Главная · Спорт и Фитнес · Общественно профессиональная оценка качества образования. Современные проблемы науки и образования. Реестр образовательных программ, успешно прошедших профессионально-общественную аккредитацию

Общественно профессиональная оценка качества образования. Современные проблемы науки и образования. Реестр образовательных программ, успешно прошедших профессионально-общественную аккредитацию

- 162.00 Кб

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

по образовательной программе дополнительного профессионального

образования «Современный образовательный менеджмент.

Принцип государственно-общественного управления в образовании»

«Общественная оценка качества образования в образовательном учреждении»

ВЫПОЛНИЛА: Воскресенская Людмила Александровна

НОМЕР ГРУППЫ: 116ф

РЕЦЕНЗЕНТ: (не заполнять)

Челябинск – 2014

  1. Введение………………………………………………………… … ……... 3
  2. Общественное участие в управлении образованием

2.2.Управляющий Совет – гражданское участие в управлении образованием……………………………………………… …………..10

2. 3.Общественное участие в оценке качества образования: социологический анализ………………………………………………15

III.Заключение …………………………………………………………….. ..26

IY.Список литературы…………………………………………………… ….27

  1. Введение

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности) .

При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

  • обеспечение инновационного характера базового образования;
  • модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
  • создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
  • формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее – Программа) является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Задачами Программы являются:

Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг .

В рамках мероприятия «Создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования»:

  • разрабатывается новая модель общероссийской системы оценки качества общего образования, охватывающая федеральный, региональный, муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения, а также создан инструментарий ее реализации с обеспечением комплексного электронного мониторинга качества образования;
  • создаются механизмы комплексной оценки академических достижений обучающегося, его компетенций и способностей. Для ступеней и уровней образования, обучение на которых не заканчивается выдачей документа государственного образца, указанные выше механизмы будут носить мониторинговый характер;
  • отрабатываются механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.

Проблемы оценки качества образования являются приоритетными для современной образовательной политики. За последние годы в целях реализации названного приоритета разработано и реализуется значительное количество федеральных проектов общесистемного характера, это и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», и Федеральная целевая программа развития образования до 2015 года, и новые федеральные государственные образовательные стандарты.

В последнее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования, в рамках введения единого государственного экзамена, а также посредством научно-практических разработок, осуществляемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. В работах последних лет находит отражение мировой опыт разработки инструментария оценивания результатов обучения, в том числе тестирования и обработки результатов, на основе современных теорий педагогических измерений.

В частности, в настоящее время введена модель новой независимой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. Завершился эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в XI классе. Ведётся работа по стандартизации банка измерительных и диагностических материалов; разработке технологического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений, технологии оценки готовности детей к обучению в начальной и основной школе.

В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Такие структуры, как родительские комитеты, школьные советы, попечительские советы, советы работодателей и др. существуют сегодня как проводники образовательной политики государства, как помощники органов управления образования, администрации учебных заведений.

Вопрос участия общественности в управлении образованием, вызван необходимостью роли и значения общественности для повышения эффективности управления образовательными системами, условий повышения роли общественности в усилении образовательного потенциала школ. Важным является привлечение к экспертизе широкого круга социальных и педагогических партнёров, в том числе и родителей. Перед школой встаёт вопрос решения социального заказа общества с помощью постановки и решения определённых задач.

Специалистами изучен огромный опыт общественного участия в управлении образовательными организациями в зарубежных странах, а так же их участия в оценке качества образования.

  1. Основная часть. Вовлечение общественности в оценку качества образования
    1. Опыт зарубежных стран по вопросу общественного участия в управлении образованием

Задачей государственно-общественного управления в сфере общего образования является вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики на всех уровнях, достижение консенсуса по поводу принимаемых решений и совместная деятельность по их реализации.

Тенденция расширения участия общества в функционировании института образования реализуется, как отмечается в литературе, в следующих направлениях :

  • определение предмета деятельности общественных и государственно-общественных структур в области управления образованием;
  • наличие у общественных (школьных и попечительских советов) и государственно-общественных структур не только прав и полномочий, но и адекватных им обязанностей в области управления образованием;
  • наличие общественных и государственно-общественных органов и структур на всех ступенях управления образованием, от учебного заведения до национального уровня.

Интересным опытом создания таких форм участия общества в развитии института образования может служить создание школьных советов. В частности в Англии с 70-х годов началась практика создания представительного органа на местном уровне – школьного совета, в котором родители были бы равными партнерами. Сходные процессы проходили и в других странах – считается, что вовлечение родителей обычно является частью процесса децентрализации образовательной системы. Школы, управляемые с помощью школьных советов, принимают решения относительно учебных планов и программ, о наборе учителей и о других важных аспектах. Среди стран, в которых родители в тех или иных формах все шире привлекаются к участию в работе школ, можно назвать США, Австралию, Норвегию, Израиль, Новую Зеландию. Ответственность за обучение детей передается от центральных ведомств школьным советам, в которых большую роль играют родители .

Родителей привлекают в основном к участию в административных мероприятиях, оставляя сам процесс обучения профессионалам. Однако постепенно участие родителей в работе школ приобретает все новые формы. Одна из таких форм – привлечение родителей к отчетности школы – имеет форму как отчетов школы в целом перед родителями, так и по отдельным учащимся. Например, родители в таких странах, как Англия и Уэльс, Австралия, участвуют в инспектировании школ. Предполагается, что школьные советы, и родители в их составе, должны быть в курсе всей работы школы.

Формы участия родителей становятся все более сложными. Можно выделить пять основных направлений привлечения родителей на уровне школы к участию в обучении своих детей: выбор школы, принятие решений в формальных структурах, учение и обучение, воздействие на физическое и материальное окружение, коммуникация.

В рамках названных направлений возникает множество практических вопросов относительно участия «групп интересов», представленных в образовательном процессе. Во многих странах правительства используют выбор школы родителями как средство совершенствования качества работы школ – согласно законам рынка, родители выбирают лучшие школы. Однако возникает целый ряд вопросов: В какой мере существующая общественная политика и практика позволяют родителям осуществить выбор? Насколько информированы родители при выборе школы? Какова взаимосвязь между выбором школы и тем, как учится ученик?

Обычно родители привлекаются для поддержки и совершенствования окружающей среды и привлечения дополнительных ресурсов – человеческих и материальных. Тут также возникают вопросы о мере их привлечения к этому аспекту школьной жизни: В какой мере родители привлечены к поддержанию школьных зданий? В какой мере родители привлечены к обеспечению учебными ресурсами?

Коммуникация между родителями и школой может рассматриваться как интегральный компонент процесса участия родителей в работе школы. Именно процесс обмена информацией между школой и домом является важной частью их взаимодействия, направленного на улучшение качества учебной деятельности учащихся. В какой мере родители участвуют в создании школьных советов? В какой мере родители принимают участие в планировании развития школы? В какой мере родители участвуют в работе по оценке деятельности школы? В какой мере родителей привлекают к принятию решений о способах измерения и оценки достижений, используемых в классе? В какой мере ценности школы поддерживаются в домашней обстановке? Каким образом родителей информируют о предстоящих событиях в жизни школы? Каким образом родители информируют школу о благополучии своих детей?

Можно заметить, что для большинства развитых зарубежных стран характерна тенденция поиска различных форм участия родителей в образовательной деятельности школы, вовлечение их в процесс оценки качества обучения в роли полноправных субъектов образовательного процесса, привлечение родителей к отчетности школы.

    1. Управляющий Совет - гражданское участие в управлении образованием

В Советском Союзе общественность была исключена из управления образованием. Деятельность школ была «за занавесом» для родителей и общественности. В последнее же время Совету школы, Попечительскому Совету, Управляющему Совету отводится значительная роль. Особыми полномочиями наделен именно Управляющий Совет .

Управляющий совет - коллегиальный представительный орган реального совместного управления школой в целом со стороны учредителя, директора, представителей учителей, других работников школы, учащихся и их родителей (законных представителей), представителей «внешкольной», но заинтересованной в делах школы, активной общественности.
Автором (и «двигателем» на федеральном уровне) идеи управляющего совета школы являлся А.А. Пинский, который выбрал термин «управляющий совет» именно для того, чтобы подчеркнуть обязательность наличия у этого органа управленческих полномочий (прав на принятие управленческих решений по ряду значимых вопросов функционирования и развития общеобразовательного учреждения в целом) .

Краткое описание

При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
обеспечение инновационного характера базового образования;
модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

Содержание

Введение…………………………………………………………… ……... 3
Общественное участие в управлении образованием
2.1.Из опыта зарубежных стран……………………………………….7
2.2.Управляющий Совет – гражданское участие в управлении образованием…………………………………………………………..10
2. 3.Общественное участие в оценке качества образования: социологический анализ………………………………………………15
III.Заключение …………………………………………………………….. ..26
IY.Список литературы……………………………………………………….27

Система управления качеством образования и повышение эффективности ее развития является неотъемлемой частью национальной политики во всех развивающихся странах. Для имиджевой конкурентоспособности и престижности современным образовательным организациям высшего образования необходимо быть инновационными, преактивными постоянно держать руку на пульсе современным требованиям рынка труда соответственно и удовлетворять потребностям различных заинтересованных социальных групп. Это говорит о том, что помимо преподавания вузы непосредственно должны участвовать в социальном и экономическом развитии региона и страны, а также учитывать международный запрос к современному образованию и следить за тенденцией развития существующих стандартов, предъявляемых к качеству высшего образования. Благодаря анализу международной практики у нас появилась возможность перечислить основные направления развития системы экспертной оценки программ зарубежом. К ним можно отнести непосредственно: возможность принятия решений, благодаря полномочиям переданным от центрального уровня местному; формирование непрерывной национальной системы образования; повышение эффективности функционирования всех ее звеньев через координацию и кооперацию их усилий; введение многоуровневого обучения и модернизация содержания образования; внедрение современных ИК-технологий в образовательный процесс; формирование механизмов контроля качества предоставляемых образовательных услуг.

Наблюдая в последнее время повышенную международную активность в высшем образовании можно сказать, что данный спектр образовательной области является экономически привлекательным и стремительно набирающим развивающиеся обороты. Можно сказать, что главная идея концепции качества образования становится все более вовлеченной в межинституциональную конкуренцию. Однако национальный характер и процедурный регламент обеспечения качества образования приводит к запутывающей совокупности предъявляемых стандартов и критериев к ним. B большой степени системы оценки качества высшего образования, в том числе и механизм оформления проводимой оценочной процедуры качества и содержание национальной структуры оценки качества, значительно отличаются своей не прозрачностью и не удобочитаемостью в других странах. В момент, когда интернационализация высшего образования требует большей прозрачности рынка труда, имеется серьезная нехватка процедур экспертной оценки в отношении реализуемых образовательными организациями высшего образования программ, являющимися универсальными для определения стандартов в международном масштабе.

B этой связи возникла необходимость обобщения существующего некоторого опыта общественно-профессиональной экспертной оценки качества программ высшего образования в странах европейского союза, у которых понимание «общественно-профессиональный институт оценки качества» существует порядка пятидесяти лет, и соответственно здесь уже накоплен значительный опыт, являющийся приоритетом в формировании доверия к европейскому образовательному пространству высшего образования .

B развитии национальных и международных систем гарантии качества в европейском пространстве и на международном уровне Европейские стандарты гарантии качества высшего образования (далее - ESG) играли и продолжают играть важную роль.

Eвропейская система гарантии качества и ее совершенствование строится на определенных стандартах, которые в свою очередь связаны с контекстом, областью, целями и принципами их применения.

Eвропейское сообщество активно закрепляет свою направленность к созданию прочного фундамента знаний в целях повышения социально - экономического, культурного развития и глобальной конкуренции на рынке образовательных услуг, соответственно в данном случае высшее образование выступает главным его компонентом.

В условиях оптимизации требований, повышается необходимость в специальных умениях и профессиональных компетенциях, предъявляемых к высшему образованию. С целью повышения эффективности в ответ на возрастающие ожидания высшее образование должно внести коренные изменения в преподавание и внедрять процессы студентоцентрированного обучения в свои образовательные программы.

Основной целью европейских стандартов гарантии качества высшего образования является внесение вклада в общее понимание гарантии качества обучения и преподавания в высшем образовании, включая образовательную среду и необходимую связь с научными исследованиями и инновациями (управления) во всех странах и среди всех заинтересованных субъектов образовательных отношений .

Для описания всех включенных внутри цикла постоянного совершенствования видов деятельности в Стандартах применяется термин

«Гарантия качества». В своей деятельности гарантия качества высшего образования опирается на две основополагающие цели - это «отчетность» и «совершенствование». Именно достижение этих двух целей и способствует формированию доверительных отношений к деятельности образовательной организации высшего образования. Гарантия качества и совершенствование качества являются взаимосвязанными и взаимодополняющими.

Европейский стандарт качества относится ко всей сфере высшего образования, которое реализуется на европейском пространстве, вне зависимости от вида, места или способа обучения, включая трансграничное и транснациональное обучение по программам высшего образования . Названные стандарты носят рекомендательный характер и затрагивают жизненно важные аспекты гарантии качества и образовательной среды высшего образования. Безусловно, стандарты имеют свои цели и принципы, которые образуют структуру, внутри которой стандарты могут быть использоваться и применяться заинтересованными сторонами различными путями и способами.

Цели ESG определяют общую структуру, способствуют гарантии и совершенствованию качества высшего образования, поддерживают взаимное доверие, содействуя тем самым признанию и мобильности за рамками национальных границ, а также информационное обеспечение по вопросам гарантии качества высшего образования на территории Европейского союза. Европейское образовательное пространство основано на четырех принципах гарантии качества:

1. Установление ответственности образовательной организации высшего образования за качество и гарантию предоставляемого образования.

2. Обеспечение гарантии качества, отвечающего потребностям разнообразных систем высшего образования, вузов и студентов.

4. Учет потребностей и ожиданий всех заинтересованных субъектов образовательных отношений как обеспечение гарантии качества .

В действующих европейских стандартах гарантии качества внимание особо акцентируется на «инструментах прозрачности»: Европейская структура квалификаций» (EQF), Европейская система зачета периодов обучения (ECTS), Результаты обучения (LO), которые раньше рассматривались как самостоятельные направления деятельности образовательных организаций в рамках Болонского процесса и не учитывались в первом варианте европейских стандартов качества (ESG).

Стоит отметить, что в мировой практике существуют различные подходы к оценке качества работы вузов. Основными из них являются репутационный, результативный и общий подходы. Для оценки качества профессиональных образовательных программ и учебных заведений в целом используется экспертный механизм репутационного подхода. Количественные показатели деятельности вуза основаны на измерении результативного подхода. Принципы «всеобщего управления качеством» (Total Quality Management, TQМ) и требования к системам менеджмента качества Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) основываются благодаря общему подходу.

Независимая оценка качества образовательных программ высшего образования в своей истории выделяет несколько типов моделей: «английская модель», центральное место в которой отведено внутренней самооценке академического сообщества университета; «французская модель», которая основана на оценке вуза с внешней стороны с точки зрения его ответственности перед обществом и государством; «американская модель» для оценки качества деятельности образовательных организаций и качества образовательных программ, которая отражает в своей методике симбиоз двух моделей «английской» и «французской» .

В результате процесса формирования обеспечивающих национальных систем качества высшего образования около 75% вузов подвергаются процедуре внешней экспертной оценки качества реализуемых ими программ. Необходимо подчеркнуть тот факт, что в основном данную процедуру практикуют вузы, реализующие программы в сфере бизнеса, экономики, инновационной деятельности и инженерных технологий. Акцент делается на соответствии при проведении внешней оценки нововведенных квалификаций, новых типов образовательных организаций высшего образования и частных заведений, реализующих образовательные программы .Переход от «оценки соответствия» к стратегиям совершенствования наблюдается по мере развития оценки качества. Непосредственными целями внешнего оценивания являются соответственно: подотчетность вузов; обеспечение информационной прозрачности; повышение качества высшего образования; достижение национальной и международной сопоставимости; ранжирование образовательных организаций высшего образования. Контроль качества и оценивания программ высшего образования можно разделить на следующие типы: институциональная аккредитация; институциональный аудит; программная аккредитация; оценивание реализуемых вузом программ (программы); оценивание преподаваемой дисциплины (предмета); эталонное сравнение предмета; эталонное сравнение программы.

Европейские стандарты гарантии качества высшего образования включают в себя 10 стандартов и рекомендации к каждому стандарту, описывающие важность стандарта и путь его реализации, результаты которых могут быть различными в зависимости от различающихся контекстов . Ниже приведено описание всех десяти стандартов ESG.

Аннотация: В статье рассмотрены процедуры внешней оценки качества высшего образования; показаны преимущества профессионально-общественной аккредитации и ее взаимосвязь с процедурой государственной аккредитации.

Кайгородова М.А.

(Алтайский государственный технический университет

им.И.И.Ползунова, г.Барнаул)

Корнева Е.Ю

(Ассоциация по сертификации “Русский Регистр”, г. Москва)

Качество подготовки и повышение конкурентоспособности специалистов – одна из приоритетных задач в сфере образования. Это обусловлено рядом причин: необходимостью приведения уровня и качества образовательных программ в соответствие с международными стандартами; увеличением числа выпускников, не способных трудоустроиться по приобретенной профессии; повышением уровня требований работодателей к молодым специалистам в части компетенций по решению конкретных производственных и экономических задач; развитием конкуренции между образовательными организациями по оказанию гражданам образовательных услуг.

Подготовка специалистов осуществляется на рынке, представленном совокупностью стейкхолдеров. Кроме производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят посредники, включая службы занятости, биржи труда, органы лицензирования и аккредитации образовательных учреждений.

Государство, работодатели, обучающиеся и их родители, образовательные организации и другие стейкхолдеры заинтересованы в высоком качестве образования, но имеют свои конкретные интересы, поэтому оценки качества образования, данные ими, будут, несомненно, различаться. Обучающиеся считают образование качественным, если оно позволяет им успешно конкурировать на рынке труда и строить карьеру. Работодателей, в отличие от государства, в первую очередь интересует не соответствие подготовки выпускников требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), разработанных Минобрнауки России, а их профессиональная подготовка, способность решать нестандартные задачи, принимать управленческие решения в пределах своей компетенции. Поэтому работодатели и обучающиеся будут считать качество образования недостаточно высоким, если уровень подготовки не будет соответствовать требованиям современного рынка труда.

В настоящее время в системе оценки качества образования в России выделяют два уровня: внутренний и внешний.

Внутренняя оценка обеспечивает выполнение требований ФГОС ВО, государственных требований и действующего законодательства в области высшего образования.

Внешняя оценка включает процедуры государственной и профессионально-общественной аккредитации. Наличие двух типов аккредитаций подтверждает факт заинтересованности в гарантии качества образования различных целевых групп, в том числе государства и работодателей.

Согласно пункту 2 статьи 92 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. .

По мнению некоторых исследователей современной системы оценки качества образования, одним из недостатков существующей системы государственной аккредитации является отсутствие механизмов объективной оценки конечного результата реализации образовательной программы. Государственная аккредитация дает оценку соответствия образовательной деятельности требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, то есть оценка дается образовательной организации, а не качеству подготовленных ею специалистов. Устранить этого противоречие призван институт профессионально-общественной аккредитации .

В статье 96 закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессионально-общественная аккредитация определена как «признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля» .

В отличии от общественной аккредитации, осуществляемой общественными организациями, процедура профессионально-общественной аккредитации проводится работодателями или их объединениями.

Порядок профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, формы и используемые методы оценки, а также действия, следующие за приобретением статуса аккредитованной программы, устанавливаются работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией, которые проводят указанную аккредитацию.

В настоящее время в России действует порядка сорока организаций, предлагающих свои услуги по проведению профессионально-общественной аккредитации. Среди них можно выделить Ассоциацию по сертификации «Русский Регистр». В 2014 году между Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» и рядом Региональных структур Российского Союза промышленников и предпринимателей было подписано Соглашение о взаимодействии, которое способствует проведению государственной политики в области независимой оценки и развития системы профессионального образования, подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда различных отраслей экономики Российской Федерации. За последние три года подписаны еще ряд подобных соглашений с межотраслевыми, отраслевыми общероссийскими объединениями работодателей, в том числе отраслевыми Советами по профессиональным квалификациям Национального Совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Процедура профессионально-общественной аккредитации, проводимой Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» включает три этапа:

  • проведение вузом самообследования, формирование отчета и его представление в аккредитуемый орган;
  • изучение отчета о самообследовании экспертами;
  • визит в образовательную организацию внешней экспертной комиссии.

Согласно Правилам по независимой оценке качества и гарантий качества и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, разработанным Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр», основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) оценивается в баллах по модели, включающей в себя 6 групп стандартов:

  1. Соответствие компетенций лиц, освоивших образовательные программы, требованиям ФГОС, профессиональных стандартов, иным общероссийским квалификационным требованиям или требованиям, предъявляемым рынком труда.
  2. Востребованность выпускников, освоивших образовательные программы, рынком труда.
  3. Качество материально-технических, информационно-коммуникационных, кадровых и иных ресурсов, влияющих на качество подготовки выпускников.
  4. Управление основной профессиональной образовательной программой.
  5. Цели, стратегия и развитие основной профессиональной образовательной программой.
  6. Система информирования и информационная открытость.

Каждый стандарт включает ряд требований, дифференцированных по уровням зрелости (базовый, срединный и высший) и оценивающихся через различные критерии.

Профессионально-общественная и государственная аккредитации относятся к внешней оценке качества образования и, как показывает практика, являются взаимосвязанными процедурами. Основная профессиональная образовательная программа, удовлетворяющая хотя бы базовому уровню зрелости по каждому из стандартов, обеспечивает соответствие аккредитуемой программы требованиям ФГОС ВО.

Покажем взаимосвязь двух видов аккредитации на примере ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) . Для этого сопоставим критерии по группам стандартов, относящиеся к базовому уровню, и пункты Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Стандарт 1 «Соответствие компетенций лиц, освоивших образовательные программы, требованиям ФГОС, профессиональных стандартов, иным общероссийским квалификационным требованиям или требованиям, предъявляемым рынком труда» позволяет оценить компетентностную модель выпускника, соответствие компетенций выпускников требованиям ФГОС ВО и запросам рынка труда. Данный стандарт Модели соответствует разделу V Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования «Требования к результатам освоения программы бакалавриата» . Во во исполнение требований Национального Совета при Президенте по профессиональным квалификациям и ожиданий рынка труда в развитие требований на базовом уровне Модель ПОА ОПОП Русского Регистра включает критерии, ориентированные на более глубокую и эффективную работу руководства ОПОП с работодателями ее выпускников и другие заинтересованные в реализации ОПОП сторон. Например, в части требований к формированию компетентностной модели выпускника как совокупного ожидаемого результата освоения ОПОП наряду участия работодателей как потребителя ожидаемых результатов оценивается также участие обучающихся, внешних экспертов профессиональной области и учет лучших практик. Также, например, в части требований к регламентации процедур и критериев оценивания знаний/компетенций обучающихся наряду

Образовательная организация для регламентации процедур и критериев оценивания знаний/компетенций обучающихся на всех этапах реализации ОПОП должна:

— разработать и утвердить документы;

— согласовать с работодателем и утвердить документы, предусматривающие оценивание знаний/компетенций в соответствии с планируемыми результатами обучения, назначением (диагностическое, текущее, промежуточное или итоговое оценивание), и отвечающие целям программы и требованиям работодателей;

— разработать документы с участием работодателей и с учетом требований заинтересованных сторон;
— обеспечить открытость критериев и процедур оценки знаний и умений/компетенций обучающимся и их родителям; — обеспечить открытость критериев и процедур оценки знаний и умений/компетенций обучающихся работодателям и профессиональному сообществу; — обеспечить открытость критериев и процедур системы оценки знаний и умений/компетенций обучающихся всем заинтересованным сторонам
— использовать современные технологии оценки знаний /компетенций обучающихся; — уровень знаний должен оцениваться на профессиональной основе с учетом современных достижений в области тестовых и экзаменационных процедур;
-привлекать работодателей к оценке результатов образования обучающихся и выпускников; — привлекать работодателей к созданию фонда оценочных средств; — привлекать работодателей к предоставлению возможности оценивать результаты образования в условиях производственной среды;
— обеспечить объективность оценочного процесса в соответствии с процедурами, установленными в Образовательной организации; — обеспечить профессионализм оценочного процесса; — обеспечить независимость оценочного процесса в соответствии с системой оценивания, установленной в Образовательной организации;
— информировать обучающихся об экзаменационных требованиях и используемых процедурах оценивания и возможных их последствиях.

Члены экспертной группы, участвующий в процедуре государственной аккредитации, выполняют оценку качества освоения образовательной программы, которая включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам, прохождения практик, выполнения научно-исследовательской работы. Эксперт проверяет наличие, полноту и качество фондов оценочных средств.

В стандарте 1 также проверяется наличие, открытость и объективность процедур и критериев оценивания компетенций обучающихся на всех этапах реализации ОПОП, привлечение работодателей к оценке результатов обучающихся и выпускников. Выполнение этих критериев обеспечивает соответствие аккредитуемой образовательной программы ФГОС ВО в части пунктов 5.5, 5.6 и частично пункта 7.1.2 (Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) должна обеспечивать фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата).

Стандарт 2 «Востребованность выпускников, освоивших образовательные программы, рынком труда»:

  • оценивает наличие связи с выпускниками ОПОП и статистические данные, характеризующие трудоустройство выпускников;
  • анализирует потребность в выпускниках аккредитуемой образовательной программы;
  • выявляет факты использования информации от выпускников для совершенствования деятельности и качества реализуемых программ.

Выполнение указанных критериев Стандарта 2 позволяет адаптировать аккредитуемую образовательную программу к динамично меняющимся условиям рынка труда, а именно:

  • выбрать профессиональные компетенции, соответствующие видам профессиональной деятельности, на которые рассчитана программа бакалавриата (соответствие пункту 5.4 ФГОС ВО );
  • включить выбранные компетенции в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата (соответствие пункту 5.5 ФГОС ВО );
  • дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знаний и (или) виды деятельности (соответствие пункту 5.6 ФГОС ВО );
  • сформировать список дисциплин, относящихся к вариативной части программы бакалавриата и практике, определяющих направленность программы (соответствие пункту 6.6 ФГОС ВО ).

Стандарт 3 «Качество материально-технических, информационно-коммуникационных, кадровых и иных ресурсов, влияющих на качество подготовки выпускников» оценивает наличие материально-технических, кадровых, информационно-образовательных, финансовых ресурсов, необходимых для формирования соответствующих компетенций у обучающихся.

Данный стандарт полностью соответствует разделу VII «Требования к условиям реализации программы бакалавриата» ФГОС ВО . Выполнение критериев Стандарта 3 для аккредитуемой образовательной программы на базовом уровне обеспечивает соответствие ФГОС ВО в части пунктов 7.1 – 7.4.

Во время выезда внешней экспертной комиссии, уполномоченной Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр», основное внимание уделяется интервьюированию студентов, преподавателей, выпускников, работодателей; выявляется степень удовлетворенности условиями реализации программы у студентов и работодателей; оценивается степень вовлеченности работодателей в образовательный процесс.

При процедуре государственной аккредитации члены экспертной комиссии проводят анкетирование научно-педагогических работников и обучающихся, которое также позволяет оценить удовлетворенность общесистемными требованиями к реализации программы, кадровым и материально-техническим обеспечением и качеством предоставляемых услуг.

Стандарт 4 «Управление основной профессиональной образовательной программой» позволяет выявить соответствие основной профессиональной образовательной программы требованиям ФГОС, работодателей, а также ее актуальность. Оценивается степень участия работодателей в составлении учебных планов, рабочих программ дисциплин и практик, программы государственной итоговой аттестации, чтении лекций и проведении мастер-классов.

Выполнение этих критериев для аккредитуемой программы обеспечивает соответствие ФГОС ВО в части раздела VI «Требования к структуре программы бакалавриата» и пункта 7.2.4 .

Стандарт 5 «Цели, стратегия и развитие основной профессиональной образовательной программой» анализирует цели и конечные результаты, сформулированные в рамках аккредитуемой ОПОП, и наличие процедур гарантий качества.

Выполнение критериев Стандарта 5 обеспечивает соответствие аккредитуемой образовательной программы ФГОС ВО в части разделов III «Характеристика направления подготовки» и IV «Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата».

Стандарт 6 «Система информирования и информационная открытость» оценивает актуальность, объективность, точность, беспристрастность и качество информации о реализуемой ОПОП, опубликованной в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования.

Выполнение указанных критериев для аккредитуемой образовательной программы позволяет соответствовать ФГОС ВО в части пункта 7.1.2 .

Аккредитационный орган в соответствии с частью 23 статьи 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отказывает в государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность, при выявлении недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность . Таким образом, выполнение критериев Стандарта 6 позволяет оценить достоверность информации, опубликованной образовательной организацией и предоставляемой экспертной комиссии.

В Приложении №3 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2016 г. № 1385 включены документы, подтверждающие профессионально-общественную аккредитацию (ПОА) образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность . Однако при существующей методике процедуры государственной аккредитации результаты профессионально-общественной аккредитации не учитываются.

Тем не менее, ценность независимой оценки качества образования для вузов сводится к следующему:

  • позволяет оценить сильные и слабые стороны аккредитуемой ОПОП;
  • дает возможность реалистично оценить соответствие образовательной программы требованиям ФГОС ВО, рынка труда и профессионального сообщества.

Профессионально-общественная аккредитация дает ощутимый положительный результат при подготовке вуза к процедуре государственной аккредитации. В марте –апреле 2017 года Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» была проведена профессионально-общественная аккредитация ряда ОПОП в Дальневосточном государственном университете путей сообщения и Уральском государственном университете путей сообщения. Выявленные экспертной комиссией слабые стороны были устранены и позволили вузам успешно пройти процедуру государственной аккредитации.

В утвержденных ФГОС ВО с учетом профессиональных стандартов (портал Федеральных государственных образовательных стандартов http://fgosvo.ru) в пункте 4.6 прописано, что оценка качества образования включает системы внутренней и внешней оценки. В системе внешней оценки организация принимает участие на добровольной основе. При этом соответствие образовательной деятельности по программам различного уровня требованиям ФГОС ВО оценивается при процедуре государственной аккредитации, а признание качества и уровня подготовки выпускников, отвечающим требованиям профессиональных стандартов и рынка труда может осуществляться при процедуре профессионально-общественной аккредитации. Таким образом, при должной заинтересованности со стороны государства, образовательных организаций, работодателей, обучающихся и других стейкхолдеров, профессионально-общественная аккредитация станет главным инструментом независимой и объективной оценки качества образовательной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (дата обращения 21.11.2017).
  2. Иманаева И.С. Профессионально-общественная аккредитация как инструмент независимой оценки качества образовательных услуг //В сборнике: Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов Сборник трудов Всероссийской научно-учебной конференции с международным участием, посвященной 82-й годовщине КГМУ. Под редакцией В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, П.В. Ткаченкои, А.И. Овод, Н.Б. Дрёмовой, Н.С. Степашова.- 2017.- С. 260-265.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Минобрнауки России от 12.11.2015 № 1327 (зарегистрирован Минюстом России 30.11.2015, регистрационный № 39906). (дата обращения 22.11.2017).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2016 г. № 1385 «Об утверждении перечней документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы с выездом (без выезда) в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал» . (дата обращения 22.11.2017).

PROFESSIONAL AND SOCIAL ORIENTED ACCREDITATION

AS AN EFFICIENT INSTRUMENT OF HIGHER

EDUCATION QUALITY ASSURANCE

Kaygorodova M.

Altai State Technical University, Barnaul

Abstract: The article considers various methods of higher education quality assurance, shows the benefits of combining professional and social approaches in assurance and their synergy with the state accreditation procedure.

Рассказать друзьям:

Сегодня в России и в других странах активно развиваются различные методы оценки качества образования. В условиях уточнения содержания федеральных государственных образовательных стандартов в России особенно актуальной становится задача формирования системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги. Важность этой темы в России усиливается тем, что год были приняты основополагающие нормативно-правовые документы, регламентирующие механизмы и критерии оценки качества образования. Ключевой темой данной главы станут подходы и требования к оценке качества образования на уровне высшего образования.

Проблема оценки качества образования является центральной в образовательном процессе организаций высшего образования. В последнее время появилось множество публикаций о повышении качества образования и необходимости введения объективных оценок этого качества. Вместе с тем, механизмы оценки качества образования рассматриваются весьма упрощенно: оценка индивидуальных достижений обучающихся, процедуры лицензирования и аккредитации образовательных организаций. Формирование системы оценки качества образования стало одним из ключевых приоритетов развития образования многих стран мира, в том числе и Российской Федерации.

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет качество образования как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. При этом качество образования – это степень соответствия результата образования ожиданиям (степень удовлетворения запросов) различных заинтересованных групп субъектов образования (обучающихся, преподавателей, родителей, работодателей, органов управления образованием, общества в целом), так или иначе влияющих на политику и процессы в области образования.

Задача формирования и развития системы оценки качества образования нашла отражение в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы». Целью подпрограммы «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» стало «обеспечение надёжной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества образования через формирование общероссийской системы оценки качества образования». В перспективе предполагается формирование современной и сбалансированной общероссийской системы оценки качества образования.

Происходит уверенное становление общероссийской системы оценки качества образования как важнейшего институционального компонента системы образования России. Данная система оценки качества образования включает:

  • процедуры государственной регламентации образовательной деятельности (лицензирование, аккредитация, государственный контроль (надзор) в области образования);
  • действующие и апробируемые государственные аттестационные процедуры;
  • процедуры независимой оценки качества образования, включая внутреннюю оценку качества образования, а также внешнюю − международные, всероссийские, региональные, муниципальные мониторинговые исследования;
  • процедуры оценки качества образования, охватывающие все уровни образования, в том числе процедуры самооценки.

Развитие процедур общественной (независимой) оценки отражены в стратегических и нормативных документах, определяющих построение государственной политики в области образования:

Данной подпрограммой определены приоритетные задачи в сфере оценки качества образования :

  • формирование и развитие единого образовательного пространства на основе целостной и сбалансированной системы процедур и механизмов оценки качества образования, реализуемых на федеральном и региональном уровнях;
  • обеспечение соответствия международным стандартам качества контрольно-измерительных материалов и технологий обеспечения безопасности экзаменов высокой значимости;
  • создание системы мониторингов качества образовательных результатов и факторов , на них влияющих, включая многолетние исследования образовательных, трудовых, жизненных траекторий детей и молодежи;
  • обеспечение максимально возможной прозрачности и доступности информации о системе образования , о качестве работы отдельных организаций;
  • привлечение к оценке качества внешних заинтересованных лиц и организаций (общественных экспертов и общественно-профессиональных организаций);
  • интеграция России в международное пространство оценки качества образования через участие в международных обследованиях качества образования, углубленный анализ их результатов и совместные исследования;
  • создание с участием общественности независимой системы оценки качества работы образовательных организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;
  • введение механизмов общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования;
  • развитие систем оценки качества образования на уровне образовательного учреждения , ориентированных на формирующее оценивание и учет индивидуального прогресса обучающихся (учебные и внеучебные достижения);
  • создание в регионах, муниципалитетах и школах систем обеспечения качества , базирующихся на получении своевременной и содержательной информации для принятия управленческих решений, на вовлечении общественных органов управления.

Политика в области образования определена стратегическим документом «Государственная политика в области развития образования до 2020 года». Одной из важных задач стало создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности прозрачности, общественно профессионального участия. Реализация данной задачи предусматривает разработку и внедрение национальной системы оценки качества образования, мониторинговых исследований в образовании и расширение участия работодателей и общественности в оценке качества образования.

Оценить качество образования возможно с помощью внутренней и внешней оценки качества образования, при этом оценка осуществляется по основным компонентам образовательного процесса.

Внутренняя система оценки качества образования субъектами образования представляется более важной. В центре внимания должно быть качество содержания образования, которое обеспечивается качеством образовательного процесса. И в данном направлении ведущая роль предоставляется главным субъектам образовательного процесса – обучающимся.

Качество образования зависит от степени соответствия представлений субъектов образовательного процесса (преподавателей и студентов) реалиям образовательного процесса. При этом факторами, влияющими на оценку качества образования, становятся представления и знания цели образования, содержания, методологии и организации образовательного процесса.

Зарекомендовавшей формой оценки качества образования стал системный мониторинг или периодические опросы обучающихся относительно удовлетворенности образовательным процессом и качеством работы преподавателей. Оценка качества деятельности преподавателей – важная часть системы внутренней оценки качества образовательного процесса. Она позволяет получить объективную информацию о преподавательской деятельности сотрудников; установить степень соответствия ее содержания и качества требованиям, зафиксированным в уставе и образовательных стандартах.

Оценка качества образования – процесс взаимодействия администрации вуза и обучающихся для повышения условий и качества получаемых образовательных услуг, основанный на системном мониторинге образовательного процесса. При этом оценка качества базируется на определенных критериях, отраженных в следующей таблице.

Одной из ключевых задач системы оценки качества образования является выявление и изучение реальных целей образовательного процесса (запросов, ожиданий, потребностей). Потребности представлены в следующей таблице.

Характеристики подтверждают факт, что субъекты образовательного процесса имеют различные интересы и различные критерии в задачах управления качеством. Поэтому система оценки качества образования становится многофакторной и многофункциональной . Таким образом, качество образования – интегральная характеристика, имеющая отношение ко всему деятельностному циклу, включающему проектирование, реализацию и контроль образовательного процесса, инфраструктурное обеспечение и самоообследование образовательной организации.

Более подробно рассмотрим процедуры и механизмы общественной оценки качества образования, их нормативно-правовую регламентацию, цели, задачи и объекты оценки. Новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определил 3 формы (процедуры) участия

общественности в оценке качества образования. Кроме того, в связи с принятием федерального закона № 212-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», нормативно закреплено участие общественности в процедуре государственной аккредитации образовательных учреждений с присвоением статуса «общественный инспектор».

Дадим определения и характеристику процедур оценки качества образования, основываясь на нормативных документах (№ 273-ФЗ и № 212-ФЗ).

Независимая оценка качества образования – определение соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, оказание содействия в выборе образовательной организации, повышение конкурентоспособности организаций и реализуемых образовательных программ.

Общественная аккредитация организаций – признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций.

Профессионально-общественная аккредитация программ – признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программ в организации, образовательная деятельность которой отвечает требованиям стандартов, рынка труда к специалистам, рабочим и служащим профиля.

Общественный контроль в процедурах государственной аккредитации – соблюдение законодательства в сфере образования, а также помощь образовательной организации в реализации рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

Общие критерии оценки качества образовательной деятельности определены Приказом Минобрнауки России от 5 декабря 2014 года № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Объекты независимой оценки качества образования представлены на следующей схеме.

Развитие института независимой оценки качества, главным образом, сопровождается обеспечением открытости и доступности системы образования. В соответствии с Приказ Минфина России № 116н от 22 июля 2015 года «О составе информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и порядке ее размещения» с 1 сентября 2015 года осуществляется размещение информации о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы, соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления на официальном сайте www.bus.gov.ru. При этом официальным информационным ресурсом в области оценки качества образования на данный момент остается специальный раздел «Независимая система оценки качества» официального сайта Минтруда России, где представлены нормативно-правовые акты, итоги реализации независимой системы оценки (обзоры практики и результатов).

Второй процедурой оценки качества образования стала общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность . Общественная аккредитация, в отличие от государственной, выполняющей функцию контроля, имеет своей целью совершенствование системы образования и его дальнейшее развитие. Проводится на добровольной основе.

Третья процедура оценки качества образования – профессионально-общественная аккредитация образовательных программ .

Существенное влияние оказывает профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Она означает, что качество и уровень подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, отвечают требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Другим, не менее важным, механизмом вовлечения общественности в процедуры аккредитации стало создание института общественных инспекторов при органах по контролю и надзору в сфере образования. Это стало возможным благодаря принятию Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Прежде всего, право осуществлять такой контроль получили общественные палаты и общественные советы.


Предметом (критерием) общественного контроля на уровне высшего образования стал:

  • контроль качества подготовки;
  • проверка качества образовательной деятельности организаций;
  • проверка соблюдения организациями законодательства в области лицензирования образовательной деятельности;
  • проверка требований законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
  • выполнение объектами рекомендаций для улучшения работы организаций.

Характеристика предмета и метода оценивания критерия дана в следующей таблице.

Таким образом, цели, задачи, формы, механизмы и направления общественного контроля должны:

  • влиять на качество высшего образования и его доступность для всех слоев населения, эффективность деятельности системы высшего образования, ее открытости;
  • способствовать выявлению отклонений и улучшению деятельности организаций, устранению правонарушений, коррупции;
  • соединять интересы и потребности всех субъектов и объектов общественного контроля в процедурах государственного контроля (надзора) за образовательными организациями в единую систему;
  • гарантировать исполнение образовательной организацией социальных, правовых норм и обязательств перед государством и обществом;
  • развивать диалог, социальное партнерство в сфере высшего образования.

В данной процедуре выделяют следующие группы субъектов общественного контроля, представленные на схеме.

Отметим, что в соответствии с действующим законодательством общественные инспекторы имеют право проводить общественный контроль образовательной организации только в рамках процедур государственного контроля (надзора), т.е. в составе государственной комиссии.

Ниже представлены формы общественного контроля в процедурах государственного контроля (надзора) за образовательными организациями высшего образования:

Общественное наблюдение – сбор информации о положении дел в образовательной организации высшего образования, при котором происходит направленное, систематическое, непосредственное, визуальное, слуховое восприятие (прослеживание) и регистрация значимых ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке – осуществляет инспектор.

Общественный контроль – оценка соответствия общественным потребностям, правам, интересам деятельности образовательной организации высшего образования – осуществляет инспектор.

Общественная проверка комплекс мероприятий по установлению фактов и обстоятельств, касающихся деятельности образовательной организации высшего образования, в целях определения ее соответствия закону и общественным интересамосуществляет инспектор .

Общественное информирование – донесение до общества необходимых знаний, фактов, информации о положении дел в образовательной организации высшего образования – осуществляют субъекты-организаторы общественного контроля.

Общественная агитация – распространение идей, фактов, информации о положении дел в образовательной организации высшего образования для воздействия на сознание, настроение, стимулирование общественной активности масс с помощью устных выступлений, обращений, средств массовой информации – осуществляется гражданами и институтами гражданского общества.

Общественная экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую и (или) реализуемую образовательную и иную деятельность образовательной организации высшего образования, общеобразовательным требованиям высшего образования, установленным регламентам и законодательству – осуществляет общественный эксперт.

Общественный мониторинг – сбор, регистрация, хранение и анализ информации о ключевых (явных или косвенных) признаках работы образовательной организации высшего образования для вынесения суждения о состоянии и динамике развития данной организации – проводят эксперт и инспектор .

Общественное расследование – комплекс мероприятий по сбору, анализу, документированию сведений о произошедших нарушениях (коррупции) в работе образовательной организации высшего образования, противоречащих общественным интересам – осуществляют эксперт и инспектор.

Общественное слушание – выявления общественных предпочтений в намечаемой (реализуемой) образовательной и иной деятельности образовательного учреждения высшего образования с целью их учёта в планируемой (реализуемой) работе – проводят граждане и институты гражданского общества с участием инспектора и эксперта .

Общественное обсуждение – организация общественных конференций, семинаров, публичных дискуссий по проблемам высшего образования, выявление учет общественного мнения по вопросам организации и качества высшего образования в регионе (области, округе) для принятия общественно ориентированных решений – проводят граждане и институты гражданского общества с участием инспектора и эксперта.

Общественный контроль в образовательной организации высшего образования может осуществляться в двух видах и следующими общественными структурами.

Общественный контроль основывается на принципах, содержащихся в следующей схеме, а также способствует достижению определенных результатов.

Участие студенчества в оценке качества образования в системе высшего образования дает возможность:

  • поиска причин недостатков и путей их устранения в работе организации, возможность участия в разрешении спорной ситуации между участниками образовательного процесса;
  • способствовать улучшению качества подготовки обучающихся и условий образовательного процесса;
  • внести предложения по реформированию и совершенствованию системы образования в стране или отдельном регионе;
  • стать участником общественного контроля в других сферах (социальная защита, здравоохранение).

Рассмотрев основные процедуры общественной оценки качества образования, мы можем сделать следующие выводы.

ВЫВОД ПЕРВЫЙ

Объектом оценки качества образования может стать образовательная организация в целом, отдельные программы, группы программ, система гарантии качества образования.

ВЫВОД ВТОРОЙ

В процедуре общественной аккредитации существует ряд проблем и противоречий:

  • отсутствие понимания целей, задач и методологии содержания общественной и общественно-профессиональной аккредитации;
  • отсутствие обоснованной методики и инструментария проведения общественной аккредитации;
  • подмена процедур общественной аккредитации консалтингом в процессе подготовки образовательных организаций к государственной аккредитации.

ВЫВОД ТРЕТИЙ

Перспективы развития общественной и общественно-профессиональной аккредитации:

  • формирование общественных аккредитационных агентств ассоциаций образовательных организаций;
  • определение направлений деятельности образовательных организаций, подлежащих обследованию: удовлетворенность потребителей услуг, общественная оценка деятельности, международные связи и программы; оценка работодателей и связь с рынком труда;
  • формирование и обучение сообщества экспертов;
  • формирование информационно-аналитического центра по сбору и анализу исследуемых данных;
  • комплексная оценка деятельности на основе интегральной характеристики государственной, общественной и общественно-профессиональной аккредитаций.

ВЫВОД ЧЕТВЕРТЫЙ

Существует ряд проблем и трудностей, не позволяющих обучающимся (объединениям обучающихся) в полной мере участвовать в процедурах общественного контроля и повышения качества высшего образования:

  • отсутствие единых критериев и механизмов оценки качества образования для улучшения образовательной среды вуза;
  • неопределенность понятий и критериев оценки «качества образования» и «качества образовательных результатов»;
  • неполная осведомленность студенчества по вопросам, связанным с обеспечением образовательного процесса.

ВЫВОД ПЯТЫЙ

Механизмами участия обучающихся (объединений обучающихся) вузов в оценке качества образования могут стать:

  • создание советов (комиссий) по качеству образования (обучающиеся и администрация вузов) для совместной работы по совершенствованию образовательного процесса и созданию условий для эффективного обучения;
  • вовлечение руководителей советов по качеству образования в межрегиональные и всероссийские объединения для обеспечения преемственности и общей координации деятельности.
  • реализация образовательных программ или курсов, позволяющих провести экспертную оценку качества образования и образовательных результатов в вузе;
  • создание системы рейтингования вузов обучающимися, общественностью, работодателями по единым критериям и параметрам оценки;
  • вовлечение обучающихся в общественный контроль в сфере высшего образования в качестве аккредитованных общественных экспертов или инспекторов.

ВЫВОД ШЕСТОЙ

Необходимо принять меры для включения обучающихся (объединений обучающихся) в оценку качества образования:

  • разработать единый критериальный аппарат оценки, позволяющий выбирать критерии или методики оценки для вузов различной направленности;
  • дать определения понятий «качество образования» и «качество образовательных результатов» и критерии оценки качества;
  • создать экспертные группы в регионах, состоящие из обучающихся, представителей образовательных организаций, работодателей и экспертов в данной области для проведения оценки качества образования в двух направлениях: общественная и общественно-профессиональная аккредитации.

ВЫВОД СЕДЬМОЙ

Результаты участия обучающихся (объединений обучающихся) вузов в оценке качества образования позволят:

  • определить потребности обучающихся вуза и улучшить образовательные условия;
  • сделать вуз конкурентоспособным в соответствии с потребностями будущих работодателей;
  • сформировать объективную систему оценки качества образования и образовательных результатов.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»

2. Указ Президента Российской Федерации № 597 от 7.05.2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

3. Федеральный закон № 256 от 21.07.2014 года «О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».

4. Федеральный закон № 212-ФЗ от 2.07.2014 года «Об основах общественного контроля».

5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

6. Постановление Правительства Российской Федерации № 286 от 30.03.2013 года «Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги».

7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года.

8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года.

9. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

10. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.».

11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 295 от 15.04. 2014 года.

12. Подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 295 от 15.04. 2014 года.

13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2013 года «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций».

Методические материалы:

1. Государственно-общественное управление в образовательных учреждениях: информационно-справочные материалы. – М: МГПИ, 2010. – 56 с.

Аналитические материалы

1. Авраамов Ю. С. Проблемы оценки качества высшего профессионального образования // Аккредитация в образовании, 2008. − № 20. – С. 51-53 .

2. Болотов В. А. Система оценки качества российского образования / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова // Педагогика. – 2006. − № 1. − С. 22-31.

3. Горбашко Е. А. Обеспечение качества высшего образования: перспективы развития // Стандарты и качество. – 2008. − № 11. − С. 68-72.

4. Харченко Л. Н. Научно-методическое обеспечение качества образовательных услуг. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 211 с.