Главная · Здоровье · Кто написал про маресьева. Интересные факты о лётчике Маресьеве

Кто написал про маресьева. Интересные факты о лётчике Маресьеве

75 лет назад, 4 апреля 1942 г., в воздушном бою был подбит самолет лейтенанта Алексея Маресьева.

Летчик, получивший ранения ног, совершил вынужденную посадку на территории, занятой немецкими войсками. Он 18 суток ползком добирался до линии фронта, откуда был отправлен в госпиталь и перенес ампутацию обеих ног, после чего вновь отправился на фронт летчиком-истребителем. Впоследствии подвиг Алексея Маресьева стал основой сюжета "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого.

Алексей Петрович Маресьев родился 29 мая 1916 г. (по старому стилю 16 мая) в городе Камышин Камышинского уезда Саратовской губернии Российской империи (ныне административный центр Камышинского района Волгоградской области).

ТАСС вспоминает жизненный путь легендарного летчика и его подвиг.

Семья

  • Отец - Петр Авдеевич Маресьев, солдат Первой мировой войны, умер от туберкулеза, когда Алексею было три года.
  • Мать - Екатерина Никитична Маресьева, работала уборщицей на заводе. Алексей был младшим из четырех ее сыновей.
  • Алексей Маресьев был женат на Галине Викторовне Маресьевой (урожденная Третьякова, скончалась в 2002 г.), сотруднице Управления вузов ВВС.
  • Старший сын - Виктор (род. 1946), инженер-автомобилист, ныне президент Регионального общественного фонда А.П. Маресьева "Инвалиды ВОВ".
  • Младший сын - Алексей (1958–2002).

Учеба

  • В 1930 г. в Камышине окончил шесть (по другим данным - семь) классов школы, в 1930–1932 гг. в Камышинской школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) освоил профессию токаря.
  • В 1933–1934 гг. без отрыва от производства учился на Камышинском рабочем факультете им. М.Горького Саратовского сельскохозяйственного института (ныне Саратовский государственный аграрный университет).
  • В 1940 г. окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А.К. Серова (ныне Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков), в 1952 г. - Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 г. - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Кандидат исторических наук (1956).

Работа и служба

  • В 1933–1934 гг. работал на камышинском лесозаводе масленщиком, токарем.
  • В 1934 г. был направлен на строительство Комсомольска-на-Амуре, где с марта 1935 г. по август 1937 г. работал лесорубом, затем механиком-дизелистом на катере "Партизан". Занимался в аэроклубе.
  • Осенью 1937 г. призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), до 1938 г. служил в 12-м авиационном пограничном отряде на острове Сахалин.
  • В 1939 г. направлен в Читинскую авиационную школу.
  • С 1940 г. - летчик-инструктор Батайской военной авиационной школы пилотов.
  • С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. направлен на Юго-Западный фронт (первый боевой вылет - 23 августа 1941 г. в районе Кривого Рога).
  • Был летчиком, командиром звена 296-го истребительного авиаполка, затем 580-го истребительного авиаполка на Северо-Западном фронте.

Подвиг

  • 4 апреля (согласно списку безвозвратных потерь начальствующего состава 6-й ударной авиагруппы Ставки Верховного Главнокомандования - 5 апреля) 1942 г. в ходе боевого вылета истребитель Як-1 Маресьева был подбит в районе так называемого демянского котла (Демянский, Валдайский районы Новгородской области) и совершил вынужденную посадку в тылу нацистских войск.
  • В течение 18 суток тяжело раненный в ноги пилот пробирался ползком к линии фронта. Его нашли жители деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района.

В то время деревня Плав находилась в тылу советской линии фронта, где-то за 13 км. Сергей и Сашка были единственными почти взрослыми мужиками. Какая-то женщина, а потом и мужчина принесли в деревню слух, что слышали в лесу стоны о помощи, но к месту не приблизились. Тогда все боялись фашистских провокаций, фронт рядом, кто там - русский или немец? Поэтому и старый отец Александра, дед Михайла Вихров, идти ребят отговаривал, но те не послушались, тем самым Алексею Петровичу Маресьеву, а ему тогда, к слову, было всего 26 лет, жизнь и спасли. Парни нашли летчика в лесу за болотом, подтащили его к дороге, а чуть позже тот же дед Вихров вывез его на подводе в деревню, откуда раненого переправили в военную санчасть

Николай Малин

Сын Сергея Малина (житель деревни, который уберег от гибели Маресьева)

В начале мая 1942 г. Маресьев был переправлен в московский госпиталь, где из-за развившейся гангрены врачам пришлось ампутировать летчику обе голени. Он освоил протезы и попросил вернуть его в действующую армию. В начале 43-го он прошел медкомиссию и был направлен на тренировки в 3-ю авиационную школу первоначального обучения (поселок Ибреси и село Климово Чувашской АССР, ныне Чувашия).

  • С июня 1943 г. - в составе 63-го гвардейского истребительного авиаполка (в дальнейшем эта воинская часть неоднократно меняла номера и названия, расформирована в 2009 г.).
  • В должности замкомандира эскадрильи, затем помощника командира и штурмана полка участвовал на истребителе Ла-5ФН в боях на Курской дуге и в Прибалтике.
  • 20 июля 1943 г. в воздушном бою с превосходящими силами противника спас самолет ведомого и самолет командира соседней авиачасти, за что Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего в годы войны совершил 86 боевых вылетов, провел 26 воздушных боев, в которых лично сбил 11 самолетов противника, в том числе семь - после ампутации.

После войны

  • В 1944–1946 гг. - инспектор-летчик в Управлении высших учебных заведений Военно-воздушных сил (ВВС) РККА.
  • В июле 1946 г. уволен в запас в звании майора.
  • В 1948–1949 гг. - начальник авиационной подготовки 1-й Московской спецшколы ВВС (ликвидирована в 1955 г.).
  • В период с 1956 по 1983 г. - ответственный секретарь, а с 1983 г. - 1-й заместитель председателя Советского (с 1991 г. - Российского) комитета ветеранов войны. C 1958 г. - первый вице-президент Международной федерации борцов Сопротивления (Federation Internationale des Resistantes, FIR).
  • 8 мая 1967 г. участвовал в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата в Москве.
  • В 1997–2001 гг. - руководитель Регионального общественного фонда А.П. Маресьева "Инвалиды Великой Отечественной войны".
  • Маресьев скончался 18 мая 2001 г. в Москве в результате инфаркта. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище.

Звания и регалии

  • Депутат Верховного Совета СССР 12-го созыва (1989–1991).
  • Полковник (1978).
  • Герой Советского Союза (24 августа 1943 г.).
  • Награжден двумя орденами Ленина (1943, 1986), орденами Красного Знамени (1942), Октябрьской Революции, Боевого Красного Знамени (1942), Отечественной войны I степени (1985), двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, Дружбы народов (1976), Почета (1991), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), Дружбы (2000) и др., орденами и медалями иностранных государств.
  • Отмечен Почетной грамотой Правительства РФ (1996) и Благодарностью Президента РФ (2001).
  • Почетный гражданин города Камышина (1968), болгарского города Стара-Загора (1973), Комсомольска-на-Амуре (1977), Орла (1990).
  • Лауреат Российской национальной премии "Олимп" (титул "Национальный герой", 2000).
  • Автор брошюры "На Курской дуге. Заметки о партийно-политической работе в авиационных частях в дни Курской битвы" (1960).

Повесть о настоящем человеке

  • Алексей Маресьев был изображен под фамилией Мересьев в книге Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" (1946, более 100 изданий в СССР и РФ, более 30 за рубежом).
  • Книга послужила основой спектакля МХАТа (1948), аудиоспектаклей (1964, 1973, 1973), по ней снят фильм (1948, режиссер Александр Столпер) и написана одноименная опера (1947–1948, композитор Сергей Прокофьев, премьера в 1960 г.).
  • Подвиг пилота лег в основу спектаклей "Упавший с неба" (режиссер Дмитрий Бертман, Москва, "Геликон-опера", 2012) и "Алексей Маресьев" (режиссер Сергей Бурлаченко, Камышинский драматический театр, 2015); ряда документальных телефильмов.

Именем Маресьева названы улицы в Камышине, Горно-Алтайске, Ибреси, Актюбинске (Казахстан), Стара-Загоре (Болгария) и Ташкенте (Узбекистан); малая планета 2173 Maresjev; школы в Москве и Орле.

Памятники и бюсты установлены в Камышине, Комсомольске-на-Амуре. Мемориальные доски - в Москве (Тверская, 19), Батайске, Ибреси.

С 2006 г. постоянная экспозиция, посвященная жизни Алексея Маресьева, действует в Камышинском историко-краеведческом музее. 13 мая 2016 г. на месте обнаружения летчика жителями деревни Плав открыт памятный знак с копией винта истребителя Як-1. 22 июня 2016 г. в Камышине открыли памятник самолету Як-1 .

Материал подготовлен по данным "ТАСС-Досье".

  • Легендарный летчик Алексей Маресьев - настоящая история спасения

20 мая (н. ст.) 1916 года родился Алексей Петрович Маресьев , легендарный советский военный летчик, Герой Советского Союза , прототип героя знаменитой «Повести о настоящем человеке».

Сила и упрямство

Алексей Петрович родился в Саратовской губернии, в городе Камышине (ныне - Волгоградская область). Однако из документов, выставленных в 2016 году в Жирновском районном краеведческом музее в рамках выставки, посвященной 100-летию легендарного летчика-истребителя А. П. Маресьева, следует, что он родился на хуторе Веревкин, Добринской волости, Камышинского уезда. Алексей лишился отца в 3-летнем возрасте - сказались последствия многочисленных ранений, полученных в Первую мировую. В результате воспитанием троих сыновей занималась мама. Алексей Маресьев в детстве часто болел, крайне тяжело перенес малярию, выжил, но заработал ревматизм. Лишь огромная сила воли и упрямый характер, доставшиеся от отца, позволили выдерживать мучительные боли в суставах. Маресьев окончил восемь классов в камышинской школе, в местном училище освоил специальность токаря и приступил к трудовой деятельности.

Мечта о небе

Однако Алексея Петровича не покидала мечта о небе. Два раза будущий герой подавал документы в летное училище, два раза ему отказывали в приеме - здоровье неподходящее. В 1934 году Маресьева направили строить Комсомольск-на-Амуре. Там ему посчастливилось осуществить мечту детства - начал заниматься в аэроклубе. В 1937 году Алексей Петрович был призван в армию, в 1940-м окончил Батайское авиационное училище в звании младшего лейтенанта. В начале Великой Отечественной войны Маресьева направили на Юго-Западный фронт, в 296-й истребительный авиаполк. В 1941 году советской авиации приходилось крайне трудно. Маресьев, в отличие от многих советских летчиков, был уже опытным пилотом - возможно, потому и остался жив. Весной того же года Алексея Петровича направили на Северо-Западный фронт.

Герой

4 апреля 1942 года, в ходе вылета по прикрытию бомбардировщиков в районе так называемого Демянского котла, где Красная Армия окружила почти 100-тысячную группировку немецких войск, самолет Маресьева был подбит. В результате вынужденной посадки на вражеской территории летчик получил серьезные травмы. Несмотря на это, на сильно поврежденных ногах, затем ползком, затем перекатываясь, он 18 суток по глубокому снегу пробирался к своим. В подробностях порталу «История.РФ» об этом , руководитель НООО «Поисковый отряд “Находка”». Сам Маресьев не любил вспоминать эту историю. Известно лишь, что питался тем, что можно было съесть, вышел живым из схватки с медведем и все-таки добрался до русской деревни, почти без сознания. В начале мая Маресьева самолетом доставили в московский госпиталь. Находясь в критическом состоянии, он перенес ампутацию стоп обеих ног: из-за обморожения началась гангрена. Казалось, о небе можно забыть навсегда. Но Маресьев был все таким же волевым и упрямым, как в детстве, и через шесть месяцев после того, как встал на протезы, уже почти невозможно было по его походке определить отсутствие стоп - невероятный по тем временам случай! Маресьев преодолел все административные и медицинские барьеры и вернулся в строй летчиков-истребителей в июне 1943 года, как раз к Курской битве. За годы Великой Отечественной войны на счету Героя Советского Союза Алексея Маресьева - 86 боевых вылетов, 11 сбитых немецких самолетов, 7 из которых после ранения. После войны Маресьев вел активный образ жизни, в отставку вышел в 1946 году в звании полковника, с 1956 года и до конца дней занимал руководящие должности в Советском (затем Российском) комитете ветеранов войны и военной службы. Умер герой 18 мая 2001 года.

Определить дату подвига этого человека сложно. Совершён ли он в течение 18 суток мучительного продвижения ползком к линии фронта после тяжелейшего ранения? Стало ли подвигом возвращение в лётный строй на протезах по прошествии четырнадцати месяцев? Или высшей точкой героизма является спасение в воздушном бою авиатором-инвалидом своих сослуживцев, сбившим при этом два немецких истребителя? Пожалуй, вся его жизнь - подвиг.

Алексей Маресьев родился на Волге, в Камышине. В трёхлетнем возрасте остался без отца - тот умер от ран вскоре после возвращения с Первой мировой войны. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей и воспитывала троих сыновей. Алексей был младшим. В детстве часто болел, в том числе малярией. Были серьёзные проблемы с суставами. Сильные боли приводили к тому, что мальчик зачастую просто не мог ходить. Страдал он и от мигреней. Другой бы сдался, опустил руки. Маресьев был не из таких.
После окончания ФЗУ Алексей работал токарем на лесозаводе и не забывал о своей мечте. Дважды подавал заявление в лётную школу, но врачи не допускали парня до приёмных экзаменов из-за ревматизма. А в 1934 году Маресьева по комсомольской путёвке направили на Дальний Восток. Поначалу он категорически отказался от этого предложения-приказа - казалось, что отъезд поставит крест на его мечте. Едва не лишился комсомольского билета, но всё обошлось. В Комсомольск-на-Амуре поехать всё же пришлось. А позже выяснилось, что и на краю земли можно стремиться в небо. Без отрыва от производства Алексей занимался в аэроклубе. С первой попытки прошёл медкомиссию - на пользу здоровью пошли труд на открытом воздухе, дальневосточный климат и регулярное обтирание снегом.

В 1937 году Маресьева призвали в армию. Служил в 12-м авиационном погранотряде на Сахалине. Затем был направлен в Батайское авиационное училище. В 1940 году Алексей его окончил, получил звание младшего лейтенанта и продолжил службу в Батайске инструктором. Здесь его и застала война.

Боевой путь Маресьева начался на Юго-Западном фронте. Первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года на Украине, в районе Кривого Рога. В марте 1942 года Маресьев был переведён на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету лётчика 580-го истребительного авиационного полка числилось 4 сбитых немецких самолёта.

Четвёртого апреля 1942 года во время операции по прикрытию бомбардировщиков над Демянским плацдармом в Новгородской области немцы подбили самолёт Маресьева, и машина быстро устремилась вниз. Удар о землю смягчили деревья. Выброшенный из кабины лётчик упал в сугроб и потерял сознание. Прошло какое-то время, и холод заставил очнуться. Алексей огляделся, вокруг - безлюдный лес. Самолёт был сбит над территорией, занятой врагом. Значит, нужно скорее пробираться к линии фронта, к своим. Во что бы то ни стало. Попробовал встать на ноги и вскрикнул от боли: ступни обеих ног были покалечены.

Алексей голодал, страдал от холода и дикой боли - началась гангрена. Волоча обмороженные ноги, упорно двигался на восток. Когда сил уже почти не оставалось, Маресьев перекатывался со спины на живот, затем снова на спину.

Замерзавшего в лесу пилота нашли и спасли сельские мальчишки. Несколько дней колхозники ухаживали за Маресьевым. Врача не было, а медицинская помощь требовалась незамедлительно. В начале мая недалеко от села приземлился самолёт, и Маресьева отправили в госпиталь. Герою пришлось ампутировать обе ноги в области голени. Ради спасения жизни.
Раненые сочувствовали лётчику, который, все были уверены, распрощался с небом навсегда. Порой безнадёга припирала инвалида к стенке похлеще испытаний в промёрзшем лесу. Но теплился и огонёк надежды: а вдруг? День ото дня в Алексее крепла решимость: человек не должен прекращать борьбу, пока в груди бьётся сердце.

Тогда, в госпитале, Маресьев вряд ли мог знать об истории русского лётчика Александра Прокофьева-Северского, который в 1915 году потерял правую ногу, но, несмотря на это, вернулся к полноценной службе. Воспитанные на романтике боевых походов Красной армии, об этом факте наверняка не слышали и другие советские лётчики, лишившиеся на фронтах одной или двух ног. Помимо А. П. Мересьева, снова смогли подняться в воздух ещё восемь человек. Семеро из них были лётчиками-истребителями. Это гвардии полковник А. И. Грисенко, гвардии подполковник И. С. Любимов, майор Л. Г. Белоусов, майор А. Ф. Белецкий, гвардии капитан З. А. Сорокин, гвардии капитан Г. П. Кузьмин, старший лейтенант И. М. Киселёв. Один авиатор, старший лейтенант И. А. Маликов, служил в бомбардировочной авиации.

В Подмосковье Маресьев осваивал протезы. Он убедил и себя, и врачей в том, что сможет летать и воевать. Ещё в госпитале Алексей начал делать изнурительные упражнения на протезах. Затем продолжил тренироваться в санатории, куда был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и практиковался в Ибресинской лётной школе в Чувашии. Любил пошутить, мог сплясать под гармошку. Ходил, поскрипывая кожаными ботинками. Даже в крепкие морозы не обувал валенки. Тогда ещё не все знали, что этот оптимистичный парень передвигается на протезах и заново учится летать.

В феврале 1943 года Маресьев совершил первый после ранения пробный вылет. В конце концов, он добился отправки на фронт. В июне1943 года мужественный лётчик прибыл в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк. Его направили в эскадрилью, которой командовал капитан А. М. Числов. Командование полка не отпускало Алексея на боевые задания: обстановка в небе накануне Курской битвы была очень напряжённой. Но Маресьев рвался в бой и очень переживал после каждого отказа. Однополчане улетали к линии фронта, а он продолжал тренироваться, оттачивая мастерство над аэродромом. Разгоралось крупнейшее сражение на Курской дуге, и командир эскадрильи, наконец, дал Маресьеву добро на полёты.

Свой новый боевой счёт Алексей Маресьев открыл уже 6 июля 1943 года. За два дня, летая на Ла-5, он сбил пять вражеских самолётов. Слава о безногом лётчике разнеслась по 15-й воздушной армии и по всему Брянскому фронту. В авиаполк начали приезжать военные корреспонденты. Был среди них и будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой. Есть версия, что писатель не решился дать герою своего произведения настоящее имя, так как опасался, что Маресьев может совершить какой-нибудь серьёзный проступок, и повесть не напечатают. Так появился известный читателям Мересьев. События, описанные в произведении, действительно имели место, за исключением романтических отношений с девушкой, образ которой, несмотря на писательский вымысел, понравился прототипу.

«Повесть о настоящем человеке» была опубликована уже после войны, через три года после того, как Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Говорят, советские идеологические работники боялись, что немцы подумают, будто в Красной Армии совсем уж плохи дела, раз сажают за штурвалы самолётов инвалидов. Впрочем, это, скорее, домыслы. Сразу после войны Борис Полевой на встрече с читателями в Доме г. Калинина сообщил, что недавно закончил рукопись повести об удивительном лётчике, а значит, в военные годы она ещё не была написана.

Эта книга стала настольной для миллионов людей. После издания в СССР в 1946 году её перевели почти на все языки мира. По ней был снят художественный фильм, а в Большом театре поставлена одноимённая опера С. С. Прокофьева.
В художественное произведение не вместишь все штрихи биографии настоящего человека. Об одних только воздушных боях Маресьева можно написать целую книгу. Однажды отважный лётчик спас от гибели двоих сослуживцев и сбил два вражеских истребителя. За этот подвиг 24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Позже он воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. На его счету - 86 боевых вылетов, 11 сбитых самолётов противника, причём 7 с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майора Маресьева назначили инспектором-лётчиком управления высших учебных заведений ВВС.
1946 году Алексей Петрович был уволен с военной службы и занялся обучением молодых лётчиков. Но в 50-е годы ещё лично управлял самолётами. В 1956 году А. П. Маресьев защитил кандидатскую диссертацию по истории. С того же времени был ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны. В 1960 году вышла в свет его книга «На Курской дуге».
Этот человек никогда не жаловался на судьбу, жил скромно, не поддавался недугам и удивлял окружающих жизнерадостностью, обаянием и оптимизмом. В 2001 году, 18 мая, в Театре Российской армии планировался торжественный вечер, посвящённый 85-летию Маресьева. Незадолго до начала торжества Алексей Петрович скончался от инфаркта. Торжественный вечер всё же состоялся. Он начался с минуты молчания.

Полковник в отставке А.П. Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Он был почётным солдатом воинской части, почётным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орёл, Стара-Загора. Его именем названы молодёжные патриотические клубы, общественный фонд, малая планета Солнечной системы. Он навечно остался в истории человечества.

Практически все в школьные годы читали одну из самых знаменитых книг о Великой Отечественной войне «Повесть о настоящем человеке». Но не каждый знает, что она написана по реально происходившим событиям и прототипом отважного летчика является герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. После тяжелого ранения он лишился обеих ног, но отказался увольняться в запас и продолжил боевые полеты. Причем в статусе инвалида сбил почти вдвое больше вражеских самолетов, чем до этого.

Детство и юность

Алексей Маресьев родился в городке Камышине, расположенном в Саратовской области. Его отец Петр Авдеевич скончался, когда мальчику было всего три года. Мама Екатерина Никитична одна поднимала троих сыновей – Алешу и его старших братьев Петра и Николая. Работала она простой уборщицей на деревообрабатывающем заводе.

После школы Маресьев стал токарем и начал трудовую деятельность при лесозаготовительном заводе. Но уже в те годы юноша мечтал о небе. Дважды он подавал документы в летное училище, но оба раза проваливался на медицинской комиссии, так как с детских лет страдал ревматизмом. В 1934 году Алексей попадает на знаменитую стройку в Комсомольск-на-Амуре. Именно там будущий летчик совершил свой первый полет, так как записался в местный аэроклуб.


Срочную службу проходил на Сахалине и сумел добиться направления в Читинскую школу военных пилотов, а уже оттуда перешел в Батайское авиационное училище. Став младшим лейтенантом, Алексей Маресьев служил в Батайске инструктором и обучал молодое поколение управлению авиационной техникой.

Война и подвиг

С началом Великой Отечественной войны Алексей Маресьев переведен в действующую армию. Первый боевой вылет он совершил в районе Кривого Рога. К весне 1942 года на счету летчика было уже четыре сбитых вражеских самолета. Но в апреле случилось событие, изменившее всю его жизнь.


4 апреля 1942 года Алексей Маресьев в бою под Новгородом прикрывал бомбардировщиков, но был подбит немецким летчиком. Получив тяжелое ранение, советский офицер совершил вынужденную посадку, как оказалось, на вражеской территории. Почти три недели покалеченный летчик ползком пробирался к своим. Целых 18 суток он питался только ягодами, корой дерева и шишками, которые находил на земле.


Обессиленного Маресьева обнаружили жители деревни близ городка Валдая. Причем его сначала приняли за немца, отчего и не сразу оказали помощь. Разобравшись, селяне отвезли мужчину в дом, но настоящего медицинского вмешательства совершать было некому. Только через 10 дней Алексей Петрович попал в госпиталь, к тому времени у него было заражение крови и страшнейшая гангрена обеих ног. Как вспоминал летчик впоследствии, в госпитале его направили прямиком… в морг! Но на пути туда Маресьева перехватил профессор Теребинский, который и решился на операцию по ампутации обеих голеней.


Когда Алексей понял, что будет жить, он сразу начал готовиться к возвращению на фронт. Сам изобрел тренировки, позволившие летать с протезами. Зимой 1943 года Маресьев вновь проводит боевой вылет в составе Гвардейского истребительного авиационного полка. В июле летчик совершил подвиг, сбив сразу два немецких истребителя и сохранив жизни двоих своих коллег. За это ему было присуждено звание Героя Советского Союза, а слава о безногом летчике разлетелась по всей стране.


Оканчивал войну Маресьев в должности инспектора, курируя вузы Военно-воздушных сил. Алексей Петрович успел совершить 86 вылетов в боевых условиях, в которых сбил 11 единиц вражеской техники. Причем семь из них – уже летая с протезами.

Личная жизнь

Несмотря на окружавшую его славу, Алексей Маресьев всегда оставался скромным человеком и старался не пользоваться ни служебным положением, ни званием героя. Исключением является единственный случай, связанный с его личной жизнью. В Главном штабе ВВС накануне окончания войны он увидел красивую девушку, к которой постеснялся подойти, во-первых, стыдясь инвалидности, а во-вторых, сомневаясь, свободна ли она.

Так что единственный раз, когда Алексей Петрович воспользовался служебным положением, было обращение в отдел кадров по поводу семейного положения Ольги Викторовны, которой он уже через месяц сделал предложение выйти замуж.


Они прожили долгую счастливую жизнь. В семье родилось двое сыновей – Виктор и Алексей. Никто из мальчиков по стопам отца не пошел. Старший сын грезил автомобилями и стал инженером, а младший был инвалидом детства, поэтому о небе тоже не мог и мечтать.

Маресьев всегда поддерживал себя в прекрасной физической форме – занимался в бассейне, катался на велосипеде и коньках, ходил на лыжах. Более того, он даже переплывал Волгу, устанавливая рекорд на время.

Смерть

В послевоенное время жизнь и подвиг Алексея Маресьева широко освещались в прессе. , который лично знал летчика, была написана легендарная «Повесть о настоящем человеке». Но сам герой относился к славе более чем сдержано. Известны такие его слова:

«Воевали все. Сколько на свете таких людей, на которых Полевого не нашлось».

За два дня до 85-летия легендарного героя в Театре Российской армии должен был состояться концерт, посвященный его юбилею. Но всего за один час до начала торжества у Алексея Петровича случился инфаркт, оказавшийся фатальным. В итоге праздник трансформировался в вечер памяти, начавшийся с минуты молчания.


В память об Алексее Маресьеве установлено множество монументов, во многих городах есть улицы, носящие его имя. Также не обошел его стороной и кинематограф. Еще при СССР вышел фильм «Повесть о настоящем человеке», главную роль в котором сыграл , хотя режиссер изначально хотел снимать самого летчика. В 2005 году была создана документальная картина «Судьба настоящего человека».


Почти сто лет назад, 20 мая 1916 года, родился Алексей Маресьев - летчик, герой Советского Союза, легенда Великой Отечественной Войны. Его родина — город Камышин. Он с детства был вынужден приучаться к самостоятельности. Рос в многодетной, полусиротой семье, отец рано умер.

Биография Алексея Маресьева полна чередой преодолений и мужества. Алексей Маресьев в детстве и юности сильно болел, иногда с трудом передвигался и уже тогда начал мечтать о полетах. Излечиться от странной хворобы помог случай. Собиралась комсомольская бригада строить Комсомольск-на-Амуре. Когда Маресьев попал в этот чудодейственный край, полностью исцелился. Тогда он стал продвигаться к своей мечте стать летчиком. Первые уроки Маресьев получил на Амуре, и при зачислении в авиационный погранотряд на Сахалине. Но серьезных полетов не было.

Первый летный опыт Маресьев смог получить только в 1940 году в военной школе Батайска. Настоящий бой он отважно провел в 1942. Его напористое стремление стать мастерским летчиком дало результат. Алексей Маресьев был старательным учеником. Всего за месяц в первый же год боевых вылетов на счету талантливого летчика Маресьева было 4 неприятельских машины. Роковые перемены в биографии Алексея Маресьева случились 4 апреля 1942 года. Самолет-истребитель Маресьева подбили в воздушном бою. Он упал в местности Старая Русса. Отважный летчик находился в лесу 18 суток. Он отчаянно полз к своим. Каким образом выжил израненный летчик - загадка.Старший лейтенант Маресьев мужественно перенес ампутацию обмороженных голеней обеих ног, научился жить на протезах и вернулся в небо.

Поначалу, молодой летчик Маресьев был страшно подавлен, но могучая воля оказалась сильнее увечий. Маресьевым двигали совсем не амбиции. Всю жизнь этот удивительный человек стеснялся своей ненужной ему самому известности. В своих интервью он проявлял необычайную скромность. В разгар войны Маресьев не желал и не мог остаться в тылу. Он чувствовал себя более чем способным защищать свое Отечество. Летчик Маресьев более всего любил небо, приговор о профнепригодности не принял. Несгибаемая сила духа и упорство помогали старшему лейтенанту Маресьеву. 1943 год - он вновь отправился на фронт. Маресьев без ног был более чем годен к полетам. Это - большая победа - самый великий подвиг Маресьева. Героический летчик провел 86 летных боев и сбил 11 самолетов противника.

Родина удостоила Алексея Маресьева звания Героя Советского Союза в августе 1943 года. Это за отчаянное мужество и воинскую доблесть, которую он проявил в борьбе с ненавистными врагами. Слава героя-инвалида прокатилась по всем военным частям, о нем восторженно говорили в тылу. В 15-ю Воздушную армию заспешили корреспонденты. Много было написано о подвигах летчика Маресьева. Писатель Борис Полевой, автор «Повести о настоящем человеке», не дал своему герою его Маресьева, из боязни, что летчик-герой в будущем совершит нечто не в соответствии с идеологией, и повесть не издадут. Так появился литературный Мересьев. Но, в книге - все то, что на самом деле произошло в биографии Алексея Маресьева.

Не было только девушки, она появилась позже. Реальная жена летчика Маресьева служила в воздушных вооруженных силах. Первым делом самолеты, ну а девушки потом - как поется в знаменитой песне времен войны. На самом деле Алексей Маресьев даже не читал книги о своих подвигах: «Не довелось». Но автографы на долгую память на книге подписывал. В СССР имя Маресьева знал практически каждый. Позже «Повесть о настоящем человеке» была переведена на многие языки мира. Художественный фильм, с Кадочниковым в главной роли, смотрели все в СССР, а в Большом театре была поставлена одноименная опера. Маресьев дослужился до чина Гвардии майор и ушел из армии в 1946 году. Приходилось несладко, сказались тяжелые увечья. Но без дела он не остался - обучал летному мастерству молодых летчиков. Последний раз Маресьев поднялся в небо в 50-х годах. Так закончилась героическая небесная сага героя. В 1952 году Маресьев учится в высшей школе ЦК КПСС, а 1956 году заканчивает аспирантуру Академии общественных наук.

Самообразование и стремление к знаниям могут служить любому примером. Маресьев стал кандидатом исторических наук. Алексей Маресьев много времени уделял благополучию ветеранов. Он стал активистом комитета ветеранов войны. Маресьев опубликовал свои воспоминания о ВОВ. Самая известная его работа - "На Курской дуге", куда вошли воспоминания многих ветеранов, с кем он дружил, о ком заботился. До самой смерти Маресьев поражал своей необыкновенной жаждой жизни, доброжелательностью к людям и любовью к Родине. Жил он скромно, как и многие ветераны ВОВ, привыкшие к невзгодам.

Маресьев не любил жаловаться и просить. На фронте вообще забыл о своих ранах. Одна мечта не сбылась. Не довелось управлять «Аэрокоброй». Конструкция этой машины слишком сложна для инвалида обеих ног. Но Маресьев воплотил свою главную мечту. Он вместе с остальными приблизил Победу. Когда говорили о его подвиге, смущался. Алексей Маресьев не умел жить без отдачи. Когда Великая Отечественная война закончилась, стране по-прежнему требовались герои. Победа далась высокой ценой: миллионы раненых, инвалидов, потерявших близких людей. Всем нужна была иллюстрация настоящего героизма, которой и стал летчик-истребитель Алексей Маресьев.

С началом «перестройки» приступили к тотальному развенчанию героев. Этот цинизм коснулся и Маресьева. Но военные подвиги Маресьева, вся биография были подлинными. Он неоднократно бывал в нашей школе, на самом главном празднике нашей страны Дне Победы. Запомнилось мужественное, доброе улыбающееся лицо, статная осанка летчика-героя Маресьева. Мне посчастливилось слушать его рассказы о временах войны. Он много говорил о простых бойцах, об их мужестве, и казалось - собственная известность его несколько тяготила. Он верил, что мы вырастим преданными своей стране, говорил об этом без пафоса, но проникновенно.

Такие люди как Маресьев - величайшие герои, наши спасители, те, кто подарил нам жизнь. Скончался Алексей Петрович Маресьев в 2001 году, в день своего рождения, когда для него готовили торжественный праздник. Великий герой ВОВ Алексей Маресьев ушел с почестями.

Виктория Мальцева