Главная · Сбалансированное питание · Аутизм у ребенка. Причины, симптомы, лечение и профилактика аутизма. ИноСМИ: Можно ли вылечить аутизм? Можно ли лечить аутизм

Аутизм у ребенка. Причины, симптомы, лечение и профилактика аутизма. ИноСМИ: Можно ли вылечить аутизм? Можно ли лечить аутизм

Радикальное излечение аутизма с помощью CEASE-терапии

В комментариях к этим видео зрители часто спрашивают рассказать подробнее об этих методиках и где можно найти таких специалистов.

Во втором эпизоде первой части видеокурса речь шла о так называемой Cease-терапии (Complete Elimination Autism Spectrum Disorder), что переводится как Полное устранение расстройств аутического спектра . Эта терапия была разработана нидерландским гомеопатом Тинусом Смитсом и подробно описана в его книге “Аутизм: преодолевая отчаяние” . В России эта книга вышла в издательстве “Гомеопатическая книга”.

Здесь мы приведем краткий обзор глав этой книги. Но в начале предлагаем посмотреть видеообращение д-ра Олега Мартыненко, врача-гомеопата и детского невролога о применении методики Тинуса Смитса с целью полного, радикального излечения аутизма. Олег Мартыненко (Санкт-Петербург), стал переводчиком этой книги и первым в России начал применять метод, имеет успешные случаи, о которых рассказывают мамы его маленьких пациентов во втором и третьем видеоролике.

Аутизм и его радикальное гомеопатическое излечение. Д-р Олег Мартыненко

«Аутизм: преодолевая отчаяние. У гомеопатии есть ответ». Книга Тинуса Смитcа

Краткое описание книги. Опыт лечения трехсот маленьких пациентов позволил автору уверенно говорить и о причинах, порождающих аутизм, и о детоксикации губительных для неокрепшего детского мозга веществ, так или иначе попадающих в организм ребенка. К таким веществам он прежде всего относит вредоносные компоненты вакцин , но вредить могут и неоднократные курсы антибиотиков, и гормональные мази, и даже спрей от насморка, которым пользовалась мать во время беременности. Аутизм не является неизлечимым заболеванием , утверждает Т. Смитс. Мозг не повреждается, а словно бы цепенеет – блокируются многие важные его функции. Методика отличается комплексным подходом к лечению аутизма, и автор подробно рассказывает обо всех её составляющих. Завершают книгу отзывы родителей аутичных детей о CEASE-терапии, а также примеры из практики последователей д-ра Смитса. Книга рассчитана на врачей-гомеопатов, на родителей и всех тех, кому небезразлична проблема аутизма.

Глава 1. Первые открытия

В первой главе автор рассказывает, как и почему начал заниматься изучением и лечением аутизма, и кратко намечает основные выводы, к которым пришёл в результате работы с 300 аутичными детьми.

Самый важный вывод: аутизм не является неизлечимым заболеванием , в чем убеждены в большинстве своем представители общепринятой медицины. Этому устоявшемуся мнению противоречат неоспоримые факты излечения детей, больных аутизмом.

Следующий важный вывод: в качестве причины аутизма могут выступать многие факторы, главный из которых – вакцинации в раннем возрасте. Успех лечения зависит от того, насколько полно выявлены эти каузальные (причинные) факторы.

Метод лечения аутизма, известный в настоящее время под названием CEASE-терапии (Complete Elimination of Autistic Spectrum Expression), имеет три базовые составляющие:

Первая и основная составляющая – это изотерапия, то есть лечебное применение веществ, причинивших вред здоровью, в виде гомеопатических препаратов. Именно здесь важна максимально полная информация обо всех факторах в жизни больного, которые могли явиться причиной болезни .

«Когда мы знаем причинные факторы болезни, присутствующие в жизни ребенка, мы почти всегда можем устранить их последствия с помощью гомеопатии», – пишет Смитс.

«Общепринятая медицина всё больше становится патогенной медициной. Это относится не только к вакцинам, но и ко многим другим видам лечения, назначаемым моими коллегами-врачами».

Метод изотерапии, или изопатии, предполагает устранение патогенного эффекта общепринятых методов профилактики и лечения заболеваний.

Вторая составляющая – ортомолекулярная медицина, то есть применение пищевых добавок в терапевтических дозах. Эти добавки поддерживают процесс исцеления, обеспечиваемый в основном с помощью изопатии.

И третья – это применение возможностей классической гомеопатии и вдохновительной гомеопатии (метода, разработанного Смитсом до того, как он начал заниматься аутизмом). Они могут сыграть важную роль в лечении, но сами по себе, без устранения следствий конкретных причин, ответственных за возникновение болезни , привести к излечению аутизма в большинстве случаев не могут.

Глава 2. Гомеопатия располагает ответами

Смитс рассматривает различные виды гомеопатии и оценивает их потенциал в деле излечения аутизма. Основной вывод автора состоит в том, что классическая гомеопатия чаще всего не обеспечивает полного исцеления от аутизма, хотя порой с её помощью удаётся получить замечательные результаты. Ключом к исцелению аутизма средствами гомеопатии располагает изотерапия, то есть использование гомеопатического лекарства, представляющего собой безопасный препарат, приготовленный из токсичного агента, вызвавшего болезнь.

Мозг не родившегося ребенка или ребенка, не достигшего двух лет, крайне чувствителен к различным влияниям и легко может пострадать от всевозможных химических веществ. По мнению Смитса, «любое лекарство, даже считающееся безопасным для ещё не родившегося ребенка, следует считать потенциально токсичным». Иногда на здоровье ребенка могут сказываться болезни матери, которые были даже до начала беременности, а также и лекарства, принимавшиеся тогда.

Какими вообще способами могут внедряться пагубные токсины в детский организм? Смитс видит три таких способа.

  1. Генетическая передача – первый путь.
  2. Материальная передача – второй путь, по которому с пищей, воздухом, медикаментами и через кожу в организм ребенка могут попадать различные токсины.
  3. Энергетическая передача – третий путь.

«Токсичное вещество может оставлять энергетический отпечаток (импринт), который остаётся в организме ребенка даже после удаления материальной субстанции».

Гомеопатия же в приципе способна влиять на такие энергетические отпечатки, особенно методом изотерапии, который прямо нацелен на ликвидацию этих токсичных импринтов. Никакая другая терапия не способна настолько эффективно устранять последствия токсичного импринтинга, как изотерапия.

Чтобы освободить организм от энергетических импринтов, Смитс применяет различные потенции. Обычный курс детоксикации какого-либо агента (вакцины, лекарства и т.д.) предполагает приём гомеопатического средства в четырех различных потенциях: 30С, 200С, 1М и 10М. Детоксикация считается завершенной только после того, как у больного не возникает никакой реакции на ту или иную потенцию.

Для успешного лечения аутизма очень важно различать расстройства, возникшие в результате какой-либо конкретной травмы (лечатся с помощью изотерапии), и расстройства, относящиеся к врожденной природе пациента (лечатся с помощью классической гомеопатии, конституциональными средствами). Смитс придаёт этой разнице первостепенное значение.

Анализируя возможности различных видов гомеопатии в лечении аутизма, он рассматривает изотерапию, вдохновительную гомеопатию, классическую гомеопатию, нозодотерапию, клиническую гомеопатию, комплексную гомеопатию и органотерапию. В центре его подхода лежит, как уже говорилось, изотерапия, но он считает, что гомеопату не следует пренебрегать и другими возможностями, в первую очередь ресурсами классической гомеопатии и вдохновительной гомеопатии. Всему найдётся место в лечении такой серьёзной болезни, как аутизм.

Глава 3. Полифакториальное лечение

Смитс знакомит нас с основными компонентами своего метода лечения аутизма.

  1. Детоксикация различных вакцин и других веществ, ответственных за возникновение болезни, с помощью гомеопатических лекарств, которые изготовлены из этих же самых веществ.
  2. Назначение пищевых добавок, содержащих жирные кислоты омега-3.
  3. Применение относительно высоких доз витамина С.
  4. Лечение ребенка средствами вдохновительной и классической гомеопатии, чтобы исцелить расстройства конституциональные, не связанные напрямую с действием токсичных веществ.
  5. Ортомолекулярное лечение, восстанавливающее минеральный баланс в организме больного ребенка.
  6. Употребление здоровой органической пищи, не содержащей ни сахара, ни искусственных добавок, и назначение гомеопатического лекарства Saccharum officinale, что позволяет привести в порядок пищеварительную систему ребенка.

Более подробно все эти пункты, кроме 4-го, рассмотрены в отдельных главах (главы 5-8). Пункт 4-й отражен в описаниях конкретных случаев. Кроме того, метод вдохновительной гомеопатии хорошо раскрыт в другой книге Тинуса Смитса, которая так и называется «Вдохновительная гомеопатия».

Большая часть главы отведена описанию одного конкретного случая, хорошо иллюстрирующего метод лечения, применяемый Смитсом. Как и многие другие, этот случай ещё не завершен в момент написания книги, находится в развитии. Автор намерен сообщать о дальнейшем ходе лечения на своем сайте, посвященном методу CEASE.

Глава 4. Генезис аутизма

В этой главе, одной из самых объёмистых и значимых в концептуальном отношении, автор аргументированно излагает своё понимание происхождения аутизма и его лечения.

Это описание предлагается в качестве рабочей гипотезы. Она прекрасно согласуется с опытом лечения аутичных детей. При этом метод, который совершенствовался по мере накопления опыта, Смитс продолжает совершенствовать.

Для официального признания метода и его перехода из статуса рабочей гипотезы в статус признанной теории необходимо научное подтверждение, что в данном случае сделать непросто, поскольку поликаузальные подходы в принципе трудно поддаются тестированию. К счастью, родители и прочие заинтересованные лица не обязаны дожидаться научного подтверждения в ситуации, когда имеются убедительные клинические данные, реальный опыт излечения больных детей.

Метод лечения аутизма вырос из многолетнего опыта излечения поведенческих и прочих проблем у детей с помощью детоксикации вакцин. В течение последних десяти лет всё более и более возрастает критическое отношение общественности к существующим программам вакцинации. Но вакцины – это еще не всё. Дальше автор ставит ряд других вопросов, существенных для понимания феномена аутизма. Почему ребенок внезапно регрессирует в своем развитии и утрачивает способности, которые уже успел приобрести в первые два года жизни? Существует ли какое-либо одно конкретное токсичное вещество, ответственное за это, или речь должна идти о сочетании многих веществ? И, наконец: можно ли предотвратить аутизм, и если да, то как?

В качестве практического врача Смитс решает выяснить, можно ли достичь 100%-ного излечения «этих крохотных существ, которые вдруг вместо того, чтобы радовать своих родителей, становятся калеками». Для этого необходимо выявить все причины, порождающие это огромное крушение, происходящее в наших детях. Если выявить всё, что способствует развитию аутизма, то можно достичь полного излечения.

Важный вопрос, который возникает при этом: обратимы ли изменения, вызванные токсичными агентами в мозге ребенка? Смитс считает, что изменения в большинстве случаев происходят не на материальном уровне, что мозг не поврежден, а блокирован, и гомеопатия способна устранить блоки.

И вот несколько ответов на поставленные вопросы, благодаря которым книгу хочется дочитать до конца и не раз перечитать.

– Да, всех аутичных детей можно излечить!
– Нет, причиной аутизма не является какой-либо один фактор вроде вакцинации , отравления тяжелыми металлами и т.д., аутизм возникает в результате накопления различных каузальных факторов.
– Аутизм можно излечить не только у детей, но и у подростков и даже у взрослых людей.
– Аутизм провоцируется не только теми факторами, которые действуют в течение двух первых лет жизни.
– Решающая роль может принадлежать беременности и даже факторам, имевшим место задолго до беременности.

Генетическая теория аутизма не даёт объяснения многим случаям несомненного излечения. Генетика может лишь увеличивать (или уменьшать) уязвимость детей факторами, способными вызвать аутизм. Очень важный вывод Смитса – это то, что аутизм не физическая болезнь , а энергетическая. И в большинстве случаев её можно предотвратить. Последний вывод имеет большое значение. Если четко понимать, как маленький ребенок становится аутичным, можно принимать профилактические меры, чтобы избежать появления этой болезни.

Аутизм возникает в результате определенного процесса. Первые причины, ведущие к аутизму, невидимы. Событие, после которого происходит явная деградация ребенка, – это последняя капля. Если провести детоксикацию только последнего токсичного агента, полное выздоровление не наступает. Осознание того, что аутизм является конечным продуктом длительного процесса, позволяет понять, почему некоторые дети могут быть аутичными уже при рождении.

Автор обращает наше внимание на то, как может происходить накопление патогенных факторов, какую роль в этом играет ослабление иммунной системы, какую роль играет оксидативный стресс мозга, как оксидативный стресс может, обостряя некоторые способности аутичных детей, лишать их других способностей, почему многие аутичные дети страдают эпилептическими припадками, а многие другие находятся в пограничном по отношению к эпилепсии состоянии и так далее.

Смитс приводит случай здорового ребенка, ставшего больным в результате медицинского вмешательства (вакцинации и лекарственной терапии) на первом году жизни: он цитирует письмо матери, в котором та описывает основные этапы формирования болезни ребенка. Смитс комментирует описываемые события с точки зрения гомеопатии. Например, обильные выделения из носа, ушей и глаз следует понимать, как стремление организма освободиться от токсических веществ, попадающих в тело ребенка при вакцинации и лечении антибиотиками.

Чтение письма матери и комментариев Смитса производит сильное впечатление. Ребенок перенёс пятнадцать курсов лечения антибиотиками в период с одного года до пяти лет. Описание процесса детоксикации, сопровождавшегося сильными подобными ухудшениями, полно драматизма, причём автор не давит на психику читателя, а просто описывает процесс терапии с его взлётами и падениями, как он происходил на деле.

К другим факторам риска относится лекарственная терапия во время беременности, что также подтверждено рассмотрением конкретного случая, когда исцеление ребенка было достигнуто в результате его детоксикации от лекарств, принятых матерью во время беременности.

Риск повышается также при лекарственной терапии в течение двух первых лет жизни. Многие аутичные дети страдают от повышенной чувствительности к звукам, свету, вкусу, запахам, осязательным ощущениям, это обусловлено оксидативным стрессом, который испытывается мозгом аутичного ребенка. Здесь тоже приводится конкретный случай.

Во-первых, это факторы стресса, действующие на ребенка после его рождения: вакцинации, анестезия, неоднократные курсы антибиотиков, приём других медикаментов, токсичные пластики и т. д.

Во-вторых, это токсичные факторы, имевшие место во время беременности: эмоциональный и физический стресс, приём лекарств (который иногда является неизбежным), курение, алкоголь и плохое питание с малым содержанием витамина С. Отрицательно могут сказываться также трудные или преждевременные роды.

В-третьих, это токсичные факторы, воздействию которых подвергались родители до зачатия ребенка: вакцинации от тропических болезней, различные гепатиты, болезнь Лайма, мононуклеоз, применение различных ингаляторов, лекарств от различных болезней, плохое питание и так далее.

Глава 5. Детоксикация вакцин с помощью потенцированных вакцин

Итак, в соответствии с основным принципом гомеопатии «подобное лечит подобное» те вещества, которые причинили вред здоровью, применяются в многократно разведенном и потенцированном виде в качестве лекарства, устраняющего нанесенный вред.

Главная проблема здесь состоит в том, чтобы выявить все причинные (каузальные) факторы, не упустив ни один из них.

Изотерапия позволяет и исключать возможные причинные факторы аутизма. Если существует подозрение, что та или иная вакцина нанесла ущерб здоровью ребенка, он получает её в виде гомеопатического лекарства в разных потенциях. Если ни одна из потенций этого лекарства не вызывает у ребенка никакой реакции, можно быть уверенным, что данная вакцина ни в чем не виновата, и её можно исключить из дальнейшего рассмотрения. Таким образом, изотерапия может выступать не только в качестве лечебного метода, но и качестве метода диагностики.

Чтобы успешно выявить все причинные факторы болезни, следует исходить из принципа, что каждое вещество может создать импринт в энергетическом поле человека. Причем эти импринты могут возникать не только при непосредственном воздействии вещества или события на ребенка, но и способны передаваться ребенку от родителей. Смитс приводит случай, когда вакцинация родителей от брюшного тифа и желтой лихорадки, предпринятая до зачатия, отразилась на здоровье ребенка. После соответствующих детоксикаций его состояние значительно улучшилось. В другом случае излечение было достигнуто после детоксикации от мононуклеоза, который мать перенесла задолго до зачатия ребенка. Такие дела.

Автор даёт подробную и четкую инструкцию, как назначать различные потенции. Проводить курс детоксикации должен опытный гомеопат, который сможет правильно интерпретировать изменения в состоянии здоровья ребенка и сумеет поддержать родителей в решимости довести дело до конца.

Для успешного лечения необходимо, чтобы ни один из патогенных факторов не остался незамеченным. Выполнить это условие часто бывает непросто.

Метод Смитса отличается четкостью и строгостью. Чтобы добиться успеха, необходимо точно следовать его инструкциям и располагать максимально полной информацией обо всех возможных факторах болезни, то есть знать обо всех важных событиях в жизни ребенка, матери в период беременности и в некоторых случаях о событиях в жизни родителей задолго до зачатия ребенка. Всю эту информацию врач должен суметь получить, правильно её интерпретировать и воспользоваться ею для правильного планирования лечения.

Глава 6. Витамин С

Витамин С и другие пищевые добавки – особая тема.

Смитс считает, что витамин С очень недооценивается в деле поддержания здоровья, а ведь он способен предотвратить возникновение многих болезней, обусловленных стрессом. Дозы витамина С, санкционированные общепринятой медициной, совершенно недостаточны. Возможно, в прошлом эти нормы были адекватны условиям жизни человека, но сейчас, когда уровень стресса намного выше, нужно принимать гораздо больше витамина С.

Важная разница между омега-3 и омега-6 – это то, что омега-3 оказывает противовоспалительное действие, а омега-6, наоборот, способствует воспалительным процессам. Чтобы поддерживать свой мозг в хорошем состоянии, мы должны получать с пищей больше омега-3. Желательное соотношение омега-3 и омега-6 в рационе должно быть 1: 1, а оно в настоящее время равняется 1: 20 или даже 1: 25, что имеет вредные последствия для здоровья.

Чтобы устранить дефицит омега-3 в питании детей, страдающих аутизмом, Смитс назначает им рыбий жир. Жирные кислоты омега-3, содержащиеся в льняном масле, менее пригодны в данном случае: прежде чем они смогут эффективно действовать на мозг, им необходимо пройти ряд преобразований, чего не требуется рыбьему жиру.

Глава 8. Пищеварительные расстройства и диета

Ещё один яд – сахар. «Я считаю сахар очень токсичным веществом, которого следует избегать при всякой возможности», – читаем в этой главе. Сахар создаёт мощный оксидативный стресс. В своей вдохновительной гомеопатии Смитс широко применяет гомеопатическое лекарство Saccharum officinale, которое изготавливается из сока сахарного тростника. Он перечисляет ряд проблем, порождаемых повышенным потреблением сахара, что невольно заставляет задуматься о необходимости менять свои привычки, связанные с потреблением сладкого.

В разделе, посвященном белку металлотионеину, речь идёт о влиянии на наше здоровье тяжелых металлов, которые содержатся в окружающей нас среде, в упаковках пищевых продуктов и т.д., и о способах защиты от этих влияний.

Глава 9. Агрессивность

Глава начинается с вопроса о том, почему так много аутичных детей демонстрируют агрессивное поведение.

Агрессия является продуктом нашего древнего мозга, лимбической системы. В нормальном состоянии присущая древнему мозгу агрессивность находится под контролем коры головного мозга. Болезнь разрушает способность контроля, и агрессия выходит наружу. Смитс ссылается на мнение Экхарта Толле, который считает, что всё человечество страдает глубокой болезнью . Смитс согласен с этим утверждением, но если это так, продолжает он, то не следует ли ко многим социальным проблемам, включая агрессивное, криминальное поведение, подходить иначе: лечить вместо того, чтобы наказывать. А существует ли такой метод лечения? По мнению Смитса, существует, и это гомеопатия. Он приводит живой пример успешного излечения агрессивного ребенка с помощью классической гомеопатии.

Но всё же: почему «новая» часть мозга не справляется со своей работой – не осуществляет контроль над глубинными эмоциями?

Смитс повторяет ранее высказанную мысль о том, что мозг ребенка в таких случаях не поврежден, а блокирован. В блокированном, или дисфункциональном, мозге нет физических повреждений, есть функциональное расстройство, которое соответствует энергетическому дисбалансу. Дисфункция может быть обусловлена тем или иным вредным веществом даже после того, как это вещество удалено из организма, потому что импринт, им созданный, остаётся в неизменном виде и продолжает блокировать мозг. Самое важное здесь то, что гомеопатия может стереть, устранить эти импринты и восстановить нормальную работу мозга.

«Я убежден, что многие несчастные несовершеннолетние правонарушители могут стать мирными подростками после правильного лечения… Нам следует лечить их, а не сажать в тюрьмы. С помощью гомеопатии мы можем освободить их мозг от вредоносных импринтов»,

– Пишет Смитс. Без лечения же, как показывают опыты с памятью воды, эти импринты могут сохраняться в течение неопределенно долгого времени.

Обозначив проблему агрессивности с точки зрения гомеопатии, Смитс обращается к источникам поведенческих расстройств современных детей. Он считает, что «одна из основных причин роста агрессивности в современном мире – это рост числа вакцинаций». Анализируя химический состав вакцин, Смитс показывает возможное влияние содержащихся в них ртути, алюминия, формальдегида и т.п.

«Чтобы превратить ребенка в убийцу так, чтобы тебя не поймали и не посадили на много лет в тюрьму, надо всего лишь регулярно вводить в тело ребенка очень маленькие дозы ртути, начав это с момента рождения». Именно это и происходит с нашими детьми по всему миру . «Стоит ли тогда удивляться росту агрессии в нашем обществе и одновременному упадку интеллекта у наших детей?»

Почему побочные эффекты вакцинаций почти никогда не диагностируются педиатрами, неврологами и семейными врачами?

Одна из причин – огромная пропагандистская деятельность фармацевтических фирм, их влияние на медицинские исследования и т.д. (Смитс приводит примеры.) Вовлеченность в «дело иммунизации» мощных институтов: фармацевтической индустрии, медицинского истеблишмента и правительственных органов – ещё долго не позволит увидеть проблему в её истинном свете. Любая критика вакцинации воспринимается в большинстве случаев как проявление либо глупости, либо злого умысла.

Ввиду поголовной вакцинации отсутствует возможность сравнить вакцинированных и не вакцинированных детей. Многие недомогания детей считаются нормальным явлением, неотъемлемой частью их процесса развития. А так как детей вакцинируют с первых дней после рождения, то и родители не знают, какими были бы их дети без этих медицинских вмешательств. «Единственный путь получить научные данные состоит в том, чтобы организовать независимое сравнительное исследование вакцинированных и не вакцинированных детей». В Гвинее-Бисау в 2001 году было выявлено, что уровень смертности среди вакцинированных детей в возрасте до года вдвое превышает уровень смертности среди не вакцинированных.

Смитс предлагает откладывать вакцинацию до достижения ребенком двухлетнего возраста, а после ограничиваться самым необходимым минимумом вакцин. В качестве аргумента он ссылается, в частности, на опыт Японии в 1970-1980-е годы.

Данная глава является убедительным и страстным призывом изменить политику вакцинации, принятую в настоящее время в большинстве стран мира, – изменить, чтобы защитить здоровье детей от постоянных атак в виде множества вакцинаций.

Ранее Смитс написал небольшую книгу «Поствакцинальный синдром», где описал множество случаев излечения детей с помощью детоксикации вакцин и представил убедительные данные об отрицательном влиянии вакцинаций в раннем возрасте на здоровье детей. Именно с излечения этих детей и началась его работа с аутизмом.

Глава 10. Полное и почти полное излечение

«В этой главе я покажу, что такие дети могут быть излечены на 100% и жить нормальной жизнью, не нуждаясь в специальном уходе. Шаг за шагом я пройду по их случаям, чтобы ясно показать, как лечебный процесс приводит к полному излечению».

Наиболее подробно рассмотрен первый случай. Лечение заняло три года. Метод лечения включал детоксикацию (с помощью изопатии), классическую гомеопатию и ортомолекулярную поддержку. Все каузальные факторы болезни постепенно, шаг за шагом, были преодолены.

Метод CEASE, разработанный Смитсом, показан в действии, и мы видим, каким трудом даётся освобождение от болезни . Сухое и конкретное описание процесса лечения полно скрытого драматизма и производит глубокое впечатление.

Глава 11. Ответ на книгу д-ра Пауля Оффита «Ложные пророки аутизма»

В своей книге доктор Оффит стремится доказать, что аутизм не связан с вакцинациями. Он считает, что это генетическое заболевание, и отрицает факты реального излечения аутизма, списывая их на обычные колебания в состоянии больных детей. Оффит подаёт себя в качестве скептика, который принимает лишь то, что научно доказано. Смитс замечает, комментируя эту позицию: «Но реальность не ограничивается лишь тем, что доказано наукой. Наука – это не реальность, а всего лишь восприятие реальности. Земля была круглой и в те времена, когда ученые считали её плоской… Целительная сила гомеопатии является реальностью, несмотря на то, что ученые, которые не могут объяснить её, пытаются доказать, что она не работает. Но это извращение: задача ученых состоит в том, чтобы объяснять реальность, а не отрицать реальность, исходя из своей ограниченной науки».

Общепринятая медицина не располагает инструментами, позволяющими доказать или опровергнуть наличие связи между вакцинами и аутизмом. Зато изотерапия представляет собой прекрасный инструмент, позволяющий выявлять причинно-следственные связи между вакциной или любым другим веществом и регрессией в состояние аутизма.

Доктор Оффит также фактически отрицает проблему резкого роста числа аутичных детей в последние десятилетия – он утверждает, что это впечатление создаётся благодаря лучшему выявлению детей, больных аутизмом. Тем самым он отступает от роли объективного исследователя, высказывая лишь свое личное мнение.

Смитс пишет, что «аутизм представляет собой кумулятивную болезнь , обусловленную различными факторами». Клинический опыт показывает, что «чем больше медикаментов примет ребенок в первые два года жизни, тем больше вероятность того, что он станет аутичным».

Глава 12. Что могут сделать сами родители, чтобы помочь своему ребенку?

Первая группа относится к факторам окружающей среды. Смитс рекомендует избегать пищи, продаваемой в упаковках, сахара, использования микроволновых печей и пластиковых контейнеров и упаковок и т.д. Избегать следует также антибиотиков, излишних стимуляторов, статического электричества, металлических деталей в детской кровати. Родители должны создать максимально спокойное и здоровое окружение для своего ребенка.

Вторая группа рекомендаций касается пищевых добавок . Дополнить питание ребенка жирными кислотами омега-3, витамином С двух разновидностей: водорастворимой и жирорастворимой, и цинком.

А затем, советует Смитс, договоритесь о встрече с терапевтом, который владеет методом CEASE. Тинус категорически не рекомендует родителям самим лечить своего ребёнка. По-моему, любой более или менее понимающий человек не рискнёт пуститься в такую авантюру после того, как прочитает о множестве сильнейших и тяжелейших реакций, которые приходилось переносить детям и наблюдать их родителям в ходе лечения.

Глава 13. Свидетельства родителей

Здесь мы можем взглянуть на процесс лечения с точки зрения родителей и других близких ребенку людей. Это иной угол зрения, обогащающий понимание метода CEASE новыми нюансами.

Пересказывать свидетельства родителей в данном обзоре смысла нет. Отметим лишь, что в каждом из них чувствуется личность человека, в каждом описании есть особая интонация. Улучшения, которые наступали после пережитых трудностей, внушали людям надежду и давали силы продолжать лечение, которое занимает годы.

Эта глава очень важна для родителей детей, больных аутизмом. Она даёт надежду, не внушая пустых иллюзий.

Глава 14. Сообщения об успешных случаях терапевтов CEASE

Здесь приведен ряд случаев из практики других гомеопатов, применявших подход доктора Смитса. Мы видим работу метода как такового, и понимаем, что он может быть освоен другими гомеопатами и может давать в их руках те же результаты, что и в руках Смитса.

Глава 15. Заключительные замечания

Заканчивая свою книгу, Тинус Смитс пишет, что стремился дать в ней как можно больше информации родителям аутистов и всем, кто как-либо причастен к судьбе этих детей. Было показано, насколько успешно изотерапия восстанавливает утраченное энергетическое равновесие. Многое ещё предстоит открыть, но уже сейчас можно утверждать, что большинство факторов, способствующих развитию аутизма, к настоящему времени выявлено.

Жаль только, что метод CEASE в настоящее время работает не быстро: большинство случаев требовало двух-трех лет и даже больше того. Автор надеется, что по мере совершенствования метода удастся сократить такую продолжительность.

Кроме того, пока что нет научных доказательств эффективности данной терапии. Для того, чтобы данный подход был признан в качестве инструмента излечения аутизма, необходимы исследования. Ко времени выхода книги в свет уже были запланированы определенные действия в этом направлении.

Ещё одна проблема – распространение метода среди гомеопатов разных стран. Тинус Смитс говорит о том, что голландские специалисты, владеющие иностранными языками, уже предпринимают такие попытки.

Вся эта книга представляет собой большое собрание вопросов и ответов. В заключение автор отвечает на вопрос: каждого ли ребенка-аутиста можно излечить методом CEASE? В принципе, да, отвечает Тинус, но есть определенные ограничения.

Во-первых, если мозг имеет физические повреждения, когда аутизм сочетается с другими заболеваниями вроде менингита или энцефалита, излечение может быть лишь частичным. И, во-вторых, недостаток информации, в результате которого удаётся выявить не все факторы, повлекшие болезнь , может привести к тому, что как раз эти не выявленные факторы не удастся нейтрализовать с помощью детоксикации.

В конце книги читатель найдёт словарь терминов, который существенно важен для усвоения содержания книги. Многие загадочные аббревиатуры и непонятные термины лишаются мистического ореола после обращения к этому словарю.

Исцеление от последствий вакцинации. Часть 1.1

Аутизм не лечится, можно скорректировать поведение ребенка с РАС, чтобы приблизить его к нормотипичному(или нейротипичному). Как верно отметила Ксения Козлова, АВА-терапия является одним из самых эффективных и, что немаловажно, научно доказанных методов.

Психологи, которые утверждают, что ребенок с аутизмом вдруг "проснётся", понятия не имеют о природе расстройства, зря обнадёживают родителей и теряют драгоценное время ребёнка. Без ежедневной и последовательной работы чуда не случится, как бы не хотелось в это верить.

Как мама ребенка с РАС, хочу поддержать всех родителей, детям которых поставили диагноз совсем недавно.

Во-первых: вы не виноваты в том, что у ребенка аутизм и точка. Родители, особенно мама, начинают искать причины в прошлом, во время беременности (понервничала, не то съела, не так посмотрели, сглазили). Одной маме сказали, что у ее ребенка аутизм, потому, что она мало кормила грудью. Другой - что она рано вышла на работу и не общалась со своим чадом 24/7. Куда ни плюнь - одни эксперты... Чувство вины не поможет ни маме, ни ребенку. Прекратите самобичевание и сосредоточьтесь на настоящем.

Во-вторых: не стыдитесь диагноза, не стыдитесь своего ребенка. Берите его с собой в магазин, водите на детские площадки, катайте на троллейбусе, не ограничивайте его круг общения только детьми с РАС, и, тем более, не держите его дома в заточении. Чем раньше ребенок с аутизмом "выйдет в люди", тем быстрее привыкнет, адаптируется. Конечно, это делать надо постепенно, смотреть на реакцию ребенка, отмечать, что ему нравится, а что вызывает дискомфорт. Ищите опытного тьютора, или человека, готового обучаться этой профессии, готовьте малыша, налаживайте сотрудничество, коммуникацию и отправляйте с тьютором в садик/школу. Специнтернат поставит крест на социальной адаптации ребенка и успешной интеграции в общество.

В-третьих: лучше перебдеть, чем недобдеть. Если Вы видите признаки РАС у своего ребенка, не ждите официального диагноза (до 3-х лет большинство психиатров ставят диагноз "аутизм" со скрипом, надеясь, что ребенок "перерастёт, выговорится, обтешется"). Занятия по АВА в любом случае не принесут вреда, а только пользу, даже если у ребенка не РАС, а ЗПР или другое расстройство.

И в-четвёртых: не стыдитесь обратиться к психологу. Вам, родителям, сейчас нужна поддержка и понимание. Не критика, а принятие Вас как хорошей мамы/папы. Возможность выговорится, поплакать и, в конечном итоге, принять ребенка и принять аутизм, как неотъемлемую часть своего ребенка. Удивительно, но после данной "процедуры" дела пойдут активнее и ребенок начнет развиваться быстрее. Проверено на себе:)

Расстройства аутического спектра — комплекс расстройств развития , каждое из которых по-разному проявляется и неодинаково влияет на развитие и поведение человека.

Говоря об аутизме, важно рассматривать их все в комплексе.

Люди, стремящиеся узнать о расстройствах аутического спектра побольше, первым делом задаются вопросом: аутизм лечится или нет ?

Ответ на этот вопрос достаточно прост: лечится, но полностью вылечить его на настоящий момент невозможно. Однако помочь аутичному человеку адаптироваться в обществе более чем реально.

Как родителям понять, что у ребенка аутизм?

Родителям, у которых подрастает маленький ребенок, необходимо внимательно следить за тем, как он развивается , как взаимодействует с миром, с людьми, чем интересуется, насколько быстро приобретает навыки и умения.

Это позволит вовремя заметить отклонения в развитии и обратиться к специалистам, чтобы они осмотрели ребенка, провели ряд обследований и тестов, а после поставили диагноз и назначили лечение.

Зачастую родители не замечают до определенного момента. В отдельных случаях диагноз выставляется, когда ребенок уже пошел в школу .

Характерные признаки расстройств аутического спектра, на которые важно обратить внимание родителям:


Также у аутичных детей часто наблюдаются различные нарушения сна: они хуже засыпают, могут просыпаться по нескольку раз за ночь.

Если хотя бы часть из перечисленных симптомов наблюдается у ребенка, его важно показать специалистам. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем проще будет помочь ребенку адаптироваться.

Как диагностируется?

Если родители заметили, что у ребенка присутствуют признаки аутизма, важно отвести его к педиатру и внятно, с примерами рассказать о том, как он себя ведет, как развивается, как общается с окружающими, перечислить симптомы, которые могут свидетельствовать о том, что у него есть нарушение.

Педиатр задаст уточняющие вопросы, осмотрит ребенка и направит его к детскому психиатру.

За ребенком, у которого предположительно есть аутическое расстройство, некоторое время наблюдают следующие специалисты :

  • педиатр;
  • психиатр;
  • психолог;
  • логопед;
  • невролог.

Диагноз выставляется, если у ребенка наблюдается симптоматическая триада аутизма :

  • выраженные расстройства общения;
  • выраженное нарушение социальных взаимодействий;
  • стереотипность, которая проявляется в поведении, в активности и интересах ребенка.

Также ребенка направляют на исследования, которые покажут состояние его соматического здоровья: в некоторых случаях симптомы, сходные с аутизмом, могут наблюдаться при других патологиях.

Обычно ребенка направляют на :

  • электроэнцефалографию;
  • магнитно-резонансную и компьютерную томографии.

В случае необходимости ребенка осматривают гастроэнтеролог, сурдолог, офтальмолог и генетик.

Широко используются различные диагностические тесты , которые определяют уровень интеллекта ребенка, его умение оперировать абстрактными понятиями, способность понимать материал.

Тесты подбираются с учетом возраста ребенка и позволяют специалистам не только диагностировать аутизм и отличить его от сходных патологий, но и определить наиболее подходящую схему лечения: если у ребенка, помимо аутизма, есть олигофрения , методы лечения будут отличаться от тех, которые используются, если олигофрении нет.

Диагностические критерии по возрасту

Характерные диагностические признаки аутизма в разных возрастных периодах:

  1. Ранний возраст. Ребенок не произносит отдельные слова в возрасте 1,4 года, к двум годам не способен сложить два слова в фразу, в возрасте года не использует указательный жест.
  2. Дошкольный возраст. Нарушения речевого развития, специфические особенности зрительного контакта (ребенок либо смотрит очень недолго, или очень долго и избегает смотреть в глаза), выполнение повторяющихся действий с предметами, нарушено умение реагировать на эмоции окружающих и изменять поведение в соответствии с ситуацией, нестандартная реакция при контакте с определенными раздражителями, стереотипное поведение.
  3. Школьный возраст. Ребенок не интересуется окружающими людьми, практически не общается со сверстниками, не имеет друзей. В сфере его интересов — неодушевленные объекты. Ему не нужна эмоциональная поддержка в ситуациях, когда не аутичные дети в ней нуждаются. Он увлечен одной определенной сферой (это называется «специальный интерес»), и не всегда его заинтересованность поможет ему реализоваться где бы то ни было, поскольку специальным интересом аутичных детей могут быть как квантовая физика, так и собирание пуговиц.

    Аутичным школьникам сложно поддерживать беседу с кем-либо, они с трудом понимают, когда нужно закончить диалог и когда уместно его начать.

Как отличить от олигофрении?

Аутизм имеет сходные с умственной отсталостью черты, особенно в случаях, когда речь идет о ребенке младше 4-5 лет.

Поэтому специалистам важно провести дифференцированную диагностику .

Сходные с олигофренией черты , присущие разным группам аутизма:

  • трудности при усвоении бытовых навыков;
  • игровая деятельность предметно-манипулятивна, ребенок не переходит к сюжетно-ролевой игровой деятельности;
  • речевые отклонения;
  • неразвитость мелкой моторики;
  • безынициативность;
  • маленький словарный запас;
  • невыраженная психическая активность.

Отличия: дети-олигофрены стремятся сохранять зрительный контакт, проявляют заинтересованность в общении, их жизненные потребности сильно выражены.

Также у них отсутствуют характерные для аутизма речевые особенности, эмоциональная чувствительность, уязвимость, заинтересованность в знаках.

Аутичные дети показывают лучшие результаты, если находятся в комфортной для них обстановке, а в случае с олигофренами это не наблюдается.

Лечение у детей

Коррекционная работа с аутичными детьми направлена на смягчение выраженности характерных аутических симптомов, формирование коммуникативных умений. Родителям важно следовать рекомендациям специалистов и регулярно заниматься с ребенком дома , чтобы достичь высоких результатов.

В коррекционной работе участвуют следующие специалисты :

  • психолог;
  • психотерапевт;
  • логопед;
  • дефектолог.

В случае необходимости ребенка следует перевести в специализированное учебное заведение (детский сад, школу) либо обучать на дому. Особенно это важно , если у ребенка есть не только аутизм, но и олигофрения.

Основные методики, которые используются при работе с аутичными детьми:

Психолог помогает аутичному ребенку адаптироваться в коллективе сверстников, формирует навыки и умения, которые позволят ему социализироваться в обществе .

  1. В процессе работы с ребенком психолог должен учитывать его индивидуальные особенности , а его кабинет должен быть адаптирован под нужды аутичных детей: в нем не должно быть ярких, шумных предметов, которые способны вызвать у ребенка сенсорную перегрузку. Также важна звукоизоляция, чтобы ребенок не слышал посторонние шумы.
  2. Общаться с аутичным ребенком нужно тихим, спокойным голосом, в отдельных случаях — шепотом .
  3. Одежда психолога должна быть однообразной и не содержать ярких, привлекающих внимание элементов.
  4. Психолог должен уметь вовлечь ребенка в совместную деятельность и применить его интересы в своих целях. К примеру, если ребенку нравится рвать бумагу, можно предложить ему сделать аппликацию на основе оторванных кусочков бумаги.
  5. Психологи, работающие с детьми-аутистами, используют в работе игры с водой, с песком, пальчиковые игры, расслабляющие упражнения, музыкотерапию.

В большинстве случаев специалисты стремятся избегать использовать медикаменты при терапии. В приоритете всегда обучающие методики и приемы, которые помогут ребенку в развитии и адаптации.

Обычно препараты назначают в тех случаях, когда длительная работа с ребенком не показала значительной эффективности.

Могут быть назначены препараты следующих групп :

  • антидепрессанты (Флуоксетин, Сетралин);
  • антипсихотики (Клозапин);
  • транквилизаторы (Атаракс);
  • нормотимики (Рисперидон).

Коррекционные занятия на дому

Родителям прежде всего нужно набраться терпения и осознать, что они сумеют помочь ребенку, если будут внимательны к нему и учтут все его особенности.

Важно :

  • следовать ежедневному расписанию и следить, чтобы все, что окружает ребенка, было для него привычным;
  • подмечать его особые интересы и использовать их для продвижения в обучении;
  • приучить ребенка к каждодневным привычкам;
  • сопровождать его при посещении различных мероприятий;
  • создать ему комфортную зону, где будет удобно заниматься и отдыхать;
  • наблюдать за его поведением, подмечать признаки усталости.

Эти советы важны при работе с аутичным ребенком любого возраста .

Также важно помнить, что ребенок достигнет больших успехов в комфортной обстановке. Избегайте вносить радикальные изменения в его жизнь.

Домашние задания для аутичных детей:

  1. Головоломки и пазлы. Эта деятельность завязана на последовательности действий, поэтому понятна аутичным детям и вызывает заинтересованность.
  2. Игры. Благоприятно на развитие аутичных детей влияют сенсорные игры, которые заставляют его анализировать сигналы, которые он получает через сенсорные органы. Подойдут игры по типу «Где звенит колокольчик?», «Волшебный мешочек», «Узнай по голосу», «Слуховое лото», «Тактильные бусы». Также важно оставлять ребенку время на его собственные стереотипные игры: они помогают ему успокоиться и почувствовать себя лучше.
  3. Рисование. Аутичным детям проще дается рисование, а не лепка, поскольку оно не сопряжено с тесным сенсорным воздействием. Обычно дети переходят к лепке позднее. Чтобы ребенку было проще, предлагайте ему фотографии предметов и мест, которые ему нравятся, чтобы он срисовывал. Важно, чтобы рисование не вызывало у ребенка отторжения. Также в процессе рисования можно развивать знания и умения ребенка, стимулировать его к коммуникативной активности. К примеру, можно задавать ему вопросы по типу «Какого цвета этот карандаш?».
  4. Коллекционирование. Аутичное стремление к систематизации можно применить для получения пользы: предложите ребенку начать собирать что-либо. Это могут быть фантики, фотографии, камни, ракушки. Важно, чтобы работа с коллекцией соотносилась с ежедневным планом.
  5. Деятельность, построенная на повторении. Аутичным детям легко приспособиться к плану и совершать определенные действия в соответствии с ним. К примеру, можно предложить ему вести календари, кормить животных в одно и то же время.

Высокофункциональные аутисты и дети с обычно рано учатся читать , поскольку им интересны знаки, символы. Важно поощрять их интерес к чтению и давать книги, предлагать читать вслух и рассказывать о прочитанном.

Диета

Распространено мнение, что безглютеновая и безказеиновая диеты позволяют уменьшить выраженность симптомов аутизма у детей.

Но это не так: нет никаких официальных данных по поводу эффективности данных диет при лечении расстройств аутического спектра.

Более того: соблюдение безказеиновой диеты приводит к нарушению процессов развития костной системы : кости у детей, соблюдавших такую диету, более тонкие, чем у тех, кто ее не соблюдал.

Единственная «диета», которой действительно стоит придерживаться — правильное питание . Аутичному ребенку, как и любому другому, важно получать необходимое количество полезных веществ с пищей ежедневно.

Как лечить у взрослых?

Коррекция, помогающая детям адаптироваться и приобрести необходимые навыки, в случае со взрослыми практически не работает. Поэтому необходимо начинать ее как можно раньше.

Существуют программы и учреждения, помогающие взрослым аутичным людям адаптироваться, предлагающие им поддержку, но в России подобная сфера не развита.

Некоторая часть аутичных людей, даже несмотря на работу с ними в детском возрасте, не в состоянии существовать в обществе, поэтому им подойдет жизнь в специализированных интернатах (в случае с Россией — в коммерческих интернатах ).

Аутичным людям важна поддержка окружающих, важно принятие . Несмотря на то, что они, казалось бы, не заинтересованы в социальных контактах, общение им нужно, особенно с близкими: с родственниками, друзьями, с людьми, которые помогут.

Некоторым аутичным людям назначают антидепрессанты, нормотимики, антипсихотики, транквилизаторы, которые помогают им лучше себя контролировать, справляться с , .

Прогноз

Итак, излечим ли аутизм у детей?

Расстройства аутического спектра неизлечимы, но их выраженность можно смягчить .

У части детей (3-25%, в зависимости от выборки), с которыми активно занимались, наступает ремиссия, и диагноз снимается .

Прогноз во многом зависит от того, насколько старательно занимались с человеком в детском возрасте, когда был поставлен диагноз, какой тип и какая группа аутизма у него, есть ли олигофрения и сопутствующие заболевания.

Часть людей с аутизмом адаптируются в обществе, работают, даже имеют семью и детей.

Чтобы аутичный ребенок сумел адаптироваться в обществе , нашел свое место в нем, важно регулярно заниматься с ним, поддерживать, учитывать его индивидуальные особенности.

Лечение аутизма дома:

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Накануне этого дня мы предлагаем вашему вниманию статью из британской газеты Daily Mail «Излечим ли аутизм»? Это несколько историй, несколько точек зрения.

Это пройдет!

Как и все молодые родители, Рона и Кристофер Робертсон были очарованы своим малышом. Они не находили ничего страшного в том, что он преодолевал рубежи нормального для своего возраста развития чуть позже своих сверстников. Но когда Джейми исполнилось два года, родители забили тревогу.

«Сын начал ходить в 18 месяцев, что, конечно, немного поздно, но говорить он так и не научился, – вспоминает Кристофер, консультант по маркетингу из Кембриджа. – Он мог выучить новые слова, а затем вновь забыть их. Он не общался с окружающими, мы не могли наладить с ним зрительный контакт и он любил бегать по комнате взад-вперед».

Их семейный врач и прочие специалисты в один голос твердили, что у Джейми просто позднее развитие – это случается у мальчиков.

Но когда Джейми исполнилось три года, а он так и не заговорил, Робертсоны сводили его к психологу проверить на наличие аутистического расстройства. «Да мы уже почти и не сомневались в этом», – говорит Кристофер.

У малыша нашли тяжелую форму аутизма – нарушение развития, порождающее проблемы с коммуникацией и обучением. Принято считать, что такое бывает у одного ребенка из ста, и чаще у мальчиков, нежели у девочек.

«Расстроились мы очень сильно, – вспоминает Кристофер. – Нам сообщили, что Джейми никогда не сможет пойти в обычную школу, что от аутизма нет лекарств, что все, что нам остается – это пытаться решать свалившуюся на нас проблему самим. Это было не просто горькой правдой – теперь я знаю, что это не было правдой вообще».

Аутизм не приговор

Джейми, которому сейчас 11 лет, разрушил все опасения и не оправдал ни одного предсказания. В четыре года он пошел в первый класс обычной подготовительной школы (в Великобритании дети идут в школу в 4,5-5 лет – Д.С.), где получает неплохие оценки. Его родители и учителя надеются, что все у него и дальше будет хорошо. В школе у Джейми есть друзья, а сам он был выбран секретарем школьного совета. Недавно он научился играть в «Монополию».

Робертсоны принадлежат к тем людям, кто верит, что аутизм – это не приговор на всю жизнь, а лишь болезнь, поддающаяся лечению.

Так можно ли вылечить ребенка от аутизма? «Мы, конечно, встречались и с теми, кто, несмотря ни на что, думает по-другому и считает, что в этой ситуации нельзя ничего поделать, но продолжали отстаивать свое мнение, – говорит Кристофер Робертсон. – Аутизм – сложное состояние, и я не стал бы использовать слово “лечить”. Я верю, что дети могут полностью восстановиться. Думаю, что такое возможно, мы просто не знаем, как».

Можно ли вырасти из аутизма?

По данным Национального общества исследования аутизма (National Autistic Society), в Англии сейчас насчитывается около 500 тысяч людей с расстройствами аутистического спектра. Важнейшие его признаки – нехватка социального инстинкта, интерес к вещам, которых в обычной жизни не заметишь, трудности с речью и нахождение удовольствия в рутине и постоянном повторении. У людей, страдающих аутизмом, присутствуют все симптомы, но у состояния бывают разные степени тяжести.

Люди с аутизмом часто талантливы. Например, они проявляют себя в математике или музыке. Принято считать, что так мозг «компенсирует» недостаток чего-то одного успешным продвижением в чем-то другом. Хотя многие эксперты считают, что аутизм – это на всю жизнь, так как обусловлен генетикой, исследования в этой области показывают, что некоторые дети могут «вырасти» из этого состояния. В прошлом году в Англии проводилось исследование, в котором приняли участие почти 1,5 тысячи родителей детей-аутистов, и треть опрошенных заявили, что их дети уже не больны.

Эксперты полагают, что часть этих случаев может быть объяснена тем, что некоторым детям был поставлен неправильный диагноз. другая часть выздоровевших – дети с самыми слабыми проявлениями недуга.

Много надежд сейчас возлагается на исследования в области поведенческой терапии аутизма, которые активно ведутся в последнее время. Профессор Саймон Барон-Коэн, психолог Кембриджского университета и один из лучших британских экспертов по этому вопросу, недавно сказал: «Люди с аутизмом абсолютно такие же, как и остальные, и их возможно обучать. Это может изменить природу их мозга, поскольку пока ребенок учится, сам этот процесс делает возможным изменения в его мозге».

Ричард Миллс, директор по науке в благотворительном фонде исследования аутизма Research Autism, говорит: «Так происходило и прежде. В детстве человеку ставится диагноз “аутизм”, а потом, когда он вырастает, этого диагноза уже нет – мы только до сих пор не можем выяснить причину этого. Быть может, все дело в хорошем, поддерживающем окружении. Однако нельзя показать на что-то и сказать, что именно здесь корень всех зол».

Папа за ПАП

Кристофер Робертсон говорит, что наиболее эффективной для его сына оказалась методика Прикладного анализа поведения (Applied Behavioural Analysis, сокращенно – ПАП). Разработанная в Калифорнийском университете, она использует систему вознаграждений, чтобы привить ребенку необходимые навыки и научить вести себя в соответствии с принятыми в обществе нормами. Под руководством опытных психологов ПАП-тренеры работают на дому в семьях, разбивая задания на кусочки и повторяя их снова и снова. Этой технике они обучают и родителей. ПАП может использоваться во всем – в обучении пользования туалетом, прохождении школьной программы, приобретении умения играть и общаться.

В три года Джейми начал проходить интенсивную программу ПАП, которая занимала 40 часов в неделю. «Мы потратили 50 тысяч фунтов на это, взяв их из своих пенсионных сбережений», – говорит Кристофер. – Но уже после года занятий, Джейми продемонстрировал такие результаты, что мы стали подумывать, что ему кроме нашего домашнего обучения нужно что-то еще». Помимо ПАП, Кристофер и Рона перепробовали массу других методик, что-то работало, что-то нет.

Мистер Робертсон полагает, что пребывание в обычной школе очень помогло Джейми. Когда тому исполнилось три с половиной года, родители сделали ему анализ на наличие ртути в крови: существует ряд исследований, доказывающих связь между повышенным уровнем этого металла в организме человека и развитием аутизма. Действительно, ртути в крови Джейми оказалось в шесть раз больше нормы, и ему стали давать препарат для выведения ее из организма.

Родители говорят, что именно тогда наступил переломный момент. Например, Джейми стал рисовать – то есть, делать то, чего раньше никогда не делал. В четыре года Джейми стал ходить в обычную школу 2 дня в неделю, в остальное время занимаясь дома ПАП. В семь лет начались ежедневные школьные уроки с помощником.

«Специальные школы дают очень упрощенную программу, они ориентированы на самый низкий уровень учеников, – говорит Кристофер. – Те выходят без аттестата о среднем образовании, адаптироваться во внешнем мире им очень сложно и, таким образом, жизнь в специализированном учреждении для них становится почти неизбежной. Я полагаю, таких детей нужно “выводить в свет”, чтобы научить их независимости».

Панацея или пустышка?

Но далеко не все считают, что аутизм настолько простое дело. Ричард Миллс, эксперт ассоциации Research Autism, говорит, что многие родители считают психологические методики – такие, как ПАП, полезными и эффективными, но предупреждает: находясь в состоянии стресса после получения диагноза, легко поддаться на разговоры о «чудесном исцелении».

«Эффект плацебо – очень мощный, – добавляет он. – Если вы видите, что все идет хорошо, продолжайте. Но будьте честны сами с собой, и если чувствуете, что что-то пошло не так, прекращайте. Существует очень много экстравагантных, а, зачастую, просто бесполезных способов лечения, от которых пользы ноль, зато стоят они очень много».

Национальное общество исследования аутизма также призывает родителей к осторожности. «Существует множество способов лечения, – говорит его представитель, – об эффективности которых мы до сих пор ничего не знаем. Лишь немногие методики могут похвастаться независимой научной оценкой».

Вот случай с Джун Кокс-Смит. Ее сын Эдвард (сейчас ему 15) проходил ПАП на протяжении четырех лет – с трех до семи. Вот что рассказывает его 58-летняя мама Джун, которая вместе с мужем Патриком и двумя детьми она живет в Айкшеме, графство Сассекс: «Это стоило 15 тысяч фунтов в год. Мне пришлось продать все свои драгоценности. ПАП стал непрерывной, тяжелой работой. Мы сидели и делали десятки попыток издать хоть один звук, немного отдыхали – и все начиналось сначала. Первые попытки были просто кошмаром, но спустя год поведение Эдварда стало намного лучше. В последующие два с половиной года мы научили его говорить. Это на самом деле потрясающее достижение!»

В течение следующего года, Эдвард научился читать. В шесть лет он пошел в обычную школу, где Джун была его ПАП-помощником. Но что-то пошло не так. «В школе Эдварду стало хуже, – говорит его мама. – Он не понимал, что происходит. Он привык работать один на один, а не сидеть тихо в группе других детей и слушать урок. Если меня не было рядом, он пугался и пытался сбежать.

Через восемь месяцев родители были вынуждены перевести сына в специализированную школу. Хотя Джун и признает, что Эдвард научился говорить и читать благодаря ПАП, теперь она полагает, что была излишне оптимистична относительно выздоровления ее сына: «Мы потратили тысячи часов, пытаясь обучить его таким предметам, как математика, география и история – все тщетно. Пытались обучить его играм. Но аутисты не играют. Была запущена целая пропагандистская кампания с рассказами об исцеленных детях – и мне так хотелось, чтобы все это оказалось правдой. Ты так хочешь помочь своему ребенку, что забываешь на время о собственном недоверии и скептицизме».


Сейчас Джун твердо убеждена: дети с аутизмом могут лишь научиться жить со своим состоянием, но улучшений в нем не будет никогда: «Ничто не может изменить их картину мира. Их мозг поврежден, и вы ничего с этим не поделаете. Если вы считаете, что ваш ребенок вылечился, значит, у него вовсе не было аутизма, – говорит она. – И еще. Я пришла к выводу, что пытаться “лечить” их вообще неправильно. Мой сын похож на мягкого славного медвежонка. Просто так случилось, что он немного другой».

Мы войдем в его мир сами

Многие родители солидарны с Джун: с годами аутизм их детей только ухудшается, и никаких улучшений в их состоянии не наблюдается.

Сыну Пола Стюарта Эндрю поставили диагноз «аутизм», когда ему было четыре года. «Пока ребенок маленький, его проблемы могут быть незаметны. Люди часто говорят: “Все нормально, вырастет”, – говорит Пол, учитель из Глазго. – Сейчас Эндрю 16, и его проблемы видны невооруженным глазом. Ведь люди ожидают от него большего, чем от 8-летнего ребенка».

Пол понимает родителей, которые никак не хотят смириться с диагнозом своего ребенка. «Они отдают детей в обычные школы в надежде, что там они станут “как все”, но это никогда не срабатывает. Хотелось бы, конечно, взмахнуть волшебной палочкой и сказать: “аутизма больше нет” – но это невозможно».

Пол с женой решили не тратить попусту время и деньги на методики, которые, скорее всего, не помогут. Они решили сами войти в мир Эндрю, и попробовать сделать так, чтоб облегчить его жизнь настолько, насколько это вообще возможно.

«Хуже всего Эндрю по утрам, – говорит Пол. – Сам он может надеть не те брюки, забыть деньги на школьный завтрак или свое пальто, забыть почистить зубы, и так далее. Поэтому мы придумали для него контрольный лист, по которому ему надо жить, и теперь в девяти случаях из десяти он все делает правильно. Но это происходит не потому, что он стал думать по-другому. Просто мы создаем соответствующие условия для того, чтобы он действовал правильно. Аутизм никуда не денется, и сын никогда не сможет что-то делать автоматически, как, скажем, я».

Эндрю сейчас ходит в специализированную школу, но посещает футбольные курсы в обычном колледже. У него много друзей в молодежной группе местной церкви. Его родители считают, что со временем он сможет жить независимо.

«Эндрю очень хочет быть самостоятельным, а я не смогу быть с ним вечно, поэтому, когда придет время, мы поселим его отдельно. У него будут помощники, он будет чувствовать себя комфортно и постепенно привыкать к жизни без нас», – говорит Пол.

Рецепт прост – отдать себя без остатка

Кристофер и Рона Робертсон, с которых мы начали рассказ, со страхом ждут времени, когда их сын станет подростком. Ведь он будет сталкиваться со все новыми и новыми трудностями. Они очень боятся, что в его состоянии наступит регресс и стараются сделать все возможное, чтобы предотвратить это.

«Проблемы уже здесь, и их надо как-то решать, что мы и делаем, – говорит Кристофер. – Мы знаем, что должны научить Джейми тем социальным навыкам, без которых жить нельзя. Не существует волшебной пилюли, и нельзя сказать, что наша формула подходит всем. Я боюсь лишь, что другие родители, выслушав все те неприятные вещи об аутизме, которые слушали мы, опустят руки, и у них не будет сил бороться. Я верю, что аутизм излечим, надо всего лишь отдать ребенку всего себя».