Главная · Сон · Исследования Африки. Исследователи Африки и их открытия. Урок "Географическое положение и история исследования Африки"(7класс)

Исследования Африки. Исследователи Африки и их открытия. Урок "Географическое положение и история исследования Африки"(7класс)

Начальный этап:
История исследования Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около VI в. до н. э. финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки. В VI в. до н. э. карфагенянин Ганнон мореплаватель предпринял плавание вдоль западного побережья континента. Согласно записи на плите, оставленной им в одном из храмов Карфагена, он достиг внутренней части Гвинейского залива, куда европейцы проникли спустя почти две тысячи лет. В период римского владычества и позднее рыбацкие суда достигали Канарских островов, римские путешественники проникали глубоко в Ливийскую пустыню (Л. К. Бальб, С. Флакк).

В 525 византийский купец, мореплаватель и географ Козьма Индикоплов поднялся вверх по реке Нил, пересек Красное море и объездил побережье восточной Африки. Он оставил 12-томное сочинение, служившее единственным для своего времени источником сведений о реке Нил и сопредельных территориях.

Второй этап:
После завоевания Северной Африки (VII в.) арабы много раз пересекали Ливийскую пустыню и пустыню Сахару, начали изучать реки Сенегал и Нигер, озеро Чад.

В одной из наиболее ранних географических сводок Ибн Хордадбеха в IX в. содержатся сведения о Египте и торговых путях в эту страну.

В начале XII в. Идриси показал Северную Африку на карте мира, которая по точности значительно превосходила существовавшие тогда в Европе карты. Ибн Баттута в 1325-1349, выйдя из Танжера, пересек северную и восточную Африку, посетил Египет. Позднее (1352-1353) он прошел Западную Сахару, побывал в г. Тимбукту на реке Нигер и затем возвратился назад через Центральную Сахару. Оставленное им сочинение содержит ценные сведения о природе посещенных им стран и нравах населяющих их народов.

В 1417-1422 китайский флотоводец Чжэн Хэ в одном из своих многочисленных походов, пройдя Красным морем, обогнул полуостров Сомали и, двигаясь вдоль восточного побережья, достиг острова Занзибар. В XV-XVI вв. изучение Африки было связано с поисками португальцами морского пути в Индию. В 1441 Н. Триштан достиг мыса Кап-Блан. Д. Диаш в 1445-1446 гг. обогнул крайнюю западную точку Африки, которую назвал Зеленым мысом. В 1471 Фернандо По открыл остров, названный его именем. В 1488 Б. Диаш открыл крайнюю южную точку Африки, назвав ее мысом Бурь (впоследствии переименован в мыс Доброй Надежды); в 1500 неподалеку от этого мыса во время бури Б. Диаш погиб. На основании отчетов Б. Диаша маршрут в Индию разработал португальский мореплаватель Васко да Гама. В 1497-1498 он, направляясь в Индию из Лиссабона, обогнул мыс Доброй Надежды и прошел вдоль восточного побережья до 3° 20′ ю. ш. (город Малинди). В 1487-1492 П. Ковильян совершил путешествие из Лиссабона через Средиземное море до устья Нила, а далее прошел вдоль юго-западного побережья Красного моря до г. Суакин.

К концу XVI в. были установлены контуры континента.
В XVII в. во внутренних районах Африки, к югу от экватора, португальскими путешественниками были открыты озера Тана (1613) и Ньяса (1616), исследованы истоки Голубого Нила и нижнее течение реки Конго. На западе континента французская экспедиция А. Брю в XVII в. исследовала реку Сенегал, английская - реку Гамбия.

Четвертый этап:

С конца XVIII в. стремление овладеть новыми богатыми источниками природных ресурсов стимулировало изучение Африки английскими, французскими и немецкими путешественниками. Экспедиции сосредотачиваются во внутренних областях континента. Англичане создают специальную «Ассоциацию для содействия открытия внутренних частей Африки», которая организовала ряд важных экспедиций. М. Парк в 1795-1797 и 1805-1806 изучал верховья реки Нигер, У. Аудни, Д. Денем и Х. Клаппертон в 1822-1823 пересекли Сахару с севера на юг (от города Триполи до озера Чад) и доказали, что река Нигер не берет свое начало из этого озера. Переход через Сахару в 1827-1828 совершил французский путешественник Р. Кайе. В 1830 английская экспедиция изучила низовья и устье реки Нигер (Р. Лендер и Д. Лендер).
В конце XVIII- первой половине XIX в. начинается изучение Южной Африки, первым исследователем которой был английский путешественник Дж. Барроу. В 1835 Э. Смит обследовал реку Лимпопо, в 1868 С. Эрнскайн прошел по ее притоку Олифантс.

Географическое и геологическое изучение бассейна Голубого Нила проводила в 1847-1848 русская экспедиция Е. П. Ковалевского, первого из русских путешественников, описавших Абиссинию. В середине XIX в. в бассейне Белого Нила работали французские (А. Ленан де Бельфона и Д’Арно) и немецкая экспедиции (Ф. Верне). Высшую точку материка вулкан Килиманджаро открыли в 1848-1849 немецкие миссионеры И. Крапф и И. Ребман. Английская экспедиция Дж. Спика и Р. Ф. Бертона в 1856-1859 обнаружила озеро Танганьика. В 1858 озеро Виктория открыл Дж. Спик, позднее (1860-1863) установивший совместно с Дж. Грантом, что из этого озера берет начало река Нил.

Большой вклад в исследование Африки внес шотландский путешественник Д. Ливингстон, в 1849 открывший озеро Нгами, первым из европейцев пересекший Южную Африку с запада на восток (1853-1856), попутно обследовав значительную часть бассейна реки Замбези и открыв крупнейший в мире водопад Виктория (1855). В 1867-1871 он изучил южные и западные берега озера Танганьика, открыл озеро Бангвеулу.

В Европе экспедицию Ливингстона считали пропавшей и на его поиски отправился журналист Г. М. Стэнли, встретившийся с Ливингстоном в 1871 на озере Танганьика. Далее они вместе обследовали северную часть этого озера и выяснили, что оно не связано с Нилом. Еще одну экспедицию на поиски Ливингстона в 1873 возглавил английский моряк и путешественник В. Л. Камерон. Однако его помощь запоздала, т. к. к тому времени Ливингстон умер от лихорадки. Камерон продолжил путешествие и 1874 достиг озера Танганьика и открыл его сток - реку Лукуга.

Исследования Сахары провели немецкие путешественники Г. Рольфс, в 1865-1867 первым из европейцев пересекший Африку от берегов Средиземного моря (город Триполи) до Гвинейского залива (город Лагос), и Г. Нахтигаль, осуществивший в 1869-1874 поход в район озера Чад. Он первым из европейцев достиг нагорья Вадаи и собрал обширный материал о природе и населении внутренних районов Центральной Африки.

Позднее он опубликовал трехтомный труд «Сахара и Судан» (1879-1889). Русский биолог, врач и путешественник А. В. Елисеев в 1881, будучи еще студентом, отправился в Египет, проехал вверх по Нилу до Сиута, а затем два месяца странствовал по Аравии. Три года спустя он вновь посетил Африку, из города Триполи он переехал в Алжир, прошел по Сахаре, побывал в Марокко; его перу принадлежит много географических сочинений, в т. ч. и об Африке.

Русский путешественник В. В. Юнкер в 1876-1878 совершил большое путешествие по Центральной Африке, во время которого провел географические и этнографические наблюдения, уточнил гидрографию истоков реки Белый Нил. В следующей экспедиции в 1879-1886 он исследовал водораздел рек Нил и Конго; результаты своих наблюдений обобщил в книге «Путешествия по Африке (1877-1878 и 1879-1886)» (1949).

В 1896-1900 трижды побывал в Эфиопии русский путешественник А. К. Булатович, провел съемку слабоизученных юго-западных и западных областей страны, первым из европейцев пересек горную область Каффа. Территорию современной Анголы и Мозамбика изучали португальцы А. А. Серпа Пинту (1877-1879), который открыл истоки рек Кунене и Кубанго, Э. Бриту Капелу и Р. Ивенш (1877-1879), пересекшие континент с запада на восток.

В результате географических исследований к концу XIX в. были изучены четыре великие африканские реки: Нил, Нигер, Конго и Замбези.

В начале XX в. выявлены огромные природные ресурсы африканского континента.


Тема урока

Географическое положение и история исследования Африки

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В результате педагогического взаимодействия обучающиеся определят ФГП Африки, крайние точки материка, протяженность материка; оценят влияние ФГП на природу Африки; назовут имена исследователей и результаты их работы.

Познавательные: смогут находить в учебнике достоверную информацию, анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

Коммуникативные: излагать свое мнение аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

В результате взаимодействия с учителем и учениками обучающиеся будут ориентироваться в межличностных отношениях.

Решаемые учебные проблемы

Как влияет ГП Африки на особенности природы материка?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Географическое положение, крайние точки

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная презентация «Географическое положение и история исследования Африки», компьютер, проектор, экран

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

    1. ЭТАП Актуализация знаний

Деятельность учителя

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Подводящий диалог

1) Вспомните, пожалуйста, какой географический объект называется материком?

2) Какие вы знаете материки? Покажите их на карте, классифицируя по величине.

3) Перед вами 2 группы материков (слайд 2)

1 группа: Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида.

2 группа: Евразия, Северная Америка

Определите, по какому признаку произведено их деление? 4) Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?

На свете немного найдется людей, которые не любят путешествовать. Разве не заманчиво отправиться в неведомую страну и посмотреть, как живут в ней люди? А как увлекательно поездить по странам и континентам, увидеть разнообразный климат, природу, разные обычаи у разных народов, услышать незнакомую речь. Одному путешествовать скучно. Поэтому мы отправляемся в путешествие все вместе. Нам предстоит увлекательное путешествие по Африке.

Деятельность учащихся

Вспоминают изученный ранее материал и отвечают на вопросы:

1) Ответ - Материки – большие участки суши, со всех сторон окруженные океаном.

2) Ответ: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

3) Ответ: Северные и южные материки.

4) Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий – все они были частью единого материка Гондваны

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Почему именно с географического положения мы начинаем знакомство с материком?

Африка- это континент. А что означает слово «Африка»?

Но знать одного имя мало, давайте выясним ФАМИЛИЮ.

Вспомните историю происхождения материка, т.е. родословную материка (таблица на слайде 5).

Южный материк Гондвана распался на 4 материка, одним из них является Африка. Значит, фамилия - Гондвана, имя-Африка.

Деятельность учащихся

Вступая в диалог с учителем, определяют, что географическое положение-это «адрес» географического объекта, по которому его можно найти на Земле.

Из дополнительных источников информации (дополнительное домашнее задание) выясняют, что Африка – это имя материка, названа в честь берберского племени «афригини», проживающего на континенте.

Анализируют родословную материка

    3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя

Еще каждый путешественник, отправляясь в дорогу, должен знать цель своей экспедиции.

Как вы думаете, что мы сегодня узнаем во время нашего путешествия? Ваши предположения? А теперь давайте проверим ваши версии

Деятельность учащихся

Формулирование цели урока

Цель : определение географического положения материка Африка, изучение истории исследования континента.

4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

Предлагает учащимся самим составить план изучения темы.

Каким источником информации необходимо пользоваться для того, чтобы достичь цели?

Деятельность учащихся

Отвечают, что главным источником информации будет текст учебника, рисунки, карты атласа, читая пункты текста, выделенные жирным шрифтом, намечают план изучения новой темы. План урока:

1. ГП Африки

2. История исследования Африки

5. ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания .

Деятельность учителя

Нам с вами необходимо выяснить каковы особенности физико-географического положения материка Африка?

Для решения этого вопроса предлагаю вам принять участие в работе научно-исследовательских групп:

Направление работы 1 группа: рассмотрение размеров, крайних точек и широтного положения Африки;

2 группа – расположение материка относительно нулевого меридиана, положение Африки относительно материков и океанов;

3 группа – рассмотреть влияние ФГП на климат материка, сделать вывод о влиянии ФГП на природу Африки.

Давайте подведём итог всему сказанному. Ответьте на вопрос – выгодное ли у Африки физико-географическое положение?

Используя текст учебника, заполните таблицу «Исследователи Африки»

Имя исследователя

Время

(дата)

Результаты

исследования

Деятельность учащихся

    1. Работа в группах: обсуждают варианты составления рассказа, намечают план ответа.

    2. Читают текст, анализируют карты атласа и отвечают на вопросы

    3. Выступают с подготовленным рассказом

    4. Анализирую информацию, и отвечают на вопрос.

5. Читают текст и заполняют таблицу

6. ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Прочитайте письмо Незнайки (слайд), найдите ошибки в письме

Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Африку. Африка – самый большой материк на Земле, экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Но, пока, все. Читайте, мои письма и будете знать, об Африке все!”.

Итак, сегодня на уроке мы лишь немного приоткрыли завесу в уникальнейший мир Африки. Африка - континент контрастов. Но у каждого из вас представление о ней разное. Предлагаю каждому написать «синквейн» к слову «Африка».

Деятельность учащихся

Исправляют ошибки в письме

Составляют «синквейн» к слову «Африка».

Пример: 1. Африка.

2. Большая, жаркая.

3. Развивается, добывает, поражает.

4. Прельщает туристов своей неизвестностью.

5. Пустыня.

7. ЭТАП Домашнее задание

пр. 20, рабочая тетрадь с. 54-58

Фиксирование домашнего задания.


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ЦЕЛИ: создать условия для ознакомления учащихся с особенностями географического положения материка, с крайними точками, с очертанием береговой линии. Познакомить учащихся с историей открытия и исследования Африки, с наиболее значительными экспедициями, с русскими и зарубежными путешественниками.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: формирование умений работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать память, умение систематизировать изученный материал.

ОБОРУДОВАНИЕ: “Физическая карта мира”, “Физическая карта Африки”, ИКТ, атласы, контурные карты, рабочая тетрадь И.И. Баринова, В.Г. Суслов - География. Материки и океаны.

Ход урока

I. Введение

1. Организация класса

II. Изучение нового материала.

Географическое положение.

а) положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков;

б) положение материка по отношению к океанам и другим материкам;

Величина территории.

а) крайние точки материка (их широты и долготы);

б) протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах;

4. Очертание береговой линии.

а) степень изрезанности;

б) заливы, проливы, острова, полуострова;

5. История исследования материка. Работа с учебником.

III. Закрепление.

IV. Домашнее задание: № 24. Рабочая тетрадь стр. 28, пр.р. №8 (задание 2).

Конспект

I. Мы с вами начинаем изучать природу материков земного шара.

II. Тема урока “Географическое положение и история исследования материка Африка”

(слайд № 1).

Перед нами стоят три задачи:

  1. Познакомиться с географическим положением материка.
  2. Познакомиться с величиной территории и с очертанием береговой линии.
  3. Называть имена исследователей континента и результаты их работы (слайд №2).

План по которому описывают географическое положение любого материка: (слайд №3)

а) Положение по отношению к экватору, нулевому меридиану, к тропикам.

б) Положение к океанам и другим материкам.

Вопросы:

  1. Определите, как расположен материк по отношению к экватору? К нулевому меридиану? К тропикам?
  2. Как расположен материк по отношению к Атлантическому океану? К Индийскому океану? К Средиземному морю? К Красному морю?
  3. Как расположен материк по отношению к другим материкам?

Всего ближе расположен материк Африка к Евразии. Эти два материка соединены Суэцким перешейком через который в ХIХ веке был прорыт Суэцкий канал. Зачем?

Вывод: Географическое положение материка Африка удобно, т.к. материк имеет выход в два океана и рядом расположен самый большой материк – Евразия.

Пойти к карте и описать географическое положение материка.

Рассмотрев географическое положение, перейдем к границам (слайд № 4).

Откройте контурные карты и атлас (физическая карта Африки).

Раз это материк, значит все границы морские. На севере граница проходит по Гибралтарскому проливу, Средиземному морю, Суэцкому каналу. На западе по Атлантическому океану, на востоке по Индийскому океану. На северо-западе граница проходит по Красному морю.

Подпишите океаны и моря на контурной карте.

Чтобы сделать вывод о величине территории материка назовем крайние точки и определим протяженность материка с севера на юг и с запада на восток

(слайд № 5).

  1. Назовите крайнюю северную точку материка и её координаты(мыс Бен-Секка – 37 o с.ш. 9 o в.д.)
  2. Назовите крайнюю южную точку материка и её координаты(мыс Игольный – 34 o ю.ш. 19 o в.д.)
  3. Назовите крайнюю западную точку материка и её координаты(мыс Альмади – 14 o с.ш. 17 o з.д.)
  4. Назовите крайнюю восточную точку материка и её координаты(мыс Рас-Хафун – 10 o с.ш. 51 o в.д.)
  5. Подпишите на контурной карте крайние точки.
  6. Определение протяженности материка с севера на юг и с запада на восток (слайд № 6).

I вариант:

Определите протяженность материка с севера на юг в градусной мере и в километрах по 20 o в.д. Северная точка – 32 o с.ш. Южная точка – 34 o ю.ш. 32 o +34 o =66 o

В 1 o меридиана примерно - 111 км. 111 км x 66 = 7326 км.

Протяженность материка с севера на юг по 20 o в.д. – 7326 км.

II вариант:

Определите протяженность материка с запада на восток в градусной мере и в километрах по 20 o с.ш. Западная точка – 17 o з.д. Восточная точка – 38 o в.д. 38 o +17 o =55 o

В 1 o параллели 20 o с.ш. –104,6 км 104,6 км x 55 =5753 км

Протяженность материка с запада на восток по 20 o с.ш. - 5753 км.

Площадь материка 30,3 млн.кв.км.

Вывод: По площади материк Африка уступает лишь материку Евразия. Большая площадь обуславливает разнообразие природы.

Рассмотрев географическое положение, границы, величину территории перейдём к очертаниям береговой линии.

Как изрезана береговая линия материка Африка?(слайд №7)

Береговая линия изрезана слабо.

Моря у берегов Африки мы уже подписали (Средиземное, Красное).

  • Назовите проливы (Мозамбикский,Гибралтарский).
  • Назовите заливы (Гвинейский, Аденский).
  • Подпишите на контурной карте(слайд №8).
  • Назовите самый большой полуостров (Сомали). Подпишите на контурной карте.
  • Назовите острова у берегов материка (Мадагаскар, Канарские острова).
  • Подпишите на контурной карте (слайд №9).
  • Подпишите на контурной карте течения – Бенгельское,Сомалийское, Гвинейское

(слайд №10).

Вывод: Береговая линия материка слабо изрезана. Изрезанность береговой линии влияет на природу материка.

Познакомимся с историей исследования материка. Откройте тетрадь,начертите таблицу.

1 вариант: можно дать обучающимся опережающее задание – сделать самим небольшие презентации о путешественниках и исследователях Африки.

2 вариант: используя учебник, параграф 24, заполнить таблицу (слайд № 11).

Имя путешественника Дата Открытие

Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около VI в. до н. э. финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки. В период римского владычества и позднее рыбацкие суда достигали Канарских островов, римские путешественники проникали глубоко в Ливийскую пустыню (слайд № 12).После завоевания Северной Африки (VII в.) арабы много раз пересекали Ливийскую пустыню и пустыню Сахару, начали изучать реки Сенегал и Нигер, озеро Чад.

В 1417-1422 китайский флотоводец ЧжэнХэ в одном из своих многочисленных походов, пройдя Красным морем, обогнул полуостров Сомали и, двигаясь вдоль восточного побережья, достиг острова Занзибар (слайд № 12).

В XV-XVI вв. изучение Африки было связано с поисками португальцами морского пути в Индию. Б. Диаш в 1445-1446 гг. обогнул крайнюю западную точку Африки, которую назвал Зеленым мысом. В 1488 Б. Диаш открыл крайнюю южную точку Африки, назвав ее мысом Бурь (впоследствии переименован в мыс Доброй Надежды) (слайд № 13); в 1500 году неподалеку от этого мыса во время бури Б. Диаш погиб (слайд № 14).

На основании отчетов Б. Диаша маршрут в Индию разработал португальский мореплаватель Васко да Гама (слайд № 15). В 1497-1498 он, направляясь в Индию из Лиссабона, обогнул мыс Доброй Надежды и прошел вдоль восточного побережья до 3°ю.ш. (город Малинди) (слайд № 16). К концу XVI в. были установлены контуры континента (слайды № 17,18).

С конца XVIII в. стремление овладеть новыми богатыми источниками природных ресурсов стимулировало изучение Африки английскими, французскими и немецкими путешественниками. Экспедиции сосредотачиваются во внутренних областях континента. Англичане создают специальную “Ассоциацию для содействия открытия внутренних частей Африки”, которая организовала ряд важных экспедиций.

Большой вклад в исследование Африки внес шотландский путешественник Д.Ливингстон, первым из европейцев пересекший Южную Африку с запада на восток (1853-1856), попутно обследовав значительную часть бассейна реки Замбези и открыв водопад Виктория (1855). В 1867-1871 он изучил южные и западные берега озера Танганьика. В Европе экспедицию Ливингстона считали пропавшей и на его поиски отправился журналист Г. М. Стэнли, встретившийся с Ливингстоном в 1871 на озере Танганьика. Далее они вместе обследовали северную часть этого озера и выяснили, что оно не связано с Нилом (слайды № 19,20).

Русский путешественник В. В. Юнкер в 1876-1878 совершил большое путешествие по Центральной Африке, во время которого провел географические и этнографические наблюдения, уточнил гидрографию истоков реки Белый Нил. В следующей экспедиции в 1879-1886 он исследовал водораздел рек Нил и Конго; результаты своих наблюдений обобщил в книге “Путешествия по Африке” (слайд № 21).

В 1896-1900 трижды побывал в Эфиопии русский путешественник А. К. Булатович, провел съемку слабоизученных юго-западных и западных областей страны, первым из европейцев пересек горную область Каффа. В результате географических исследований к концу XIX в. были изучены четыре великие африканские реки: Нил, Нигер, Конго и Замбези. На основе собранных географических, исторических и этнографических сведений Булатович написал книги “От Энтото до реки Баро” (1897) и “С войсками Менелика II. Дневник похода из Эфиопии к озеру Рудольф” (СПб, 1900). За последнюю он был удостоен серебряной медали Русского географического общества (слайд № 22).

Вавилов Николай Иванович (1887-1943), растениевод, генетик, географ. Родился в Москве 13 ноября 1887(слайд № 23). Николай Вавилов организовал ботанико-агрономические экспедиции в страны Средиземноморья, Северной Африки, Северной и Южной Америки, установил на их территории древние очаги происхождения и разнообразия культурных растений (слайд № 24). За период 1926-1927 год – собрал 6000 образцов культурных растений, доказал, что Эфиопия является родиной пшеницы.

В начале XX в. выявлены огромные природные ресурсы африканского континента.

III. Закрепление

Блиц-опрос по теме урока (ответы вписываются в карточку подготовленную учителем)

(слайд № 25).

1 вариант

1. Африка - ......по величине территории материк.

2. Крайняя южная точка Африки:

1. м. Бен-Секка

2. м.Рас-Хафун

3. м. Игольный

4. м. Альмади

3. Каким океаном Африка омывается с востока?

1. Атлантическим океаном

2.Северным Ледовитым океаном

3. Индийским океаном

4. Тихим океаном.

4. В каких полушариях по отношению к экватору расположена Африка?

1.в Северном полушарии

2. и в Северном и

3. в Южном полушарии

4. в Южном полушарии.

5. Известный путешественник, который пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл водопад Виктория.

1. Вавилов Н.И.

2. Д. Ливингстон

3. Васко да Гама

4. Юнкер В.В.

2 вариант

1. Площадь территории Африки:

2. Крайняя северная точка Африки:

1. м. Бен-Секка

5. м. Рас-Хафун

3. м. Игольный

4. м. Альмади

3. В каких полушариях по отношению к нулевому меридиану расположена Африка?

1. в Западном полушарии

2. и в Западном и

4. в Восточном полушарии

3. в Восточном полушарии.

4. Морями, принадлежащими какому океану, омывается Африка на севере?

1. Атлантическому океану

2. Северному Ледовитому океану

3. Индийскому океану;

4. Тихому океану.

5. Ученый, собравший 6000 образцов культурных растений, доказавший, что Эфиопия – родина пшеницы.

1. Вавилов Н.И.

2. Д. Ливингстон

3. Васко да Гама

4. Юнкер В.В.

IV. Домашнее задание: № 24. Рабочая тетрадь стр.28, пр.р. №8 (задание 2).

Деятельность учителя

Сейчас я хочу показать небольшой фокус, который поможет лучше сосредоточиться. Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что мысли в вашей голове - это лучи света. А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе в одном и том же направлении. Пусть свет твоих мыслей объединится в один большой красивый и мощный Луч. Теперь вы в состоянии сосредоточится на любом предмете. Ну, что начнём….

Подводящий диалог

Вспомните, как называется курс географии, который вы изучаете? А какую часть курса вы уже изучили? (океаны)

Значит сегодня мы начинаем изучать особенности каждого материка.

А что же такое материк ? Сколько всего материков? Назовите и покажите их на карте.

На какие 2 группы можно разделить все материки? (южные и северные) (слайд)

А по каким признакам?

1 группа: Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида.

2 группа: Евразия, Северная Америка

- Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?

Наше путешествие начнётся со знакомства с одним из интереснейших материков Земли, а каким - отгадайте сами.

На экране демонстрируются слайды с видами Африки и идёт сопроводительный текст

«Этот материк считают прародиной человека. Это родина многих народов, больших и малых. Они любят свою землю и гордятся ею, считая её необыкновенной. Здесь есть всё. И прекрасные пальмовые рощи, и дикие непроходимые джунгли, искрящиеся водопады, раскалённые солнцем пустыни и бескрайние саванны. Этот материк славится своими пирамидами и пигмеями, баобабами и жирафами»

За морем-океаном в тени Килиманджаро
Купается огромный и добрый бегемот,
Там зебры и жирафы, там небо дышит жаром,

Кокосовые пальмы, бананы круглый год.

В саванне бродят львы и прячутся гориллы,
Шипят в пустыне змеи, качая головой.
И щелкают зубами большие крокодилы,
Когда проходят мимо них слоны на водопой.

На каком материке мы можем встретить таких животных и растений?

Как вы думаете, какой материк будет предметом нашего изучения на уроке? Как определили?

А что вы сами знаете об Африке?

Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока? (запись темы в тетрадь) (слайд)

Используя свой багаж знаний дополните предложения:

Я уже знаю об Африке…..

Я хочу узнать об Африке…..

Дети, Африка это материк или часть света? Чему равна площадь материка?(давайте найдём в учебнике)

(Слайд) Африка, это материк, который уступает по величине только Евразии: её площадь составляет 29,2 млн. км2.(с островами- 30, 3 млн. км кв.)

Максимальная =5895 м. - влк. Килиманджаро

Население: 720 млн. чел.

Как вы думаете, с чего начинается изучение каждого материка?

Так что же нам нужно определить? (ГП)

Почему именно с географического положения мы начинаем знакомство с материком?

Мы в Африку с вами отправимся ныне ,(слайд)

Но кто объяснит это странное имя?

Откуда название “Африка” взято?

Найдите ответ в своих книгах, ребята.

Работа с учебником

Ответ найдите на стр.110 в своих учебниках.

Африка- это континент. А что означает слово «Африка»?

Но знать одного имя мало, давайте выясним ФАМИЛИЮ. (слайд)

Вспомните историю происхождения материка, т.е. родословную материка.

Южный материк Гондвана распался на 4 материка, одним из них является Африка. Значит, фамилия - Гондвана, имя-Африка.

Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.(слайд)

С латинского “Африка” - безморозный.

Как нам добраться до поставленной цели?

Готовы ли вы? Правильно сели?

Короток путь до нее, иль велик

Нас ждет замечательный материк.

А на пути возникают проблемы,

Ну почему такова наша тема?

Мы же в Евразии братцы живем,

А Африку раньше других познаем.

А эту проблему мы с вами решим в конце урока.

Слайды

1. Используя опорные слова, попробуйте составить характеристику ГП материка: экватор, северный тропик, южный тропик, нулевой меридиан, крайние точки, омывающие моря и океаны, близко расположенные материки.

Откройте стр. 225 и сверьте свой план с планом в учебнике.

Определение ГП материка

1. -- Положение по отношению к экватору, 0 меридиану, тропикам

(уч-ся работают по карте, делают вывод)

Африка по отношению к экватору расположена как в Южном, так и в Северном полушарии, так как экватор практически посередине пересекает материк.

2. По отношению к нулевому меридиану Африка расположена в Западном и в Восточном полушарии.

Вывод: Африка расположена в 4 полушариях, большая часть материка лежит между северным и южным тропиками (в жарком тепловом поясе)

3. Крайние точки

Какие точки называются крайними?

Назвать крайние точки материка и нанести на контурную карту. Продолжаем работать по карте

Самостоятельная работа по вариантам: Определить географические координаты крайних точек (4 варианта)

Крайние точки

название

Географические координаты

Северная

Южная

Западная

Восточная

мыс Бен Секка

мыс Игольный

мыс Альмади

мыс рас - Хафун

37 с.ш, 10в.д

35 ю.ш, 20 в.д.

14 с.ш, 18 з.д.

10 с.ш, 52 в.д.

(когда один ученик показывает крайнюю точку, остальные наносят на контурную карту)

4.Сегодня мы с вами научимся определять протяженность материка в градусах и километрах с запада на восток и с севера на юг.

Чему равна протяженность с севера на юг по 20 меридиану 71 градус=111 км, 71 умножаем на 111 км= ?

(чтобы определить длину 1 градуса в километрах, нужно вспомнить, что:

Окружность Земли равна 360 градусов;

Длина окружности равна 40 000 км.;

Половина окружности равна 180 гр.;

Половина длины окружности равна 20 000 тыс.км.

Если мы разделим 20000 на 180 получим 111 км. Значит длина 1 градуса по меридиану равна 111 км.)

Чему равна протяженность с запада на восток по 5параллели-- в градусах 52 (110)= ?

(Параллель. Длина окружности уменьшается от экватора к полюсам. Если меридианы одинаковые по длине, то параллели разные. Длину 1 градуса параллели в километрах можно увидеть на карте)

5.Приготовились, сели поудобнее, отправляемся в плавание вокруг материка.

Средиземное море

Гибралтарский пролив

Атлантический океан

Гвинейский залив

Индийский океан

Мозамбикский пролив

Аденский залив

Баб-эль-Мандебский пролив

Красное море

Суэцкий канал.

Показать географические объекты. Сделать вывод об изрезанности береговой линии

Вывод: А теперь давайте поговорим об особенностях береговой линии материка. Есть ли заливы, проливы, полуострова. Много ли островов у берегов материка. Сильно или слабо изрезана береговая линия по сравнению с Евразией. Береговая линия изрезана слабо.

ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД ).

1.повороты влево-вправо (5 раз)

2. упражнение «Мельница» (5 раз)

3. Круговые движения головы (5 раз)

4. упражнение для глаз (5 раз)

5. глубокий вдох - выдох.

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ АФРИКИ

Современные люди могут легко получать информацию о любом географическом объекте, будь о популярные отели или святые места в Африке, а также любой иной части света. Стоит лишь проявить интерес, и все данные станут известными, потому что к этому пришел долгий путь прогресса.

И все же люди всегда интересовались далекими землями, даже если о них лишь слышали или мечтали. Поэтому история исследования Африки очень длительная, ведь ее начало было положено задолго до нашей эры.

Историю африканских открытий и удивительных находок можно разделить на четыре этапа.

ü Первый начальный этап – II тысячелетие до н.э. – VI век н.э.

ü Второй этап арабских походов- VII–XIV вв. н. э.

ü Третий этап путешествий - XV–XVII вв.

ü Четвёртый этап экспедиций - XVIII–XX вв.

Первый этап исследований африканского континента начался в древности. Уже до второго тысячелетия до н. э. египтяне разведывали территории, граничащие с их государством.

Так, они оставили след в истории Африки как исследователи северной части материка. На востоке египтяне добрались до Суэцкого канала, на западе им стал известен залив Сидра. Путешественники изучали великую реку Нил, пройдя почти всё её течение на север, а также Аравийскую, Нубийскую и Ливийскую пустыни.

Финикийцы уже в VI веке до н. э. смогли водным путём обойти всю Африку. Столетием позже Ганнон из Карфагена объехал её в западном направлении до Зелёного мыса и южных берегов.

Европейские корабли также нередко показывались в африканских акваториях: с начала II века до н. э. испанские (из Кадиса) рыбаки бывали у Канарских островов, а в середине I века до н. э. моряки из Греции и Сирии проложили путь к острову Занзибар.

Второй этап исследований приурочен к стремительному расширению арабского мира. В VII веке арабы сумели захватить север Африки и свободно перемещались по Сахаре и Ливийской пустыне. Они же стали первыми исследователями озера Чад и рек Сенегал, Нигер и Белый Нил. В XII веке карта северной Африки, предоставленная Идриси, была самой точной на то время. В 1325–1349 годы Ибн Баттута, направляясь в Египет из Танжера, наблюдал культуру стран Африки на востоке и севере. Через три года он изучил Западную и Центральную Сахару, город Тимбукту. Результаты своего путешествия Ибн Батутта изложил в очень поучительном сочинении, которое по-

ведало всем об увиденной природе и людях неведомых стран.

Третий этап исследований начался с того, что китаец Чжэн Хэ в 1417–1422 годах осуществил несколько морских походов. Он пересёк Красное море, после чего обошёл полуостров Сомали. Пройдя вдоль восточноафриканского побережья, флотоводец прибыл к острову Занзибар.



Европейцы активно начали изучать берега Чёрного континента тогда, когда португальцы стали искать водный путь в Индию, огибая Африку. Первое такое путешествие Н. Триштана в 1441 году ознаменовалось открытием мыса Кап-Блан. После этого португальские мореплаватели постоянно проникали всё дальше на юг, вдоль западных африканских берегов, совершая всевозможные находки и открытия. История исследования Африканского континента шла полным ходом.

Португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш сумел обогнуть Зелёный мыс в 1446 году, который является крайней точкой материка на западе. Именем Фернандо По назван остров, открытый им в 1471 году. А 1488 стал годом, когда Б. Диаш добрался до самого юга Африки, эта точка была названа - мыс Бурь, однако современное её название - мыс Доброй Надежды.

Деятельность Б. Диаша стала очень результативной, на основании всех его отчётов о проведённых путешествиях Васко да Гама построил желаемый маршрут в богатую Индию, он же в 1497– 1498 гг. смог из Лиссабона, обогнув Африку, дойти до города Малинди на востоке.

Таким образом, в конце XVI века Африка на мировых картах уже приобрела свои современные очертания. Теперь исследователей ждали её внутренние неизведанные районы.

За XVII столетие португальские исследователи сделали такие открытия на материке: озёра Тана, Ньяса; реки Конго, Сенегал, Гамбия; исток Голубого Нила.

Четвёртый этап исследований Африки начался в связи с тем, что европейцы нуждались в дополнительных природных ресурсах, поэтому во внутренние регионы Африки свои экспедиции направляли Англия, Германия, Франция, Россия.

Английская ассоциация, созданная специально для совершения открытий во внутренних частях Африки, провела такие исследования:

М. Парк в конце XVIII – начале XIX вв. изучал р. Нигер.

Р. Лендер, Д. Лендер в 1830 году продолжили эту работу.

Д. Денем, У. Аудни, Х. Клаппертон поперёк пересекали в 1823 году пустыню Сахара, они же

доказали, что Нигер не вытекает из озера Чад.

В Сахаре побывал французский путешественник Р. Кайе. В 1828 г. он посетил легендарный город Тимбукту.

Экспедиции из России также исследовала африканские территории. В 1847–1848 годы русские исследователи пребывали в бассейне реки Белый Нил. Руководитель Е. П. Ковалевский впервые описал Абиссинию. Огромный вклад в исследования Восточной и Экваториальной Африке сделал знаменитый русский путешественник В. В. Юнкер. Он составил детальную карту огромного района Центральной Африки, создал две постоянные метеостанции в этом районе и организовал на них систематические наблюдения.

Открытие высшей точки континента, которой является вулкан Килиманджаро, принадлежит немцам И. Крапфу и И. Ребману (1848–1849 гг.).

Озеро Танганьика открыто англичанами Дж. Спиком и Р. Ф. Бертоном (1856–1859 гг.).

Дж. Спик открыл озеро, названное Викторией (1858 г.). А в 1860–1863 годах открыватель вместе с Дж. Грантом выяснили, что именно из этого озера и начинается река Нил.

В исследованиях Африки большую роль сыграл Д. Ливингстон. Он сделал массу открытий, например: водопад Виктория, озёра Бангвеулу и Нгами и др.

На конец XIX - начало XX в. стали полностью исследованные великие реки Африки: Нил, Конго, Замбези, Нигер, а также открыты огромные запасы природных ресурсов.