Главная · Здоровье · Основные виды религий. Мировые религии. Понятие религии и предпосылки ее появления. Западная Европа, Латинская Америка

Основные виды религий. Мировые религии. Понятие религии и предпосылки ее появления. Западная Европа, Латинская Америка

Восемь религий, которые правят миром. Все об их соперничестве, сходстве и различиях Протеро Стивен

Религия и народ

Религия и народ

Иудаизм – и наименьшая, и величайшая из мировых религий. Если принимать во внимание только цифры, из всех перечисленных религий она окажется самой малой. Во всем мире насчитывается всего 14 миллионов иудеев, немногим больше численности населения Мумбаи, Индия. Иудейское население Израиля, единственной страны, где иудеи составляют большинство, – всего 4,9 миллионов человек. Немногим больше иудеев – примерно 5,2 миллионов – живет в США, но ни в какой другой стране мира иудейское население не приближается по численности даже к миллиону. Большинство людей в мире ни разу в жизни не видели иудея.

Однако влияние этой маленькой религии значительно превосходит количество ее приверженцев. Она подняла монотеистическую революцию, преобразившую западный мир. Она дала нам глас пророка, продолжающий требовать справедливости для бедных и угнетенных (или кого-нибудь из них). Ее предания по-прежнему оживляют политический и литературный диалог во всем мире: Адам и Ева в саду, Ной и потоп, Давид и Голиаф. Ее грандиозное повествование о рабстве и свободе, изгнании и возвращении, – при всем уважении к христианским повествованиям о страстях Господних и индуистским о Раме и Сите, – возможно, величайший из когда-либо рассказанных сюжетов. Вдобавок иудаизм находится в центре самого досадного и взрывоопасного международного конфликта современности: столкновения иудеев, христиан и мусульман на Ближнем Востоке – по мнению некоторых консервативных христиан, знаменующего конец света.

В США иудеи играют видную роль в политике отчасти благодаря высокой явке избирателей-евреев, а также своему заметному присутствию в ключевых коллегиях таких штатов, как Нью-Йорк, Нью-Джерси и Флорида. Хотя в Белом доме президентов-иудеев пока что не бывало, иудеи занимают в Конгрессе США и в Верховном суде США количество мест, совершенно непропорциональное численности иудеев в составе населения. То же самое относится к высшим руководящим должностям в компаниях из списка Fortune 500.

Иудеи оставили неизгладимый отпечаток на массовой культуре Америки. Сэнди Коуфакс, вероятно, самый одаренный леворукий питчер в истории бейсбола, привлек внимание к иудаизму, отказавшись участвовать в матче команды Los Angeles Dodgers, открывающем мировую серию игр 1965 года, так как на этот же день приходился еврейский «Судный День» или «день искупления» – Йом-Киппур. Почти все крупные голливудские студии основаны евреями, как и NBC и CBS. Евреи отметились на Бродвее в мюзиклах (Джордж Гершвин, Ирвинг Берлин, Стивен Сондхайм) и пьесах (Артур Миллер, Дэвид Мэмет, Венди Вассерштайн). Иудаизм дал США целый ряд знаменитых литераторов – от поэта Аллена Гинзберга и автора песен Боба Дилана до прозаика Филипа Рота, самые известные здания – благодаря архитекторам Луису Кану, Фрэнку Гэри. Еще один еврей, Даниэль Либес-кинд, выиграл конкурс на генеральный план перестройки территории бывшего Всемирного Торгового Центра в Нижнем Манхэттене.

Большинство людей в мире ни разу в жизни не видели иудея. Однако влияние этой маленькой религии значительно превосходит количество ее приверженцев

В большей степени, чем любая другая форма американского искусства, комедия обрела нынешнюю форму благодаря исполнителям-евреям. Еврейский юмор, умение посмеяться над нелепостями жизни и лицемерием высокопоставленных и могущественных (в том числе самого Бога) имеют давние традиции. В США они попали через пункт приема иммигрантов, остров Эллис, в дальнейшем совершенствовались в водевилях, эстрадной комедии, на радио и телевидении. История американской комедии немыслима без братьев Маркс, «Трех бездельников», Милтона Берла, Джека Бенни, Мэла Брукса, Джорджа Бернса, Вуди Аллена, Ленни Брюса, Джерри Льюиса, Джоан Риверс, Джерри Сайнфелда, Сары Сильверман и Джона Стюарта. В сущности, почти по любым меркам евреи, составляющие менее 2 % населения США, дали подавляющее большинство американских артистов комического жанра.

Это непропорционально огромное влияние никоим образом не ограничено Соединенными Штатами. Четырнадцать из ста наиболее влиятельных личностей ХХ века по версии журнала Time – евреи, в том числе кинорежиссер Стивен Спилберг, автор дневника Анна Франк, «человек столетия» Альберт Эйнштейн. Еще успешнее евреи завоевывали Нобелевскую премию: на их долю пришлась почти четверть премий с тех пор, как в 1901 году они были вручены впервые. Всякому, кто надевает джинсы Levi’s, потягивает каппучино в кофейне Starbucks, проводит ночь в отеле Hyatt, включает компьютер Dell или ведет поиск в Гугле, следует благодарить предпринимателей-евреев.

Казалось бы, этого перечня заслуг хватит любой религии. Однако иудаизм также сумел подарить миру христианство и ислам. (Иисус соблюдал иудейские заповеди). Если сам иудаизм исповедуют лишь два человека из каждой тысячи, то порожденные им религии – каждый второй.

Иудаизм также выделяется из общего ряда тем, что это и религия, и народ. Слово «религия» происходит от relegere (вспоминать) и religare (связывать) 4 . Еврейский народ делает и то, и другое – поддерживает связь друг с другом и с Богом посредством преданий, закона и других способов сохранить память.

Если сам иудаизм исповедуют лишь два человека из каждой тысячи, то порожденные им религии – каждый второй

Порой можно услышать, что иудаизм – это этническая принадлежность в той же мере, что и религиозная, однако это не совсем так, поскольку иудеи происходят из самых разных этнических групп. Ашкеназы – евреи немецкого и восточноевропейского происхождения (на сегодняшний день – крупнейшая из групп), сефарды – евреи испанского и арабского происхождения, у эфиопских евреев африканские корни. Но подобно индуистам, евреи действуют как этнос, объединенные не столько общими убеждениями, сколько чувством принадлежности к одной группе. Эту сплоченность воспитывают соблюдение обрядов и праздники, ставящие евреев (иудеев) особняком, но даже те, кто не соблюдает их, все равно считаются евреями. Тот, кто называет себя евреем, может подразумевать, что он верит в Бога Израилева, пытается следовать его заповедям и изучает Тору. Кроме того, это может означать, что он происходит из еврейской семьи. Быть атеистом и одновременно мусульманином нельзя, однако довольно много евреев не верит в Бога.

Из книги Тайны русского народа. В поисках истоков Руси автора Демин Валерий Никитич

Народ и космос В архаическом сознании явления окружающего мира (включая, естественно, и космические) преломлялись особым образом и, не имея природно-закономерного объяснения, осмысливались в мифологическом ключе. Вместе с тем именно древнему человеку было в

Из книги Масонский Завет. Наследие Хирама автора Найт Кристофер

НОВЫЙ НАРОД В Ветхом Завете говорится, что евреи постепенно покорили ханаанские города во второй половине второго тысячелетия до нашей эры, когда они вышли из Египта под водительством Моисея и Иисуса с намерением сделать Землю ханаанскую своей. Никто точно не знает,

Из книги Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 2 автора Самохина Н.

Еврейский народ «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» – так сказал Иегова.Тому, кто не обладает знаниями о

Из книги Таинственные явления природы автора Понс Педро Палао

Интересный народ Различные археологи утверждают, что первыми поселенцами на острове Пасхи были представители древней меланезийской культуры лапита, происходящие из Новой Гвинеи. За тысячи лет до нашей эры они обосновались на острове Фиджи. Их навигационные

Из книги Нордическая мифология автора Торп Бенджамин

НАРОДНЫЕ ЛЕГЕНДЫ ДАНИИ - ТРОЛЛИ, НАРОД КУРГАНОВ, ИЛИ ГОРНЫЙ НАРОД, НАРОДЫ ЭЛЬФОВ И ГНОМОВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТРОЛЛЕЙУ народа Ютландии есть легенда о том, что, когда наш Господь сбросил павших ангелов с небес, некоторые из них упали на холмы и курганы и стали народом курганов -

Из книги Иудаизм. Древнейшая мировая религия автора Ланж Николас де

VII. Бог и еврейский народ

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

VII. Бог и еврейский народ Altmann, Alexander, Moses Mendelssohn: A Biographical Study. London, 1973.Baeck, Leo, The Essence of Judaism, tr. V. Grubwieser and L. Pearl. London, 1936.Bernstein, Ellen, ed., Ecology and the Jewish Spirit: Where Nature and the Sacred Meet. Woodstock, VT, 1998.Borowitz, Eugene В., A New Jewish Theology in the Making. Philadelphia, PA, 1968. Renewing the Covenant. Philadelphia, PA, 1991.Braiterman, Zachary, (God) After Auschwitz: Tradition and

Из книги Знание Вечности автора Климкевич Светлана Титовна

50. Исайя / Йешаяѓу. «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (2:4). «Свет для народов» (49:6) Надпись на стене у здания ООН в Нью-Йорке взята из книги пророка Йешаяѓу: «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (2:4). Эта надпись не

Из книги Жизнь души в теле автора Шереметева Галина Борисовна

58. Рут и Наоми. «Твой народ – мой народ и твой Б-г – мой Б-г» (Рут, 1:16) Рут / Руфь – моавитянка, желающая принять иудаизм, – описывает сущность своего желания всего в четырех словах: Амех ами, веэлокайих элокай – «твой народ да будет моим народом, и твой Б-г – моим Б-гом».

Из книги Тайная война Атлантиды автора Козловский Сергей

235. «Отпусти народ мой!» и «Аm Исраэль хай! / Народ израиля жив!» «Отпусти народ мой!» и «Ам Исраэль хай!» – это, соответственно, девиз и гимн движения в поддержку советских евреев. Первая фраза воспроизводит обращенное к фараону требование Моше (Шмот, 7:16) и часто встречается

Из книги Мистическая история Донбасса автора Луговский Григорий

261. Избранный народ Вера евреев в то, что они – избранный народ, часто вызывает антагонизм неевреев. В 1930-х г., когда нацисты затягивали петлю на шее немецких евреев, Бернард Шоу заметил, что если бы только нацисты осознавали, как звучат по-еврейски их собственные претензии

Из книги автора

Народ прозревает 483 = Вдохновение – это интуитивное восприятие = Главное найти путь в Вечность через Знания (30) = Каждое существо несёт в себе искру творения = Реальность внутреннего общения с Богом (34) = «Числовые коды». Книга 2. Крайон Иерархия «Знание о Космических Лучах

Из книги автора

Это твой народ Каждый народ объединен определенными кармическими задачами.Это как спец-класс в общеобразовательной школе, когда есть математические, физические, гуманитарные и прочие профили.У каждого народа есть свои специфические особенности и программы. Душа,

Из книги автора

Избранный народ Жрецы вновь предались созерцанью Мыслеформ, оживавших в грядущем, И видению должных последствий. Наконец, завершив размышленья, Первый жрец тихо молвил второму: «Нам жрецы нужны замыслов наших, Те, что денно и нощно собою Воплощать будут заговор тайный. И

Из книги автора

Народ Рос «Страшный народ Рос» (или Рош), единожды упомянутый в Библии рядом с Гогом и Магогом, исторически связывается с Восточной Европой, в первую очередь Северным Причерноморьем и Приазовьем. Корень «рос» присутствует в известных нам этнонимах роксоланы

Из книги автора

Народ-призрак Донбасс, где должна была располагаться Страна шаманов, по непонятным причинам оказался одним из самых малоизученных археологами областей юго-восточной Европы. В отношении историографии этого края можно сказать то же самое: история Донбасса до начала

Видеоурок 2: Этнический и языковой состав населения России

Лекция: Народы и основные религии России

Народы России


Многонациональность нашей страны результат особенностей исторического развития. Некоторые народы вошли в состав Руси добровольно (украинцы, белорусы), некоторых завоевывали (Крымское ханство), другие присоединялись в процессе освоения Северных районов. Начиная с 13 века, происходило «перемешивание» народов в составе Русского государства. На сегодняшний день на территории нашей страны проживает 194 народа. Основная часть это русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры и т.д. Проживают группы народов бывших Советских Республик (литовцы, латыши, грузины). Третью группу составляют народы других государств (немцы, поляки, корейцы, греки, евреи). Народы, проживающие в нашей стране, отличаются по традициям, обычаям, культуре, укладу жизни, по языку, по трудовым навыкам и менталитету.


На территории РФ проживают народы, относящиеся к 4 языковым группам. Каждая языковая семья состоит из нескольких групп. Например, к самой многочисленной языковой семье индоевропейской относят: славян (украинцы, русские, белорусы), евреев, армян, немцев, осетин. Эти группы составляют 88% от всего населения России. Русские составляют 81% или 111 млн. человек. Численность Алтайской семьи - 8%, Кавказская и Алтайская всего по 2%. Для некоторых народов характерен процесс ассимиляции. Малочисленные народы вливаются в другие и становятся их частью, используя их язык, культуру и обычаи. Наиболее ярко это явление можно наблюдать при смешивании культуры, обычаев, традиций русского, украинского и белорусского народов. Белорусы и украинцы, проживающие на территории нашей страны, родным языком считают русский. Процесс ассимиляции может идти по пути создания межэтнических браков и других факторов. Так тюрко-язычные сойоты влились в бурятский народ. Юги слились с кетами.


Народы других стран также подвержены процессам ассимиляции, в результате их рассеянного проживания. Немцы, проживающие на территории нашей страны, говорят на русском языке, но родным считают свой язык, соблюдают традиции и обычаи своего народа. То же относится и к корейцам. Их обособленность связана с антропологическими особенностями и уникальностью культуры.


Расселение народов по территории страны неравномерно. Русские занимают европейскую часть страны, Урал, южную Сибирь и Дальний Восток. То есть это, то направление, по которому происходило первоначальное заселение нашей страны. Остальная территория очень пестрая по национальному составу.


Религии России

Наша страна многонациональная и многоконфессиональная. В нашей стране есть представители четырех мировых религий. Есть также и атеисты. Исторический период существования Советского Союза с атеистической идеологией наложил отпечаток на менталитет людей. Наибольшее количество жителей страны исповедует православие. В Кабардино-Балкарии, Дагестане, Чечне исповедуют ислам. Буддисты проживают в Калмыкии и Бурятии. Есть представители и других вероисповеданий: мусульмане-сунниты, мусульмане-шииты, иудеи, католики, староверы, протестанты и даже язычники.

Наиболее распространенной в России религией является православие. 73,6% ,4% привержены к исламу, менее двух процентов относятся к другим религиозным конфессиям. Атеисты 18,5%.

Рассмотрение социально-демографических характеристик выявляет следующие особенности: среди православных заметно некоторое преобладание женщин (60,4% против 39,6%), а среди атеистов - мужчин (66,5% против 33,5%). Также среди атеистов несколько больше с высшим и неполным высшим образованием, чем в среднем по выборке.

Однако, религиозная карта современного российского общества не так однозначна и определенна как представляется на первый взгляд. Дальнейшее исследование религиозной сферы жизни граждан России указывает на нечеткость и размытость в массовом сознании религиозных дефиниций. Так только 51,3% верят в существование бога, еще 26,1% православных верят в существование высшей силы, духа, разума. 5,2% не верят в существование бога. С другой стороны, 27% атеистов, верят в существование бога, высшей силы, высшего духа, разума и т.д.; только 43,5% атеистов твердо уверены, что бога не существует. Несколько по-другому обстоит ситуация у мусульман: 75,6% верят в бога. В высшую силу, духа и т.д. верят 16,7%.

Таким образом, по главному вопросу религии - отношению к предмету веры нет четкого понимания даже основных положений своей религиозной доктрины.

Это подтверждается также и ответами на вопрос "Как Вы считаете, существует ли только одна истинная религия, или истина содержится во многих религиях, или ни в одной религии нет истины?" Только 29,6 православных, уверены в том, что истина содержится лишь в одной религии, большинство же (43,9%) считает, что истина есть во многих религиях, 5,4 считают, что ни в одной религии нет истины.

С другой стороны, 7,6% атеистов считают, что истина содержится в одной религии. 19,2% данной группы полагают, что истина есть во многих религиях, и лишь 38,1% полагают, что ни в одной религии истины нет.

Таким образом, следует отметить, что процесс формирования религиозного сознания граждан России далек от завершения. Налицо интерес граждан к религии, стремление самоидентифицировать себя с определенной конфессией, но в тоже время объем религиозных знаний у большинства пока еще мал.

Нельзя также сказать, что россияне живут активной религиозной жизнью: так 3,6% посещают храм раз в неделю и чаще, несколько большее число (5,8%) посещает богослужения раз в месяц. По большим религиозным праздникам ходит в храм пятая часть (20,3%), почти столько же (23,3%) делают это раз в год и реже. А большинство (46,3%) признали, что практически никогда не посещают храм.

Женщины проявляют большую склонность к регулярному посещению богослужений, чем мужчины. Среди тех, кто посещает храмы один раз в месяц и чаще, женщин почти в два раза больше, чем мужчин. Чаще посещают храмы и люди преклонного возраста. Так среди тех, кто посещает богослужения несколько раз в неделю старшей возрастной группы (от 60 и выше) составляют 62,5%. Из православных практически никогда не посещают храмы 35,2%, большинство же тех, кто посещает, делает это в основном по большим церковным праздникам (25,3% данной группы).

Среди исповедующих ислам, число тех, кто чаще посещает храмы, выше, чем среди представителей прочих конфессий, - так чаще одного раза в неделю на богослужении присутствуют 10,3% этой группы. С другой стороны, среди мусульман выше число тех, кто практически никогда в храм не ходит (43,6%). Таким образом, число, не просто заявляющих о своей принадлежности к определенной конфессии, а действительно живущих религиозной жизнью, что подразумевает регулярное посещение храма и богослужений, относительно невелико, и составляет 9,4% (считая тех, кто ходит в храм раз в месяц и чаще). Это говорит о том, что, хотя религия играет все большую роль в жизни граждан России, реальное число верующих пока относительно не велико. Однако, стремление подавляющего большинства граждан России соотнести себя с какой-либо религиозной конфессией позволяет говорить о возможном увеличении числа реально верующих в будущем, что, помимо прочего, приведет к усилению роли в социально-политической жизни страны религиозных организаций и прежде всего - Русской Православной Церкви Палитра нетрадиционных религий в современной России поражает. Большинство из этих религиозных направлений находятся в зародыше, однако многие из них уже известны своей деятельностью. Особенностью для России можно считать, что многие религиозные направления пришли через посредников, не с Родины религии, а через западных учеников.

В России на сегодняшний день представлены почти все формы нетрадиционной религии. Среди новых религиозных течений - неохристианство. Эти религиозные течения, которые возникают в рамках традиционного христианства с учетом требований времени. Основным веропроповедническим источником неохристианских церквей выступает Библия, центральной фигурой религиозных доктрин - Иисус Христос. Неохристианство от исторического христианства отличается своим пониманием природы Иисуса Христа, Троицы, сущности Святого Духа, ада и рая. В Украине к неохристианским движениям относятся принесенные из-за границы миссии и новые церкви (Христианская миссия “Эммануил”, “Армия спасения”, Церковь Христа Святих Последних Дней (мормоны), Церковь полного Евангелия, Международная Церковь Христа, Киевский христианский центр “Новая жизнь”, Христианская церковь “Хвала и поклонение”, российское неохристианское образование Церковь Воскресающейся Богородицы и другие).

Религии ориенталистского направления представлены в России неоиндуизмом, течениями буддистского направления, движениями синтоистской ориентации. Характерным для неоиндуистских течений является опора на древнюю ведическую традицию с использованием достижений других культур, ценностей многих религий. Во всех неоиндуистских течениях популярны идеи универсализма, равности всех религий, как разных путей к Богу. В России неоиндуизм представлен общинами и центрами Международного Сообщества Сознания Кришны, Ошо Раджниша, Шри-Чинмоя, Миссии “Свет души”, Международного сообщества “Мировая чистая религия” (сахаджи), Саи-Бабы, последователями Трансцендентальной медитации и другими.

Буддистские течения представлены в России преимущественно их модернистскими отраслями, которые в своей совокупности получили название необуддизм. Необуддистские течения претендуют на ортодоксальное толкование учения Будды, объединяя в своих религиозных системах идеи различных похожих традиций, включая христианство. Буддизм в России представлен такими направлениями как, дзен-буддизм, нитерен, различными школами тибетского буддизма (карма, кагъю, дзогчен, гелугпа,).

Нетрадиционными являются также искусственные религии, которые хотят объединить элементы восточных и западных традиций древних и современных культур, философских, экзотерических и религиозных учений и вывести некую общую формулу. Синтетические религии рознятся вероучением, философией, социальными установками, однако все они пропагандируют сотворение системы этического оздоровления государства. Объединение элементов христианства и буддизма, христианства и ислама, ведических учений наблюдаются в религиозных новообразованиях, которые действуют сейчас в России, как Вера Бахаи, Общество ведической культуры, Церковь Унификации (Объединение) Муна, Великое Белое братство.

Большой разнообразностью отличаются теософские и изотерические группировки, которые развивают учения Рерихов, О.Блаватской, А.Безант, Д.Андреева, О.Бердника. Все теософские учения придают огромное значение мистическому опыту. Достигнуть непосредственного контакта с духовной реальностью можно с помощью интуиции, медитации, откровения или других измененных состояний сознания. Теософия питает большой интерес к оккультным явлениям. Она признает только одно начало дух или разум.

Проблемы многонационального государства

На месте Российской империи, в которой при определенных условиях вызревали предпосылки для формирования единой российской нации, было создано фактически наднациональное государство, где, с одной стороны, ни один народ по существу не был застрахован от репрессий и насильственного переселения, от подрыва вековых устоев национального образа жизни, национальной истории, а с другой - в рамках союзных республик различные нации и народности пользовались значительной культурной и политической автономией. К началу перестройки они управлялись влиятельными национальными номенклатурными кланами, группировками и даже мафиями, что способствовало подъему в них местного национализма и формированию теневой экономики. При этом этнические меньшинства в ряде республик, особенно Закавказских, подвергались ассимиляции, все возрастающей маргинализации и дискриминации со стороны титульных наций. Показательно, что наиболее жесткая дискриминация в политике по отношению к языкам малочисленных народов проводилась не в пользу русского языка, а в пользу языков титульной нации (например, в Грузии не практиковалась письменность на мегрельском и сванском языках, в Азербайджане - на талышском, курдском, лезгинском, в Таджикистане - на ягнобском и большинстве памирских языков и т. д.).

Данное обстоятельство помогает понять тот факт, что во многих республиках национальные движения нетитульных народов не имели антирусской направленности, а начались как конфликты национальных меньшинств против титульных наций: армян против азербайджанцев в Нагорном Карабахе, абхазцев, осетин против грузин и т. д.

Разумеется, нельзя отрицать наличия антирусских настроений среди отдельных категорий населения северокавказских республик. Нельзя исключить и попытки силовых решений проблем национального самоопределения тех или иных народов. Более того, кое-кто может выступить с оружием в руках против российского присутствия в регионе. Тем не менее, если исходить из кавказских реальностей во всей их совокупности, а не руководствоваться абстрактными схемами, то оказывается, что, например, южные осетины, как и абхазы, могут видеть врага в Грузии и стремиться в Россию, армяне Нагорного Карабаха могут видеть врага в Азербайджане и не возражать против того, чтобы Россия выступала, по крайней мере, в качестве посредника в решении их проблемы.

Аналогичные противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией и т. и. делают иллюзорным в обозримой перспективе формирование сколько-нибудь единого жизнеспособного политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа вне России и вопреки воле России. Обоснованность этого довода воочию подтверди. бы неожиданно разгоревшийся осетино-ингушский конфликт, который может служить прецедентом и моделью для возможных в будущем конфликтов (между северокавказскими народами в том числе), если их сумеют склонить на путь перекройки по своему усмотрению национально-государственных границ.

При таком раскладе «кавказская война» может обернуться войной не только и не столько против «общего врага» в лице «Российской империи», сколько войной всех против всех. Как показали осетино-ингушский конфликт и в еще большей степени абхазо-грузинская война, в создавшихся условиях попытки решения проблем вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и порождают множество еще более сложных узлов неразрешимых проблем и чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон.

Если вообще теоретически допустить возможность «ухода» России с Северного Кавказа, то нетрудно предположить непредсказуемые и кровавые последствия такого акта для всего региона: когда народы в полной мере осознают, что каждому из них суждено жить в собственном, самостоятельном во всех отношениях государстве, тогда территориальный вопрос выдвинется на передний план уже на качественно новом уровне, в иных координатах измерения и конфликты едва ли удержатся в локальных рамках.

Именно сильная и процветающая Россия может послужить реальным гарантом политической и экономической стабильности и безопасности этих народов и республик.

Рассуждения о сепаратизме, «России регионов» и т. д. строятся, по сути дела, на упрощенном понимании государства (особенно российского) как якобы механического или лоскутного образования, которое можно как угодно перелатывать и перекраивать, разбирать по частям или просто аннулировать по воле тех или иных лиц и организаций. Касаясь вопроса о возможностях и перспективах сепаратизма и формирования новых государственных структур вне и вопреки воле России, нужно учитывать следующее, исторически сложившееся обстоятельство: каждый отдельно взятый народ и каждая отдельно взятая республика наитеснейшими и неразрывными узами связаны с Россией - именно каждая в отдельности, но не все вместе, не в качестве единого экономического, политического, культурного или иного комплекса. Не случайно получилось и так, что каждая отдельно взятая республика в несравненно большей степени заинтересована в своих связях с Россией в целом, чем в сепаратных связях с входящими в ее состав республиками на индивидуальной или коллективной основе.

Особенно важное значение имеет то, что почти все аспекты и стороны жизни подавляющего большинства народов России к настоящему времени подверглись глубокой трансформации на путях секуляризации (т. е. освобождения от церковного влияния) и модернизации. Они глубоко затронули не только социальные, экономические и политические структуры, но и сам образ жизни, систему ценностей, ориентаций и установок. Многосторонние связи, пронизывающие экономические, культурные, образовательные, духовные, политические и иные реальности, стали утвердившимся и необходимым фактором жизни всех без исключения республик и регионов России, и его нельзя ни отменить, ни игнорировать, не задевая и не подрывая жизненные интересы любого народа. Подавляющее большинство народов бесповоротно освоили и интегрировали важнейшие аспекты и атрибуты общероссийского образа жизни.

Российская Федерация является многонациональным государством, и на данный момент на территории страны проживают представители более 160 народов и этнических групп. Согласно Конституции, все граждане РФ вне зависимости от этнической принадлежности, имеют равные права и свободу вероисповедания. Исторически сложилось так, что разные народы, проживающие на необъятной территории России, исповедуют разные религии и имеют разные обычаи и традиции. Причина такой разницы в культуре и верованиях разных народностей в том, что еще несколько столетий назад многие народы, которые проживают на территории современной РФ, не имели между собой никаких контактов и жили и строили свои цивилизации обособленно друг от друга.

Если анализировать население РФ по принадлежности к той или иной этнической группе, то можно сделать вывод, что в разных регионах страны преобладают представители определенных народов. К примеру, в Центральных и Северо-Западных регионах страны преобладает русское население, на Поволжье - русские, калмыки и татары, в регионах Западной и Центральной Сибири - алтайцы, казахи, ненцы, ханты и др., в Восточной Сибири - буряты, тувинцы, хакасы и др., а в дальневосточных регионах - якуты, чукчи, китайцы, эвены и представители множества других малочисленных народов. Религии России также многочисленны, как и народы, населяющие государство, ведь на данный момент на территории РФ официально зарегистрированы представительства более 100 религиозных организаций.

Количество верующих в России и их вероисповедания

В современной России проживают и адепты - буддизма, ислама и христианства, и люди, исповедующие традиционные религии народов России, и члены религиозных организаций, которые причисляют к тоталитарным сектам. Согласно исследованиям статистических агентств, более 85% граждан РФ веруют в сверхъестественные силы и принадлежат к той или иной религиозной конфессии. В процентном соотношении принадлежность граждан нашей страны к религиям выглядит следующим образом:

  • Прихожане Российской православной христианской церкви - 41%
  • Мусульмане - 7%
  • Христиане, считающие себя православными, но не являющиеся прихожанами РПЦ - 4%
  • Адепты язычества, старообрядчества и традиционных религий народов России -1,5%
  • Буддисты - 0,5%
  • Христиане-протестанты - прибл. 0,3%
  • Христиане-католики - прибл 0,2%
  • Адепты иудаизма - прибл. 0,1%
  • Люди, верующие в существование Бога, но не относящие себя ни к одной религиозной конфессии - прибл 25%
  • Верующие, исповедующие другие религии - 5-6%
  • Атеисты - прибл. 14%.

Так как в России проживает огромное количество представителей разных народов, а благодаря миграционным процессам в страну на ПМЖ ежегодно переезжают тысячи выходцев из стран средней Азии и ряда других государств, определить, какие религии существуют в России, можно, просто открыв справочник по религиоведению. РФ можно назвать в своем роде уникальной страной по религиозному составу населения, так как здесь есть и адепты древнейших верований, и последователи множества . Благодаря гарантированной законом свободе вероисповедания в каждом крупном городе РФ есть и православные и католические храмы, и мечети, и представительства многочисленных протестантских и религиозно-философских движений.

Если рассматривать религии России по географическому признаку, то можно сделать вывод, что христиане проживают на территории западных, северо-западных и центральных регионов РФ, в центральной и восточной Сибири наряду с христианами живут адепты традиционных религий народов России, а Северный Кавказ населяют преимущественно мусульмане. Тем не менее, в последние годы ситуация существенно меняется, и в таких мегаполисах, как, к примеру, Санкт-Петербург и Москва, которые во времена существования Российской Империи населяли исключительно христиане, появляется все больше мусульманских общин и протестантских религиозных организаций.

Традиционные религии народов России

Несмотря на то, что многие россияне уверены, что Россия - исконно христианская держава, это не так. Христианство начало распространяться на территориях, которые сейчас входят в состав РФ, в первой половине второго тысячелетия нашей эры, причем в восточные регионы России и Сибирь христианские миссионеры пришли еще позже - в 1580-1700х годах. До этого народы, проживающие на территории современной РФ, верили в языческих богов, и в их религиях было много признаков древнейших верований мира - .

Славянские племена, населявшие в дохристианскую эпоху территории западной России, были, как и все славяне, язычниками, и поклонялись ряду богов, отождествляющих стихии, природные и социальные явления. По сей день в разных регионах России сохранились памятки языческой славянской культуры - вырезанные из дерева статуи древних богов, остатки капищ и др. , населяющие Западную Сибирь, как и славяне, были язычниками, однако в их верованиях преобладали анимизм и шаманизм. А вот на дальнем востоке, который в дохристианскую эпоху был малозаселенным, проживали племена, на культуру и религию которых оказали значительное влияние восточные религии - буддизм и индуизм.

И религия, и этнос являются специфическим видом социальных объединений людей, не всегда тесно сопряженных друг с другом. Религия и этнос достаточно точно определены и отличаются друг от друга по целому ряду параметров.

Так, подавляющее большинство народов характеризуются общностью языка, в то время как почти все религии не имеют единого языка общения для своих адептов (хотя в ряде религий есть общий богослужебный язык, часто не понимаемый верующими) .

Важнейшим признаком этноса является культурное единство. Религия и культура тесно взаимопроникают друг в друга, на ряд сторон культуры и быта религия оказывает определяющее влияние, поэтому у этносов, относящихся к одной конфессии, будут иметься лишь некоторые общие черты культуры, а не вся культура в целом. Так, у поляков в Европе, бразильцев в Латинской Америке, тетумов в Азии, ибибио в Африке, исповедующих католицизм, материальная культура сильно различается. Лишь в случае моноэтничности в конфессиональной общности достигается полное внутреннее культурное единство.

Для формирования этноса и в определенной степени для поддержания его существования необходима территориальная общность. Религия, возникая на ограниченной территории, при благоприятных условиях распространяется далеко за ее пределы, и ее новая территория носит уже дискретный характер. Для многих конфессий вообще не наблюдается территориального единства. Это связано с тем, что религия, ввиду того что она несет в себе определенную идеологию, может распространяться путем проповеди - прозелитизма. На протяжении своей истории этнос может не раз менять свою религиозную ориентацию. Границы территории этноса расширяются либо путем освоения новых земель, либо путем ассимиляции этносом инородных этнических элементов.

В целом для конфессиональных общностей характерна большая по сравнению с этносами устойчивость к ассимиляции, что связано с их консервативностью. Известны примеры, когда незначительная по численности религиозная группа сохраняется столетиями в инородном конфессиональном пространстве (например, парсы-зороастрий- цы в Индии). Во многом это объясняется тем, что для конфессиональных общностей сильнее выражена склонность к эндогамным бракам. Так, например, в индуизме, иудаизме, католицизме отношение к межконфессиональным бракам резко отрицательное, в исламе право на такой брак имеют только мужчины, да и то только в том случае, если дети, в нем родившиеся, будут воспитываться как мусульмане. И только некоторые протестантские направления и буддизм относятся к межконфессиональным бракам терпимо.

Лишь в ряде случаев происходит сложный процесс срастания этнической и конфессиональной общностей. Соотношение этноса и религии в разные эпохи было различным. Можно говорить о единстве, или, скорее, нерасчлененности, этнического и религиозного на первых этапах культурной истории человечества. На более позднем этапе господства этногенетических религий содержательная сторона религии приобрела этническую окраску. В настоящее время, в эпоху мировых религий, относительно безразличных к этносу, в большинстве случаев народы не обнаруживают тесной сопряженности с конкретной религией. Чаще с религией связана компактная группа этносов, получившая название метаэтноса (метаэтноконфессиональная группа) или суперэтноса. Метаэтнос (по С.И. Бруку и Н.Н. Чебоксарову), или метаэтноконфессиональная группа - это сопряженная с одной конфессией группа этносов, компактно расселенных и близких по культуре (например, так называемые моро на Филиппинах, объединяющие близкие по культуре и языку этносы, или мусульманские народы Пакистана) .

В том случае если с определенной религией тесно сопряжена только определенная часть этноса, при этом обособленная в культурном отношении, то ее называют субэтноконфессионалъной группой (по П.И. Пучкову) . То есть конфессиональная группа внутри этноса превращается в субэтноконфессиональную (или этноконфессиональ- ную) лишь в том случае, если ей присущи не только конфессиональные, но и этнические свойства. При этом этническая специфика (особенности культуры и быта) при взаимодействии с конфессиональной впитывается религией, становясь ее частью, т.е. «конфессионализирует- ся», а отдельные элементы религиозного культа (ритуалы и традиции), проникая в национальные формы общественной жизни, приобретают этническую окраску, «этнизируются» (по А.Н. Ипатову) . Примером субэтноконфессиональных групп могут служить арабы-марони- ты и арабы-друзы в Ливане, арабы-алавиты в Сирии, арабы-копты в Египте, курды-йезиды в странах Ближнего Востока, гуджаратцы-парсы в Индии, итальянцы-вальденсы в Италии и т.д. (табл. 1.3).

Этноконфессиональные (субэтноконфессиональные) группы в современном мире

Таблица 1.3

Название

Преобладающая

конфессиональная

принадлежность

Название

этноконфес-

сиональной

Преобладающая

конфессиональная

принадлежность

этноконфессиональной

Православные

Мусульмане

Итальянцы

Католики

Вальденсы

Вальденсы

Лютеране

Латгальцы

Католики

Лютеране

Православные

Ливанские арабы

Мусульмане

Марониты

Марониты

(католики-униаты)

Ливанские арабы

Мусульмане,

христиане

Сирийские арабы

Мусульмане-

Нусайриты

(алавиты)

Нусайриты

(алавиты)

Мусульмане-

Иракские арабы

Мусульмане-шииты и сунниты

Мандейцы

Мандейцы

Иракские арабы

Мусульмане-шииты и сунниты

Халдеи (католики- униаты)

Мусульмане-шииты

Зороастрийцы

Гуджаратцы

Индуисты

Зороастрийцы

Индуисты

Мусульмане

Индуисты

Сирийские

христиане

Христиане (монофизиты, униаты, несториане, протестанты)

Индуисты

Мусульмане

Пенджабцы

Мусульмане, индуисты

Египетские арабы

Мусульмане

Копты (монофизиты)

Индуисты,

мусульмане

Паке-чамы Джатс-чамы

Мусульмане,

индуисты

Конфуцианцы, даосисты, буддисты

Мусульмане

Христиане

(монофизиты)

Мусульмане

Бирманцы

Буддисты

Араканцы

Мусульмане

Православные,

мусульмане

Православные,

мусульмане

Мусульмане

Православные

Понятие «суперэтнос» введено в науку Л.Н. Гумилевым. Суперэтнос - это этническая система, высшее звено этнической иерархии, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно в одном ландшафтном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим (на основе единой религии) и политическим общением, и проявляющаяся в истории как мозаичная целостность. Примерами суперэтносов являются западноевропейский (западнохристианский, или католическо-протестантский), мусульманский, православный (восточнохристианский), иудаистский, индуистский и т.д. По Л.Н. Гумилеву, «суперэтнос в лице своих представителей противопоставляет себя всем прочим суперэтносам, но, в отличие от этноса, суперэтнос не способен к дивергенции. Суперэтнос определяется не размером, не мощью, а исключительно степенью межэтнической близости». Таким образом, понятие «суперэтнос» является фактически синонимом понятия «цивилизация». Неспособность суперэтноса к дивергенции определяется именно его особым стилем жизни, который выработан своим комплексом знаний и признанием авторитета определенной системы ценностей. Каждый суперэтнос-цивилизация целостен, он опирается на собственную мифологию и культурно-историческую традицию. Каждому присущи собственная концепция жизни и человека, своя этика и мораль. При этом религия по отношению к этносу выполняет ряд функций: интегративную и метакультурную, а также лигитимизирующую - утверждая систему ценностей, определяющих способ существования суперэтноса. Религия еще является и главным маркером суперэтноса - основной видимой частью его способа существования, именно с этим связано то, что название суперэтноса часто совпадает с названием религии, исповедуемой народами, его составляющими .

По степени сопряженности с конфессиями все этносы подразделены отечественным религиоведом П.И. Пучковым на группы:

  • 1) этносы, полностью сопряженные с конфессиональными общностями . К этой группе относятся племенные общности, которые еще не сплотились в племенные объединения и в которых не велась про- зелитическая работа крупными конфессиями. Все представители каждого из таких этносов исповедуют один племенной культ;
  • 2) этносы в основном моноконфессиональные, однако придерживающиеся конфессий, распространенных за их пределами. Например, к этой группе относятся тайцы и кхмеры, подавляющее большинство которых исповедует буддизм хинаяны; пуштуны и яванцы, исповедующие почти исключительно суннитский ислам; ирландцы и мальтийцы - почти все христиане-католики и др.;
  • 3) этносы, среди которых преобладает какая-нибудь одна конфессия, но имеются существенные группы представителей других направлений или течений той же религии. К таким этносам относятся: большинство европейских народов, придерживающихся или католицизма (итальянцы, французы, поляки, испанцы), или какого-либо протестантского направления (англичане, шведы, финны), или православия (греки, сербы, украинцы, русские); большинство латиноамериканских народов, в основном приверженцев католицизма; многие мусульманские народы Ближнего Востока, среди которых при преобладании ислама суннитского направления есть и представители шиизма;
  • 4) этносы, у которых ни одна конфессия резко не преобладает, но все исповедания относятся к одной религии. К таким народам относятся немцы (протестанты - лютеране и реформаты - и католики), германо- и франкошвейцарцы (реформаты и католики), йеменские арабы (мусульмане - сунниты и зейдиты), арабы Омана (мусульмане - ибадиты и сунниты), американцы США (протестанты различных направлений, католики и небольшая группа православных);
  • 5) этносы, в составе которых имеются представители разных религий, но одна из них резко преобладает. Это бирманцы, большинство которых относятся к буддизму хинаяны, есть небольшое число мусуль- ман-суннитов, арабы Египта (мусульмане-сунниты и христиане-моно- физиты), арабы Сирии (мусульмане, среди которых преобладают сунниты, а также шиитские направления - алавиты, друзы, исмаилиты, а также христиане - православные, грекокатолики, яковиты), палестинские арабы (мусульмане-сунниты, а также группы православных, грекокатоликов и латинских католиков);
  • 6) этносы, в которых ни одна из религий не обладает резким перевесом над другими религиями, однако все религии достаточно четко размежеваны. Из таких народов следует назвать пенджабцев (мусульмане, сикхи, индуисты), бенгальцев (индуисты и мусульмане), арабов Ливана (мусульмане - сунниты, шииты, друзы, христиане - православные, грекокатолики, яковиты и др.);
  • 7) этносы, для которых характерен пол и конфессионал изм. Наиболее яркие примеры таких этносов: китайцы, религия которых представляет собой совокупность трех учений: конфуцианства, даосизма и буддизма (сплав этих трех религий и называется китайской традиционной религией - сань-цзяо), и японцы, исповедующие синтоизм и буддизм.

Довольно велика была и остается до нашего времени роль религии в этнических процессах, происходящих в мире. Так, в случае конфессиональной однородности населения на одной территории процессы межэтнической интеграции и консолидации, как правило, ускоряются. Так, формирование арабского этноса из семитских кочевых племен Аравии началось с переходом их от язычества к исламу. Католицизм сыграл важную роль в формировании важнейших европейских этносов: французов, испанцев, англичан, итальянцев, немцев и др. Роль православия в формировании русского этноса очевидна. В начале XIX в. идея об интегрирующей роли религии в межэтнической интеграции и об образовании двух народов в стране - индуистского и мусульманского - была выдвинута в среде национально-освободительного движения Британской Индии (М.А. Джинна, М. Икбал, В.Д. Саваркар). В соответствии с этой идеей впоследствии из Британской Индии было образовано два государства - Индия и Пакистан. Хотя до настоящего времени мусульманская и индуистская нации в соответствующих странах не сформировались, тем не менее наблюдается процесс межэтнического сближения народов Пакистана и Индии, в котором религия - ислам и индуизм - играет интегрирующую роль. Аналогичные процессы межэтнического сближения происходят в Таиланде, но уже на основе буддизма тхеравады, а также во многих других развивающихся странах мира.

Неоднородность конфессионального состава населения страны, наоборот, существенно тормозит этнообъединительные процессы. Во многих странах Африки - Эфиопии, Нигерии, ДРК и др. население исповедует ислам, различные направления христианства (католицизм, монофизитство, протестантизм), что не только существенно тормозит внутриэтническую консолидацию народов, в них проживающих, но и приводит к религиозно-общинным конфликтам.

В процессе ассимиляции скорость поглощения инородного элемента в окружающей этнической среде в значительной степени зависит от конфессиональной принадлежности ассимилируемого и ассимилирующего этносов. Само собой разумеется, ассимиляция происходит быстрее в случае конфессиональной однородности народов. Таким примером является относительно быстрая ассимиляция итальянцев- католиков среди католиков - аргентинцев и уругвайцев в Латинской Америке. Однако итальянцы-вальденсы (протестанты) в течение длительного времени сохраняют свою обособленность в населении Аргентины и Уругвая, превратившись в субэтноконфессиональную группу. Арабы-христиане (католики, православные, марониты) гораздо легче адаптируются и включаются в ассимиляционный процесс с этническим большинством в США, Австралии, странах Латинской Америки и Европы, чем арабы-сунниты или арабы-друзы.

Религия также оказывает существенное влияние на процессы этнического разделения, являясь «модусом этнообразования» (П.И. Пучков).

Классическими являются примеры этнической сепарации по конфессиональному признаку говорящего на сербохорватском языке населения Балкан: православные - сербы, католики - хорваты, мусульмане - босняки. По конфессиональным рубежам обособились говорящие на одном языке фламандцы (католики) и голландцы (в основном протестанты). В настоящее время процесс этнической сепарации можно наблюдать в Южной Азии, где идет постепенное разделения бенгальского этноса на два формирующихся народа: восточных бенгальцев (мусульман) в Бангладеш и западных бенгальцев (индуистов) в Индии (штат Западная Бенгалия). В Пенджабе, разделенном между Индией и Пакистаном, из пенджабского этноса формируются уже три народа: пенджабцы-мусульмане (Пакистан, провинция Пенджаб), пенджабцы-индуисты (Индия, штат Харьяна) и пенджабцы-сикхи (Индия, штат Пенджаб).

Примером этнической сепарации по конфессиональному признаку может служить выделение мусульман-хуэй из китайского этноса или мусульман-араканцев из буддийского бирманского этноса.

В условиях стран, в которых велико значение религии, нередко политическое и экономическое соперничество разных этнических групп принимает форму религиозно-общинных конфликтов: например, между мусульманами и христианами, индуистами и мусульманами, буддистами и мусульманами. В некоторых случаях эта борьба сопровождается актами насилия и вандализма.

Идеологией подобных конфликтов является коммунализм (от англ, communal - религиозно-общинный) - идеология и практика религиозного шовинизма в поликонфессиональной или полиэтнической стране. Коммунализм направлен на использование религии в политических целях, на разжигание религиозно-общинной вражды ради достижения политических амбиций верхушки той или иной религиозной общины. Классическим примером коммунализма может служить Индия, где формирование наций еще не окончено и религиозное самосознание индивидуума превалирует над этническим, что представляет собой благоприятную среду для развития коммунализма.

Идеологи коммунализма ставят знак равенства между религиозной общиной и нацией, делят общество на «своих» и «чужих», тем самым содействуя эскалации религиозно-общинных конфликтов. Будущее своих стран лидеры коммунализма видят в политическом строе, обеспечивающем безраздельное господство «своей» общины и фактическое растворение «чужой».

Коммунализм является идеологической основой для сепаратистских и националистических организаций, политических партий и группировок, действующих во многих районах мира со сложным конфессиональным и этническим составом населения. В Индии это Кашмир и Пенджаб, в Европе - Косово, Ольстер, в России - Чечня, в Китае - Тибет и Синьцзян и т.д.

Примером крайнего обострения политической ситуации в стране со сложным этноконфессиональным составом является ситуация в Сирии, где в 2011 г. началась гражданская война, в которой уже погибло более 60 тыс. человек, а еще 1,5 млн были вынуждены стать беженцами. В Сирии насчитывается 22 религиозные общины, в том числе 12 христианских (православные, католики, униаты, армяно-гре- гориане, монофизиты и др.) и 10 мусульманских (сунниты, алавиты, друзы, шииты разных направлений). Кроме того, в стране, кроме арабов (более 80% населения), проживают курды, армяне, черкесы, греки и др. Более 70% населения страны составляют сунниты, тем не менее политическая и экономическая власть в государстве сосредоточена в руках общины алавитов (к которым принадлежит семья президента Сирии Башара Асада), составляющих 10-15% населения, и христиан (6-10% населения). Отсутствие возможности демократической смены власти и обострение социально-экономических проблем в стране на фоне «революционного взрыва» в Арабском мире в результате и привели к гражданской войне, в которой правительственным силам, пользующимся поддержкой конфессиональных и этнических меньшинств, противостоят повстанцы, поддерживаемые суннитским, прежде всего сельским, населением.