Главная · Здоровье · Основные виды питания летного состава. Дягилево, авиационные столовые. Питание в полете

Основные виды питания летного состава. Дягилево, авиационные столовые. Питание в полете

- 37.42 Кб

Введение______________________ ______________________________ ______________________________ _3

Организация питания летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации _____________________ ______________________________ _____________________________4

Заключение____________________ ______________________________ _____________________________8

Список использованной литературы____________________ _____________________________9

Введение.

Человек в целях поддержания расхода энергии постоянно с пищевыми продуктами употребляет углеводы, жиры и белки, которые окисляясь восстанавливают энергетический баланс. Энергетические затраты в основном зависят от уровня основного обмена, а величина основного обмена в свою очередь зависит от массы тела, возраста, роста и характера выполняемой мышечной работы.
В летной практике на величину основного обмена оказывают большое влияние нервно-психическое напряжение, определенный недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе, вибрация, шум, неравномерное по времени питание, режим, а иногда и гиподинамия, обусловленная длительными полетами, и ряд других факторов. В этих условиях энергетический обмен и функции желудочно-кишечного тракта нередко изменяются. В полетах повышается потребность организма в витаминах, белках и углеводах. Поэтому необходимо обеспечение членов экипажей рациональным питанием, т. е. таким питанием, которое могло бы полностью обеспечить потребность организма в пище, как в количественном, так и в качественном отношении. Пищевые продукты должны быть доброкачественными, обработанными и приготовленными таким образом, чтобы они вызывали аппетит, были легко усвояемыми и оптимально распределялись по калорийности рационов в течение рабочего дня с учетом особенностей полетов. Важным условием безопасности полетов является также оптимальное обеспечение летного состава бортовым питанием на многоместных самолетах в длительных полетах. Должен осуществляться своевременный контроль доброкачественности продуктов, санитарным состоянием пищеблоков и обработкой сырья в целях предупреждения возможностей появления метеоризма и пищевых отравлений. При разработке режима питания должен также быть учтен и ряд моментов, связанных с метеорологическими и климатическими условиями, а также с ассортиментом и наличием продовольствия.

Организация питания летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.

Приказ Минобороны РФ от 22 июля 200г. № 400 «Об продовольственном обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время».

Питание летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации организуется через соответствующие столовые воинских частей.

При необходимости в дни полетов по заявке штаба авиационной воинской части питание летного состава может быть организовано непосредственно на аэродроме. Для этой цели приготовленная пища вывозится в термосах, а на аэродромах оборудуются специальные помещения для подогрева и приема пищи.

На питание по летному пайку зачисляются:
а) контингенты, поименованные в подпунктах "а", "в", "г", "д", "е", "ж", "к", "л", "м", "н" примечания 1 к норме N 2, - приказом командира авиационной воинской части (военно-учебного заведения, учреждения);
б) военнослужащие летного состава, не входящие в штатные расчеты экипажей летательных аппаратов, но совершающие полеты по планам боевой и учебной подготовки, боевого дежурства и испытаний авиационной военной техники и имущества в воздухе, которым определена норма налета часов не менее нормы, установленной для штатных экипажей соответствующих типов летательных аппаратов:
авиационных воинских частей и соединений, штабов, управлений и отделов воздушных армий, корпусов, военных округов, флотов - ежеквартально приказами командующих указанными объединениями по спискам, представляемым по подчиненности командирами авиационных соединений, отдельных воинских частей, начальниками штабов, управлений и отделов через заместителей командующих объединениями по тылу;
главных штабов, управлений и служб видов Вооруженных Сил - ежеквартально приказами начальников главных штабов, управлений и служб видов Вооруженных Сил, командующих Дальней авиацией и Военно-транспортной авиацией по согласованию с ЦПУ.
в) военнослужащие, поименованные в подпунктах "з" и "и" примечания 1 к норме N 2, - приказом командира воинской части, на базе которой совершаются прыжки с парашютом. При этом, если в назначенный день прыжки не состоялись или отменены, зачисленные на питание военнослужащие с довольствия в этот день не снимаются;
г) контингенты, поименованные в подпунктах "р", "с" и "т", - приказом командира воинской части.

Предоставление летному составу авиации питания по соответствующим пайкам прекращается:
при расформировании (переформировании) авиационных и авиационно-технических воинских частей;
при замене материальной части с прекращением полетов;
при переводе военнослужащих из одной авиационной (авиационно-технической) воинской части в другую;
при отстранении (в том числе и временно) от летной работы (от полетов) или обслуживания летательных аппаратов по решению командования или военно-врачебной комиссии;
при переводе на работу, не связанную с полетами или с обслуживанием летательных аппаратов.
В этих случаях со дня прекращения полетов или обслуживания летательных аппаратов военнослужащие летного и инженерно-технического состава авиации переводятся на продовольственное обеспечение по норме N 1.

Военнослужащие летного состава (в том числе прибывающие из военно-учебных заведений) вновь зачисляются на питание по летному пайку со дня вступления в исполнение воинской должности в составе экипажа летательного аппарата, указанного в приказе командира воинской части.

Пища в столовых летного и состава авиации готовится по предварительным заказам на основании раскладок продуктов.

Летный состав обеспечивается горячей пищей 4 раза в сутки. Промежутки между приемами пищи во всех случаях, в том числе и в полете, не должны превышать 4 - 5 часов.

В выходные, праздничные и нелетные дни количество приемов пищи может быть уменьшено до 3 раз в сутки с распределением продуктов пайка по энергетической ценности по приемам пищи; на завтрак - 30%, на обед - 50% и на ужин - 20%.
В дни полетов летный состав пищу принимает за 1,5 - 2 часа до начала полетов.
Продукты летного пайка по энергетической ценности в дни полетов распределяются в процентах:


Второй завтрак выдается в перерыве между полетами или после их окончания.

При выполнении продолжительных полетов личный состав экипажей самолетов и вертолетов обеспечивается бортовыми пайками согласно приложению N 21 к настоящему Положению. Заявки на необходимое количество пайков штаб авиационной воинской части подает в штаб авиационно-технической воинской части не позднее чем за 10 часов до вылета самолетов (вертолетов).

Бортовые пайки комплектуются столовыми авиационно-технических воинских частей на каждого члена экипажа в отдельности.

Бортовые сумки с уложенными в них бортовыми пайками и термосы с горячим чаем доставляются на аэродром к часу, указанному в заявке штаба авиационной воинской части, и сдаются под расписку в накладной на каждый самолет (вертолет) одному из членов экипажа.

При отмене или перенесении на сутки и более продолжительных беспосадочных полетов, а также при возвращении самолета (вертолета) из полета ранее назначенного срока выданные экипажу самолета продукты по бортовому пайку подлежат сдаче в столовую, члены экипажа в этом случае обеспечиваются питанием через столовые в установленном порядке.
Летный состав экипажей перелетающих самолетов и вертолетов и инженерно-технический состав, привлекаемый для сопровождения этих самолетов и вертолетов, на период перелета обеспечиваются талонами на получение бесплатного питания по летному пайку и общевойсковому пайку в столовых летного и инженерно-технического состава на военных аэродромах по маршруту перелета в порядке, или денежной компенсацией в порядке. Личный состав, получивший указанные талоны или денежную компенсацию взамен положенного питания, снимается с продовольственного обеспечения с выдачей аттестатов на продовольствие.

В таком же порядке обеспечиваются талонами на получение бесплатного питания по летному пайку военнослужащие летного состава штабов, управлений и центральных органов военного управления при убытии в служебные командировки в авиационные и авиационно-технические воинские части.

Пищу в столовых летного состава на военных аэродромах по маршруту перелета летный и состав перелетающих самолетов получает в строгом соответствии с раскладками продуктов по нормам установленных пайков для летного и инженерно-технического состава авиации.

В случаях, когда на военных аэродромах не представляется возможным сорганизовать обеспечение летного состава авиации горячей пищей он обеспечивается рационами питания для экипажей самолетов и вертолетов на запасных аэродромах.

На случай аварий и вынужденных посадок экипажи самолетов и вертолетов обеспечиваются комплектами аварийного запаса продовольствия.
В спасательных средствах коллективного пользования, находящихся на борту самолетов и вертолетов, несущих дежурство по поисково-спасательному обеспечению полетов, а также в спасательном имуществе наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных группах содержатся рационы питания (пайки).
Обеспечение комплектами аварийного запаса и рационами питания производится авиационно-техническими воинскими частями в порядке, устанавливаемом главнокомандующим Военно-воздушными силами по согласованию с ЦПУ в зависимости от типов самолетов.
Расходование комплекта аварийного запаса допускается только в случаях аварий и вынужденных посадок в пустынных и малонаселенных местностях и в море, а рационов питания (пайков) - при проведении поисково-спасательных работ по спасению личного состава, терпящего бедствие на море. Продукты аварийного запаса и рационы питания (пайки) списываются по актам, утверждаемым командиром авиационной воинской части, с приложением отчета начальника поисково-спасательной и парашютно-десантной службы о проведении поисково-спасательных работ.

Заключение.

Следует иметь в виду, что прием большого количества пищи перед полетом или во время полета может снизить работоспособность пилота, так как прием пищи ведет к приливу крови к органам пищеварения, а это в свою очередь может неблагоприятно сказаться на кровоснабжении головного мозга и работоспособности мышц. Кроме того, переполненные желудок и кишечник могут оказывать стесняющее действие на диафрагму и затруднять дыхательные движения и сердечную деятельность.

Перед полетом пища должна быть по объему компактной, обладать достаточной насыщающей способностью, быть легко усваиваемой и перевариваемой и не вызывать чрезмерного газообразования в кишечнике. Перед высотным полетом желательно ограничить в пищевом рационе содержание жира, а также бобов и гороха и увеличить содержание легкоусвояемых углеводов, которые повышают высотную устойчивость. При значительных промежутках времени между приемами пищи у некоторых лиц могут появляться чувство голода, ощущение слабости, головокружение, ухудшение самочувствия и снижение работоспособности.

Особо важную роль в обеспечении полноценности питания во время длительного полета играют такие пищевые вещества, как аскорбиновая кислота, рибофлавин, тиамин, которые входят в состав ферментов, участвующих в окислительно- восстановительных процессах. Учитывая, что при длительных полетах в кабине экипажа и пассажирских салонах относительная влажность значительно уменьшается и воздух становится сухим, а у экипажей и пассажиров возникает ощущение сухости во рту и чувство жажды, целесообразно применять кондитерские изделия, содержащие в себе органические кислоты, которые уменьшают эти ощущения и способствуют утолению жажды.

Питание летных экипажей, основанное на рациональных принципах, должно удовлетворять энергетическим, пластическим и другим потребностям организма и обеспечивать необходимый уровень обмена веществ и работоспособности членов экипажей.

Питание, основанное не на рациональных принципах, может привести к нарушению обмена веществ и расстройству функционального состояния различных органов и систем организма.

По пищевым ингредиентам питание членов экипажей должно быть сбалансировано и индивидуализировано в соответствии с энергозатратами, особенностями метаболизма в условиях высоты, а также наличием тех или иных отклонений в состоянии здоровья (чрезмерная полнота, нарушение обмена веществ и др.).

Список использованной литературы

  1. Общая и военная гигиена. Учебник. Под редакцией Лизунова Ю.В. СПб: СпецЛит. 2012.-736 с.
  2. Военная гигиена и эпидемиология: Учеб.пособие.- 2- изд. –М.: Медицина, 1988.-320 с. Беляков В.Д., Жук Е. Г.
  3. Учебник по военно-медицинской подготовке. Кувшинский Д.Д. 1972.-420с.
  4. http://www.tosnoaero.ru/ library/medicine/medicine02. pdf
  5. http://docs.pravo.ru/document/ view/14155327/

Описание работы

Человек в целях поддержания расхода энергии постоянно с пищевыми продуктами употребляет углеводы, жиры и белки, которые окисляясь восстанавливают энергетический баланс. Энергетические затраты в основном зависят от уровня основного обмена, а величина основного обмена в свою очередь зависит от массы тела, возраста, роста и характера выполняемой мышечной работы.
В летной практике на величину основного обмена оказывают большое влияние нервно-психическое напряжение, определенный недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе, вибрация, шум, неравномерное по времени питание, режим, а иногда и гиподинамия, обусловленная длительными полетами, и ряд других факторов. В этих условиях энергетический обмен и функции желудочно-кишечного тракта нередко изменяются.

Содержание работы

Введение___________________________________________________________________________________3
Организация питания летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации________________________________________________________________________________4
Заключение_______________________________________________________________________________8
Список использованной литературы_________________________________________________9

Авиационных столовых. Трапезничал там в двух разных - для авиатехников и инженеров и для лётного состава. У них разное нормативное питание, так что логично и разведены по разным зданиям. А Центр большой, контингента на всех хватает.
Понимаю, что крылатые машынки большого размера, конечно же, интересней, но мне очень любопытно было там осмотреть и опробовать самые простые частички быта - жилые дома, наглядную агитацию, питание, дороги и т.п. Так что сейчас - про прозаическую еду и посуду. А равно - и про тюменские контрольные весы:-)

Ну что? Зайдём унутрь?


Первой была столовая для инженерно-технического персонала (см. заглавное фото). Там мы обедали.

2. Осенне-зимняя раздевалка. Это на самом входе. Левей дверь - умывальники и туалет.

3. А вот это - зав.столовой. Обсуждаем с ней, как будем проводить наше питание документально. Дело в том, что учреждения и пункты питания сейчас по сердюковским реформам выведены за штат ВС и находятся на аутсорсинге, обслуживая военных по договору. Т.е. там трудятся гражданские служащие, не имеющие отношения к вооружённым силам, а также и к их льготам.

В столовой все начали сразу всё снимать, чем немало шокировали окружающих, особенно работников. Видимо, там сроду никому не приходило в голову, что в столовой кому-то что-то может быть интересно, кроме проверяющих комиссий. Я подошёл к заведующей, стоявшей в конце прохода, и спросил:
- Здравствуйте! Чем кормить будете?
Она зарделась от такого прямого и неожиданного вапроса и смущенно проговорила:
- Чем? Ну, чем положено по норме, тем и будем...
- Хорошо, спасибо, мы всё запечатлеем! (круглые глаза заведующей с немым вопросом - "а кто это такие???")

4. По умолчанию на обеденный комплект (до горячего) ставят вот такую закусь:

5. Выглядит это примерно так (в кадре drvicious ).

6. Затем вдоль ряда идут официантки с раздаточными столиками, и раздают еду: первое (4 выбора), потом второе (3 выбора), яблочный сок "Малыш". Ну, конечно, не только нам, но и техникам, сидевшим дальше.

7. На стенах - успокоительно-нейтральные композиции. Природа, цветочки там всякие...

8. Специальный уголок с инвентарём, положенным по договору с армией. Там всё одинаково и не особо гибко: никакой отсебятины, а только то, что полагается по нормативам. Обязательное - контрольные весы.

9. Повара и их блюда.

10. И нормативный уголок в целом. Есть даже ящик для возмущений и предложений.

11. А вот и авиабарышня идёт, посланица питания, с очередной партией супа. Народу-то много.

12. Везёт вот такую тележку. Тут 4 вида супа.

13. Я беру себе борщ.

14. А это - второе.

Еда совершенно обыденная, простая, без изысков. Кто обедал в стандартных заводских столовых - сразу меня поймёт. Однако и наедаешься хорошо, мне до вечера есть не хотелось совсем.

15. Сама столовая большая, гораздо больше лётной. Это и понятно: ведь на одного лётчика на аэродроме приходится по 8-10 других специалистов.

16. Ещё раз взглянем на столовский зал. "Люди из интернета", шокировавшие обслугу непрерывным фотографированием, почти ушли - остались только двое. Обедающих тоже сейчас мало - рановато, массово придут попозже, к двум.

17. Теперь - столовая для лётного состава, тут был ужин. Нормы здесь иные, более мощные, чем в инженерно-технической. Так в ВВС повелось очень давно, ещё с зари авиации: у лётчиков - особое питание, по своим нормам.

18. На входе на втором этаже. Вдалеке - окошко для приноса грязной посуды.

19. Состав лётного пайка, закреплённый не абы как, но Постановлением Правительства.

20. Нормативно-контрольный уголок. Как положено. И тут - контрольные весы.

21. Повара и блюда.

22. Раздаточное окошко.

23. Общий вид столовского зала (между 7 и 8 вечера). Лётчики как раз стали массово приходить после дневных полётов, и ужинали.

24. Стартовая позиция ужина: хлеб, масло и сыр.

25. Ешкин кот, под чай - подстаканники! Как трогательно! :-)

26. Гвоздь программы (абсолютный) - несладкий квас в кувшинах, типа монастырского домашнего. Настолько вкусный, что я пил, пил и не мог напиться. Пять стаканов выпил. Такого, наверное, после Соловков-2005 ни разу и не пил. Самое сильное воспоминание о столовой:-)

27. А вот и чай (он был, правда, так себе).

28. Подстаканник поближе. Дешёвый вариант, но всё равно приятно за правильную ретроградскую традицию:)

И в заключение, надо остановиться и на наездах по этому поводу. Меня в опубликованных заметках о Дягилево и аэродроме успели уже пообвинять в разных грехах, как водится. В отношении столовой и питания эти обвинения свелись к двум линиям:

А) Это показуха! В армии так не питаются! Вас обманывали!

Ну во-первых, это не просто армия. Это - авиация. У которой несколько иные нормы питания.

Во-вторых, столовые эти - офицерские (и прапорщиков, которые сейчас, правда, вымирают, т.к. звания уже не присваиваются). Специфика авиации в том, что в ней традиционно высок удельный вес специалистов, которые, как правило, не солдаты срочной службы. И это касается не только лётчиков. Вообще, как я понял, удельный вес срочников в авиации вряд ли выше 25-30%. А что это значит? То, что не менее 3/4 состава питающихся - офицеры и прапорщики.

И в-третьих. Блогеры - не генералы с инспекцией, из-за них никто траву красить не будет и банкеты закатывать тоже. Так что питались тем, чем Бог послал что положено по общим нормам.

Б) А чего это ты показываешь образцовую часть? Надо ехать в такие ебеня, где солдаты кормятся из ведра, как свиньи, вот это и показывать. Тогда толк будет!

Эта часть - не образцовая. Она, скорей всего, повыше уровнем, чем простая линейная часть в периферийном округе, так как тут переучиваются экипажи со всей России. Но и не паркетная, для генералов "арбатского военного округа". Тут идёт обычная боевая учёба, рутинные операции, тренажёрные тренировки.

Второе. Сам подход "надо показывать только плохое" - он заведомо гнил. Это зялто-методика: "снимаем помойки" и получаем много возмущённых лайков, а также (попутно) отличный рейтинг. Путь "армейских навальных".
Как пример. Представьте себе, что я приезжаю в новый город и специально там выискиваю помойки, мусор, развалины и руины. Именно специально. Обьективен ли будет тогда взгляд на город? Нет. Точно так же - если бы я там снимал только вылизанные открыточные красоты, не показывая город просто таким, как он есть. Это тоже не годится. Поэтому мой метод - метод чукчи: "что вижу, о том пою". На мой взгляд, это нормальный подход. Его я и применяю.

Питание летного состава должно отвечать следующим требованиям:


  • суточные рационы должны, как правило, включать продукты, не нарушающие нормальную работу органов пищеварения;

  • калорийность суточных рационов должна полностью покрывать энергетические затраты, а питательные вещества должны удовлетворять потребности в них организма в различных климатогеографических зонах;

  • продукты и готовые блюда следует подбирать с учетом влияния на организм неблагоприятных факторов полета и особенностей функционирования желудочно-кишечного тракта в полете;

  • готовая пища должна обладать хорошими вкусовыми качествами, быть достаточно разнообразной и безопасной в санитарно-эпидемиологическом отношении;

  • режим питания и распределение суточного пищевого рациона должны соответствовать распорядку дня и характеру полетов.
Человек в целях поддержания расхода энергии постоянно с пищевыми продуктами употребляет углеводы, жиры и белки, которые окисляясь восстанавливают энергетический баланс. Энергетические затраты в основном зависят от уровня основного обмена, а величина основного обмена в свою очередь зависит от массы тела, возраста, роста и характера выполняемой мышечной работы.

В летной практике на величину основного обмена оказывают большое влияние нервно-психическое напряжение, определенный недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе, вибрация, шум, неравномерное по времени питание, режим, а иногда и гиподинамия, обусловленная длительными полетами, и ряд других факторов. В этих условиях энергетический обмен и функции желудочно-кишечного тракта нередко изменяются.

В полетах повышается потребность организма в витаминах, белках и углеводах. Поэтому необходимо обеспечение членов экипажей рациональным питанием, т. е. таким питанием, которое могло бы полностью обеспечить потребность организма в пище, как в количественном, так и в качественном отношении. Пищевые продукты должны быть доброкачественными, обработанными и приготовленными таким образом, чтобы они вызывали аппетит, были легко усвояемыми и оптимально распределялись по калорийности рационов в течение рабочего дня с учетом особенностей полетов. Важным условием безопасности полетов является также оптимальное обеспечение летного состава бортовым питанием на многоместных самолетах в длительных полетах. Должен осуществляться своевременный контроль за доброкачественностью продуктов, санитарным состоянием пищеблоков и обработкой сырья в целях предупреждения возможностей появления метеоризма и пищевых отравлений. При разработке режима питания должен также быть учтен и ряд моментов, связанных с метеорологическими и климатическими условиями, а также с ассортиментом и наличием продовольствия.

Следует иметь в виду, что прием большого количества пищи перед полетом или во время полета может снизить работоспособность пилота, так как прием пищи ведет к приливу крови к органам пищеварения, а это в свою очередь может неблагоприятно сказаться на кровоснабжении головного мозга и работоспособности мышц. Кроме того, переполненные желудок и кишечник могут оказывать стесняющее действие на диафрагму и затруднять дыхательные движения и сердечную деятельность.

Перед полетом пища должна быть по объему компактной, обладать достаточной насыщающей способностью, быть легко усваиваемой и перевариваемой и не вызывать чрезмерного газообразования в кишечнике. Перед высотным полетом желательно ограничить в пищевом рационе содержание жира, а также бобов и гороха и увеличить содержание легкоусвояемых углеводов, которые повышают высотную устойчивость. При значительных промежутках времени между приемами пищи у некоторых лиц могут появляться чувство голода, ощущение слабости, головокружение, ухудшение самочувствия и снижение работоспособности.

Особо важную роль в обеспечении полноценности питания во время длительного полета играют такие пищевые вещества, как аскорбиновая кислота, рибофлавин, тиамин, которые входят в состав ферментов, участвующих в окислительно-восстановительных процессах. Учитывая, что при длительных полетах в кабине экипажа и пассажирских салонах относительная влажность значительно уменьшается и воздух становится сухим, а у экипажей и пассажиров возникает ощущение сухости во рту и чувство жажды, целесообразно применять кондитерские изделия, содержащие в себе органические кислоты, которые уменьшают эти ощущения и способствуют утолению жажды.

Питание летных экипажей, основанное на рациональных принципах, должно удовлетворять энергетическим, пластическим и другим потребностям организма и обеспечивать необходимый уровень обмена веществ и работоспособности членов экипажей.

Питание, основанное не на рациональных принципах, может привести к нарушению обмена веществ и расстройству функционального состояния различных органов и систем организма.

По пищевым ингредиентам питание членов экипажей должно быть сбалансировано и индивидуализировано в соответствии с энергозатратами, особенностями метаболизма в условиях высоты, а также наличием тех или иных отклонений в состоянии здоровья (чрезмерная полнота, нарушение обмена веществ и др.).

Питание может быть четырех- или трехразовым, поэтому суточный рацион питания по калорийности рекомендуется распределять в зависимости от принятого режима питания. При четырехразовом питании рацион может быть распределен ориентировочно следующим образом: на первый завтрак - 25 % общего количества суточной пищи, на 2-й завтрак-15%, на обед-40% и на ужин-20%; при трехразовом: на завтрак-30%, на обед - 40 % и на ужин - 30 %. Прием пищи с соблюдением таких режимов может обеспечить регулярное поступление в организм пилота необходимых питательных веществ и предотвратить возникновение чувства переедания или голода.


    1. Порядок обеспечения питанием экипажей ВС ГА.
(Приложение N 3 к Приказу Минтранса России от 30 сентября 2002 г. N 122).

1. Экипажи воздушных судов в дни полетов и дежурств

обеспечиваются эксплуатантом бесплатным рационом питания.

При невозможности обеспечения экипажа бесплатным питанием во

внебазовых аэропортах (аэродромах, посадочных площадках) по причине

отсутствия специализированных организаций общественного питания

допускается возмещение расходов на питание членам экипажа.

2. При организации питания в специализированных организациях

общественного питания в базовых аэропортах эксплуатантом

обеспечивается рацион питания, составление меню - раскладок, учет

пищевой ценности и калькуляция блюд. Калорийность суточного рациона

питания в дни полетов и дежурств с учетом норм потребляемых белков,

жиров и углеводов на одного члена экипажа не должна быть ниже 3500

3. Рацион питания предоставляется экипажу воздушного судна в

зависимости от продолжительности рабочего времени при выполнении

полетного задания:

До 3 часов - одноразовое питание;

От 3 до 6 часов - двухразовое питание;

Свыше 6 часов - трехразовое питание.

4. При нахождении экипажей воздушных судов в резерве, на

дежурствах (поисковые и аварийно - спасательные работы, санитарные

задания, лесоохрана) обеспечение питанием производится в зависимости

от продолжительности рабочего времени:

До 4 часов - одноразовое питание;

От 4 до 8 часов - двухразовое питание;

Свыше 8 часов - трехразовое питание.

Организация питания экипажей воздушных судов, выполняющих

авиационные работы, оговаривается эксплуатантом в соответствующих

договорах с заказчиками.

5. Время и порядок приема пищи членами экипажей устанавливаются

командиром воздушного судна в зависимости от условий полета.

6. При ожидании вылета во внебазовых аэропортах (на аэродромах,

посадочных площадках) с целью продолжения выполнения полетного

задания, выполнении внеплановых посадок и задержек вылета во

внебазовых аэропортах (на аэродромах, посадочных площадках), не

предусмотренных полетным заданием, члены экипажей воздушных судов

обеспечиваются питанием в порядке, установленном в пункте 4 настоящего

приложения.


      1. Порядок обеспечения питанием членов летного экипажа в полете.

  • Вход в кабину летного экипажа осуществляется по вызову или разрешению КВС СБЭ или бортпроводником, назначенном на предполетном брифинге. Идентификация личности производится с помощью камер видеонаблюдения.

  • Использовать салфетки, предназначенные для обслуживания летного экипажа.

  • Обслуживание напитками:
- наливать напиток не более 2/3 емкости стакана;

Подавать стакан со стороны борта самолета.


  • Обслуживание летного экипажа не производится при прохождении зоны турбулентности.

      1. Порядок обеспечения питанием членов кабинного экипажа в полете.

  • Питание членов кабинного экипажа производится по графику и на местах, определенным СБЭ. График составляется таким образом, чтобы в пассажирских салонах и туалетных комнатах осуществлялся контроль безопасности, чистоты и проводилась индивидуальная работа с пассажирами членами кабинного экипажа.

  • Запрещено размещение стаканов и подносов/ланч-боксов с питанием в местах, для этого не предназначенных. Следует соблюдать чистоту и порядок в БКС.

8. Список литературы

1. Инструкция по организации питания пассажиров на борту самолетов гражданской авиации, утв. МГА и Минторгом СССР от 10.01.80 N 11/7.

2. Отраслевой стандарт «Рационы питания, выдаваемые пассажирам в полете. Основные требования». ОСТ 54-3-61-93.

3. Гигиенические требования к организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов ГА. СП2.5.1.788-99.

4. Указания по составлению меню, комплектованию и отпуску рационов питания для пассажиров самолетов внутрисоюзных и международных воздушных линий гражданской авиации СССР, утвержденные Минторгом СССР и МГА от 06.06.88 N 109/92.

5. Правила гигиены для бортового питания - Ассоциация Европейских авиакомпаний (АЕА), Брюссель G 9051, 28.02.95. 41.

6. Программа обучения бортпроводников внутренних и международных авиалиний гражданской авиации по вопросам санитарно - эпидемиологического обеспечения полетов, утв. заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 16.12.98 N 292-117.

8. Воздушный кодекс Российской Федерации (19.03.97 N 60-ФЗ).


Количество на одного человека в сутки, г
варианты комплектования N 1 N 2 N 3 N 4
Хлебцы (галеты) армейские из муки пшеничной 1 сорта 50 100 100 100
Консервы мясорастительные или мясоовощные - 250 250 -
Консервы мясные - - - 250
Консервы мясные фаршевые 100 100 - -
Консервы первых обеденных блюд без мяса - - 250 -
Консервы овощные закусочные - 100 - -
Картофельное пюре сухое 60 - - -
Сметана сублимационной сушки 50 - - -
Масло коровье консервированное 30 - - -
Драже шоколадное - 30 30 -
Кофе натуральный растворимый - 2 - -
Чай черный 2 - 2 2
Соки плодовые и ягодные 330 - 400 330 - 400 330 - 400 330 - 400
Сахар 15 30 15 15
Соль поваренная пищевая 5 5 5 5
Перец 1 1 1 1
Салфетки гигиенические (дезинфицирующие),
шт.
2 2 2 2
Ложка пластмассовая, шт. 1 1 1 1
Вскрыватель консервов, шт. 1 1 1 1

Примечания: 1. По данной норме обеспечивать личный состав экипажей самолетов и
вертолетов.
2. Бортовые рационы для экипажей самолетов и вертолетов в полете расходовать из расчета:
на первый прием пищи - через 4 ч после последнего предполетного приема пищи, а на
последующие приемы пищи - через каждые 4 ч полета.
3. При беспрерывных полетах продолжительностью 4 - 5 ч каждому члену экипажа самолета
(вертолета) выдавать один бортовой рацион. Экипаж в этом случае с довольствия в столовой не
снимается.
При полетах (для вертолетов в отрыве от мест постоянной дислокации) продолжительностью
свыше 8 ч на личный состав экипажей самолетов и вертолетов, получивший бортовые рационы,
продукты по летному пайку на очередные приемы пищи, совпадающие по времени с полетом, в
столовую не выписываются и пища не готовится.
После окончания полета летный состав зачисляется на предусмотренные очередные приемы
пищи в столовой воинской части. Пищу при этом летный состав получает в строгом соответствии с
раскладкой продуктов на соответствующий прием пищи и по времени не позднее чем через 1 ч
после посадки на аэродром.
4. Каждому члену экипажа выдавать поливитамины при полетах продолжительностью:
до 24 ч - 1 драже;
более 24 ч - 2 драже.
5. В целях обеспечения полноценным бортовым питанием членов экипажей самолетов и
вертолетов, совершающих длительные полеты, комплектование и выдача бортовых рационов в
зависимости от продолжительности полетного времени (в том числе по маршруту) производится
при продолжительности полета:
к 4 ч после последнего предполетного приема пищи - один рацион первого или четвертого
варианта;
от 4 до 8 ч - по одному рациону первого и третьего вариантов, при этом из продуктов третьего
варианта готовится обед на борту самолета или вертолета, состоящий из первого и второго
горячих блюд;
от 8 до 12 ч - по одному рациону первого, второго и третьего вариантов;
от 12 до 16 ч - по одному рациону первого, второго, третьего и четвертого вариантов;
от 16 до 20 ч - по одному рациону первого, третьего, четвертого и по два рациона второго
вариантов;
от 20 до 24 ч - по одному рациону первого, третьего и по два рациона второго и четвертого
вариантов.
6. При комплектовании и выдаче бортовых рационов для экипажей самолетов и вертолетов
разрешается заменять соки плодовые и ягодные фруктами свежими согласно нормам замены.
7. Для членов экипажей самолетов при совершении ими длительных высотных полетов с
разрежением воздуха в кабине, соответствующим высоте свыше 5000 м, вместо вариантов
данного рациона разрешается выдавать следующий набор продуктов в тубах:
пюреобразные первые и вторые обеденные блюда в алюминиевых тубах N 13 по 165 г - 1 шт.;
пюреобразные молочно-сладкие блюда и напитки в алюминиевых тубах N 13 по 165 г - 1 шт.;
соки плодовые и ягодные натуральные с мякотью и сахаром в алюминиевых тубах N 13 по 165 г
- 1 шт.;
соки плодовые и ягодные натуральные осветленные с сахаром в алюминиевых тубах N 13 по
165 г - 1 шт.;
салфетки гигиенические - 4 шт.
Ассортимент пюреобразных консервов может быть частично изменен и расширен с учетом
пожеланий летчиков. Вместо наконечников из органического стекла могут поставляться
наконечники-мундштуки из парафинированного картона разового пользования.
8. В десантируемых спасательных средствах коллективного пользования, предназначенных
для оказания помощи личному составу, терпящему бедствие в акваториях Северного Ледовитого
океана, содержится набор продуктов по бортовому рациону (вариант N 2). Количество бортовых
рационов определяется типом спасательного средства.
9. Основанием для списания в расход бортовых рационов для экипажей самолетов и
вертолетов служат рапорт командира подразделения, приказ командира воинской части и выписка
из полетного листа о продолжительности полета.
10. По решению начальника Центрального продовольственного управления Министерства
обороны Российской Федерации бортовой рацион для экипажей самолетов и вертолетов может не
укомплектовываться вскрывателем консервов.

Питание летного состава должно отвечать следующим требованиям:


  • суточные рационы должны, как правило, включать продукты, не нарушающие нормальную работу органов пищеварения;

  • калорийность суточных рационов должна полностью покрывать энергетические затраты, а питательные вещества должны удовлетворять потребности в них организма в различных климатогеографических зонах;

  • продукты и готовые блюда следует подбирать с учетом влияния на организм неблагоприятных факторов полета и особенностей функционирования желудочно-кишечного тракта в полете;

  • готовая пища должна обладать хорошими вкусовыми качествами, быть достаточно разнообразной и безопасной в санитарно-эпидемиологическом отношении;

  • режим питания и распределение суточного пищевого рациона должны соответствовать распорядку дня и характеру полетов.
Человек в целях поддержания расхода энергии постоянно с пищевыми продуктами употребляет углеводы, жиры и белки, которые окисляясь восстанавливают энергетический баланс. Энергетические затраты в основном зависят от уровня основного обмена, а величина основного обмена в свою очередь зависит от массы тела, возраста, роста и характера выполняемой мышечной работы.

В летной практике на величину основного обмена оказывают большое влияние нервно-психическое напряжение, определенный недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе, вибрация, шум, неравномерное по времени питание, режим, а иногда и гиподинамия, обусловленная длительными полетами, и ряд других факторов. В этих условиях энергетический обмен и функции желудочно-кишечного тракта нередко изменяются.

В полетах повышается потребность организма в витаминах, белках и углеводах. Поэтому необходимо обеспечение членов экипажей рациональным питанием, т. е. таким питанием, которое могло бы полностью обеспечить потребность организма в пище, как в количественном, так и в качественном отношении. Пищевые продукты должны быть доброкачественными, обработанными и приготовленными таким образом, чтобы они вызывали аппетит, были легко усвояемыми и оптимально распределялись по калорийности рационов в течение рабочего дня с учетом особенностей полетов. Важным условием безопасности полетов является также оптимальное обеспечение летного состава бортовым питанием на многоместных самолетах в длительных полетах. Должен осуществляться своевременный контроль за доброкачественностью продуктов, санитарным состоянием пищеблоков и обработкой сырья в целях предупреждения возможностей появления метеоризма и пищевых отравлений. При разработке режима питания должен также быть учтен и ряд моментов, связанных с метеорологическими и климатическими условиями, а также с ассортиментом и наличием продовольствия.

Следует иметь в виду, что прием большого количества пищи перед полетом или во время полета может снизить работоспособность пилота, так как прием пищи ведет к приливу крови к органам пищеварения, а это в свою очередь может неблагоприятно сказаться на кровоснабжении головного мозга и работоспособности мышц. Кроме того, переполненные желудок и кишечник могут оказывать стесняющее действие на диафрагму и затруднять дыхательные движения и сердечную деятельность.

Перед полетом пища должна быть по объему компактной, обладать достаточной насыщающей способностью, быть легко усваиваемой и перевариваемой и не вызывать чрезмерного газообразования в кишечнике. Перед высотным полетом желательно ограничить в пищевом рационе содержание жира, а также бобов и гороха и увеличить содержание легкоусвояемых углеводов, которые повышают высотную устойчивость. При значительных промежутках времени между приемами пищи у некоторых лиц могут появляться чувство голода, ощущение слабости, головокружение, ухудшение самочувствия и снижение работоспособности.

Особо важную роль в обеспечении полноценности питания во время длительного полета играют такие пищевые вещества, как аскорбиновая кислота, рибофлавин, тиамин, которые входят в состав ферментов, участвующих в окислительно-восстановительных процессах. Учитывая, что при длительных полетах в кабине экипажа и пассажирских салонах относительная влажность значительно уменьшается и воздух становится сухим, а у экипажей и пассажиров возникает ощущение сухости во рту и чувство жажды, целесообразно применять кондитерские изделия, содержащие в себе органические кислоты, которые уменьшают эти ощущения и способствуют утолению жажды.

Питание летных экипажей, основанное на рациональных принципах, должно удовлетворять энергетическим, пластическим и другим потребностям организма и обеспечивать необходимый уровень обмена веществ и работоспособности членов экипажей.

Питание, основанное не на рациональных принципах, может привести к нарушению обмена веществ и расстройству функционального состояния различных органов и систем организма.

По пищевым ингредиентам питание членов экипажей должно быть сбалансировано и индивидуализировано в соответствии с энергозатратами, особенностями метаболизма в условиях высоты, а также наличием тех или иных отклонений в состоянии здоровья (чрезмерная полнота, нарушение обмена веществ и др.).

Питание может быть четырех- или трехразовым, поэтому суточный рацион питания по калорийности рекомендуется распределять в зависимости от принятого режима питания. При четырехразовом питании рацион может быть распределен ориентировочно следующим образом: на первый завтрак - 25 % общего количества суточной пищи, на 2-й завтрак-15%, на обед-40% и на ужин-20%; при трехразовом: на завтрак-30%, на обед - 40 % и на ужин - 30 %. Прием пищи с соблюдением таких режимов может обеспечить регулярное поступление в организм пилота необходимых питательных веществ и предотвратить возникновение чувства переедания или голода.


    1. Порядок обеспечения питанием экипажей ВС ГА.
(Приложение N 3 к Приказу Минтранса России от 30 сентября 2002 г. N 122).

1. Экипажи воздушных судов в дни полетов и дежурств

обеспечиваются эксплуатантом бесплатным рационом питания.

При невозможности обеспечения экипажа бесплатным питанием во

внебазовых аэропортах (аэродромах, посадочных площадках) по причине

отсутствия специализированных организаций общественного питания

допускается возмещение расходов на питание членам экипажа.

2. При организации питания в специализированных организациях

общественного питания в базовых аэропортах эксплуатантом

обеспечивается рацион питания, составление меню - раскладок, учет

пищевой ценности и калькуляция блюд. Калорийность суточного рациона

питания в дни полетов и дежурств с учетом норм потребляемых белков,

жиров и углеводов на одного члена экипажа не должна быть ниже 3500

3. Рацион питания предоставляется экипажу воздушного судна в

зависимости от продолжительности рабочего времени при выполнении

полетного задания:

До 3 часов - одноразовое питание;

От 3 до 6 часов - двухразовое питание;

Свыше 6 часов - трехразовое питание.

4. При нахождении экипажей воздушных судов в резерве, на

дежурствах (поисковые и аварийно - спасательные работы, санитарные

задания, лесоохрана) обеспечение питанием производится в зависимости

от продолжительности рабочего времени:

До 4 часов - одноразовое питание;

От 4 до 8 часов - двухразовое питание;

Свыше 8 часов - трехразовое питание.

Организация питания экипажей воздушных судов, выполняющих

авиационные работы, оговаривается эксплуатантом в соответствующих

договорах с заказчиками.

5. Время и порядок приема пищи членами экипажей устанавливаются

командиром воздушного судна в зависимости от условий полета.

6. При ожидании вылета во внебазовых аэропортах (на аэродромах,

посадочных площадках) с целью продолжения выполнения полетного

задания, выполнении внеплановых посадок и задержек вылета во

внебазовых аэропортах (на аэродромах, посадочных площадках), не

предусмотренных полетным заданием, члены экипажей воздушных судов

обеспечиваются питанием в порядке, установленном в пункте 4 настоящего

приложения.


      1. Порядок обеспечения питанием членов летного экипажа в полете.

  • Вход в кабину летного экипажа осуществляется по вызову или разрешению КВС СБЭ или бортпроводником, назначенном на предполетном брифинге. Идентификация личности производится с помощью камер видеонаблюдения.

  • Использовать салфетки, предназначенные для обслуживания летного экипажа.

  • Обслуживание напитками:
- наливать напиток не более 2/3 емкости стакана;

Подавать стакан со стороны борта самолета.


  • Обслуживание летного экипажа не производится при прохождении зоны турбулентности.

      1. Порядок обеспечения питанием членов кабинного экипажа в полете.

  • Питание членов кабинного экипажа производится по графику и на местах, определенным СБЭ. График составляется таким образом, чтобы в пассажирских салонах и туалетных комнатах осуществлялся контроль безопасности, чистоты и проводилась индивидуальная работа с пассажирами членами кабинного экипажа.

  • Запрещено размещение стаканов и подносов/ланч-боксов с питанием в местах, для этого не предназначенных. Следует соблюдать чистоту и порядок в БКС.

8. Список литературы

1. Инструкция по организации питания пассажиров на борту самолетов гражданской авиации, утв. МГА и Минторгом СССР от 10.01.80 N 11/7.

2. Отраслевой стандарт «Рационы питания, выдаваемые пассажирам в полете. Основные требования». ОСТ 54-3-61-93.

3. Гигиенические требования к организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов ГА. СП2.5.1.788-99.

4. Указания по составлению меню, комплектованию и отпуску рационов питания для пассажиров самолетов внутрисоюзных и международных воздушных линий гражданской авиации СССР, утвержденные Минторгом СССР и МГА от 06.06.88 N 109/92.

5. Правила гигиены для бортового питания - Ассоциация Европейских авиакомпаний (АЕА), Брюссель G 9051, 28.02.95. 41.

6. Программа обучения бортпроводников внутренних и международных авиалиний гражданской авиации по вопросам санитарно - эпидемиологического обеспечения полетов, утв. заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 16.12.98 N 292-117.

8. Воздушный кодекс Российской Федерации (19.03.97 N 60-ФЗ).