Музыкальный размер: его виды и обозначения. Размеры в музыке: виды, обозначения. Такт в музыке
Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя
Работа двигателя внутреннего сгорания может быть представлена в виде систематически повторяющихся процессов, которые принято называть рабочими циклами. Рабочим циклом двигателя называется ряд последовательных, периодических повторяющихся процессов в цилиндрах, в результате которых тепловая энергия топлива преобразуется в механическую работу. При этом каждый полный рабочий цикл может быть разделен на одинаковые (повторяющиеся) части – такты.
Часть рабочего цикла, совершаемого за время движения поршня от одной мертвой точки до другой, т. е. за один ход поршня, называется тактом
. Двигатели, рабочий цикл которых совершается за четыре хода поршня (два оборота коленчатого вала), называются четырехтактными.
В головке блока цилиндров, над камерой сгорания (рис. 1)
карбюраторного двигателя устанавливаются впускной 4
и выпускной 6
клапаны, управляемые газораспределительным механизмом, а также свеча зажигания 5
.
Рабочий цикл карбюраторного четырехтактного двигателя состоит из последовательных тактов впуска, сжатия, расширения и выпуска.
Такт впуска
В результате вращения коленчатого вала при пуске двигателя (вручную или с помощью специального устройства - например, заводной рукоятки или электродвигателя - стартера) поршень совершает движение от верхней мертвой точки (ВМТ) к нижней мертвой точке (НМТ). При этом впускной клапан 4
открыт, а выпускной клапан 6
закрыт.
Так как объем цилиндра при движении поршня вниз (к НМТ) быстро увеличивается, давление над поршнем уменьшается до 0,07...0,09 МПа
, т. е. внутри цилиндра создается вакуум – избыточное разрежение.
Впускной клапан 3
сообщается со специальным устройством – карбюратором, который приготавливает горючую смесь из топлива и воздуха. Вследствие разности давлений в карбюраторе и цилиндре горючая смесь всасывается через открытый впускной клапан в цилиндр двигателя.
Если двигатель уже работает, то горючая смесь, попадая в цилиндр из карбюратора, смешивается с остаточными продуктами сгорания от предыдущего цикла, и образует рабочую смесь. Смешиваясь с остаточными продуктами сгорания и соприкасаясь с нагретыми деталями цилиндра, рабочая смесь нагревается до температуры 75...125 ˚С .
Такт сжатия
При подходе поршня к НМТ впускной клапан закрывается. Далее поршень начинает перемещаться вверх (к ВМТ), сжимая смесь воздуха, топлива и остаточных продуктов сгорания, которые не были удалены из цилиндра при выпуске. При движении поршня от НМТ к ВМТ вследствие сокращения объема цилиндра при закрытых клапанах повышаются давление, при этом возрастает температура рабочей смеси (в соответствии с законом Гей-Люссака).
В конце такта сжатия давление внутри цилиндра повышается до 0,9…1,5 МПа
, а температура смеси достигает 270-480 ˚С
.
В этот момент к электродам свечи зажигания 5
подводится высокое напряжение, которые вызывает между ними искровой разряд, результате чего рабочая смесь воспламеняется и сгорает.
В процессе сгорания топлива выделяется большое количество теплоты, из-за чего температура газов (продуктов сгорания) повышается до 2200-2500 ˚С
, и давление внутри цилиндра достигает 3,0…4,5 МПа
. Газы начинают расширяться, перемещая поршень вниз, к НМТ.
Такт расширения (рабочий ход)
Под давлением расширяющихся газов поршень движется от ВМТ к НМТ (при этом оба клапана закрыты). В этот промежуток времени (такт) происходит преобразование тепловой энергии в полезную работу, поэтому ход поршня в такте расширения называют рабочим ходом.
При движении поршня к НМТ объем цилиндра увеличивается, вследствие чего давление уменьшается до 0,3…0,4 МПа
, а температура газов снижается до 900…1200 ˚С
.
Такт выпуска
При подходе поршня к НМТ открывается выпускной клапан 6
, в результате чего продукты сгорания рабочей смеси вырываются наружу из цилиндра.
При дальнейшем вращении коленчатого вала поршень начинает перемещаться от НМТ к ВМТ. Выталкивая отработавшие газы через открытый выпускной клапан, выпускной канал 7
и выпускную трубу в окружающую среду. К концу такта выпуска давление в цилиндре составляет 0,11…0,12 МПа
, а температура – 600…900 ˚С
.
При подходе поршня к ВМТ выпускной клапан закрывается, впускной открывается и начинается такт впуска, дающий начало новому рабочему циклу.
Рабочий цикл четырехтактного дизеля
Рабочий цикл дизельного двигателя принципиально отличается от цикла карбюраторного двигателя тем, что рабочая смесь (смесь топлива, воздуха и остаточных продуктов сгорания) приготовляется внутри цилиндра, поскольку воздух подается в цилиндр отдельно, а топливо отдельно – через форсунку. В дизельном двигателе нет специального устройства для поджигания рабочей смеси – она самовозгорается в результате высокой степени сжатия.
Т. е. в дизеле, в отличие от карбюраторного двигателя, через впускной клапан подается не горючая смесь, а атмосферный воздух, а топливо впрыскивается через форсунку в конце такта сжатия. В цилиндре, как и в случае с карбюраторным двигателем, остаются продукты сгорания рабочей смеси, которые не удалось удалить продувкой.
Смесеобразование (перемешивание воздуха, топлива и остаточных продуктов сгорания) в дизеле протекает внутри цилиндра, что и обуславливает основные отличия череды тактов, составляющих рабочий цикл.
Высокая степень сжатия приводит к тому, что поступивший в цилиндр через впускной клапан воздух, смешивается с остаточными газами и раскаляется (в буквальном смысле этого слова) до высоких температур. И в это время в цилиндр впрыскивается топливо, которое вспыхивает и начинает гореть.
Рабочие процессы в дизельном двигателе протекают в следующей последовательности (рис. 2) :
Такт впуска
В период такта впуска поршень 2 движется от НМТ к ВМТ. При этом впускной клапан 5 открыт, выпускной клапан 6 закрыт. В цилиндре 7 из-за разности давлений в окружающей среде и в цилиндре в конце такта впуска возникает разрежение 0,08...0,09 МПа , при этом температура внутри цилиндра не превышает 40…70 ˚С .
Такт сжатия
В процессе такта сжатия оба клапана закрыты. Поршень 2 движется от НМТ к ВМТ, сжимая смесь воздуха и отработавших газов. Давление в конце такта сжатия достигает 3…6 МПа , а температура – 450…650 ˚С (превышает температуру самовоспламенения топлива).
При подходе поршня к ВМТ, в цилиндр через форсунку 3 впрыскивается распыленное жидкое топливо. Топливо подается к форсунке (через трубку высокого давления) топливным насосом 1 высокого давления (ТНВД). Форсунка обеспечивает тонкое распыление топлива в сжатом воздухе. Распыленное топливо самовоспламеняется и сгорает. В результате сгорания температура в цилиндре достигает 1600…1900 ˚С , давление – 6…9 МПа .
Такт расширения (рабочий ход)
В конце такта сжатия, при подходе к ВМТ, оба клапана закрыты. После впрыска топлива происходит самовоспламенение рабочей смеси и ее сгорание, при этом поршень 2 под давлением расширяющихся газов стремительно движется от ВМТ к НМТ и через шатун воздействует на коленчатый вал, совершая полезную работу.Топливо, не успевшее сгореть в конце такта сжатия, догорает в начале такта расширения. К концу рабочего хода давление газов уменьшается до 0,2…0,4 МПа , а температура снижается до 700…900 ˚С .
Такт выпуска
При подходе к нижней мертвой точке (НМТ) выпускной клапан 6
открывается и большая часть отработавших газов под воздействием высокого давления вырывается из цилиндра в атмосферу. Поршень начинает перемещение от НМТ к ВМТ и через открытый выпускной клапан выталкивает оставшиеся в цилиндре отработавшие газы в окружающую среду. К концу такта давление газов в цилиндре составляет 0,11…0,12 МПа
, а температура – 600...700 ˚С
.
Далее рабочий цикл повторяется.
Таким образом, в четырехтактном двигателе только один такт – рабочий ход является полезным с точки зрения совершения полезной работы, остальные три вспомогательные, они осуществляются за счет кинетической энергии маховика, закрепленного на конце коленчатого вала.
Рабочий цикл двухтактного двигателя
В двухтактных ДВС рабочий цикл осуществляется за один оборот коленчатого вала.
Схема двухтактного дизеля представлена на рис. 3
.
Воздух насосом 3
нагнетается через впускное (продувочное) окно 4
в цилиндр. В нижней части цилиндра напротив впускного окна имеется выпускное окно 7
. В головке 5
блока цилиндра установлены форсунки 6
.
Первый такт (рис. 3, а) совершается при движении поршня от НМТ к ВМТ за счет кинетической энергии маховика двигателя. Оба окна открыты. Нагнетаемый через впускное окно 4 воздух вытесняет из цилиндра оставшиеся в нем отработавшие газы, которые выходят через выпускное окно 7 . Таким образом происходит очистка цилиндра от отработавших газов (продувка) и заполнение его свежим зарядом.
Движущийся вверх поршень 8
сначала закрывает впускное окно, а затем выпускное окно. С этого момента начинается процесс сжатия, в конце которого через форсунку 6
впрыскивается топливо.
Таким образом, за первую половину оборота коленчатого вала совершаются процессы наполнения и сжатия, и начинается сгорание топлива.
Второй такт
(рис. 3. б)
происходит при движении поршня ВМТ к НМТ. В результате выделения теплоты при сгорании топлива повышается температура и давление внутри цилиндра. Поршень перемещается вниз, совершая полезную работу.
Как только поршень открывает выпускное окно, отработавшие газы под давлением начинают выходить в окружающую среду. К моменту открытия впускного окна давление внутри цилиндра снижается на столько, что возможна очистка цилиндра путем вытеснения отработавших газов свежим зарядом воздуха, подаваемым в цилиндр насосом 3
.
Этот процесс называется продувкой цилиндра
. При этом одновременно с вытеснением отработавших газов происходит наполнение цилиндра свежим зарядом. Далее все процессы повторяются в той же последовательности.
Рабочий цикл двухтактного карбюраторного двигателя аналогичен рабочему циклу двухтактного дизеля. Отличие состоит в том, что в цилиндр поступает не чистый воздух, а горючая смесь, и в конце процесса сжатия в цилиндре посредством свечи зажигания подается искра, в результате чего происходит воспламенение горючей смеси.
Существенными недостатками двухтактных двигателей является их низкая топливная экономичность и меньший срок службы по сравнению с четырёхтактными двигателями. Объясняется этот недостаток тем, что при продувке цилиндра (или цилиндров) свежая горючая смесь частично удаляется вместе с отработавшими газами, поскольку, в отличие от четырехтактного двигателя, выпуск и впуск газов протекает одновременно.
Этими недостатками, а также большей токсичностью отработавших газов объясняется ограниченное применение двухтактных двигателей на автомобилях.
Каждый человек, обучающийся музыке, в обязательном порядке проходит изучение и сольфеджио. И одной из основополагающих тем являются размеры в музыке. Далее будут рассмотрены их основные разновидности, способы определения и некоторые наиболее часто встречающиеся комбинации.
Понятие музыкального метра
Прежде чем давать определение того, что представляет собой музыкальный размер, нужно иметь представление о понятии, называемом музыкальным метром.
Принято считать, что вся музыка основана на так называемой пульсации - чередовании равных по длительности долей, которые могут быть сильными и слабыми. Сильная доля всегда находится на первом месте в такте. Но нельзя путать сильные доли с акцентом, поскольку такое выделение может приходиться и на слабые доли.
В современной музыке чаще всего можно встретить метры, состоящие из двух или трех долей. В простом выражении двухдольный метр состоит из одной сильной и одной слабой доли (раз-два), а трехдольный - из одной сильной и двух слабых (раз-два-три). Таким образом, музыкальный метр можно представить как процесс счета таких чередований или даже как некую временную сетку с указанной в ней последовательностью долей.
Виды долей и их разновидности
Понимание того, что представляет собой музыкальный размер, невозможно без знания разновидностей долей. Как уже было сказано, они в самом простом случае делятся на сильные и слабые.
Однако некоторые могут возразить, мол, а как же наиболее распространенный размер 4/4? В музыке считается, что в нем первая доля является сильной, вторая и четвертая - слабые, а вот третья - относительно сильная. Сам размер относится к сложным, поскольку состоит из двух простых. Но об этом будет сказано отдельно.
Такт в музыке
Теперь несколько слов о понимании такта. Если говорить простым языком, такт в музыке - это промежуток звучания от одной до другой сильной доли.
Сколько бы ни было указано в музыкальном размере долей суммарно, в такте может присутствовать только одна сильная доля и сколько угодно относительно сильных и слабых. Счет в такте всегда начинается на «раз». В зависимости от размера, доли могут считаться как «раз-два» («раз-два-три»), «раз-и-два-и» («раз-и-два-и-три-и») и т. д.
Тактовый размер в музыке: основные разновидности
Наконец, переходим к понятию размера. Размеры в музыке иногда называют числовым выражением метра с указанием на относительную длительность долей и их суммарное количество в одном такте.
Почему используется понятие относительной длительности? Да только потому, что доли можно разбить на составляющие, чего музыкальный метр не предусматривает. Например, размер 4/4 в музыке, обозначаемый еще латинской литерой «C», предусматривает наличие одного такта, состоящего из четырех четвертных нот в сумме.
Но ведь каждую четвертную ноту можно представить и виде комбинаций восьмых, шестнадцатых, тридцать вторых или даже шестьдесят четвертых нот! Как именно они будут комбинироваться между собой, решает уже сам композитор. Главное - чтобы их сумма не превышала общей длительности звучания, соответствующей четырем четвертям. Но это уже основы музыкальной грамоты.
Что касается основных разновидностей, тактовые размеры в музыке подразделяются на простые и сложные. Сложные размеры включают в себя еще и категории смешанных, несимметричных и переменных размеров.
Простые музыкальные размеры
Исходя из понимания метра, можно описать размеры, в музыке называемые простыми. В них различают двухдольные и трехдольные размеры. В первом случае повторение сильных долей происходить через одну слабую, а во втором - через две.
Самыми распространенными двухдольными размерами считаются 2/8, 2/4 и 2/2 (размер 2/2 в музыке, равно как и 2/8, встречается крайне редко, и рассматривается исключительно в рамках теоретических сведений). Из трехдольных размеров таковыми являются 3/4, 3/8 и 3/2. Опять же, размеры 3/2 или 3/8 практически не используются, а размер «три четверти» является самым распространенным (например, он использован практически для всех вальсов).
Сложные музыкальные размеры
Сложные размеры в самом простом случае нужно понимать, как объединение двух и более простых. При этом именно первая доля первого размера является сильной, а вроде бы сильная доля из второго автоматически переходит в разряд относительно сильных.
В сложных размерах самыми простыми для понимания являются размеры вроде 4/4, 4/2, 6/4, 6/2, 6/8, 12/8, 8/4, 8/8. Как видим, такие размеры сопоставимы между собой, например, 8/8 - это то же самое, что и 4/4.
Смешанные и несимметричные музыкальные размеры
Другое дело - смешанные размеры. В музыке чаще всего встречаются пяти-, семи-, девяти- и одиннадцатидольные комбинации. И последовательность долей, соответственно, может выглядеть совершенно по-разному. В качестве примера рассмотрим 5/4.
При создании такого размера используются простые составляющие: 2/4 и 3/4. Но комбинация может иметь вид и «2+3», и «3+2». Таким образом, происходит смещение относительно сильной доли.
Самой, пожалуй, яркой и известной композицией, написанной в этом размере с комбинацией «3+2» можно назвать «Арию Марии Магдалины» из рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос - Суперзвезда».
Что же касается других размерностей, в них комбинаций может быть больше. Так, например, музыкальный размер 7/8 может состоять из последовательностей «2+2+3», «2+3+2» или «3+2+2». В девяти- и одиннадцатидольных размерностях таких вариаций, соответственно, больше. Но при создании музыки с применением таких размеров стоит помнить, что рядовой слушатель на слух такую мелодию будет воспринимать с трудом, да и сыграть ее сможет далеко не каждый.
Хотя, если посмотреть на группы, играющие thrash metal, они справляются с этим просто великолепно и достаточно часто совмещают «рваные» риффы с обычными простыми или сложными размерностями.
Например, та же группа Xentrix очень удачно чередует размерности 3/4 с триолями восьмых на каждую долю и 7/8, иногда добавляя 9/8. Естественно, неподготовленному слушателю определить размер на слух с первого раза будет не так уж и просто, но звучит это очень и очень интересно. В общем, классика жанра.
Переменные музыкальные размеры
Такого типа размеры в музыке встречаются крайне редко, причем в основном в народном музыкальном фольклоре. Болгарские народные песни - яркий пример.
Само понятие этого термина подразумевает только то, что на протяжении одной композиции основной размер может меняться по нескольку раз, например, с использованием нескольких обычных сложных и нескольких несимметричных размеров.
Методика определения размера
При определении размера слушатель полагается исключительно на свой слух и Только так можно различить, где именно звучит сильная доля, от которой и нужно отталкиваться.
Однако практически во всех музыкальных школах на уроках сольфеджио ученики применяют специальную технику дирижирования. Например, размер 4/4 представлен как взмахи кисти руки сначала вниз, затем - влево, затем - вправо и снова вверх (обычно под углом 45 градусов).
Три четверти - взмахи вниз, вправо и вверх. Шесть восьмых - взмахи вниз, влево, вправо, снова вверх, и наверху две отмашки вправо (или в другой комбинации). Впрочем, на первых порах при определении размерностей на слух и написании диктантов преподаватели, чтобы развить у учеников чувство ритма, намеренно выделяют сильную долю каждого такта. Именно такая методика позволяет добиться того, что в дальнейшем человек сможет определить любой тип размерности (даже с учетом их чередования) самостоятельно и без всяких акцентов или подсказок.
Заключение
Если подвести черту, можно отметить, что музыкальные размеры очень тесно связаны с пониманием музыкального метра, долей и тактов. Поэтому, чтобы научиться четко определять, какая именно размерность звучит в каком-либо музыкальном произведении, без основ музыкальной грамоты и сольфеджио не обойтись.
Правда, многие учащиеся, по крайней мере на первых порах, сольфеджио, мягко говоря, недолюбливают, считая его ненужным и сложным для понимания. Однако именно он является той самой основой, которая дает благодатную почву для становления человека как музыканта самого высокого профессионального уровня. Ведь еще гитарист с мировым именем, игравший в таких известных группах, как Deep Purple и Rainbow, утверждал, что быстрота передвижения пальцев по грифу - это еще не техника. Без знания основ и классических канонов музыки стать профессионалом наивысшего уровня просто невозможно.
Так что начинающим музыкантам можно посоветовать запастись терпением и усидчивостью и изучить эти предметы досконально. В музыкальном образовании, если можно так выразиться, это - как «Отче наш».
- (нем. Takt, от лат. tactus - прикосновение) - с 17 в. осн. единица метра в музыке, отрезок муз. произведения, начинающийся с сильного метрич. акцента. В нотном письме Т. выделяются стоящими перед этими акцентами вертикальными линиями - тактовыми чертами. Музыкальная энциклопедия
Здравствуйте уважаемые читатели блога . Сегодня мы начинаем второй этап подготовки к игре на . Сейчас я хочу рассказать вам о такте и его размере.
Что такое такт, размер такта и длительности нот?
Такт — это такая единице в музыке, которая начинается с сильной доли, (то есть удар ногой, кивок головой), далее идёт слабая доля. Так происходит чередование. Следующий такт опять же начинается с сильной доли. В нотной граммоте такт — это совокупность написания нот и пауз.
Каждый такт отделяется тактовыми вертикальными чертами.
Длительности нот
Размер такта — это отношение долей в такте к, непосредственно, длительностям этих долей.
Вообще сам по себе размер такта- это абстрактная величина, которую нужно почувствовать. Ошибочно, когда размер такта называют ритмом. Когда вы слышите музыку, вы непроизвольно начинаете кивать головой, притопывать ногой, хлопать в ладоши. Всё это выделение сильных долей, то есть размер такта.
Вот к примеру самые распространённые тактовые размеры:
Рассмотрим первый случай: 4/4. Произносится это как четыре четверти. Значит в такте четыре доли, длительностью четверти. Считать при игре лучше как
1-и-2-и-3-и-4-и
То есть там, где произносятся цифры — сильные доли.
Со временем сложилось, что к каждому размеру такта можно сразу подобрать музыку. Например к размеру три четверти (3\4), мы сразу же вспоинаем вальс. При игре будет следующий счёт:
Раз два три
Первая доля сильная, вторая и третья слабые.
******Задание*******
Определить размеры тактов:
Темп
Кроме самих нот и ритма, существует множество других нюансов, о которых композитор стремится сообщить исполнителю, чтобы тот максимально точно воплотил в музыке и донес до слушателей его замыслы.
Примерами таких «подсказок» композиторов могут служить обозначения динамики и использование терминов «rit» и «rall». Общая же скорость, с которой должно исполняться музыкальное произведение (его темп), и описание его характера в целом обычно указываются на партитуре с помощью определенных итальянских терминов.
Вот наиболее часто встречаемые из них:
Presto (Престо)
- быстро
Allegro (Аллегро)
- бодро, или весело
Vivace (Виваче)
-живо, оживленно
Andante (Анданте)
- свободно, легко, плавно
Moderato (Модерато)
-умеренно, подобно анданте
Lagro (Ларго)
- медленно, широко, величаво
Adagio(Адажио)
-тихо, медленно (быстрее, чем ларго)
Lento (Ленто)
- медленно
Grave (Граве)
- медленно и торжественно
Существуют и некоторые вариации этих терминов, усиливающие или ослабляющие их значения:
Adagissimo (Адажиссимо)
- чрезвычайно медленно
Prestissimo (Престиссимо)
- очень быстро
Allegretto (Аллегретто)
- довольно бодро, но в меньшей степени, чем аллегро
Larghetto (Ларгетто)
- медленно, но не настолько, как ларго.
С изобретением метронома (Мельцелем, современником Бетховена) темп стал часто обозначаться конкретным числом, соответствующим количеству счетов в минуту.
Например, 60 (60 четвертных нот в минуту) соответствует темпу с одним счетом в секунду: Этот вид указания темпа называется метрономным значком и иногда записывается так: ММ = 60. ММ - это сокращение от «Метроном Мельцеля».
Сегодня мы будем беседовать о музыкальном размере – числовом выражении метра, а также о том, как вести счет и дирижировать в различных размерах, но сначала немного повторим, что такое пульс, метр, сильные и слабые доли.
Вариантов ритмического рисунка в такте на две четверти может быть масса. Давайте посмотрим некоторые из них.
Размер 3/4 «три четверти» – в нем три доли, и каждая равна одной четвертной ноте. Счет ведется «раз-и, два-и, три-и». Сумму трех четвертей также можно набрать разными способами. Если, например, объединить все три четверти в одну ноту, то получится половинная с точкой – это самая длинная нота, которую можно записать в такте с данным размером. Посмотрите некоторые варианты ритмического заполнения для этого размера.
Размер 3/8 «три восьмых» – он похож на три четверти своей трехдольностью, только вот длительность каждой доли здесь восьмушка, а не четверть. Счет ведется «раз-два-три». Восьмушка – основная длительность, но ее можно дробить на шестнадцатые при необходимости или соединять в четверти (если соединяются две восьмушки) или четверти с точкой (соединить сразу три восьмушки). Распространенные варианты ритмического заполнения:
Сложные музыкальные размеры
Наиболее часто встречающиеся в музыке сложные размеры – это четыре четверти и шесть восьмых. Каждый из них состоит из двух простых.
Размер 4/4 «четыре четверти» – содержит четыре доли, и длительность каждой доли равна одной четвертной ноте. Этот размер сложился из суммы двух простых размеров 2/4, а значит в нем два акцента – на первой доле и на третьей. Первая доля называется сильной , а третья, которой соответствует начало второго простого размера, называется относительно сильной , которая слабее, чем сильная. Дополнительно сообщим, что музыкальный размер 4/4 иногда обозначают также знаком, похожим на букву C (незамкнутый круг).
Размер 6/8 «шесть восьмых» — это шестидольный размер, он сложен из двух простых трехдольных, пульсация идет восьмыми нотами. Сильная доля в нем первая, а относительно сильная – четвертая (начало второй простого размера 3/8).
Кроме этих самых распространенных сложных размеров, музыканту могут встретиться и другие, похожие на них: 4/8, 6/4, 9/8, 12/8. Все эти сложные размеры образованы по аналогичному принципу. Например, размер 9/8 – это три такта на 3/8 сложенные вместе, 12/8 – четыре таких же соединенных простых такта.
Смешанные размеры
Смешанные сложные размеры образуются, когда вместе соединяются не одинаковые, а разные простые, например, двухдольный с трехдольным. Из многообразия смешанных размеров выделяются четыре, которые попадаются на глаза чаще остальных. Это 5/4 и 5/8, а также 7/4 и 7/8. Время от времени музыкант может столкнуться и с размером 11/4, но это очень редко (например, в заключительном хоре «Свет и сила» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова).
Размеры 5/4 и 5/8 («пять четвертей» и «пять восьмых») – пятидольные, в их основе лежит один и тот же принцип, только в одном случае пульсация идет четвертными длительностями, а в другом – восьмушками. Так как эти размеры сложные, то они состоят из двух простых – двухдольного и трехдольного. Причем, возможны варианты данных размеров в зависимости от порядка следования простых.
Например, если в 5/4 сначала идет 2/4, а затем 3/4, то относительно сильная доля приходится на третью долю. Но если в том же размере вначале поставлен трехдольный, а после двухдольных, то в таком случае относительно сильная доля будет приходиться уже на четвертую долю, таким образом, будет смещен один акцент, и от этого изменится вся внутренняя ритмическая организация в такте.
Для того чтобы исполнитель знал, с каким вариантом смешанного размера ему предстоит иметь дело, в нотах часто рядом с выставленным размером в скобочках указывается, из каких простых метров он сложен. По представленной сумме размеров обычно бывает понятно, что идет сначала – 2/4 или 3/4. Например: 5/4 (2/4 + 3/4) или 5/4 (3/4 + 2/4). То же касается и размера 5/8.
Размеры 7/4 и 7/8 – сложены из трех простых, один из которых трехдольный, а оставшиеся два – двухдольные. Такой размер чаще всего можно увидеть в обработках русских народных песен, иногда также в инструментальной музыке преимущественно русских композиторов.
Варианты сложения семидольного размера различаются местом положения трехдольного метра (чаще он располагается или в начале, или в конце такта, гораздо реже – в середине).
Мы с вами разобрали основные музыкальные размеры. Как и в любом деле, здесь важно было понять принцип, тогда при встрече с каким-нибудь необычным размером, вы уже не потеряетесь. Тем не менее, если еще остались вещи, в которых вы не разобрались, то напишите свои вопросы в комментариях. Возможно, они помогут существенно улучшить данный материал.