Главная · Здоровье · Чему люди могут научиться у животных. Чему можно поучиться у наших животных? Научиться у дятла - фокусировке

Чему люди могут научиться у животных. Чему можно поучиться у наших животных? Научиться у дятла - фокусировке

Животные как никто другой знают что нужно для того чтобы выжить. Они с рождения наделены навыками и инстинктами, которые помогают им.

К примеру, большие кошки отличные охотники, которые постоянно находятся в движении, чтобы выжить, ленивцы знают, что хороший сон залог здоровья и спят по 15 часов в сутки, обезьяны лазают по деревьям и недавно учёные узнали, что балансирование на перекладине и лазание по деревьям хотя бы пару часов в день увеличивают объем рабочей памяти и улучшают умственные способности. Этого достаточно чтобы вы убедились в том, что нам стоит учиться у животных? Если вы всё ещё сомневаетесь, то читайте далее, чтобы убедиться в этом.

Потягиваем спину как кот

Поза кошки (марджариасана) - одна из самых простых, но полезных асан в йоге. Выполнять ее можно каждый день без специальной физической подготовки в домашних условиях. Это упражнение полезно даже тем, у кого сколиоз. Повторяя его за котом, вы забудете о проблемах с позвоночником, сделаете суставы более подвижными, укрепите слабые мышцы и улучшите кровоснабжение внутренних органов.

Висим и лазаем как обезьяна

Помните, как в детстве вы любили лазать по деревьям будто обезьяна? А потом вы выросли, и это занятие стало не для взрослых. А зря. Американские исследователи из Университета Северной Флориды доказали, что балансирование на перекладине и лазание по деревьям хотя бы пару часов в день увеличивают объем рабочей памяти и улучшают умственные способности. Делая динамичные упражнения, где нам приходится думать, мы тренируем не только мышцы, но и наш мозг. Поэтому в перерывах между работой превращайтесь в обезьяну. Повисите на ближайшей ветке или перекладине.

Бежим как гепард

В мире животных, чтобы поймать добычу или чтобы ею не стать, нужно уметь быстро бегать. Гепард, например, способен развивать скорость 120 км/ч. В разумных пределах бег - это всегда польза и здоровье (если у человека нет болезней и противопоказаний). Это лучшее лекарство от депрессии, нервного напряжения и других «прелестей» современной жизни. Поэтому учитесь у животных. Если хотите сохранить здоровье в этом сумасшедшем мире, найдите время для пробежек.

Прыгаем как антилопа

Антилопа - одно из самых прыгучих животных. В длину она способна прыгнуть до 10 метров, а в высоту - до 3 метров. Мы не призываем вас стремиться к таким показателям, просто хотим напомнить, что прыгать тоже очень полезно для здоровья. Например, можно прыгать на скакалке. Совсем как в детстве. Если хотя бы 5 минут в день вы будете уделять этому простому упражнению, то защитите себя от остеопороза.

Плаваем как рыба

Плавание в бассейне сжигает калории и позволяет человеку оставаться в отличной форме - стройным и полным сил.
Польза от плавания для больных людей колоссальна. Например, Американская ассоциация диабетиков рекомендует плавать не менее 3 раз в неделю, чтобы контролировать уровень глюкозы в крови. А люди, страдающие артритом, чувствуют себя гораздо лучше после бассейна.

Лазим по горам как козел

Скалолазание тренирует не только мышцы, но и мозг. Ведь здесь над каждым движением нужно хорошенько подумать. И хотя необходима предварительная физическая подготовка, чтобы заниматься этим, лазание по горам - отличный способ отвлечься от городской суеты и провести время с пользой на природе. Интересный факт: в ходе исследований оказалось, что скалолазание наименее травматично по сравнению с футболом, баскетболом и другими видами спорта.

Выгибаемся как змея

Поза кобры (бхуджангасана) - одна из классических поз в йоге для здоровой спины. Положительный эффект от регулярного выполнения этого упражнения трудно переоценить. Оно омолаживает глубокие мышцы живота и спины, заставляет щитовидную железу, кишечник и почки работать лучше, делает позвоночник менее скованным.
У этого упражнения есть противопоказания, например беременность или серьезные травмы спины.

Качаем мышцы, таская тяжести, как жук-скарабей

Несколько силовых тренировок в неделю пойдут на пользу всем, а особенно мужчинам. Они не дают нам толстеть, мышцам стать дряблыми, а костям хрупкими. Последние исследования подтвердили, что у людей, которые регулярно «таскают железо» значительно снижается риск инсульта.

Высыпаемся как ленивец

При современном ритме жизни мало кто может похвастаться тем, что высыпается. Ленивец, например, спит по 15 часов в сутки. Людям нужно гораздо меньше, нам хватает и 7–8 часов.
Но не стоит недооценивать сон. Если человек не высыпается, то в организме вырабатывается гормон стресса кортизол, который плохо влияет на память. Человек становится рассеянным и плохо воспринимает новую информацию.

Радуемся жизни как собака

Первенство по жизнерадостности среди животных занимают собаки. У них мы вам советуем учиться ловить каждый момент жизни и наслаждаться им, не задумываясь о проблемах глубоко. Гуляйте почаще на свежем воздухе, знакомьтесь с новыми людьми и улыбайтесь. Хотя недавно ученые пришли к выводу, что и среди собак бывают как оптимисты, так и пессимисты.

С самых ранних этапов развития человечества люди пристально наблюдали за животным миром. Конечно, в первую очередь им это нужно было для выживания — ведь трудно добыть животное, не зная его повадок, будь то мамонт, или утка.

Но со временем, люди стали подмечать те черты животных, которые могли бы служить для них примерами подражания. Так родились школы боевых искусств в Китае, которые названы именами животных: школа Тигра, школа Змеи, и так далее.

Животные и в настоящее время могут нам подсказать, как действовать, или каких придерживаться принципов, чтобы в том деле, которое мы задумали. Природа мудра и рациональна, и, наблюдая за ней, мы многому можем научиться сами.

Пять уроков успеха, которые мы можем почерпнуть у животных

Первый урок успеха: «Урок фокусировки ». Ему мы можем научиться у дятла. Дятел — очень большой реалист, и делает только то, что ему необходимо.Ничего лишнего. Он не пытается перерубить дерево одним ударом своего клюва, не стучит по всему стволу, где попало, в самых разных местах. Он целенаправленно бьет в одну точку, пока не добудет своего червяка. Затем он будет бить еще в одну точку, чтобы добить другого червяка. Мы же пытаемся добыть сразу не червяка, а целую змею, и не в плотной древесине, а среди листвы.

Второй урок успеха: «Урок потока ». Рыба всегда плывет против потока, и это — очень мудрая тактика. Рыба вовсе не стремится усложнить себе жизнь, или создать себе трудности, которые она потом будет героически преодолевать. Дело вовсе не в этом. Просто, таким образом рыба пропускает через свои жабры больше воды, насыщая себя кислородом. Жизнь рыбы, плывущей против течения, насыщеннее и богаче. Мы же все время норовим плыть по течению, пользуясь любой возможностью перестать прикладывать усилия. И хотя вокруг одна и та же вода, а кислорода становится все меньше, выходить из зоны комфорта совсем не хочется, пока не становится совсем невмоготу. В результате вместо 40 лет жизненного опыта мы получаем однолетний опыт 40 раз, и сетуем на то, что жизнь была скучна и однообразно, а возможностей что-то изменить к лучшему не было вовсе. Мы хотим выиграть миллион в лотерею, даже не покупая лотерейного билета.

Третий урок успеха: «Запачкайте морду кровью ». Львята не учатся на курсах, а приобретают опыт на деле. Они знают — чтобы преуспеть на охоте, нужно запачкать морду кровью. Мы же садимся за курсы, и слушаем зайца, а может, и льва, который учит нас охотится на бизонов. И если у нас ничего не получается, идем слушать другого зайца или льва. А когда наступает время действия, время активной охоты, боимся запаха крови, и не понимаем, почему.

Четвертый урок успеха: «Повиляй хвостом первый ». Собака не считает, что сначала ее нужно накормить, а уже потом она начнет вилять хвостом. Она первая отдает свою привязанность, свои чувства и эмоции. Собака не заставляет, и не упрашивает никого давать ей то, что ей нужно — она делает так, что у нас самих появляется желание сделать это.

Пятый урок успеха: «Не стоит ныть ». Змея не жалуется на то, что у нее нет рук, ног, что она родилась не в том месте, и не в то время, что ее никто не любит, что у нее плохое зрение, и родители о ней не заботились. Она не перекладывает ни на кого ответственность за то, что с ней происходит. Змея использует то, что дала ей природа, и настолько эффективно, что люди боятся этого животного-инвалида. А если змее что-то не нравится, она сбрасывает кожу, и уползает без особых сожалений, не оглядываясь назад.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

Исследовательская работа

Чему человек может научиться

у животных?

Выполнила: ученица 1 «А» класса

Ульяна Елисеева

Руководитель: учитель начальных классов О. А. Малышева

Помогала: Ю. А. Елисеева

г. Саранск

2011–2012 уч. год

I. Введение

В огромной и бескрайней Вселенной наша планета Земля уникальна – на ней есть жизнь. Живой мир Земли чрезвычайно разнообразен: сегодня науке известны 1,5 миллиона видов животных, причем каждый из них по-своему приспособлен к среде обитания. И все-таки вершиной эволюции традиционно считается человек. Просматривая один из томов энциклопедии для детей издательства «Аванта+», я нашла удивившие меня строки древнегреческого драматурга Софокла:

Много есть чудес на свете,

Человек – их всех чудесней.

Неужели человек – действительно самое главное чудо Земли? Ведь он не умеет многое из того, то умеют представители животного мира. Так, птица золотистая щурка может перелетать на огромные расстояния, затрачивая количество энергии, равное примерно 10 граммам топлива. Ни один даже самый современный вертолет не может соревноваться по маневренности с обыкновенной стрекозой, а система вентиляции и теплорегулирования, созданная слепыми термитами в термитнике, по экономии энергии превосходит все созданные людьми системы в несколько раз. Многочастотный передатчик, которым наделены летучие мыши, по своей чувствительности и эффективности лучше любых радаров, сооруженных людьми… Зато человек превосходит животных своим умом, интеллектом.

Из этих размышлений родилась тема моего исследования: «Чему человек может научиться у животных?» Сначала я поставила перед собой цель :

узнать, что современный человек может с пользой для себя заимствовать у своих «братьев меньших», и…

как уроки животных влияют на его жизнь.

Поставленная цель потребовала решения ряда исследовательских задач :

1. Найти и изучить научно-популярную литературу по теме исследования:

– энциклопедии, словари, справочники;

– статьи в газетах и журналах;

– интернет-материалы.

2. Провести наблюдение за дикими животными в зоопарке и организовать мини-эксперимент: устроить соревнование между мной и моей собакой Томом, чтобы узнать, кто у кого должен учиться.

3. Собрать коллекцию предметов, созданных человеком по аналогии с животным миром.

4. Выявить области, в которых человек пока проигрывает животным, познакомиться с наиболее важными разработками, основанными на использовании их отдельных свойств и способностей, а также составить рейтинг самых перспективных исследовательских направлений.

Хотя я учусь в первом классе и только начинаю постигать азы научно-исследовательской работы, мне бы хотелось самой организовать настоящий эксперимент, понаблюдать за животными, сравнить их поведение с поведением людей, сделать выводы. Мне кажется, это будет полезно для занятий в кружке «Я – исследователь», которые мне очень нравятся.

Перед началом исследования я поговорила с мамой, которая давно занимается научной работой, и узнала, что любое исследование начинается с выдвижения гипотез, то есть предположений о результатах. Вместе мы выдвинули две гипотезы , которые будут конкурировать друг с другом в ходе исследования:

– животные могут многому научить людей в самых разных сферах их деятельности, и этот процесс может породить много интересных открытий;

– человек – «царь природы», и ему глупо учиться у животных, стоящих ниже его по разуму.

Объект исследования животный мир планеты как источник человеческих открытий и изобретений.

Предмет исследования – свойства и способности животных, которые люди могут использовать в технике, медицине, архитектуре и других областях.

Также я узнала, что мое исследование должно проводиться по определенному плану, и разработала его.

План исследования

1. Выявить и изучить материалы по теме исследования.

2. Провести наблюдения и организовать эксперимент.

3. Сформировать профильную теме исследования предметную коллекцию.

5. Обобщить найденную информацию.

II. Исследовательский этап по плану

В моей домашней библиотеке довольно много книг и фильмов (документальных и художественных) о животных, потому что я интересуюсь их миром. Однако, просмотрев имеющиеся материалы, я не нашла нужной информации. Поэтому на первом этапе исследования потребовалось задействовать ресурсы библиотек – школьной, Мордовской республиканской детской библиотеки и даже Научной библиотеки им. М. М. Бахтина Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Выяснилось, что выбранная мной тема относится к такой относительно новой науке, как бионика . В ее названии стыкуются такие далеко отстоящие друг от друга отрасли, как биология и техника. Я вывела для себя простую формулу:

В биологических энциклопедиях и справочниках я нашла следующее определение:

Бионика – это наука, изучающая применение свойств и функций живых существ в технических устройствах . То есть бионика берет у природы самые лучшие ее изобретения и использует их на благо человека.

Еще я узнала, что в бионике выделяется несколько направлений:

 биомиметика (подражание живой природе);

 нейробионика (изучение работы мозга, механизмов памяти, органов чувств животных для создания искусственного интеллекта);

архитектурно-строительная бионика (использование принципов строения живых существ в архитектуре и строительстве).

Наибольший интерес у меня вызвала биомиметика. Оказывается, еще первобытные люди внимательно наблюдали за животными и в чем-то подражали им. Например, в древних рубящих и режущих орудиях использовались камни, по форме напоминающие острые зубы медведя.

Плуги в Древнем мире рыли землю подобно свинье или кроту, без переворачивания пластов.

Но особенно ярко заимствования проявились позднее, при изучении полета птиц и конструировании первых летательных аппаратов. Всем известен красивый древнегреческий миф об Икаре, сделавшем себе крылья из птичьих перьев, скрепленных воском, но так и не сумевшем подняться к Солнцу. Гениальный художник и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц, – орнитоптер. Но и эта задумка не была воплощена в жизнь, потому что не было легкого и мощного двигателя, который приводил бы крылья в движение.

Интересно, что сегодня идеи Леонар-до снова востребованы в самолетострое-нии: конструкторы внедряют принцип морфинга – превращения самолетных крыльев, чтобы придать им больше сходства с настоящими. Таким образом, бионика – наука, которая имеет богатую историю и продолжает активно развиваться в настоящее время.

Далее, в соответствии со вторым этапом исследования , я решила понаблюдать за поведением диких животных. Для этого мы с мамой отправились в Саранский зоопарк. Я была в нем много раз, но раньше не обращала особого внимания на способности его обитателей. Конечно, в клетках они не могут проявиться полностью, однако некоторые особенности животных все равно заметны. Например, окраска тигра в виде черных полосок выполняет функцию маскировки: благодаря ей тигр менее заметен в зарослях джунглей. Человек использовал этот прием в маскировочной одежде.

Рысь в одной из кле-

ток прямо с пола смог- ла запрыгнуть на дово- льно высокий помост:

любой спортсмен поза-

видовал бы такой пры-гучести! Верблюд от-

личается огромной вы- носливостью, может за-пасать в своих горбах влагу.

Наблюдения я решила дополнить экспериментом . У меня есть собака Том, которая очень любит сосиски. Я взяла пластиковую упаковку из-под киндер-сюрприза, дала Тому понюхать сосиску и поместила ее в плотно закрывающийся контейнер. Потом мы с Томом вышли из комнаты, и мама спрятала сосиску. Когда мы вошли, Том сразу стал принюхиваться. Я тоже попыталась это сделать, но ничего не почувствовала. Мы стали искать сосиску вместе, но Том меня опередил. Он нашел контейнер за 45 секунд.

Чтобы объяснить свое поражение, я обратилась к научно-популярной литературе и выяснила, что собаки живут в мире запахов. Если наш нос приносит нам менее 1 % всей информации об окружающем мире, то собаки ориентируются именно по запахам, а глаза, наоборот, дают им мало информации: оказывается, они не различают цвета, видят окружающее в черно-белом цвете. Из-за прекрасно развитого обоняния собак часто используют при разведке полезных ископаемых: они успешно различают минералы, находящиеся глубоко под землей и содержащие хром, магний, алюминий, медь, серебро, золото. В последние годы ученые работают над созданием так называемого «электронного носа», который мог бы широко использоваться в медицине, химической промышленности.

Да, человеку действительно есть чему поучиться у животных! Я решила составить небольшую коллекцию предметов, которые люди придумали благодаря «братьям меньшим», что стало содержанием третьего этапа исследования . Я сгруппировала предметы по парам: природный аналог – изобретение человека. Вот что попало в коллекцию:

1. Перо птицы + застежка-молния (у пера есть бородки различных порядков, оснащенные крючками, которые обеспечивают надежное сцепление; в застежке-молнии использован тот же принцип соединения зубцов).

2. Улитка (раковина) + терка (язык улитки снабжен радулой – своеобразной теркой, покрытой 25 тысячами хитиновых зубчиков, при помощи которой она соскребает пищу, а затем проглатывает. Прием перетирания пищи использован и в терке).

3. Плавательный пузырь рыбы + воздушный шар (пузырь рыбы наполнен газом и помогает ей находиться на определенной глубине; воздушный шар – тоже оболочка, наполненная воздухом / определенным газом).

4. Паутина + рыболовная сеть (паук выделяет специально вещество из своих желез и плетет паутину, чтобы поймать в нее насекомых; человек плетет сеть из нитей или веревок для ловли рыбы).

5. Жало пчелы + шприц (тонкое жало насекомых послужило прообразом медицинского шприца с иглой).

6. Птичье гнездо + корзина (принцип переплетения прутьев и веток был использован человеком при создании корзин).

В будущем моя коллекция наверняка будет пополняться. Мне бы хотелось, чтобы в этом мне помогали мои одноклассники. Тогда этот проект станет коллективным.

По ходу работы я все больше погружалась в удивительный мир бионики, и, пожалуй, самым увлекательным для меня стал четвертый этап исследования , который заключался в создании своеобразного рейтинга самых передовых направлений этой науки.

1 место – проблема бессмертия . Она волнует человечество на протяжении тысячелетий, однако еще никому из людей не удалось стать бессмертным. Между тем в живой природе есть такие уникумы. Например, морской еж, живущий в Красном море, практически бессмертен: он не стареет, а просто растет, увеличиваясь в размерах. Другой пример биологического «вечного двигателя» – пресноводная гидра. Возле ее щупальцев расположена зона постоянно делящихся клеток, которые перемещаются вниз по телу, вытесняя прежние. Может быть, когда-нибудь ученые откроют рецепт бессмертной жизни и для человека.

2 место – явление эхолокации . Некоторые животные, в частности, дельфины, летучие мыши, морские свинки, крысы используют для ориентации в пространстве эхолокацию, то есть распознают звуковые волны, отраженные окружающими объектами. Оказывается, люди тоже могут развить у себя такую способность. Это важно для слепых, которым необходимо научиться ориентации в пространстве без помощи зрения. А еще чуткие эхолокаторы могут пригодиться при создании сверхдальней космической связи.

3 место – использование электрических импульсов . Огромная проблема современного общества – массовая гибель людей в автомобильных авариях. Как предотвратить столкновение машин? Решение снова подсказывает природа: стая саранчи, насчитывающая миллионы особей, движется согласованно, и насекомые никогда не сталкиваются из-за слабых электрических импульсов, которые они испускают. Тот же принцип позволит не сталкиваться автомобилям на магистралях.

4 место – совершенствование систем полета самолетов , например, устранение шума и завихрений воздушных потоков около крыльев. Исследователи обратились к совам, которые славятся бесшумным полетом. Выяснилось, что это достигается благодаря строению перьев.

Использование природных изобретений в области самолетостроения поможет улучшить характеристики летающих машин.

5 место – светоотражающие технологии . У бабочек, отличающихся разнообразной и красивой окраской крыльев, нет красящих пигментов: цвет образуется благодаря тому, что крылья покрыты тонкими прозрачными чешуйками, отражающими лучи определенной длины. На это свойство обратили внимание дизайнеры, и уже разработан специальный состав для покрытия машин, которые смогут менять цвет. В области военной техники можно будет создавать самомаскирующиеся средства, незаметные для противника.

III. Заключение

Изучив научно-популярную литературу по теме, проведя наблюдения и эксперимент, сформировав предметную коллекцию и выстроив рейтинг перспективных направлений науки, я пришла к выводу , что человек, несмотря на свое особое положение в мире, не должен забывать о родстве с животными и считать, что он достиг вершин познания. На одном из интернет-сайтов я нашла прекрасные слова, полно выражающие эту мысль: «То, что мы произошли от обезьян, подтверждается и нашей уникальной способностью все копировать у природы. У птиц мы подсмотрели умение подниматься выше облаков и даже превзошли их, хотя у нас нет крыльев. У рыб мы переняли способность плавать и погружаться в немыслимые даже для них глубины, и нам наплевать на отсутствие жабр. Мы научились передвигаться быстрее самого стремительного зверя, несмотря на то, что это не предусмотрено нашей анатомией. Мы уже способны видеть зорче любого живого существа на планете, да к тому же еще и в темноте. Мы овладели талантом рыть под землей такие норы, что кроты, если бы были зрячими, не знали бы, куда деть глаза от позора – такие они дилетанты. Кузнечики, прыгающие в десятки раз выше своего роста, по сравнению с нами, допрыгнувшими до Луны, просто дергаются на месте. За последние несколько веков мы обрели практически все способности, которые не были нам даны, продолжаем их совершенствовать и приобретать новые».

Все эти способности приобретены благодаря обращению человека к миру живой природы. Таким образом, я считаю, что гипотеза о том, что животные могут многому научить людей в самых разных сферах их деятельности, нашла свое подтверждение и была доказана в ходе работы. Гипотеза же о том, что человек – «царь природы», и ему глупо учиться у животных, стоящих ниже его по разуму, была опровергнута.

В ходе исследования я заинтересовалась проблемой понимания человеком животных, без чего трудно глубоко проникнуть в тайны их жизни. Поиск общего языка между людьми и животными – вот предполагаемая тема моего будущего исследования.

Источники

1. Архитектурная бионика / под ред. Ю. С. Лебедева. – М. : Стройиздат, 1990. – 269 с.

2. Биология: энцикл. для детей. – М. : Аванта+, 2007. – 456 с. : ил.

3. Литинецкий, И. Б. Бионика / И. Б. Литинецкий. – М. : Просвещение, 1976. – 336 с. : ил.

4. Бионика [Электронный ресурс] : [материал из Википедии]. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2011. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org . – Дата обращения: 16.10.2011.

5. Судак, И. Можно ли научится бессмертию у животных? [Электронный ресурс] / И. Судак // Школа жизни: познават. журн. – Электрон. дан. – [М.], 2008. – Режим доступа: http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-12537

6. Чему человек может научиться у животных? [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 200-]. – Режим доступа: http://www.epochtimes.ru/content/view/32994/7 . – Дата обращения: 21.10.2011.

7. Что такое биомиметика? [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.], 2008. – Режим доступа: http://www.cleandex.ru/articles/2008/07/07/biomimetic-1 . – Дата обращения: 10.10.2011.


Инструкторы-кинологи, наездники, ветеринары, ученые - все те, кто работает с братьями нашими меньшими, заверяют, что общение с ними обогащает их ценным опытом, влияет на жизнь, а иногда даже может кардинально изменить ее. Нужно только присмотреться повнимательнее к манере поведения подопечных.

Наездник и инструктор-кинолог добиваются успеха только благодаря самодисциплине, терпению и интуиции. Если они этими достоинствами не обладают, то приобретают их позднее, в процессе общения с животными. Но даже малоспортивные и не очень честолюбивые могут многому научиться при повседневном общении со своими питомцами. Внимательному владельцу каждый день предоставляется возможность самосовершенствоваться.

Никакого принуждения в детской!

Животные не нуждаются в педагогических советах. Они воспитывают своих отпрысков при помощи природного инстинкта: строго, но терпеливо. Даже чересчур расшалившиеся волчата стараются не вынуждать отца утихомиривать их - один вид его зубов быстро усмиряет. Применять грубую силу и наказывать детенышей у животных не принято. Утомленные и измученные родители маленьких детей могут только мечтать о таком спокойном времяпрепровождении и хладнокровном отношении к отпрыскам. Конечно, дети более требовательны к своим родителям, чем щенки к своим, но, с другой стороны, животные никогда не позволяют себе "вспылить", "накричать", тем более сгоряча причинить боль.

Разумеется, многое из животного мира невозможно перенести в мир людей. Однако существуют некоторые аналогии: например, в мире животных есть вегетарианцы и любители мяса, брачные пары и одиночки, семьи, многоженцы и "сердцеедки", хорошие родители и не очень, домоседы и любящие свободу, заботливые отцы и те, кто только участвует в размножении, любители развлечений и работяги, приверженцы порядка и коллективисты, склонные к солидарности и взаимопомощи, а также эгоисты и равнодушные. Можно привести много примеров поведения животных, над которыми стоит поразмышлять.

Бескорыстное общение и помощь

Дельфины поразительно общительны, к людям относятся весьма доброжелательно и испытывают необычайное сострадание к слабым и беспомощным - всегда готовы прийти на помощь. Такое "общение" дельфинов с женщиной-инвалидом описывает знаменитая врач-ветеринар Линда Теллингтон-Джонс: "Они быстро подплыли к ней и буквально окружили ее заботой, Свидетели этого были поражены: как дельфины отыскали именно эту женщину, чтобы оказать ей внимание?"

Когда белки зарывают орехи или хомяк запасает еду, они проявляют предусмотрительность, но не тревогу о будущем. Последнее же типично только для человека. Несмотря на упрочение положения, человек постоянно себя запугивает, ломает голову, как бы чего не вышло, сомневается, культивирует предрассудки вместо того, чтобы принимать вещи такими, какие они есть.

Животные познают мир. Мы, люди, "выдумываем его". И это очень ярко описывает в своей книге "Руководство для тех, кто страдает" психолог Пауль Вацлавич. Один человек хотел попросить у соседа на время молоток, но все больше и больше укреплялся в мысли, что тот ему никогда его не даст. В конце концов он закричал ничего не подозревающему соседу, что тот может оставить себе свой молоток. С животными такое никогда бы не произошло...

Присутствовать и прислушиваться

Чтобы научиться получать удовольствие от общения с животными, нет необходимости отправляться в дебри Южной Америки или, например, в Австралию. Тот, кто не ограничивается поверхностным общением со своей кошкой или собакой, а старается выстроить полные взаимопонимания отношения, будет окружен заботой и вниманием со стороны питомца, особенно если вы чем-то расстроены или пребываете в состоянии стресса. Собаки демонстрируют свою исключительную преданность энергичным вилянием хвоста, пристальным, понимающим взглядом, а кошки мурлыкают, ласково трутся головой о ноги и забираются на грудь, ближе к сердцу. Им важен тактильный контакт.

Лев Толстой говорил, что в вопросах питания людям надо учиться у животных - есть, только когда голодны, и не переедать, когда сыты. По Киплингу, каждое движение зверя направлено на то. чтобы выжить и отдать свою жизнь роду, стае, виду. Человек должен так же служить своему племени - человечеству, как волк - стае. Чтобы жизнь не прошла впустую, человеку нужно найти свою стаю.

Из материалов журнала "Лиза. Мои любимые животные", № 8 2003

Вопреки распространенному мнению, согласно которому домашних животных, как правило, заводят одинокие люди, больше всего кошек и собак живет в семьях, состоящих по меньшей мере из трех человек. В качестве главной причины, побудившей их завести питомцев, 26% опрошенных владельцев собак, кошек, крыс и хомячков назвали любовь к животным, а также радость иметь верного друга и заботиться о нем. Благотворное влияние на развитие ребенка – тоже немаловажный фактор: его приводят в качестве ключевого аргумента 8% владельцев домашних животных. 19% настаивают на исключительной «социальной роли» своих любимцев, избавляющих хозяев от одиночества. Еще 34% затруднились с конкретным ответом на вопрос, сказав, что просто не могут представить себе жизнь без животного в доме (по результатам опроса, проведенного на сайте www.сайт).

«Хочу котенка!»

Так говорит ребенок, и мы заводим котенка. Или хомяка. Или щенка. Наш главный мотив при этом: ребенок должен расти добрым и ответственным, и собственный питомец станет ему в этом деле помощником. Заботясь о развитии детской ответственности и самостоятельности, родители стараются возложить заботы о только что приобретенном зверьке на плечи ребенка. И достигают обратного результата: ему действительно трудно в одиночку справляться с регулярными и не всегда приятными новыми обязанностями. Он чувствует себя растерянным и приходит к выводу, что забота о том, кто слабее и меньше тебя, – обременительна. Так что, если мы хотим, чтобы наши дети отвечали за тех, кого приручили, их надо этому... научить. Начать можно с того, чтобы заботиться о новом друге вместе.

Любовь к животным или любовь к себе?

«За последние полвека отношение к домашним животным в России, как и во всем мире, существенно изменилось, – считает президент центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова . – Если раньше собаки жили в семье главным образом потому, что охраняли дом, а кошки защищали от грызунов, то сейчас они воспринимаются как полноправные члены семьи. Среди ветеринаров даже появился термин «животные-компаньоны». С каждым годом повышается спрос на услуги зоопсихологов, издается множество книг, специализированных журналов: люди хотят понять, что чувствуют и даже думают их питомцы.

Сегодня мы проявляем заботу совсем не так, как раньше: парикмахерские, гостиницы и даже ателье для собак и кошек, в изобилии появляющиеся вокруг, делают их жизнь похожей на нашу. Мы с радостью играем в эту игру, не задумываясь – надо ли это все самим животным? Идет ли им на пользу такое очеловечивание? «Когда хозяин кормит собаку или кошку тем, что ест сам, наряжает в одежду и укладывает спать, он как бы замещает этим свои несостоявшиеся отношения с другим человеком», – считает зоопсихолог Елена Федорович . «Принуждая своего пса или попугая жить почти человеческой жизнью, мы заботимся не столько о его подлинных желаниях, сколько о собственных потребностях, которые нам по какой-то причине не удается удовлетворить, – продолжает Ирина Новожилова. – Пытаемся, например, восполнить нехватку нежности или недостаток уверенности в себе».

«Безгранично преданная собака», «чуткая, деликатная кошка» – мы используем множество языковых клише, когда рассказываем о своих любимцах. «Обсуждение малейших подробностей их жизни, характера и привычек часто маскирует нашу нарциссическую потребность быть в центре внимания, – считает психоаналитик Анна Скавитина , – и нередко встречается у людей, которым трудно говорить о себе».

Полезное дополнение

Приписывая своим любимцам удивительный дар врачевать наши душевные недуги, мы склонны преувеличивать психотерапевтические способности домашних животных. «Общение с собакой или кошкой, безусловно, помогает нам справиться с ситуационным стрессом и напряжением, но не решает глубинных психологических проблем, – поясняет Елена Федорович. – Наблюдая за животными, мы учимся пониманию без слов, развиваем свою интуицию и наблюдательность – думаю, именно в этом в первую очередь и состоит положительный эффект от общения с ними».

Феномен «домашнего животного» развивался вместе со стремлением человека покорить природу. «С древнейших времен люди двойственно относились к животным: с одной стороны, многие из них – постоянный объект охоты, с другой – человеческое общество заинтересовано в восполнении их популяции, и, следовательно, с ними необходимо устанавливать отношения, а свою вину перед ними – искупать, – рассказывает антрополог Артем Козьмин . – Именно поэтому сегодня, как и в давние времена, хорошие охотники «разговаривают» с теми, кто должен стать их добычей; во многих племенах, живущих охотой, кости убитого и съеденного зверя закапывают с почестями... Возможно, и наша любовь к домашним животным отчасти продолжает традицию. Окружая заботой и вниманием кошек, собак, лошадей, мы бессознательно искупаем массовое убийство коров, свиней и овец». Иными словами, привязанность к домашним животным позволяет человеку снять с себя вину за истребление животных, мясо которых мы ежедневно употребляем в пищу, в мех и кожу которых одеваемся.

«В общении с питомцами привлекают их некритическое отношение к нам, – полагает Елена Федорович, – безусловное эмоциональное принятие и внимательность к нашим действиям и эмоциональным состояниям. Многие навыки, которые мы приобретаем, живя рядом с ними, помогают общаться с окружающими и глубже понимать себя». Животные не лечат нас в буквальном смысле слова, но они учат принимать и отдавать свою любовь, не бояться выражать свои чувства. Иными словами, наши отношения с домашними животными не заменяют, не имитируют человеческие отношения – они служат лишь полезным и обогащающим дополнением к ним.

Собака

ФОТО PantherMedia

Главные черты: общительность, преданность. Собака готова выполнять в семье определенную роль. Например, сторожа или няньки.

Характер хозяина. Разные причины приводят к тому, что люди заводят собаку. Те, кто решился на этот шаг, могут быть открытыми, эмоциональными или сдержанными людьми, но всех их объединяет повышенная потребность в теплых, наполненных эмоциями отношениях. Хозяева собак особенно ценят в своих питомцах их способность к верности, не зависящей ни от каких внешних обстоятельств.

Чему нас учат собаки. Ориентироваться в ситуации, прежде чем завязывать отношения. Собака – это внимательный наблюдатель, удивительно тонко чувствующий самые разные эмоции и намерения людей. Попав в новый коллектив, собака нуждается в некотором времени, чтобы понять, как распределены здесь роли, кто вожак, кто кормилец, кто будет с ней играть и гулять. И только сориентировавшись в системе отношений между людьми, собака устанавливает свои особые отношения с каждым из членов коллектива в отдельности. Ее такту и способности налаживать контакт с людьми в зависимости от их индивидуальных особенностей и предпочтений в самом деле стоит поучиться.

Кошка

ФОТО PantherMedia

Главные черты: независимость и умение соблюдать дистанцию. Кошка ненавязчива в общении, она тщательно дозирует знаки своей любви и сама решает, что ей делать.

Характер хозяина. Расхожий стереотип, приписывающий любителю кошек черты мечтателя-одиночки, не так уж далек от истины. Чтобы жить с ней в ладу, хозяин должен уважать ее территорию и ритм жизни, а это предполагает в нем склонность скорее к размышлению, чем к действию.

Чему нас учат кошки. Жить и давать жить другим. Кошка знает, чего хочет, и безошибочно выбирает то, что ей в самом деле подходит лучше всего. Именно поэтому многие склонны считать ее холодной и эгоистичной. Но это неверно: кошка – очень чувствительное существо, а ее привязанность к хозяину, пусть и не такая очевидная, как у собаки, делает ее верным другом, готовым поддержать и успокоить – главным образом, посредством нежных прикосновений. Тем самым кошка дает нам прекрасный урок того, как можно соблюдать баланс между собственными интересами и потребностями окружающих.

Крыса

ФОТО PantherMedia

Главная черта: любознательность. В поисках пропитания и новых впечатлений это маленькое существо готово исследовать самые отдаленные уголки человеческого жилища. Крысы легко поддаются дрессировке, различают людей по запаху и безошибочно узнают среди них хозяина.

Характер хозяина. Крыс заводят оригинальные натуры: как правило, им нравится, что эти грызуны не требуют специального ухода, а в силу любознательного характера отлично адаптируются к любой ситуации. Эти качества делают крысу отличным компаньоном: ее можно постоянно носить с собой, брать в поездки и демонстрировать окружающим. Кроме того, крыс нередко выбирают люди, которым в обыденной жизни недостает тактильных ощущений: их миниатюрные питомцы не просто любят ползать по рукам, плечам и голове хозяина, но и получают огромное удовольствие от этого.

Чему нас учат крысы. Приятию близкого существа вопреки сопротивлению окружающих: древние стереотипы, приписывающие крысам массу отрицательных качеств, по-прежнему достаточно сильны, и человеку, рискнувшему завести это животное, придется утверждать свои чувства к нему, невзирая на осуждение и непонимание других. Кроме того, несмотря на известную неприхотливость, крыса все же нуждается в соблюдении некоторых норм (так, в клетке у нее всегда должно быть чисто), что приучает человека ответственно и уважительно относиться к соблюдению чужих интересов – впрочем, в достаточно мягкой и необременительной форме.

Рыбки

ФОТО PantherMedia

Главная черта: поведение в стиле дзен. Замкнутые и невозмутимые в своем герметичном аквариуме, они демонстрируют нам душевное спокойствие, которому стоит поучиться.

Характер хозяина. Едва ли в данном случае уместно говорить о хозяине в традиционном смысле этого слова. Даже завзятому аквариумисту, скорее всего, не придет в голову делиться переживаниями со своими вуалехвостами, которые вряд ли способны отличить его руку, ежедневно дающую им корм, от любой другой. Тот, кто заводит рыбок, скорее созерцателен и сдержан. Рыбки, не требующие от своего хозяина эмоций или активного участия в их жизни, станут для такого человека идеальными компаньонами. Помимо того, рыбок нередко заводят люди, привыкшие все контролировать.

Чему нас учат аквариумные рыбки. Расслабляться. Давно замечено, что аквариумные рыбки – прекрасный объект для медитации. В жестких условиях большого города многие из нас просто утратили способность отдыхать душой и телом, тогда как аквариум помогает нам восстановить этот бесценный навык. К тому же он позволяет нам органично сочетать восхищение перед непредсказуемостью и красотой дикой природы с естественным стремлением к покою, комфорту и безопасности: аквариум – настоящий океан в миниатюре, но на этом океане никогда не бывает ни цунами, ни штормов.

Лошади-врачеватели

Верховая езда в сочетании с несложными физическими упражнениями – на этом основан , который начал активно применяться в России в начале 90-х годов. Лечебная верховая езда полезна во многих отношениях: идущая шагом лошадь передает сидящему в седле человеку от 90 до 110 двигательных импульсов в минуту, а потому всадник, стараясь удержать равновесие, укрепляет свои мышцы, улучшает координацию движений, походку и осанку. Иппотерапия благотворно влияет не только на опорно-двигательный аппарат: специалисты рекомендуют ее при желудочно-кишечных и сердечно-сосудистых заболеваниях, различных неврологических нарушениях и сексуальных проблемах: физический и эмоциональный контакт с лошадьми способен облегчить течение множества болезней (в том числе и детских!), а иногда и излечить от них.

Валентин Мельник