Главная · Сбалансированное питание · Методика проведения тестов на темперамент собаки. Тест для определения темперамента щенка. Подготовка к проверке темперамента собаки

Методика проведения тестов на темперамент собаки. Тест для определения темперамента щенка. Подготовка к проверке темперамента собаки

Тест для определения темперамента щенка, основан на серии тестов для щенков, разработанных Уильямом Кембелом. Проводит тест человек незнакомый щенку и в незнакомом месте. Эти условия позволяют более точно определить реакцию щенка на нестандартную обстановку. В месте проведения теста не должно быть много отвлекающих раздражителей, щенки должен быть отдохнувшим, не нужно проводить тестирование сразу после еды. Для получения более достоверных результатов тест можно повторить на следующий день.

Социальное притяжение
Поместите щенка в выбранном для проведения теста месте. Человек, проводящий тест, отходит от щенка на несколько шагов приседает на корточки и начинает подманивать щенка, негромко хлопая в ладоши. Манить щенка следует в сторону противоположную той, откуда пришел щенок.
Цель – определение степени социального притяжения, доверия или независимости щенка.
Баллы
1.Охотно подходит, хвост поднят, подпрыгивает, покусывает за руки.
2.Охотно подходит, хвост поднят, трогает лапой, лижет руки.
3.Охотно подходит, хвост поднят.
4.Охотно подходит, хвост опущен.
5.Подходит после некоторого колебания, хвост опущен.
6.Отказывается подходить.

Способность следовать за человеком
Нужно встать и спокойно уходить от щенка, предварительно убедившись, что щенок видит, как вы уходите.
Цель – определить уровень готовности щенка следовать за человеком. (Нежелание или отказ идти следом за человеком указывают на независимый характер.)
Баллы
1.Охотно бежит, хвост поднят, догоняет, пытается схватить за ноги.
2.Охотно бежит, хвост поднят, догоняет и путается под ногами.
3.Охотно бежит, хвост поднят.
4.Охотно бежит, хвост опущен.
5.Бежит нерешительно, хвост опущен.
6.Не хочет бежать следом или отходит в другую сторону.

Реакция на принуждение
Человек, проводящий тест берет щенка на руки, садится, аккуратно переворачивает щенка на спину, кладет его себе на колени и удерживает его в таком положении в течение 15 секунд.
Цель – определение склонности щенка к доминированию или подчинению. Тест показывает, как щенок реагирует на стресс, вызванный физическим (социальным) доминированием над ним.
Баллы
1.Яростно вырывается, бьет лапами, кусается.
2.Яростно вырывается, бьет лапами.
3.Сначала терпит, потом начинает вырываться, затем успокаивается, смотрит в глаза.
4.Сначала вырывается, затем успокаивается.
5.Не вырывается.
6.Не вырывается, старается не смотреть в глаза.

Социальное превосходство
Поставьте щенка на пол, присядьте рядом и начните гладить его по голове и спине, продолжайте гладить щенка до тех пор, пока он не станет вести себя одним из ниже перечисленных способов.
Цель – определить степень принятия социального превосходства. Щенок может попытаться доминировать сам или проявить независимость и отойти в сторону.
Баллы
1.Прыгает, бьет лапами, кусается, рычит.
2.Прыгает, бьет лапами или никак не реагирует.
3.Прижимается к человеку, старается лизнуть в лицо.
4.Беспокойно ёрзает, лижет руки.
5.Перекатывается на спину, лижет руки.
6.Уходит и держится в стороне.

Полное доминирование
Наклонитесь и возьмите щенка под брюхо, сцепив пальцы в замок. Поднимите щенка над землей и удерживайте в таком положении 30 секунд.
Цель – определить, как реагирует щенок, оказавшись в положении, которое он не может контролировать.
Баллы
1.Яростно вырывается, кусается, рычит.
2.Яростно вырывается.
3.Не вырывается, расслаблен.
4.Сначала вырывается, потом успокаивается и лижет руки.
5.Не вырывается, лижет руки.
6.Не вырывается, замирает.

Подноска предмета
Присядьте рядом со щенком и привлеките его внимание с помощью игрушки. Когда щенок заинтересуется игрушкой и станет смотреть на нее, бросьте предмет на метр полтора впереди щенка.
Цель – определить степень готовности щенка работать с человеком. Способность собаки приносить предмет непосредственно связана с ее успешностью на соревнованиях по послушанию и работе в полевых условиях.
Баллы
1.Бежит за предметом, берет его в зубы и убегает.
2.Бежит за предметом, остается возле него, не возвращается к человеку.
3.Бежит за предметом и возвращается с ним к человеку.
4.Бежит за предметом, но возвращается к человеку без него.
5.Начинает бежать за предметом, но теряет интерес.
6.Не бежит за предметом.

Чувствительность щенка к звуковым раздражителям
Поместите щенка в центре площадки для тестирования. Человек, проводящий тест должен поднять шум на расстоянии метра от щенка. (Можно хлопать в ладоши, греметь ключами и так далее.)
Цель – определить чувствительность щенка к звукам
Баллы
1.Слышит, определяет источник звука, направляется к нему, лает.
2.Слышит, определяет источник звука, лает.
3.Слышит, определяет источник звука, проявляет интерес и направляется к нему.
4.Слышит и определяет источник звука.
5.Съеживается от страха, пятиться назад, прячется.
6.Игнорирует звук, не проявляет любопытства.

Чувствительность к визуальным раздражителям
Поместите щенка в центр площадки для тестирования. Из большого полотенца сделайте валик, свяжите его шнурком. Сильно толкните валик, так чтобы оно покатился по земле в метре от щенка.
Цель – определить степень осмысленности реакции на незнакомый предмет.
Баллы
1.Смотрит, набрасывается и кусает.
2.Смотрит, лает, хвост поднят.
3.Смотрит с любопытством, пытается изучить.
4.Смотрит, лает, хвост поджат.
5.Убегает, прячется.
6.Игнорирует, не проявляет любопытства.

Общее количество баллов высчитывается путем усреднения баллов полученных за тесты, то есть баллы, полученные за каждый тест, суммируются и делятся на восемь (количество испытаний)

Интерпретация набранных баллов
A. 1 – 1.9 балла.
Собака чрезвычайно склонна к доминированию и может быть агрессивна и способна укусить, её легко спровоцировать. Доминантный характер щенка будет заставлять его сопротивляться власти человека – такая собака подходит для опытных и умелых владельцев.
B. 2 – 2.9 балла.
Собака отличается доминантным, упрямым характером. Может укусить. Тем не менее, легко признает главенство человека, если хозяин опытен и последовательно утверждает свой авторитет. Это далеко не идеальная собака для семьи и начинающего или недостаточно твердого владельца. Но если она попадет в руки опытного владельца знающего, что с ней делать, то может стать замечательной собакой.
C. 3– 3.9 балла.
Это дружелюбный и общительный щенок. При регулярной дрессировке и соответствующем уходе из него вырастет отличная собака. У нее гибкий темперамент, он легко приспосабливается к различным ситуациям.
D. 4 – 4.9 балла.
Такой щенок легко адаптируется и поддается контролю. По характеру он склонен к подчинению и безоговорочно признает авторитет хозяина, во всем следуя его воле. Щенок легко поддается дрессировке, дружелюбен с детьми и хотя ему явно недостает уверенности в себе, он может стать отличным любимцем семьи. Он конечно менее общителен, чем щенок, набравший три балла, но он будет очень любящим и нежным.
E. 5 – 5.9 балла.
Очень склонен к подчинению, не уверен в себе. Такой щенок очень близко сходится с хозяином и требует постоянного общения и поощрения, которое помогает ему преодолеть неуверенность и замкнутость. При неправильном воспитании щенок вырастет пугливым и недоверчивым.
F. 6– 6.9 балла.
Щенок, набравший шесть баллов совершенно не заитересован в людях. Он явно не станет собакой, жаждущей общения с человеком и любящей своего хозяина. Должным образом социализированный щенок редко показывает такие результаты тестирования. Однако породы, выведенные специально для определенных целей (например, маламуты или фоксхаунды), могут демонстрировать подобную степень независимости. Чтобы выполнять свои обязанности эти собаки должны быть сконцентрированы на цели и не обременять себя сильной привязанностью к хозяину.

21. 09. 2010

«Комиссар Рекс — диванная собачка?» Под таким заголовком немецкая газета RHEIN-NECKAR-ZEITUNG в декабре 2001 года поместила высказывания Манфреда Вилльната, главы Гессенской полицейской академии в Мюхльгейме на Майне:

«Все меньше и меньше немецких овчарок пригодны для полицейской работы. Ни родословная, ни стандарт породы не решают, будет ли данный четвероногий хорошей полицейской собакой или нет. Согласно данным полиции земли Гессен, все меньше и меньше немецких овчарок германских племенных линий подходят для использования в качестве полицейских собак... Только каждая пятая собака проходит тест на пригодность в качестве полицейской — красота явно стоит впереди функциональности. В результате „комиссар Рекс“ все чаще и чаще родом из стран Восточной Европы, где немецкие овчарки, по общему мнению, меньше испорчены». И далее: «Нам нужна рабочая собака, а не семейная собака», — говорят тренеры. Им требуется твердость, смелость, инстинкт борьбы и определенная природная энергичность... Среди 320 служебных собак Гессена приблизительно 260 — немецкие овчарки. Нельзя сказать, что это замечательные с точки зрения экстерьера собаки: шерсть у некоторых из них слишком длинная, зубы не в порядке или имеется только один семенник«.

К сожалению, несмотря на лестные слова специалиста о немецких овчарках из Восточной Европы, в нашей стране все чаще говорят о невысоком уровне собак служебных пород. Причин этому несколько. Среди основных можно назвать отсутствие тестирования по рабочим качествам при допуске к племенному разведению, а также стремление заработать на продаже щенков популярных пород в ущерб всякой логике племенного разведения. Свою лепту внес и ввоз из-за рубежа племенных собак отнюдь не лучшего качества. Сегодня тот, кто покупает собаку служебной породы, все чаще подвергается риску приобрести вместо долгожданного защитника непригодную ни к какой службе особь. Хорошо, если человеку нужен домашний любимец, а какова судьба собак, которые из-за «профнепригодности» становятся обузой для своих хозяев? Поэтому необходимо иметь хотя бы некоторые сведения о том, как определить характер своей будущей собаки, как правильно выбрать щенка, который с большой долей вероятности оправдает ваши надежды. Обсуждение данной темы должно заинтересовать людей, которые решили заняться дрессировкой своей собаки или только собираются приобрести щенка либо взрослую дрессированную собаку. Мы начнем с рекомендаций по выбору нужной собаки, рассмотрим все фазы обучения, начиная с двухмесячного возраста. Конечно, это не сделает вас знатоком дрессировки немедленно. Однако, используя эти знания, вы сможете более грамотно подойти к выбору инструктора по дрессировке и к самой системе подготовки собаки, если вы уже начали обучение. При подготовке статьи использован практический опыт работы автора (офицера правоохранительных органов в запасе), а также методические рекомендации и практические наработки специалистов различных служб: Пограничных войск Украины, милиции, СБУ, опыт подготовки и применения собак спецподразделениями армии Франции и полиции США.

Читающие эту статью любители спортивных соревнований должны подойти к ней с пониманием. Хотя некоторые, предлагаемые нами методы те же, что и в спортивной дрессировке, перспектива и цели у нас другие, а значит, отличаются и требования, которые мы предъявляем к выбору собаки и ее дрессировке. Защита хозяина и его собственности — основная цель подготовки охранной собаки. Поэтому, прежде всего такая собака должна быть подозрительной, не доверять НИКОМУ, кроме своего хозяина. Основное ее отличие от спортивных собак, подготовленных, например, для «шутцхунда» (немецкая спортивная дрессировка), — отношение к защитному снаряжению помощника. Спортивные собаки работают только на это снаряжение или его вид и будут нападать на предметы экипировки одетые на помощника или оставленные на земле с одинаковой активностью. Такие собаки работают в основном на охотничьем инстинкте (или инстинкте игры, добычи и преследования, как его называют в Европе). Конечно, и среди них иногда встречаются собаки с развитым защитным инстинктом, но, как правило, не он является залогом успешных выступлений на спортивных соревнованиях.

С другой стороны, не может получиться хорошей собаки для охраны имущества и обеспечения безопасности, если у нее защитный инстинкт не преобладает над охотничьим. Их соотношение должно быть не менее 60:40. Если процент охотничьего инстинкта повышается, а защитного — понижается, то собака может очень хорошо работать на испытаниях, но в реальной ситуации положиться на нее нельзя. И наоборот, если процент защитного инстинкта повышается, из такой собаки получится прекрасный охранник, но общаться с посторонними людьми она не сможет.

Выбор собаки с нужным темпераментом

Темперамент — важнейшая характеристика при выборе будущей охранной собаки. В служебном собаководстве под темпераментом понимают способ мышления, поведения и реакции на раздражители, характерные для каждой отдельной особи. Темперамент является одной из важнейших особенностей собаки еще и потому, что это — не меняющийся фактор. Щенок рождается с определенными чертами, которые мы называем «личностными чертами» (совокупностью отличительных качеств, присущих индивидууму). Если вы приобретаете собаку для определенного вида деятельности, к примеру, охраны, то решающим фактором является темперамент собаки. Это значит, что в некоторых случаях собака должна быть антисоциальной (злобной), в других — очень «мягкой» и контактной. Лучше всего попросить помочь в выборе щенка или взрослой собаки профессионального дрессировщика. Его тренированный глаз распознает незаметные неопытному человеку отдельные черты характера. К тому же профессионал тщательно расспросит потенциального покупателя о назначении собаки, чтобы избежать недоразумений и возможных проблем в дальнейшем.

«Жесткая» и «мягкая» — термины профессиональных дрессировщиков, под которыми подразумевается готовность собаки вступить в схватку. Если заставить собаку обороняться, она либо отступит или убежит, либо будет драться. «Жесткая» собака не отступит. Ее не запугаешь ни громкими звуками, ни незнакомыми предметами, ни стеком или хлыстом, ни пинками. При нанесении ударов, такая собака будет сражаться с еще большей яростью. У такой собаки преобладает активно-оборонительная реакция. Стек (бамбуковая палка, расщепленная на конце или гибкий прут, обтянутый кожей или тканью) используется не для того, чтобы причинить боль животному, а чтобы оказать более сильное психологическое давление и научить, как действовать при агрессии со стороны человека. «Мягкая» собака может казаться очень агрессивной: она будет скалиться, набрасываться, рычать и лаять, но под давлением дрессировщика отступит или убежит. Это означает, что у нее преобладает пассивно-оборонительная реакция. Некоторые отступают немедленно, как только поймут, что обман с рыком и показом зубов не прошел. «Мягкие» собаки могут неожиданно показать признаки страха, сложив уши, склонив голову и поджав хвост. Некоторые из них могут и укусить, однако опытный дрессировщик все равно заставит такую собаку сдаться. Мягкость темперамента собаки может быть результатом неуравновешенного характера, недостаточного защитного инстинкта, (малоподвижный или инертный тип высшей нервной деятельности (ВНД). Причина — генетически наследованные признаки в результате неправильного племенного подбора родителей, либо неуверенности в себе из-за неверного обращения владельца или дрессировщика.

Чтобы определить поведенческий тип собаки, можно использовать тестирование ее темперамента по десятибалльной шкале. Чем больше у собаки баллов, тем больше она подходит на роль охранной или защитной. Однако оценка в 10 баллов еще не означает, что собака лучше всех подходит для охранной работы, но позволяет определить, что у нее доминантный характер — самоуверенный и напористый.

Шкала темпераментов

1 — 3 — крупные проблемы
1 — умственная и/или физическая отсталость. Собака в результате тяжелой травмы, ранней болезни или наследственных факторов чрезвычайно отстает в развитии. Эту собаку невозможно обучить. Она не воспринимает команды, коррекцию и похвалу. Во многих случаях такие собаки были спасены при рождении и поддерживают жизнеспособность благодаря медикаментам и интенсивному уходу. Такая собака не поддается дрессировке.
2 — холерики (крайне агрессивные, с неуравновешенным типом ВНД — легко возбудимым и безудержным). Это генетическая и, возможно, медицинская проблема. У такой собаки чрезвычайно низкий стрессовый порог. На любую стрессовую ситуацию (громкий звук, появление незнакомого человека) она отвечает агрессией. Попытка корректировать ее поведение может спровоцировать неконтролируемое нападение на дрессировщика или постороннего, вызванное паникой. Такое животное очень опасно держать в доме, оставлять с детьми, т. к. при испуге или боли его реакция — агрессия и укусы. Позы подчинения сочетаются у такой собаки с агрессивными. Это классический тип трусливо-агрессивного поведения (слабого типа ВНД). Мы говорим, что такие собаки «кусают свой страх».
3 — меланхолики (крайне слабо возбудимый тип ВНД). Это, скорее, генетическая проблема — результат плохого селективного отбора. Такие собаки не могут долго оставаться в одном положении (например, сидеть), плохо выполняют команды. Они почти не смотрят в глаза, находятся в постоянном хаотичном движении.

4 — 6 — уравновешенные собаки, поддающиеся дрессировке
4 — сангвиники (уравновешенный подвижный тип ВНД с отсутствием мотивации). Такая собака держится в стороне. Она способна выполнять команды, но у нее отсутствует мотивация и желание что-то сделать для дрессировщика. Она хорошо работает за лакомство, т. к. ее основная мотивация — себялюбие. Это собака активна, но ленива и не требует к себе особого внимания. Она не любит играть и гоняться за мячиком. Контакт глазами минимален — 20 — 25%.
5 — сангвиники (средняя мотивация). Это обычная социальная (общительная) собака. Она с интересом приветствует вас, но оборонительной реакции нет. Ей не свойственно чрезмерно энергичное поведение, хотя она с удовольствием играет и бегает за игрушками. Тем не менее, игра ей вскоре надоедает, и она переключается на что-нибудь другое или ложится отдохнуть. Это очень хорошая собака для дома, в котором есть дети. Она легко, без волнения воспринимает команды, у нее ровная и стабильная мотивация к работе. Контакт взглядом — 30 — 40%.
6 — сангвиники (хорошая мотивация). Это прекрасный кандидат в чемпионы на испытаниях по послушанию, обучению специальным службам: поиска наркотических и взрывчатых веществ, минно-розыскной, поисково-спасательной и т. п. Она сверхсоциальна, игрива, встречает людей веселым взглядом с гордо поднятой головой, тщательно их обнюхивая. Обладая высокой мотивацией, эта собака готова выполнять команды инструктора за любое поощрение — лакомство, игру, похвалу. Контакт взглядом — 50 — 60%. Она с готовностью подает сигнал тревоги, но ее лай скорее говорит о возбуждении, а не о защитном инстинкте.

7 — 9 — уравновешенные с защитно-оборонительным инстинктом
7 — уравновешенные (слабый защитный инстинкт). Собаки этого типа веселые, но слегка сторонятся людей и выказывают слабо-собственническое отношение к игрушкам, хозяевам и дому. Охотничий инстинкт выражен умеренно, часто демонстрируют голосовую агрессию (облаивание), что делает их хорошими сторожами и средством предупреждения и отпугивания. Однако при оказании очень интенсивного или продолжительного физического и психологического давления могут отступить. Они социальны, но настороженны. Контакт взглядом — 60 — 70%. Эти собаки способны освоить охранную дрессировку лишь в базовом начальном варианте; хорошие сторожа и собаки-компаньоны.
8 — уравновешенные (нормальный защитный инстинкт). Животные доминантного типа, но охотно подчиняются опытным дрессировщикам. У этого типа собак защитный и охотничий инстинкты уравновешены, поэтому они лучше других подходят для охраны киоска или магазина, семьи, личной защиты. Легко осваивают все три уровня охранной дрессировки, где требуется нападение на человека и задержание. Такие собаки от природы настороженно относятся к людям, но не слишком агрессивно. Они не ищут конфронтации, однако при угрозе членам семьи или по команде с готовностью кинутся на защиту. Контакт взглядом — 60 — 70%; язык телодвижений выражен меньше, чем у собак категории 7. Всегда готовы к работе.
9 — уравновешенные (сильный защитный инстинкт). Эти собаки крайне доминантны и ориентированы на лидирующее положение в стае. Хотя они все время стремятся к лидерству, такие собаки будут подчиняться хозяину с достаточно твердым характером. Ярко выражен защитный инстинкт, который мешает им работать среди людей, например, при охране магазина, но это отличные патрульные (полицейские собаки). Их с успехом можно применять для охраны участков. Смотрят прямо в глаза, контакт взглядом — 80 — 90%. Очень недоверчивы, не подпускают к себе незнакомых людей. Инструктор и хозяин должны обладать достаточной твердостью, чтобы завоевать уважение и взаимопонимание собаки такого типа.

10 — «альфа», не поддающиеся дрессировке (крайне агрессивные). Таких собак принято называть «альфа» — лидером. Они скорее умрут, чем кому-нибудь подчинятся. Лучшее — держаться от них подальше, им требуется хендлер с таким же характером «альфа». Они антисоциальны, будут кусать всех, в том числе собственного владельца, поэтому их таких собак получаются хорошие сторожевые собаки. Общаться с ними нужно с чрезвычайной осторожностью! Для использования в других службах они не пригодны! Это ходячая неприятность, поэтому необходимо содержать только в вольере, под строгим контролем. Никогда не использовать на охранной работе в окружении людей, а только для самостоятельного окарауливания внешних и внутренних периметров объектов на привязи. Контакт взглядом — до 100%, практически не отводит взгляд, смотрит прямо в глаза. Глаза застывшие, холодные, телодвижения не выражены, внешняя поза угрожающая.

Проверка темперамента

Темперамент собаки необходимо знать по двум причинам. Во-первых, чтобы удостовериться в ее пригодности для определенного вида работы. Во-вторых, разным собакам требуются различные методы дрессировки. Зная темперамент, можно правильно выбрать метод дрессировки и правильно обучить собаку, развивая, а, не гася ее врожденные качества. Если вы приобретаете подростка или взрослую собаку, в целях безопасности в первую очередь узнайте у владельца, дрессирована ли она, были ли неспровоцированные покусы незнакомых людей. Однако вам не стоит полностью полагаться на слова хозяина, которого вы видите впервые. Попросите его надеть на собаку две рывковые цепочки и пристегнуть к ним два поводка. Одним поводком надежно привяжите собаку к жесткой опоре — дереву, столбу, другой возьмите в руки. Обратите внимание, как реагирует собака на ваши действия. Дайте ей несколько простых команд, например «Сидеть!» и наблюдайте за реакцией. Вы можете наблюдать следующее:

1. Не замечает вас. Не обнаруживает никакой реакции, невосприимчива к чужим.
2. Трусливая. Закрывает глаза, поза подчиненная, может влиять поджатым хвостом.
3. Крайне возбудимая. Сосредотачивается на всем и ни на чем.
4. Противоречивая реакция. Лает на вас, но не заинтересованно.
5. Веселая. Не слишком возбуждена, уверена в себе, машет хвостом.
6. Активная, восприимчивая, активно следит за вами, обнюхивает вас. Будет работать с удовольствием.
7. Уверенная в себе. Хороший контакт взглядом. Хвост не опущен, добродушный вид.
8. Уверенная, держится отчужденно. Работает с охотой, но насторожена.
9. Уверенная. Оборонительная реакция хорошо выражена, но команды выполняет с желанием.
10. Неконтролируемая агрессия, полный контакт взглядом, при малейшем движении готова напасть.

Предупреждение. Если собака взрослая и обладает сильным защитным инстинктом, не проводите тест без поводка — собака должна быть надежно привязана.

Контакт взглядом

Проще всего узнать темперамент по контакту взглядом. Чем откровеннее собака смотрит в глаза человеку, тем выше категория ее темперамента, тем легче ее дрессировать (за исключением взгляда в упор собаки «альфа»-лидера). При подходе обращайте внимание на поведение собаки. Боится ли она? Спокойна? Любопытна? Агрессивна? Вздыблена ли шерсть на холке? Подняла или прижала хвост и уши?

Реакцией на ваш взгляд может быть что угодно: подчинение, безразличие, интерес или откровенная злоба. Соответственно взгляд мягкий и добродушный или жесткий и злой. Когда вы смотрите в глаза собаке, вам необходимо оценить процент контакта, позу и телодвижения. Немного опыта, и вы сможете предсказать ее поведение.

1 — 3 категории — в глаза практически не смотрит, отводит взгляд, не обращает внимания ни на вас, ни на то, что вы делаете. Сильно отвлекается. Постоянно хочет убежать.
4 — 6 — 25-50% контакта взглядом. Посмотрит на вас, потом отвернется. Спокойна, расслаблена, всем интересуется, открыта, ваше присутствие ее не беспокоит, обнюхивает с любопытством, убежать не пытается.
7 — 9 — 60-90% контакта взглядом. Долго смотрит в глаза. Недоверчива, внимательна, но без признаков неуверенности и страха. Тело может быть напряжено или расслаблено. Может проявлять активную оборонительную реакцию.
10 — 100% контакта взглядом. Глаза очень холодные, не выражают ничего, либо злость. Тело напряжено. Намерение — броситься в любое мгновение.

Теперь можно оценить стрессовый порог собаки, т. е. проверить силу нервной системы. Реакция собаки на стрессовую ситуацию связана с генетической предрасположенностью и предыдущим жизненным опытом.

Возьмите папку или сложенную газету и ударьте ей по своей ноге. Если собака отпрыгивает или закрывает глаза, спросите владельца, не наказывали ли ее в щенячьем возрасте ударами папкой или газетой.

Резко взмахните рукой и опустите ее над головой собаки, словно собираетесь ударить. Прикрыла глаза? Сжалась? Припала к земле? Отпрыгнула? Если она отвела круп в сторону, может быть, ее наказывали или били ногами.

Если собака кажется чрезмерно чувствительной, проведите еще один тест (для щенков и очень молодых собак) на боязливость и чувствительность к прикосновениям: ущипните ей кожу между пальцев лапы. Как собака переносит боль? Отдернула лапу? Завизжала? Попыталась вас укусить? Возьмите ее за свободную кожу на холке или спине и оттяните ее. Как собака отреагировала? Со страхом и визгом? Проявила пассивно-оборонительную реакцию? Хорошая будущая охранная собака должна быть любопытной. Возьмите пищащую игрушку, уберите ее за спину и несколько раз сожмите. Собака заинтересовалась звуком? Реакция хорошая, если собака попытается отыскать источник звука. Переместите игрушку — собака должна пойти за ней. Спрячьтесь недалеко за кустами или машиной и повторите трюк с игрушкой. Хорошая будущая охранная собака любого уровня сразу заинтересуется звуком.

Из всего написанного видно, что к охранной работе в большей или меньшей степени пригодны собаки, начиная с шестой категории. Теперь можно потенциально определиться с их возможностями.

6 — Только подача тревоги. Нет достаточного защитного инстинкта для защитной службы.
7 — 8 — Собака для предупреждения и отпугивания посторонних, подача тревоги; как собака — компаньон или «талисман» в общественных местах, магазинах.
8 — 9 — Собака для работы в команде с хендлером как служба безопасности объектов с присутствием людей, телохранители высокопоставленных лиц, политиков и бизнесменов. Требования: высокий интеллект; терпимое отношение к посторонним людям, в сочетании с постоянной настороженностью.
9 — «Терминатор». Пригодны только для патрульной службы. У собак четко выражена оборонительная реакция, сильный тип ВНД. Это «жесткие» собаки. Основная их функция — защита проводника и активное противодействие нападению, задержание преступника.
10 — Защита собственности: охрана автомобиля, внутреннего пространства склада, охранного периметра какого-либо объекта и т. д. Независимые, представляют угрозу для окружающих. Работают крайне агрессивно как в присутствии кинолога, так и самостоятельно.

Заключение

Когда вы пытаетесь правильно оценить темперамент определенной собаки, важно помнить, что вы определяете отнюдь не охотничий и не защитный инстинкты. При оценке темперамента мы определяем ее напористость, стремление лидировать. В нашем случае это означает способность постоять за себя или навязать свою волю (доминантность собаки). Охотничий инстинкт заставляет собаку преследовать и хватать. При охранной дрессировке он используется для обучения кусать. Но не думайте, что собака с сильным охотничьим инстинктом более доминантная, чем собака с менее сильным — это распространенная ошибка. К примеру, подумайте, на что способны гончие или ретриверы, которые обожают гоняться за мячиком или играть в перетягивание тряпки. Доминантность и охотничий инстинкт непосредственно не связаны. Именно от темперамента зависит степень защитного инстинкта. Инстинкт заставляет собаку охранять территорию, хозяина и его собственность. Можно подумать, что самая доминантная собака та, которая скалится и грозно рычит, но это не так. Во многих случаях — это лишь видимость агрессии и такая собака реально вряд ли вас укусит. И наоборот, собака, не выказывающая агрессии, перед нападением просто пристально смотрит на вас. У лучших охранных собак уравновешенный темперамент (высокий балл), уравновешенные защитный и охотничий инстинкты (процентное соотношение 50:50, 60:40) и крепкие нервы — качество, обусловленное генетическим фактором.

Дмитрий Лапушкин
Ст. инструктор центра «Академия Рабочих Собак»

Статья из журнала «Твоя собака», № 5-6/2002 (с 2004 года журнал называется «Ты и собака»)

Существуют специальные тесты по определению будущего характера поведения собаки. Для оценки щенков наиболее подходит предложенная в 1975 г. система тестов американского зоопсихолога Уильяма Кембелла для определения особенностей характера и поведения щенка, а также степени социализации щенка и отношений доминирования/подчинения.

Тест Кэмпбелла помогает определить индивидуальные черты характера щенка. Однако не забывайте, что даже при преобладании тех или иных внутренних склонностей, хозяин может модифицировать их своим обращением с собакой. По сути, он может усилить одни черты и избавиться от других.

Тест состоит из пяти испытаний: два заключаются в наблюдении, три других требуют определенных действий. Щенков можно тестировать в возрасте 7 недель; каждое испытание длится около 30 секунд - столько времени достаточно двум незнакомым собакам, чтобы установить иерархическую связь.

Для тестирования самый подходящий возраст - от 6 до 8 недель (не позднее). Эта система отрабатывалась в течение 8 лет на более чем 10 тысячах собак. Тестирование проводит незнакомый человек в незнакомом щенку месте, где ничего бы не отвлекало внимание щенка. Щенка нельзя подбадривать или ласкать. С ним нельзя разговаривать. Тестирование проводится отдельно с каждым щенком, каждый тест проводится только один раз.

Перед проведением теста убедитесь, что щенок здоров, весел и бодр. В месте проведения теста не должно быть отвлекающих предметов или людей.

Тест состоит из пяти пунктов.

Тест 1. Контактность.

Степень контактности, доверчивости и самостоятельности определяется потому, как щенок реагирует на человека.

Выполнение теста:

Поставьте щенка на пол в середину комнаты, отойдите на несколько шагов в направлении от щенка. Присядьте или встаньте на колени, наклонитесь и поманите щенка рукой к себе, похлопайте в ладоши, привлекая его внимание.

А - Щенок подбегает сразу, немедленно, прыгает на тестирующего, рычит, играет, лижет, пытается схватить руку зубами, покусывает руки, хвост поднят вверх;

В - Щенок подбегает сразу, без задержки, лает, начинает царапать тестирующего лапами, хвост поднят вверх;

С - Щенок подбегает свободно, без задержки, может немного помахивать хвостом, но также хвост может быть опущен или поджат;

D - Щенок подбегает, но не сразу, а после некоторого колебания и смущения, подходит медленно, неохотно, вид у него растерянный, хвост опускает или поджимает;

Е - Щенок не подбегает совсем.

Тест 2. Следование за человеком.

Этот тест проводится один на один со щенком, человек не провоцирует щенка голосом или жестом.

Выполнение теста:

Поставьте щенка на пол, а затем нормальным шагом начните удаляться от него на такое расстояние, чтобы он оставался в поле зрения. По тому, как щенок сопровождает человека, определяется независимость характера.

При этом возможны следующие типы поведения:

А - Щенок с готовностью сразу бежит за тестирующим, либо идёт рядом, он весел, старается ухватить за ноги, хвост поднят вверх;

В - Щенок бежит за тестирующим сразу, следует рядом или путается под ногами, но за ноги не кусает, хвост задран;

С - Щенок идёт или бежит за тестирующим сразу, но не смело, несколько робко и немного отставая, хвост опущен;

D - Щенок очень робко, медленно и неохотно идет за тестирующим, растерян и смущен, хвост опущен или поджат;

Е - Щенок не идет за тестирующим или уходит в противоположную сторону (полный отказ следовать).

Тест 3. Послушание.

Выполнение теста:

Тестирующий осторожно переворачивает щенка животом вверх и удерживает его в таком положении около 30с., держа в области груди.

Реакция на принуждение показывает, в какой степени щенок переносит физическое и психологическое превосходство, а также социальное доминирование человека, другими словами, этот тест показывает его подчиняемость. Чем активнее щенок сопротивляется, тем больше у него склонности к доминированию.

При этом возможны следующие типы поведения:

А - Щенок сразу и активно протестует, борется с рукой, выворачивается и кусает;

В - Щенок сразу и активно протестует, выскальзывает из-под руки тестирующего, делает попытку освободиться;

С - Щенок вначале протестует но, увидев, что это бесполезно, успокаивается;

D - Щенок не протестует совсем, лижет руки;

Е - Щенок лежит неподвижно, очень напуган.

Тест 4. Социальное доминирование.

Тест рассчитан на определение способности щенка принимать или отвергать социальное превосходство – в данном случае человека.

Выполнение теста:

Щенок стоит или лежит в "позе сфинкса" (щенок лежит, голова поднята, спину и голову придерживают руками). Тестирующий гладит щенка вдоль спины.

Если щенок сам склонен в превосходству – доминированию, то он будет прыгать, кусаться и рычать. Если щенок независим, то попытается отойти в сторону, а если труслив – то в панике, напрягшись, прижмётся к полу вплоть до крика и поспешного бегства.

При этом возможны следующие типы поведения:

А - Щенок сразу выказывает радость, подскакивает, царапается, пытаясь повернуться, прыгает на тестирующего, бьёт его лапами, рычит и кусается, лижет ему руки;

В - Щенок подскакивает, борется и поворачивается, чтобы поцарапать или укусить, бьёт тестирующего лапами, лижет руки;

C - Щенок пытается сопротивляться, но успокаивается, поворачивается к тестирующему и лижет руки;

D - Щенок ложится перед тестирующим на спину и лижет руки;

E - Щенок далеко отбегает и больше не подходит.

Тест 5. Чувство собственного достоинства.

Выполнение теста:

Тестирующий приподнимает щенка над полом и держит так примерно 30 сек., поддерживая его обеими руками под животик и грудь. Не имея опоры, щенок почувствует себя в полной власти тестирующего.

При этом возможны следующие типы поведения:

А - Щенок яростно протестует, вырывается из рук тестирующего, кусается и рычит;

В - Щенок активно протестует, но не кусается;

С - Щенок начинает протестовать, а затем успокаивается и лижет тестирующему руки;

D - Щенок совсем не протестует, спокойно висит или лижет тестирующему руки;

Е - Щенок перепуган, напряжён и замирает, либо испуганно скулит и пытается вырваться.

Результаты тестирования.

Методика определения характера щенка заключается в подсчёте всех А, В, С, D и E.

После тестирования каждый щенок должен быть отмечен четырьмя буквами. На основании этих комбинаций можно дать следующие характеристики характеру щенка.

Итак, если у щенка:

Большинство ответов А – преимущественно доминирующее агрессивное поведение собаки (это холерик).

Такого щенка нельзя рекомендовать в качестве собаки-компаньона. В будущем, при условии правильной дрессировки, собака может стать хорошим охранником или выполнять другую службу, но ей изначально необходим опытный дрессировщик, а не начинающий собаковод.

Большинство ответов B - собака преимущественно с сильным, уравновешенным характером (это сангвиник).

Из такого щенка вырастет хороший служебный пес, но щенок требует очень серьезной дрессировки.

Большинство ответов C - собака с преимущественно хорошими способностями к обучению и уравновешенным темпераментом (это флегматик).

Однако дрессировка такой собаки потребует от хозяина большого терпения.

Большинство ответов D - преимущественно подчиненное поведение.

Собака такого типа (это заторможенный флегматик или меланхолик) мало пригодна для служебной дрессировки, но может быть неплохим компаньоном, при условии правильного воспитания.

Большинство ответов E - собака преимущественно с подавленной психикой, малообщительная, непредсказуемая (меланхолик, оборонительный инстинкт выражен в пассивной форме).

Если рассматривать результаты тестирования более детально, то получается следующее:

При результате 2 А и более вместе с несколькими В:

Считается, что такой щенок будет стараться главенствовать и всех подчинять себе. Он может быть потенциально агрессивен и склонен кусать, если встретит резкое обращение со стороны человека или своих сородичей. Такую собаку не рекомендуется брать в семью где есть маленькие дети или старики. Для воспитания собаки, обладающей таким характером, необходимо терпение и последовательный подход при дрессировке. Атмосфера в семье должна быть спокойной. Воспитывать подобных собак следует спокойно, без физических наказаний.

При результате 2 А и 2 В:

Такой щенок агрессивен, может кусаться. Не рекомендуется детям, подросткам, пожилым людям. Не годится в качестве компаньона. Однако такая собака всегда защитит хозяина в случае опасности.

При результате 3 В и более:

Это щенок с задатками лидера, преданный, с ярко выраженным духом соперничества. Считается, что такая собака имеет склонность к спокойному, уверенному превосходству и лидерству. Она будет иметь способность к дрессировке, выступлению на выставках. При верной выбранной стратегии воспитания такая собака станет преданным и послушным другом. С ним удобно и приятно находиться в любой обстановке – как в толпе, так и дома на диване.

При результате 3 С и более:

Это щенок с задатками идеального компаньона. Считается, что такая собака будет прекрасно адаптироваться к любым условиям. Она послушна и прекрасно подходит для семьи где есть дети и старики. Однако могут возникнуть проблемы с отработкой у собаки элементов самостоятельности. Такая собака требует поощрения.

При результате 2 D и более, особенно с 1 или несколькими Е:

Это очень покорный щенок. Прекрасно подойдет для детей и пожилых людей. Считается, что такая собака подвержена влиянию обстоятельств и склонна к подчинению, для уверенности ей необходим тесный, постоянный контакт с человеком, она нуждается в поощрениях. Тактика воспитания должна быть основана на постоянном внимании к ней, любви и чуткости. Такой щенок требует мягкого подхода, воспитание может быть длительным. Такая собака, как правило, спокойна в семье, где воспитываются дети, но может кусать, если с ней плохо обращаются, в этом выражается её форма пассивной защиты.

При результате 2 D и более в сочетании с Е в разделе «социальное превосходство»:

Реакция типа D говорит о склонности к убеганию. У такой собаки могут возникнуть трудности в процессе социализации, необходимо применение специальных методов дрессировки. Такой щенок не годится для контакта. Если при тестировании такой щенок получит ещё оценку А или В, то он может иметь склонность нападать из страха, особенно при наказании. Если при тестировании щенок получил ещё и несколько С или 1 D, то такой щенок наверняка будет теряться в стрессовых ситуациях, с детьми будет неуравновешен. Поведение его непредсказуемо. Требует постоянного контроля и дрессировки по специальной методике. Для выставочной карьеры непригоден.

При результате 2 Е и более:

Такой щенок с трудом идет на контакт. Если добавляется реакция типа В и С, то они вызваны страхом. Такая собака будет трудно поддаваться дрессировке. Воспитательные меры практически не будут оказывать никакого воздействия. Может кусать из страха или в стрессовой ситуации. Подобную собаку нельзя брать в семью, где есть дети. Требует опытного подхода в дрессуре. Для выставочной карьеры непригоден.

При сочетании противоположных качеств А и Е:

С возрастом такая собака будет обладать непредсказуемым характером. Поведение собаки будет зависеть от слишком многих факторов. Некоторая стабильность поведения будет наблюдаться только в привычных для неё условиях.

Результаты тестов нельзя считать окончательными, ведь при проверке щенок может быть голоден, испуган, плохо себя чувствовать или у него просто может быть плохое настроение. Поэтому для того, чтобы результаты были достоверными, тесты повторяют два-три раза в течение нескольких дней. Для уточнения результата следует повторить тестирование выбранного щенка в других условиях и только тогда сделать окончательный вывод:

А - Очень доминирующий тип;

В - Доминирующий тип;

С - Подчиняющийся тип;

D - Очень подчиняющийся тип;

Е - Практически не воспитуемый тип.

По материалам книги "Энциклопедия "Собаки"",
2003 год, издание на русском языке:
Издательство ЗАО "Издательский дом "Друг"

Мы хотим предложить психологический тест для определения темперамента собак. Этот тест не является точным, но по нему можно определить примерное соотношение типов ВНД. Точность теста зависит от степени внимательности наблюдения хозяина за своей собакой; от того, насколько хорошо хозяин знает своего питомца. Тест рекомендуется для изучения темперамента собак квартирного, либо дворового содержания, так как он требует внимательного наблюдения хозяином за поведением животного.

В тесте имеется 36 утверждений о собаках, распределённых по шести типам ВНД.

В задачу хозяина входит предварительное ознакомление с этими утверждениями и последующая регистрация тех из них, с которыми хозяин согласен относительно своей собаки.

Напротив каждого утверждения, с которым хозяин согласен необходимо ставить знак «плюс».

При этом следует помнить, что отмечать нужно только те утверждения о поведении, которые для собаки являются обычными.

В случае если данное поведение, описываемое в утверждении, встречается ни редко, ни часто, то напротив такого утверждения ставится знак «плюс с минусом».

После регистрации утверждений о поведении собаки необходимо провести подсчёт баллов по каждому типу ВНД.

Помните, что знак «плюс» соответствует одному баллу, а знак «плюс с минусом» - половине балла.

Затем подсчитывают общую сумму баллов по всем типам ВНД, которую принимают за 100%. Методом пропорции можно определить примерную долю каждого типа ВНД в психике собаки.

Чаще всего в психике собак имеется два - три основных типа ВНД, каждого из которых может быть примерно по 20%-25%. Именно они определяют поведение собаки в большинстве случаев.

Если значение какого-либо типа ВНД достигает или превышает 20-25%, то поведение, определяемое этим типом, следует считать ярко выраженным.

Если у Вашей собаки сангвинии оказалось 20-25% и больше: Ваш питомец как правило хорошо переживает одиночество, мало подвержен стрессовым ситуациям, относительно легко переносит грубоватое обращение. Собака использует любые шансы для установления мирного лидерства над Вами и другими членами семьи.

Если Вы желаете, чтобы она была послушна, хорошо выполняла разучиваемые команды, необходимо во время игр, а также через пищевое вознаграждение, установить своё лидерство, которое необходимо поддерживать на протяжении всей жизни собаки.

Если у Вашей собаки меланхолии оказалось 20-25% и больше: Ваш питомец как правило не переносит одиночества, нуждается в ласковом обращении, тесном контакте с хозяином и членами семьи. Собака слабодоминантна, а по тому лидером для неё является только тот, кто её кормит и ласкает.

Такие животные плохо обучаются, поэтому перед дрессировкой собаки Вам необходимо набраться терпения. При сильном переутомлении нервной системы у таких собак нередко возникают неврозы, которые в длительном бесконтрольном состоянии иногда перерастают в агрессию, проявляемую к индивидам низкого иерархического ранга (например, детям).

Если у Вашей собаки флегматии оказалось 20-25% и больше: Ваш питомец спокоен, предпочитает одиночество, не агрессивен. Собака слабодоминантна, но к лидеру часто не проявляет адекватного отношения (животное «само по себе»).

Обучать таких собак непросто, так как кроме индивидуальности они часто проявляют «тугодумие» и долго запоминают команды. Но после продолжительного обучения в отличие от меланхоликов хорошо выполняют работу.

Если у Вашей собаки холерии оказалось 20-25% и больше: Ваш питомец не находит покоя на одном месте, слабо подвержен стрессовым ситуациям, не понимает физического наказания. При возможности собака активно проявляет доминантность, которая постепенно, с каждым случаем, приобретает всё более агрессивный характер.

Чтобы удержать лидерство над собакой хозяин должен систематично подтверждать свою доминантность перед собакой. В случае с холеричными собаками это следует делать через пищевое вознаграждение (дайте собаке понять, что она может получить пищу только от Вас).

Если у Вашей собаки «жёлтой холерии» оказалось 20-25% и больше: Ваш питомец является «баловнем», подвержен стрессовым ситуациям, не переносит одиночество. Лучшей мотивацией к обучению для такой собаки является игра, которая часто должна меняться другой формой игры.

Собака с таким темпераментом не очень доминантна, но в качестве лидера признает человека, который её кормит, ласкает и играет с ней. Поэтому эти собаки могут уйти далеко от дома за чужими людьми или собаками, в результате чего хозяин может потерять питомца.

Если у Вашей собаки «чёрной флегматии» оказалось 20-25% и больше: Ваш питомец скорее всего является сильным доминантом, хорошо обучается и работает только при условии строгого соблюдения иерархии в отношениях с хозяином.

Лидером признаёт такого хозяина, который кормит её, не обманывает собаку в играх и на охоте, не проявляет грубого обращения с ней и предоставляет некоторую самостоятельность в действиях. Эти собаки требуют систематической работы по установлению лидерства над ней.

ТЕСТ

Если Ваша собака:

  1. В незнакомой местности предупреждает лаем о подходе другого человека;
  2. Не проявляет перемены настроения;
  3. Слабо реагирует на запреты;
  4. В компании людей располагается посреди группы;
  5. Активно изучает новую местность, обстановку и т.д.;
  6. Первая подходит для обнюхивания с другой собакой;

То она проявляет сангвинию ;

  1. Оставшись одна в квартире, скулит; или воет ночью во дворе;
  2. На запреты реагирует быстро;
  3. Во время встречи с другими собаками своего размера поджимает хвост;
  4. Боится без хозяина подходить к незнакомым людям;
  5. Относительно породы имеет высокий голос, визгливый лай;
  6. На некоторое время теряет интерес к хозяину после наказания;

То она проявляет меланхолию ;

  1. Инертна;
  2. Играет охотно, но не очень активно;
  3. После задержки в кормлении спокойно реагирует на подачу корма;
  4. Спокойно относится к громким звуковым раздражителям;
  5. В квартире или во дворе чаще спокойно лежит;
  6. Относительно редко лает;

То она проявляет флегматию ;

1. Игнорирует команды;

2. В играх не контролирует силу укусов;

3. Во взаимоотношениях с другими животными чаще проявляет агрессию;

4. Подвижна и активна;

5. Проявляет агрессию к входящим во двор или в квартиру людям;

6. Во время кормления рычит, если к ней подходят другие животные или люди;

То она проявляет холерию ;

1. Игривая;

2. При угрозе физического наказания пытается убежать;

3. В игре быстро входит в азарт;

4. Подбегает на подзывы незнакомых людей;

5. Ласкается к хозяину, другим людям и животным;

6. При возвращении с прогулок без поводка долго не подбегает к хозяину;

То она проявляет «жёлтую» холерию ;

1. Имеет «строгий», «серьезный» взгляд;

2. Во время игр не отвлекается на другие раздражители;

3. В условиях ограниченности пищи отбирает корм у других собак;

4. Легко отдаёт добычу или игрушку хозяину (при общей послушности собаки);

5. В агрессии использует только угрожающие позы, но не нападает;

6. Во время прогулок, находясь впереди хозяина, сильно натягивает поводок;

То она проявляет «чёрную» флегматию .

Пожалуйста, напротив каждого утверждения о собаке, с которым Вы согласны, поставьте +. Если данное поведение встречается ни часто, ни редко, то напротив него поставьте +. При подсчёте баллов помните, что + это 1 балл, а + это 0,5 балла.


От темперамента (оценка дана в баллах) к описанию работы 6 – только подача тревоги. Собака не обладает достаточным оборонительным поведением для защитной службы. 7–7,5 – собака двойного назначения, может работать в офисе, магазине, в качестве сторожа и т. п. Собака, находящаяся без привязи там, где постоянно ходят люди и кто-то может остановиться и поговорить с ней или приласкать ее, должна быть более сдержанной, чем охранная собака. Первая ее функция – предупреждать и отпугивать потенциальных преступников, а вторая – служить «системой сигнализации». Например, собака на участке обычно лает, предупреждая хозяев, что кто-то приехал. Для отпугивания собак используют во многих областях бизнеса и, как правило, такие собаки свободно перемещаются по территории. Крупная собака служит предостережением злоумышленникам, мелкая – подает сигнал тревоги при приближении постороннего, особенно во внеурочные часы. 8–8,5 – VIP-телохранители, служба безопасности гостиниц и больниц, ювелирных и подарочных магазинов и т. п. Собака, сопровождающая человека, т. е. собака-телохранитель, должна уметь вести себя в присутствии посторонних людей. Это касается и собак, которые проводят день, охраняя магазины. От них требуется терпимо относиться к людям и в то же время постоянно быть настороже. 9–9,5 – патрульная служба. У патрульной собаки должна быть четко выражена оборонительная реакция, поскольку ей приходится иметь дело с «плохими парнями» в условиях городских «джунглей». Это должна быть «жесткая» собака, которая может навязать драку и выйти из нее победительницей. Основная ее функция – защита человека и помощь в активном задержании подозреваемых. 9,5–10 – защита собственности: сторожевая собака на свободном окарауливании, охрана автомобиля и т. п. Сторожевые собаки должны быть независимыми и представлять угрозу для окружающих. Единственная их задача – не допускать людей в охраняемую зону. Поскольку они работают самостоятельно, необходимо, чтобы они были одинаково агрессивными как в присутствии кинолога, так и без него. Крайне важно, чтобы вы осознавали ведущую роль темперамента при выборе защитной собаки. Если вы сделаете неверный выбор, то рискуете получить либо слишком агрессивную, либо слишком мягкую собаку для той работы, которую вы ей выбрали. Обе ошибки могут оказаться опасными и для вас, и для ваших клиентов. Понятие об агрессивном поведении Удовлетворение самых различных потребностей оказалось бы невозможным, если бы в процессе эволюции не возникла и не получила развития специфическая реакция преодоления, открытая И. П. Павловым и названная им рефлексом свободы. Рефлекс свободы – это самостоятельная форма поведения, для которой препятствие служит не менее адекватным стимулом, чем пища для пищевого поведения, боль – для оборонительной реакции, а новый и неожиданный раздражитель – для ориентировочной. И. П. Павлов в работе «Рефлекс свободы» отмечал: «...рефлекс свободы есть общее свойство, общая реакция животных, один из важнейших прирожденных рефлексов. Не будь его, всякое малейшее препятствие, которое встречало бы животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни». Позднее В. П. Протопопов, предложивший концепцию стимульно-преградной ситуации, экспериментально доказал, что реакция преодоления, возникающая при наличии преграды и дополняющая потребность, первично инициировавшую поведение (пищевую, половую и т. д.), играет важную роль в формировании приспособительных действий. Именно характер преграды, а не первичный мотив определяет состав действий, перебираемых в процессе организации поведения, способного обеспечить достижение цели. Рефлекс свободы наиболее выражен у диких животных и часто бывает значимей половых и пищевых потребностей и жажды. П. В. Симонов в книге «Мотивированный мозг» пишет, что при наличии потребности препятствие на пути к ее удовлетворению активирует у высших животных и человека два самостоятельных мозговых механизма – нервный аппарат эмоций и структуры реакции преодоления. В организации целенаправленного поведения эти два механизма играют разные роли. Положительное значение эмоций заключается в гиперкомпенсаторной мобилизации энергетических ресурсов, а также в переходе к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов (доминантные реакции, имитационное поведение и т. д.). Достоинства эмоций диалектически оборачиваются их уязвимыми сторонами. Дело не только в расточительности, неэкономичности эмоционального реагирования: генерализуя поиск выхода из положения, эмоции всегда содержат опасность ухода от цели, опасность «слепого» перебора вариантов методом проб и ошибок. В этом отношении сосредоточение на преодолении препятствия купирует уязвимые стороны эмоционального возбуждения, препятствуя его дезорганизующей генерализации, способствуя удержанию первоначальной цели. Вместе с тем само преодоление может стать источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель: потребность в преодолении препятствия удовлетворяется самим фактом преодоления даже в том случае, если конечная цель остается по-прежнему далекой. Преодоление как элемент поведения играет важную роль в жизнеобеспечении организма. Не имея механизмов преодоления боли, усталости, отрицательных эмоций, страха, не прилагая усилий, вряд ли можно удовлетворить витальные потребности, т. е. остаться в живых. Так, во время пищедобывательного поведения жертва всегда не только сопротивляется, но часто причиняет боль охотнику, а то и травмирует его. Да и во время преследования добычи необходимо преодолевать усталость. В борьбе за полового партнера, за выгодное место в иерархической структуре, комфортное место отдыха, да и просто за обладание игровым предметом необходимо преодолевать как сопротивление оппонентов, так и собственные возможности. Преодолевая, в прямом смысле этого слова, физические преграды на пути к удовлетворению различных потребностей часто приходится действовать на пределе своих физических и психических сил. Учитывая важность способности к преодолению, природа предусмотрела механизмы совершенствования этой способности путем тренировки, что ярко демонстрируют в игровой борьбе с неодушевленными предметами и социальными партнерами наши собаки. Они любят играть не только в игру «А ну-ка, догони!», но и часто предлагают игру «А ну-ка, отними!»: приносят нам игрушку, тут же отнимают ее, а, отняв, снова тыкают ею в наши руки. В борьбе с фигурантом собака не только борется за обладание рукавом как игровым предметом, ей доставляет удовольствие и сама борьба. В данном случае сама возможность борьбы служит подкреплением необходимых инструментальных навыков. Выраженная способность к преодолению и ее механизмы на поведенческом уровне зависят, с одной стороны, от вида преграды, а с другой – от ее величины и вероятности удовлетворения базовой потребности. На характер поведения влияют особенности темперамента и опыт, а также особенности поведения преграды, если она биологическая (какая-нибудь особь). Например, представим себе модельную ситуацию – пес лежит и грызет мясную кость, т. е. пытается удовлетворить свою пищевую потребность. В этот момент появляется еще один пес, который при виде кости тоже ощущает непреодолимое желание ее погрызть. Пес, грызущий кость, при появлении конкурента может встать и унести кость в безопасное место. Если же конкурент заведомо слаб, можно и не уходить, а остановить его с помощью пантомимических или мимических сигналов, но если тот продолжает претендовать на кость, нужно вскочить и предупредить более выразительно. Когда и это не помогает, приходится, рыча, толкнуть конкурента. Как следствие реакции на угрожающее поведение и толчок со стороны оппонента может возникнуть и драка. Это пример того, что собака обладает достаточно хорошей наследственностью, опытом и противника оценивает, как не очень опасного. Однако главное в этом примере то, что агрессивное поведение возникает на основе потребности в преодолении преграды и представляет как бы высшую фазу механизма преодоления. Возникает оно не сразу и зависит от нескольких составляющих. Единой точки зрения на природу агрессивного поведения пока не существует. Под агрессивным поведением подразумевается специфическое сочетание демонстративных и физических действий, направленных на представителей своего (внутривидовая агрессия), реже другого (межвидовая агрессия) вида животных в ситуациях угрозы удовлетворению доминирующих потребностей. Обязательно доминирующей потребности, потому что если потребность невысока, то с точки зрения экономии сил, целесообразней отказаться от борьбы за ее удовлетворение. Демонстративные действия – это соответствующие ситуации вокализация (рычание, лай), мимическая (оскал, постав ушей, положение головы, взгляд) и пантомимическая (положение тела, хвоста, а также соответствующие ситуации движения телом и хвостом) реакции. Под физическими действиями подразумевают непосредственное нападение собаки, сопровождающееся ударами лап, корпуса и нанесением укусов. Выраженность агрессивного поведения варьирует от слабой (оскаливание или порыкивание) до максимальной (атака с укусами). Биологическое значение агрессивного поведения заключается в сохранении и поддержании жизни организма. Каким образом? Путем борьбы за удовлетворение тех самых потребностей, о которых уже говорилось выше. Например, лежит себе собака на брюхе и обгладывает удивительно вкусный мосол, как вдруг появляется некто, претендующий на него же. Но если отдать мосол, сам останешься голодным, а быть голодным – значит быть слабым и завтра, например, уже не догнать того, кого можно съесть. Угроза неудовлетворения потребности создает состояние фрустрации (психического конфликта), включающее и агрессивное поведение. В связи с этим традиционно различают агрессию игрового, пищевого, полового, оборонительного, охотничьего, территориального, иерархического и родительского поведения. Особо выделяют условную, или инструментальную, агрессию, которую можно выработать на основе любой наследственной формы агрессивного поведения. Такое деление не совсем правомерно, т. к. на самом деле причинами агрессии в поведении могут быть угроза удовлетворению какой-либо потребности и непосредственно удовлетворение потребности через преодоление. Различают также истинную и мнимую формы агрессивного поведения. Считается, что истинная агрессия возникает между хищником и жертвой. Именно в этой ситуации у собаки есть цель нанести обездвиживающие жертву укусы и, разорвав на части, съесть ее. Проявление агрессивного поведения к животным своего вида относится к мнимой, или ритуализированной, агрессии. Ее главная цель – напугав, отстоять свои интересы. Травмирование и смертельный исход при этом носят случайный характер. Однако, если оборонительная потребность велика, целью обороны становится нанесения травм противнику, причем даже своего вида. Ведущую роль в выраженности агрессивного поведения играет наследственность. Например, такие породы, как кавказская, среднеазиатская и южнорусская овчарки, доберман, акита и ротвейлер, потенциально более агрессивны, чем золотистые ретриверы и лабрадоры. Охотничьи терьеры были выведены специально для убийства небольших зверей, они тоже склонны к частой демонстрации агрессивного поведения. Неудачное близкородственное разведение (инбридинг) может привести к появлению неустойчивого темперамента и гормонального статуса, что выражается в склонности к агрессивному поведению у кобелей, сук в течке, состоянии ложной беременности или при наличии щенков. Условия воспитания и содержания тоже влияют на частоту проявления и форму выраженности агрессивного поведения. Условия жизни, характеризующиеся недостаточной социализацией (недостаток общения с возможными социальными партнерами), чрезмерными наказаниями, драками с собаками, неправильной и неоправданной похвалой владельцев, недостатком общения с людьми, незащищенностью от нападок невоспитанных детей, гиподинамией – все это может привести к извращенной выраженности агрессивного поведения. В то же время непродуманное запрещение любых форм агрессии во время воспитания снижает возможность использования такой собаки в качестве защитной. Рассмотрим случаи использования собакой агрессивного поведения как способа удовлетворения насущных потребностей. Иерархическая агрессия В дикой природе собаки живут стаями, где взаимоотношения определяются по принципу доминирования–подчинения. Доминирующее животное, или доминант, имеет эксклюзивные права на пищу, безопасное и удобное место отдыха, на внимание течной суки. Более того, он имеет право первым удрать в случае опасности и при этом не будет считаться трусом. Но самое главное: доминирующее животное может управлять поведением подчиненных ему животных. Те кто подчинены доминанту, т. е. субдоминанты, имеют значительно меньше прав. Во главе любой стаи стоит лидер – главный доминант. Как правило, это животное среднего возраста, физически сильное, в драках доказавшее свое превосходство. Лидер регламентирует агрессивное поведение стаи по отношению к чужакам и внутри стаи. Он решает, когда нужно начинать драку, и нетерпим к дракам между членами стаи – в последнем случае он всегда помогает более слабому (более субдоминантному) животному. Лидер может физически наказывать субдоминантов, а те принимают это как должное. Агрессивное поведение, наблюдаемое во взаимоотношениях членов стаи и направленное на регулирование внутристайных взаимоотношений, получило название иерархической агрессии. Иногда в стае есть вожак. Вожаком может быть старое опытное животное, которое обычно большую часть времени отдает воспитанию молодняка. Но в ситуациях опасных, новых или нестандартных вожак может повести за собой стаю и руководить ею. Когда ситуация разрешается, лидер снова занимает свой «трон». Обычно взаимоотношения членов стаи представляются в виде иерархической структуры, или схемы доминирования–подчинения. Линейную структуру называют еще иерархической лестницей, вершину которой занимает лидер, за которым располагаются субдоминанты соответственно своим иерархическим рангам. Реальные взаимоотношения в стае очень динамичны и определяются многими факторами. Иногда животное может вести себя как доминирующее, тогда как реально занимает невысокую ступень на иерархической лестнице. Так бывает, например, когда приходится защищать любимую косточку. Иерархические взаимоотношения чрезвычайно важны для организации совместного поведения, а оно у стайных животных достаточно сложное (оборонительное, охотничье, территориальное и т. п.). Успех такого поведения, а следовательно, выживание стаи и каждого из ее членов, зависит от четкой координации действий членов стаи, что и обеспечивается ее иерархической структурой. Несмотря на то что иерархическая структура устанавливается в результате борьбы, она призвана уменьшить количество и выраженность вооруженных зубами конфликтов. На самом деле, когда отношения выяснены и роли распределены, достаточно лишь косого взгляда, рычания или оскаленных зубов, чтобы напомнить субдоминанту о его месте. Иногда неопытному наблюдателю может показаться, что в стае и вовсе отсутствует иерархия, так как при устоявшихся взаимоотношениях конфликты могут возникать только в провоцирующих их ситуациях (например, при наличии течной самки, дележе пищи, претензиях на комфортное место отдыха и т. д.) и чаще между животными, имеющими близкие ранги. За многие годы развития рода собачьих это полезное свойство – иерархия – не только стало признаком поведения стайных или стадных животных, но и закрепилось генетически, т. е. превратилось в потребность. Так что, если человеческая семья, с точки зрения собаки, лишена необходимой структуры, такой важной для совместных действий, собака начинает строить их сама. Наличие иерархической структуры в сообществах животных дало человеку возможность управлять их поведением в любом возрасте. Например, кошачьи легко управляемы только в детстве. Покинув семью, они становятся очень независимыми. Вспомните наших домашних кошек! А в собаках заложена готовность подчиняться и в то же время способность управлять поведением стаи, т. е. быть лидером. Если настоящий солдат должен мечтать быть генералом, то настоящая собака мечтает если и не стать лидером, то максимально к нему приблизиться. Быть максимально доминирующим – значит иметь больше прав и льгот! Место животного в стае определяется его физической силой, агрессивностью, особенностями нервной системы, полом, возрастом, а может быть и просто нахальством. На ранг подрастающих щенков может влиять ранг их родителей. Совсем же молодые щенки находятся вне иерархической структуры, по крайней мере им прощается очень многое. Предполагается, что снисходительное отношение взрослых животных к щенкам вызвано, с одной стороны, «щенячьим» запахом, а с другой – их специфическими позами подчинения: опрокидыванием на спину, облизыванием брылей взрослых животных, поджатыми хвостом и задом, опущенными ушами. Щенки очень старательно демонстрируют позу подчинения, подчеркивая свой социальный статус неприкосновенности, но называется это почему-то щенячьей трусостью. Человеческая семья тоже имеет иерархическую структуру. Приглядитесь! И иерархические взаимоотношения в семье могут быть очень разнообразными: от демократических (просьб) до жестких (крика, подзатыльников). Причем язык взаимоотношений людей очень понятен для собаки: угрожающая интонация и крик – это рычание, шлепки – укусы и т. п., уступил, выслушал, склонив голову, нотацию – принял позу подчинения и т. д. Поэтому собака легко вписывается в человеческую семью и в скором времени начинает активно участвовать в переделе социальной (иерархической) структуры. Если пустить ее построение на самотек, собака может добраться до вершины социальной лестницы. Высокий социальный ранг собаки чреват тем, что управлять ею становится проблематично – как известно, доминирующее животное не подчиняется субдоминантам. Более того, собака будет пытаться управлять поведением двуногих членов семьи-стаи, и, естественно, не без применения клыков. Послушание собаки в семье, отсутствие агрессивных конфликтов и, в целом, удовлетворенность собакой членов семьи определяется многими причинами: породными особенностями и свойствами высшей нервной деятельности собаки, составом семьи и уровнем взаимоотношений членов семьи между собой и собакой. Но главное здесь – воспитание собаки, во время которого и формируются ее иерархические взаимоотношения с членами семьи. Напомню, что не формироваться они не могут, и если вы не придаете этому должного внимания, собака возьмет инициативу в свои лапы, а то и в зубы. Доминирующие собаки могут быть прекрасными членами семьи. Зоопсихологи считают, что они более уверенны в себе и более интеллектуальны, чем собаки, занимающие средние и низшие ступени иерархической структуры. Они могут хорошо себя вести и с детьми, и с незнакомыми людьми. Все будет прекрасно до тех пор, пока их интересы не вступят в конфликт с интересами других членов семьи или пока кто-нибудь не заставит их делать то, чего они делать не хотят. В таких ситуациях замечательная собака начинает рычать и кусаться. Субдоминант не имеет права управлять поведением доминанта! В настоящей стае не каждая конфликтная ситуация завершается дракой. Для того чтобы поставить субдоминанта на место, достаточно специфической позы, косого взгляда или рычания. Если вдруг найдется глупая собака, которой захочется погрызть любимую кость лидера или занять его спальное место, лидер быстро напомнит ей, кто она такая, жестким пристальным взглядом или рычанием. Если собака глупа настолько, что не обращает внимания на эти признаки недовольства, лидер доказывает ее неправоту зубами. Такое поведение очень естественно для собак, это инстинктивное поведение. В человеческой семье оно, конечно, неприемлемо, но если мы будем лучше понимать своих собак, количество конфликтов может быть снижено. В конфликтных ситуациях доминантные собаки выглядят очень уверенно. Они стоят прямо, во весь рост, подняв уши, высоко держат хвост и слегка покачивают им из стороны в сторону, смотрят прямо, угрожающе и издают низкое рычание, сопровождаемое оскалом. Они кладут лапу на плечо другой собаки, наступают на ноги людям, отталкивают детей, проходя в дверь. Доминантные собаки не ждут внимания, они настаивают на нем. Они не просят, а требуют пойти на улицу, желают повышенной заботы, защищают территорию, где они спят, и настороженно прекращают есть, когда к ним приближаются. Многие из них плохо подчиняются командам. Часто кобели задирают лапу на все, что угодно, причем и дома, даже если были недавно выгуляны. Территориальная агрессия Воспринимая семью человека как свою стаю, собака «особачивает» и свои взаимоотношения с ее членами и с посторонними, причем взаимоотношения с чужими определяются прежде всего территориальностью. Территориальность – свойство и потребность собачьих родственников занимать ограниченную территорию – предполагает своеобразное территориальное поведение, направленное на сохранение площади территории, мечение ее границ и недопущение на нее посторонних животных своего вида. Представитель своего вида, появляющийся на занятой территории, как правило, изгоняется хозяином. Территории, занятые разными стаями, отграничиваются друг от друга буферными зонами – ничейным пространством (схема 1). Встреча животных из разных стай в буферной зоне в большинстве случаев заканчивается мирно. Активно обнюхав друг друга и обменявшись информацией, гордые и довольные собой, они расходятся на свои территории. Существует закономерность: чем дальше от собственной территории находится животное, тем оно менее агрессивно. Например, цепные собаки, охраняющие двор, в котором они выросли, редко бывают агрессивными за его пределами.
Схема 1. Территориальная агрессия стаи Члены стаи по периметру своей территории вывешивают пахучие «флаги» – очень тщательно метят ее капельками мочи или калом, причем регулярно обновляют пахучие границы. Территориальное поведение выполняет чрезвычайно важную биологическую функцию, так как территория – это прежде всего большая, но далеко не бездонная кормушка: тут и для себя пищи может не хватить, так что чужим нечего и соваться. К тому же детей надо где-то выращивать, т. е. иметь удобные места для логова и отдыха, а их тоже немного. Для собаки, живущей в городе, ее территорией могут быть, помимо квартиры, лестничная клетка, лестница, двор и место постоянного выгула, а для той, что живет на приусадебном участке, – двор. Территориальная агрессия характеризуется повышенной агрессивностью к посторонним людям и собакам. Иногда ее ошибочно называют спонтанной агрессией, т. к. она проявляется без видимых причин и какой-либо активности со стороны «мишени». Оборонительная (защитная) агрессия Жизнь такова, что все так и норовят воспользоваться тобой как пищевым объектом или устранить тебя как возможного конкурента. Поэтому, для того чтобы жить, надо уметь себя защищать. Это знаем не только мы, это знают и наши собаки. Для целей самозащиты природа предусмотрела несколько форм оборонительного поведения. Например пассивно-оборонительную реакцию – это когда чувствуешь опасность, ложишься в ямку и прикидываешься ветошью – может, и пронесет! Активно-оборонительная реакция заключается в том, что мы уходим из сферы действия опасного раздражителя. Нет, мы не трусим, но по некоторым причинам у нас нет желания именно сейчас вступать в непосредственный контакт с опасностью. Но опасности можно избежать, уничтожив ее или напугав! В этом и заключается смысл агрессивно-оборонительной реакции. То, какую форму оборонительного поведения выбрать, определяется несколькими причинами и прежде всего наследственностью. В одной и той же конфликтной ситуации служебные собаки, например, выбирают агрессивно-оборонительный путь чаще, чем декоративные. Очень большое значение в частоте проявления и выраженности агрессивно-оборонительной реакции играют воспитание и дрессировка. Именно во время воспитания закладываются представления об опасности, как по отношению к живым объектам в процессе социализации, так и по отношению к факторам неживой природы, благодаря экологическому импринтингу. А во время дрессировки собаку обучают бороться и побеждать. Если собаку выращивали и содержали изолированно (может быть на территории, окруженной забором), да еще и «травили», она может все незнакомое ей живое рассматривать как врагов и вести себя по отношению к ним соответственно своему опыту. Собака, у которой в результате наследственных причин сила ЦНС невысока, может вести себя трусливо-агрессивно. Она всегда преувеличивает реальную опасность, очень боится и демонстрирует позу подчинения (уши обращены назад, голова опущена, она избегает прямого взгляда, старается казаться меньше, прячет хвост между ногами, часто мочится), лижет руки и переворачивается на спину, подставляя живот. Такая собака не любит, чтобы ее касались руками, например, во время ветеринарных процедур, боится, когда касаются ее лап, не любит ласк и шарахается от протянутой руки. Такая собака кусается от страха, защищаясь, то же делает, когда попадает в безвыходное положение (с ее точки зрения) или когда человек поворачивается к ней спиной и уходит. Иногда собаки, воспитываемые женщинами, могут быть агрессивными к мужчинам – это называется неполной социализацией. Оборонительная агрессия может инициироваться болью. В этом случае боль вызывает инстинктивную оборонительную реакцию. Мы, например, если не можем прекратить боль отдернув руку, отталкиваем то, что служит источником боли. В сходной ситуации так же ведут себя собаки. Оборонительная агрессия может возникнуть не только в результате самообороны. Часто собаки защищают членов своей стаи, т. е. нас. Замечено также, что чем ближе находится собака от владельца, тем ее реакция более агрессивна. Смелость собак зависит, даже больше чем у людей, от наличия группы («эффект группы»), особенно если владелец взволнован. По мере удаления от владельца такие собаки становятся менее агрессивными.