Главная · Вредные привычки · Элективный мутизм: причины, проявления и психотерапевтическое лечение. Мутизм — «добровольное» молчание

Элективный мутизм: причины, проявления и психотерапевтическое лечение. Мутизм — «добровольное» молчание

Мутизм – патологическое состояние, характеризующееся полным молчанием при сохранении функций речевого аппарата, слуха и способности понимать речь. В неврологии это расстройство относят к невротическому нарушению речи, в психологии – к нарушению способности устанавливать социальные контакты, в психиатрии это явление рассматривают в рамках психических отклонений (шизофрении, психозов, истерии).

В настоящее время, расстройство принято относить к «поведенческим и эмоциональным расстройствам, начинающимся в детском и подростковом возрастах». Диагноз внесен в перечень заболеваний, учтенных в Международном классификаторе.

Мутизм – это детский недуг. Обычно он возникает в возрасте от 3 до 9 лет. Именно в этот период у детей происходит смена социального статуса: они начинают посещать детский сад и школу, поэтому многие родители воспринимают синдром как особенности адаптации. Расстройству подвержены особо чувствительные, ранимые натуры. Оно может быть результатом воздействия сильного психического потрясения, стресса, связанного с изменением статуса ребенка и актом протеста, когда ребенок осознанно принимает решение не разговаривать.

Часто мутизм у детей путают с серьезным психическим заболеванием (шизофренией, умственной отсталостью). В связи с этим избирается неадекватное ситуации лечение. Типичной ошибкой специалистов является восприятие синдрома как временного явления. В некоторых случаях заболевание воспринимается как детский каприз, который должен пройти самостоятельно со временем без какого-либо лечения. Однако такие виды речевых нарушений требуют своевременной коррекции, так как способны привести к развитию устойчивых изменений характера, негативным образом отражающихся на жизни носителя расстройства. В связи с этим, особое значение приобретает необходимость постановки своевременного и точного диагноза.

Синдром может развиться и в более старшем возрасте. Спровоцировать его способны органические нарушения мозга, серьезные психические потрясения или расстройства. Что касается взрослых людей, то мутизм характерен для представительниц слабого пола. У женщин обычно возникает истерический мутизм. Связано это с особой чувствительностью, мнительностью дам, их предрасположенностью к импульсивным эмоциональным реакциям.

Причины

Мутизм у детей и взрослых – это неординарное, трудно отличимое от ряда сходных по клинической картине заболеваний. Определение причины, спровоцировавшей синдром, позволяет адекватно оценить ситуацию, установить точный диагноз и назначить правильное лечение. В психиатрии принято выделять ряд следующих этиологических факторов, способствующих нарушению речи у детей:

  • психопатологические отклонения (аутизм, истерия, шизофрения, депрессивное расстройство, отставание в психическом развитии);
  • индивидуальные особенности характера (чувствительность, обидчивость);
  • стресс;
  • патологии строения речевых органов («волчья пасть, короткая уздечка);
  • наследственная предрасположенность;
  • обстоятельства окружающей среды;
  • внутрисемейная обстановка, неправильные методы воспитания.

Детский возраст не всегда позволяет установить истинную причину немоты. Исключением являются случаи, когда стимулятором служат психические отклонения. Причиной развития патологии может стать глухота. В этом случае говорят о возникновении сурдомутизма.

Детский сурдомутизм поддается коррекции. Своевременное обучение навыкам речи и чтения позволяют научить говорить детей с нарушением слуха. В том случае, если глухоту сопровождают патологии психического развития, обучить навыкам речи невозможно. Иногда мутизм у детей может быть своеобразной формой протеста. У взрослых мутистов причины расстройства речи могут быть следующими:

  • травмы головы;
  • стрессы;
  • кома;
  • последствия психической травмы;
  • нарушения кровообращения головного мозга;
  • психические расстройства (шизофрения, депрессия);
  • соматические заболевания (инсульты, опухоли мозга).

Симптомы мутизма

Синдром имеет достаточно яркие признаки, которые позволяют установить правильный диагноз. Типичные симптомы мутизма проявляются в виде:

  • отказа от речевого общения, немоты;
  • сохранения немоты не менее одного месяца;
  • сохранения сознания;
  • отсутствия патологий речевого аппарата;
  • неспособности говорить в волнительных ситуациях;
  • отсутствия речи только в конкретных ситуациях и при контакте с определенными людьми;
  • сохранения способности пользоваться письменной речью и формулировать свою мысль;
  • активное пользование невербальными методами общения.

В зависимости от вида патологии расстройство могут дополнять симптомы нарушения двигательной активности, как в случаях с акинетическим или апалическим мутизмом.

Виды мутизма

Самым распространенным диагнозом является психогенный мутизм, который может проявляться в рамках психогенного психоза, спровоцированного психической травмой.

В зависимости от силы воздействия психической травмы расстройство может ограничиться невротической формой: истерическим, логофобическим или смешанным мутизмом.

Истерическая форма мутизма провоцируется психической травмой: речь отнимается от сильного шока. Длится состояние от нескольких секунд до нескольких дней, недель. Патология возникает у женщин и особо чувствительных натур. Логофобическая форма возникает из-за страха услышать свою речь и встречается в основном у школьников. Взрослые редко страдают этим видом расстройства. Прогноз при данной форме патологии не всегда благоприятный, зависит от личностных особенностей носителя.

В отдельную группу выделен патохарактерологический вид расстройства, который проявляется в дошкольном и в младшем школьном возрасте при отрыве детей от привычной обстановки. К нему можно отнести избирательную форму элективного синдрома. Проявляется у болезненно-привязанных к дому, родителям, пугливых, робких детей. Эндогенно-психотические формы возникают гораздо реже. Развиваются они под влиянием бредовых идей, галлюцинаторных голосов.

В современной практике имеется еще одна разновидность классификации мутизма, которая выделяет следующие расстройства:

  • Селективный (элективный). Характеризуется отсутствием речи в определенных ситуациях.
  • Акинетический. Проявляется в виде двигательных и речевых нарушений.
  • Апалический синдром. Приравнивается к состоянию комы, полностью отсутствует реакция на внешние раздражители.

Лечение

Терапия мутизма предусматривает комплексное применение медикаментозных и психотерапевтических процедур. Выбор вектора лечения в каждом отдельном случае индивидуален и учитывает вид синдрома, общее психическое, физическое состояние и личностные особенности больного.

В зависимости от особенностей патологии и причин, спровоцировавших ее возникновение, лечение может быть как амбулаторным, так и стационарным. Стационарное лечение применяется в случаях, предусматривающих применение сложных диагностических процедур и хирургического вмешательства. Лечение мутизма не предусматривает универсального способа избавления от патологии.

В некоторых случаях, это относится к избирательному мутизму, достаточно мер психологической поддержки, в некоторых, как в случаях с акинетическим и апалическим мутизмом, необходимо хирургическое лечение для устранения основной причины, вызвавшей нарушения способности говорить: удаление гематомы или опухоли. В случаях, когда терапия предусматривает применение лекарственных препаратов, больным назначаются:

  • ноотропы;
  • нейролептики;
  • селективные ингибиторы обратного захвата серотонина;
  • бензодиазепины;
  • антидепрессанты;
  • антипсихотические препараты.

Комплексное лечение включает такие дополнительные методы терапии, как:

  • дыхательные упражнения;
  • фототерапию;
  • массаж;
  • арт-терапию;
  • лечебную гимнастику.

Целью терапии является устранение причин возникновения патологии, насколько это возможно, купирование невротических депрессивных расстройств, улучшение межличностных контактов.

Независимо от вида медикаментозной помощи осуществляется психологическая поддержка:

  • обучение навыкам продуктивного общения;
  • работа с тревожностью;
  • помощь в преодолении стрессов;
  • коррекция мимики и пр.

Применяются методы речевой и поведенческой терапии, тренинги социальных навыков. Прогноз в большинстве случаев благоприятный, за исключением случаев, когда расстройство вызвано тяжелыми психическими патологиями и органическими поражениями мозга.

Вам также может быть интересно

Отвечаем на вопросы читателей Маминого клуба: Есть ли в Латвии специалисты, которые работают с такими детьми? Семейный врач признала, что не компетентна в таких вопросах.

Консультирует психолог, терапевт Мео Инесе Таубе и руководитель Детский психиатрической клиники Детской клинической университетской больницы Лаура Кевере.

Симптомы селективного мутизма

Селективный мутизм - это один из видов нарушений социального функционирования, форма социальной формы у детей. Простым языком, селективный мутизм называется болезнью молчунов. Обычно болезнь проявляется в детстве как проблемы с общением, что чаще всего можно наблюдать в начальной школе. Персона, способная говорить, не говорит в конкретных ситуациях или с конкретными людьми. Также может быть, что ребёнок в детском саду разговаривает только с некоторыми детьми, а с остальными нет. Дети, с селективным мутизмом молчат, даже если последствия молчания стыд, отвержение или наказание. Чаще такие дети выбирают кого-то из членов семьи или сверстников, кто был бы как бы переводчиком между ним и окружающим миром. Через этого человека он вербально передаёт информацию другим членам общества (учителям, воспитателям, другим членам семьи и др.).

Часто мутизм называют стеснительностью. Т.к. такие дети бывают тихими, их даже могут не замечать. Часто мутизм диагностируют поздно только потому что дома ребёнок ведёт себя полностью нормально. Бывает, что с людьми, которым доверяет, ребёнок говорит даже особо много. Существует представление, что проблема мутизма возникает, если кто-то в семье из родственников молчун. Из этого предположения можно сделать вывод, что ребёнок научился молчать у родственников. Некоторые исследователи думают, что селективный мутизм может быть стратегией избегания, чтобы уменьшить страдания от социальной ситуации. Чаще всего селективный мутизм возникает после какой-либо конфликтной ситуации в семье, детском саду или школе.

Помимо вербальных трудностей у селективного мутизма есть и другие симптомы:

  • Стеснительность, социальная тревога, страх отвержения;
  • Трудности поддерживать контакт глазами;
  • Нежелание улыбаться;
  • Жесткие и неудобные движения
  • Трудности в выражении эмоций, даже к членам семьи;
  • Тенденция волноваться больше, чем другие люди в той же ситуации;
  • Желание рутины и неприязнь к переменам;
  • Чувствительность к шуму и толпам.

Позитивные черты таких людей:

  • Интеллект выше среднего, восприятие, любопытство;
  • Творчество и любовь к искусству или музыке;
  • Эмпатия и чувствительность к мыслям и чувствам других людей;
  • Сильное чувство справедливости.

У каких специалистов искать помощи

Вначале вместе с ребёнком нужно обратиться к психологу, т.к. всегда у этих нарушений существует психологическое происхождение. Если случай сложный и необходима консультация других специалистов - психолог порекомендует обратиться к аудио логопеду, детскому психиатру или детскому неврологу. Диагноз чаще всего ставит детский психиатр. Если нет побочных заболеваний, в основном дополнительные обследования не нужны. Рекомендуется консультация клинического психолога (для оценки эмоционального состояния и структурирования личности у ребёнка), а также разговор с детским психиатром. Ни одно из клинических или радиологических диагностик (анализы крови, гормональные тесты, электроэнцефалография, компьютерная томография, магнитно-резонансная) это нарушение не подтверждают.

Каково будет лечение и какие прогнозы на излечение

Без лечения селективный мутизм может спровоцировать хроническую депрессию, тревогу и другие социальные и эмоциональные проблемы. Чрезвычайно много зависит от желания родителей и мотивации. Вместе с психологом нужно изучать, какие ситуации вызывают тревогу у ребёнка и как эти факторы можно минимизировать. Может между родителями несогласие, может в семье вообще мало говорят, больше молчат, может, произошли перемены, может ребёнку недостаёт каких-то социальных навыков, которые необходимо развивать, например, у ребёнка трудности с контактом глаз, не может о себе рассказать, не улыбается и т.п.

Лечение в основном проходит психологическими, психотерапевтическими методами. Рекомендуется семейная психотерапия, а также психотерапии для детей (игровая, песочная), консультация психолога для родителей. В редких случаях - если у ребёнка констатируется признаки депрессии - могут назначаться антидепрессантная медикаментозная терапия. Если со времени констатирования нарушения прошло время и у семьи нет мотивации сотрудничать с профессионалами - прогноз, что это нарушение пройдёт, ничтожен.

С данной странностью, я столкнулась, будучи клиническим психологом в отделении онкогематологии. Это был пациент предподросткового возраста, ему было 10 лет, хотя считается, больше болезни о которой пойдет речь подвержены дети от 3 до 8 лет. В круг его избирательного общения, к сожалению, попала и я. Но данное состояние никак не было связано с проблемой нахождения ребенка, в клинике.

Со слов мамы, “это” длится со времен поступления в школу. В школе он слывет «немым». И ругали, и уговаривали, и объясняли. Всё без эффекта. Ну не говорит (или не разговаривает) он в школе! Ни с учителями, ни с одноклассниками.

Я:- А как с успеваемостью?
Мама: – Хорошо. Пишет контрольные, диктанты.

Короче, все ответы письменно. Проблем особых нет, населенный пункт, где проживает ребенок, маленький, все друг друга знают…

Я:- А как дома он ведет себя?
Мама: – Он в меру, общительный, рассказывает все новости школы и улицы в том числе.
Я: -А как сейчас, здесь, в клинике? С кем-то общается?
Мама: -Нет, только со мной, «опять закрылся». Доктор, что делать и как вылечить ребенка?

Как вы поняли, речь идет о такой патологии, как селективный мутизм (если дословно, избирательное отсутствие речи). Это сложное тревожное расстройство, характеризующееся неспособностью ребенка говорить и эффективно общаться в некоторых общественных местах. Эти дети могут говорить и общаться в условиях безопасности, спокойствия, в привычной обстановке, например, в своей семье.

Ученый мир до сих пор не разобрался в причинах этого недуга. Допускают проблему обработки конкретной сенсорной информации, пониженный порог возбудимости в миндалевидной области мозга, но в их исследованиях большинство детей с избирательным мутизмом имеют генетическую предрасположенность к тревожности. И в истории их жизни отмечаются частые истерики и плаксивость, капризность, проблемы со сном, и крайняя застенчивость с младенчества.

И у 90% детей присутствует реальный страх при социальных взаимодействиях, но с разными вариациями.

Например, н екоторые дети просто немеют при определенных ситуациях, например, в школе, некоторые говорят ограниченно мало или даже может быть шепотная речь.
Но встречаются дети, которые выглядят расслабленными и беззаботными, но могут общаться только с одним или несколькими детьми, но не в состоянии общаться с учителями или с большим количеством сверстников.

И создается ложное представление, что эти дети застенчивые и робкие. И закрадывается мысль про жестокое обращение, психологические травмы. Но, увы, нет явных доказательств. Для детей, их избирательный мутизм, их немота, является средством избежать чувства тревоги, при социальных контактах.

Для таких детей коллективное посещение кино, театра, или любое общественное мероприятие, довольно энергозатратно. Появляются все признаки физических симтомов: боли в животе, тошнота, рвота, боли в суставах, одышка, спонтанные поносы, общая нервозность.

И все это сказывается на поведении ребенка.

Почему?

Важно знать родителям и учителям, так как эти симптомы на физическом уровне и поведенческие реакции на фоне немоты, обусловлены тревогой. Появление незнакомца, особенно у малышей, может вызвать ступор. Это нужно знать для оказания помощи ребенку, научить его навыкам снижающим чувство тревоги. Меньше обращать на его «неулыбчивое» лицо, на не всегда понятный «язык тела», избегание зрительного контакта, на мнимую любовь к одиночеству.

Они, как и здоровые дети хотят иметь друзей, не путайте с расстройствами аутистического спектра.

Оставаясь «немым» в обществе, они могут проявлятьь “характер” дома. Упрямые, властные, капризные, напористые, с резкими перепадами настроения. Все эти проявления не больше чем компенсаторные механизмы, опять же, борьбы с тревогой.

В школе эта особенность ребенка попадает в поле зрения учителей, прежде всего, как аутичный ребенок (педагоги более или менее знакомы с данной патологией), либо начинают указывать на серьезные трудности обучения.

Труднее родителям малышей ясельного возраста и дошкольников, поэтому, нужно быть внимательным в отношении коммуникации ребенка вне семьи. Зачастую, это может пройти под маской «застенчивый, стеснительный, пройдет…».

Что делать если подтвердился диагноз “селективный мутим”?

Если мутизм сохраняется в течении более месяца, двух, то это должно насторожить родителей. Заставляя говорить насильно, то есть подходы основанные на дисциплине, только могут усилить тревогу и тут можно добиться только оппозиционно настроенного ребенка.

Отойдите от мысли, что ребенок все это проделывает, чтобы контролировать и манипулировать вами. Понимание, поддержка ребенка, признание ваших собственных трудностей и разочарований, помогут вашему ребенку и вам в том числе.

Следующей задачей для вас будет поиск и находка семейного врача, педиатра, понимающего о чем идет речь, детского психиатра или детского психотерапевта.
Вы, как родитель, просто обязаны понять: мало снять тревогу ребенка, посредством лекарств, нужно искать возможности заниматься коммуникацией ребенка, переходить к речи, отходить от жестов и других невербальных видов общения, научить ребенка навыкам общения и создавать условия комфортности окружающей среды.

А где это можно добиться? Только в реальном мире, то есть в школьной среде, только там среди людей, реализуются стратегии и вмешательства, составленные врачами и психотерапевтами.

Мутизм — одно из наиболее серьезных , при его проявлении человек сохраняет полное молчание, что ведет к неспособности вступать в речевой контакт с другими людьми. Тотальный мутизм диагностируют в том случае, если человек остается неспособным к речевому контакту при любых обстоятельствах. Парциальный мутизм у взрослых и детей — это состояние, в котором человек не может вести разговор с определенными людьми или в конкретной ситуации, которая является для него травмирующей. При этом в другой обстановке или с другими людьми он способен разговаривать. Элективный мутизм — состояние, в котором молчание у больного возникает эпизодически. К примеру, элективный мутизм у детей может появляться в школе, при общении с определенным кругом сверстников.

Если у человека наблюдается истерический мутизм , то больной не может произносить слов даже шепотом, хотя его язык и губы могут проделывать движения, необходимые для воспроизведения речи. И устную, и письменную речь человек с мутизмом понимает. Для того, чтобы контактировать с людьми, такие больные используют мимику и жесты. Как правило, люди, страдающие истерическим мутизмом, не выглядят подавленными и расстроенными таким состоянием. Проявления истерического мутизма часто сочетаются с другими невротическими расстройствами. Это может быть , энкопрез , амавроз . Как правило, к проявлениям истерического мутизма склонны люди с повышенной эмоциональностью, лабильностью нервных процессов. Этот вид мутизма более часто проявляется у женщин.

Определяется особая форма мутизма, которую в медицине называют сурдомутизм . В данном случае речь идет о глухонемоте, которая может быть как врожденной, так и приобретенной. Однако в данном случае у больного отсутствуют органические дефекты речевых отделов и слухового аппарата.

Почему проявляется мутизм?

Мутизм у детей и взрослых в большинстве случаев проявляется вследствие психических травм, являющихся существенным раздражителем для клеток головного мозга. Как правило, изначально у человека наблюдается острая форма мутизма, которая выражается симптомами истерического невроза. То есть основой такого заболевания является истерический механизм.

Мутизм развивается на фоне психических нарушений. Он может быть функциональным и органическим . Его тип определяется в зависимости от причины развития этого симптома. Органическим является акинетический мутизм , при котором у больного отсутствуют речевые движения в связи с поражением активирующих отделов мозга.

Избирательный мутизм проявляется как своеобразная реакция психики человека на определенный раздражитель. Следовательно, фактором который является пусковым механизмом развития заболевания, может стать серьезный конфликт, сильная обида, испуг. Мутизм в данном случае напрямую связан с . Очень часто мутизм диагностируется у детей с высоким уровнем чувствительности, выраженной обидчивостью, физической слабостью. В некоторых случаях ребенок может молчать на протяжении многих месяцев и даже лет. В таком случае родители не должны пытаться справиться с ситуацией самостоятельно, стараясь уговорить или увлечь ребенка. Лечение мутизма у ребенка должен проводить врач, учитывая все особенности состояния больного.

Во время установления диагноза специалисты всегда учитывают тот факт, что детский мутизм может иметь самые разнообразные психологические причины. Поэтому каждый такой факт необходимо изучать индивидуально и очень тщательно. Иногда мутизм у детей является определенной формой протеста, выражением молчаливой агрессии.

Сурдомутизм , то есть временная глухота и немота может проявиться у ребенка вследствие травмы либо реакции на стресс. Органических причин такого поражения не отмечается.

Мутизм у взрослых часто наблюдается на фоне .

Как вылечить мутизм?

Лечение мутизма проводится после полного подтверждения этого диагноза. В некоторых случаях мутизм не только развивается вследствие серьезного стресса, психологических травм, но и исчезает под влиянием этих факторов.

Терапия этого заболевания проводится, прежде всего, методами психотерапии, также в комплексное лечение включается и прием транквилизаторов. Врачи используют при лечении мутизма у детей мультимодальный подход : применяется поведенческая, индивидуальная и семейная терапия. Практикуются новые современные методики терапии, направленные на устранение этого нарушения речи.

Если ребенок с мутизмом демонстрирует оппозиционное поведение, врач может включить в комплекс лечения прием небольших доз нейролептиков седативного действия.

Селективный мутизм всегда лечится с учетом индивидуальных особенностей пациента. Универсальных методов лечения не существует. Если человек страдает от мутизма, спровоцированного органическими поражениями, то иногда альтернативой общению с помощью речи является общение посредством жестов.

Избирательный мутизм у детей не является причиной для исключения ребенка из круга сверстников. Наоборот, таким детям нужно вести активное общение с окружающими людьми и учиться налаживать с ними контакт всеми доступными методами.

Избирательный мутизм, спровоцированный психологической травмой , иногда можно преодолеть, переменив окружение больного ребенка, помогая ему осознать ситуацию и смириться с ней.

Если мутизм у взрослого человека развился вследствие перенесенного , то к его лечению приступают примерно через 4 недели после инсульта. Чтобы возобновить речевую функцию, практикуются специальные методики и упражнения, разработанные специально для восстановления людей после инсульта. В комплексное лечение мутизма часто включается релаксация, специальные дыхательные упражнения.

Мутизм, спровоцированный стрессом , необходимо лечить с участием профессионального психотерапевта. Однако для эффективного преодоления этой проблемы требуется взаимодействие разных специалистов — логопеда , психолога , психиатра .

Не менее важно проведение качественной нервной коррекции с помощью психотерапии, лечебной физкультуры и др.

Доктора

Лекарства

Диета, питание при мутизме

Список источников

  • Осипова А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие. М.: Сфера, 2002;
  • Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских ВУЗов. Том 1. М.Екатеринбург: Академический проект-Деловая книга; 2000;
  • Яхно Н. Н., Штульман Д. Р. Болезни нервной системы: Руководство для врачей в 2-х томах. - М.: «Медицина», 2005;
  • Коновалова А. Н., Скворцова В. И., Гехт А. Б. Неврология: Национальное руководство / Под ред. Е. И. Гусева. - М.: ГЕОТАР-Медиа, 2009.