Главная · Здоровье · Легенды о кладах, мистика и реальность! Кто охраняет клады

Легенды о кладах, мистика и реальность! Кто охраняет клады

О том, как найти клад с помощью магии, пожалуй, задумывался каждый кладоискатель. Но найти клад - лишь часть дела. Хоть прогресс шагнул далеко, и для того чтобы обнаружить ценности, может хватить и металлоискателя, но он не убережет от мистических хранителей кладов, которые свели в могилу немало охотников за сокровищами.

В статье:

Как найти клад с помощью магии и что такое зачарованный клад

Как и многие люди, которые вынуждены часто надеяться на удачу, кладоискатели очень суеверны. Начинающие часто думают, что дело с захоронением ценностей обстояло крайне просто - подыскал место, выкопал яму, поместил в нее сундук и закопал. Если бы это было правдой, сокровища находились бы намного чаще. Немногие кладоискатели могут похвастаться тем, что сумели отыскать настоящий клад, а не несколько оброненных монет, остатков боеприпасов и оружия после сражений и прочих вещей.

В старину на любой клад начитывались специальные заговоры, которые были нужны для того, чтобы положенное не было никем взято, читались часто и обычные . Люди прятали свои сокровища в тяжелые времена, не рассчитывая на то, что обстоятельства сложатся так, что они сами или их потомки не смогут откопать ценности.

Заговоренный сундук с ценностями, в который было влито достаточно энергии, становился практически одушевленным. Такие сокровища могут выходить погреться на солнце или показаться ночью. Есть такое выражение «клад сушится» . Это проявляется в огнях и светящихся объектах над местом, где спрятаны сокровища. Обычно это синие огоньки, но они могут быть и белыми, и красными, и желтыми. Огоньки обычно означают, что при заговоре клада возжигался костер или свечи – зависит от внешнего вида огоньков.

Сущность, которая поселилась в сокровищах, может серьезно напугать. Такие клады умеют издавать звуки - стонать, выть, плакать. Если разумного кладоискателя это не отпугнет, возможны и более печальные последствия - все зависит от программы, которая была задана хозяином ценностей. Иногда живые сокровища прячутся глубже в землю, уходят от искателей. Частенько они даются в руки, но нашедшие золото или другую ценность болеют и умирают. Не стоит брать клад без подготовки, он может оказаться проклятым.

Мощные сущности, живущие в кладах, могут являться в виде животных и людей. В первом случае это означает, что при закапывании сокровищ было принесено в жертву именно это животное. С помощью такого же жертвоприношения, если верить легендам, можно и найти их, и снять проклятие с клада. Призраки людей обычно означают, что для того, чтобы заклясть клад, были принесены человеческие жертвы. Настоятельно советуем не иметь дел с человеческими жертвоприношениями, как минимум это незаконно.

В Украине существует масса легенд о казацких кладах, которые охраняются заложными покойниками. Сторож-дух часто пытается заманить случайных прохожих на свое место, поскольку желает обрести покой и попасть в загробный мир. Он обещает несметные богатства, и жертва действительно их получит, но ей придется охранять клад до тех пор, пока не удастся найти нового человека на свое место.

Среди драгоценностей часто находят оружие, замки, цепи. Это материальные элементы заклинания на сохранность вещей от посторонних. С приходом христианства стали полагать, что охранять сокровища может только нечистая сила, поэтому кладоискательство считали опасным занятием. Однако на каждого знающего, как спрятать клад, найдется умелец, который сможет его найти и правильно взять. Завладеть кладом сложно, но возможно.

Кладовик - кто это такой

Кладовик - это общее название для хранителей кладов и сокровищ, которые были подселены хозяевами богатств. Как уже говорилось выше, это может быть как нечистая сила вроде чертей или бесов, так и духи принесенных в жертву людей и животных, птиц и даже змей. Именно из-за этих существ так сложно взять заговоренный клад. Охранником богатства может выступать даже водяной или леший, обитающий в конкретной местности.

Если захоронение сокровищ совпадало со временем гибели одного из членов семьи или банды, его хоронили неподалеку от клада и просили дух охранять сокровища от посторонних людей. К слову, заговоры на клады допускают, что его заберут особо оговоренные люди - потомки, родственники и другие. Им старались оставить карты и дать инструкции о том, как правильно откопать фамильные ценности или награбленное добро. В старину разбойники могли ограбить человека, закопать его добро, а дух убитого владельца заставить охранять клад.

Считается, что кладовик может охранять и собственные подземные сокровища. Такие легенды есть и о . Они не любят делиться, как правило. В большинстве стран верят, что старики-скряги, которые не делятся своими богатствами даже с родственниками, после смерти становятся кладовиками и охраняют свои сокровища, пока не найдется человек, который сможет их забрать. Срок действия заклятий может быть разным, например, заговоренный на сто голов клад может забрать только сто первый человек, остальных ждет смерть.

Если кладовик желает получить свободу, он может являться во снах и просить освободить его. Такие духи даже указывают путь к сокровищам, но это не означает, что взять клад и не оказаться на месте заложного покойника будет просто. Иногда снятся и духи, которые предупреждают кладоискателей о том, что не стоит продолжать поиски, а не то он окажется на месте невольного сторожа клада на сотни лет. Они могут представляться и кладоискателями, которые стали кладовиками. Кладовики могут и помогать искателям, но это большая редкость. Чаще они устраивают разнообразные испытания, пугают страшными криками и наводят мороки.

Встречаются легенды и образцы сельского фольклора, которые говорят о том, что клады, явившиеся в облике животных, нужно ударить со словами «Аминь, аминь, рассыпься!» , и тогда они превратятся в сокровища. Кладовики могут и являться, указывать путь к месту захоронения клада. Так, в одной из многочисленных деревень России к женщине приставал петух, после того, как она ударила его, он превратился в клад. Мужчине являлся дух, который каждый раз шествовал на одно и то же место, а там пропадал. На том месте был найден клад.

Заговоры на открытие клада

Этот заговор на открытие клада читается только теми, кто готов делиться найденным. В тексте это особо подчеркивается:

Подаждь, Боже, мне (имя) приставников злых от поклажи отогнати, злата из земли на добрые дела взяти, сиротам малым на утешение, Божиих храмов на построение, всей нищей братии на разделение, а мне (имя) на честну торговлю купецкую.

Найденные ценности помогут вам открыть собственный бизнес, связанный с торговлей. Только попадут в ваши руки они только при одном условии - вы будете заниматься благотворительностью. Придется делиться с детскими домами, подавать милостыню и жертвовать деньги на храм.

Есть еще обряд, который очищает сокровища от всех кладовиков и других сущностей, а также негативной энергии и проклятий. Все знают, что подклады с порчей тоже могут изготовлены из золота - чтобы жертва не пожелала выбрасывать ценность. Итак, для того, чтобы снять проклятие с клада, нужна святая вода, нож, компас и четыре свечи.

Обряд проводится тогда, когда клад уже показался на глаза, но вы еще не успели прикоснуться к нему. В целом, все заговоры на клад читаются до этого момента.

Нож окунают в святую воду и чертят им круг вокруг места, где находится клад. Искатель должен находиться вне круга, пока ритуал не подойдет к концу. С помощью компаса определите, где находятся четыре стороны света. По ним расставляют свечи и зажигают их, начиная с северной. С нее же начинайте кланяться каждой свече со словами:

Четыре апостола-евангелиста, хранители Божьих тайн - Матфей, Марк, Лука, Иоанн, - очистите сие место от наложенного на него заклятия.

Оберег кладоискателя читается девять раз, по дороге к месту раскопок:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. На море, на океане, на острове Буяне лежит сундук деревянный, в сундуке лежит ключ оловянный. Клад лежит, рогатый черт сторожит. Встану я, помолясь, выйду, перекрестясь. Бог в уме, крест на мне. Иду, спешу, глаз не поднимаю, Господа не забываю. Господи, одолей рогатого, одолей черта богатого. Рогатого побивай, богатство его забирай. Дай этот клад мне, моей грешной душе. Пусть заклятье любое разобьется, к душе моей грешной не подберется. Бог в уме, крест на мне, Божией рабе. Кто девять раз заговор этот прочтет, того ни одно заклинанье не возьмет. Дело мое крепко, слово мое цепко. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.

После того, как вы откопали сокровища и несете их домой, скажите:

Чур! Чур! Свято место. Мой клад с Богом напополам.

Судя по тексту заговора, половину денег придется пожертвовать на храм, но после этого можно не бояться проклятий. Считается, что священник может прогнать духов, которые защищают сундук с золотом. Возможно, у вас получится договориться с батюшкой.

Биолокация - поиск кладов

Лозоходство для поиска кладов может стать полезным навыком для искателя сокровищ. Если вам известна местность, которая может оказаться богатой на подземные сокровища любого характера, вы можете отправиться туда с рамками и пробовать сконцентрироваться на кладе. Если он там есть, рамки укажут на него. После этого остается только копать, читать заговоры от кладовиков и .

Вы даже не представляете, где может быть закопан клад, но умеете работать с рамками? Тогда спросите у них, в какой стороне находятся сокровища под землей. Следующим вопросом будет расстояние - называйте по очереди числа, которые будут означать километры, разделяющие вас и неожиданное богатство. По приезду на место следует заняться поисками, которые описаны выше.

Существует способ изготовления лозы специально для поиска кладов. Этим занимаются только в пятницу, тринадцатого числа любого месяца. Ночью нужно отправиться на кладбище и найти иву, которая растет возле могилы. Ветку ивы нужно срезать, а покойника попросить о помощи:

Житель подземелья, укажи мне клад!

После этого нужно оставить откуп на могиле, а затем идти домой. Из ветки полагается делать лозу. Она будет указывать направление к сокровищам.

Как притянуть удачу в поиске клада

Обычно поиски сокровищ начинаются в городских архивах, а совсем не в лесу с лопатой. Если вы уже подозреваете, что в какой-то местности может быть закопан сундук с драгоценностями, следует знать, как в поиске клада. Везение всегда пригодится, особенно в таком деле, как кладоискательство, ведь известно, что заговоренные сокровища умеют прятаться и уходить в землю.

В поиске кладов удача играет не последнее значение. Поэтому так «живучи» многочисленные приметы, сказания и поверья, связанные с кладоискательством. Так, согласно древнему сказанию клад, который зарыт в земле из кучи монет и сокровищ превращается в некое самостоятельное существо, которое охраняют незримые силы. В старину прятали клады под зарок, то есть до того, как зарыть клад хозяин произносил некую магическую фразу. Чаще всего в зароке содержится информация о том, кто и как сможет этот клад достать. Имеются клады «на первого встречного», «на везучего». А бывают и такие, требующие человеческих жертв и заговоренные на одну/несколько человеческих жизней. Нередко в прошлые века прятали сокровища на определенное время, то есть определенный хозяином срок клад должен пролежать в земле и найти его раньше срока никому не удастся. По истечении этого времени любой первый встречный сможет обнаружить зарытый клад.

Еще кладоискатели любят рассказывать о кладах, которые «показываются» искателям в виде огоньков, дымных шлейфов, блуждающих светлячков и пр. В болотистой местности такие клады якобы выходят на поверхность, чтобы просохнуть.

Много легенд связано и с кладами, которые прятали казаки, ватаги степных кочевников, гайдамаков и пр. Они зарывали свои сокровища рядом с дорогами. При этом обязательно применялись особые уловки и хитрости. Времени на зарывание клада было мало, да и лишних глаз вокруг было слишком много. Поэтому делали ямы как для погибших лошадей. Под труп лошади, а иногда и погибших людей, клали скарб, который с собой нельзя было унести. Яма с кладом на скорую руку закапывалась, сверху ставился простой крест. Так прятали свои сокровища очень долгое время, на протяжении веков. В могилах прятали клады и в Гражданскую, Великую Отечественную войны. Охотников разрушать чужие могилы не слишком много, а вот сами хозяева кладов далеко не всегда могли вернуться за своими сокровищами.

Считается, что найти клад можно и в обычный день. В виде необычной свиньи является людям серебро, золото - в виде петушка. Согласно поверьям, если ударить по таким животным рукой, то тут же откроется счастливчику россыпь ценных монет. Еще считается, что клады являются людям в виде добрых путников-старичков. Такой старец обычно обращается к случайным путникам с несложной просьбой. Если найдете время помочь страннику, то он отблагодарит вас несметными сокровищами. Если нет, пойдет путник с ними мимо вам. Здесь сокровища служат неким вознаграждением за доброту.

Защита клада
Очень много легенд связано с мистическими силами, охраняющими клад. Именно они мешают искателям обнаружить и достать зарытые ценности. В некоторых зарытых сокровищах встречались замки разной сложности. Скорее всего, клали их туда, чтобы клад было сложнее достать. Однако замки являются не слишком надежной защитой, поэтому придумывались и другие меры охраны. Например, использовали души зверей, людей. Некоторые поверья рассказывают, как вместе с кладом закапывали человека для того, чтобы он стерёг сокровища до того, как его кто-нибудь сменит. Некоторые кладоискатели утверждают, что слышали ржание жеребцов в могилах, видели волков, которые выскакивали из-под земли и нападали на искателей, также встречаются среди охранников и странные старички, чабаны, казаки, сидящие прямо на сокровищах. Причем, охранники в образе человека предлагают выбор деньги или, например, выпивка. Если доверчивый землекоп выбирал деньги, то оставался охранять клад вместо застрявшей под землей души.

Нечистая сила и кладоискательство
С давних времен на Руси считалось, что каждый клад имеет свой срок. Заговоренные (нечистые) клады три раза в год меняют якобы своё место, «очищаются». Происходит это на Новый год, Пасху, Ивана Купалу.

Поэтому ночь под Новый год могла принести удачу кладоискателям. Опытные искатели уверены, только раз в году - в новогоднюю ночь клады вспыхивают ярким светом под землей. Зачастую это синий яркий огонь. Если вам посчастливится увидеть такой огонь, немедленно снимайте что-нибудь с себя и кидайте в огонь. Еще помните, что откапывать такой горящий клад положено тому, кто это пламя увидел. Никому другому сокровища не откроются. Встречаются клады, которые под Новый год издавали звуки - чистые тихо стонут, скорбят, а клады нечистые - хохочут, ругаются, кричат и требуют, чтобы их немедленно достали из-под земли. Согласно древним легендам, искать чистые клады нужно перед рассветом, нечистые - вечером.

Поиск в ночь перед Пасхой имеет свои особенности. В субботний вечер нужно отправляться искать сокровища по появившимся огонькам. При этом искатели брали всегда с собой крест, ладан, свечку со Страстной Пятницы и всё время произносили воскресную молитву (ругаться при этом нельзя было ни в коем случае). Если в пасхальную ночь клад найти не удалось, можно попытать счастья в мае на праздник Симона Зилота. Недаром народное прозвище апостола - «Золото». Считается, что святой помогает в поиске кладов искателям.

Правда, больше всего охотников за кладами было на Ивана Купалу. Поиски сокровищ велись круглые сутки (днем и ночью). В южных регионах России и на Украине считается, что клад откроется тому, кто в полночь при свете луны сможет взойти на вершину кургана, увидит свою тень, измерит её, на таком расстоянии и находится клад. Еще делалась поправка: к измеренному расстоянию нужно прибавить две длины ступни, потому как раньше люди были выше ростом.

Чаще всего охраняет драгоценности нечистая сила. Духи «кладовики» могут не только клад спрятать, но и кладоискателя запутать так, чтобы он домой вернуться не смог. Нечистый «Блуд» заставлял искателей блудить, путаться на знакомой местности, «Мара» вызывала у искателей видения, встречаются у кладов и другие нечистые. Бытует мнение, что скряги часто продавали свои души бесам, чертям («кладовикам», «скарбникам»), которые надежно сторожили сокровища.

Белорусы уверены, что все клады охраняет «Дедка». Именно ему молятся и читают заговоры на обнаружение кладов. Если ночью привиделся огонь - «горит Дедка», значит, он указывает место, где лежит клад. С окончанием действия зарока клад начинает «бродить», тем самым, обнаруживая себя. И сегодня многие верят, что бродячие клады несут с собой чью-то неуспокоенную душу. Возможно, это душа хозяина, а может какая-то чужая, приставленная в качестве охраны. В местах хранения таких кладов время от времени появляется размытый образ человека, который держит что-то в руке. Если попытаться прогнать его, он исчезает, а там где упала его коробочка, находят горсть старинных монет. В местах появления таких призраков и нужно искать клады. Правда, людям, которые таким образом обнаружили клад, часто так и не удавалось его достать, и их дальнейшая судьба складывалась несчастливо. В связи с этим поверьем о бродячих кладах и неупокоенных душах появились особые «заговорные» молитвы, правила, зная которые можно завладеть любым кладом. Сокровища заговоренные «на первого встречного» также очень часто сами обнаруживают себя. Чаще всего такой клад показывается человеку в виде черной кошки, приглашающей следовать за ней. Если вам показался такой знак, обязательно следуйте за животным, а там, где кошка замурлычет - стукните её и крикните «Рассыпайся!», далее останется только откопать на этом месте зарытые ценности.

Сегодня клады прячут без всяких заговоров. Сокровища подобного рода сами идут в руки, правда и здесь нужно проявить некоторую осторожность. Нельзя «сердить» клад, иначе он может принести много неприятностей: искателя будут мучить видения, которые в итоге могут привести к умственному помешательству.

Для тех, кто ищет клад, но никак не может определиться с точным местом его расположения имеется следующий народный метод: потребуется взять в руку свечу обязательно в ореховом подсвечнике, затем, зажечь её на месте возможного нахождения клада. С приближением к месту нахождения свеча будет мерцать всё сильнее. Копать нужно там, где свеча погаснет окончательно. Причем, раскапывать сокровища нужно только с благими намерениями, часть клада отдать бедным. В противном случае клад «спрячется» под землю и достать его будет невозможно. Такие клады называют «вечными» - на них наложен зарок не даваться в руки никому и никогда. В местах их расположения горела свеча, а не маленький огонёк. Покажется такой клад, да и скроется обратно в неизвестность.

Сокровища и мистицизм
С поиском кладов связано немало трагических и таинственных историй. Еще со времен язычества люди верят, что деньги, положенные в землю представляют собой некое отображение жизненной силы, удачи, счастья и изобилия. Таким образом, сокровища, ценности представляют собой отображение магической силы хозяина. Потеряв клад, владелец может не только стать неудачником, но даже умереть. Заполучить клад в народных поверьях - значит, получить чью-то силу, удачу и чужое счастье.

Чтобы не отдать с кладом лишнее, хозяин сокровищ произносил над сокровищами определенное заклятие. С ним клад «оживал», был способен «действовать» самостоятельно по обстоятельствам: выходить и сушиться на солнце, прятаться, излучать ночью синий свет в виде свечи, пугать, плакать, стонать, показываться людям в образе людей, животных, уходить глубже в землю.

До сих пор можно услышать рассказы о чудесах, которые происходили с искателями в местах заговоренных кладов. Зачастую в таких местах люди видел огонь, животных, не так часто - образы людей. Любопытно, что цвет показавшегося приведения соответствовал цвету металла, который был спрятан под землей. Белые, седые видения - спрятано серебро, красные, желтые, рыжие - золото.

Появление над кладом огня свидетельствует о том, что над заговоренным кладом разжигали жертвенный огонь. Образ жертвенного животного также может появляться над кладом. Если в жертву был принесен человек, над кладом появлялся призрак человека. Считается, что достать такие клады можно только, принеся в жертву животного того же вида или даже человека.

Заговоры как бы «запечатывали» клад. Колдуны уверяли, что с заговором клад защищен от всех сил, как человеческих, так и потусторонних. Однако в народе считалось, что любые клады могут достать люди искренние, бескорыстные, готовые отдать всё ближним. Основными составляющими заговора были ключ, замок и ограда. Причем, эти предметы либо проговаривались на словах, либо их действительно клали вместе с сокровищами. Часто в старинных кладах встречаются и ножи, мечи, косы, серпы и пр. Все острые предметы также должны были защитить зарытые богатства от незваных гостей.

Как достать заговоренные клады?
С наступлением христианства стало считаться, что клады охраняют бесы. В связи с чем кладоискатели подвергались большому риску: нечистая сила очень изобретательна и может свести искателя в могилу. Заговоренные клады могут стеречь один/несколько бесов. Вместе с колдовской защитой бесы создавали очень серьезную преграду для кладоискателей.

Одно из народных сказаний сообщает, что колдовская ограда показалась искателю сначала железной цепью, потом забором из костей, а затем, перед ним начали появляться жутковатые видения страшных животных. По словам кладоискателя он испугался так, что на следующий день даже не смог найти этого странного места.

Так как охраняли сокровища нечистые духи, то для их поиска нередко привлекали священника. Например, в истории сохранились сведения о том, как священник Симбирский обратился в бегство при поисках клада, спасаясь от атаковавшей его нечистой силы. Случилось это событие в 1752 году. Священник решил достать клад, спрятанный в овраге между двумя деревеньками Помаево и Атяшкино. На поиски он отправился с крестом и Евангелием, однако страшные видения так измучили его, что священник был вынужден бежать.

Еще в народе верят, что заговоренные клады, даже если их удастся выкопать, могут в руках искателя превратиться в навоз или битые черепки. Так якобы нечистые шутят над людьми.

Сторожами кладов становились не только жертвенные животные. Нередко те, кто брал большую сумму из клада и не отдавал вовремя, превращались в хранителя зарытых богатств. Рассказывают, что один житель Вятки брал из клада деньги и всегда возвращал их на место вовремя. Один раз взял он взаймы у клада 10 тыс. руб. и пообещал вернуть их, когда листья в лесу пожелтеют. Наступила осень, листья на деревьях не только пожелтели, но и опасть успели. Должник деньги нести и не собирался. Клад сам пришел возвращать долг к вятчанину домой. Крестьянин ему и указал на вечнозеленый бор, мол, рано еще деньги возвращать. Так клад и отступил, оставив сокровища крестьянину.

В поверьях есть и рассказы о кладах, которые можно было обсчитать или обменять деньги. Например, в клад могли положить такое же число монет, но меньшего номинала.

Если во время доставания клада нарушали какой-то зарок, клад мог с грохотом провалиться под землю, и уже достать его никому было нельзя. Много до наших дней сохранилось историй о том, что сокровища внезапно исчезали, если во время их откапывания кто-то начинал ругаться, смеяться, спорить или вдруг чего-то пугался. Например, если вдруг искателям покажется, что воробей летит прямо в лицо или большой камень катится на них с горы. Так в селе Ялшанке одни дьяк копал яму у своих ворот, и наткнулся на огромный чан доверху набитый серебряными и золотыми монетами. От удивления дьяк тихо выругался, и тут же чан начал проваливаться под землю, и через миг совсем исчез.

Удавалось достать клад немногим. Некоторые даже приносили сокровища домой, но дома они превращались в черепки. Много рассказов и о том, что найденные богатства приносили несчастья владельцу, провоцировали скандалы в семье, а то и смерть.

В народе верили, что клады большей частью доставали люди неискушенные, простые. Часто находили сокровища дети, которые страдали, были часто несправедливо обижены. Так, один брат ради шутки бросил своему второму брату-бедняку дохлую собаку в дом, а та вдруг превратилась в горсть золотых монет. Бедняк увидел сокровища и поблагодарил старшего брата за помощью. С этого времени бедный брат стал богатеть, а богатый разорился.

Порой заговор хозяина клада не могут преодолеть даже опытные искатели. Разбойники свалили кучу золота, но не успели зарыть его. Мужик наткнулся на сокровища, собрал их в суму и ушел. Вернулись разбойники и один из них, выпустив стрелу, сказал: «Как высоко летит стрела, так глубоко должен лежать клад». В этот же миг сума сорвалась с плеч мужика и ушла под землю.

Имеются и рассказы о том, как кто-то услышал заговор хозяина клад и с помощью хитрости смог достать клад. Так, например, старик начал зарывать клад и говорить, мол, кто принесет сюда 12 голов человеческих, тот клад и заберет. А сосед начал приговаривать вместе со стариком, не голов, а колов. Затем, он принес 12 деревянных колышков, и вырыл клад.

По поверьям встречались и такие клады, деньги из которых можно было брать, но только на пропой. Заядлые пьяницы брали деньги, пропивали их, но тут же попадали в какие-то неприятности: драку, под руку грабителям и т.д. Поэтому даже пьющие люди старались деньги из клада не трогать.

Часто в преданиях упоминаются клады, которые спрятали разбойники. Объясняется это тем, что разбойники грабили часто и должны были где-то прятать свои богатства. В связи с этим под кладами стали понимать не только зарытые в землю сокровища, но и положенные людьми богатства.

Что касается того, как прятали клады, информации об этом очень мало. Только клады, приуроченные к какому-либо событию известны и в наши дни. Остальные спрятанные сокровища считалось, что положили в древние времена.

Металлоискатель, как главное оружие против бесов
Конечно, сложно представить себе, что клад действительно заговорен. Это вещь сложная, почувствовать её можно только интуитивно. Хотя некоторые приметы могут подсказать искателю, что клад заговорён. Так, один геолог и кладоискатель рассказывал, что несколько лет назад он с друзьями с помощью металлодетектора обследовал московские поместья. Находки при этом попадались им всё больше простые. Затем, по звуку прибора начали они копать и не могут ничего найти: сигнал идет, то оттуда, то отсюда. Тогда геолог полушутя сказал: «Аминь, рассыпься!» и в этот же миг они наткнулись на клад. Так, что есть в старинных легендах доля правды.

Люди, не первый год занимающиеся кладами, имеют свои секреты, как нужно поступать с заговоренными кладами. Если вы знаете место расположения клада наверняка, но найти его никак не можете, и у вас постоянно возникают на пути преграды, скорее всего, это именно клад с «закладом».

В связи с этим, много легенд появилось о загадочном озере Кабан в Казани. Там якобы татарский хан утопил свои несметные сокровища перед тем, как город завоевал Иван Грозный. Однако все попытки найти эти богатства, были неудачными. Единственный раз за год до начала Великой Отечественной войны местным милиционерам удалось найти в озере сундук. Багром стали тащить сундук из воды, но как только сундук оторвался от земли, багор сломался и сокровища снова ушли под воду. Дальнейшие поиски результата не дали, и утонувший сундук найти не удалось. Может быть сундуки сильно заросли илом, а может неудачным поискам есть и другое объяснение…

По следам древних кладов. Мистика и реальность Яровой Евгений Васильевич

КТО ОХРАНЯЕТ КЛАДЫ?

КТО ОХРАНЯЕТ КЛАДЫ?

А служба такова: хоть рад, или не рад,

Исполнить должен повеленье.

Мой домовой в большом недоуменье,

Как без себя сокровище сберечь?

Кому его стеречь?

И.А. Крылов. Скупой

Для искателей кладов придуманы различные заговоры и даже молитвы, которые рассчитаны на то, чтобы силой слов и знамением креста сокрушить нечистую силу, приставленную его сторожить. Неудержимая народная фантазия изобрела особых духов, таинственных и незримых, которые охраняют клады. На юге России этот дух зовется «кладовиком», а его подручные - «кладенцами». На севере же его иногда попросту зовут «кладовым» и признают, что эти сторожа действуют всегда вдвоем: один из них - «лаюн», прозван так за то, что при первом же покушении на похищение обращается в собачку- лайку, другой - «щекотун», оберегает клад в виде белобокой птицы сороки-щекотухи.

В зависимости от географического региона сокровища охраняют также белая змея или Полоз, Хозяйка горы или Горный батюшка, легендарный разбойник Кудеяр или Степан Разин, чудь белоглазая или паны. Хозяевами могут быть драконы, колдуны и просто тривиальные черти, бесы и прочая нечисть - такая, какой ее описал Николай Васильевич Гоголь в дивной повести «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сторожа кладов могут появляться в различных обличьях: в виде черной кошки, солдата с ружьем или целого войска, которое будет целиться в кладоискателей, диких животных, невиданных чудищ и так далее. Их функция всегда одна - не допустить к кладу.

Как считали крестьяне, нечистые духи выбирали сторожа из себе подобных. Обычно выборы происходили в ночь на Ивана Купала, но не каждый год. Избранный кладовой мог нести свою службу очень долго: лет двести, а то и больше. Ему даже полагалась особая форма: серебряные кафтан и башмаки, а на голову - золотая шапочка.

На Орловщине сохранилось предание, как однажды с таким старичком повстречался местный кладоискатель на заброшенном городище. Устав от безуспешных поисков золота, он сел отдохнуть. Вдруг видит, что городище само раскрылось и из него вышел старичок. Помотрел он на мужика и говорит: «Зачем ты роешь, беду на себя накликаешь? Я вот тоже копал, копал, да сюда и попал. Беги лучше скорей, а то товарищем мне будешь». Сообразил мужик, что это кладовой, и убежал от греха подальше. А то и сам кладовым бы стал!

Были и кладовые женщины, так называемые кладовицы. Одна такая приснилась новгородскому крестьянину и попросила: «Освободи ты меня от заклятия, отпусти душу мою на покаяние. Вот уж двести лет я томлюсь и мучаюсь. Была я богатая, да злые люди убили меня, добро мое ограбили и зарыли вместе с телом на острове в болоте. Душегубы заколдовали и меня, и клад». Мужик побоялся, и не напрасно!

Кладовики сурово испытывали искателей легкой наживы: устраивали им видимость чудовищной бури с громом и молниями, крушением столетних деревьев или страшного лесного пожара. На кладоискателей со свистом, гамом и дикими криками бросаются различные звери или чудища, на них катятся с гор огромные камни, несутся стаи хищных птиц, скачут бешеные кони, бросаются черные собаки и кошки с хохотом, стрельбой и серным запахом. Картина не для слабонервных! Но при этом нельзя убегать или как-то защищаться от падающих стволов, веток или огня - ведь это испытание на храбрость. На самом же деле ничего не происходило. Но если человек пугался, то сразу же попадал под власть кладового. Тот мог и в самом-то деле, свалить на человека какое-нибудь дерево или сбросить в яму, а сам клад при этом с грохотом уходил в землю. Добраться до него в этом случае было уже невозможно.

О том, что это не просто легенды, свидетельствует история, случившаяся в Симбирской губернии. В 1752 году священник села Помаева Буинского уезда Кирилл Михайлов решил во что бы то ни стало добыть клад, якобы зарытый в овраге между Помаевым и деревней Атяшкиной. Вооружившись крестом и Евангелием от бесовского наваждения, бравый священник отправился на предполагаемое место клада и принялся копать. Однако страшные видения так напугали его, что он бежал, со страху забыв на месте и крест, и Евангелие. Подобные случаи лишний раз убеждали крестьян во всех странах, что любой клад имеет своего сторожа.

Часто в качестве сторожей выступали «заложные» души зверей и людей. В некоторых легендах сообщается, что иногда вместе с сокровищами закапывали и человека, который обязан был стеречь драгоценности до тех пор, пока кто-нибудь не сменит его. Среди кладоискателей бытовали страшные рассказы о жеребцах, что ржали в могилах, волках, которые нападали на землекопов, чабанах с сопелками, сопливых старичках, веселых казаках, восседающих на бочонках с деньгами. Каждому встречному служивый предлагал водку или деньги, и кто выбирал монеты, тот вместо него оставался сторожить сокровища.

Около места, где зарыт клад, обычно бродит и дух его владельца. Когда же исполняется срок подземного пребывания клада, он может принимать самые разные образы и начинает бродить по земле. Это наиболее удобный момент, чтобы овладеть им. Сокровища могут появиться перед человеком в виде огонька, золотой ветки или некоторых животных.

Согласно польским преданиям, черт охраняет сокровища в образе мудрой совы, и они обычно находятся под яблоней. Чехи же полагают, что этим занимаются черные собаки или старые черные коты: когда в них поселяются злые духи, они немедленно исчезают из дома и поселяются рядом с подземными сокровищами. В Европе же до сих пор уверены, что верными стражами кладов являются симпатичные гномы, с которыми в принципе можно договориться.

Образы гномов неразрывно связаны с охраной кладов

В некоторых кладах находят замки и ключи различных конструкций. Их клали туда в качестве оберегов, - чтобы никто не смог добраться до сокровищ. Иногда встречается и оружие: ножи, мечи или просто что-либо острое, например, косы. Они также призваны были ограждать сокровище от чужаков. А для большей надежности клад со всех сторон окружали оградой из костей. Считалось, что после этого, клад становится вовсе неизвлекаемым.

Если же человек проходил все испытания, то мог спокойно брать и уносить ценности домой. Но добытым таким образом богатством ни в коем случае нельзя было похваляться, а то оно могло и под землю провалиться. Если же клад был заговоренный, то есть проклятый, то деньги можно было тратить лишь на «кабак да табак» (на водку и курение), ни на что иное такие ценности не годились. Так что радости от них было немного: ни нищим или друзьям раздать, ни себе что-нибудь нужное купить…

Поэтому те, кто шел искать сокровища, были обречены. Испытание сокровищами не каждый выдерживал, да и не каждый их находил. Для этого необходимо было обладать особыми знаниями, без которых искать клад было бесполезно.

Из книги 100 великих загадок истории автора

Из книги 100 великих кладов автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Рассуждения о первой декаде Тита Ливия автора Макиавелли Никколо

Глава V Кто лучше охраняет свободы - народ или дворяне, и у кого больше причин для возбуждения смут - у тех, кто хочет приобрести, или же у тех, кто хочет сохранить приобретенное Те, кто мудро создавали республику, одним из самых необходимых дел почитали организацию охраны

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

Забытые клады У путешественника, этнографа, поэта Николая Гумилева есть стихотворение «Помпеи у пиратов»: От кормы, изукрашенной красным, Дорогие плывут ароматы В трюм, где скрылись в волненье опасном С угрожающим видом пираты. … С затаенной злобой боязни Говорят, то

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

3.3. Сначала Эней опасается Дидоны и поначалу Зигфрид опасается Брюнхильды Энея охраняет Афродита, а Зигфрида напутствует Кримхильда Эней, прибывая со своими спутниками в Карфаген, весьма опасается могущественной царицы Дидоны, не зная, как повернётся судьба (см. выше).

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Старинные клады Исследователи не обошли вниманием и бывший ханский двор, на месте которого сегодня находится резиденция президента Республики Татарстан. Они нашли под ней ряд административных зданий, жилых домов и хозяйственных построек, которые располагались вдоль

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

3.3. Сначала Эней опасается Дидоны и поначалу Зигфрид опасается Брюнхильды Энея охраняет Афродита, а Зигфрида напутствует Кримхильда Эней, прибывая со своими спутниками в Карфаген, весьма опасается могущественной царицы Дидоны, не зная, как повернется судьба, см. выше.

Из книги Тайны Космоса автора Прокопенко Игорь Станиславович

Ангел-хранитель земли. Как Луна нас охраняет? И почему совсем скоро она нас может убить? Результаты последних геологических исследований подтвердили: Луна действительно может оказаться пустой. Но если это так, то жизнь на Луне может существовать не снаружи, а

Из книги Путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории автора Звягин Юрий Юрьевич

А. Клады Бросив беглый взгляд на археологические карты, обратимся теперь к самим исследованиям. И начнём с кладов. Точнее, с самого популярного из них - Петергофского. «Можно рассматривать этот клад как своего рода „резюме“ некоторого текста… освещающего если неО ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ КЛАДЫ Когда знакомишься с историей кладов, невольно возникает недоумение: почему их так мало найдено на территории России? Если исходить из ее весьма неспокойного прошлого, людям наверняка приходилось прятать в тайники свои богатства. Значит, наша

Из книги Сокровища, омытые кровью: О кладах найденных и ненайденных автора Дёмкин Сергей Иванович

Клады атамана По народному поверью, разбогатеть от клада человеку трудно, так как большинство из них заговорены и без приговоров, заклинаний в руки простому смертному не даются.Клады Степана Разина - особые, они спрятаны в землю на человеческую голову или несколько

Из книги Гунны автора Ивик Олег

Клады Гунны и их союзники оставили после себя не только богатые погребения, но и довольно многочисленные вещевые и монетные клады. Самые крупные из них найдены на Венгерской равнине и в Южной Румынии.Два клада в уже упоминавшемся местечке Силадьшомийо в Трансильвании

Из книги Тайны донских курганов автора Моложавенко Владимир Семенович

Забытые клады Ты взойди, взойди, красно солнышко... Над урочищем добра молодца, то Степана свет Тимофеевича, По прозванью Стеньки Разина... Старинная казачья песня Километрах в двадцати от города Морозовска, там, где студеные ключи изливаются в степную речушку Кумшак,

Из книги Легенды и мифы России автора Максимов Сергей Васильевич

XV. КЛАДЫ Безграничная в суеверных измышлениях и неудержимая в поисках чудесного, народная фантазия сумела изобрести особых духов, которые охраняют зарытые в земле сокровища и ценности, известные под именем кладов. В южных окраинах Великороссии этот дух зовется

КТО ОХРАНЯЕТ КЛАДЫ?

А служба такова: хоть рад, или не рад,

Исполнить должен повеленье.

Мой домовой в большом недоуменье,

Как без себя сокровище сберечь?

Кому его стеречь?

И.А. Крылов. Скупой

Для искателей кладов придуманы различные заговоры и даже молитвы, которые рассчитаны на то, чтобы силой слов и знамением креста сокрушить нечистую силу, приставленную его сторожить. Неудержимая народная фантазия изобрела особых духов, таинственных и незримых, которые охраняют клады. На юге России этот дух зовется «кладовиком», а его подручные - «кладенцами». На севере же его иногда попросту зовут «кладовым» и признают, что эти сторожа действуют всегда вдвоем: один из них - «лаюн», прозван так за то, что при первом же покушении на похищение обращается в собачку- лайку, другой - «щекотун», оберегает клад в виде белобокой птицы сороки-щекотухи.

В зависимости от географического региона сокровища охраняют также белая змея или Полоз, Хозяйка горы или Горный батюшка, легендарный разбойник Кудеяр или Степан Разин, чудь белоглазая или паны. Хозяевами могут быть драконы, колдуны и просто тривиальные черти, бесы и прочая нечисть - такая, какой ее описал Николай Васильевич Гоголь в дивной повести «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сторожа кладов могут появляться в различных обличьях: в виде черной кошки, солдата с ружьем или целого войска, которое будет целиться в кладоискателей, диких животных, невиданных чудищ и так далее. Их функция всегда одна - не допустить к кладу.

Как считали крестьяне, нечистые духи выбирали сторожа из себе подобных. Обычно выборы происходили в ночь на Ивана Купала, но не каждый год. Избранный кладовой мог нести свою службу очень долго: лет двести, а то и больше. Ему даже полагалась особая форма: серебряные кафтан и башмаки, а на голову - золотая шапочка.

На Орловщине сохранилось предание, как однажды с таким старичком повстречался местный кладоискатель на заброшенном городище. Устав от безуспешных поисков золота, он сел отдохнуть. Вдруг видит, что городище само раскрылось и из него вышел старичок. Помотрел он на мужика и говорит: «Зачем ты роешь, беду на себя накликаешь? Я вот тоже копал, копал, да сюда и попал. Беги лучше скорей, а то товарищем мне будешь». Сообразил мужик, что это кладовой, и убежал от греха подальше. А то и сам кладовым бы стал!

Были и кладовые женщины, так называемые кладовицы. Одна такая приснилась новгородскому крестьянину и попросила: «Освободи ты меня от заклятия, отпусти душу мою на покаяние. Вот уж двести лет я томлюсь и мучаюсь. Была я богатая, да злые люди убили меня, добро мое ограбили и зарыли вместе с телом на острове в болоте. Душегубы заколдовали и меня, и клад». Мужик побоялся, и не напрасно!

Кладовики сурово испытывали искателей легкой наживы: устраивали им видимость чудовищной бури с громом и молниями, крушением столетних деревьев или страшного лесного пожара. На кладоискателей со свистом, гамом и дикими криками бросаются различные звери или чудища, на них катятся с гор огромные камни, несутся стаи хищных птиц, скачут бешеные кони, бросаются черные собаки и кошки с хохотом, стрельбой и серным запахом. Картина не для слабонервных! Но при этом нельзя убегать или как-то защищаться от падающих стволов, веток или огня - ведь это испытание на храбрость. На самом же деле ничего не происходило. Но если человек пугался, то сразу же попадал под власть кладового. Тот мог и в самом-то деле, свалить на человека какое-нибудь дерево или сбросить в яму, а сам клад при этом с грохотом уходил в землю. Добраться до него в этом случае было уже невозможно.

О том, что это не просто легенды, свидетельствует история, случившаяся в Симбирской губернии. В 1752 году священник села Помаева Буинского уезда Кирилл Михайлов решил во что бы то ни стало добыть клад, якобы зарытый в овраге между Помаевым и деревней Атяшкиной. Вооружившись крестом и Евангелием от бесовского наваждения, бравый священник отправился на предполагаемое место клада и принялся копать. Однако страшные видения так напугали его, что он бежал, со страху забыв на месте и крест, и Евангелие. Подобные случаи лишний раз убеждали крестьян во всех странах, что любой клад имеет своего сторожа.

Часто в качестве сторожей выступали «заложные» души зверей и людей. В некоторых легендах сообщается, что иногда вместе с сокровищами закапывали и человека, который обязан был стеречь драгоценности до тех пор, пока кто-нибудь не сменит его. Среди кладоискателей бытовали страшные рассказы о жеребцах, что ржали в могилах, волках, которые нападали на землекопов, чабанах с сопелками, сопливых старичках, веселых казаках, восседающих на бочонках с деньгами. Каждому встречному служивый предлагал водку или деньги, и кто выбирал монеты, тот вместо него оставался сторожить сокровища.

Около места, где зарыт клад, обычно бродит и дух его владельца. Когда же исполняется срок подземного пребывания клада, он может принимать самые разные образы и начинает бродить по земле. Это наиболее удобный момент, чтобы овладеть им. Сокровища могут появиться перед человеком в виде огонька, золотой ветки или некоторых животных.

Согласно польским преданиям, черт охраняет сокровища в образе мудрой совы, и они обычно находятся под яблоней. Чехи же полагают, что этим занимаются черные собаки или старые черные коты: когда в них поселяются злые духи, они немедленно исчезают из дома и поселяются рядом с подземными сокровищами. В Европе же до сих пор уверены, что верными стражами кладов являются симпатичные гномы, с которыми в принципе можно договориться.

Образы гномов неразрывно связаны с охраной кладов

В некоторых кладах находят замки и ключи различных конструкций. Их клали туда в качестве оберегов, - чтобы никто не смог добраться до сокровищ. Иногда встречается и оружие: ножи, мечи или просто что-либо острое, например, косы. Они также призваны были ограждать сокровище от чужаков. А для большей надежности клад со всех сторон окружали оградой из костей. Считалось, что после этого, клад становится вовсе неизвлекаемым.

Если же человек проходил все испытания, то мог спокойно брать и уносить ценности домой. Но добытым таким образом богатством ни в коем случае нельзя было похваляться, а то оно могло и под землю провалиться. Если же клад был заговоренный, то есть проклятый, то деньги можно было тратить лишь на «кабак да табак» (на водку и курение), ни на что иное такие ценности не годились. Так что радости от них было немного: ни нищим или друзьям раздать, ни себе что-нибудь нужное купить…

Поэтому те, кто шел искать сокровища, были обречены. Испытание сокровищами не каждый выдерживал, да и не каждый их находил. Для этого необходимо было обладать особыми знаниями, без которых искать клад было бесполезно.

Клады всегда были связаны с множеством тайн.Например, считается, что клады охраняет нечистая сила, привидения, загадочные животные.

Во многих странах существует поверье, что тайные или потерянные клады охраняют "адские" псы, что на протяжении сотен лет появляются жуткие призраки черных собак с огненными глазами. Одна из самых известных таких легенд, находящая подтверждение и в наши дни, - пражская. Говорят, в Праге постоянно замечают несколько таких привидений, сторожащих клады. Одно видели у старой ратуши в Градчанах на Лоретанской улице, другое обитает около ротонды Св. Мартина в крепости Вышеград. Некоторые легенды утверждают, что это не стражи кладов, а посланцы Дьявола.

Есть свидетельство двух очевидцев, молодой пары, которые в глухую ночь возвращались домой по закоулкам пражского Вышеграда, направляясь к Кирпичным воротам и вниз на Витонь к железнодорожному мосту. Это был 2008 год, последний день октября, два дня до "душечек" - дня поминовения усопших. На кладбище Славина у базилики Св. Петра и Павла видны проблески свечек. Через несколько шагов парень резко останавливается, а девушка пронзительно вскрикивает: на дороге, недалеко от ротонды Св. Мартина, они увидели два огненных красных глаза, за которыми угадывался силуэт огромной собаки. Темный контур был окружен странной зеленоватой дымкой.

Говорят, что такие жуткие привидения появляются во всех уголках мира. Это огромные черные псы, глаза которых пронзительно светятся красным сиянием. "Именно глаза можно первыми заметить во тьме. Многие свидетели говорят, что хотя животное темное и черное, вокруг него видно зеленоватое свечение. Иногда у них из пасти вместо языка сверкает пламя", - рассказывает писатель Отомар Дворжак, признанный специалист по привидениям, охраняющим клады.

Иногда эти "порождения дьявола" распространяют вокруг себя запах горелой серы, а когда движутся, то будто не касаются земли, только их лапы иногда высекают снопы искры. "Предание гласит: того, кто прикоснется к этим псам, вскоре постигнет смерть. По некоторым поверьям, только увидеть черного пса означало неотвратимую гибель", - вторит ему британский зоолог Карл Н. Шукер.

У жителей Британских островов вообще богатый опыт, связанный с появлением этих зловещих созданий. Здесь почти в каждой области "живет" свой "адский" пес. Например, известна легенда о черной собаке, которая бродит по Дартмурскому торфянику в английском графстве Девон. Местные жители считают ее призраком из Ада. В XIX веке именно такая легенда вдохновила Артура Конан Дойля написать детектив о собаке Баскервилей. Знаменитый Шерлок Холмс доказал, что преступник для совершения убийства использует обычную большую черную собаку, замаскированную под призрак при помощи фосфора.

В действительности объяснение этого явление не настолько простое. Профессор психологии, доктор Саймон Шервуд, работающий в Центре исследований аномальных явлений в университете Норхемптона, уже несколько лет занимается этими призрачными явлениями. Он признался, что и сам видел в детстве одного адского пса. Известия о появлении этих кошмарных призраков поступают не только из Великобритании, но также из Скандинавии, Франции, Чехии и даже Северной и Южной Америки. Неужели это - массовые галлюцинации свидетелей?

Подобные свидетельства имели место и в прошлом. Например, в августе 1577 года. Верующие в тот день собирались на утреннюю службу в юго-восточном городке Англии. Когда богослужение было в разгаре, а священник усердно читал проповедь, в боковом нефе внезапно появился зловещий черный пес. "Он напал на шокированных людей, убил двух человек и нанес тяжелые ожоги третьему. Вскоре снова атаковал верующих в соседнем костеле, а когда скрылся через двери храма, оставил на них заметные обуглившиеся полосы - следы своих пылающих когтей. Они видны на дверях костела и доныне", - так это событие описано в приходской хронике, а в конце XVI века описание появилось и в местных газетах. Что же на самом деле произошло в костеле в то роковое воскресенье? Никто не знает...

Записи Средних веков о подобных происшествиях велись очень скрупулезно. "Призрак черного пса с раскаленной цепью на шее по ночам бегает у ротонды Св. Мартина, направляется вниз и исчезает на углу бастиона, у замурованных Иерусалимских ворот, которые снаружи можно увидеть с Пршемысловой улицы", - пишет на основании старинных хроник современный чешский писатель Мартин Стейскал.

На территории первоначального городища, где позже был построен арсенал, появляется дьявольский пес с кровавыми глазами и огненным языком, волоча за собой раскаленную цепь. Согласно старым преданиям, он охраняет вышеградский клад. Там, где привидение ходит кругами, вероятнее всего находится тайный вход в подземелье вышеградской скалы. Это привидение видят до сих пор.

В других районах Праги призраки черных собак тоже появляются. "Один показывается между 11 и 12 часами ночи около старой ратуши в Градчанах и провожает испуганных поздних пешеходов до самой Лореты, где исчезает около скульптуры Св. Варвары", - рассказывает Отомар Дворжак. Может быть, призраки - это последствия каких-то давних магических обрядов?

На эту теорию проливает свет заметка, опубликованная 11 августа 1877 года в британской "Национальной газете". 2 августа вблизи очень старого городища кельтов около города Бероун найдено несколько сотен золотых кельтских монет. Именно на этом месте появляется загадочный призрак черного пса с огненными глазами. Есть ли связь между ним и найденным кладом? Многие исследователи полагают, что закопанные монеты - это "ритуальное депо", жертва кельтским богам.

Недалеко от места обнаружения клада находилось место известной языческой святыни. Может быть, кельтским друидам удалось создать призрак демонического пса, который веками охраняет их ритуальную территорию? "Когда мы соберем разные свидетельства о встрече людей с призрачными псами, то обнаружим, эти привидения находятся на строго ограниченных участках. Будто и правда привязаны к месту, которое охраняют, невидимой цепью", - пишет Отомар Дворжак. Могут ли они быть стражами, созданными с помощью магии?

Криптозоолог Карл Шукер тоже обращает внимание на то, что люди встречали призрачных собак в постоянных местах. Они появляются на старых кладбищах, на перекрестках заброшенных и деревенских дорог, поблизости от старинных развалин, мегалитических построек, старых-престарых могил или проклятых мест. Супруги Надя и Мартин Профанты в своей книге "Энциклопедия славянских богов и мифов" обращают внимание на интересный факт: археологи на многих приисках находят ритуальные могилы собак. Известно также, что древние славяне замуровывали или закапывали собак при строительстве - в виде жертвы.

"Собаку в качестве жертвоприношения можно найти в фундаментах укреплений или жилых зданий. Мертвая собака, закопанная под полом, выполняла, вероятно, магическую охранную функцию", - считают супруги Профант. В связи с этим возникает вопрос: могло ли ритуальное жертвоприношение и погребение собак в определенных местах привязать "собачьи души" какой-нибудь невидимой энергетической цепью и создать призрак? Может быть, славяне использовали жертвоприношения собак для ритуальной охраны своего участка, подобно кельтам?

Согласно сведениям археологов, во многих древних культурах есть обычай хоронить собаку вместе с его хозяином, чтобы она сопровождала его по дороге в вечность. "Все древние народы считали собаку идеальным проводником и спутником не только во время жизни, но и в мире духов - вероятно, потому, что благодаря своим уникальным органам чувств собака чует и слышит то, что за пределами человеческого внимания", - пишет Отомар Дворжак. У многих народов есть поверье, что собака может предупредить о присутствии злых духов и прогнать их прочь из человеческого жилья.

Славяне, очевидно, хорошо знали об этих исключительных способностях собак. При археологическом осмотре Турского поля между Прагой и Кралупами над Влтавой (согласно преданию именно здесь должна была произойти легендарная Луцкая война), в могиле на холме Крлиш обнаружили удивительную находку. У подножия памятника, который должен быть местом вечного покоя известного полководца Тира, был найден ритуально уложенный скелет большой собаки. Получается, что славяне похоронили Тира с его собакой? Или провели загадочный ритуал для вызывания магического охранника для могилы полководца?

В 2011 году в Англии рядом с местом, где за десять лет до этого был найден крупный клад, археологи обнаружили несколько скелетов собак. Как полагают ученые, животных приносили в жертву для того, чтобы дух собаки охранял клад от грабителей. Этот клад был очень крупным - 5 тысяч золотых и серебряных античных монет, древнеримский кавалерийский парадный шлем и множество серебряных артефактов, назначение которых представляет собой загадку для исследователей.

Самые ранние статеры (античные монеты), как утверждают нумизматы, происходят от галло- бельгийских. На вид они напоминают блюда в скифском зверином стиле. Такие монеты не имеют аналогов в Британии и стоят особняком от других. У более поздних имеется целая система надписей. Предполагается, что они означают пары имен, возможно, соправителей, либо чеканщика и правителя. Такой необычный клад никак не мог остаться без присмотра!

Все это богатство почти две тысячи лет назад - между первым и пятым десятилетием I века нашей эры - закопали жители деревушки Хеллетон, недалеко от Макет Хэрбороу, в английском графстве Леcтершир. Место окружили рвом, а около входа, как оказалось, закопали собак. Ученые нашли три скелета, расположенные один под другим. Собаки по размеру были сходны с лабрадором или овчаркой и к моменту своей насильственной смерти были очень старыми.

"Животные были закопаны головой по направлению к ценностям, чтобы "видеть" их", - говорит Вики Скор, сотрудница университета и музея Хэрбороу, где сейчас выставлены останки собак и клад. Так как нашли несколько скелетов разного времени, получается, что люди поддерживали сохранность клада достаточно долго. Сила духа собаки, как могли посчитать жители деревни, ослабевала, и на место клада отправляли нового сторожа. Но для погребения, как считает Вики Скор, могло использоваться не любое животное, а выбранное по каким- то приметам или свойствам. "История с собакой иллюстрирует ту особую связь, которая существовала между людьми и этими животными на протяжении тысячелетий", - считает Дэвид Спресон, член Совета графства Лестершир.

Что касается пражских собак, то их феномен уже десятки лет исследуют ученые разных областей науки. Однако пока так и не удалось найти окончательное объяснение этого явления. Существует много разных теорий. Кроме уже упомянутых гипотез о магических сторожах некоторые изыскатели считают призраки духами собак, которые были жестоко убиты. Современный чешский исследователь Яромир Капинус объясняет, что подобные "привидения" могли быть созданы очень сильными эмоциями.

"Индивидуальное подсознание непосредственно перед смертью послало сильные эмоциональные мыслеформы, и их энергия пропитала эти места психически, что вызывает у чувствительных людей определенные видения", - пишет Капинус. Также существует мнение, что адские псы могут быть существами, которых охраняют переход между миром живых и миром духов. Исследователи обращают внимание на то, что эти призраки появляются, в основном, в местах силовых линий Земли, и задаются вопросом, могут ли они быть созданы до сих пор неизвестными законом природы, который проявляется около этих линий?

Еще одна версия, что адские псы - явление одного порядка с шаровой молнией. О том, что между адским псом и шаровой молнией могла бы существовать связь, говорит и Отакар Дворжак. За эту версию говорит тот факт, что вокруг призрака появляются необычные световые, а иногда и звуковые явления. Эту теорию подкрепляет упомянутый выше случай в английском костеле. Костел с башнями мог оказаться антенной и при определенном электрическом напряжении в атмосфере послужить в качестве огромного аккумулятора.

"Адский пес в том случае мог быть определенным типом плазменного разряда. Мысль о том, что перед ними собака, могла внушить прихожанам окружающая молнию т.н. черная корона. Есть какие-то невидимые для наших глаз волны, которые создают впечатление черной поверхности с неровными краями, что может восприниматься как шерсть. В разрывах этой темной оболочки иногда промелькнет пылающее ядро, которое наблюдатель может принять за огненные глаза или язык", - пишет Дворжак. Но эта теория не объясняет регулярное появление адских псов в определенных местах.

Клады могут охранять призраки не только собак, но и других животных. Например, жители древнего русского города Вологда считали, что клады охраняют красные коровы или все те же собаки, только рыжие.

Кроме животных (или их призраков), клады могут охранять и призраки людей или загадочных существ. В России таких стражей называют Хозяйкой горы, Горным батюшкой или духами-кладовиками. Считается, что последние - это либо неудачливые кладоискатели, попавшие под действие проклятья, либо призраки хозяев сокровищ (например, Стенька Разин, прикованный цепью к бочонку). Еще на месте кладов иногда появлялись необычные видения, загорался огонь, возникали странные звуки и явления, заставляющие людей впадать в ступор или - наоборот - бежать со всех ног подальше.

В южных окраинах Великороссии духи-кладовики имеют и сподручных, их называли "кладенцами", и только в Севском уезде Орловской губернии главный дух, по недоразумению, не иначе, носит имя Кудиара (или Кудияра). На севере же его иногда попросту зовут "кладовым" и признают, что эти сторожа действуют всегда вдвоем: один из них действует при первом покушении на похищение клада и зовется "лаюн" (прозван так за то, что обращается во все ту же собаку, часто лайку), другой - "щекотун", оберегающий клад в виде белобокой птицы сороки-щекотухи.

В Беларуси этот дух превратился в маленького бога - Коншу, которого просят указать место кладов и помочь их отрыть, а при удаче благодарят, оставляя в его пользу известную часть добычи.

В славянской мифологии на кладах часто дежурят сказочные животные - змеи, ящерицы (известно даже имя одного из стражей - Полоз), филины, медведи или черные коты. А также так называемые земляные кошки, или как их еще именуют, подземные кошки. А в уральских легендах земляная кошка охраняет подземные богатства - руды и минералы. Также на Урале верили, что подземные сокровища (утаенные не людьми, а силами природы) сторожит лошадь с рогами и чугунными копытами, а рукотворные клады - пестрый бык. На кладоискателей он мычит, топает и водит рогами, но бояться его нельзя. Следует продолжать копать, и бык пропадет, как только человек дотронется до клада.

Кроме быка, на месте кладов могли появляться невиданные птицы, или жеребенок, или свинья. Если человек, встретивший такое животное, успевал стукнуть по нему рукой, видение исчезало, оставляя перед счастливчиком серебряные или золотые монеты.

Однако не все стражи такие безобидные, как эти животные. На реке Вятке близ Перми есть овраг, издревле называемый "Семиголовым". Еще в XIX веке старожилы упоминали, что когда-то этот лог использовался как удобное место для сокрытия кладов. Там жило чудовище о семи головах, пожиравшее кладоискателей. В Симбирске клады охраняла еще более экзотическая тварь: то ли медведь, то ли человек, глаза как свечи, рот до ушей, нос кривой, руки - будто грабли, рыло скошено набок, постоянно кривляется. Самое интересное, что это все не фольклор, эти описания даны очевидцами.

И вообще, как можно заметить, сторожа кладов в славянской дохристианской мифологии в большинстве своем - существа недобрые. Кстати, во многих легендах их так и называют - Недобрые. Сторожит такое существо из-за собственной любви к сокровищам, а также из-за того, что на такую "работу" его обрек человек, закопавший клад. Как бы заклял специальными заклятьями, в итоге Недобрый является кладоискателям в том виде, в каком ему повелел оставаться владелец клада. Недобрый мог явиться все той же собакой, кошкой, курицей, иногда диким зверем: медведем, волком, обезьяной с огненными глазами и крысиным хвостом, иногда чудовищем, Змеем Горынычем о семи головах. Если же клад очень большой и в нем "сокровища несметные", то такие охраняет Ховала - дух с двенадцатью глазами, которые ночью светятся и могут ослепить. Стражами кладов также нередко становились огромные волки, нападающие на кладоискателей, или лошади, пугающие людей ржанием и уводящие в чащобу, откуда нет выхода.

С насаждением на Руси христианской веры главным стражником кладов стала считаться нечистая сила. Клады теперь стерегут ведьмы и привидения, они стараются увести человека подальше от вожделенного сокровища. А если не увести - то испугать или убить. Так, например, в Воронежской губернии рассказывали, как один разбойник сложил все свои сокровища в барку, опустил ее на дно реки, а поверх насыпал курган. Скопление "кровавого" золота сразу же облюбовали черти. Перед пасхальной утреней курган отверзался и из его глубин шел колдовской свет, завлекавший православных на погибель.

Нередко охотники за кладами попадались в ловушки хитрой нечисти, охранявшей клады. Бывает, человеку удается благополучно выкопать клад. Но, принеся его домой, он видит вместо золотых и серебряных монет жалкие черепки или кучу камней. Значит, здесь тоже не обошлось без нечистой силы.

Хорошо охраняли клады бесы-кладовники и черти-скарбники, которым хозяева кладов иногда продавали свои души. Эта нечисть порой так измывалась над кладоискателями, что несчастные пропадали в глухих лесах или тонули в болотах. Кладовники призывали себе в помощь Мару, насылавшую на людей жуткие видения, и Блуда, заставлявшего искателей плутать даже в хорошо знакомых местах. (Тут мы видим редкий симбиоз православной нечисти с языческой. Видимо, хорошо умели договариваться! Вот бы людям так!)

Часто человек, перед тем как спрятать свои сокровища, заговаривал их. Он произносил или записывал условия, при которых клад может быть найден. Заговор мог быть "на первого встречного", "на счастливого" и т.д. Большой популярностью пользовался "срочный" клад (не путать со срочным вкладом!). Такие клады должны были лежать в месте захоронения определенный хозяином срок. После окончания назначенного времени, но не раньше, они могли быть найдены другими людьми. В случае если сокровища не были найдены сразу по истечении срока, то клад становился "бродячим" и стремился показаться людям на глаза. Обычно такой клад и сопровождал призрак, в руке которого горел огонек. При приближении человека привидение исчезало, оставляя на земле одну или несколько золотых монет. Так бродячий клад давал знать, где нужно копать. К сожалению, такие сокровища не приносили человеку удачи. Он либо быстро и без пользы проматывает найденное богатство, или - того хуже - бывал ограблен, а то и убит.

Случалось и так, что над кладом прочитывалось заклинание, что зарывается он на столько-то голов (не годов, а именно голов). По понятию закопавшего, клад, положенный на столько-то голов, например, "на сорок голов", причиняет сорока кладоискателям смерть, а сорок первый (сорок первая голова) получает его беспрепятственно.

Считается, что идеальной средой для произрастания всякой нечисти клады становятся в тех случаях, когда тот, кто их закопал, сделал это не с каким-то определенным зароком или заклятьем, а просто так, без какого-либо предназначения (например, чтобы не достались врагам). Тогда черти там появятся обязательно!

Так что с приходом христианства ничего не изменилось - только названия сторожей. По сути же с кладами на Руси всегда было нечисто. Золото по славянской мифологии - металл, притягивающий темную силу. А вот архаичные традиции, свойственные европейцам, - ставить на охрану клада покойника, принося человеческую жертву над ямой с золотом, - встречаются в славянском фольклоре редко. На Западе же клады нередко оборачиваются людьми, и наоборот - люди (те самые принесенные в жертву покойники) сами становятся кладами. Облик кладов в европейской традиции непостоянен - к примеру, он может стать девушкой и попросить поцеловать ее, а при отказе превратится в бочку и уплывет по реке.

Кстати, такие "мобильные" клады - уже не "талант в земле", а скорее воплощение удачи. Они сами приходят к человеку и дают возможность моментально обогатиться. Для этого необходим лишь один удар - рукой или любым другим объектом (веретеном, символом ведьм, реже камнем). Иногда клады ставят более сложные условия. Например, одной француженке практически в наше время явилась золотая мера и предложила обменять себя на мужа, в ответ на что была послана куда подальше.

В славянской мифологии вместо таких людей - живых, покойников или приведений - практически всегда фигурируют животные. Именно в них по прошествии времени оборачиваются клады и выходят на поверхность. Их можно поймать и превратить назад в деньги: зачурать ("чур меня, чур") либо помолиться и ударить зверя палкой по голове, отчего тот должен рассыпаться на монеты. "Животный" клад называется "счастливым", поскольку показывается на глаза лишь счастливому человеку (логика, согласитесь, железная и неоспоримая).

Еще славянские и европейские клады, кроме собак, кошек и некоторых других животных, роднит огнедышащий дракон. Чаще всего он охраняет клад не земляной, а пещерный. Считается, что драконы известны своей страстью к золоту и драгоценностям. Они воруют золото у людей, а также у других существ - гномов, эльфов и т.п., и стерегут свою добычу до конца жизни (а живут драконы фактически вечно, если только их не убьют), но никогда не попользуются даже самым дешевым колечком.

Но самое интересное в мифах разных народов, но особенно славянских, - это объяснения появления клада в земле. То, что его кто-то когда-то закопал - всего лишь одно из объяснений, и не самое частое. Считается, что золото, как темный по энергетике металл, в земле было всегда. Поэтому мифология древних славян никогда не объясняла происхождение кладов рационально. Они хранились в земле "исконно". Их древность подразумевалась автоматически и выступала главным залогом магических свойств кладов. Клады считались практически одушевленными - по крайней мере, говорилось, что они даются в руки не каждому, а открываются конкретным людям или в назначенный срок.

Те же представления сохранились и с приходом христианства, и теперь вокруг кладов появились чисто религиозные мотивы: когда настанет конец света, все клады выйдут наверх, но некому будет их брать - деньги людям будут уже ни к чему.

Именно поэтому все сокровища чаще всего оказываются проклятыми и не приносят счастья тем, кто их найдет, причем эти верования уже не славянские, а, так сказать, общемировые. Один из самых ярких примеров - золото Нибелунгов, поскольку, как справедливо подмечено в "Золотом теленке" Ильфа и Петрова, "все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем".