожденные аномалии требуют корректировки физических нагрузок и постоянного медицинского контроля. Комплексные медицинские осмотры позволяют оценить состояние физиологических систем организма, динамику патологии, чтобы определить группу здоровья у детей для организации общеукрепляющих занятий и реабилитационных мероприятий.

Что такое группа детского здоровья

В педиатрической практике понятие «группа здоровья у детей» – условное обозначение, которое используют врачи для оценки общего состояния организма. Вывод делается на основе комплексного осмотра узкими специалистами и участкового врача-педиатра. Заключение выдается на текущий момент, поэтому группа здоровья может меняться. Это зависит от динамики состояния.

Оценить и определить группу здоровья у детей разных возрастных категорий необходимо, чтобы в дальнейшем оказать своевременную медицинскую помощь или организовать наблюдение узких специалистов. Ее определение очень важно для детей, которые посещают образовательные учреждения. При диагностировании хронических заболеваний, наличия аномалий развития, назначается спецгруппа, в которой снижены требования и уменьшена физическая нагрузка.

Как определить группу здоровья ребенка

Определяют группы здоровья детей и подростков только квалифицированные врачи. Узкие специалисты, которые входят в состав медицинской комиссии, делают выводы после осмотра и дополнительных исследований. Все данные предоставляются педиатру, который на основе выводов комиссии, лабораторных анализов, критериев комплексной оценки здоровья, собственных наблюдений дает заключение. Группа здоровья у детей определяется с учетом данных о течении беременности и раннего развития.

Направление на ежегодный медицинский осмотр

В родительской среде бытует мнение, что ежегодные медицинские осмотры – это прихоть врачей и бесполезная трата времени. Родители порой не замечают, как и когда у ребенка начало развиваться хроническое заболевание. Его капризы, жалобы на усталость, плохое самочувствие списывают на лень или плохой характер. Прохождение медицинского осмотра один раз в год необходимо и обосновано. Статистика указывает на малый процент абсолютно здоровых детей.

Государством узаконено обязательное прохождение медосмотра в 1 год, при оформлении в детское дошкольное учреждение, перед поступлением в 1 класс школы, ежегодно в школьном возрасте. Родителям нужно уяснить, что формально к прохождению медосмотра относиться нельзя. Комплексная оценка здоровья проводится не для того, чтобы получить справку о возможности посещать детский сад или школу, а для своевременного выявления заболеваний, отклонений в развитии.

На ежегодном осмотре врач анализирует антропометрические данные, лабораторные анализы, динамику заболеваемости. В медицинском заключении указывается, можно ли посещать детское учреждение, принадлежность к группе по физкультуре. Оно поможет родителям скорректировать режим дня, питание, умственные и физические нагрузки. При выявлении патологических состояний оформляется диспансерный учет, наблюдение узким специалистом.

Комплексная оценка состояния здоровья детей

Диспансеризация предполагает осмотр узкими специалистами. Участковый врач-педиатр на основании их выводов и собственных наблюдений делает комплексную оценку физиологического состояния пациента. В состав медицинской комиссии входят:

  • хирург (выявление возможных нарушений осанки);
  • окулист (определение остроты зрения и его коррекция);
  • лор (выявление особенностей строения носоглотки, склонность к заболеваниям горла, носа, уха);
  • кардиолог (контроль работы сердечно-сосудистой системы);
  • невропатолог (выявление особенностей нервной системы);
  • стоматолог (проверка состояния зубов).

Что делать, если у ребенка выявлены функциональные нарушения или хроническое заболевание

Целью ежегодного профилактического осмотра является определение возможных функциональных нарушений и хронических заболеваний. При их выявлении комплексная оценка состояния здоровья не делается. Проводятся дополнительные исследования, уточняется диагноз. Только после этого педиатр дает комплексную оценку. Таков алгоритм действий врачебной комиссии при первичном выявлении патологий.

Классификация критериев

Существуют разработанные критерии здоровья детей, их классификация разнообразна. В педиатрической практике популярны 5 основных принципов, по которым определяют группу здоровья у детей:

  1. Наследственность. Врач при осмотре новорожденного выясняет наличие наследственных заболеваний, которые фиксируются в ряде поколений семьи. При наличии генетических патологий лабораторные анализы помогут определить вероятность возникновения такого заболевания. Генеалогический критерий учитывает особенности протекания беременности, непосредственно роды, развитие новорожденного в первый месяц.
  2. Физическое развитие. В основе этого лежат основные антропометрические данные: рост, вес, окружность головы, груди, длина конечностей и другие. Существует специальная таблица, в которой прописываются цифровые показатели нормального физического развития.
  3. Развитие систем органов. Параллельно с увеличением массы тела и роста происходит формирование внутренних органов и их систем. Контролировать этот процесс можно с помощью дополнительных анализов и аппаратных методик (например, УЗИ). Особое внимание врачи уделяют развитию органов, которые обеспечивают основные процессы жизнедеятельности, – сердцу, желудку, почкам, легким.
  4. Степень иммунной защиты. Здоровый организм надежно противостоит факторам окружающей среды, менее подвержен инфекциям. Причину слабого иммунитета у часто болеющих пациентов нужно выяснять обязательно, путем проведения дополнительного обследования и диагностики.
  5. Соотношение психического и физического здоровья. Невропатолог, психолог и педиатр совместно определяют прохождение нервных реакций организма, уровень развития психических процессов, физического здоровья и соотносят данные со специальными таблицами стандартов.

Группы здоровья детей и их характеристика

Комплексную оценку состояния здоровья проводят с 3 до 17 лет по специально разработанным критериям. Группа здоровья у детей обозначается римскими цифрами. Принадлежность к ней определяется не столько установленным диагнозом, сколько физическими возможностями, поэтому пациенты с одинаковыми заболеваниями могут находиться в разных группах.

Родители выражают обеспокоенность, когда группа здоровья у детей не соответствует нормальным показателям. Заключение врача об ее присвоении не является диагнозом. Медицинская градация такого типа дает комплексную оценку физического развития и возможность корректировать его в дальнейшем с учетом различных факторов, которые на него активно влияют.

I группа здоровья

Отсутствие анатомических дефектов и функциональных патологий. Пациенты практически здоровы и болеют редко. Выявленные функциональные отклонения в организме не влияют на общее физиологическое состояние и не требуют специальной медицинской коррекции. На момент осмотра они практически здоровы, имеют единичные отклонения в нервно-психическом развитии.

II группа

Фиксируются небольшие отклонения, снижена иммунная защита. Хронические заболевания отсутствуют, диагностируются функциональные нарушения. Выражена общая задержка физического развития: избыток или дефицит массы тела, ослабленное зрение, анемия, плоскостопие и другие дисфункции. Группа здоровья 2 у ребенка означает, что он часто болеет ОРЗ (более 4 раз в год). Велик риск развития патологических состояний, их переход в хроническое заболевание. Подгруппа 2а объединяет пациентов с факторами риска для развития заболеваний:

Подгруппу 2б характеризует наличие морфологических отклонений и функциональных нарушений. Новорожденным малышам характерны заболевания, которые они перенесли в первые минуты, часы жизни. После выписки из родильного дома патологии сохраняются, указывается группа риска. Педиатр составляет план наблюдений, проводит систематические обследования и профилактические мероприятия, при необходимости назначает лечение. Эти малыши часто болеют. За ними необходимо постоянное наблюдение в домашних условиях.

III группа

Хронические заболевания, которые характеризуются продолжительными периодами ремиссии. Редко случаются обострения состояния, которые проходят без осложнений основного заболевания. Маленькие пациенты имеют нормальное физическое развитие, но антропометрические показатели (рост, масса тела) ниже нормы. Группа здоровья 3 у ребенка является показателем отставания в психическом развитии.

IV группа

Присутствуют несколько хронических заболеваний. Одна или несколько болезней находятся в стадии субкомпенсации, присутствуют тяжелые пороки, патологические состояния. Сюда относят пациентов, у которых наблюдается ремиссия при постоянном поддерживающем лечении. Сюда относят пациентов с физическими недостатками вследствие перенесенных травм и операций.

V группа

Тяжелое хроническое заболевание, физические дефекты, нарушение функциональности жизненно важных внутренних органов. Сюда отнесены самые тяжелые пациенты, у которых часто случаются ухудшения состояния и приступы, после чего следуют осложнения. Основное заболевание требует постоянных лечебных мероприятий. Сюда зачисляют детей с инвалидностью.

Группы здоровья новорожденных

В педиатрии для новорожденных существует специальная оценка здоровья. Определяется принадлежность к определенной группе при выписке из родильного дома. Это основание для составления плана работы с малышом. Комплекс мероприятий осуществляет участковый педиатр. Критерии, по которым определяется группа здоровья новорожденного, приведены в таблице:

Критерии
1 Малыши и его мать здоровы. Обязательно учитывается течение первой половины беременности
Мать новорожденного имеет узкий таз. У малыша фиксируется физиологическая незрелость (недоношенность или переношенность 1 степени), проявляется отечный синдром начальной степени
Роженица имеет хронические заболевания, у нее не хватает молока, перенесла кесарево сечение или многоплодную беременность. У ребенка зафиксировано расстройство дыхания (легкая асфиксия)
3 У новорожденного средняя или тяжелая асфиксия, переношенность 3 степени, родовая травма, он был инфицирован внутриутробно
4, 5 Тяжелые врожденные пороки, присутствуют аномалии, нарушены физиологические процессы, восстановить которые организм новорожденного самостоятельно не может (выраженная декомпенсация)

Что такое шкала Апгар

Быстрая универсальная оценка состояния здоровья новорожденного определяется по шкале Апгар. Эта система была создана в 1952 году, разработана американским анестезиологом Вирджинией Апгар. С помощью шкалы врач оперативно оценивает жизненно важные признаки младенца. Она включает в себя 5 критериев, которые определяются на 1 и 5 минуте жизни. Каждый критерий оценивается баллами, они суммируются, по этой цифре оценивают состояние новорожденного.

Существует специальная таблица, в которой расписана шкала оценки (от 0 до 2 баллов) по каждому из критериев:

  • дыхание;
  • частота сердечных сокращений;
  • тонус мышц;
  • рефлексы;
  • цвет кожных покровов.

Отлично, если каждый критерий оценивается врачом в 2 балла, но 10 баллов на первой минуте жизни новорожденный получить не может (стопы и кисти имеют синюшный цвет). Оценку 9 получает абсолютно здоровый малыш, который может самостоятельно дышать, его пульс составляет более 100 ударов в минуту, ручки и ножки согнуты в суставах. Он громко кричит, чихает, на манипуляции откликается движениями, его кожа имеет здоровый розовый цвет. Нормой считается 7 баллов и более – физиологическое состояние новорожденного хорошее, особый уход ему не требуется.

Реанимационные мероприятия проводятся для малышей, которые по шкале Апгар получили 4-6 баллов. Его состояние отслеживается через каждые 5 минут, на 10, 15, 20 минуте. Положительная динамика в ходе наблюдения указывает на правильность проводимых медицинских мероприятий. Оценка ниже 4 требует немедленных врачебных действий по спасению жизни новорожденного.

Коэффициент 3-4 по шакале Апгар подразумевает средние отклонения от нормальных показателей. При постоянном контроле медицинского персонала состояние новорожденного классифицируется как удовлетворительное. Показатели 0-2 оцениваются как критические, требуются срочные реанимационные действия, в дальнейшем дополнительные обследования и наблюдения у специалистов.

Рекомендации специалистов для разных групп здоровья

Развитие ребенка происходит в социуме, его физическая и социальная деятельность требует коррекции в зависимости от принадлежности к определенной группе здоровья. С этой целью медиками разработаны методические рекомендации:

  1. Учебная и физическая деятельность первой группы здоровья проводится по существующим общеобразовательным программам. При непосредственной организации деятельности учитываются возрастные особенности. С их учетом без ограничений можно выполнять нормативы, участвовать в разнообразных мероприятиях, посещать дополнительные образовательные и спортивные учреждения.
  2. Противопоказания для активных занятий второй группы не радикальны. Проводится закаливание, организуется правильное питание для коррекции веса, обязательны посильные занятия физической культурой. Рекомендовано участие в секциях общей физической подготовки. Полезны прогулки, игры на свежем воздухе. Разрешения врача требуется только для участия в мероприятиях с повышенной нагрузкой.
  3. Третья группа требует коррекции физических нагрузок, организация любой деятельности происходит по специально разработанным программам. Врач дает рекомендации и устанавливает ограничения. Особого внимания требует восстановление после нагрузки с помощью специального комплекса дыхательных упражнений. В ходе физической деятельности, которая происходит в низком и медленном темпе, обязательному контролю подлежит частота сердечных сокращений. Разрешение на участие в спортивных мероприятиях дает врач.
  4. Обучение в четвертой группе происходит по специальным программам в соответствующих учреждениях. Двигательная активность ограничивается, большое количество времени в режиме дня отводится на отдых. Обычные спортивные занятия противопоказаны, он посещает группу лечебной физкультуры.
  5. К составлению программ организации деятельности в пятой группе осуществляется индивидуальный подход, они утверждаются лечащим врачом. Двигательная активность значительно ограничивается. Большое количество времени отводится на отдых. Занятия лечебной физкультурой проводит квалифицированный специалист индивидуально.

Видео

Взрослого населения. Каждая из них отличается не только состоянием пациента, но также и периодичностью его диспансерного наблюдения.

Группы здоровья взрослых: классификация

Необходимость в создании полноценного разделения пациентов на различные категории возникла практически сразу после появления диспансеризации. Дело в том, что она предполагает разное количество исследований в зависимости от того, какие именно заболевания имеются у человека.

В настоящее время существуют 3 основные группы здоровья взрослого населения. Каждая из них характеризуется определёнными критериями, указывающими на наличие или отсутствие определённых заболеваний.

Первая группа здоровья

О первой и второй группах

Пациенты из первой группы здоровья взрослого человека могут посещать докторов всего 1 раз в год и сдавать только стандартные анализы. В том случае если в результате такой комиссии у них не выявляется никаких хронических неинфекционных заболеваний или же дополнительных факторов к их образованию, они остаются в этой же категории.

Что касается второй группы здоровья взрослого населения, то те, кто относится к ней, могут проходить осмотр также всего 1 раз в год, однако при этом им нужно более серьёзное обследование. Его объём будет зависеть от того, какие именно факторы риска уже имеются у пациента. Дело в том, что первичное выявление хронических неинфекционных заболеваний присуще именно для этой группы здоровья у взрослых. Характеристика этой категории пациентов не предполагает наличия болезней, так что после выявления недуга человек автоматически переходит в следующую группу здоровья.

Наличие хронического заболевания является достаточным основанием для того, чтобы посещать доктора не 1, а хотя бы 2 раза в год. При этом необходимо сдавать соответствующие анализы. Благодаря им доктор увидит, насколько активно протекает хронический патологический процесс, а также влияет ли он в настоящее время на функционирование того или иного органа. В конечном итоге врач поймёт, необходимо ли проводить какие бы то ни было серьёзные лечебные мероприятия или же вполне достаточно обычной профилактики.

О третьей группе

Пациенты из третьей группы здоровья взрослого населения могут осматриваться и чаще, чем 2 раза в год. Периодичность наблюдений зависит от степени выраженности хронического патологического процесса. При этом для пациентов с некоторыми заболеваниями согласно диспансерному наблюдению рекомендуется проходить курс стационарного лечения 1-2 раза в год.

О детях

Группы здоровья взрослых и детей в значительной степени разнятся. Дело в том, что малышей принято разделять не на 3, а на 5 категорий. Это обусловлено большим вниманием именно к детскому населению. Так что группы здоровья взрослых и их характеристика неприменимы к несовершеннолетним пациентам.

Первая группа характеризуется отсутствием каких бы то ни было заболеваний или же отклонений у ребёнка. Такой малыш может иногда болеть острой формой какой-либо патологии, однако на момент осмотра у него она отсутствует. Кроме этого, у такого ребёнка должен наблюдаться достаточно высокий уровень сопротивляемости организма.

Вторая группа детского здоровья включает детей, не имебщими каких бы то ни было хронических заболеваний, но при этом имеющих незначительные отклонения. Примером могут являться осложнения во время родов у матери. При этом на функциональные способности ребёнка данные отклонения абсолютно никак не влияют.

У детей из третьей группы здоровья есть то или иное хроническое заболевание. При этом для данной категории маленьких пациентов характерна его полная компенсация. То есть, несмотря на наличие недуга, ребёнок не испытывает особых проблем с обычными нагрузками.

Если говорить о четвёртой группе здоровья детей, то в неё входят те малыши, которые обладают достаточно серьёзными хроническими недугами, находящимися в стадии субкомпенсации. То есть у ребёнка имеются возможности для того, чтобы поддерживать полноценную функциональную активность, однако при этом его органы и системы вынуждены работать, постоянно напрягаясь, что в конечном счете приводит к морфологическим изменениям и дальнейшему ухудшению деятельности. В итоге такого ребёнка приходится переводить в следующую группу здоровья.

К пятой группе у детей принято относить тех малышей, которые являются обладателями серьёзной хронической патологии. Причём для перевода в данную категорию должна наблюдаться ещё и декомпенсация деятельности того или иного органа. Такой ребёнок однозначно нуждается в серьёзной медицинской помощи.

Наибольшее внимание в плане диспансеризации докторам приходится уделять, естественно, детям из 3-й, 4-й и 5-й групп.

Астма - это действительно 2 группа
Группу здоровья определяет педиатр, учитывая осмотры специалистов. При исследовании состояния здоровья ребенка учитываются в качестве основополагающих следующие критерии:

I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,
II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,
III критерий – уровень нервно–психического развития,
IV критерий – резистентность организма,
V критерий – функциональное состояние органов и систем,
VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.

I критерий обуславливает здоровье, II–VI критерии характеризуют здоровье.

Комплексная оценка с определением группы здоровья проводится по совокупности перечисленных критериев. Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья ребенка, чем диагноз.

Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие "риск" формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.

II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.

II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

Ребенок от многоплодной беременности,
- недоношенность, переношенность, незрелость,
- перинатальное поражение ЦНС,
- внутриутробное инфицирование,
- низкая масса тела при рождении,
- избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),
- рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),
- гипотрофия 1-й ст.,
- дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,
- аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),
- функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,
- частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,
- понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,
- тимомегалия,
- дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.,
- вираж туберкулиновых проб,
- состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),
- состояние после неотложных хирургических вмешательств.

Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

P.s.
Более подробную информацию о группах здоровья Вы сможете найти в разделе "Каталог файлов"
1. Приказ Минздрава России от 30 декабря 2003 г. N 621
2. Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. № 60