Главная · Сбалансированное питание · Какая лексика называется стилистически окрашенной. Эмоционально-экспрессивная окраска слов. Направления лингвистической стилистики

Какая лексика называется стилистически окрашенной. Эмоционально-экспрессивная окраска слов. Направления лингвистической стилистики

Слова, кроме основного значения (предметно-логического), могут иметь дополнительные оттенки, которые называются стилистической окраской. Стилистическая окраска включает в себя две разновидности: функционально-стилевую и экспрессивно-эмоциональную.

Основу лексики русского языка составляют межстилевые слова (общеупотребительные), которые используются во всех функциональных стилях, во всех жанрах письменной и устной речи в обычном для них, общепринятом значении: человек, ра­бота, дом, хлеб, ехать, самолет, вода, делать, смотреть, гово­рить, мать, отец, сутки, день, белый и многие другие. Такая лексика является строительным материалом любого конкретно­го текста. На ее фоне отчетливо выделяется функционально ок­рашенная лексика.

Функционально-стилевая окраска лексики

Понятие функционально-стилевой окраски слова связано с его закрепленностью за той или иной речевой сферой и при­надлежностью к определенному функциональному стилю. В со­ответствии с этим различается лексика 1) книжной (или книж­но-письменной) речи и 2) устно-разговорной речи.

Книжные слова используются в научной литературе, в дело­вых бумагах, в публицистике, в художественной литературе. Различается лексика научного, официально-делового, публици­стического стилей. К лексике научной речи относится общена­учная (аргумент, методология, монография, диссертация, форма­ция, типология, классификация, эволюция, гипотетичность, от­зыв и др.) и узкоспециальная терминология - термины отдельных наук, например, лингвистики: морфема, орфоэпия, арго, пароним и т. д.; логики: алогичность, контрарность, дилем­ма; криминалистики: дактилоскопия, трасология, экспертиза; химии: реактив, полимер, хлорметилен и т. д.

Лексика официально-деловой речи имеет ярко выраженную функционально-стилевую окраску: постановление, местожи­тельство, посетитель, делопроизводство, скоросшиватель, кли­ент, докладная, квартиросъемщик, функционировать, надлежит, вменить, ведомство, востребование, испросить, служебный, бра­косочетание и т. п. Использование ее ограничено официаль­

но-деловой сферой общения; употребление же в других рече­вых сферах должно быть строго мотивированным. В художест­венной литературе слова с официально-деловой окраской могут быть средством речевой характеристики персонажа, средством создания юмора.

Неуместно употребленные в разговорной речи, эти слова становятся канцеляризмами, нарушают стилевое единство и создают страшную болезнь речи - канцелярит. Вспомним при­меры, приведенные К. И. Чуковским: Энти голуби - чистые свиньи, надо их отседа аннулировать ; или: Дорогая, тебя плащ не лимитирует? или: Ты по какому вопросу плачешь?

К лексике публицистического стиля в первую очередь отно­сятся слова общественно-политической сферы общения: миро­любивые, конверсия, конфронтация, парламент, акция, ратифи­кация", газетная терминология: журналист, репортер, обозрева­тель, корреспонденция, репортаж, интервью...; целый ряд слов с абстрактным значением: профанация, претенциозно, преткнове­ние, прекраснодушие, риторичность, бренность, словоблудие, низ­вержение, нонсенс; многозначные слова, употребленные в пере­носном значении: светоч, зажечь желанием, водная артерия, мягкое золото, созвездие талантов, космический марафон, взлет фантазии.

Как видим, пласт книжной лексики разнообразен, и степень книжности слов, входящих в него, различна, так что можно го­ворить о сугубо книжных и умеренно книжных словах. К сугу­бо книжным относятся узкоспециальные научные термины, как правило, иноязычного происхождения; официальные слова с приставкой не (недопоставка, неоказание ), с суффиксами -они-, - ениправосознание, недонесение; глагольные формы с суффиксами -ировать, -изировать: инкриминировать, инспириро­вать, морализировать.

Разговорная лексика употребляется преимущественно в уст­ных жанрах: в беседе, непринужденном разговоре. Она охваты­вает группы слов, различающихся по «степени литературности», а значит, и по сфере употребления. Это собственно разговорные слова (или разговорно-литературные): зубастость, захворать, законник, журить, горемыка, говорун, глазастый, атаманила, яд­реный, хлопотно, щедрота, рядком, рысца, россказни, расходо­ваться, распинаться, раскрасавчик, картошка, зачетка, пока , маленько, неразбериха, проштрафиться, непутевый, ловкач, ух­ватка, балагурить и просторечные: мужичина, мастак, недоте­па, ошметки, очухаться, распроклятый, прощелыга, профинтить, хрыч, забулдыга, жратва, живоглот, ерундовый и др.

Собственно разговорные слова соответствуют нормам лите­ратурного языка, употребляются в художественной литературе, в публицистике, но недопустимы в научных работах и деловых бумагах, так как нарушают единство стиля; в основном же они ограничены устно-бытовой сферой общения. Просторечные слова из-за грубости содержания или резкости выражаемой оценки выходят за пределы литературного языка и употребля­ются в сниженном стиле, в бытовой речи (исключение состав­ляют протоколы допроса и очной ставки, в которых простореч­ные и жаргонные слова являются доказательствами, так как идентифицируют речь допрашиваемого). Просторечная лексика неоднородна, в ней отмечаются грубо-просторечные и бранные слова: запивоха, втихаря, хрястнуть, харя, чокнутый, шалман, шленда, трепотня, присобачить, портачить, паскудить, мурло, нашармака, чучело (о человеке), шантрапа, щенок (о человеке), балда и др.

Подобные слова крайне редко могут быть использованы в художественных произведениях с четкой стилистической моти­вировкой: для характеристики речи персонажа.

Всю функционально окрашенную лексику представим на схеме:

Художественная речь включает в себя разнообразные пласты лексики: межстилевой, публицистический, разговорный. Кроме того, существует много слов, характерных для поэтическом ре­чи: честной, чары, златокудрый, заУ т Р а " глас < детинушка, все­часно, влачить, быстротечность, ратный, прах, полымя, полуден­ный, победный, пламень, песнь, младой, лобзание и т. д. Сейчас большинство из них имеет оттенок устарелости.

Научная, официально-деловая и просторечная лексика в ху­дожественной литературе всегда строго мотивирована.

Экспрессивно-эмоционально окрашенная лексика

Многие слова не только называют предметы и явления действительности, но и выражают их оценку, отношение к ним. «Само предметное значение слова до некоторой степени формируется этой оценкой, и оценке принадлежит творческая роль в изменениях значений», - писал академик В. В. Вино­градов .

Если, называя фамилию адвоката, рядом с нею употребят слово адвокатишка, вы никогда не обратитесь к нему за помо­щью, потому что это плохой адвокат. Итак, экспрессив­но-эмоциональная окраска слов связана с выражением чувств и отношения к называемым явлениям, с выразительными (экспрессивными) возможностями слова. Именно оценочный момент и создает у слова ту или иную экспрессивно-эмоцио­нальную окраску: торжественность, риторичность, фамильяр­ность, иронию, почтительность, ласку, одобрение, шутку, не­одобрение, укор, пренебрежение, презрение. Все слова с экс- прессивно-эмоциональной окраской делятся на две большие группы: 1) с положительной оценкой (торжественность, рито­ричность, почтительность, ласка, одобрение, шутка) и 2) с от­рицательной оценкой (фамильярность, ирония, неодобрение, укор, пренебрежение, презрение, брань).

Межстилевая лексика не имеет экспрессивно-эмоциональ­ной окраски, она нейтральна. Но от межстилевых слов с помо­щью суффиксов субъективной оценки могут образовываться слова эмоционально окрашенные: дом (нейтр.) - домик (уменьш.-ласк.) - домишко (уменьш. "У нич иж) - домище (уве- лич.); книга (нейтр.) - книжечка (уменьш.-ласк.) - книжонка (уничиж.); сыночек - уменьш.-ласк.; страстишка - уничиж.; матушка - почтит.; партизанщина - неодобр., полицай пре­зрит.; посошок - уменьш.; писака - презрит.; ручонка - уменьш.-ласк.; работенка - уничиж.

Многозначные слова, стилистически нейтральные в прямом значении, в переносном значении приобретают экспрессивную или эмоциональную окраску. Ср.: сын (отчизны) - высок., ку­саться (быть недоступным по цене) - шутл., нимб (атмосфера славы, успеха) - высок., колыбель (место возникновения, за­рождения чего-либо) - высок., комедия (лицемерие, притвор­ство) - презрит., корова (о толстой неуклюжей женщине) - грубо-прост., отпрыск (потомок) - ирон., алтарь (отече­ства) - высок., бюрократ (формалист) - неодобр. и др. М. Н. Кожина называет такие слова ситуативно-стилистически окрашенными.

Многие слова в своем предметно-логическом значении со­держат элемент оценки. Это так называемая оценочная лекси­ка, например: куцый (неодобр., ирон.), карапуз (шутл.), борзо­писец (ирон.), канительщик (неодобр.), молокосос (пренебр.), политикан (презрит.), батюшка (почтит.), дульцинея (шутл., ирон.), верхоглядство (пренебр.), эмпиреи (шутл.), хваленый (ирон.), причиндалы (шутл.), приспособленчество (презрит.), пи­жон (неодобр.), властелин (высок.), дерзновенно (высок.), за­хребетник (презрит.), ваятель (высок.), преклонение (высок.). Слова с пометой высок, используются в торжественной речи; политикан, дульцинея, верхоглядство, приспособленчество, пен­косниматель, пресловутый - в публицистике, остальные из приведенных выше - в устной, разговорно-бытовой речи. Слово россиянин в советский период было устаревшим, имело помету высок, и могло употребляться только в торжественных случаях, в призывах. В постперестроечные годы оно перешло в активный состав лексики, потеряло оттенок устарелости и, употребляемое постоянно для обозначения жителей России, перестало быть словом высокой лексики.

Среди оценочной лексики выделяется группа слов с ярко выраженной экспрессивностью. Это высокая, торжественная лексика: година, дерзание, воинство, воздвигать, плеяда, благо­деяние, праматерь, когорта, провозвестник, ратник, народно- и традиционно-поэтическая: разлучник, разудалый, перст, бестре­петно, древо, быстротечность, оратай (пахарь) и др. Экспрес­сивная окраска, индивидуальная характеристика слов создаетсятрадицией их употребления в письменной речи. Лексика науч­ного и официально-делового стиля не имеет экспрессив- но-эмоциональной окраски.

Как соотносятся между собой функционально-стилевая и экспрессивно-эмоциональная разновидности окраски слов? Экспрессивно-эмоционально окрашенная лексика распределя­ется между книжной, разговорной и просторечной. Рассмотрим на примерах.

Экспрессивно-эмо- циональная окраска

Функционально-стилевая окраска

Разговорная

Просторечная

предначертан ие

зиждитель

уменьш.-ласк.

ребятишки

сударушка

благоверная

вприглядку

коровища

перерожден­

расфуфырен­

тряпка (о человеке)

прихвостень

Таким образом, многообразие «смысловых нюансов слова сосредоточивается и объединяется в его стилистической харак­теристике. В стилистической оценке выступает новая сфера смысловых оттенков слов, связанных с их индивидуальным «паспортом» .

В толковых словарях функционально и эмоционально окра­шенные слова имеют две пометы: инакомыслящий (книжн., ирон.), бестолочь (разг., неодобр.), шут (разг., пренебр.), ворю­га (прост., презрит.), вахлак (прост., пренебр.).

Стилистически окрашенная лексика в речи юриста

Разговорная, просторечная и эмоционально окрашенная лексика уместна в устной речи следователя, прокурора или су­дьи, ведущих допрос, а также в беседе адвоката или нотариуса с его клиентом. Из всех процессуальных актов стилистически ок­рашенная лексика может присутствовать только в протоколах допроса и очной ставки, если она встречается в речи допраши­ваемых и имеет доказательственное значение; в граждан­ско-правовых актах стилистически окрашенная лексика не употребляется.

В тексте закона оценочная лексика (чаще всего это много­значные слова, употребленные в одном из производных значе­ний) входит в состав терминов - так называемых оценочных понятий 1 . Поэтому юристы довольно часто поднимают вопрос

о многозначности юридических терминов.

Довольно часто функционально и экспрессивно-эмоцио­нально окрашенные слова встречаются в обвинительной и за­щитительной речи на суде. Но непременное условие этого - мотивированность их употребления. Вспомните, как С. А. Анд­реевский создал образ легкомысленной женщины через разго­ворное слово брякнула. В речи Ф. Н. Плевако разговорное слово болтает уточняет непринужденный характер действий потер­певшей, дает им оценку: Легко и свободно, перебегая от предмета к предмету, болтает жена мужу о всех интересах дома. В его ре­чи по делу старушки, укравшей 30-копеечный чайник, устарев­шее высокое слово двунадесять создает экспрессивность, тор­жественность и в то же время придает тексту речи иронический оттенок.

Интересно использование стилистически окрашенной лек­сики в обвинительных речах Р. А. Руденко. Его речи по делу американского летчика-шпиона Пауэрса; по делу Старуха, убившего украинского писателя Я. А. Галана, обвинительная речь на Нюрнбергском процессе носят политический характер:

Об этом см. с. 233.

раскрывают политику Советского государства и разоблачают преступления фашистов, преступные действия бандеровцев и шпионские действия американской разведки. Поэтому здесь оценочная лексика просто необходима. Говоря о творчестве Я. А. Галана, оратор использует высокие слова воспевал, вдохно­венно >; войска союзников оценивает как доблестные (высок.); любовь народа к родине выражает через высокое слово отчиз­на ; патриотизм русских людей передает высоким словом сыны великой России; книжное слово свободолюбивые характеризует стремление народов к миру.

Отношение же к фашистам, к бандеровцам и американским шпионам оратор раскрывает через разговорную лексику и слова с отрицательным оценочным значением: фашистские войска - это орды (пренебр.), варварские, оголтелые (разг.); украинские буржуазные националисты - душегубы (устар.-прост.), при­хвостни фашистов (разг., бран. и презрит.), имеющие черную историю; это гитлеровская клика, которая истошно (разг.) вопи­ла (разг.). А иезуитская каналья (бран.) Старух воспользовался сердечностью и чуткостью Ярослава Галана и совершил дья­вольское (разг.) преступление.

Когда употребление слов с различной стилистической окра­ской не мотивировано, то могут появиться такие высказыва­ния: Несомый быстрыми конями всадник низвергся с колесницы и расквасил себе морду.

При составлении процессуальных актов следует помнить, что использование эмоционально окрашенной или сниженной лексики ведет к смешению стилей.

Лингвистические термины

Стилевой - относящийся к функциональному стилю.

Стилистический - обладающий выразительными возможно­стями.

Эмоциональность - выражение чувств, субъективного отно­шения.

Вопросы для самопроверки

Что такое стилистическая окраска слова? Из чего она складывается? 2. Какая лексика называется межстилевой?

С чем связана функционально-стилевая окраска слов? 4. Ка­кие слова составляют пласт книжной лексики? 5. Охарактери­зуйте лексику устной речи. По какому принципу идет ее разде­ление? 6. Какие пласты лексики составляют художественную речь? 7. Что такое экспрессивно-эмоциональная окраска слова? 8. На какие две группы делится эмоционально окрашенная лексика? 9. Какая из функционально окрашенной лексики не имеет экспрессивно-эмоциональной окраски? 10. Назовите че­тыре группы экспрессивно-эмоционально окрашенной лекси­ки. 11. Как соотносятся между собой разновидности стилисти­ческой окраски слова? 12. Какие ошибки вызваны смешением экспрессивно-стилистически окрашенной лексики? Что такое «канцелярит»?

Примерный план практического занятия Теоретическая часть

Стилевое расслоение русской лексики. Нейтральная (меж- стилевая) лексика.

Функционально окрашенная лексика: лексика письмен­ной речи; лексика устной речи.

Эмоционально окрашенная лексика. Сфера ее употребле­ния.

Ошибки, вызванные неуместным использованием стили­стически окрашенной лексики.

Практическая часть

Задание 1. По «Словарю русского языка» (М., 1981. Т. 1-4) познакомьтесь с пометами к словам: брехня, евангелие (2-е знач.), забывчивый (3-е знач.), завет (1-е знач.), захоронение, избушка, извергнуть (2-е знач.), изречь, инфантильность, испариться (2-е знач.), испохабить, испятнать, истукан (2-е знач.), исходя­щий (3-е знач.), исчадие, клаузула, писанина, подвижник (2-е знач.), подходец, ревнитель, рекордизм.

Задание 2. Прочитайте защитительную речь Г. Резника по делу Пасько , выделите в ней экспрессивно-эмоционально окрашенную лексику, определите ее уместность (неуместность) в тексте публичной речи. Сообщите об этом на практическом занятии.

Задание 3. Составьте портрет-ориентировку разыскиваемой женщины, у которой большие выразительные черные глаза, ма­ленький аккуратный носик, пухленькие губки(чуть выше кото­рых, в правом уголке, - очаровательная маленькая родинка), лу­чезарная улыбка, пышные кудрявые волосы. Когда уходила из дома, была одета в трикотажное нежно-голубое платье с маленькими синими цветочками.

Задание 4. Определите функции стилистически окрашенной лексики в обвинительной речи А. Ф. Кони по делу об утопле­нии крестьянки Емельяновой ее мужем, в защитительной речи Ф. Н. Плевако по делу Грузинского или в защитительной речи

Н. И. Холева по делу Максименко.

Задание 5. Побеседуйте со следователем о его работе над со­ставлением обвинительного заключения. Постарайтесь выяс­нить, в какой мере развито у следователя языковое чутье (язы­ковой вкус). Свои наблюдения выразите в выступлении на се­минаре.

Задание 6. Прослушайте прения сторон в судебном процес­се. Проследите, насколько часто и с какой целью используют судебные ораторы эмоционально-экспрессивно окрашенную и разговорно-просторечную лексику. Всегда ли разговорно-про- сторечная лексика уместна? Обобщите свои наблюдения.

Задание 7. На основании наблюдений над приведенными ни­же примерами сделайте вывод об уместности или неуместности эмоционально окрашенной и разговорно-просторечной лекси­ки в процессуальных актах. Перед тем как производить правку, прочитайте ст. 174 и 190 УПК РФ о языке протокола допроса. Подумайте, в каких примерах уместна сниженная лексика.

Упражнение 1

1. Неизвестный гр-н набил потерпевшего. 2. Гр-н Березько уворо­вал из магазина двое брюк. 3. Был задержан гр-н Курочкин, который болтался возле аптеки № 16 без определенного занятия. 4. Лохматый злой пес Смолянинова укусил потерпевшего за ногу. 5. Несмотря на уговоры граждан, он ругался дикой вопиющей бранью. 6. Разбазаривая имущество ответчика, истец выдвинул требование о разделе имущест­ва. 7. Действия обвиняемого квалифицированы как повлекшие мучи­тельную нестойкую утрату трудоспособности потерпевшего. 8. Из сто­ловой было похищено курей в количестве 200 штук. 9. Он схватил Большова за грудки. 10. Кража сумочки вменена Шкуриной чохом.

У любого от такого обвинения мозги наперекосяк встанут. 12. Пер­вая судимость у Шкуриной плевая. 13. Чегодаева затащила Шкурину в гости. 14. Как иначе могла она реагировать на похабную записку? 15. Алкоголик Карцев отделался легким испугом. 16. «Резвясь» на про­езжей части дороги вместе с Лернером, подсудимый Даникович укусил его за ухо. 17. Что происходило на свадьбе, не помню, так как была

выпивши. 18. Во встрече с пьяницами и дебоширами приняли актив­ное участие работники райотдела. 19. Свидетель Углов поведал следо­вателю о событиях 22 января.

Упражнение 2

1. В результате драки был поколот Милюков. 2. В качестве вещдоков приобщены две салатовые рубашки, крой на три блузки из салатового крепдешина. 3. В начале этого года меня обуздала нужда, т. е. сильно за­болел сын. Во имя спасения своего сына я задолжал большую сумму.

    О новом паспорте я не хлопотал. 5. На основании изложенного Ко­робков Николай Ильич, родившийся 7 августа 1962 года в Горьком, рус­ский, малограмотный, обвиняется в преступлении, предусмотренном

ч. 2 ст. 206 УК РФ. 6. Он стал кричать, и ребенок у меня перепугался. 7. Кроме того, Кирсанов таскал из дома вещи и продавал. 8. Инициато­ром распития спиртных напитков на рабочем месте и в рабочее время явился начальник партии Байкалов. 9. Свидетель Спиридонов пояснил, что коллектив первой СВПЧ его одергивал, предупреждал, но он этими предупреждениями пренебрег и докатился до тяжкого преступления. 10. Савков два дня прогулял в августе месяце и шесть в сентябре месяце, за что разбирался в бригаде и на цехкоме. 11. Они снова вышли на ули­цу и, еще более спьянившись, стали приставать к прохожим. 12. Раздача истицыных вещей ответчиком предпринята из озорных побуждений. 13. Потерпевшими являются жена Малькова и ее родители, кровно за­интересованные в постоянном пребывании в психбольнице. 14. 22 де­кабря 1996 года Шелестов, будучи в пьяном виде, учинил хулиганские деяния. 15. Колесов нанес беспомощному Тарасову несколько ударов ножом в спину. Исполнив это гнусное дело, преступник бежал в тем­ный лес. 16. Следствие шарахнулось от одного обвинения к другому.

    Моему подзащитному еще нужно выслужить армию.

Задание 8. На основе теоретического и собранного вами фактического материала подготовьте для юристов - практиче­ских работников сообщение о стилистически окрашенной лек­сике. Озаглавьте его. Сформулируйте главный тезис вашего со­общения, составьте подробный план. Используйте для выступ­ления иллюстративный материал практического занятия.

Весь словарный состав русского языка можно представить в виде двух пластов: Общеупотребительного иограниченного в употреблении.

Общеупотребительный – это такие слова, которыми пользуются все русские люди, независимо от того, в какой местности они проживают, какой трудовой деятельностью они занимаются. Это лексика, неограниченная в употреблении (ехать, учиться, спать, обедать, книга, стол, одиннадцать, три….)

Ограниченная в употреблении лексика делится на группы:

*диалектизмы

*профессионализмы

*жаргонизмы

Диалектизмы – это слова, которые употребляются жителями какой – либо территории и известны только живущим на этой территории (вага – большие воды, завеска – фрукт, пимы - валяные сапоги, валенки, рогач – ухват, ша ньга – ватрушка.

Профессионализмы – Слова или выражения, характерные для определенного коллектива, объединенного одной профессиональной деятельностью. Это слова профессионально ограниченные. (в математике – корень, делимое, разность…, в языкознании – транскрипция, фонема, орфограмма, орфография …) К этой же группе относятся термины.

Специальные слова и термины тоже часто используются в стилистических целях- для создания более убедительных образов, ситуации, в которой герои совершают свои поступки.

Жаргонизмы – слова, свойственные устной речи людей, объединенных какими – либо интересами (существуют различные виды жаргона: школьный жаргон, студенческий, возрастной и т.д.) (завалиться – не сдать экзамен, тусить, тусоваться – собираться в одном месте для развлечения, ништяк – нормально, хорошо, отрываться – осуществлять что – либо в полную силу…)

Стилистически окрашенная лексика – слова, которые имеют повышенную стилистическую окраску(книжные) и слова с пониженной стилистической окраской – разговорные, просторечные

Фразеология.

План ответа по материалам лекции для студентов:

Фразеологические единицы и свободные словосочетания.

Типология фразеологизмов.

Употребление фразеологизмов в речи.

Существуют два вида словосочетаний – свободные и несвободные, устойчивые.

Устойчивые словосочетания называются фразеологизмами.

Фразеология – раздел русского языка, изучающий устойчивые сочетания, по смыслу близкие одному слову. Такие сочетания называютфразеологическими оборотами (или фразеологизмами) (бить баклуши – бездельничать, вешать нос – быть грустным, глядеть во все глаза – быть очень внимательным, за тридевять земель – очень далеко)

Типы фразеологизмов:

Во фразеологических оборотах тип определяется по степени семантической спаянности.

Во фразеологическом выражении смысл всех компонентов складывается из слов, входящих в его состав, но эти выражения воспроизводятся при общении как готовые языковые единицы. К фразеологическим выражениям относятся пословицы, поговорки, афоризмы (счастливые часов не наблюдают, волков бояться – в лес не ходить)

К разделу «Лексикография»

Словари – источники знаний.

Значение словарей в жизни человека.

Французский писатель А.Франс называл словарь « вселенной, расположенной в алфавитном порядке».

Характеризуя словарь французского языка, он писал:

« Подумайте, что на этой тысяче или тысяче двухстах страницах запечатлен гений народа, его мысли, радости, труды и страдания наших предков и наши собственные, памятники общественной и частной жизни…

Подумайте, что каждому слову лексикона соответствует мысль или чувство, которые были мыслью или чувством бесчисленного множества существ. Подумайте, что все эти слова, собранные вместе, есть творение души, плоти и крови нашей родины и всего человечества.»

Такое же понимание назначения словаря выразил С.Я.Маршак в стихотворении «Словарь»:

Усердней с каждым днем смотрю в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – обычная печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…

В словах звучат укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения. Словари расширяют наше познание языка, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления.

Из биографий ученых, общественных деятелей, писателей, поэтов известно, что многие из них высоко ценили энциклопедические и фразеологические словари, обращались к ним за справками, читали словари как увлекательную литературу.

Н.В.Гоголь писал С.Т.Аксакову, автору книги «Детские годы Багрова –внука»: « Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудесные законы его… Прочтите внимательно… академический словарь».

Французский поэт Беранже признавался, что он не написал ни строчки, не заглянув в словарь: « Я изучаю их беспрестанно в течение 40 лет» ; « Без словарей я не мог бы написать и десяти стихов». Поэтесса В.Ибнер (1890 – 1972) в книге « Почти три года» пишет: « Вчера полдня упивалась Словарем Даля. Читала букву «Ш». Это мне нужно для шума деревьев. Но я убеждаюсь, что Даля надо читать ежедневно.»

Этимологические словари

Богатейший материал для познания, размышления содержат этимологические словари . Из них мы узнаем, как образовалось слово, каков его морфемный состав, с какими другими словами русского и иных языков оно связано. А если слово, то когда и из какого языка оно пришло к нам.

Слово неделя образовано на базе словосочетания не делати – первоначально « день отдыха». Это значение слово имеет и сейчас во всех славянских языках, кроме русского. Современное значение слова – « единица счета времени от понедельника до воскресенья включительно» вторично. Теперь понятно образование слова понедельник , в котором выделяется суффикс –ник и предложно-падежная форма по недели – «после воскресенья».

Крупным по значению и объему научным словарем является

« Этимологический словарь русского языка», составленный заслуженным преподавателем 4-й Московской гимназии А.Г.Преображенским (1850-1918). Вначале он выходил отдельными выпусками в течение 1910-1914 гг. В последнем выпуске представлены слова на С, до слова СУЛЕЯ («сосуд для вина и масла и т.п.», «бутыль, особенно с широким горлом; плоская фляга»).Началась мировая война, издание словарных выпусков прекратилось, а в 1918 г. их автор умер. Но результаты его труда не исчезли, сохранились рукописи. После большого перерыва в «Трудах Института русского языка АН СССР» (1949) был опубликован конец словаря. Только в 1959 г. весь материал был объединен и издан.

Словарь А.Г.Преображенского, изданный более 40 лет тому назад, до сих пор не потерял своего научного значения: это один из важных справочников по происхождению многих слов русского языка. Ценность его в том, что автор приводит в словарной статье различные точки зрения на этимологию толкуемого слова, если такие существуют.

Макс Фасмер, немецкий ученый, всю жизнь посвятил составлению этимологического словаря русского языка. По крупицам он собирал материал для своего словаря. В 1938 году приступил к написанию словарных статей. В январе 1944 года, когда шла мировая война на территории германии, во время одной из бомбежек все рукописи ученого и его библиотека погибли. Казалось бы все кончено, но упорство и труд творят чудеса. За короткий срок с сентября 1945 по июль 1949 года Фасмер собирает материал для словаря, а в 1958 году выпускает три тома словаря. На русский язык перевел его О.Н. Трубачев, известный русский языковед. Всего в « Этимологическом словаре русского языка» М.Фасмера содержится 18 тысяч словарных статей.

Самый распространенный современный этимологический словарь - это «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, В.В.Иванова, Т.В.Шанской, изданный в 1961 г. и переизданный в 1975 г.

Словарь адресован в основном учителям-словесникам. В нем объясняется происхождение свыше 6 тысяч наиболее употребительных слов. Это первый научно-популярный этимологический справочник в русской лексикографии.

«Этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского и Т.А.Бобровой, изданный в 1994 г.

Этимологические словари – особые и отличаются не только целями и задачами, не только словником. Ни об одном из лингвистических словарей нельзя сказать, что в него вложен труд нескольких десятков, сотен ученых. Так давайте же мысленно поклонимся ученым-подвижникам, создателям этих удивительных лексиконов.

Толковые словари.

Большой интерес для тех, кто заботится о культуре речи, стремится расширить свой словарный запас, представляют толковые словари. Их основное назначение – объяснить слово, определить все его значения. Наиболее полный – «Словарь современного русского литературного языка», он состоит из 17 томов. Первый том вышел в 1950 году, а семнадцатый в 1965 году. Этот словарь – самое представительное лексикографическое издание. Он содержит около 120 тысяч слов; охватывает лексическое богатство русского литературного языка с грамматической его характеристикой от Пушкина до середины ХХ века.

Этот словарь – толково-исторический и нормативный. Значения, оттенки значений и особенности употребления слов богато иллюстрируются в словаре цитатами из художественной литературы, научной и общественно-политической литературы Х1Х-ХХвеков. В справочном отделе словарной статьи на основании русских лексикографических трудов и других источников приводятся сведения по истории языка, словообразованию, правописанию, ударению слов и т.п.; в отдельных статьях даются справки об этимологическом составе слов, о заимствовании данного слова из другого языка.

На базе «Словаря современного русского литературного языка» был составлен « Словарь русского языка» в 4 томах, четвертое издание которого вышло в 1999 году. Словарь содержит более 90 тысяч слов современного русского литературного языка. При словаре дается толкование его значений, приводятся основные грамматические формы, слово снабжено нормативным ударением, стилистическими пометами. Словарные статьи иллюстрированы. При словах иноязычного происхождения приводится этимологическая справка. В этом издании нашли отражение изменения в лексике за прошедшие 20 лет после выхода в свет первого издания.

Наиболее известен и более доступен Словарь русского языка» , составленный С.И.Ожеговым. Его 22 издание было опубликовано в 1990 году.

После кончины С.И.Ожегова (1964г.) продолжила работу над словарем Н.Ю Шведова, став его редактором. Постепенно количество слов увеличилось с 57 до 70 тысяч слов, расширилось описание многозначных слов, обогатилась иллюстративная часть. В результате в 1993 году вышел новый «Толковый словарь русского языка» И.С.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, его второе издание, исправленное и дополненное, датируется 1994 годом.

Однотомный словарь русского языка содержит 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. Словарная статья включает толкование значения, характеристику строения многозначного слова, грамматические и акцентологические (в случае необходимости также орфоэпические) характеристики слова. Словарная статья завершается описанием тех фразеологических выражений, которые порождены этим словом или так или иначе с ним связаны.

В последние десятилетия значительно изменилось отношение ко многому тому, что культивировалось, пропагандировалось, составляло основу советского государства, советского строя, советского общества. Эти изменения отражены в словаре русского языка и в отношении к словам языка. В 1998 году вышел «Толковый словарь языка Совпадении» В.М. Мокиенко, Т.Г,Никитиной. В предисловии авторы пишут, что «Толковый словарь языка Совпадении» дложен «всесторонне представить советскую эпоху в лексическом отображении» и « раскрыть особенности «двойной жизни» советизмов при Советах, показать их постсоветскую судьбу».

Если вы интересуетесь историей нашей страны в ХХ веке или изучаете ее, если вы хотите выступить в своем колледже или на конференции учащихся средних учебных заведений с докладом о словах, возникших в советское время, или об их дальнейшей судьбе – этот словарь даст вам богатейший материал. Он расширит ваш кругозор, обогатит ваш словарный запас.

Не менее интересен «Толковый словарь русского языка конца ХХ века» (1998).Словарь отражает те изменения, которые произошли в русском языке за последние несколько лет (1985-1997). «Словарь, - как пишет его редактор, - включает разные группы слов: слова абсолютной новизны, не зафиксированные к настоящему моменту ни в одном словаре русского языка (контактер, посткоммунистический) ; слова относительной новизны, отличающиеся повышенной частотностью (бартер, ваучер, бомж, имидж, инвалюта, приватизация,…) ; наименования «Вернувшихся» в жизнь нашего общества реалий (губернатор, гимназия, гувернер) ; слова высокой активности (аренда, рынок, демократия, банк) ; слова, которые в советский период стойко ассоциировались с жизнью капиталистических стран и имели соответствующие словарные характеристики, а теперь приложимы к реалиям нашей действительности (инфляция, коррупция, многопартийность, забастовка, безработица, бизнес, банкир) ; обозначения возрожденных понятий духовной жизни и нравственности (благотворительность, милостыня, призрение, святой, праведник…)» Оригинальность данного словаря в том, что каждое заглавное слово имеет на полях условный знак:

= >- возвращение в актив; <= - уход в пассив и др.

За всю историю существования русского языка в него вошло немало иноязычных слов, но особенно интенсивно этот процесс проходит в конце ХХ века.

Читая газеты, журналы, книги, слушая передачи по радио и телевидению, мы нередко встречаем иностранные слова, значение которых не знаем. В таких случаях приходится обращаться к толковым словарям заимствованных слов. Таких словарей существует несколько. Наиболее интересны самые новы по времени издания. К ним относятся:

« Современный словарь иностранных слов» (М.,1999). Словарь содержит около 20 тысяч слов, в разное время заимствованных русским языком из других языков, а также слов, образованных ихз элементов древнегреческого и латинского языков. Словарь включает общеупотребительную лексику, общераспространенные термины и терминологические сочетания по различным областям знаний. При каждом слове дается толкование и справка о его происхождении (этимология). В словаре учтены изменения, которые произошли в языке в последнее время; в него включены новые слова и их значения, пересмотрены существующие толкования многих слов.

«Словарь иностранных слов», составленный И.А. Васильевой (М., 1999). В словарь включено около 6000 наиболее распространенных слов иностранного происхождения. Даются их толкования, сведения о том, из какого языка пришло к нам слово, его грамматические свойства (часть речи, склонение, спряжение, падежные окончания, род, число, и др.), примеры употребления в речи, а также синонимы (в том числе исконно русские, которыми можно заменить иностранное слово).

Этот словарь отражает те большие изменения, которые произошли в словарном составе современного русского языка, обусловленные серьезными переменами в общественно-политической, экономической, культурной и других сферах жизни российского общества в 80-90 годы ХХ века.

Для учащихся средних учебных заведений составлен «Школьный словарь иностранных слов» (М.1983) . Это первый в нашей лексикографической практике школьный словарь иностранных слов. В него включены наиболее распространенные иностранные слова. В словарной статье раскрывается значение слова, его происхождение, дается грамматическая и акцентологическая характеристика, приводятся примеры использования слова в речи.

Семонимические словари.

Среди разнообразных словарей русского языка особую группу составляют семонимические словари . Семонимическими словарями (греч sema- знак, onyma- имя) называются такие словари, где собраны и толкуются не отдельные слова, а два и более, при объединении которых учитываются отношения между их звучанием и (или) значением. Эти объединения могут составлять из слов, сходных или близких по значению, но разных по звучанию (синонимы); имеющих противоположное значение (антонимы); сходных по звучанию, но разных по значению (омонимы) или не полностью сходных в звучании, имеющих разные значения и ошибочно употребляющихся одно вместо другого (паронимы).

Известно несколько словарей синонимов.

В 1956 году вышел «Краткий словарь синонимов русского языка», составленной В.Н.Клюевой. В нем фиксируется около 1500 слов. В 1961 году вышло 2-е, исправленное и дополненное издание этого словаря, в котором количество словарных статей увеличилось до 3000.

Каждая словарная статья этого словаря состоит из синонимического ряда, который начинается со стержневого слова (доминанты). Затем указывается значение, объединяющее слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются. Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.

Несомненный интерес представляет « Словарь синонимов русского языка» З.Е.Александровой под ред. Л.А.Чешко (М.,1968), в котором фиксируется около 9000 синонимических рядов.

Значения синонимов в словаре не объясняются. Если многозначное слово образует несколько рядов синонимов или входит в разные ряды, то это показано цифрами и ссылками на доминанту. Словарь указывает на стилистическую окраску синонимов, степень их распространенности.

Этот словарь неоднократно переиздавался. В 10-м издании (1999) в нем насчитывается около 11 тысяч синонимических рядов.

Самое полное описание синонимов находим в двухтомном «Словаре синонимов русского языка» под ред. А.П,Евгеньевой (Л.,1970-1971), содержащем около 4000 словарных статей. Словарь раскрывает значение каждого синонима, указывает его стилистическую окраску, сферу употребленияю Словарные статьи содержат богатыйиллюстративный материал. Впервые в истории русской лексикографии этот словарь приводит антонимы. Во 2-м томе словаря имеется словоуказатель.

Для учащихся средних учебных заведений издан «Учебный словарь синонимов русского языка» (Ростов /н/Д; Москва, 1997), составленный группой авторов. Задача словаря – представить учебный материал, необходимый для овладения синонимическим богатством языка. Поскольку словарь – учебный, то в нем имеется раздел « Повторительные задания», а во введении даются теоретические знания о синонимии.

Другая группа слов – антонимы частично представлена в толковых словарях Они используются наряду с синонимами для разъяснения значения стержневого слова. Так, в «Толковом словаре русского языка « под ред. Д.Н.Ушакова (М.,1935-1940) в некоторых словарных статьях указываются слова с противоположным значением.

Антонимы используются как дополнительное средство раскрытия смыслового значения слов. Они представлены и в двухтомном «Словаре синонимов русского языка» под ред. А.П. Евгеньевой. В первом томе этого словаря около двухсот словарных статей содержат антонимы.

Конечно, словари, в которых антонимы используются как дополнительное средство раскрытия смысла слов, не могут дать полного представления об антонимах. Выполнить эту задачу может только специальный словарь антонимов русского языка.

В русской лексикографии, сделавшей немалые успехи в создании различных лингвистических словарей, до недавнего времени не было попыток составить словарь антонимов русского языка.

В 1971 году почти одновременно вышли « Словарь антонимов русского языка», составленный Л.А. Введенской (Ростов /н/Д), и «Словарь антонимов русского языка» Н.П. Колесникова (Тбилиси).

В « Словаре антонимов», составленном Н.П.Колесниковым, собрано более 1300 пар слов.(Ростов- на- Дону, 1995) Антонимы располагаются в нем по алфавиту первого слова. Словарная статья озаглавливается антонимами.

Имеется еще «Словарь антонимов русского языка» М.Р.Львова (М.,1978). В нем представлено 710 словарных статей. Каждая словарная статья может состоять из одной пары антонимов или группы антонимов.

М.Р.Львов составил « Школьный словарь антонимов» , второе издание которого в переработанном виде вышло в Москве в 1978 году.

Омонимы фиксируются в толковых словарях русского языка. В отличие от многозначных слов, у которых все значения раскрываются в одной словарной статье, омонимы характеризуются в разных словарных статьях.

В «Словаре омонимов русского языка», составленном О.С. Ахмановой (М.,1974) представлено свыше 2000 словарных статей, содержащих пары или группы омонимов. Каждый омоним переводится на английский, французский, немецкий языки. Если слово иностранное., то указывается первоисточник.

Наиболее полным словарем омонимов является «Словарь омонимов» Н.П Колесникова, изданный в Ростове-на-Дону в 1995 году. Это оригинальный лексикографический труд, в котором собраны и систематизированы слова-омонимы и омографы русского языка. Эти лексические единицы составили 3500 словарных гнезд. Все слова, входящие в словарную статью (гнездо омонимов), имеют объяснение их значения.

Фразеологические словари.

Первый по времени выхода – «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И.Молотова (М., 1967). В нем описано свыше 4 тысяч фразеологизмов. Все они объясняются, приводятся их возможные варианты, употребление в речи фразеологизмов иллюстрируется примерами из художественной, публицистической литературы. Если фразеологизм имеет синонимы, антонимы, то они приводятся. В отдельных случаях сообщаются сведения о происхождении фразеологической единицы.

Из словарей, изданных в последнее десятилетие назовем « Фразеологизмы в русской речи» (М.,1997), авторы А.М. Мелерович, В.М. Мокиенко. Этот первый в мировой лексикографической практике опыт описания идиом и пословиц в их вариативном многообразии. В конце словарной статьи имеется историко-этимологический комментарий. В словаре – 500 наиболее частотных фразеологизмов. Большая часть иллюстраций взята из текстов последних десятилетий, не отображенных другими русскими словарями

Много познавательного содержат словари: « Энциклопедия мысли: Сборник афоризмов и изречений от древности до наших дней» (СПб, 1997); «Энциклопедия афоризмов», составитель Э.Борхов (М.,1998). В книгах представлены афоризмы, изречения, высказывания отечественных и зарубежных авторов, пословицы, отрывки из народного эпоса, литературных прозаических и поэтических произведений от античности до наших дней. Всего более 1600 словарных статей.

В библиотеке каждого школьника должны быть «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П.Жукова, А.В. Жукова (М., 1994); Учебный словарь « Русские пословицы и поговорки», составленный В.И.Зиминым, С.Д.Амуровой, В.Н. Шанским, З.И.Шаталовой (М.,1994)

Стилистическая окраска слова указывает на возможность использования его в том или ином функциональном стиле (в сочетании с общеупотребительной, нейтральной лексикой). Однако это не значит, что функциональная закрепленность слов за определенным стилем исключает их употребление в других стилях. Для современного развития русского языка характерно взаимовлияние и взаимопроникновение стилей, а это способствует перемещению лексических средств (одновременно с другими языковыми элементами) из одного стиля в другой. Так, в научных произведениях нередко с терминологической соседствует публицистическая лексика. Это можно наблюдать на примере литературоведческих работ: Публикация "Северной повести" К. Г. Паустовского датируется 1939 г. Это романтическое повествование о людях разных поколений и национальностей, чьи судьбы тесно и порою замысловато переплетаются между собой. Героев повести объединяют общие черты - борьба за социальную справедливость и свободу, нравственная чистота. ...Идейный замысел писателя определил особенности композиции и сюжета повести. Сюжетный параллелизм первой и второй-третьей частей, своеобразный повтор фабульной линии не случайны (Л. А. Новиков). Научный стиль не исключает эмоциональной речи, а это обусловливает использование в нем оценочной лексики, высоких и сниженных слов.

Еще более открыт для проникновения иностилевой лексики публицистический стиль. В газетной статье нередко можно встретить термины рядом с разговорной и даже просторечной лексикой: Слово "перестройка" вошло во многие языки без перевода, как в свое время "спутник". Однако иностранцу выучить это слово куда проще, чем воплотить в жизнь все, что за ним стоит. Покажу это на фактах из сферы хозяйствования... Планирование, как известно, опирается на нормативы. Спешу сразу же и четко оговориться, чтобы не быть обвиненным в том, будто я вообще против всяких нормативов. Нет же, разумеется! И на предприятиях, уверен, не дойдут до глупости огульно отрицать их необходимость. Только смотря каких нормативов. Когда устанавливается, допустим, процент отчислений от прибыли в бюджет, или плата за потребление природных ресурсов или размеры платежей банку за полученную ссуду, кто же будет против? Но когда нормативами регламентируется вся внутренняя жизнь предприятий: структура и численность, оклады и премия, отчисления на всякого рода нужды (вплоть до покупки ручек и карандашей),- это уже, простите, чушь несусветная, которая приводит к результатам нередко смешным, иногда драматичным, а порой трагикомичным (П. Волин). Здесь лексика научная, терминологическая переплетается с экспрессивно окрашенной разговорной, что, однако, не нарушает стилистических норм публицистической речи, а наоборот, способствует усилению ее действенности. Вот, например, описание научного эксперимента, появившееся на газетной полосе: В институте эволюционной физиологии и биохимии... тридцать две лаборатории. Одна из них изучает эволюцию сна. У входа в лабораторию табличка: "Не входить: опыт!" Но из-за двери доносится кудахтанье курицы. Она здесь не для того, чтобы нести яйца. Вот научный сотрудник, берет в руки хохлатку. Переворачивает вверх лапками... Такое обращение к иностилевой лексике вполне оправдано, разговорная лексика оживляет речь, делает ее более доступной для читателя.

Из книжных стилей лишь официально-деловой непроницаем для разговорной лексики, для эмоционально-экспрессивных слов. Хотя в особых жанрах этого стиля возможно использование публицистических элементов, а следовательно, и оценочной лексики (но из группы книжных слов). Например, в дипломатических документах (заявлениях, нотах правительства) такая лексика может выражать отношение к обсуждаемым фактам международной жизни: найти выход из тупика, смотреть с оптимизмом, гигантская эволюция в отношениях.

Приметой времени стало употребление за пределами научного стиля терминологической лексики в переносном значении: очередной раунд переговоров, вирус равнодушия, новые витки нескончаемых споров, коэффициент искренности, эйфория прошла (стало ясно, что легких решений не будет) и т. д. В этом случае наблюдается не только метафорический перенос значения, в результате чего происходит детерминологизация, но и перенос стилистический: слово выходит за пределы породившей его терминосистемы и становится общеупотребительным.

Однако не всегда привлечение иностилевой лексики укладывается в стилистическую норму. Значительный ущерб культуре речи наносит неуместное использование:

  • 1) высокой книжной лексики ("Журавлев выступил как поборник экономии стройматериалов" );
  • 2) надуманных, искусственных терминов, создающих псевдонаучность речи ("Одна голова крупного рогатого скота женского рода [т. е. корова!] должна быть использована, прежде всего для последующего воспроизведения потомства" );
  • 3) публицистической лексики в нейтральном тексте, придающей ложный пафос высказыванию ("Коллектив магазина № 3, как и все прогрессивное человечество, встал на трудовую вахту в честь Первомая" ).

Нарушением стилистической нормы становится:

  • 1) необоснованное смешение разностильной лексики, в результате которого возникает неуместный комизм ("Чтобы получить веские доказательства злоупотребления властью, прихватили с собой и фотокорреспондента"; "Руководство предприятия уцепилось за рационализаторское предложение") ;
  • 2) введение разговорных элементов в книжную речь ("Воскресники положили начало благоустройству райцентра, однако в этом деле у нас еще работы непочатый край" ; "Уборку зерновых в области завалили, ссылаясь на плохие погодные условия" ).

Комический эффект от смешения языковых средств разных стилей используют юмористы, сознательно употребляя контрастирующие по стилистической окраске слова: Через несколько дней молодой медик гулял с девушкой по сильно пересеченной местности на берегу моря (И. и П.); В позабытой стороне, в Заболотской волости, ой, понравилась ты мне целиком и полностью. Как пришло - не знаю сам - это увлечение, мы гуляли по лесам местного значения (Исак.).

Бюрократизация всех форм жизни нашего общества в застойный период привела к тому, что в русском языке чрезмерно усилилось влияние официально-делового стиля. Элементы этого стиля, неоправданно употребляемые за его пределами, называются канцеляризмами . К ним принадлежат характерные слова и выражения (наличие, за неимением, во избежание, должный, вышеуказанный, в данный момент, отрезок времени, на сегодняшний день и под.), множество отглагольных существительных (взятие, раздутие, проживание, нахождение, изъятие, прогул, выгул, недокомплект и др.); отыменные предлоги (в деле, в части, в целях, по линии, за счет и т. д.). Формулировки, изобилующие канцеляризмами и речевыми штампами, помогали уходить от прямого разговора на острые темы, называть вещи своими именами: Отмечались отдельные недостатки в деле развития общественного животноводства; Отрицательная сторона в деле деятельности предприятия заключается в случаях выпуска бракованных изделий.

Канцеляризмы проникают не только в книжную, но и в разговорную речь, в которой можно отметить порой нелепые сочетания стилистически несовместимых слов: [в обращении к ребенку] По какому вопросу плачешь? (пример К. И. Чуковского); [в бытовой обстановке] При наличии жены я не стану мыть посуду! Абсурдность насыщения разговорной речи канцеляризмами становится очевидной, когда мы встречаемся с их пародийным употреблением: "Представим себе, что муж за обедом спрашивает жену, чем она сегодня занималась. В ответ он слышит: В первую половину дня я ускоренными темпами обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров..." (пример В. Г. Костомарова).

Другой отличительной особенностью разговорной речи нашего времени стало насыщение ее уменьшительно-ласкательными формами без стилистической мотивировки. Исследователи отмечают "стилистическое опрощение" этой группы оценочной лексики, которая нередко воспринимается говорящими как своеобразная примета непринужденно-разговорной речи: Приветик!; Материальчик приготовили?; Дайте справочку; Налей полполовничка супчика; Колбаски полкило и т. п. В подобных случаях речь идет не о размерах предметов, не выражается также особо нежное к ним отношение, другими словами, оценочность экспрессивно окрашенных слов утрачивается. Обращение к таким формам обусловлено или ложным представлением о "вежливом стиле", или приниженным положением просителя, боящегося получить отказ от лица, к которому вынужден обращаться. Подобное использование экспрессивно-эмоциональной лексики часто отражает распределение социальных ролей в обществе.

У писателей, журналистов уменьшительные формы оценочных слов становятся источником иронической, сатирической окраски речи (одновременно и при смешении стилей): Ну до чего же мы все хорошие! До чего красивые и приятные! И вон тот, который старушку локотком отодвинул, а сам вместо нее в автобус сел! И вон тот, что переулочек уже трое суток метелочкой подметает... (Из газ.).

Отмечается также высокая степень употребительности в разговорной речи сниженных слов, утрачивающих в этом случае оттенки пренебрежительности, грубости (девчонки, мальчишки, бабка, тетка и др.): Бабка у меня хорошая; Мой мальчишка из армии возвращается; Девчонка с ним шла красивая.

Тенденция к стилистическому опрощению оценочной лексики не дает нам, тем не менее, права не учитывать эмоционально-экспрессивной окраски слов при их употреблении.

Стилистически окрашенная лексика

– это лексические единицы (однозначные слова или отдельные значения многозначных слов), характеризующиеся способностью вызывать особое стилистическое впечатление вне контекста. Эта способность обусловлена тем, что в значении данных слов содержится не только предметно-логическая (сведения об обозначаемом предмете) информация, но и дополнительная (непредметная) – коннотации (см.). В непредметной информации, заключенной в лексических единицах, находят выражение не только экспрессивно-эмоциональные коннотации, но и отражается влияние различных экстралингвистических (стилеобразующих) факторов, таких как: сфера общения, специфика функц. стиля, жанр, форма и содержание речи, взаимоотношения между адресантом и адресатом сообщения, отношение автора к предмету речи и др. Вместе с тем непредметной информацией являются и содержащиеся в некоторых лексических единицах исторически сложившиеся характеристики самого слова как вульгарного, неприличного, устарелого и т.п., причем одна и та же лексема может совмещать разные характеристики.

Хотя в лексикологии нет единой классификации С. о. л., однако в качестве общепринятой считается подразделение С. о. л. на экспрессивно-эмоциональную и функционально-стилистически окрашенную (соотнесенную с функц. стилями рус. языка). Более детальную систематизацию С. о. л. дает Е.Ф. Петрищева, выделяя три основные группы средств с их дальнейшей дифференциацией.

В С. о. л. совр. рус. лит. языка Е.Ф. Петрищева выделяет следующие типы: а) лексика, сообщающая о сфере своего употребления; б) лексика, сообщающая об отношении говорящего к предмету речи; в) лексика, характеризующая говорящего.

К лексике, сообщающей о сфере своего употребления, относятся слова разговорные и книжные. Разговорно окрашенная лексика характеризует сферу своего употребления как обиходно-бытовую (напр., бывало, ведь, видно в значении вводного слова, высыпать ‘появиться толпою’, дедушка, застрять ‘плотно попасть во что-н. так, что трудно высвободить’, кладовка, мама, морковка, натянуть ‘надеть с усилием, надвинуть что-н.’, папа, примоститься ‘поместиться в неудобном для этого месте’, тетя, чуть и др.). Книжно окрашенная лексика характеризует сферу своего употребления как возвышающуюся над уровнем бытовой повседневности, напр., возложить, впоследствии, вследствие того что, вышеназванный, ибо, конфигурация, опознать, потреблять, предварительно, проживать, произрастать, с тем чтобы, супруги, указанный, явление и др.

Второй тип С. о. л. составляют слова, сообщающие об отношении говорящего к предмету речи. Этот тип С. о. л., в свою очередь, можно подразделить на т.н. рассудочно-оценочные слова (обозначающие отрицательные или положительные предметы, действия и вызывающие у адресата речи определенное эмоциональное отношение к объекту высказывания) и эмоционально-оценочные слова (характеризующиеся способностью сообщать адресату речи об эмоциональном состоянии адресанта). В словах последней подгруппы информация об эмоциональном отношении к предмету речи может наслаиваться на рассудочную оценочность (напр., в словах писака, рифмоплет ) либо слово может содержать только какой-то один из названных видов оценки.

К рассудочно-эмоциональным относятся такие слова, как безапелляционный, безвозмездный, благоухание, даровой, демонстративный ‘подчеркнутый’, дилетант, зачинщик, коновал ‘врач’, насаждать, наукообразный, обелить ‘оправдать’, обречь, пустяк, рассадник, сговор, слишком, чрезмерно и др. Эмоционально-оценочная лексика, сопровождаемая в словарях стилистическими пометами бран., ирон., шутл., неодобр., пренебр., презрит., укор., торж., ритор. по признаку особого стилистического впечатления, указывает на чувства, которые обычно вызывают предметы или явления, соответствующим образом оцениваемые обществом.

В подгруппе эмоционально-оценочной лексики выделяются слова, содержащие отрицательную или положительную эмоциональную оценку предмета речи (напр., верзила, вытворять ‘совершать какие-то отрицательные, нежелательные поступки’, гнусный, миндальничать ‘проявлять излишнюю мягкость’, модничать ‘франтить’, необъятный, прихвостень ‘чей-н. приспешник’, счастливчик ) и слова, которые эмоционально возвышают или принижают предмет речи (такие, напр., как вершитель, грядущий, злодеяние, изгнанник, мерещиться, озираться, плюхнуться, стяг, уставиться ). Кроме того, к эмоционально-оценочной лексике относятся слова, выражающие фамильярное, ироническое, шутливое, ласковое или снисходительное отношение к предмету речи (напр., баловень, бедняга, благоверный, верхотура, глупышка, горемыка, допотопный, душещипательный, егоза, заморыш, капризуля, карапуз, мордашка, ребятня ). Разновидностью эмоционально-оценочной лексики является и бранная лексика.

Третью группу С. о. л. составляют слова, заключающие в себе характеристику самого говорящего, т.е. слова, которые не содержат в себе информации ни о форме речи, ни о сфере общения, но сообщают сведения о самом говорящем субъекте, в частности – о его принадлежности к определенной категории носителей совр. рус. лит. языка. Так, напр., лексические единицы типа воротиться (ср. вернуться ), к примеру (ср. например ), нынче (ср. теперь ), покуда (ср. пока ), сперва (ср. сначала ) вызывают впечатление стилистической сниженности, т.к. сферой преимущественного употребления этих слов является обиходно-бытовая речь. Лексемы этого типа характеризуют говорящего либо как представителя интеллигенции с невысокими уровнем образования, либо как выходца из народной среды. В то время как слова впоследствии (ср. потом, после ), игнорировать (ср. пренебрегать ), импульсивный (ср. порывистый ), обитать (ср. жить ), полагать (ср. считать, думать ), утомление (ср. усталость ), утрировать (ср. преувеличивать ), экстраординарный (ср. необыкновенный ) свойственны главным образом текстам, содержание которых возвышается над уровнем обыденности. Такие слова свидетельствуют о принадлежности говорящего к высокообразованной или потомственной интеллигенции.

При широком понимании стилистической системы лит. языка к стилистически маркированной лексике (в частности – лексике, характеризующей говорящего) относят слова, не входящие в состав совр. лит. языка (просторечные, диалектные, жаргонные).

Несмотря на выявленные отличия, названные группы С. о. л. объединяют общие существенные признаки – наличие непредметной (дополнительной по отношению к основной, предметно-логической) информации и способность этих слов вызывать в сознании носителей лит. языка особое стилистическое впечатление. Эту способность стилистически маркированные слова приобрели, "вобрав" в себя содержащиеся в специфических контекстах сведения о тех или иных экстралингвистических обстоятельствах, не связанных с признаками самого обозначаемого словом предмета или явления.

Лит. : Ахманова О.С. О стилистической дифференциации слов // Сборник статей по языкознанию. Профессору Московского университета академику В.В. Виноградову. – М., 1958; Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сборник статей по языкознанию. Профессору Московского университета академику В.В. Виноградову. – М., 1958; Панов М.В. О стилях произношения (в связи с общими проблемами стилистики) // Развитие современного русского языка. – М., 1963; Денисов П.Н., Костомаров В.Г. Стилистическая дифференциация лексики и проблема разговорной речи. По данным Словаря русского языка С.И. Ожегова // Вопросы учебной лексикографии. – М., 1969; Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. – М., 1973; Его же: Русский язык в его функциональных разновидностях (к постановке проблемы). – М., 1977; Петрищева Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. – М., 1984.

Е.М. Крижановская


Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. "Флинта", "Наука" . Под редакцией М.Н. Кожиной . 2003 .

Смотреть что такое "Стилистически окрашенная лексика" в других словарях:

    - – лексика, используемая в науч. текстах всех областей знания. Специфической чертой науч. прозы является лексикоцентричность. Именно слово в науч. тексте является необходимой предпосылкой для последовательных операций с понятиями в процессе… …

    - – см. Стилистически окрашенная лексика … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    - (структурная, строя языка, стилистических средств языка, аналитическая, практическая, традиционная) – направление стилистики, изучающее стилистические ресурсы языка. Это наиболее традиционная область стилистики, объектом которой является состав… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    - – это совокупность разноуровневых единиц, составляющих стилистические ресурсы языка и обеспечивающих говорящему возможность выбора для осуществления акта коммуникации в соответствии с целями общения и всем комплексом экстралингвистических… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    - – 1) раздел лингвистической стилистики, ориентированный на описание стилистических ресурсов совр. рус. лит. языка на лексическом уровне языковой структуры (см. работы Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, А.Н. Гвоздева, А.М. Ефимова, Д.И. Розенталя, Д.Н.… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    - (от лат. stilus, stylus – остроконечная палочка для письма, затем –манера письма, своеобразие слога, склад речи). В языкознании нет единого определения понятия С., что обусловлено многомерностью самого феномена и изучением его с различных точек… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    - – разновидность словарной пометы, лексикографический прием указания на стилистические особенности разъясняемой словарной единицы. Напр.: книжн. – книжное слово; разг. – разговорное; простор. – просторечное и т.д. С помощью С. п. отмечаются те… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    - – группа лексики с окраской возвышенности, ограниченная употреблением преимущественно в стихотворных жанрах литературы XVIII–1 й пол. XIX в. Напр., имена существительные: десница, ланиты, очи, перси, перст, чело, лира, венец, чертог;… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    - – понятие, по разному определяемое в специальной литературе в связи с неоднозначной трактовкой категории выразительности (см.: Выразительность речи). В работах некоторых исследователей В. с. отождествляются со стилистическими фигурами (см., напр … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Пассивный словарь - Пассивный словарь, пассивный запас слов часть словарного состава языка, состоящая из единиц, ограниченных в употреблении особенностями обозначаемых ими явлений (к примеру, историзмы, собственные имена) или известных лишь части… … Википедия

Они относятся к разделу науки, которая занимается обучением дифференцированного использования языка в общении, а также предоставляет знания касаемо самого языка и соответствующих средств, необходимых для его использования. Она называется "стилистика", а ее предшественницей была риторика (концепция ораторского мастерства), которая занималась исключительно публичным стилем речи. Стилистика как наука охватывает все системы речевых средств. Это своего рода учение касаемо наиболее эффективных форм выражения мыслей и чувств.

Что такое стилистически окрашенные слова?

Они употребляются исключительно в конкретных стилях, в частности:

  1. Научная лексика. Она включает слова, которые употребляются в сфере образования, науки и техники (например, диапазон, лазер и т. д.).
  2. Политическая лексика. Сюда относятся слова, используемые в общественной, политической области (кандидат, диссертация, Дума и т. п.).
  3. Она представлена словами, которые применяют в основном в бытовом общении, в устной форме (велик, фотки, инет и т. д.). В рамках художественных произведений она употребляется для характеристики основных персонажей.

Подытожив вышеизложенное, можно сформулировать, что такое стилистически окрашенные слова. Это слова, которые имеют добавочное значение, точнее, они называют предмет и передают его соответствующую оценку (пренебрежение, одобрение, иронию и т. п.), а также определенные эмоции по отношению к нему.

Разновидность стилистической окраски

Она представлена двумя компонентами:

1. Функционально-целевая стилистическая окраска (окрашенность отдельно взятых единиц языка), которая, в свою очередь, подразделяется на три основных типа:

  • разговорная;
  • книжная;
  • нейтральная.

Первыми двумя типами могут выступать:

Грамматические формы (например, договоры (нейтральная) - договора (разговорная);

Слова (например, место (нейтральная) - местонахождение (книжная);

Фразеологизмы (например, протянуть ноги (разговорная) - почить вечным сном (книжная);

Предложения (например, по причине нелетных погодных условий вылет задерживается (нейтральная) - из-за тумана я не улетел (разговорная).

2. Экспрессивно-оценочная стилистическая окраска (нет привязки к конкретному стилю, содержится в самом слове) включает три типа:

  • сниженная;
  • повышенная;
  • нейтральная.

Пример: жизнь (нейтральная) - житуха (сниженная) - житие (повышенная).

Нейтральные и стилистически окрашенные слова

Словарный запас в литературном языке принято подразделять на два основных компонента: стилистически окрашенная и нейтральная лексика.

Нейтральная лексика - слова, не привязанные ни к одному из существующих стилей речи, то есть их можно употреблять в любой системе речевых средств, потому что они экспрессивно и эмоционально не окрашены. Однако у этих слов есть стилистические синонимы (разговорные, книжные, просторечные).

Согласно теории М. В. Ломоносова («Трех штилей»), все остальные слова относятся либо к высокой системе речевых средств (например, почивать, отчизна и т. д.), либо к низкой (например, намедни, брюхо и т. п.).

В связи с этим бывает лексика разговорная (сивый мерин, цыц и т. д.) и книжная, которая, в свою очередь, подразделяется на следующие виды:


Направления лингвистической стилистики

Их два, в частности:

  • стилистика языка;
  • стилистика речи (функциональная стилистика).

Первое направление изучает стилистические средства лексики, грамматики и фразеологии, а также стилистическую структуру языка.

Второе - разные виды речи и их обусловленность разнообразными целями высказывания.

Лингвистическая стилистика должна содержать принцип последовательности и функциональности и отражать взаимосвязь различных видов речи с целью высказывания, его тематикой, условиями общения, авторским отношением и адресатом речи.

Стили - это различные комбинации применения языка в процессе общения. Каждая система речевых средств характеризуется своеобразием применяемых языковых средств, а также их неповторимым сочетанием между собой.

Таким образом, стоит сформулировать определение, что же такое лингвистическая стилистика. Это, прежде всего, раздел языкознания, который изучает различные стили (языка, речи, жанра и др.). Также предметом ее исследования являются эмоциональные, экспрессивные и оценочные свойства языковых единиц как в парадигматическом плане (в рамках системы языка), так и в синтагматическом аспекте (в различных сферах общения).

Структура рассматриваемого раздела языкознания

К ним относятся сочетания, имеющие устойчивый характер (служба занятости, работники бюджетной сферы, международная и т. д.). Они широко употребляются журналистами ввиду того, что невозможно постоянно изобретать принципиально новые средства выражения.