Главная · Вредные привычки · Иоанн калита годы правления. Жизнь замечательных имен

Иоанн калита годы правления. Жизнь замечательных имен

Иван I Данилович Калита (рожд. ок. 1283 или 1288 г. – смерть 31 марта 1340 г.) – сын московского князя Даниила Александровича, внук Александра Невского, князь Московский, князь Новгородский и Великий князь Владимирский.

Что известно о Иване Калите

Иван Калита большую часть времени проводил в стольном граде небольшого Московского удела, много занимался хозяйственными делами, семьей. Согласно летописи, его супругу звали Еленой. Некоторые историки считают, что она была дочь смоленского князя Александра Глебовича.

Считается, что с первой женой Иван прожили счастливой супружеской парой. 1317 год, сентябрь — у них появился первенец – Симеон. 1319 год, декабрь — родился второй сын – Даниил. В памяти москвичей Калита остался как строитель, расширивший и укрепивший Москву.


Иван Данилович слыл христолюбивым человеком, ища дружбу и поддержку у церковных иерархов. Особенное почтение он оказывал митрополиту Петру, который все чаще наведывался в Москву. Один из самых авторитетных и популярных людей на Руси Петр обосновался в Москве в своем подворье в 1322 году, для него был выстроен новый обширный «двор» в восточной части Московского Кремля. Петр и Иван Калита много времени проводили в беседах. Именно здесь московский удельный князь начал превращаться в «собирателя Руси» Ивана Калиту. После гибели Юрия в 1325 году Иван, как наследник брата, стал единолично княжить в Московской волости.

Путь к престолу

Калита восседал на московском престоле с 1325-го по 1340 год. Прозвище его – Калита, т. е. денежный мешок, мошна. Иван Калита был одним из самых сильных и богатых князей на Руси. На протяжении долгого времени он оставался в тени своего старшего брата князя Юрия. На рубеже XIII–XIV вв., согласно летописи, Иван был наместником в Новгороде, княжил в Переяславле-Залесском и неоднократно замещал на московском княжении своего брата во время его пребывания в Золотой Орде.

Не следует считать, что укрепление Москвы началось только после прихода к власти князя Ивана Даниловича. Еще в 1304 году старший брат Ивана князь Юрий Московский совершил завоевательный поход на Можайск, в котором принимали участие и его младшие братья, в том числе и Иван. Как результат этого похода на слабого соседа стало присоединение Можайского удела к Москве. Можайск был важным территориальным приобретением Москвы. Это был немаленький по тем меркам город, располагавшийся у истоков Москвы-реки. Он давал возможность московским купцам успешно вести торговлю, пополняя и княжескую казну.

Московский Кремль при Иване Даниловиче Калите

Правление

В первом же году своего правления он, желая положить благое начало своему княжению, призвал в Москву из Владимира митрополита Петра на постоянное жительство. Это сразу сделало Москву духовным центром Руси и обеспечило московскому князю поддержку церкви. Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», а Петр поспособствовал Ивану в проведении политики централизации русских земель.

Калита был жестокий правитель, в то же время умный и упорный в достижении намеченных целей. Он ладил с татаро-монгольским ханом Узбеком, неоднократно ездил в Орду, где заслужил расположение и доверие хана. 1327 год — Иван принимал участие в походе на Тверь золотоордынских отрядов. В награду в 1328 году он получил от хана Костромское княжество, а также титул князя Новгородского.

Первая, длительная поездка в Золотую Орду, которая продлилась около полутора лет, дала князю очень много. Он основательно познакомился с ханским двором, завел многочисленные полезные знакомства, познал обычаи и уклад жизни татар и их правителей. Скорей всего, младший брат русского великого князя произвел на хана Узбека хорошее впечатление. За полтора года его проживания в Орде хан Узбек успел хорошо присмотреться к молодому русскому князю и прийти к выводу, что он идеально соответствует политическим видам Орды на состояние Руси, самого богатого данника и самого опасного в силу своего возрождения.

Иван Калита, раздающий милостыню

«Великая тишина»

1332 год — Калита добился у Узбека ярлыка на Владимирское великое княжество и признания себя великим князем Всея Руси. За мирные отношения с Золотой Ордой Калита собирал для нее с населения огромную дань, а все народные недовольства, вызывавшиеся тяжелыми поборами, Иван беспощадно пресекал. Также при помощи татар он устранил многих своих политических соперников – других князей. Основанием этой «великой тишины» в Московском государстве стал исправный сбор ордынской дани.

После этого, согласно летописи, во всей Северо-Восточной Руси наступила тишина на многие годы. Опасаясь гнева хана, татары прекратили совершать набеги на Русь. Узбек даже не стал присылать своих людей в земли князя, поручив сбор податей с населения Ивану. Калита накопил большие богатства.

В.О. Ключевский высоко оценил «великую тишину», которую смог создать Иван Калита: «…многочисленные русские князья холопствовали перед татарами и дрались друг с другом. Но подросли внуки, сверстники Ивана Калиты, и начали присматриваться и прислушиваться к необычным делам в Русской земле. Тогда как все русские окраины страдали от внешних врагов, маленькое срединное Московское княжество оставалось безопасным, и со всех краев Русской земли потянулись туда и простой люд.

В то же время московские князьки, братья Юрий и Иван Калита, без оглядки и раздумья, пуская в ход против врагов все доступные средства, ставя в игру все, что могли поставить, вступили в борьбу со старшими и сильнейшими князьями за первенство, за старшее владимирское княжение, и при содействии самой Орды смогли отбить его у соперников. Тогда же устроилось так, что и русский митрополит, живший во Владимире, стал жить в Москве, придав этому городку значение церковной столицы Русской земли.

И как только произошло все это, все почувствовали, что татарские опустошения прекратились и наступила давно не испытанная тишина в Русских землях. По смерти Калиты Русь долго вспоминала его княжение, когда ей впервые за 100 лет рабства удалось вздохнуть свободно, и любила украшать память этого князя благодарной легендой. Так в первой половине XIV века подросло поколение, выросшее под впечатлением этой тишины, которое начало отвыкать от страха ордынского, от нервной дрожи отцов при мысли о татарах. Не зря представителя этого поколения, сына великого князя Ивана Калиты, Симеона современники прозвали Гордый. Это поколение и почувствовало ободрение, что скоро забрезжит свет».

Деятельность Ивана Калиты

Ордынский хан отблагодарил Ивана за сбор дани – в состав его владений вошла Сретенская половина Ростовского княжества.

Ивану было дано право сбора недоимок с Ростовской земли. Учинив в городе Ростове настоящий погром, княжеские воеводы Василий Кочева и Мина смогли собрать недоимки.

Московские князья и ранее, имея свободные деньги, скупали земли у частных лиц и у церковных учреждений, у митрополита, у монастырей, у других князей. Калита постоянно стремился к расширению территории своего княжества и в собирании русских земель вокруг Москвы. Накопленные средства он пускал на приобретение территорий своих соседей. Влияние князя распространилось на ряд земель Северо-Восточной Руси (Новгородская земля, Ростов, Тверь, Углич, Галич, Псков, Белоозеро). И хоть в этих городах правителями были местные князья, они, по сути, были только наместниками московского князя.

В Москве возвели дубовый Кремль, который защищал не только центр города, но и посад за его пределами. Также в Москве он построил Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника, Преображенскую церковь, а при ней открыл монастырь. В Переяславле-Залесском Иваном был основан Горицкий (Успенский) монастырь.

Успенский собор при великом князе Иване Калите

Начало единодержавия. Итоги правления

Годы правления Калиты стали эпохой усиления Москвы и ее возвышения над остальными русскими городами.

Согласно летописи, князь заботился о безопасности жителей, строго преследовал и казнил разбойников и воров, всегда чинил «правый суд», помогал бедным и нищим. За это он получил второе свое прозвище – Добрый.

Калита был крупным политическим деятелем своей эпохи. Хотя его деятельность неоднозначно оценивалась историками, она все же способствовала заложению основ политического и экономического могущества Москвы, и начала экономического подъема Руси. Им был введен в действие земледельческий закон и установлен новый порядок наследования. После смерти князя великокняжеский престол более или менее постоянно переходил к его прямым потомкам. Со времени княжения Калиты принято говорить о начале единодержавия.

При князе получил окончательное воплощение новый принцип строения государства – принцип этнической терпимости. Подбор на службу осуществлялся по деловым качествам, в независимости от этнической принадлежности, но при условии добровольного крещения. На службу брали и татар, бежавших из Орды, и православных литовцев, покидавших Литву из-за католического давления, и простых русских людей. Силой, связующей всех, кто пришел на службу к московскому князю, стало православие. Спасаясь от татар, русские люди собирались к Москве, которая могла их защитить.

Во время правления Ивана Даниловича приобрело международный политический вес и начало претендовать на все древнерусское наследство Литовско-Русское княжество, объединявшее в себе Смоленск, Подольск, Витебск, Минск, Литву, впоследствии – Среднее Приднепровье. Орда поощряла и более разжигала противоречия между двумя великими княжествами, поочередно принимая сторону одной из сторон, следуя еще выработанной при Чингисхане политике. Все эти достижения ордынской политики в Восточной Европе оказались возможными, как видно, потому, что в самой Орде происходили тогда важные изменения.

Наследие

Иван Данилович заложил основы могущества Московского княжества. Митрополит Алексей, ставший после смерти Ивана Калиты фактическим главой государства, смог добиться от Золотой Орды того, что великое княжение было закреплено за династией московских князей. Это поспособствовало укреплению Москвы, предотвращению междоусобных войн за право получения ханского ярлыка на великое княжение.

По завещанию Ивана Калиты Московское княжество делилось между его сыновьями Семеном, Иваном и Андреем; наследником Калиты был его старший сын Семен Гордый.

Скончался великий князь Всея Руси Иван I Данилович Калита 31 марта 1341 года в Москве. Он был погребен в Архангельском соборе Кремля.

Случайность всё время играет в прятки с неизбежностью. Четвёртый из пяти сыновей Даниила Московского, князь Иван, казалось, не имел ни-каких шансов занять отцовский трон. В лучшем случае он мог рассчитывать на крошечный удел внутри Московского княжества , а в худшем — на роль «безудельного» князя, вечного порученца своего могущественного старшего брата. Однако судьба распоряди-лась по-иному. Три старших сына Даниила (Юрий, Борис, Афана-сий) умерли, не оставив наследников. Неожиданная гибель Юрия в Орде сделала Ивана московским князем. А ещё через два года новый поворот «колеса Фортуны» — тверской мятеж — вознёс его на престол великого князя Владимирского (21 ноября 1325 года). Теперь этот уже немолодой, но всё ещё ничем не отличившийся внук Алексан-дра Невского имел возможность показать, чего же он на самом деле стоит...

Внешняя политика Ивана Калиты

Главной заслугой Ивана Калиты современники и потомки счи-тали установление долгожданного мира и порядка в Северо-Восточ-ной Руси. В те годы, когда он был великим князем владимирским (1328-1340), прекратились опустошительные набеги на русские земли. Не было их и при его сыновьях Семёне Гордом и Иване Красном . Страна жила спокойной, мирной жизнью . Росли города, увеличивалось население, копились силы для будущих побед над «погаными».

Вот что говорит об этом летописец: «Сел Иван Данилович на великом княжении всея Руси, и была с тех пор тишина великая на 40 лет, и перестали поганые воевать Русскую землю и убивать хри-стиан, и отдохнули христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского, и была с тех пор тишина великая по всей Русской земле».

Конечно, «великая тишина» не легко далась князю Ивану. Ему приходилось постоянно ездить к хану Узбеку, чтобы отвозить дань и ублажать подарками всех «сильных людей» в Орде. Каж-дая такая поездка продолжалась несколько месяцев и связана была с тяжкими физическими и моральными испытаниями. Не меньше сил отнимал и сам сбор дани в обнищавших русских землях. Ведь после тверского восстания 1327 г. ордынцы передали это трудное и опасное дело в руки великого князя владимирского. Местным князьям предписано было вовремя передавать ему причитавшиеся с них суммы и не иметь прямых контактов с Ордой. Однако они постоянно нарушали оба условия.

Для выполнения всех своих обязательств перед Ордой великий князь должен был найти правильный тон в отношениях с Новгородом. Это была настоящая «война нервов». Строптивые новгородцы под разны-ми предлогами уклонялись от уплаты своей доли ордынской дани. Ещё труднее было собрать с них внеочередные, чрезвычайные нало-ги, которые время от времени требовал хан. По отношению к Новго-роду Иван Калита успешно применял политику кнута и пряника. Он то пугал новгородскую знать вторжением своих войск, то задабривал её щедрыми подарками и почестями.

Внутренняя политика Ивана Калиты

Важной частью внутренней политики Ивана Калиты была борьба со всякого рода преступлениями. По сообщению летописи, он «избавил Русскую землю от воров и от разбойников». Есть основания полагать, что великий князь расправился не только с теми «разбойниками», ко-торые гнездились по лесам и грабили купеческие обозы, но и с теми «ворами» из числа местной знати, которые расхищали собранную с населения ордынскую дань.

Архитектура

Религия

Иван Калита был дальновидным правителем. Он понимал, что военно-политические успехи Москвы будут прочными лишь тогда, когда под них будет заложена идейная база. Иными словами, Москве нужна была своя идея, своё знамя . В ту религиозную эпоху подоб-ную задачу можно было решить только при содействии церкви.

В 1299 г. митрополит Максим перенёс свою резиденцию из разорён-ного Киева во Владимир-на-Клязьме. Но и там он не обрёл покоя. Преемник Максима митрополит Пётр (1308-1326) постоянно пере-езжал из одной области своей обширной митрополии в другую. В по-следние годы жизни он обосновался в Москве. Иван Калита выстроил для святителя новое подворье и всячески выражал ему своё почтение. Довольный благочестием князя, митрополит Пётр своими руками за-ложил первый камень в основание московского Успенского собора.

Он отдал свои личные средства на строительство и завещал по-хоронить себя в этом храме.

Иван Калита добился того, что уже вскоре по кончине митро-полит Пётр был признан святым. Гробница с его святыми моща-ми, находившаяся в особом приделе Успенского собора Московского Кремля, стала главной святыней Москвы.

Целью церковной политики Ива-на Калиты было превращение Москвы в религиозную столицу Руси. И в этом он имел успех. Преемник Петра митрополит Феогност (1328-1353) большую часть времени проводил в Москве, которую счи-тал своей основной резиденцией. А следу-ющий митрополит, Алексей (1354-1378), вообще был коренным москвичом. Материал с сайта

Прозвище «Калита»

Князь Иван Данилович был человеком глубоко ре-лигиозным. Однако как правитель он не мог обойтись без постоянного нарушения многих евангельских заповедей. Страшась небесной кары за свои грехи, он старал-ся умилостивить Бога традиционным для всех правителей способом — раздачей милостыни нищим. Для этой цели, выхо-дя из дворца, он всегда имел при себе сумку-кошелёк с мелкими деньгами — знаменитую калиту. Насмешливый московский люд за-метил эту привычку. Отсюда и родилось оригинальное прозвище — Калита.

ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА (ок. 1283–1340) – великий князь московский с 1325 и великий князь владимирский с 1328. Второй сын князя, заложивший основы политического и экономического могущества Москвы . Прозвище Калита (кошель) получил за щедрость к нищим («даяше нищим сколка вымётся») и огромные богатства, которые использовал для увеличения своей территории «куплями» в чужих княжествах.

В юности долго был в тени старшего брата, московского князя Юрия Даниловича. В 1304, в отсутствие брата в Москве, Иван с небольшим войском сумел оборонить принадлежащий княжеству Переяславль от тверичей, собравших войско во главе с боярином Акинфом, чем доказал брату свою способность удерживать завоеваннное. В 1319 брат Ивана, Юрий получив в Орде титул великого князя, уехал в Новгород. Таким образом уже тогда, а с 1322 в полной мере, Москва оказалась в распоряжении Ивана. С этих пор он и показал себя властным, жестоким, хитрым, умным и упорным в достижении своих целей правителем В 1325 Иван унаследовал Москву по завещанию умершего Юрия. Годы его управления княжеством (около двадцати) стали эпохой усиления и возвышения Москвы над остальными русскими землями. В основе его лежало особенное умение Ивана ладить с ордынским ханом. Часто ездил в Орду, отчего заслужил расположение и доверие хана Узбека. В то время как другие русские земли страдали от вторжений ордынских численников и баскаков, владения князя московского оставались спокойными, пополнялись численно иммигрантами из других княжеств и земель. («Перестали поганые воевать русскую землю, – говорится в летописи, – перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле»).

Вскоре после начала единоличного управления Иваном московской землей, в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра (1325). Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси. Князь сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что с 1326 тот переехал в Москву, в ней умер и был погребен. Новый митрополит Феогност также выразил желание остаться в Москве, чем вызвал глухое недовольство удельных князей, боявшихся усиления Московского княжества.

Иван ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличивать свои владения, с другой – оказывать влияние на князей в прочих русских землях. Главным соперником его был тверской князь Александр Михайлович, попытавшийся встать на защиту своих земляков, в 1327 убивших ордынского посла Чолхана и его свиту за то, что те «пожгли города и села и людей повели в плен». Узнав об этих событиях в Твери, Иван сам поехал в Орду к Узбеку, торопясь выразить готовность помочь ордынцам в расправе с непокорными. За такую преданность хан Узбек дал Калите ярлык на великое княжение, право самостоятельно собирать дань для отправки в Орду и 50 000 войска. Объединив его со своим, присовокупив к нему еще и войско князя суздальского Александра Васильевича, Калита пошел на Тверь и там «положил пусту всю землю». Присланные позже из Орды новые отряды баскаков довершили разгром. Тверской правитель Александр бежал в Новгород, оттуда – в Псков и, наконец, в 1329 в Литву. Разоренной тверской землей был оставлен управлять его брат Константин, начавший раболепно угождать московскому правителю. В таком же положении оказались князья Ростово-Суздальской земли. Это позволило Калите (возможно именно тогда получившему свое прозвище) после смерти суздальского князя Александра в 1332 удержать за Москвой Владимир.

От двух жен (первый раз Калита женился в 1332 на Елене; второй женой была некая Ульяна) московский князь имел семеро детей, в том числе дочерей – Марию, Евдокию, Феодосию и Фетинью. Их он сумел сделать «дорогим товаром» и выгодно выдать замуж: одну за ярославского князя Василия Давыдовича, другую – за ростовского князя Константина Васильевича. При этом он поставил условием самовластное распоряжение уделами зятьев. Повиновалась Москве и Рязань: стоявшая на окраине Руси, она за свою строптивость могла первой подвергнуться жестокой каре Орды. Углич был присоединен Калитой посредством купли. Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах: около Костромы, Владимира, Ростова, на реке Мете, Киржаче. Приобретение Калитой городов Галича, Углича и Белозерска сомнительно, так как их он впоследствии не упомянул в своих духовных грамотах (возможно, это были купли с правом временного пользования). Особенно настойчивыми были его попытки прибрать к рукам земли Великого Новгорода. Вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям других земель покупать там собственность, он сумел завести в Новгородской земле несколько слобод и населить их своими людьми. В 1332 даже начал было войну с Новгородом, поскольку новгородцы отказывались платить старинную дань (так называемое «закамское серебро»), но вскоре вынужденно заключил мир. В конце княжения он сделал еще одну попытку подчинить своей власти этот свободный город и вновь потребовал от новгородцев большую сумму денег. После их отказа он отозвал своих наместников из города, и распрю эту суждено было завершить уже после смерти его сыну Семену Ивановичу Гордому . Последним актом, направленным на расширение владений княжества была отправка в 1340 войска (возможно, по приказу хана) на непослушного Орде смоленского князя Ивана Александровича и опустошение москвичами совместно с татарами Смоленской земли.

В 1337 тверской князь Александр решился помириться с ордынцами и попытаться заполучить обратно свое княжество. Но Калита опередил тверича: в 1339 он сам первым поехал в Орду с доносом на Александра. Александр получил приказ явиться к хану в Орду. Там и он сам, и его сын Федор были казнены. Калита же вернулся в Москву «в великой радости» и немедленно послал в Тверь за главным колоколом с церкви св. Спаса. Колокол был снят и привезен в Москву как символ победы над соперником.

В самой столице за 1325–1340 были отстроены и центр города, и посад за его пределами. Быстро росло число сел вокруг Кремля, самому князю принадлежало их более 50. Бояре охотно переходили к Калите, получали от него земли с обязанностью службы; за ними следовали вольные люди, годные к оружию. Даже ордынские мурзы стремились быть «под его рукой», в том числе так оказался в Москве Чет – по преданию, предок Бориса Годунова . Летописи упоминают об активном церковном и светском каменном и деревянном строительстве. Так, на княжеском дворе деревянная церковь Спаса Преображения в 1330 была заменена каменной и основан монастырь (сюда были переведены архимандрития и монахи из Данилова монастыря). В 1333 по приказу Калиты была заложена и отстроена церковь Иоанна Лествичника «под Колоколы». В благодарность за избавление Москвы от голода был воздвигнут каменный храм на краю Боровицкого холма на месте деревянной церкви Михаила Архангела (в настоящее время – кремлевский Архангельский собор). Чуть позже рядом был заложен и Успенский собор. В 1339 в Москве завершилось строительство дубового Кремля. При этом князь был неплохо разбирался «в книгах». По его приказу церкви не только строились, но и пополнялись ценными библиотеками (Сийское пергаментное Евангелие, снабженное по его распоряжению немалым числом киноварных заставок и зарисовок ныне хранится в Рукописном отделе библиотеки РАН).

Перед смертью Иоанн принял пострижение и схиму. Все свое движимое и недвижимое имущество он разделил между тремя сыновьями и женой: Москву он оставил в общее владение наследникам, причем главным «печальником» и первым среди равных назначался старший сын Семен Иванович (в будущем – Гордый). Ему он дал города Можайск, Коломну и 16 волостей, Ивану Ивановичу (будущему Красному) – Звенигород, Кремичну, Рузу и еще 10 волостей, Андрею – Лопасню, Серпухов и еще 9 волостей, жене Елене с дочерьми – 14 волостей.

Калита умер 31 марта 1340 в Москве и был погребен в отстроенном по его приказу Архангельском соборе.

Историки высоко оценили деятельность Калиты на московском престоле (С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, М.Н.Тихомиров), отметив также его просвещенность и содействие не только росту политического могущества княжества, но и превращения последнего в культурный и религиозный центр.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Иван Данилович по прозвищу «Калита» вошел в историю неоднозначной фигурой. С одной стороны, его тесные связи с Золотой Ордой, внутриполитические интриги, репрессии аристократии и огромное богатство создали ему репутацию жадного тирана. Но с другой стороны, он действовал по законам того времени, и именно при нем наступил экономический подъем всей Северо-Восточной Руси, началось объединений русских земель и прекратились набеги татаро-монгол.

Происхождение имени

Точная дата рождения Ивана Даниловича историкам неизвестна. Считается, что это 1282-1283 год. Нет и определенности с датой смерти - 31 марта 1340 или 1341 года. Происхождение прозвища «Калита» также имеет два толкования. Само слово «калита» означает сумку или кошелек с деньгами. По одной из версий, Иван Данилович был скрягой, очень любил деньги и занимался их постоянным накопительством. Но есть и другая версия, согласно которой он не столько клал деньги в свою калиту, сколько раздавал их нищим. В пользу этой версии свидетельствуют новгородские летописи того времени, в которых встречается и другое прозвище Калиты - Иван «Добрый».

Приход к власти

Многочисленные братья Ивана Калиты погибли, не оставив наследников, благодаря чему он смог избежать борьбы за власть с племянниками, традиционной для того времени. Судьба как будто расчистила для него дорогу, и ощущение своей избранности не покидало Ивана Калиту до самой смерти. Когда приходилось принимать жесткие решительные меры, это чувство помогало ему преодолевать угрызения совести.

После гибели старшего брата Юрия в 1325 году, Калита становится князем Московским. Анализируя итоги княжения брата, Иван приходит к выводу, что его постоянные войны были, в основном, бессмысленны. Победить главного своего противника, Тверское княжество, военными методами было невозможно из-за равенства сил. Для победы необходимо было заручиться поддержкой Золотой Орды.

Расширение влияния

15 августа 1327 года в Твери произошло народное восстание против татаро-монгольского притеснения, в результате которого весь татарский гарнизон, стоявший в городе, был уничтожен. Было понятно, что Золотая Орда не простит этот кровавый бунт. В январе 1328 года в Тверь приходит огромная карательная экспедиция, которая опустошает все княжество и кладет конец тверскому могуществу. Иван Калита, как и многие другие русские князья, участвовал в походе на Тверь. В награду за это он получает Костромское княжество и титул князя Новгородского, что делает его политическим лидером всей Северо-Восточной Руси.

С этого момента начинается отсчет мирных сорока лет, о которых так сказано в летописях: «И быть оттоле тишина велика в русской земле на сорок лет». Это стало возможным благодаря тому, что при Калите прекратились задержки с уплатой дани, таким образом, исчез и повод для набегов. Важную роль сыграли и тесные политические и экономические связи, который Иван Данилович смог наладить с Ордой. Несмотря на тяжелую дорогу, занимавшую несколько месяцев, и постоянную угрозу стать жертвой очередного заговора или интриг ордынских военачальников, каждые два-три года он лично отправлялся к Узбек-хану с дарами, чем сумел заслужить его расположение.

Развитие Московского княжества

Иван Данилович впервые навел порядок на дорогах княжества, прекратил грабежи и разбои. Это послужило стимулом к развитию торговли и общему экономическому подъему. Попутно проходило активное освоение севера, где добывалось все больше и больше «мягкого золота» - пушнины. Доходы казны росли, но значительная часть собираемой дани продолжала разворовываться местными правителями. Зная это, Калита принял жесткие репрессивные меры по отношению аристократам-неплательщикам.

Денег в казне стало хватать не только на уплату дани, но и на грандиозный строительный проект - постройку нового дубового Кремля и возведение на его территории пяти каменных храмов. Благодаря этому, резиденция митрополита была перенесена из разоренного Киева в процветающую Москву, сделав ее духовным центром Руси.

В 1337 году, после десяти лет изгнания, на тверское княжество возвращается князь Александр Михайлович, прощенный Ордой после допущенного им в 1327 году народного бунта. Иван Данилович понимает, что война между Тверью и Москвой неизбежна. Чтобы ее предотвратить, он в 1339 году отправляется к Хану с доносом на своего противника и убеждает его казнить Александра и его сына Федора за связь с литовцами.

Смерть и итоги правления

Весной 1340 года Иван Калита тяжело заболевает, за несколько недель до смерти принимает монашеский постриг и уходит в монастырь. Сохранился литературный памятник, написанный одним из монахов этого монастыря, который называется «Похвала Ивану Калите». В нем упоминается справедливое правосудие Калиты, его благочестие, а сам он назван не иначе как «сирым в бедах помощник». Таким запомнили его современники. А со временем стала очевидной и его работа по объединению Руси вокруг Московского княжества, прекращению междоусобных конфликтов и в итоге – формированию ядра для русского национального государства. Уже в написанном в конце 14-ого века «Слове» о Дмитрии Донском, внуке Ивана Даниловича, Калита прямо назван «собирателем земли русской».

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Великий князь Иоанн Данилович, Василий Петрович Верещагин

  • Годы жизни: ок. 1283/1 ноября 1288 г.(предположительно) – 31 марта 1340 г.
  • Отец и мать: Даниил Александрович и Мария.
  • Супруги: княгиня Елена, княгиня Ульяна.
  • Дети: Семен Иванович (Симеон Иоаннович), Даниил Иванович, Андрей Иванович, Мария, Феодосия.

Иван I Данилович Калита (около 1283 – 31 марта 1340 (1341) гг.) – великий князь Московский в 1325 – 1341 годах, великий князь Владимировский в 1328 – 1341 годах и князь Новгородский в 1328 – 1337 годах. Иван Калита из рода Московских великих князей, его матерью была Мария, а отцом – Даниил Александрович. Он являлся внуком .

Существует несколько теорий, откуда у Ивана Даниловича появилось прозвище «Калита». Калитой называли небольшую сумку для хранения денег, которую носили на поясе. Самым популярным мнением является то, что он всегда носил с собой калиту и раздавал деньги нищим, другая теория – он покупал чужие княжества, расширяя тем самым свои территории. Также существует теория, что Иван I собирал дань для Орды.

Первые упоминания Ивана Даниловича появились в летописях в 1296 году, когда он поехал в Великий Новгород, где на протяжении года Иван был наместником отца.

Иван I Данилович Калита: правление

В начале XIV века он княжил в Переславле-Залесском. У Ивана был старший брат Юрий Данилович, который являлся московским князем. Пока Юрий Данилович находился в Великом Новгороде и посещал Золотую Орду, брат замещал его и занимался управлением в Москве. В 1304 году, когда Юрий Данилович отсутствовал, Иван отправился защищать Переславль от князей Твери. Боярин Акинф с тверскими полками пытался захватить город, Иван Калита на протяжении трех дней держался в осаде, на четвертый к нему на помощь прибыл боярин Родион Несторович, и тверские войска были разбиты.

В 1321 году Дмитрий Михайлович, Великий Тверской князь, признал власть Юрия Даниловича и отдал ему дань. Но Юрий отвез ее не в Орду, как должен был, а в Новгород, где хотел получить с нее прибыль через купцов. Конечно, такие действия вызвали недовольство у хана, который передал управление Дмитрию. 21 ноября 1325 года Юрий попытался вернуть ярлык, но Дмитрий в Сарай-Берке убил его.

Иван I Данилович занял место брата, став великим князем в Москве. При нем Москва увеличила свою территорию, а также усилила свою власть. Иван налаживал отношения с ханом, постоянно ездил в Орду, в итоге Узбек стал ему доверять. На русские земли постоянно нападали татары, но благодаря политике Ивана на Москву набеги прекратились.

Одним из первых действий Ивана Даниловича был перевод из Владимира в Москву митрополичью кафедру. После этого действия Москва стала православным центром всей Руси. Кроме того, он добился расположения митрополита Петра, тот перебрался в Москву, а когда умер, был погребен в ней. Новым митрополитом стал Феогност, который также находился в основном в Москве.

При Иване был построен дубовый Кремль, который служил защитой центра. Вокруг него постепенно появлялось все больше сел и деревень. Боярам, которые переходили к Московскому князю, давались земли, а они взамен служили Ивану I. Он следил за безопасностью своего народа: воров и грабителей казнили, поэтому торговцы могли работать без опаски.

Помогла в усилении власти Ивана I и вражду между Тверью и Ордой. В 1327 в Твери было народное восстание, во время него были убиты посол Чол-Хага и его свита. Иван I Данилович отправила в Орду, где Узбек-хан дал ему ярлык на великое княжение и войско, состоящее из 50 тыс. человек. Объединившись в союз с суздальским князем, Калита двинулся в Тверскую область: там татары подожгли города и деревни, взяли в плен население. В результате спаслись лишь Москва и Новгород, они отдали татарам 2000 гривен серебра и преподнесли дары. Александр сначала бежал в Новгород, затем в Псков, а позже в Литву.

За подавление бунта хан Узбек наградил Ивана I в 1328 году правом контроля над Новгородом и Костромским княжеством, а Александр Васильевич Суздальский получил Владимир и Поволжье.

В 1328 – 1330 годах Иван Калита отдал одну свою дочь замуж за Василия Давыдовича Ярославского, а другую – за Константина Васильевича Ростовского. Целью этих браков была возможность для Ивана управлять их уездами.

В 1331 году Александр умер, Иван Калита отправился к хану с дарами, где Узбек дал ему ярлык на правление Владимиром и Поволжьем. В этом же году возник спор между Москвой и Новгородом. Иван Данилович потребовал с жителей Новгорода уплатить дань в увеличенном размере, они отказались, тогда он направил свои войска в Торжок и Бежецкий Верх.

Сначала Иван заключил договор с литовским князем Кедимином, а закрепил его браком между его сыном Симеоном Ивановичем и дочерью Кедимина Айгустой.

Также велись переговоры между Иваном и новгородцами, и в 1336 году с содействием митрополита Феогноста был заключен мирный договор, а Новгород выплатил полную сумму, которую с него требовали.

В 1337 году Александр тверской отправился к хану, где покорился ему и вернул свое княжество. Но уже через два года Иван посетил в Орду и донес на Александра. За это хан казнил и Александра, и его сына, а Иван Калита снова получил Тверь. Помимо этого, он дал указание снять с церкви святого Спаса, расположенной в Твери, колокол и отвезти в Москву, что считалось очень унизительным.

Иван Калита значительно увеличил территории, скупая города, села и деревни как близ Москвы, так и далеко от нее. Он приобрел Белозерск, Углич, Ростов, Дмитров и Галич.

Также при нем шло активное строительство: были возведены Архангельский, Успенский соборы, Преображенская церковь, Свято-Данилов, Горицкий монастыри и т.д.

У Ивана I Даниловича было две жены: княгиня Елена и княгиня Ульяна. Дата вступления в брак с Еленой неизвестна. Незадолго до своей смерти она приняла монашеский постриг, 1 марта 1331 года она скончалась. Спустя год 1332 года Иван женился на Ульяне, с ней он прожил оставшуюся жизнь.

Дети Ивана Калиты

От Елены:

  • Симеон Гордый;
  • Даниил;
  • Иван II Красный;
  • Андрей Серпуховский;
  • Феотиния;
  • Евдокия.

От Ульяны:

  • Мария;
  • Феодосия.

В начале 1340 года Иван Данилович постригся в монахи, он стал Ананием, после принял схиму, через пару недель он скончался. Преемником Ивана Калиты стал его старший сын – Симеон Гордый. Иван Калита был похоронен на Соборной площади в Архангельском соборе.