Главная · Здоровье · Материалы для занятий с одарёнными учениками. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова Упражнение 30 русский пропишите заменяя диалектные просторечные

Материалы для занятий с одарёнными учениками. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова Упражнение 30 русский пропишите заменяя диалектные просторечные

Проверь себя На колоссальной дощатой террасе близ конопляника с жимолостью под искусный какофонический аккомпанемент виолончели и беспричинный плач росомахи небезызвестная вдова подьячего веснушчатая Агриппина Саввична Филиппова потчевала исподтишка можжевеловым вареньем, калифорнийским винегретом с моллюсками и прочими яствами безъязыкого коллежского асессора Фаддея Аполлоновича, сидевшего на веранде, расстегнув иссиня-черный сюртук, растопырив пальцы левой руки и засунув безымянный палец в правую подмышку. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова. 1. Смеяться… смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь… намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. …. шелк (искусный, искусственный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Наблюдать за … развития растения. Идти впереди … (процесс, процессия). 6. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать – быть … (невежа, невежда). 7. Произнести … в честь кого-либо. Уехать отдыхать в … (здравица, здравница). 8. Писатель Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостной, крепостник). 9. На дворе стало … . Сирень начала … (расцветать, рассветать). 10. … ребенка. … калоши (одеть, надеть). 11. … плохого работника. … разные краски (смешать, сместить). 12. … на вершину горы. … в класс (войти, взойти). Внесите в предложения необходимые изменения и перепишите их 1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Обе линии сюжета развиваются в комедии параллельно, взаимно пересекаясь. 3. В момент пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения. 4. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 5. С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком. 6. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о прибытии настоящего ревизора приводят чиновников в ужас. 7. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Плюшкиным и Ноздревым. Распределите словосочетания по группам: а) прямое значение слова; б) переносное значение слова 1) Стальная игла – игла сосны. 2) Берег моря – море флагов. 3)Бронзовая монета – бронзовый загар. 4) Воет волк – воет буря. 5) Гладить белье – гладить волосы. 6) Подошва туфель – подошва горы. 7) Работа на производстве – сдать работу. 8) Читать Чехова – произведения Чехова. 9) Штык винтовки – отряд в тысячу штыков. Прочитайте. Выпишите выделенные слова, распределяя их по группам: а) прямое значение слова; б) переносное значение. 1) Горит восток зарею новой. 2) Бывало, он еще в постеле: к нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, три дома на вечер зовут. 3) Бранил Гомера, Феокрита; зато читал Адама Смита, и был глубокий эконом. 4) Края Москвы, края родные, где на заре цветущих лет часы беспечности я тратил золотые, не зная горестей и бед. 5) Вся деревня бежит к нему навстречу, все его приветно поздравляют. 6) Он выигрывал беспрестанно, и загребал себе золото, и клал ассигнации в карман. 7) Но торжеством победы полны еще кипели злобно волны. 8) Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. Прочитайте шуточное стихотворение. На каком лексическом явлении основано данное стихотворение. Найдите омонимы и их разновидности. Бобёр, в Лисе души не чая, К ней заглянул на чашку чая И вежливо спросил: “Не помешал?” Лиса в ответ: “Ах, что вы, друг, напротив!” И села в кресло мягкое напротив, И ложечкою чай он помешал. Придумайте словосочетания со следующими омонимами: 1) 2) 3) 4) 5) Ключ – ключ; Клуб – клуб; Затопить – затопить; Мина – мина; Полка – полка. Перепишите, заменяя каждое выделенное слово синонимом 1. Слушать интересный рассказ. 2. Беседовать с вежливым молодым человеком. 3. Узнать подлинную правду. 4. Великая держава. 5. Любоваться всадниками. 6. С увлечением рассказывать о чем-либо. 7. Смотреть на бушующее море. 8. Вмиг все сделать. 9. Лестно отзываться о ком-либо. 10. Отворить наружную дверь. Запишите предложения, устраняя повторяющиеся слова. 1. Автор сатирически изображает образы помещиков. 2. Унаследовав наследство дяди, Онегин стал жить в деревне. 3. Французский император просчитался, рассчитывая на быструю победу. 4. Когда вражеские войска стали приближаться ближе, весь народ выступил против врагов. Перепишите, подбирая к выделенным словам антонимы. 1. Вежливый ответ. 2. Активно действовать. 3. Объединять людей. 4. Преувеличивать достоинства. 5. Правдивые слова. 6. Идти в атаку. 7. Отнестись с доверием. 8. Опасная дорога. 9. Краткий разговор. 10. Наши противники. Перепишите, заменяя в следующих предложениях неудачно использованные диалектные и просторечные слова. 1. Князь Игорь убёг из плена. 2. Простакова всячески стращает Софью. 3. Хлестаков, рассказывая о петербургской жизни, гораздо сильно врет. 4. В следующее воскресенье все студенты нашей группы решили обратно поехать на экскурсию. 5. С трудом можно было узнать, из чего состояла одёжка Плюшкина.

Упражнение 21. Прочитайте текст. Определите его стиль. Опишите лексические, морфологические, синтаксические особенности текста.

Чем измеряются калории?

Калория – это единица измерения энергии, или теплоты. Одна калория – это количество теплоты, необходимое для измерения температуры одного грамма воды на один градус Цельсия.

Какое отношение, в таком случае, она имеет к пище? Мы едим пищу, чтобы снабжать организм энергией, и энергия пищи также измеряется калориями. Когда пища перерабатывается, соединяясь с кислородом в клетках организма, она отдает энергию. При измерении энергетической ценности пищи, мы пользуемся большой калорией, или килокалорией, что равно одной тысяче обыкновенных калорий.

Каждый вид пищи, «сгорая», выделяет определенное количество калорий. Например, один грамм белка дает четыре килокалории, а один грамм жира – девять килокалорий.

Количество калорий, необходимых организму, зависит от работы, которую он выполняет. Человеку, который весит 68 килограммов, требуется 1680 килокалорий в день, если он ничем не занимается. Если он выполняет нетрудоемкую работу, ему нужно около 3360 килокалорий в день. А если он делает трудную работу, для поддержания нормальной деятельности организма потребуется 6720 килокалорий.

Существуют и другие факторы, определяющие потребность организма в калориях, такие, как возраст, пол, физическое состояние организма и даже климат. Представьте, что вы потребляете больше калорий, чем вам требуется. Организм перерабатывает то количество калорий, которое ему требуется, а остальные откладывает про запас. В запас может откладываться около одной трети количества, необходимого ежедневно организму. Оно превращается в жир. Именно поэтому очень важно подсчитать калории, необходимые организму.

(«Все обо всем»)

Упражнение 22. Прочитайте отрывок из проекта федерального закона «О русском языке как государственном языке Российской Федерации». Докажите, что данный текст относится к официально-деловому стилю речи.

Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, связанные со статусом русского языка как государственного языка Российской Федерации и его официальным использованием.

Закон имеет целью:

усилить консолидирующую роль русского языка как государственного языка Российской Федерации в политической, социально-экономической и культурной сферах как способствующего сохранению единства и цельности многонационального Российского государства;

обеспечить использование русского языка как средства межнационального общения народов России;

укрепить правовую основу использования русского языка как государственного языка Российской Федерации в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и иных организаций;

установить основные требования к должностным лицам органов власти или организаций, действующих на территории Российской Федерации, по отношению к использованию, развитию, совершенствованию и распространению русского языка как государственного языка Российской федерации;

разграничить полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации;

содействовать формированию бережного отношения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, сохранению его самобытности, богатства и чистоты как общего культурного достояния народов России и мировой культуры;

способствовать распространению русского языка как одного из мировых языков.

Упражнение 23. Прочитайте текст, определите, к какому стилю речи он принадлежит; аргументируйте свой ответ.

Заключение

Правового управления

Аппарата Государственной Думы

по проекту федерального закона

«О русском языке как государственном языке

Российской Федерации»

Изучив повторно указанный законопроект, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.

В соответствии с преамбулой и статьей 6 законопроекта целью данного закона является «разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации в использовании русского языка». Данное положение противоречит части 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации, которой установлено, что разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется конституцией, Федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Законопроект нуждается в существенной юридико-технической и стилистической правке.

Начальник Управления В.Б. Исаков

Упражнение 24. Для каких языковых стилей приведенные языковые средства являются характерными (заполните таблицу, помня, что одно и то же средство может быть характерно для двух и даже трех стилей).

Слова и сочетания слов : разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественно-политическая лексика и фразеология, отвлеченные, просторечные слова в переносно-образных значениях, слова в основных (понятийных) значениях, книжные, диалектные, жаргонные, созданные автором, междометные, слова-сокращения, штампы, устаревшие, заимствованные, неологизмы, уменьшительно-ласкательные.

Предложения : восклицательные, с обращением, с однородными членами, с вводными словами, с прямой речью, вопросительные, побудительные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные, неполные с обособленными членами предложения, реплики, цитаты, сложносочиненные, сложноподчиненные, сложные бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи.

Упражнение 25. К каким стилям относятся данные жанры речи? Заполните таблицу по образцу .

Диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

Упражнение 26. Определите, какие из следующих слов образуют паронимические пары. Составьте с ними предложения.

Сокрушенно, Швеция, опровергать, Австрия, Швейцария, отвергать, Австралия, удивленно, сокрушительно, удивительно, недоумение, недоразумение, идеальный, придворный, идеалистический, дворовый.

Упражнение 27. Перед вами «перевертыши» – устойчивые выражения, в которых каждое слово заменено антонимом. Восстановите их первоначальный вид.


  1. Новая ложь. 2. Выйти из безвкусицы. 3. Умирать своей глупостью. 4. Прийти из бытия. 5. Ночи бессчетны. 6. Взять начала.
Упражнение 28 . Прочитайте и укажите антонимы. Какие их них использованы как средство шутки, игры слов?

  1. Старый друг – лучше новых двух. (Посл) 2. Нет ничего на свете сильнее… и бессильнее слова. (Т.) 3. Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека. (М.Г.). 4. «Сейчас противник начнет атаку, – сказал он бойцам. – Мы встретим его контратакой». (Н. Ник.) 5. И что бы в жизни не случилось, что бы – осуждены солдатские сердца дружить до гроба, и любить до гроба, и ненавидеть тоже до конца. (Друнина) 6. Белую работу делает белый, черную работу – черный. (Маяк.) 7. Живые чувства расцветают и отцветают в свой черед. (Добр.) 8. Вот вам длинный ответ на Ваше короткое письмо. (Ч.) 9. Он [Павел Петрович] подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его – его, Павла Кирсанова! (Т.) 10. Для репетиций останутся в Ялте только ценные представители труппы, прочие же будут отдыхать… Надеюсь, что Вы ценная. Для директоры Вы ценная, а для автора – бесценная. Вот Вам и каламбур на закуску. (Ч.)
Упражнение 29 . Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении иноязычных слов. Внесите необходимые исправления и перепишите.

  1. Ничто не может вывести Обломова из его баланса. 2. Между Павлом Петровичем и Базаровым постоянно возникают диспуты. 3. В композиции романа важную роль играет пейзаж местности. 4. На классном форуме были обсуждены неотложные вопросы успеваемости и дисциплины. 5. Писатель продемонстрировал подлинную сущность «кровопийцы» Иудушки. 6. Картинам В.И. Сурикова свойственно глубокое понимание антагонизма противоречий исторического процесса. 7. Постановка пьесы на сцене была большим прогрессивным шагом вперед в развитии нашей драматургии. 8. Монолог Сатина – это хвалебный дифирамб Человеку.
Упражнение 30. В следующих примерах найдите слова и обороты, свойственные канцелярской речи. Перепишите, исправляя предложения и заменяя канцеляризмы общелитературными синонимами.

  1. На запрос о пересылке книг по истории шахмат ставим вас в известность, что таковых в магазине не имеется. По получении сего вам надлежит обратиться в областное отделение «Книга – почтой». 2. Оконные рамы, равно как и двери, требуют замены. 3. Дабы ограда не подвергалась ржавлению, ее необходимо покрыть масляной краской. 4. Вышеизложенное постановление должно неукоснительно выполняться. 5. Ремонтирование телевизора произведено в сроки, каковы предусмотрены в нижеупомянутой инструкции.
Упражнение 31. Перепишите, заменяя в следующих предложениях неудачно использованные диалектные и просторечные слова. Найдите пример уместного употребления диалектизма.

  1. Князь Игорь убег из плена. 2. Простакова всячески стращает Софью. 3. Вперед я опишу Митрофана. 4 Хлестаков, рассказывая о Петербургской жизни, гораздо сильно врет. 5. В следующее воскресенье все ученики нашего класса решили обратно поехать на экскурсию. 6. На сцене сельского клуба мы увидели хор девушек. На них были надеты белые кофточки и яркие клетчатые юбки-понёвы. 7. С трудом можно было узнать, из чего состояла одежка Плюшкина.
Упражнение 32. Распределите слова на две группы: 1) термины; 2) жаргонизмы. Отметьте случаи, когда жаргонизмы возникли на основе переносных значений общеупотребительных слов.

Авторитет (опытный вор), акватория (участок водной поверхности), дотация (государственная помощь), мент (милиционер), моник (монитор), мыло (электронная почта), крутой (отличный, прекрасный, заслуживающий уважения), идиома (устойчивое выражение, свойственное только данному языку), предки (родители), депортация (насильственное переселение отдельных лиц и народов), нал (наличные деньги), чувак (молодой человек), хаос (стихия), тусовка (коллективное увеселительное мероприятие), фан (поклонник), эклектизм (механическое соединение различных взглядов).

Упражнение 33. Пользуясь толковыми словарями, определите значения устаревших слов, разграничьте историзмы и архаизмы.

Боярин, чело, оратай, ланиты, десница, опричнина, казна, конюший, лорнет, сей, сеча, художество, терем, толмач, ярём.

Упражнение 34. Проанализируйте коммуникативные качества своей речи.

Письменно ответьте на вопросы.

1. Правильность речи:

Какие нормы литературного языка я чаще нарушаю?

Что мешает моей речи быть правильной?

Какие способы развития правильности речи для меня являются

2. Эффективность речи:

Что мешает моей речи быть эффективной?

Какие способы развития эффективности речи для меня являются

наиболее действенными? Почему?

3. Уместность речи:

Что мешает моей речи быть уместной?

Какие способы развития уместности речи для меня являются

наиболее эффективными? Почему?

4. Богатство речи:

Какие средства повышения уровня богатства речи я использую?

Какие способы повышения уровня богатства речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

5. Точность речи:

Что мешает моей речи быть точной?

Какие способы развития точности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

6. Чистота речи:

Что мешает моей речи быть чистой?

Какие способы развития чистоты речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

7. Логичность речи:

Что мешает моей речи быть логичной?

Какие способы развития логичности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

8. Выразительность речи:

Какие средства выразительности я использую?

Что мешает моей речи быть выразительной?

Какие способы развития выразительности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

9. Речевой этикет:

Какие средства повышения уровня этикета речи я использую?

Русский язык и культура речи

Какие способы развития этикетности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

I Урок № 1.

Тема: Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие сильной и слабой позиции.

    Вставьте, где необходимо, ь.

    Сел _дь в боч _ке, увидеть около пен _ка, борьба с хищ _никами, шариковая руч _ка, сбор_щик машин, пушистый бел _чонок, искусная рез _ба.

    Вставьте, где необходимо, ь.
    Участвовать в кос _бе, поймать птен _чика, не спать на зор _ке, облач _ная погода, молоч_ный продукт, блин _чики со сметаной, кон _чик ленты, позвонить нян _ке.

    Выделите буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

    С е м ь, ж и т ь, о т м е р ь, т я ж ё л ы й, к о л ю ч и й,
    п р е л е с т н ы й, б л е д н о л и ц ы й.

    Выделите буквы е, ё, ю, я, которые обозначают два звука.

    Ю ж н ы й, о б ъ е д и н е н и е, п р о ф е с с и я, о б о н я н и е, я р к а я, ё л к а, о б ъ е з д.

    Определите количество звуков и букв в приведённых ниже словах.
    Выберите правильный вариант ответа.

друзья

1) 6 букв, 6 звуков;
2) 6 букв, 7 звуков;
3) 6 букв, 5 звуков.

I .Цикл занятий по фонетике и орфографии Урок № 2.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. Работа по орфоэпии. Позиционная смена гласных и согласных звуков.

Задание 1. В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков, подчеркните

Лестница, раздумье, сверстник, просьба, сельдь, щедрый, бактерия, колдунья.

Задание 2. Расставьте ударения.

Докрасна, доверху, дефис, договор, позвонит, издавна, каталог, тефтели, красивее, кухонный, навзничь, обеспечение, приданое, украинский, сливовый.

Задание 3 А) Подберите проверочные слова(запишите в скобках)

Ст_рожил города (), ст_рожит склад (), пол_скать котёнка (), пол_скать бельё (), перес_лить суп (), отв_рить дверь (), отв_рить картофель (), ч_стота биения сердца ().

Б) В ставьте пропущенные буквы

Обле_чённый вариант, обро_ и барщина, козеро_ по гороскопу, э_зотические животные, это фи_ция, рассказать вкра_це, о_бросить сомнения, департамен_, опытный фель_шер, мудрая при_ча.

Задание 4 . Запишите данные слова в две колонки. В первую выпишите слова с буквой - Ы, во вторую – с буквой И. Пред…стория, с…змальства, пред…дущий, из…мать, от…мать, под…грывать, сверх…дейный, меж…издательский, контр…нформация, вы…грыш, пан…исламизм.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

I .Цикл занятий по фонетике и орфографии Урок № 3.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Работа по орфоэпии. Варианты литературных произносительных норм.

Задание 1. Вставьте ь или ъ

Сверх_ естественный, куриный булл_ он, солдатский медал_ он, армянский кон_як, вырвать бур_ян, ад_ютант его превосходительства, сек_юрити, ман_як, фельд_егерь, путевой об_ездчик.

Задание 2. Вставьте пропущенные гласные.

Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, сокращ_н,горяч_, шалаш_м, ж_нглер, защ_лка, крыж_вник, сч_т, плоскогубц.., бац..лла.

Задание 3. Вставьте на месте пропусков З или С. Прои...шествие, прои…ведение, прои…вол, преи…полнен, ни...провергать, ра…чёт, ра…метка, ра…писание, ра...чёска, ро...вальни, и...коверканный, и…вержение, ра...фасованный, во...глас.

Задание 4. Сделайте фонетический разбор слов: лес, пруд, собираться, вьюга

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

I .Цикл занятий по фонетике и орфографии Урок № 4.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Фонетические средства создания художественного образа. Аллитерация и ассонанс. Работа по орфоэпии.

    1. Расставьте ударения в словах:

Асимметрия, баловать, блокировать, вероисповедание, втридорога, мусоропровод, гастрономия, ракушка, квартал, искра, знамение, зубатый, камбала, каталог, переименовать, закупорить, кожух, кухонный, подбодрить, сироты, (мн. ч), ремень, снадобье.

    На чем основана рифма в данных стихотворных отрывках?

А) Она рабыня и царица,

Она работница и дочь.

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Б) Бороться с мраком и дождем,

Страдальцев участь разделяя,

О как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!

3. Какие фонетические средства использует автор для создания
художественного образа, настроения в стихотворении?

Терек воет, дик и злобен.

Меж утесистых громад.

Буре плач его подобен.

Слезы брызгами летят

Но по степи разбегаясь.

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит.

М. Ю. Лермонтов.

II . Урок № 1.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема:Однозначные и многозначные слова. Способ переноса значений слова. Производные метафорические значения слов.

    Выберите многозначные слова.
    Троллейбус, звезда, иней, нос, коса, валенки, кувшин, канал.

    Выберите слова в скобках, которые употребляются в переносном значении.

(Золотая) осень, (золотой) браслет, волосы (седеют), (золотое) сердце,

(горячий) чай, (горячая) пора, трава (поседела) от мороза, (плач) ребёнка,

(разбили) сердце, (разбили) стакан, (плач) скрипки.

    Выделите слова, которые употреблены в переносном значении.

    Весёлый ребёнок, весёлая зима, мягкий ветер, мягкий пух,

    сердитая соседка, сердитая зима, сонные берёзки, сонная девочка,

    душистая весна, душистый мёд.

    Выделите слова, которые употреблены в переносном значении.

    Холодный ветер, хрупкая девочка, железная воля, медвежья шкура,

    добрый день, горячая вода, тяжёлое чувство, добрый человек.

II . Цикл занятий по лексике, этимологии и фразеологии Урок № 2.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Лексическая омонимия и сходные с ней языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Функционирование этих явлений в речи.

Задание 1. Подчеркните омонимы, определите их вид.

    С этим браком произошёл брак.

    2. А хорошо бы за порог и мчаться по дороге!.. Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги.

    При словах «предложение» и «союз» ученицы скромно потупляют глаза, а при словах «прилагательное» и «придаточное» ученики с надеждой смотрят на будущее.

    Наш Абросим есть не просит, а есть не бросит.

Задание 2. Перепишите, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки, найдите и подчеркните омонимы.

(Пол)часа для занятого человека то(же) время и я решил воспользоваться мягким креслом что(бы) просмотреть прихваченную с собой брошюру. Предварительно я осведомился Кто последний Замыкавший очередь надменный толстяк признал это с большой (не)охотой очевидно он считал себя крайним

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II . Цикл занятий по лексике, этимологии и фразеологии Урок № 3.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Синонимия. Понятие синонимического ряда. Типы синонима использование их в речи.

Тут же сейчас явился и защитник знаменитый Фетюкович и как бы какой-то подавленный гул пронесся в зале. Это был длин..ый сухой человек с длинными тонкими ногами с чрезвычайно длин..ыми бледными тонкими ногами с чре..вычайно длин..ыми бледными тонкими пальцами с обритым лицом со скромно причесан..ыми довольно короткими волосами с тонкими изредка кривившимся не то насмешкой не то улыбкой губами. На вид ему было лет сорок. Лицо его было бы и пр..ятным если бы глаза его сами по себе небольшие и невыразительные но до редкости близко один от другого поставлены так что их разделяла всего одна тонкая косточка его продолговатого тонкого носа. Словом физиономия эта имела в себе что-то резко птичье что поражало.

(Ф.Достоевский)

1) Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

2) Письменно объясните, с какой целью автор использует неоднократное повторение прилагательных длин..ый, тонкий.

3) Подберите синонимы к слову физиономия __________________________________________________

4) Составьте синонимический ряд слову явился, путник, дорога.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Найдите контекстуальные синонимы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

II . Цикл занятий по лексике, этимологии и фразеологии Урок № 4.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Антонимия, энантиосемия и полисимия. Стилистические фигуры основанные на этих явлениях (антитеза, оксюморон, анафразис).

Задание 1. Перепишите, подбирая к выделенным словам антонимы.

    Вежливый ответ.____________________________________

    Активно действовать.________________________________

    Объединять людей.__________________________________

    Прогрессивные взгляды.______________________________

    Наши противники.___________________________________

    Всеобщее одобрение._________________________________

    Краткий разговор.____________________________________

    Обвинять помощников._______________________________

    Жить по-новому._____________________________________

    Опасная дорога.______________________________________

Задание 2. От данных слов образуйте антонимы и, используя слова из скобок, составьте и запишите словосочетания.

    Без-: звёздная (ночь), вкусная (пища), идейное (произведение), пристрастный (судья), славный (конец), мятежная (натура), облачное (небо).

    Не-: торопливые (шаги), гостеприимная (хозяйка), (оказаться) специалистом, громко (спросить), обычная (ситуация), (проявить) внимание.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II . Цикл занятий по лексике, этимологии и фразеологии Урок № 5.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Исторические изменения словарного состава языка. Этимология слова. Исконно русская и заимствованная лексика. Старославянизмы в составе русского литературного языка.

1. Найдите в данном отрывке старославянизмы, укажите их признаки.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блад

Вознесся пышно, горделиво.

А.С.Пушкин

2. Какие признаки указывают на то, что данные ниже слова заимствованные? Из какого языка они заимствованы?

Штаб, шахта, синтаксис, олимпиада, дезинфекция, энциклопедия, этикет, цирк.

3.В следующих предложениях найдите старославянизмы и укажите к каждому из них однокоренные русское слово.

    Раздался звучный глас () Петра.

    И он промчался пред полками могущ () и радостен, как бой.

    Окрепла Русь. Так тяжкий млат (), дробя стекло, куёт булат.

    Тих полёт полнощи ().

    Бразды пушистые взрывая, летит кибитка () удалая.

    Росли мы вместе; нашу младость () вскормила чуждая семья.

II . Цикл занятий по лексике, этимологии и фразеологии Урок № 6.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Процессы архаизации и обновления русской лексики. Историзмы, архаизмы, неологизмы, их типы. Стилистическое использование устаревших и новых слов.

1. Выделите и переведите на современный русский язык имеющиеся в отрывке архаизмы. Почему эти устаревшие слова называются архаизмами, а не историзмами? Какую роль они выполняют в данном тексте?

Не здесь ли мирны дни вели земные боги?

Не сель Минервы Росской храм?

На сель Элизиум полнощный.

Прекрасный Царско-сельский сад.

Где, льва сразив, почил орел России мощной

На лоне мира и отрад?

Увы! Промчалися те времена златые

Когда под скипетром великия жены

Венчалась славою счастливая Россия.

Цветя под кровом тишины!

А. С. Пушкин

2. Найдите синонимы в данном художественном тексте, определите

К тому же они так непорочны.

Так величавы, так умны.

Так благочестия полны.

Так непреступны для мужчин.

А.С.Пушкин

II . Цикл занятий по лексике, этимологии и фразеологии Урок № 7.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Стилистическое расслоение русской лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слова. Оценочная лексика. Использование в речи стилистически окрашенной лексики.

Задание 1. Перепишите, заменяя в следующих предложениях неудачно использованные диалектные и просторечные слова. Найдите пример уместного употребления диалектизма.

    Князь Игорь убёг из плена.____________________________________

    Простакова всячески стращает Софью.

___________________________________________________________

    Вперёд я опишу Митрофана.__________________________________

___________________________________________________________

    С трудом можно было узнать, из чего состояла одёжка Плюшкина.

___________________________________________________________

    В следующее воскресенье все ученики нашего класса решили обратно поехать на экскурсию.

______________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Перепишите, вставляя вместо точек слова, данные в скобках; старославянизмы подчеркните.

    Заводские …, надёжные … государственных рубежей (страж, сторож)

_____________________________________________________________

    курс истории, … пиджак (краткий, короткий).

_____________________________________________________________

    дети, … суждения (здравый, здоровый)

_____________________________________________________________

    вещи, … нравы (чуждый, чужой)

_____________________________________________________________

    каменные глыбы, … турбину (вращать, ворочать)

_____________________________________________________________

II . Цикл занятий по лексике, этимологии и фразеологии Урок № 8.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. Стилистическая дифференциация и использование фразеологизмов в речи.

Задание 1. Подберите к данным фразеологизмам антонимичные пары.

кот наплакал_________________________________________________

слова не вытянешь____________________________________________

дать маху____________________________________________________

мухи не обидит ________________________________________________

в двух шагах___________________________________________________

спустя рукава__________________________________________________

ума палата____________________________________________________

одержал победу________________________________________________

Задание 2. Вставьте вместо точек нужные слова из скобок

    Играть … , … (значение, роль).

    Уделять … , … (значение, внимание).

    Потерпеть … , … (победа, поражение).

    Произвести … , … (влияние, впечатление).

    Навести … , …. (доказательства, справки).

    Утвердить … , … (приоритет, преимущество).

II . Цикл занятий по лексике, этимологии и фразеологии Урок № 9.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Стили речи. Их особенности и языковые приметы. Порядок лексического и стилистического анализа текста.

Задание 1. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, определите стиль текста, подчеркните слова, указывающие на стиль.

Алюминий кремний и кислород вместе являются самыми главными элементами из которых построена земная кора и в каменной оболочке земли они обр…зуют разнообр…зные минералы в которых распол…гаются один относительно другого всегда одинаково правильно. Эти минералы являются такого рода соед…нениями атомов у которых в центре находится либо атом кремния атом алюминия а вокруг них правильно в четырёх углах образуя фигуру тетраэдра располагаются атомы кислорода.

Задание 2. Вставьте вместо точек нужные слова из скобок.

    Выступавшие критиковали … в работе фирмы. Техник долго не мог обнаружить … мотора. (недостатки, дефекты).

    Специальные устройства служат для уменьшения … корпуса корабля. … рук после контузии мешало столяру работать (вибрация, дрожание).

    Серьёзный пограничный … обострил отношения между двумя соседними государствами. В нашем классе на днях произошёл забавный … (случай, инцидент).

    К. Д. Ушинский – знаменитый русский … . В школу приехал новый … истории (педагог, преподаватель).

    Лаборант провёл … крови. При фонетическом … слов ученик ни сделал ни одной ошибки (анализ, разбор).

    Решая алгебраические задачи, мы использовали приём … . Дочь имела большое … с матерью (аналогия, сходство).

II . Цикл занятий по лексике, этимологии и фразеологии Урок № 10.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Практическое занятие по лексическому и стилистическому анализу текстов.

Задание 1. Укажите, устаревшие слова и отметьте их стилистическую роль. Определите, к какому стилю относятся тексты. Расставьте знаки препинания.

    1. Пусть небо зажжётся денницей! 2. С простёртой дланью вдохновенно Полонский здесь читал стихи. 3. Принимаю пустынные веси и колодцы земных городов! 4. Но и под гнётом тёмных чар ланиты красил ей загар. 5. В руках – краюха хлеба, уста – вишнёвый сок.

    1. Не одни только дружинники князя Александра Невского но все новогородские люди вышли положить живот свой за русскую землю и встретясь на рыхлом весеннем льду Чудского озера с крестоносцами поболи их в сече столь жестокой «что льда на озере стало не видно всё покрылось кровью». 2. Постель имела беспорядочный вид и свидетельствовала о том что хозяин проводил на ней самые беспокойные часы своей жизни. И давно вы живёте таким анахоретом спросил Остап.

Задание 2. Найдите синонимы в данном художественном тексте, определите

их вид. Какова их стилистическая нагрузка?

К тому же они так непорочны.

Так величавы, так умны.

Так благочестия полны.

Так осмотрительны, гак точны.

Так непреступны для мужчин.

Что вид их уже рождает сплин.

А.С.Пушкин

III . Урок № 1.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Морфемный анализ слова. Продуктивные и непродуктивные морфемы.

Задание 1. Подчеркните слова с нулевым окончанием.

Поезд, улица, купить, уехал, контора, красивый, хорошо, слева, со мной, сбоку, мальчик, девочка, столб, класс, купаться, автомобиль, пальто, кофе.

Задание 2. Подчеркните слова, окончание которых находится не в конце слова.

Нравятся, клокочет, хочется, пишет, удивилась, спелись, рисует, отвечает.

Задание 3. Сделайте морфемный разбор слов.

Улица, конница, предпринять, улетели, маслозавод, водопровод, мало.

Задание 4. Подберите и напишите однокоренные слова.

Родина ____________________________________________________

Школа _____________________________________________________

Улица _____________________________________________________

Знание _____________________________________________________

Море ______________________________________________________

Завод ______________________________________________________

Ключ ______________________________________________________

III . Цикл занятий по словообразованию (2 часа). Урок № 2.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательные цепочки и гнезда. Словообразовательный анализ слова

1. В каком варианте верно определение : Словообразование – раздел науки о языке, в котором…

А) даются ответы на вопросы, как построены (т . е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего),

Б) изучается звуковая сторона слова,

В) изучаются правила правописания слов,

Г) изучается история слова,

Д) изучается лексическое значение и употребление слов.

2. Укажите слово, образованное по модели «∩^^□»:

А) молчание,

Б) сдержанный,

В) опасно,

Г) городской,

Д) давненько.

3. Определите способ образования существительного учительская :

А) суффиксальный;

Б) переход из одной части речи в другую;

В) сложение основ

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

IV . Урок № 1.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные. Категории рода и числа у данных существительных.

Задание 1. Назовите разряды имен существительных по значению.

А) относительные, притяжательные, качественные;

Б) конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные;

В) неопределенные, отрицательные, возвратные;

Г) повелительные, условные, изъявительные;

Д) переходные, действительные, страдательные.

Задание 2. Распределите существительные по значению

Дом, солнце, память, мебель, дрожжи, макароны, место, листва, поезд, счастье, горе, детвора, тесто, кислород, студенчество, безделье, успех

Конкретные

Вещественные

Собирательные

Отвлечённые

Задание 3 . Назовите существительные мужского рода:

А) проныра, задира, ябеда, соня;

Б) шоссе, метро, такси, радио;

В) шампунь, тюль, какаду, кофе;

Г) Миссисипи, ТарГУ, Гималаи, леди;

Д) семя, стремя, время, знамя.

IV . Цикл занятий по морфологии (4 часа) Урок № 2.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Морфологические признаки (род, число, склонение) заимствованной лексики.

Задание 1. Как изменяются имена существительные?

А) по временам, числам, родам;

Б) по родам, падежам и числам;

В) по лицам и числам;

Г) по родам, падежам, числам и лицам;

Д) по числам и падежам.

по тусклой зыб.., приказ о озвращени.., о человеческой фантази.., в лунном сиянь.., держать ногу в стремен.., в горах Швейцари.., к Мари.. Петровн…

А) –и, -и, -и, -е, -и, -и, -и, -е;

Б) –е, -и, -и, -и, -е, -и, -е, -е;

В) –и, -и, -и, -и, -и, -и, -и, -е;

Г) –е, -е, -и, -и, -и, -и, -и, -е;
Д) –е, -е, -е, -е, -и, -и, -и, -е.

Задание 3. Выберите слова, имеющие форму только множественного числа.

А) шахматы, чернила, ножницы, поле;

Б) масло, нефть, студенчество, крупа;

В) листва, деньги, молодежь;

Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки;

Д) любовь, брюки, пальцы, воздух.

IV . Цикл занятий по морфологии (4 часа) Урок № 3.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Историческая морфология. Некоторые изменения в роде, числе и падежных формах существительных и прилагательных в русском языке.

Задание 1.Вставьте буквы в окончания имён существи-тельных.

В лотере_, к деревн_, в своей колыбел_, к мудрост_, поговорить о сценари_, участвовать в демонстраци_, на перифери_, лечиться в санатори_, в усть_ реки, по песчаной отмел_, подойти к стату_, победа в многоборь_, написать Ли_, прочитать в энциклопеди_, пройдусь по алле_, расти в оранжере_, не по прямой лини_, по окружност_, языки пламен_, в роскош_, в армии_, в Греци_, на станци_, в безлюдь_, на ассамбле_, в артиллери_, в успокоени_, к Софь_, к Марь_, на взгорь_, в плать_, об иде_, в здани_, к Мари_, во Франци_, о привилеги_, в воскресень_, в экспедици_, об алюмини_, о Христовом воскресени_, в компани_, о наследи_, в Япони_, о водоросл_, в племен_, о знамен_, в Австрали_, о противостояни_, о летопис_, к иллюзи_, в наук_, в Грузи_, о дочер_, о подмастерь_, в радост_, о слав_, о мощ_ страны, в научном учреждени_, о смирени_, о реч_, об очистк_, о милостын_, о сплетн_, о вишн_, на новой кухн_, о сол_, на предприяти_, на плоскогорь_, на гулянь_, в составе комисси_, в умень_, в южном полушари_, на лекци_, говорили о комеди_, на Полесь_, из славянской мифологи_.

Задание 2. Укажите правильный вариант пропущенных букв: звоноч..к, бубенч..ки, реч..нка, горош..к, реч..нька, пальч..ки, листоч..к.

А) –и, -и, -о, -ы, -е, -и, -и;

Б) –и, -е, -ё, -и, -и, -е, -и;

В) –е, -и, -о, -е, -е, -и, -е;

Г) –и, -и, -ё, -и, -и, -и, -и;

Д) –е, -е, -о, -е, -и, -е, -е.

IV . Цикл занятий по морфологии (4 часа) Урок № 4.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Слова категории состояния. Их морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении.

Задание 1. От данных слов образуйте слова категории состояния

Желать _________________________

Ходить _________________________

Гулять _________________________

Говорить _______________________

Рисовать________________________

Раздумывать_____________________

Задание 2. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом –щик ?

А) обида, разведать, камень;

Б) поднос, автомат, заказ;

В) буфет, переводить, резать;

Г) переписать, возить, подряд;

Д) угон, барабан, кровля.

Задание 3. В каком слове перед суффиксом пишется ь ?

А) пон..чик;

Б) стекол..щик;

В) камен..щик;

Г) барабан..щик;

Д) табун..щик.

V Урок № 1.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого.

Задание 1. Найдите простое предложение:

А) Вечереет, небо на западе порозовело.

Б) Мы шли и говорили, что самое безмолвное время суток на земле всегда бывает перед рассветом.

В) Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся.

Г) Он сел у окна, в котором виднелся холодный красный закат.

Д) Отъехав от берега, я опустил вёсла, и меня понесло по течению.

Задание 2. В этом предложении нужно поставить тире:

А) Ежик был ручной.

Б) Июль макушка лета.

В) Раннею весною роща так тиха.

Г) Мой садик свеж и зелен.

Задание 3. Выделенное слово в этом предложении является подлежащим:

А) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.

Б) Ветер гонит листья.

В) Утром ветер разогнал туманы.

Г) Зеркало залива освещает луч.

Задание 4. В этом предложении есть обращение (знаки препинания не расставлены):

А) И рано-раненько весною березка белая опять оделася листвою.

Б) Береза самое любимое дерево русского народа.

В) Сыплет черемуха снегом зелень в цвету и в росе.

Г) Сыпь ты черемуха снегом.

V . Цикл занятий по синтаксису (7 часов) Урок № 2.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения.

Задание 1. Второстепенные члены предложения – это:

а) подлежащее, сказуемое, дополнение;

б) дополнение, определение, обстоятельство;

в) дополнение, обстоятельство, обращение;

г) дополнение, определение, обстоятельство, обращение.

Задание 2. Укажите предложения, в которых есть дополнение.

А. Шлют птицы прощальный привет родным местам.

Б. Отправилась осень в поле, в луга.

В. Большая власть дана слову.

Г. Однажды в студеную, зимнюю пору я из лесу вышел.

Задание 3. Определением в этом предложении является слово…

а) б) в) г)

ПРЕКРАСНА И НЕПОВТОРИМА ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ!

Задание4. Укажите предложение с прямым дополнением.
1) Хозяйка жарко натопила печь. 3) Живу, горжусь сынами.

2) Книги лежали на столе. 4) Лесник шагнул через порог.

V . Цикл занятий по синтаксису (7 часов) Урок № 3.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции).

Задание 1 . Составьте предложение, выполнив ряд действий.

А. из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона. взять сказуемое;

Б. из предложения Вдруг послышались легкие шаги. взять определение;

В. из предложения На щеках тают снежинки. взять подлежащее;

Г.взять существительное, выступающее в роли дополнения в предложении Тропинки в саду засыпали листья. Употребить данное существительное с предлогом НА.

__________________________________________________________________

Задание 2.Укажите предложение без пунктуационной ошибки.

1. В человеке всё должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

2. Солнечный сосновый бор манил нас своей красотой.

3. Слышалось там: и пенье, и смех, и ворчанье.

4. Стоял шиповник и цвёл алым и влажным огнём.

Задание 3. Поставьте знаки препинания в предложение.

Лиственные деревья застигнутые врасплох и ещё не сбросившие своих уборов окропляли белизну снега радуя глаз яркими пятнами.

V . Цикл занятий по синтаксису (7 часов) Урок № 4.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Двусоставные и односоставные предложения, Виды односоставных предложений. Неполные предложения. Синтаксический разбор простых предложений.

Задание 1. Укажите, чем являются выделенные слова: определением или именной частью сказуемого (пунктуационные знаки не расставлены).

I. Это была огромная смелая виртуозная работа щедрого мастера.

II. Лес стоит радостный праздничный .

1 . Определение в I и II предложении.

2 . Именная часть сказуемого в I и II предложении.

3 . Определение в I, именная часть во II предложении.

4 . Именная часть в I, определение во II предложении.

Задание 2. Произведите синтаксический разбор предложения.

Здесь будет город заложён на зло надменному соседу.

________________________________________________________________

Задание 3. Укажите столбик, в котором верно определены типы простых предложений.

Умного зверя и в ловушку не всегда поймаешь.

По рогоже золотом не шьют.

Пословицу не обойти, ни объехать.

1. 2. 3. 4.

Безличн. Неопр.-личн. Опр.-личн. Опр.-личн.

Неопр.-личн. Опр.-личн. Неопр.-личн. Безличн.

Опр.-личн. Безличн. Безличн. Неопр.-личн.

V . Цикл занятий по синтаксису (7 часов) Урок № 5.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Сложные синтаксические конструкции.

Задание 1. Из данных слов составьте предложения, запишите их.

1) Середина, была, марта. Весна, дружная, в, году, этом, выдалась. Изредка, короткие, дожди, выпадали. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Березовые, набухли, почки. Барашки, пожелтели, на, вербах. Вылетели, из, пчелы, ульев, за, взятком, первым.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Весной, ищет, корм, свой, скворец, на, земле. Истребляет, в, садах, и. он, огородах, насекомых, вредных.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Укажите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:

1) Ребенок-звездочка рос и воспитывался с детьми Лесоруба, ел и пил с ними за одним столом, играл вместе с ними.
2) Речка вбирает в себя меньшие речки и ручейки которые называются притоками.
3) Насыпали запорожцы на Днепровской круче Вишневецкому высокий холм а душа атамана и дальше по Украине гуляет, песнею из уст кобзарей рождается.
4) Маугли бросал в огонь ветки, чтобы посмотреть, как они вспыхивают.


V . Цикл занятий по синтаксису (7 часов) Урок № 6.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема:

Задание 1. Прочитайте. Определите границы каждого предложения. Спишите текст. Предложения разберите по членам.

1) Устлана земля сухими разноцветными листьями слышны осторожные прыжки зайца и белки.
2) Синицы приблизились к человеческому жилью их звонкий свист часто слышится снегири также выбрались из лесной чащи из кустов доносится их скрипучее пение.
3) Падающий снег белым плащом одевал землю радостно смотрели люди на пушистые снежинки.

Задание 2. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все грамматические основы.

Проехав несколько верст по большой дороге Хаджи-Мурат сдержал своего тяжело дышавшего и посеревшего от поту белого коня и остановился. Вправо от дороги виднелись сакли и минарет аула, налево были поля, и в конце их виднелась река. Несмотря на то, что путь в горы лежал направо, Хаджи-Мурат повернул в противоположную сторону влево рассчитывая на то, что погоня бросится за ним именно влево. Он же и без дороги переправясь через реку Алазань выедет на большую дорогу проедет по ней до леса и тогда уже вновь переехав через реку лесом проберётся в горы. Решив это он повернул влево. Но доехать до реки оказалось невозможным. Рисовое поле как это всегда делается весной было только что залито водой и превратилось в трясину. Хаджи-Мурат и его товарищи брали направо налево надеясь найти более сухое место, но то поле, на которое они попали, было всё равномерно залито и теперь пропитано водою. Лошади с звуком хлопанья пробки вытаскивали утопающие в вязкой грязи ноги и пройдя несколько шагов тяжело дыша останавливались.

V . Цикл занятий по синтаксису (7 часов) Урок № 7.

ФИО ученика___________________________________ Класс____________________

Тема: Синтаксический анализ текста (практические задания).

Задание1. Прочитайте. Из данных предложений составьте связный текст.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. Я увидел молодого воробья. Собака бежала впереди меня. Он упал из гнезда и сидел неподвижно.

(По И.Тургеневу)

Задание 2. Выделите грамматические основы, определите границы простых предложений в составе каждого предложения.

1) Я воспитан природой суровой, мне довольно заметить у ног одуванчика шарик пуховый, подорожника твердый клинок (Заболоцкий). 2) Снуют пунцовые стрекозы, летят шмели во все концы, колхозницы смеются с возу, проходят с косами косцы (Пастернак). 3) Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений (Заболоцкий). 4) После дождя на минутку выглядывало солнце, обливая радостным сверканием облитую дождем молодую, еще нежную зелень сиреней, сплошь наполнявших мой палисадник; громче становился задорный крик воробьев на рыхлых огородных грядках; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя (Куприн). 5) Меркнут знаки зодиака над постройками села, спит животное Собака, дремлет рыба Камбала (Заболоцкий). 6) Лук царевич опустил; смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет (Пушкин).

Основным пластом лексики русского языка являются слова общеупотребительные , межстилевые, например: осень, лето, школа, сад, о город, газета, книга; новый, старый, молодой; учиться, работать, идти, читать, рисовать; хорошо, плохо, интересно и т. д. Такие слова употребляются во всех стилях, называют предметы, действия, признаки и не заключают в себе оценки соответствующих понятий. На фоне этой межстилевой, стилистически нейтральной лексики выделяются два других пласта слов: слова с пониженной стилистической окраской (разговорные) и слова с повышенной стилистической окраской (книжные).

Разговорная лексика - это слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной, книжной речи, например: затеять (начать делать), белобрысый (с очень светлыми волосами), каверзный (запутанный, сложный), нынче (теперь) и др. Многие из разговорных слов не только называют соответствующие понятия, но и выражают положительную или отрицательную оценку обозначаемых явлений, например: работяга, здоровяк, пиликать, разиня.

Ещё большую сниженность по сравнению с разговорной лексикой имеют слова просторечные , характеризующиеся упрощённостью, грубоватостью и служащие обычно для выражения резких, отрицательных оценок, например: втемяшиться (укрепиться в сознании), муторный (неприятный), башка (голова). Просторечные слова нежелательны даже в обычной беседе.

Книжная лексика - это слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научном, официально-деловом стилях, например: гипотеза (научное предположение), генезис (происхождение), интерпретировать (истолковывать, разъяснять), адресат (лицо, которому направлено письмо), абитуриент (лицо, поступающее в высшее учебное заведение), мировоззрение (система взглядов на общество, природу), незыблемый (устойчивый) и др.

В лексике научного стиля значительную роль играют термины - слова с точно определёнными значениями. В каждой отрасли науки применяются особые термины, например: катет, гипотенуза (математические термины); склонение, спряжение, подлежащее, сказуемое (грамматические термины); окисел, ангидрид, этил (химические термины) и т. д.

В произведениях публицистического стиля употребляется много слов общественно-политической лексики, например: государство, мобилизовать, активный и многие другие.

В официально-деловом стиле используется специальная деловая лексика и фразеология: резолюция, мандат, дубликат, истец, ответчик, верительная грамота, полномочный представитель, вынести постановление, возбудить дело, привлечь к ответственности и т. д.

Иногда в деловых документах встречаются устаревшие слова и словосочетания, канцелярские шаблоны казённых учреждений далёкого прошлого, например: нижеподписавшийся, таковые, сие дано в том и т. д. Естественно, что таких канцеляризмов надо избегать.

Книжные слова чаще всего не имеют дополнительной экспрессивной окрашенности. Однако в книжной лексике выделяются слова высокие , придающие окраску приподнятости, возвышенности или поэтичности тем понятиям, которые они обозначают, например: беззаветный, грядущее, зиждется, осенить, непоколебимый, отчий, уста, нисходить. Высокие слова употребляются в торжественно-приподнятой речи (публицистике, художественной литературе), например: Все в мире сущие народы, благословите светлый час! Отгрохотали эти годы, что на земле застигли нас. (Твард.)

Таким образом, при выборе слова необходимо учитывать не только его лексическое значение, но и возможную стилистическую закреплённость и экспрессивную окрашенность. Например, неудачно использовано разговорное слово картошка в предложении: Уборку картошки крестьяне закончили в срок (следовало употребить общелитературное слово картофель). Неоправданно включение канцелярского и устаревшего слова означенный в такое предложение: В 1898г. появляется «Крыжовник». В означенном рассказе Чехов писал... (здесь уместнее было бы местоимение этот ).

В художественном стиле писатели и поэты используют всё богатство лексических средств нашего языка. Поэтому в ткань художественного произведения наряду с общелитературными словами могут иногда включаться и слова, употребляемые лишь жителями определённой местности,- диалектизмы , например: кочет (петух), гуторить (говорить), балка (овраг), бучило (глубокая яма с весенней водой). Диалектные слова находятся за пределами литературного языка, употребление их в устной и письменной речи вместо общелитературных слов нарушает нормы литературного языка и недопустимо. Однако в языке художественной литературы диалектизмы обычно используются с особыми стилистическими целями: автор стремится дать более выразительную речевую характеристику героя, вызвать у читателя более яркие представления о том месте, где развивается действие. Так, умелым использованием диалектизмов отличается яркий и самобытный язык М. Шолохова. Рисуя в романах «Тихий Дон», «Поднятая целина» жизнь донского казачества, автор вместо слов изба и хата употребляет слово курень ; место на дворе, огороженное для скота, называет базом , приусадебную рощицу - левадой и т. д., например: Из труб куреней по утрам строевым лесом высятся прямые оранжевые стволы дыма.

Некоторые диалектизмы, становясь общеупотребительными, постепенно входят в литературный язык, обогащая его. Примерами могут служить слова земляника, вспашка, щупальце, неуклюжий и др., которые вошли в литературную речь из местных говоров.

В произведениях художественной литературы может встретиться лексика жаргонная и арготическая . Жаргонные и арготические слова являются вторым наименованием явлений, уже имеющих общепринятое литературное название, например: буза вместо беспорядок, шамать вместо есть. Жаргонные и арготические слова находятся за пределами литературного языка. Они используются в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажа или создания нужного колорита.

Жаргонные и арготические слова засоряют язык.

55. К. Чуковский в книге «Живой как жизнь» резко возражает против проникновения в разговорную речь, научный стиль, учебники многих стандартных оборотов делового стиля, которые он называет «канцеляритом». Найдите в приводимых им примерах такой «канцелярит». Как можно исправить эти предложения?

1) Баллады Мицкевича близки к балладам Пушкина, и не случайно последний восторженно оценил их... 2) Полоса застоя и упадка театра отнюдь не шла по линии отсутствия талантливых исполнителей. 3) Необходимо ликвидировать отставание на фронте недопонимания сатиры. 4) [Незнакомец] подошёл к моему другу, ловившему рыбу в соседнем пруду, и спросил: «Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клёва?»

56. Прочитайте и укажите высокие слова. Передайте 4-е, 5-е предложения как цитаты, используя материал § 89, и запишите их. Объясните значение выделенного слова.

1) ...Вдаль идут державным шагом... - Кто ещё там? Выходи. (А. Б.) 2) Грибоедов видел, насколько крепостные цепи мешают России осуществить её предначертания. (Леон.) 3) Это всё - страна моя родная, милый край благословенный мой. (Исак.) 4) Народ - подвижник и герой - оружье зла оружьем встретил. (Твард.) 5) В русском человеке есть черта: в трудные минуты жизни, в тяжёлые годины отрешаться от всего привычного, чем жил изо дня в день. (А. Н. Т.) 6) В столицах шум, гремят витии , кипит словесная война. (Н.) 7) Толпа гласит: «Певцы не нужны веку!» И нет певцов... Замолкло божество... (Н.)

57. Найдите слова и обороты, свойственные канцелярской речи. Спишите, исправляя предложения и заменяя канцеляризмы широкоупотребительными синонимами. 1) На запрос о наличии книг по истории шахмат ставим вас в известность, что таковых в магазине не имеется. По получении сего вам надлежит обратиться в областное отделение «Книга - почтой». 2)

Оконные рамы, равно как и двери, требуют замены. 3) Дабы ограда не подвергалась ржавлению, необходимо покрыть её масляной краской. 4) Вышеизложенное постановление должно неукоснительно выполняться. 5) Ремонтирование телевизора произведено в сроки, каковые предусмотрены в нижеупомянутой инструкции.

58. В следующих отрывках найдите диалектизмы и укажите их стилистическую роль.

I. - А слыхали вы, ребятки, - начал Ильюша, - что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

На плотине-то? - спросил Федя.

Да, да, на плотине... Кругом всё такие буераки, овраги, а в оврагах казюли водятся. (И. Тургенев)

II. С той поры редко видели его [Прокофия Мелехова] в хуторе, не бывал он и на майдане. Жил в своём курене, на отшибе у Дона, бирюком. Гуторили про него по хутору чудное. (М. Шолохов)

59. Спишите, заменяя в следующих предложениях неудачно использованные диалектные и просторечные слова. Найдите пример уместного употребления диалектизма. Мотивируйте свой ответ.

1) Князь Игорь убёг из плена. 2) Простакова всячески стращает Софью. 3) Вперёд я опишу Митрофана. 4) Хлестаков, рассказывая о петербургской жизни, гораздо сильно врёт. 5) В следующее воскресенье все ученики нашего класса решили обратно поехать на экскурсию. 6) На сцене сельского клуба мы увидели хор девушек. На них были надеты белые кофточки и яркие клетчатые юбки - понёвы. 7) С трудом можно было узнать, из чего состояла одёжка Плюшкина.

60. Прочитайте диалог из повести В. Токаревой. Почему героиня произведения не понимает своего собеседника? Какую лексику он использует в своей речи?

Марина с трудом дождалась, когда все встанут. За завтраком она торжественно объявила:

Олег! Я знаю, что ты должен сделать... Ты станешь свободным, как птица.

Какая птица, мамаша... - весело отозвался Олег. У него было хорошее настроение. - Фильтруйте базар.

Что? - не поняла Марина.

Думай, что говоришь, - перевела Снежана на русский язык.

А почему базар?

Базар - это противоречия.

А на каком языке?