Главная · Вредные привычки · Изучаем живопись на пленэре. Польза пленэра: этюды, выбор сюжета, живописные приемы Плинер карандашом

Изучаем живопись на пленэре. Польза пленэра: этюды, выбор сюжета, живописные приемы Плинер карандашом

фр. plein air, букв. – открытый воздух) – 1) paбота художника с натуры непосредственно под открытым небом, с учетом воздушных и световых явлений; 2)живопись на открытом воздухе (вне мастерской), связанная с изучением пленэрных эффектов. Термин обычно употребляется по отношению ко всякому изображению на открытом воздухе.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПЛЕНЭР

франц. plein air – открытый воздух), живопись, создаваемая на природе, под открытым небом. Только работая на пленэре, можно живо и полно передать особенности естественного освещения и световоздушную среду. Еще в нач. 19 в. английский художник Д. Констебл писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, но картины писались в мастерской. В сер. 19 в. на открытом воздухе работали мастера барбизонской школы и К. Коро.

По-настоящему открыли пленэрную живопись французские импрессионисты (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.). В 1891 г. К. Моне вступает на пленэре в соревнование с природой. Он создает серию «Тополя» на берегу реки Эпт, работая одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть оттенки цвета и освещения, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды. Художник пишет этюды-картины, состязаясь в скорости с самим светом: хрупкие дрожащие в золотистой утренней дымке и грозно вздымающиеся на фоне всполохов закатного неба деревья.

В России во второй пол. 19 – нач. 20 в. работали на пленэре В. А. Серов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь и многие др. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от зимнего сна. На ноздреватом мартовском снегу лежат голубые, сиреневые и лиловые тени. Работая на пленэре, художник увидел и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой скучный темный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы (цветные отсветы) отраженного света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.

Пленэр – (франц. – открытый воздух)- термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.

Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью возможно более полного воспроизведения её реального облика. Некоторые моменты, предвосхищающие появление пленэрной живописи, можно проследить в творчестве мастеров итальянского Возрождения и художников 17 в.

Однако по существу принципы пленэрной живописи получили распространение в 1 половине 19 в. (Дж. Констебл – Великобритания, А.А. Иванов – Россия). Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во 2 пол. 19 в. (термин начинает широко употребляться) в творчестве мастеров импрессионизма – К.Моне, К.Писсаро, О. Ренуара и др., а также в русской пейзажной живописи 2 пол. 19-ная. 20 вв. (В.Д.Поленов, И.И. Левитан, В.А. Серов, К.А. Коровин, И.Э. Грабарь).

Нельзя не отметить, что, выйдя из мастерской на пленэр, сам художник попадает в особые условия. Ведь и на его палитру и этюд тоже проникают рефлексы, что значи­тельно затрудняет поиски достоверно­го цвета.

Это необходимо учитывать при выборе места для работы на воздухе. Если нельзя найти надежное укрытие, художники берут с собой особый зонт, защищающий их от рефлексов голубо­го неба и солнечных лучей.

Непривычные просторы изображаемого пространства, обилие света, большая удаленность объектов природы от глаз наблюдателя, новые условия работы обычно увлекают и одновременно пугают впервые попавшего на пейзажные этюды начинающего живописца. Поначалу трудно охватить взглядом глубину пространства, увидеть цвета предметов и объектов, измененных расстоянием, силой и состоянием освещения. Трудности первых опытов работы на пле­нэре усугубляются быстрой сменой освещения (то яркое солнце, то набежавшие от туч тени), различным состоянием погоды в течение суток (утром, днем, вечером) или в разные времена года.



Передача цветовых отношений объектов природы с учетом тонового и цветового состояния освещенности является основой живописи пейзажа. Предстоит решить цветовую основу, на которой в процессе написания этюда строятся конкретные отношения между деталями пейзажа.

Приспособление для работы на воздухе. Для хранения и переноса красок, кистей, палитры нужно приобрести или сделать самим деревянный ящик, называемый этюдником. Этюдники бывают двух видов (рис. 100): для акварели -легкий плоский деревянный ящик с акрилатовой палитрой, кассетами для красочных смесей и другими принадлежностями; или «комбайн»-универсальный этюдник с раздвижными ножками, который можно использовать для работы на воздухе (на пленэре) и для работы в мастерской.

Для работы на природе полезным будет и складной легкий стульчик, так как не всегда приходится работать стоя. Имея пере­носной стульчик, легче организовать рабочее место. При желании можно самим изготовить приспособление для работы на пленэре: папки и сшитые из парусины сумки с карманами для красок, кистей, фляги с водой и других вещей.

Приступая к пейзажному этюду, следует прежде всего позабо­титься о выборе наилучшей точки наблюдения, с которой весь будущий пейзаж воспринимается цельно, смотрится выразительно, когда четко определяются пространственные планы. Если в компо­зиции этюда мы хотим показать деревья целиком, то надо находить­ся от них на достаточном удалении (не менее чем две-три величины объекта изображения по большей стороне).

Рамка-видоискатель, вырезанная из бумаги, поможет найти композиционное решение в соответствии с замыслом и конкретной задачей. Чтобы этюд был хорошо скомпонован, надо сосредоточить внимание только на том, что составляет основу, главный сюжет изображения, отказавшись от всего второстепенного, остающегося за рамкой видоискателя.

Одна из главных композиционных задач - с самого начала определить на плоскости этюда крупные соотношения земли и неба. Все элементы пейзажа в дальнейшем будут строиться в зависимости от положения линии горизонта (находящейся на уровне наших глаз). Горизонт не должен делить картинную плоскость горизонтальной линией на две равные части. Этюд смотрится интереснее, когда на нем показано либо больше неба, либо больше земли, а не их пропорциональное равенство. Симметрия делает композицию не­выразительной и скучной.

Цветовые отношения между отдельными объектами, участками, и планами видимой натуры, правильная передача общего цветового состояния природы зависят от освещения. Освещение в пейзаже (в солнечный яркий день-яркие, светлые краски палитры, в пас­мурный день - темные, малонасыщенные цвета) во многом опре­деляет успех построения эмоционально-выразительного пейзаж­ного этюда. Решение больших цветовых отношений должно обяза­тельно вестись с учетом различного состояния освещенности, днев­ного, вечернего и т.д.

На начальной стадии обучения необходимо научиться чувство­вать роль воздушной перспективы и освещения (например, стволы берез на закате солнца окрашены в оранжево-красные оттенки), выработать способность замечать не предметные цвета, а обуслов­ленные освещением и удаленностью, т.е. измененные, цвета пред­метов.

На природе, где цвета предметов меняются в зависимости от освещения, нужно определить, в каких пределах должны быть построены цветовые отношения. Если по неопытности не задаться такими параметрами, придется все время переписывать начатый этюд, например в случае, если солнечная погода сменилась пасмур­ной.

Работая на пленэре, следует устанавливать пропорциональное различие цветов, перспективное изменение обусловленного цвета на разных планах, одновременно держа их в поле зрения (первый - ближней, средний - второй и дальний -задний). Хотя объекты пейзажа и расположены на разных планах, их можно сравнивать и устанавливать существующие между ними отношения. Например, зеленая трава на переднем плане воспринимается более теплой по тону, чем та же трава на среднем и тем более на заднем плане.

В пейзажном этюде необходимо начинать писать с целого, а не с деталей, следуя принципу: от общего -к деталям, с последующим обобщением. Вначале прокладывают общие цветовые пятна, а затем, когда большие цветовые отношения установлены, переходят к проработке деталей. В первоначальных коротких этюдах на пленэре (продолжительностью от 30 минут до одного часа) рисовальщик ставит себе определенную задачу: выработать метод работы цвето­выми отношениями при цельности восприятия натуры. В таких этюдах выстраивают отношения между цветом неба, земли, пере дним, средним и дальним планами. Полезно вначале в качестве сюжета выбирать мотивы с ограниченным замкнутым пространст­вом (например, двор с его растительностью и частью строений).

Если вы успешно справились с задачей, можно переходить к более открытым пространствам, имеющим несколько планов (на­пример, берег реки с ясно выраженным передним планом - дере­вом, кустом, строением и т.д.). На выполнение второго вида этюда отводится от 2 до 3 часов. Здесь помимо основной задачи, заклю­чающейся в передаче основных цветовых отношений, с учетом воздушной перспективы и состояния освещения, потребуется дать пространственное решение и проработку деталей переднего плана. Определяя цветового состояние пейзажа, нужно найти основные отношения между цветом неба, земли, воды, а также обобщенных масс растительности (строении).

Решив композицию будущего этюда в первоначальном набро­ске, намечаем на рабочем листе карандашом или сразу кистью главные части пейзажного мотива и пропорции больших масс. Уточняем месторасположение отдельных элементов пейзажа в со­ответствии с пространственными планами, в пределах которых они находятся, в подмалевке одним цветом. С использованием светотени очень обобщенно определяем основные тональные отношения крупных частей пейзажа.

Далее переходим к работе в цвете с учетом общего освещения: утреннее солнце придает общему цветовому строю пейзажа, включая все объекты изображения, хорошо воспринимаемый желто-розовый оттенок, дневное солнце-золотистый, вечернее-оранжеватые или красноватые оттенки. Мягкий рассеянный свет пасмурного дня больше всего проявляет предметный (собственный) цвет объектов изображения.

В изображении пространства в пейзаже большую роль играет проработка формы живописных объектов, находящихся на различ­ных пространственных планах. Чтобы передать глубину в пейзаже, более конкретно прописывают формы предметов или объекты переднего плана. На передних планах отчетливее проступают соб­ственные цвета предметов, здесь они выглядят объемнее, насыщен­нее, с контрастной светотенью. При решении дальних планов нужно учитывать законы воздушной перспективы. По мере удаления от зрителя формы предметов теряют объемность и приобретают упро­щенный, силуэтный характер, ослабевает их насыщенность - цвета становятся обусловленными воздушной средой и зависят от степени удаления от зрителя.

С ростом мастерства появляется возможность обогатить палитру чрезвычайно богатыми красками природы, нюансировкой цветов растительного мира, передачей самых разнообразных настроений.

Что касается подготовки к работе на пленэре, то здесь важно предусмотреть на первый взгляд не очень важные детали.

Так, не следует в яркий солнечный день надевать насыщенную цветом одежду - она помешает, так как будет отбрасывать сильные по цвету рефлексы на палитру и картинную плоскость. Если вы устроились в тени деревьев, помните, что зеленый отсвет листвы повлияет на вашу работу. Чтобы не слепили лучи солнца, лучше писать, находясь под защитой локального цвета зонта, или носить головной убор с козырьком. Отправляясь на этюды, берите краску с запасом, особенно для пейзажей, в мотиве которых присутствуют земля, вода и небо. Если вам удастся подобрать три основных цвета из имеющихся красок и в нужном количестве, они помогут устано­вить цветовое единство пейзажа и избежать чрезмерного расцвечи­вания этюда. Работая акварелью, позаботьтесь о запасе воды во фляге.

Над пейзажем можно работать в любое время года.

Каждый, кто учился в художественной школе, посещал курсы по рисованию или фотографии, наверняка не раз слышал слово "пленэр". Что это, и чем он отличается от обычного изобразительного творчества, должны были подробно рассказывать преподаватели. Эта же статья предназначена для тех, кто с таким понятием не знаком.

Что такое "пленэр"

Не все художники сочиняют свои картины, сидя в мастерской. И не у всех есть возможность рисовать по фотографии, тем более что фотоаппарат не может передать объем и ощущение пространства, как бы ни старался. Для решения этой проблемы и существует пленэр - рисование на природе. Причем объектом творчества может быть что угодно: растения и ландшафт, панорамы города и отдельные сооружения, портрет, небо и многое другое, что только может прийти в голову.

Пленэры для художников - это очередная возможность испытать свои силы, прочувствовать и перенести все это на холст. Главное - научиться рисовать быстро, пока свет не переменился. Зачастую на пленэре создают этюды и зарисовки, а не полноценные картины. Фотографы тоже работают на природе. Для многих из них пленэр - это основное направление в творчестве.

Насколько это трудно

Рисовать на пленэре намного сложнее, чем в студии. Погода может измениться в любой момент - ветер сдувает все художественные принадлежности, насекомые мешают, а солнце довольно быстро меняет свое положение на небосклоне, кардинально меняя освещение. Казалось бы, зачем так мучиться, ведь можно сфотографировать сцену и нарисовать все дома. Но не все так просто. Любой художник ответит, что картины, нарисованные с плоской фотографии, и сами будут выглядеть плоско. А задача художника - создать ощущение пространства. Что бы ни говорили про пленэр (что это, например, трата времени, сил и нервов), ни один стоящий мастер не откажется от возможности творить на природе.

История

На природе рисовали давно, но пленэр как стиль живописи появился только в начале XIX века, благодаря творчеству англичан Ричарда Паркса Бонингтона и Джона Констебля. подразумевающий быстрое рисование на природе, пришелся по душе многим. Его подхватили такие известные художники как Пьер-Огюст Ренуар, Батист и Жан-Франсуа Милле. Позже одним из самых известных художников, рисовавших природу с натуры, стал Клод Моне.

В России пленэр был особенно популярен с конца XIX до начала XX века. К. Коровин, И. Грабарь и В. Серов регулярно творили на природе. Множество потрясающих этюдов в этом жанре создал и знаменитый мастер пейзажа Исаак Левитан.

В настоящее время рисование на природе зачастую входит в обязательную программу художественных высших и средних учебных заведений. А профессиональные живописцы устраивают международный пленэр. Это групповой выезд на природу, предназначенный для обмена опытом и знаниями между художниками из различных стран.

Как подготовиться

Вы открыли для себя понятие "пленэр" - что это, откуда появилось и зачем нужно. Теперь осталось узнать, как самому окунуться в мир пленэрной живописи.

Вам понадобится этюдник. Это специальный раскладной чемоданчик, в котором можно носить кисти, краски и другие принадлежности. Он устанавливается на треногу и заменяет художнику мольберт. Не забудьте карандаши и краски, бумагу, ластик, воду, в которой вы будете ополаскивать кисти, и ёмкость для нее.

Наверняка, вам пригодится теплая одежда, ведь погода может измениться в любую минуту, головной убор для и средство от насекомых. К подготовке нужно подойти серьезно, иначе желание творить пропадет уже через полчаса после начала работы.

Итак, что вы узнали про пленэр? Что на природе, оригинальный который появился в Англии в начале XIX века. Популярным он остается до сих пор. Теперь вы и сами готовы приступить к рисованию на природе наравне с величайшими художниками XIX и XX века.

В этой статье про пленэрное фото я постараюсь разрушить некоторые мифы, связанные с техникой съемки на открытом воздухе. Я дам определение понятию «пленэр». Затем мы раз и навсегда разберемся в верном написании этого слова. Вы узнаете о том, как выбрать время, место и предпочтительный ракурс. И стоит ли «париться» по поводу погоды?

Пленер или пленэр?

Какая же погода будет наиболее «правильной» для работы на пленэре? Наверное, лучше всего было бы фотографировать при небольшой облачности с проблесками солнца - не чрезмерно ярко, но и не пасмурно. В таких условиях мы получим достаточно контрастные и яркие фотографии. Однако я бы не стал так категорично утверждать, что нельзя сделать качественные и при ярком солнечном свете или в пасмурный день. Многое в этом случае зависит от места съемки и используемого дополнительного оборудования.

Пленэр фото. Когда снимать?

Разумеется, я согласен, что ранним утром и вечером до заката солнца - наиболее удачные условия для съемки , да и пейзажа тоже. Но не стоит так полагаться на конкретное время суток, потому что на разных широтах, в различных городах все меняется. Такие вещи, как время съемки весьма субъективны, а погода переменчива. Да и не всякий клиент готов встать в пять-шесть утра «ради искусства». Более того, я сам не готов. 🙂

В среде начинающих любителей фотографии бытует мнение, что съемка против солнца неправильна, ошибочна и т.д. Я возьму на себя смелость разрушить и этот миф. К вашему сведению, многие фотографы в яркий солнечный день предпочтут именно этот ракурс. И тому есть две причины.

Во-первых, снимать против солнца - это лучше, чем вставлять спички в глаза модели, которая будет щуриться от ослепительных лучей. Тени на лице и одежде будут чрезвычайно глубокими. Ситуацию можно постараться исправить в фотошопе , но… это не наш метод. 🙂

Следующее преимущество съемки против солнца - получение контрового света , выгодно отделяющего модель от окружающего фона. Такая фотография смотрится более профессионально. Используя в придачу или отражатель, достигаются потрясающие результаты.

Три шага к удачной картине на пленэре nauril wrote in May 2nd, 2016

Даже если вы начинающий художник и никогда не рисовали на свежем воздухе с натуры, то следование нескольким простым правилам позволит с первого раза получить вполне приличный результат.

Настали теплые деньки, а значит, наступило время размять свои кисточки. Даже если до этого вы никогда не выходили на пленэр, то майские праздники - прекрасное время, чтобы сделать это в первый раз.

Не знаете, что такое пленэр? Пленэр - это когда художник собирает свои кисти, карандаши, краски, маркеры, скетчбуки, холсты и выходит на свежий воздух, чтобы сотворить шедевр. Традиционно жанром пленэрной живописи считается пейзаж, но если вы предпочитаете писать натюрморты или портреты, то этого никто не запрещает, все в ваших руках!

Итак, вы решились и вышли на улицу, взяв все самое необходимое для пленэра , но не представляете с чего начать? Мы вам подскажем!


Шаг первый - десантирование на местность

Начать надо с поиска места дислокации. Это ваш первый шаг. Конечно, идеальным вариантом было бы заранее знать, что именно вы хотите запечатлеть на холсте. Художники, рисующие давно, не расстаются со скетчбуками и карандашами даже во сне, поэтому, увидев где-нибудь интересный сюжет, они тут же делают набросок. Далее его можно использовать, как ориентир, чтобы вернуться к сюжету уже во всеоружии.

Однако, если вы новичок и не делали никаких набросков заранее, то не спешите рисовать первое попавшееся дерево. Руководствуйтесь правилом - рисовать то, что нравится. Нравится соседский забор? Вдохновляет? Тогда пишите. А если он вас раздражает, то идите дальше.

Хорошим подспорьем для начинающих художников будет список достопримечательностей их города. Только не пытайтесь охватить сразу все, что видите. Выбрали какой-то один крупный объект, не отвлекайтесь на тысячу мелких. Помните, что художник - не фотоаппарат, ему не требуется запечатлеть сразу все, что попало в поле его зрения. Написали основную тему своей картины, можно "забить" фон деревьями, которые не будут отвлекать ни зрителя в процессе разглядывания работы, ни вас, в процессе ее написания.


Шаг второй - объект на мушке

Шагаем дальше. Вы нашли сюжет для вашей будущей картины. Теперь надо определить с какого края к нему подойти. Ведь одно и то же место выглядит совершенно по-разному с различных ракурсов. Поэтому если дерево выглядит прекрасно с этой точки обзора, то вполне вероятно, что с другого угла оно будет выглядеть просто сногсшибательно.

По мнению Герхарда Штрицеля ошибочно полагать, что самый лучший ракурс для рисования - фронтальный. Мало того, что рисовать объемные объекты с «лицевой» стороны очень сложно, так еще и картина часто получается статичной, в ней просто не хватает наклонных линий. Поэтому оптимальный угол зрения для пейзажа любого типа и, особенно для пейзажа с элементами архитектуры, 30 - 45 градусов.

Итак, градус пойман, осталось только решить какую именно часть увиденного вы перенесете на бумагу. Для этого стоит определиться с ориентацией листа: альбомной или портретной. На самом деле не всегда действует правило «дерево я рисую в портретной ориентации, а поле и море в альбомной». Чтобы было легче «увидеть» будущую картину на листе, воспользуйтесь самым простым приспособлением. В листе темного картона прорежьте отверстие со сторонами 10 и 14,2 см (это пропорции формата А4). Через эту рамку вы смОтрите на мир с расстояния вытянутой руки и легко определяете, что достойно быть включено в ваш сюжет, а что лучше из него убрать. Ну и сразу же определяетесь с ориентацией листа.

Следующий немаловажный фактор, а может быть самый важный при работе на пленэре - освещение. Вы так тщательно выбирали место для рисования, бегали туда-сюда в поисках нужного ракурса, прикладывали рамку, а когда расположились, поняли, что солнце светит вам прямо в глаз. Ну что же, поздравляем, придется свернуть позиции и прийти сюда в другой раз. Ну или поискать другое место для рисования.

Однако если солнце находится позади вас, то вам несказанно повезло, а если оно располагается еще и позади справа, то звезды сошлись полностью и можно приступать к работе. Светило точно не помешает вам в течение нескольких часов работы.

Помня о том, что солнце у нас объект динамичный, мы начинаем делать набросок будущей картины. Визуально делим картину на несколько планов - передний, средний и дальний.

По совету Лейтона Хикмана, после создания композиции, прорисовываем некоторые основные детали, чтобы было понятно, о чем идет речь и оттеняем карандашом наиболее темные места. Источник освещения надо зафиксировать сразу, набросав тени, потому что через 30 минут положение солнца уже существенно изменится и тени переместятся в другое место.


При построении композиции стоит помнить три правила, которые помогут вам при работе с цветом:
1. Чем дальше объект, тем он меньше.
2. Чем дальше объект, тем он светлее и холоднее по тону.
3. Чем дальше объект, тем он менее четок.


Шаг третий - цветовой залп

Вы сделали набросок, проработали тени и теперь не знаете, как приступить к заполнению наброска цветом? Посмотрите на то, что находится перед вами. Определите общий тон картины (холодный или теплый), затем выделите основные цвета (небо - голубой, деревья - зеленые, цветы - красные, домик - желтый), наберите нужные цвета на палитру, разбавьте их почти до прозрачности - настала пора делать подмалевок.

Подмалевок - это нанесение на бумагу тонких слоев краски основной гаммы с целью выделения главных цветовых пятен, грубой прорисовки форм.

На данном этапе работы не важна аккуратность, цвета могут переходить один в другой, четкой границы между ними не существует.

Следующим этапом является нанесения более густой краски поверх слоя подмалевка. Какого-то конкретного правила, как работать со вторым слоем, нет. Кто-то предпочитает двигаться от светлого к темному, кто-то наоборот, вначале забивает тени, а потом идет на осветление. Важно помнить, что на этом этапе мы не уделяем много внимания деталям, мы просто подчеркиваем форму, определяем глубину работы (вот тут как раз три правила перспективы вам в помощь).

Третий этап самый ювелирный. Тут мы работаем с деталями аккуратно и совсем ненавязчиво. Выделяем объекты переднего плана, подчеркиваем резкие тени. Главное не переборщить, чтобы картины не стала пестрой.

Подробнее о поэтапной работе с акварелью на пленэре можно почитать в нашей статье .

В следующей статье мы расскажем вам об особенностях пленэра с различными материалами: красками, карандашами, пастелью, маркерами.