Главная · Сбалансированное питание · Мне кажется неизбежным продолжение и развитие. Интернет и авантюрные войны. Каким видел мир через полвека академик Сахаров. Задания к тексту

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие. Интернет и авантюрные войны. Каким видел мир через полвека академик Сахаров. Задания к тексту

1) По сборникам Егораевой прорешать задание В3.Будет проверочная работа.
Обращаю внимание, что почти все не посчитали нужным выполнять в течение последнего месяца то, что я задавала, а именно: отработку последовательно всех заданий части В. (В1-В8) . Советую обратить внимание на это упущение.

Прошу сдать работу именно в среду. Позже не буду принимать.

Я поменяла тематику данного набора текстов, сделав ее ближе к историческому моменту последних дней.
Аргументы черпать можно прямо из жизни.
Внимательно почитайте сопроводительные материалы к текстам. Информация об авторах часто помогает написать сочинение.

ДЗ по литературе на понедельник, 5 марта:
Прочитать начало романа А.Платонова "Котлован". Подумать над особенностями языка, стиля писателя. Чем обусловлены эти особенности?

Без стыда нет человека

СВОЙ первый фильм Павел Лунгин снял в 40 лет. «Такси-блюз» сразу принёс ему Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за лучшую режиссёрскую работу. Потом были «Луна-парк», «Свадьба», «Олигарх», «Бедные родственники».

Режиссёр говорит, что последняя его картина «Остров» — это фильм о Боге, стыде, грехе, преступлении. Но это ещё и попытка рассказать о том, как это мучительно больно — быть человеком. И как необходимо им быть.

Текст 1 (Из интервью с Павлом Лунгиным)

(1)Мне кажется, сейчас весь мир не понимает, куда он идёт. (2) Россия похожа на лабораторию Бога, в которой он ставит над нами эксперимент. (3) Он делал это в 1917 году, он продолжает ставить эти эксперименты и сегодня. (4) В нашей стране происходит то же самое, что и в других странах, но доведённое до абсурда. (5) Когда в стеклянной кастрюльке кипит вода, пузырьки в ней кажутся такими огромными — даже жутко становится.(6) Наверное, бывали на Земле времена и похуже. (7)Другое дело, что тогда существовали чёткие представления о добре и зле. (8) И в этом противостоянии добра злу можно было найти хоть какое-то утешение. (9) Сейчас же всё это размазано, размыто.(10) И мы часто не понимаем, что такое добро и что такое зло.

(11) Россия, корчась в общих противоречиях, никак не осознает, к чему она идёт. (12) С одной стороны, ей хочется сохранить свои особенности, с другой — ей хочется быть, как все. (13) С третьей стороны, очень много соблазнов вокруг…(14) Это тяжёлый период. (15) Но, знаете, мир всегда развивается по синусоиде. (16) И сейчас мы находимся в какой-то глубокой общемировой впадине.

(17) В начале ХХI века в мире не осталось ни больших идей, ни больших стремлений. (18) Не может же восприниматься целью жизни рентабельность. (19) Человек не рождён для того, чтобы осознавать себя как небольшое, но прибыльное предприятие, в которое он вкладывает им же заработанные деньги.

.(20) Россия вошла в период стабилизации. (21) И главный вопрос теперь - не как физически выжить в этом мире, а кем СТАТЬ в нем. (22) Человек создан не для того, чтобы жить только ради успеха и денег и проводить отпущенные ему годы между работой и телевизором. (23) Наша страна всегда жила идеями, духовной борьбой, поисками смысла жизни. (24) А сейчас мы обеспокоены другими вопросами. (25) «Достаточно ли хороша и престижна моя машина, какой марки мой мобильный телефон, тот ли лейбл на моем костюме, да и вообще - не считают ли меня неудачником?» - думают многие. (26) Мы заперты в клетку денег, успеха и телевизионного экрана.

(27) Осталась ли в нас совесть? («8(Способны ли мы к раскаянии, жалости, состраданию? (29) Эти чувства в нас не убиты - они подавлены. (30) Мы воспринимаем их как слабость. (31) Но плакать стыдно. (32) И нельзя считать наличие души проявлением слабости. (33) Мир не состоит из стройных рядов младших менеджеров, которые победным маршем идут от успеха к успеху. (34) Мир сложнее. (П.Лунгин)

Текст 2 (А.Д. Сахаров)

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Рост населения, истощение природных ресурсов - это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человека к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжёлой, часто жестокой и безрадостной), даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса - урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни - теснейшим образом между собой связаны. И в связи с этим нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения - может обратить вспять прогресс, но надо быть безжалостным, чтобы желать такого исхода.

Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. Поэтому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом.

Однако я не склонен абсолютизировать одну только материальную сторону прогресса. Я убеждён, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человеке всё человеческое - радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства, но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами.

Уже сейчас граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае, прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.


Дмитрий Сергеевич Лихачев Дми́трий Серге́евич Лихачёв (28 ноября 1906 года , Санкт-Петербург , Российская империя — 30 сентября 1999 года , Санкт-Петербург , Российская Федерация) — выдающийся советский и российский филолог , искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 — АН СССР).

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Принимал непосредственное участие в сохранении и реставрации различных культурных объектов Санкт-Петербурга и пригородов .

Перед вами книга «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего - молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.

То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев - человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания крупнейших научных учреждений, делает эту книгу особенно ценной.

Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются.

А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни.

Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками - один из главных его талантов.

Впервые книга была издана в нашем издательстве в 1985 году и уже стала библиографической редкостью - об этом свидетельствуют многочисленные письма, которые мы получаем от читателей.

Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.

Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:

«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины - в двух смыслах: правда и красота - вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.

Ложь - зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.

В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен - и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Текст 3(Лихачев: «Письма о добром»)

Письмо третье САМОЕ БОЛЬШОЕ

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» - слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией - к фашизму.

Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость - всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде - правде-истине и правде-справедливости.

Показного, казенщины, жесточайшей регламентации. Для немногих пользующихся доверием подобные поездки чаще всего просто оплаченная конформизмом притягательнейшая возможность приодеться «по-западному», вообще войти в элиту. Я уже много писал о проблемах отсутствия свободы перемещения, но это тот Карфаген, который должен быть разрушен. Я хочу еще раз подчеркнуть, что борьба за права человека - это и есть реальная сегодняшняя борьба за мир и будущее человечества. Именно поэтому я считаю, что основой деятельности всех международных организаций должна стать Всеобщая декларация прав человека, в том числе основой деятельности провозгласившей 25 лет назад Организации Объединенных Наций. Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположных точек зрения. Рост населения, истощение природных ресурсов - это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) - даже если бы человечество это бы захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны экономического прогресса - урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни - теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации во время всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий и всеобщего разрушения может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода. Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова, голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. Поэтому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом. При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое - радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализованных стран имеют более возможностей для нормальной и здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае, прогресс, спасающий людей от холода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человеческое в человеке. Я верю, что человечество найдет разумное решение в сложной задаче осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе. Сахаров А. Д. Мир через полвека // Новое время. - М., 1990. - ╧ 2. 151 1 Метэк - иностранец. 2 Триба - территориальный округ, имевший в Древнем Риме некоторые политические права и самоуправление. 3 Комбатанты - лица, входящие в состав вооруженных сил. 4 Международное публичное право - система норм и принципов, регулирующая отношения между государствами, созданными ими организациями. 5 Попечение - покровительство, забота. 6 Интернирование - задержание и лишение свободы граждан неприятельского государства. 7 Дискриминация - ущемление прав. 8 Эмблема - условное изображение какого-либо понятия или идеи. 9 Репрессалии - применение государством в ответ на неправомерные действия другого государства таких же действий по отношению к его гражданам. 10 Корпоративный - узкогрупповой, замкнутый пределами корпорации (группы, круга лиц одной профессии). 11 Императив - повеление, настоятельное требование. 12 Богословие - совокупность религиозных взглядов о сущности и действиях Бога. 13 Вероисповедание - принадлежность к той или иной религии. 14 ООН - Организация Объединенных Наций создана в 1945 г. в США (Сан-Франциско). Цель организации - поддержание международного мира и безопасности, развитие дружественных отношений между странами, осуществление международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального и гуманитарного характера. При ООН работает Комитет по правам человека и другие организации: ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по образованию, науке и культуре); ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), МОТ (Международная организация труда), ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН) и др. 15 Демагог - человек, занимающийся демагогией, т. е. воздействующий на людей с помощью лживых обещаний, извращения фактов для достижения корыстных целей. 16 Мещанская идеология - идеи, взгляды людей с мелкими, сугубо личными интересами, узким кругозором, неразвитыми вкусами, безразличных к интересам общества. 17 Догматизм - одностороннее, закостеневшее, некритическое мышление, оперирующее неизменными положениями в отрыве от жизни. 18 Доктрина - система руководящих теоретических или политических принципов. 152

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Рост населения, истощение природных ресурсов — это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человека к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжёлой, часто жестокой и безрадостной), даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса — урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни — теснейшим образом между собой связаны. И в связи с этим нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения — может обратить вспять прогресс, но надо быть безжалостным, чтобы желать такого исхода.

Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. Поэтому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом.

Однако я не склонен абсолютизировать одну только материальную сторону прогресса. Я убеждён, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человеке всё человеческое — радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства, но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами.

Уже сейчас граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае, прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

Перед нами — прогноз ближайшего будущего. Прогноз учёного отличается от пророчества гадалки, провидения экстрасенса, предсказания астролога. Это научное предвидение, основанное на анализе фактов и глубоком раздумье. Сахаров отвечает на трудные вопросы. Способно ли человечество решить проблемы собственного будущего только средствами научно-технического прогресса без изменения шкалы основных ценностей? Есть ли у человечества основания для уверенности в будущем?

Учёный, когда-то шагнувший к тайнам энергии атома, становится общественным деятелем. Исследуя глобальные проблемы современности, связанные с развитием науки и техники, Сахаров с уверенностью смотрит в будущее. Он считает, что прогресс неизбежен, его нельзя «отменить», но решить непростые проблемы нашего времени только средствами науки невозможно.

Автор утверждает, что опасности, угрожающие человечеству, в колоссальной степени усиливаются. Он даже называет самую главную угрозу — возможность гибели человечества в огне термоядерной катастрофы. Избежать это возможно: люди должны помнить о шкале человеческих ценностей. И тогда основание для уверенности есть: нужно «сохранить человеческое в человеке и природное в природе».

Безусловно, тяга к познанию сильна в человеке. В истории развития человеческого знания известно много великих открытий. Дмитрий Иванович Менделеев сделал величайшее открытие — периодический закон. Учёный не только описал и систематизировал известное, но предсказал неведомое, как оно будет познано с помощью закона. Таким образом деятель науки оказал влияние на разные области естествознания. У этой науки много задач. Все эти задачи едины - все они сводятся к разгадке тайны вещества, единого во всей Вселенной.

Современный учёный-математик Никита Николаевич Моисеев развивает идею Вернадского о совместном гармоническом развитии природы и общества. Он утверждает, что в современном мире множество проблем и их нужно изучать в комплексе. Нужно использовать не только математические, физические методы исследования, но и методы гуманитарных наук. Единство мира предполагает единство наук. Многие учёные утверждают, что наук нет — есть наука. Наука будущего должна решать проблемы общества.

Велика работа учёных по осознанию мира. Не нами выбран мир, который нам приходится изучать. Да, он нестабилен, но это не означает, что не поддаётся научному изучению. Современные учёные пытаются объяснить взаимосвязь между химическими, физическими и духовными явлениями. Содержание открытий естествоиспытателей помогает нам выработать новое отношение к жизни. Оно даёт нам силы поддерживать ответственность перед миром и проявлять «благоговейное» отношение к нему.

Урок № 31-32

Тема урока: Проблема общественного прогресса

Цель :

Задачи: 1) объяснить понятия и термины: «общественный прогресс», «регресс», «многовариантность общественного развития», «историческая альтернатива», «критерий прогресса»; ознакомить с особенностями общественного прогресса, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчеркнуть противоречивость общественного прогресса;

Тип урока : Комбинированный урок, урок обобщения и закрепления знаний .

Оборудование: Учебник, индивидуальный раздаточный материал, учебная презентация.

Ход урока

1 урок

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Проверка домашнего задания (5-7 мин.)

1) В чем заключается смысл понятия «исторический процесс»? (Исторический процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. )

2) Чем различаются существующие в науке представления о типах социальной динамики? (различные типы социальной динамики. Распространенным типом считается линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса . Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование ( цивилизация ). Третий, спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. )

3) Каковы возможные варианты коренного, качественного обновления общества? ( Социальная революция - это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества )

4) Какие факторы воздействуют на характер исторического процесса? (природные факторы, духовным фактором, материальных факторов, техника и технология,)

5) Какие участники исторического процесса являются движущими силами истории? (Названные факторы оказывают активное влияние на деятельность людей. Все, кто осуществляют эту деятельность, являются субъектами исторического процесса: индивиды, различные социальные общности, их организации, великие личности . Есть и иная точка зрения: не отрицая того, что история есть результат деятельности отдельных индивидов и их общностей, ряд ученых полагают, что до уровня субъекта исторического процесса поднимаются только те, кто осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление )

6) Как соотносятся в историческом процессе роли народных масс и выдающихся личностей? (Есть и иная точка зрения: не отрицая того, что история есть результат деятельности отдельных индивидов и их общностей, ряд ученых полагают, что до уровня субъекта исторического процесса поднимаются только те, кто осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление)

Подготовка к восприятию нового материала

Мыслители с древних времен задумывались над вопросом: в каком направлении развивается общество? Можно ли его движение уподобить, например, циклическим изменениям в природе: вслед за летом обязательно должна прийти осень, затем зима, весна и сно­ва лето? Может быть, по таким же правилам должно развиваться и общество? Период процветания сменяется эпохой упадка, далее следует возрождение и снова неизбежно наступает благоденствие, и этот непрерывный круговорот длится тысячелетиями? Так ли это? Задумаемся вместе над этими проблемами.

Тема урока: «Проблема общественного прогресса». Мы рассмотрим следующие вопросы:

    Прогресс и регресс.

    Противоречивость прогресса.

    Критерии прогресса.

    Многообразие путей и форм общественного развития.

II I . Изучение нового материал (30 мин)

В истории обществознания сложились два подхода к решению вопроса о направленности человеческой истории: пессимистический и оптимистический. К первому можно отнести взгляды древнегреческого поэта Гесиода, который разделил всю историю на пять веков: золотой, серебряный, медный, бронзовый и железный. По Гесиоду, золотой век отличался высокой моралью, но люди развращались, в силу чего каждый последующий век оказывался хуже предыдущего. Самый плохой, самый страшный век железный, современный Гесиоду, демонстрировал полный упадок нравствен ности.

Представителем оптимистического подхода был Демокрит, который делил историю на качественно различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому, по его мнению, характеризуется ростом культуры и улучшением жизни людей.

1. Прогресс и регресс (10 мин)

Работая с предложенным материалом, ответьте на вопросы и выполните задания.

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом. Сам термин «прогресс» происходит от латинского слова progress , которое означает «движение вперед». Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Известно, что общество находится в непрерывном движении, развитии. Мыслители с древнейших времен задумывались над вопросом - в каком направлении развивается общество?

Древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический процесс, замкнутый круговорот, проходящий одни и те же стадии.

Существует также органическая теория возникновения и развития об щества и государства, согласно которой закономерности жизни общества можно сопоставить с жизненными циклами живого существа: организм зарождается из клетки, с течением времени взрослеет, достигает своего расцвета, становится зрелым, затем неизбежно стареет и умирает.

По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? Оттого, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем.

В разные эпохи ученые и философы по-разному объясняли общественный прогресс и его перспективы. Суть гипотезы, предложенной тем или иным мыслителем, во многом зависела от исторического периода, а также опт, мировоззрения.

Древнегреческий поэт Гесиод (VII I -VII вв. до н. э.) рассуждал о стадиях в жизни человеческого общества. Первой стадией, по его мнению, являлся золотой век, когда люди жили легко и беспечно, а в мире царили добро и справедливость. Вторую стадию Гесиод называл серебряным веком; он ознаменовал начало падения устоев морали и благочестия, стал переходом к периоду упадка. Так, с разложением нравственных ценностей и крушени­ем идеалов люди оказались в железном веке, когда повсюду правили зло, насилие, корысть, алчность, попиралась справедливость. В соответствии с позицией, высказанной Гесиодом, человеческое общество имеет рег рессивный путь развития, а сам человек не властен изменить трагический ход истории.

С достижениями науки, ремесел, расцветом искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано появление теории общественного прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781).

Французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) писал, что история представляет собой картину беспрерывного развития, прогресса человеческого разума. Наблюдения за тем, чем человек был, и за тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Направление развития общества и степень его зрелости во многом зависит от сознательной деятельности людей. Сама суть исторического процесса воспринимается Кондорсе как путь социального прогресса, в центре которого и восходящее развитие человеческого разума.

Классик немецкой философии Георг Гегель считал общественный прогресс не только принципом разума, но и движущей силой всех мировых событий.

Эту веру в прогресс восприняли Карл Маркс и его последователи, считавшие, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и совершенствованию самого человека.

X IX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали но­вую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни обще­ ства. В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи конца истории, глобальных экологических, энер­ гетических и ядерных катастроф. Ученые и философы вновь обратились к теории Гесиода о регрессивном пути развития общества.

Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер (род. 1902). Ему принадлежит высказывание: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать - значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно, про­ грессировать могут только человеческие индивидуумы». К. Поппер ввел понятия «социальная технология» и «социальная инженерия», полагая, что ход истории неподвластен проектированию.

    Что такое «прогресс»?

    Что такое «регресс»?

    С кем из мыслителей вы согласны и почему?

    Заполните таблицу:

Мыслитель

Взгляды

Аристотель и Платон

Рассматривали историю как циклический процесс, замк­нутый круговорот, проходящий одни и те же стадии

Гесиод (VII I -VII вв. до н. э.)

Рассуждал о стадиях в жизни человеческого общества. Первой стадией, по его мнению, являлся «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, а в мире царили доб­ро и справедливость. Вторую стадию Гесиод называл «серебряным веком»; он ознаменовал начало падения устоев морали и благочестия, стал переходом к периоду упадка. Так, с разложением нравственных ценностей и крушением идеалов, люди оказались в «железном веке», когда повсюду правили зло, насилие, корысть, алчность, попиралась справедливость. В соответствии с позицией, высказанной Гесиодом, человеческое обще­ство имеет регрессивный путь развития, а сам человек не властен изменить трагический ход истории

Жан Антуан Кондорсе (1743-1794)

История представляет собой картину беспрерывного развития, прогресса человеческого разума. Наблюдения за тем, чем человек был, и за тем, чем он стал в настоя­щее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти сред­ства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Направление развития общества и степень его зрелости во многом зависит от сознательной деятельности людей. Сама суть исторического процесса воспринимается Кондорсе как путь социального прогресса, в центре которого □ восхо­дящее развитие человеческого разума

Георг Гегель (1770-1831)

Считал общественный прогресс не только принципом разума, но и движущей силой всех мировых событий

Карл Маркс (1818-1883)

Человечество идет ко все большему овладению при­родой, развитию производства и совершенствованию самого человека

Карл Поппер (1902 -1 994)

Говорил о возможности прогресса только для человече­ских индивидуумов, но не для исторического процесса

Философы XX - XXI вв.

Появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, ха­рактерного для идей прогресса. Вместо них предлагают­ся теории циклического круговорота, пессимистические идеи конца истории, глобальных экологических, энер­гетических и ядерных катастроф. Ученые и философы вновь обратились к теории Гесиода о регрессивном пути развития общества

2. Противоречивость прогресса (10 мин.)

Если сделать попытку графически изобразить прогресс человечества, то получится не восходящая прямая, а ломаная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и ги­гантские скачки назад. В истории разных стран были периоды, когда общественный прогресс замирал, а прогрессивные силы общества подвергались гонениям.

Афоризмы:

    Если в древности люди носили шкуру леопарда, то сейчас они носят сшитую из нее шубу, - прогресс, как говорится, налицо, но только не для леопарда. (Тойшибеков Бауржан)

    Если кричат: "Да здравствует прогресс!", всегда справляйся: "Прогресс чего?" (Станислав Ежи Лец)

    Весь прогресс, на который можно надеяться, - это сделать людей несколько менее злыми. (Гюстав Флобер)

    Возражения против прогресса всегда сводились к обвинениям в аморальности. (Джордж Бернард Шоу )

Какие мысли по поводу прогресса прослеживаются в данных афоризмах?

Прогресс всегда противоречивое явления?

Какие примеры противоречивости прогресса вы бы могли привести?

Противоречивость прогресса : совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.

Т.О. Процесс исторического развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные.

Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие. Использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, связанные с длительной, непрерывной работой у дисплея: ухудшение зрения, психические отклонения, связанные с дополнительными психическими нагрузками.

Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни - все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.

Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями - стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле - перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками.

Попытки ускорить прогресс иногда оборачиваются непомерно высокой ценой. Наша страна в 20-30-е гг. XX в. вышла по объемам производства ряда важнейших продуктов промышленного производства на первое место в Европе. Ускоренным темпом осуществлялась индустриализация, началась механизация сельского хозяйства, поднялся уровень грамотности населения. Эти достижения имели оборотную сторону: миллионы людей, ставших жертвами жестокого голода, сотни тысяч семей, высланных с мест их привычного проживания, миллионы репрессированных, подчинение жизни людей тотальному регулированию и контролю.

Как же оценить эти противоречивые процессы? Являются ли положительные изменения, которые оплачиваются столь высокой ценой, прогрессивными? Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом? Для этого нужно установить, что является общим критерием прогресса, какие изменения в обществе следует оценивать как прогрессивные, а какие нет.

3. Критерии общественного прогресса (10 мин)

В ходе обсуждения вопроса о неоднозначности общественного прогресса было высказано предположение, что, рассуждая на эту тему, необходимо для себя выбрать свой собственный взгляд на сущ­ность прогресса. Иначе говоря, необходимо определить критерии прогресса.

Критерии - это те обстоятельства, которые обуславливают существование и развитие какого-л ибо явления. Подробнее остановимся на этом.

Работая с третьим пунктом § 15, заполните таблицу:

Мыслители

Взгляды о критериях прогресса

А. Кондорсе и просветители

Развитие разума человека

Социалисты □ утописты

Принцип братства людей

Ф. Шеллинг

Постепенное приближение к правовому устройству

Г. Гегель

Сознание свободы

Современные философы

1. Развитие производительных сил, включая самого человека.

2. Возвышение гуманизма □ мера свободы человека, раскрытие его подлинно человеческих качеств, т. е. развитие человечности

Какой критерий общественного прогресса вам представляется наиболее правильным и почему?

Традиционные критерии прогресса : - прогресс науки и техники

Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистически­ми параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных усло­вий для человека - в этом видится прогресс современного об­щества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества



- уровень образования,



- отношение к природе и др.

III. Итог урока (3-5)

    В чем заключается противоречивость общественного прогресса?

2 урок

Цель: Раскрыть основные вопросы по теме проблема общественного прогресса

Задачи: 1) ознакомить с особенностями общественного прогресса, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчеркнуть противоречивость общественного прогресса на примерах заданий ЕГЭ;

2) развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познаватель­ные и проблемные задания направленные на подготовку к ЕГЭ;

3) способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Изучение нового материал (5-7 мин)

4. Многообразие путей и форм общественного развития

Логика всемирной истории это единый процесс поступательного развития человечества. Единство исторического процесса наглядно проявляется с возникновением государств, сменяемых политических устройств, общих воззрений и т. д.

Но вместе с тем история человечества не сводится к одному единству. Единство исторического процесса не исключает многообразия. Многообразие истории это факт очевидный, так как история человечества - это история множества государств и народов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, войн и революций. Развитие любой страны отличается своими историческими и национальными особенностями и происходит в конкретном историческом времени и социальном пространстве. Каждый народ имеет свою культуру, язык, особые природные условия существования. Народы находятся на разных этапах своего развития, что означает неодинаковый уровень их материальной и духовной культуры. Эти факторы определяют разнообразие в жизни народов, многовариантный характер их развития.

Но многообразие осуществляется в рамках всеобщего и единого исторического процесса.

Следовательно, возможны различные варианты решения назревших проблем, т. е. историческая альтернатива.

Многовариантность небеспредельна: она включена в рамки оп ределенных тенденций исторического развития.

III . Закрепление (30 мин)

Разбор заданий части С .

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе.

1) смысл понятия, например: «Общественный прогресс - это развитие общества от низшего (простого, несовершенного) к высшему (сложному, совершенно­му)»;

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения с информацией об общественном прогрессе, опирающейся на знания курса, например:

- «Улучшение материальных условий жизни и увеличение ее продолжительности многие считают главным критерием общественного прогресса»;

- «Некоторые ученые предлагают в качестве интегративного критерия об­щественного прогресса уровень гуманизации общества, положение в нем лич­ности».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об общественном прогрессе.

С6. Приведите три примера технического прогресса в современном обществе.

В правильном ответе могут быть приведены примеры:

1) создание приборов и оборудования, позволяющих фиксировать происходящее на больших расстояниях от него;

2) создание средств нападения дальнего действия;

3) строительство межпланетных кораблей и организация научных исследований на других планетах.

Могут быть приведены другие примеры.

С7. Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогрес­са иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) свойство общественного прогресса: противоречивый характер;

2) примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим:

- египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей;

- прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды;

- рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жиз­ни - все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрес­сы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний.

Могут быть приведены другие проявления противоречивости прогресса.

С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме « Понятие общественного прогресса». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детали­зированы в подпунктах.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Различные взгляды на направленность общественного развития

2. Понятие прогресса и регресса.

3. критерии прогресса :
- развитие человеческого разума
- совершенствование нравственности людей
- прогресс науки и техники
- развитие производительных сил, включая самого человека
- возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

4. Противоречивость и относительность прогресса

5. Гуманистические критерии прогресса : - средняя продолжительность жизни человека, - детская и материнская смертность, состояние здоровья, - уровень образования, - развитие различных сфер культуры, - чувство удовлетворенности жизнью, - степень соблюдения прав человека, - отношение к природе и др.

С9.2 Философия

«Если людоед пользуется вилкой и ножом - это прогресс?» (С. Ежи Лец)

1. Определение проблемы ( критерии общественного прогресса , совершенствование нравственности людей)

2. Теоретический блок ( прогресс, критерии прогресс)

3. Аргументы

IV . Итог урока

    Что означает слово «прогресс»?

    Чем объяснить многообразие взглядов на прогресс?

    В чем заключается противоречивость общественного про­гресса?

    Какой критерий прогресса можно признать универсальным? В чем его преимущества?

    Почему пути и формы общественного развития многообразны?

    В чем вы видите смысл выражения «единство многообразного общественного развития»?

    Выскажите свою точку зрения по поводу революционно­го и эволюционного путей развития общества. Что, на ваш взгляд, в мировой истории было эффективнее, если говорить о прогрессе, революции или реформы?

Домашнее задание

Выучите § 15, выполните задания.

1. Работа с текстом выполнить задания С1-С4.

Прочитайте текст и выполните задания CI - С4.

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыс­лителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Рост населения, истощение природных ресурсов - это все такие факторы, ко­торые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и без­радостной) - даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в ус­ловиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса - урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост куль­туры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни - теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоя­дерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения - может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.

Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Го­лод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. По­этому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противо­стоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непроститель­ным снобизмом. При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человече­ских институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родив­шихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое - радость непосредственного труда умными рука­ми и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и при­родой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоре­чие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализо­ванных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохра­нению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществле­ния грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человече­ского в человеке и природного в природе.

(АД. Сахаров)

С1. На основе текста определите, каково мнение автора по поводу научно-технического прогресса в целом. Укажите две его стороны.

С2. Какие две задачи, стоящие перед человеческим прогрессом, формулирует автор?

С3. В тексте говорится о том, что граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. Опираясь на знания курса и материалы СМИ, приведите три характеристики жизни в отсталых и голодающих странах, конкретизирующих дан­ное утверждение.

С4. А.Д. Сахаров допускает два варианта судьбы человечества - его гибель или спасе­ние. Что делают люди в начале третьего тысячелетия, чтобы выжить? Приведите три примера такой деятельности.

2. Завершить написание эссе

Вариант № 375982

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Что от-ли-ча-ет по-зна-ва-тель-ную де-я-тель-ность?

1) по-лу-че-ние прак-ти-че-ски по-лез-но-го ре-зуль-та-та

2) за-тра-та фи-зи-че-ских и ин-тел-лек-ту-аль-ных уси-лий че-ло-ве-ка

3) не-об-хо-ди-мость сов-мест-ных дей-ствий с дру-ги-ми лю-дь-ми

4) на-прав-лен-ность на по-лу-че-ние новой ин-фор-ма-ции

Ответ:

Абсолютная истина, в отличие от относительной

1) добывается только научным путем

2) является исчерпывающим знанием о предмете

3) требует усилий для своего понимания

4) содержит объективное знание о предмете

Ответ:

О какой тенденции развития образования свидетельствует наличие разнообразных учреждений дополнительного образования, ориентированных на различные интересы детей и взрослых?

1) гуманизации

2) информатизации

3) гуманитаризации

4) интернационализации

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о культуре?

А. Про­из­ве­де­ния духовной куль­ту­ры су­ще­ству­ют в ма­те­ри­аль­ной форме.

Б. Про­из­ве­де­ния материальной куль­ту­ры все­гда практически применимы.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

Потребитель вы­иг­ра­ет в усло­ви­ях рыночной эко­но­ми­ки при

1) по­вы­ше­нии налогов на производителя

2) по­вы­ше­нии пошлин на им­порт­ную продукцию

3) цен­тра­ли­зо­ван­ном планировании производства

4) устра­не­нии монополизации экономики

Ответ:

Используемые в про­цес­се производства стан­ки и про­мыш­лен­ное оборудование, про­из­вод­ствен­ные здания, сооружения, ком­плек­ту­ю­щие и рас­ход­ные материалы, тех­но­ло­гии относятся к та­ко­му фактору производства,

1) капитал

3) менеджмент

Ответ:

Что от­но­сит­ся к до­хо­дам государственного бюджета?

1) фи­нан­си­ро­ва­ние оборонного за­ка­за предприятиям

2) вы­пла­ты государственных гран­тов крупным учёным

3) со­дер­жа­ние государственного аппарата

4) сред­ства от про­да­жи облигаций го­су­дар­ствен­но­го займа

Ответ:

На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке кос­ме­ти­че­ских средств: линия пред­ло­же­ния S пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние - SI (Р - цена товара, Q - объём пред­ло­же­ния товара). Это пе­ре­ме­ще­ние может быть связано, пре­жде всего, с

1) вы­хо­дом на рынок новых фирм-производителей

2) по­вы­ше­ни­ем уров­ня и ка­че­ства жизни населения

3) удо­ро­жа­ни­ем сырья для про­из­вод­ства кос­ме­ти­че­ских средств

4) уве­ли­че­ни­ем раз­но­об­ра­зия кос­ме­ти­че­ских средств

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о рынке труда?

А. Рынок труда ха­рак­те­ри­зу­ет­ся высокой про­фес­си­о­наль­ной мобильностью.

Б. Люди, ищу­щие работу, фор­ми­ру­ют спрос на рынке труда.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

По какому критерию дифференциации выделены социальные группы католиков, протестантов, православных, мусульман?

1) по гражданству

2) по роду занятий

3) по национальности

4) по религиозной принадлежности

Ответ:

Гражданка Н. по­вздо­ри­ла на ра­бо­те с сослуживцами. Толь­ко придя домой, по­об­щав­шись с близкими, по­лу­чив от них мо­раль­ную поддержку, она успокоилась, при­ш­ла в доб­ро­же­ла­тель­ное рас­по­ло­же­ние духа. Какую функ­цию семьи можно про­ил­лю­стри­ро­вать приведённым примером?

1) со­ци­аль­но­го контроля

2) социально-статусную

3) эмоционально-психологическую

4) рекреационную

Ответ:

Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация - процесс, свойственный взрослому человеку и нехарактерный для ребенка.

Б. Социализация происходит только в результате стихийных, непреднамеренных воздействий на личность различных общественных ситуаций.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Государственный суверенитет предполагает

1) политическое доминирование на международной арене

2) независимость и верховенство государственной власти

3) право на вмешательство во внутренние дела других государств

4) тотальный контроль государством всех сторон частной и общественной жизни

Ответ:

Во время дискуссии о роли государства в жизни общества гражданин П. высказался следующим образом: «Приоритетом в деятельности современного государства должна стать социальная поддержка неимущим. Для этих целей следует ввести прогрессивный налог на богатых, повысить налоги на прибыль фирм». Сторонником какой политической идеологии является П.?

1) либеральной

2) социал-демократической

3) анархической

4) консервативной

Ответ:

Признаком суверенитета государства является

1) доминирование на международной арене

2) право на вмешательство во внутренние дела других государств

3) независимость государственной власти от других властей

4) право на отчуждение земель соседей

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о по­ли­ти­че­ских партиях?

А. По­ли­ти­че­ской партией на­зы­ва­ют любое за­ре­ги­стри­ро­ван­ное объединение граждан.

Б. По от­но­ше­нию к за­ко­ну различают ле­галь­ные и не­ле­галь­ные политические партии.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

Де-пу-тат Го­су­дар­ствен­ной Думы ра-бо-та-ет

1) на вре­мен­ной ос-но-ве

2) по сов-ме-сти-тель-ству

3) на по­сто­ян­ной ос-но-ве

4) по кон-трак-ту

Ответ:

Какой орган при­зван осуществлять над­зор над точ­ным и еди­но­об­раз­ным исполнением за­ко­нов на тер­ри­то­рии государства?

2) нотариат

3) прокуратура

4) адвокатура

Ответ:

Интересы граждан в суде и арбитраже по гражданским делам представляет

1) прокурор

2) нотариус

3) адвокат

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о праве?

А. Пра­во­вые нормы вы­ра­жа­ют государственную волю, за ко­то­рой в де­мо­кра­ти­че­ском обществе стоит воля народа.

Б. Все пра­во­вые нормы при­ни­ма­ют­ся высшим су­деб­ным органом власти.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

За-пи-ши-те слово, про-пу-щен-ное в таб-ли-це.

ОС-НОВ-НЫЕ ФУНК-ЦИИ РЫНКА

Ответ:

Ниже при­ве­ден ряд характеристик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «правовая норма».

1) уста­нов­ле­на государством

2) имеет пись­мен­ную форму

3) пред­став­ле­ние о добре

4) со­дер­жит в нормативно-правовых актах

5) внут­рен­нее побуждение

6) охра­ня­ет­ся и за­щи­ща­ет­ся государством

7) ре­гу­ля­тор об­ще­ствен­ных отношений

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Уста-но-ви-те со­от­вет­ствие между ти-па-ми эко-но-ми-че-ско-го роста и кон­крет­ны­ми при-ме-ра-ми, их ил-лю-стри-ру-ю-щи-ми: к каж­дой по-зи-ции пер­во­го столб-ца под­бе­ри­те со-от-вет-ству-ю-щую по­зи­цию из вто­ро­го столб-ца.

ПРИ-МЕ-РЫ ТИПЫ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКО­ГО РОСТА

А) Чае­про­из­во­дя­щая фирма на­ня­ла до-пол-ни-тель-ное ко­ли­че­ство жен-щин для сбора чай­ных ли-стьев на своих план-та-ци-ях

Б) Неф­те­до­бы­ва­ю­щая ком-па-ния на­ча­ла осво-е-ние но­во­го ме-сто-рож-де-ния нефти, ис­то­щив ста-рое

В) Ово­ще­вод­че­ская ферма в лет­ний пе-ри-од вре­ме­ни на-ня-ла на вре­мен­ную ра-бо-ту сту­ден­тов и уча­щих­ся для сбора огур­цов и ка-бач-ков

Г) Япон­ская фирма мо­дер­ни­зи­ро­ва­ла линию по сбор­ке ав-то-мо-би-лей

Д) За счет ис­поль­зо­ва­ния ин-но-ва-ци-он-ных тех­но­ло­гий на пред­при­я­тии су-ще-ствен-но воз­рос­ла про-из-во-ди-тель-ность труда

1) экс-тен-сив-ный

2) ин-тен-сив-ный

A Б В Г Д

Ответ:

Найдите в приведенном списке функции государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) политическая

2) правоохранительная

3) социальная

4) демократическая

5) этническая

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое положение ко­то­ро­го обозначено определённой буквой.

(A) Зоя Кузь­ми­нич­на увидела из окна, что не­из­вест­ный пытается от­крыть автомобиль её соседа. (Б) Зоя Кузь­ми­нич­на позвонила в полицию. (B) Полиция охра­ня­ет законность и порядок, за­щи­ща­ет права граждан, пре­се­ка­ет и пре­ду­пре­жда­ет преступления. (Г) Угон­щик автомобилей, от ко­то­ро­го пострадало уже не­сколь­ко автолюбителей, был задержан. (Д) Доб­ро­по­ря­доч­ный гражданин не дол­жен оставаться рав­но­душ­ным к по­доб­ным ситуациям.

Определите, какие по­ло­же­ния текста имеют

1) фактический характер

2) характер оце­ноч­ных суждений

3) характер тео­ре­ти­че­ских утверждений

Запишите в таб­ли­цу под буквой, обо­зна­ча­ю­щей положение, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его характер.

A Б В Г Д

Ответ:

Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов. Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова, ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков.

«Де-мо-кра-тия - форма по-ли-ти-че-ской ор-га-ни-за-ции го-су-дар-ства, ос-но-ван-ная на при-зна-нии на-ро-да ис-точ-ни-ком ________(А), его права участ-во-вать в ре-ше-нии го-су-дар-ствен-ных дел в со-че-та-нии с ши-ро-ким кру-гом прав и сво-бод. Важ-ный при-знак де-мо-кра-тии - га-ран-тия со-блю-де-ния прав и сво-бод че-ло-ве-ка и ________(Б). Еще одной важ-ной чер-той де-мо-кра-тии яв-ля-ет-ся воз-мож-ность вы-ра-же-ния раз-ных по-ли-ти-че-ских взгля-дов - ________(В). Раз-ли-ча-ют де-мо-кра-тию пря-мую и ________(Г). Ин-сти-ту-том пря-мой (не-по-сред-ствен-ной) де-мо-кра-тии яв-ля-ет-ся ________(Д). В этом слу-чае ________(Е) сам, без по-сред-ни-ков, вы-но-сит то или иное ре-ше-ние». 

Слова в спис-ке даны в име-ни-тель-ном па-де-же. Каж-дое слово (сло-во-со-че-та-ние) может быть ис-поль-зо-ва-но толь-ко один раз.Вы-би-рай-те по-сле-до-ва-тель-но одно слово за дру-гим, мыс-лен-но за-пол-няя каж-дый про-пуск. Об-ра-ти-те вни-ма-ние на то, что в спис-ке слов боль-ше, чем вам по-тре-бу-ет-ся для за-пол-не-ния про-пус-ков.

Спи-сок тер-ми-нов:

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г Д Е

Ответ:

В стра­не Z про­ис­хо­дит быст­рое раз­ви­тие элек­трон­ных средств мас­со­вой коммуникации. Какие иные при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что стра­на на­ча­ла раз­ви­вать­ся как об­ще­ство пост­ин­ду­стри­аль­но­го типа?

1) Происходит рост го­род­ско­го населения.

2) Ведущее по­ло­же­ние в об­ще­стве за­ни­ма­ет наука.

3) Главным фак­то­ром про­из­вод­ства ста­но­вят­ся зна­ния и информация.

4) Распространяется ме­ха­ни­зи­ро­ван­ный труд.

5) Преобладают семьи пат­ри­ар­халь­но­го типа.

6) Наряду с про­мыш­лен­но­стью раз­ви­ва­ет­ся сель­ское хозяйство.

Ответ:

Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Научное познание , системность знания , опора на эксперименты , рационалистические доводы , объективность .

Ответ:

На основе текста определите, каково мнение автора по поводу научно-технического прогресса в целом. Укажите две его стороны.


(АД. Сахаров)

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «общественный прогресс». Какие две задачи, стоящие перед человеческим прогрессом, формулирует автор?


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Рост населения, истощение природных ресурсов - это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) - даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса - урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни - теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения - может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.

Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. По¬этому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом. При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое - радость непосредственного труда умными рука¬ми и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализованных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

(АД. Сахаров)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

В тексте говорится о том, что граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. Опираясь на знания курса и материалы СМИ, приведите три характеристики жизни в отсталых и голодающих странах, конкретизирующих данное утверждение.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Рост населения, истощение природных ресурсов - это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) - даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса - урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни - теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения - может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.

Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. По¬этому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом. При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое - радость непосредственного труда умными рука¬ми и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализованных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Рост населения, истощение природных ресурсов - это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) - даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса - урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни - теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения - может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.

Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. По¬этому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом. При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое - радость непосредственного труда умными рука¬ми и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализованных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия: «Человек должен непоколебимо верить, что непостижимое постижимо, иначе он ничего не сможет исследовать» (Иоганн Вольфганг Гёте).

29.2 Экономика: «Бизнес - увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил» (Б. Гейтс).

29.3 Социология, социальная психология: «Дальше всех уйдёт тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях к сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным» (Фукидид).

29.4 Политология: «Ни одно правительство не может считать себя по- настоящему в безопасности там, где не существует влиятельной оппозиции» (Бенджамин Дизраэли).

29.5 Правоведение: «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.