Главная · Здоровье · Можно ли святить вербу дома? Что делать с прошлогодней вербой? Бьет до слез

Можно ли святить вербу дома? Что делать с прошлогодней вербой? Бьет до слез

Куда девать вербовые веточки после Вербного Воскресенья?

Ветка пальмы В Древнем Египте и Древней Греции символизировала победу, славу, здоровье и долголетие. О своей победе воины Древней Эллады сообщали, отправляя гонца к своим людям с веточкой пальмы.

В знак победы получали пальмовую веточку участники Олимпийских игр. В Римской империи пальмовые веточки использовали в качестве декора жилища во время праздника Сатурналия. На надгробиях доблестных воинов и знати также оставляли пальмовую ветвь.

  • В Иерусалиме пальмовая ветвь символизировала почитание: героев войны и представителей царской семьи встречали веточками пальмы.
  • Иисуса также приветствовали жители пальмовой ветвью, когда он приехал в Иерусалим, поскольку видели в нем Мессию, о котором знали из пророчеств.
  • Согласно христианской традиции пальмовые ветви — символ вечности, победы Христа над смертью.

Куда девать старую освященную вербу с прошлого года перед Вербным Воскресеньем?

Отсутствие пальм в России компенсировали веточки вербы, которая к Вербному Воскресенью обычно начинает распускаться.

Богослужение во время празднования (Всенощное бдение) дня входа Иисуса в Иерусалим в субботу сопровождается молитвами и пениями, во время исполнения которых и освящают вербу. Происходит это после чтения Евангелия, когда произносится покаянный 50-й псалм.

Людей, пришедших в храм в этот день, в священник окропляет святой водой и читает особую молитву. Освящение вербных веточек после богослужения — не имеет смысла: важно не выйти с храма с веточкой, а отстоять с ней Литургию.

  • С освященной вербой люди получают помощь, ведь текст молитвы — это просьба соблюсти и сохранить того, кто в руках держит веточку.
  • Веточки вербы, которые были освящены во время службы, приносят домой, чтобы потом поставить их в вазу или прикрепить к иконе.
  • Стоять освященным вербовым веточкам рядом с иконами положено в течение года до наступления следующего праздника.

  • Принесенные домой после богослужения веточки вербы нельзя выбрасывать вместе с остальным мусором.
  • Прошлогодние веточки перед Вербным Воскресеньем сжигают, вынося пепел такое место, где никто не ходит. Можно высыпать пепел в реку (но только не в стоячую воду).
  • Если пустившие корни веточки вербы высадить в грунт, то они быстро приживутся, если обеспечить им обильный полив.

Где ставят освященные вербные веточки?

  • рядом с иконами
  • закрепляют у распятий
  • ставят возле каминов, печей
  • заносят в стойла домашних животных
  • оставляют в вазочках с водой

Освященными вербовыми веточками «стегают» детей, чтоб росли здоровыми

Вербные веточки, освященные во время богослужения, — это мощная защита от напастей, хворей и неурядиц на весь год. Освобождать место для свежих освященных вербных веточек лучше перед походом в церковь на праздничное богослужение или вернувшись из храма.

Когда распускается верба и цветет?

  • Верба остролистная — это ветроопыляемое растение. Мужские цветы распространяют свою пыльцу в помощью ветра, благодаря тому же ветру мужская пыльца попадает на женские цветы.
  • Цветение ветроопыляемых растений происходит до того, как распустятся листья. Воздушные потоки перемещаются рядом с цветами, перенося легкие зерна пыльцы, а листва не мешает опылению.
  • Ивовые сережки в период цветения обильно покрывает пыльца, привлекающая пчел и шмелей, которые ранней весной находятся в поиске коробочек нектара. Именно поэтому вербу относят ко вторично приспособленным к опылению насекомыми.
  • Красно-бурый цвет побеги вербы в апреле или в начале мая приобретают из-за появляющихся на цветочных бутончиках почках пленочек, которые имеют красноватый оттенок.
  • После этого на ветках раскрываются нежные пушистики серовато-белого цвета. Это мужские вербовые цветы. Они собраны в сережки.
  • Из них вскоре появляются длинные тычинки с пыльцой и серые пушистики превращаются в желтые. Вербовые почки из серых овечек превращаются в крохотных цыплят. К маю-июню у ивы остролистной формируются семена.

Когда нужно рвать вербу на Вербное Воскресенье?

Период цветения ивы остролистной как раз и припадает на Вербное Воскресенье. Накануне Дня входа иисуса в Иерусалим, а именно в Лазареву субботу перед Вербным Воскресеньем положено рвать вербу для освящения.

Как сохранить вербу до праздника Вербного Воскресенья?

Если вы запаслись вербовыми веточками накануне праздника или за несколько дней до него, то поставьте веточки в воду. Так распустившиеся пушистые почки не засохнут и не завянут.

Как украсить вербу своими руками в церковь?

Если вы решили украсить вербные веточки к празднику своими руками, то посмотрите фотоподборку, представленную ниже. Здесь вы найдете много чудесных вариантов.

Веточки вербы красиво смотрятся с первыми весенними цветами: тюльпанами, нарциссами.

Собрав своими руками целый букет из вербовых веточек, вы можете обернуть его ленточкой или бечевкой, а в качестве дополнительного элемента декора использовать крошечных птичек или пасхальных кроликов.

Из искусственных вербовых веточек можно сплести венок или корзинку и положить в нее небольшие декоративные яйца.

Когда освящают вербу в церкви: в субботу или воскресенье?

  • Праздничное богослужение проходит в ночь на субботу. Во время службы священник читает молитву и окропляет пришедших в церковь людей святой водой.
  • Если вы пришли в церковь без символических веточек, то после службы сможете взять с собой освященную вербу — знак готовности ко встрече со Спасителем.
  • При этом важно не то, сколько святой воды попало на вербу, а то, что она освятилась благодатью Духа Святого.

Что делать с освященной вербой после праздника?

Некоторые православные не знают, как поступить с веточками вербы, принесенными из храма. Сорванные накануне обычные веточки становятся святыней, которая напоминает о торжественном появлении Иисуса Христа в Иерусалиме.

Но кроме этого, веточки вербы, принесенные с церкви, сохраняют свои магические качества весь год, именно поэтому так важно сохранить их в доме до наступления следующей весны:

  • веточки вербы используются в качестве украшения комнат
  • вербовые веточки вместе с другими цветами используют в цветочных композициях, из них делают букеты
  • освященные вербовые веточки можно использовать для очищения дома от зла (веточки поджигают и несут вокруг дома, говоря при этом молитву)
  • с той же целью вербовые веточки сжигают в печи во время выпечки пасхальных куличей
  • после того, как верба выполнит свои функции, ее можно отнести в храм (там ее будут потихоньку сжигать, читая молитвы)
  • прошлогодними вербовыми веточками обметают углы, и, сказав слова благодарности за службу, бросают в огонь
    чтобы детки подрастали и не болели, взрослые в шутку били их вербовыми веточками
  • веточки вербы, сохранившиеся с прошлого Вербного Воскресенья, можно сжечь, высыпав пепел там, где никто не ходит (например, под деревом в саду или в лесу, пепел бросают нередко в текущую реку)
  • вербовые веточки сплавляют по течению воды или ручья

Сколько должна стоять верба после Вербного Воскресенья?

  • Вербовые веточки, принесенные домой по окончании службы, размещают в тех местах, где стоят иконы. Там они должны простоять целый год до следующей весны. А чтобы веточки простояли долго и не осыпались, поставьте их в пустую сухую вазу.
  • Если же в Вербное Воскресенье вы не ходили в храм и у вас нет свежих вербовых веточек в доме, то можно оставить прошлогодние. Они простоят еще год, проявляя свои чудесные свойства.

Сколько веточек вербы нужно ставить дома?

  • Поскольку вербные веточки — символическое напоминание о встрече со Спасителем, то не существует однозначного ответа на вопрос, сколько же веточек вербы нужно брать с собой на богослужение.
  • Верующие сами выбирают для себя количество веточек
    берут непарное количество веток, берут столько веточек, сколько домочадцев в семье.

Как освятить вербу в домашних условиях?

Если у вас не получилось посетить храм в Вербное Воскресенье или не было возможности попросить кого-то из знакомых принести вам освященные вербовые веточки после службы, то освятите их самостоятельно. Для этого используется святая вода.

  • Осыпавшиеся вербные «котики» с освященных букетов следует собирать и складывать там, где стоят остальные вербовые веточки.
  • И только перед наступлением праздника Вербного Воскресенья веточки и опавшие бутоны можно сжечь, чтобы их место заняла свежая распустившаяся верба.

Можно ли сажать освященную вербу на участке?

Проросшие вербовые веточки, которые долго стояли в вазочке с водой, можно посадить в землю, но только не во дворе (лучше высаживать у реки или в лесу, ведь считается, что посадивший вербу человек умрет, как только из ветки можно будет сделать лопату).

Видео: Верба/Освещать или не освещать/Куда деть старую вербу/Вербное воскресение

Кустарник с красноватыми ветками и нежными пушистыми почками - вербочка - символ весны. Она первая просыпается после зимних стуж. Наверное, именно потому она и стала на Руси символом пробуждения жизни, возрождения.

В копилке народной мудрости сохранилось великое множество примет и поверий, связанных с вербой. А экстрасенсы и травники соглашаются, что верба обладает особой энергетикой и способна избавить от множества проблем и заболеваний.

Магические свойства вербы:

Славяне-язычники называли вербу перуновой лозой. Они верили, что это дерево пользуется особым расположением главного бога - Перуна. Отчего этот кустарник удостоился столь высокой чести?

Прежде всего, оттого, что верба - самое жизнестойкое растение.

Во-вторых, верба обладает уникальным качеством: с годами ее энергетика меняется с «плюса» на «минус».

То есть молодая вербочка - мощный донор: она щедро делится с человеком своей энергией, наполняет силами, снимает усталость. Именно потому издавна больные и ослабленные люди шли к вербе. Постоишь рядом с кустиком, сожмешь в кулаке несколько веточек - и полегчает.

Также молодая верба избавляет от негатива, очищает и защищает. Потому букеты из веток с ранней весны до поздней осени издревле держали в каждом доме. Для защиты посевов от вредителей и непогоды кустарник сажали у края поля. Верба служила и оберегом для скотины.

Вербную почку (свежую или специально для такого случая засушенную), по старинным поверьям, следует съесть перед важным делом - это сулит удачу. Только нельзя злоупотреблять, тревожить вербу часто и по пустякам: она разгневается, и успеха не будет. Купая детей, в воду непременно клали веточку вербы, чтобы деревце наделило младенца здоровьем.

А вот старая дуплистая верба - ведьмовское дерево. Оно способно высасывать силы и даже отнимать жизнь. Ни отдыхать под ней, ни пить воду из ручья, протекающего под такой вербой, нельзя:- это грозит болезнями. Вот почему не следует сажать вербу у дома: пока деревце молодое, оно будет помогать вам, но, состарившись, начнет питаться вашей энергией. Рубить же вербу люди всегда опасались: навлечешь на себя гнев Высших сил, духов леса.

Срезая гибкие веточки для магических обрядов, человек должен сначала поклониться дереву, погладить его и попросить прощения. И ни в коем случае нельзя срезать у одной вербы слишком много ветвей.

Вербное воскресенье:

Немудрено, что это сакральное растение заменило собой в христианской России пальмовые ветви - изначальный атрибут последнего воскресенья перед Пасхой.

И даже сам праздник носит имя дерева - Вербное воскресенье (в нынешнем году выпадает на 9 апреля).

В этот день пучки вербы освящаются в церкви и обретают еще большую силу. Так, если освященной вербой слегка постучать по телу, весь год болеть не будешь, а если и подхватишь недуг, быстро выздоровеешь.

Постукивают ветками вербы друг друга и для избавления от грехов, приговаривая: «Не верба бьет, а старый грех». Помогает освященная верба пугливым людям. Придя из храма в Вербное воскресенье, надо вбить кусочек веточки в стену (если стена деревянная - между досками) или найти в штукатурке небольшое отверстие, куда веточка войдет, как гвоздик. После этого все ваши страхи исчезнут.

Букет освященной вербы целый год хранят за иконой: он оберегает дом и его обитателей. Накануне следующего Вербного воскресенья букет надо вынуть, отнести к реке и пустить по воде. Пруд или озеро со стоячей водой не подходят: ветки должны уплыть по течению.

Как сделать оберег из вербы:

Чтобы создать мощный оберег, веточки вербы срезают у молодого деревца рано утром на растущей Луне. Выбирают молодые и неповрежденные - ровно по числу домочадцев. Прежде чем срезать, обратитесь к вербе, объясните, для чего просите у нее помощи, и никогда не берите ни одной лишней ветки.

Оберег надо делать в тот же день, когда срезали вербу. Запаситесь белой восковой свечой и красной шерстяной нитью. Слева от себя на столе положите ветки, зажгите свечу, возьмите первую веточку, поднесите срезом к свече и прочтите наговор:

«Верба вещая, верба щедрая,Здоровья и долголетия (полное имя) дай, Отодвинь жизни край».

Отложите заговоренную ветку справа от себя и возьмите следующую. Тот же обряд сделайте для каждой из веток, для каждого домочадца, себе заговорите последнюю ветку. Свяжите букет красной нитью и поставьте в вазу без воды.

Внимание: нельзя ставить вербный букет в металлические сосуды и в вазы из пластика. И ни в коем случае не ставьте в ту же вазу искусственные цветы: верба лишится силы.

Вербу лучше всего держать там, где собирается семья. Через год закопать под старым деревом или пустить по воде. Старайтесь не ссориться в помещении, где стоит ваша заговоренная верба, иначе она перестанет вам помогать. Впрочем, в доме с вербой ссоры редки!

Каждый раз перед Вербным воскресеньем у православных христиан возникает вопрос: что делать с прошлогодней вербой, которую они хранили весь год?

И когда от неё необходимо избавляться? Накануне праздника или в само Вербное воскресенье?

Освященная верба – это уже не просто ветки дерева, но настоящая святыня. Просто выбросить на помойку ее нельзя . Считается, что верба сохраняет свои магические свойства до следующей весны.

Можно в само Вербное воскресенье, до него или сразу после Вербного воскресенья провести небольшой ритуал.

Вариантов избавления от вербы несколько:

1. Пустить старые вербочки по текущей воде в любой водоем.

2. Сжечь высохшие ветки вербы. При этом пепел нужно высыпать в таком месте, где по нему не будут топтаться. Можно высыпать пепел в реку.

3. Если вербы проросли в воде, их лучше всего посадить в лесу или у реки.

4. Можно хранить вербы несколько лет. Но при этом каждый год встречать праздник со свежими веточками.

5. Если кто-то умрет в ближайшие дни, то вербу кладут в гроб.

6. Некоторые пожилые люди собирают вербы, чтобы их положили с ними в могилу.

7. Зажженной веткой вербы можно очищать дом, освящать его, обойдя дом с этой веткой и молитвой.

8. Отнести в Церковь, там их сжигают с молитвой.

9.. Отнести в лес и там оставить между кустов вербы.

10. Если в доме печь, то прошлогодней высохшей вербой можно разжигать ее для выпечки куличей.

11. Старой вербой символические обметают в доме углы, а потом сжигают, поблагодарив за службу.

ЧУДОДЕЙСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА ОСВЯЩЕННОЙ ВЕРБЫ:

*Придя домой из церкви, освященной вербой слегка бьют всех домочадцев, чтобы были здоровыми. Не забывают и про всю скотину. Все живое впитывает силу весны и обновления.

*Верба охраняет дом от злых сил и духов.

*Вербу сажают в огороде, если в доме невеста на выданье или парень молодой. Как только верба примется, быть свадьбе.

*В Юрьев день вербой выгоняют скот на поля. Тогда он будет здоровым и плодотворным.

*Считается, что вербой можно отвести гром, град и тучи, склоняя ее в сторону облаков.

*Вербой уменьшали разрушительную силу огня, бросая ее в пожарище.

*Почки вербы глотали, чтобы избавиться от лихорадки, боли в горле, от бесплодия.

*Вербой обсаживали колодцы, чтобы в воду не попали злые силы.

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ВЕРБНЫМ ВОСКРЕСЕНЬЕМ:

По сей день существует немало примет и традиций, связанных с Вербным воскресеньем. Они передаются от старших к младшим членам семьи.

*В ночь под Вербное воскресенье можно делать заговоры от головных болей . Для этого волосы с расчески опускали в воду и поливали этой водой вербу. Вода уйдет в землю вместе с головной болью.

*В вербное воскресенье девушки делали приворот на вербу . Произнося заклинание, вербу закладывали за иконы. Выбрасывать заговоренные ветки нельзя.

*«Бить» вербой можно только по спине, желая здоровья . Если вас стегнули по заду, этот человек желает вам болезни и зло, и оно может сбыться.

*Срезать ветки вербы можно было только с молодых деревьев . Важно, чтобы на стволах не было повреждений и замшелой коры.

*Нельзя срывать ветки с дерева вербы, если в нем есть дупло . Нельзя также рвать ветки с кладбищенской вербы.

*Нельзя рвать ветки, склонившиеся над рекой . Считается, что по ночам на них садятся русалки.

Приметы:

*Если в день Вербного воскресенья было достаточно морозно, то ожидался достаточно хороший урожай яровых хлебов.

*Если в ночь на Вербное были заморозки, то будет хороший урожай капусты и огурцов.

*Если на Вербное сильный ветер, то все лето будет достаточно ветреным, будут ураганы и бури. А если день теплый и тихий, такое и лето будет.

*Какой ветер в Вербное, такой и все лето будет.

*Если в Вербное светит солнце, будет богатый урожай злаков и фруктов.

*Постучать по телу вербой в Вербное воскресенье, весь год здоровым будешь.

*Верба – самое живучее дерево. Воткни ветку в землю, и вырастет дерево. Такую же живучесть дерево дает человеку.

*Если съесть почку освященной вербы, легко решится любое дело. Конечно, пользоваться «волшебными» свойствами вербы можно только в крайних случаях.

*Подумай о любимом на Вербное, он и приедет к тебе.

*Если посадить в Вербное воскресенье домашнее растение, будешь богатым. Но если цветок завянет, жить тебе в бедности всю жизнь.

*Энергетика Вербного воскресенья помогает воплотить в реальность все желания.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ С ВЕРБОЙ?

Как собирать вербу? Рвите по несколько веток с небольших молодых деревьев. Не обрывайте все ветки с одного куста. Но веток нужно столько, чтобы по нескольку штук поставить в каждой комнате, да и в помещениях скота тоже. Отнесите ветки в церковь для освящения. Если нет возможности сходить в храм, можно дома побрызгать вербы святой водой.

Расставьте веточки по вазам. Их не нужно убирать две недели. В великий четверг ветки использовали как кропило: смачивали святой водой и обрызгивали все углы дома. А потом ветки можно использовать по-разному: оставить до следующего Вербного воскресенья, или сразу же пустить по течению реки.

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви.

По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

Приметы на Вербное воскресение

Постучишь по телу веточкой вербы - будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы - решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке , он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье - будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают - ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

Поверья на Вербное воскресение

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону.
Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить.
Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги,
благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных,
вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», — это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой
помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб
и дать больным домашним животным — исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками
или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть
3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

Обряды. Верба и её сила

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда — сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону — «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.
Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг — четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь — усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой — сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

ОТ РЕДАКЦИИ. Что мы знаем об освящении вербы в праздник ? - Так, с ложившаяся благочестивая традиция…

Что делать с освященной вербой / зеленью на Троицу / букетами на Маковія? - Вот, собственно, и все вопросы, которые у нас в этой связи возникают.

Наши современники - богословы из общества имени Скабаллановича - в своём миссионерском издании обращают внимание на то, когда и зачем освящается верба за богослужением в день праздника.

Знаете ли вы, что…

Факт №1

Освящение веточек вербы происходит на вечернем богослужении в субботу

Во время полиелея - самой торжественной части праздничного вечернего богослужения, после Евангелия, во время чтения покаянного 50-го псалма священник кадит народ, стоящий с ветками деревьев и зеленью.

После чего читается молитва:

Господи Боже наш, седяй на херувимех, возставивый силу Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом, и погребением, и воскресением Своим. Егоже и ныне пришедша во Иерусалим на вольную страсть, людие седящии во тьме, и сени смертней, приемше воскресения знамения, ветви древес, и ваиа финик, воскресение знаменующе сретоша. Сам Владыко и нас по подражанию онех, в предпразднственный сей день, ваиа и ветви древес в руках носящих соблюди и сохрани. Да якоже онии народи и дети осанна Тебе приношаху, и мы такожде в песнех и пениих духовных, животворящаго и тридневнаго Воскресения достигнем, в томже Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Господи Боже наш, восседающий на Херувимах, воздвигший силу Твою и пославший единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасёт Он мір Крестом, погребением и Воскресением Своим. Его, пришедшего в Иерусалим на добровольное страдание, люди, пребывавшие во тьме и тени смертной, встретили, взяв символы победы – ветви деревьев и побеги пальм - и воскресение тем предсказали.

Сам, Владыка, и нас, в этот предпраздничный день пальмовые и древесные ветви в подражание им в руках держащих и, как те толпы и дети, возгласы «Осанна» Тебе приносящих, соблюди и сохрани.

Чтобы нам с гимнами и песнями духовными удостоиться достигнуть животворящего и тридневного Воскресения во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, со Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

После этой молитвы стоящих в храме людей с веточками вербы в руках окропляют святой водой.

Факт №2

Освящается не верба, а люди, стоящие в храме.


Хотя и считается, что освящаются ветки деревьев (чаще всего вербы), однако в молитве речь идёт о совершенно другом, а именно: мы просим Господа освятить нас, дать нам Свою Спасительную благодать, чтобы мы, держащие ветки, как незлобивые дети при встрече Господа в Иерусалиме, таковыми и остались, чтобы не стали такими, как те, что сначала кричали «Осанна!», а затем стали кричать «Распни Его!» Даже если мы и не говорим таких слов, то всё равно своими грехами, своим безчувствием и ленью мы ещё и ещё раз распинаем Христа и делаем Его Жертву для нас напрасной.

Факт №3

Важно не унести из храма освященную вербу, а прийти с ней в храм.

Веточка в руках - знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!».

Вот как об этом поётся в тропаре празднику:

Церковь вообще вневременна. На богослужениях практически невозможно услышать что-либо о священных событиях в прошедшем времени, к примеру, что Господь входил в Иерусалим. Реже можно услышать, что Он «восшел в Иерусалим», но чаще всего - «входит», и причем «днесь», сейчас. В душах людей евангельские события переживаются каждый раз по-новому. Поэтому и приносят вербы в храм, стоят с ними во время богослужения, чтобы показать, что и мы приветствуем Господа как своего Царя и Мессию.

К сожалению, эта прекрасная традиция со временем была переосмыслена в категориях внешней обрядности. Если богослужебные тексты весь акцент делали на «Грядущем во имя Господне» - Христе и людях, Его встречавших, то народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Приносить в храм вербу (а, вернее, уносить из храма), получается, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись хорошим оберегом.

Факт №4

Если вы не стояли с вербой на службе, прославляя Господа, «грядущего на вольную страсть», то идти с ней в храм просто так, чтоб освятить, не нужно.

Из года в год повторяется одна и та же история: на протяжении дня, когда праздничная Литургия уже давно закончилась, в храм заходит множество людей с вопросом: «А где здесь раздают вербу?» Вербы не жалко, но почему-то всегда от этого становится грустно.

В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда её ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку.

Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освящённая. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, её смысл сводится к фразе: «... и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани».

Объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике - сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов - даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике - книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.

Факт №5

Утром в день праздника вербу окропят святой водой, но молитва на освящение уже не читается.

Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после Литургии.

При освящении верб читается молитва: «Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь

Но при совершении этого обряда нельзя забывать внутренний его смысл. Главное - это куда идет Господь и ради чего.

Праздником Вербного воскресенья начинается для нас Страстная седмица. В течение этих нескольких дней Господь завершит Свою земную жизнь. В этом завершении будет совершение всего. Как Он Сам скажет в Своих последних словах на Кресте: «Совершилось!»

Есть православные праздники, особо любимые народом. Таков день входа в Иерусалим Иисуса Христа. Люди бросали ему под ноги ветки пальмы. Так на Востоке встречали важнейших лиц. В наших местах используют обычно вербу.

Но всякий раз возникает проблема: куда девать после праздника эти пушистые веточки? Просто так в мусорку их не выбросишь. Они освящены в церкви. Стоят дома за иконами, возле распятий, около каминов, печей. В стойлах домашних животных. Или в сосудах с водой. Верба охраняет все ваше жилище от разных напастей, болячек, ссор. И так целый год.

Главное - не согрешить

Однако вовсе не все осведомлены, что делать с вербой после Вербного Воскресенья. Принято считать, что она не теряет свои чудесные лекарственные свойства до весны следующего года.

Как поступить правильно? Освободиться от веток прошлогодних в праздник или накануне его? И когда нести на освящение вновь срезанные? Это не формальные вопросы. Люди хотят поступать по правилам. По законам церкви. Чтобы лишний раз не согрешить.

Итак, что делать с веточками вербы после Вербного Воскресенья? Можно собрать их все вместе и пустить в речку, озеро, ручеек, прудок. Пускай плывут себе с миром.

Также некоторые люди предпочитают высохшие за год веточки вербы просто сжечь. Однако внимание! Пепел необходимо рассыпать там, где его не будут топтать ни проходящие люди, ни животные. Не возбраняется еще высыпать пепел в речку.

Посадить новое деревце

Вы все еще озабочены проблемой, куда девать вербу после Вербного Воскресенья? А как вам такое предложение? Вербы стояли у вас в вазочке. Вы меняли воду время от времени. И веточки дали корни. Самое лучшее (и красивое!) - посадить на полянке в лесу или где-то около реки. Пусть растет, тянется к солнцу. Радует людей. И может, эта верба опять будет освящена людьми в церкви.

Вообще вербочки можно хранить несколько лет подряд. Однако каждую весну встречать праздник лучше со свежими веточками.

В память об ушедших

В наших краях есть традиция, которая живет веками. Если ей следовать, то у вас никогда не возникнет раздумье, что делать с вербой после Вербного Воскресенья.

Известен такой ритуал. Соседи, родственники обычно знают, что какой-то человек доживает последние дни. И в день похорон прошлогоднюю освященную вербу помещают ему в гроб. Иные престарелые люди сами скапливают старые веточки, чтобы на похоронах их уложили к ним в могилку.

Рекомендуем и такой способ, если вы раздумываете, куда девать вербу после Вербного Воскресенья: необходимо ее веточки поджечь и обойти с ними дом. При этом читайте молитву. Так очищают квартиру, дом от всего плохого.

Совсем неплохо принести отслужившие веточки священнику в церковь. Там их потихоньку сожгут, читая молитвы при этом.

В лесу, рядом с другими

А вот тоже неплохая разновидность решения вопроса о том, что делать с ветками вербы после Вербного Воскресенья. Для тех, кто затрудняется с ответом и не знает, как ему быть, можно предложить такой вариант - унести ветки в лес. Уложить меж кустов растущей, новой, свежей вербы.

Если у вас в доме печь, то очень хорошо разжигать ее именно старой и хорошо просохшей веткой. И потом выпекать куличи. Прошлогодней, старенькой вербой многие люди дома обметают углы. А потом веточки бросают в огонь, сжигают их, прежде поблагодарив их за службу.

Еще старой вербой, между прочим, колодцы обсаживали. Для чего? Чтобы не проникли в воду никакие злые духи.

Интересно, что именно из Белоруссии пошла традиция, когда родители часто били вербой своих собственных детишек, чтобы хорошо росли и были здоровы. С этой же целью повсюду хлестали и скот, и взрослых людей. Ульи пчел били по три раза. А потом те шли на свои огороды или в поля. Там трижды били ветками землю. Также втыкали веточки в грунт. Наконец, отправлялись бить и хлестать могилки своих близких.

Чудесные свойства

Что же за службу несли эти скромные лесные красавицы после того, как их освятил священник?

Традиционно первый обряд после возвращения из церкви таков: всех родственников и домочадцев слегка бьют (или похлопывают) освященной вербой, для их же здоровья.

Так же поступают и с домашней живностью. Ведь что делать с вербой после Вербного Воскресенья - вопрос решенный. Ничего. Пусть находится в доме. Все должны впитать эту чудную силу обновления. Соки весны и возрождения природы.

Еще свойство - верба прекрасно оберегает дом от злых, негативных духов, любой нечисти.

В доме подросли невеста или жених. Что делают с нашей вербой? Ее в срочном порядке высаживают в огород. Как только росток приживется, значит, скоро свадьба будет.

Вербой еще гонят животину на поля в Юрьев день. Считалось, что при такой «обработке» она будет здоровой и начнет хорошо набирать вес, размножаться.

А вот еще вариант того, что делать с вербой после Вербного Воскресенья. Бездетным девушкам и женщинам советовали сдабривать пищу почками вербы, которую освятили в церкви. Это помогает. Также говорили использовать их как профилактику от разных болячек.

Купают больных детишек - надо бросить и вербу в воду. Ее почки клали в хлебцы для скотины и в кашу для всей большой сельской семьи.

Против грома, грозы

Люди сильно верили: освященная верба прекратит грозу, избавит от града, грома. Надо лишь махать веточкой в сторону туч.

На пожарах вербу бросали в огонь. Зачем? Чтобы уменьшить его разрушительную силу.

Любой трус, мечтающий стать должен был, придя из церкви в Вербное Воскресенье домой, забить в стену небольшой кол - от освященной вербы. Конечно, это мгновенно не превращало сверхосторожного человека в героя. Но в любом случае это изымает из души его природную робость.

Не только листьям и всей ветке люди приписывали мощную лечебную силу, но и ее сережкам. Их съедали сразу по девять штук. От лихорадки - наивернейшая панацея. А те, кто простыл, заболел каким-то недугом, глотали почки вербы. И это избавляло их от злой лихорадки, сильной боли в горле, хронического бесплодия. Так верно служила людям освященная верба.

Теперь о сроках. Когда именно освободиться от старой вербы? Тут выбирайте то, что вам больше подходит. Можно непосредственно в сам праздник вынести, допустим, вербочкины ветки в лес. Разрешается сделать это и в Вербное Воскресенье. Или сразу после этого большого дня. Благо, что вариантов для этого мы предложили много.

Надеемся, что в следующее Вербное Воскресенье, что делать с вербой, вы уже будете знать очень хорошо.