Главная · Вредные привычки · Аллергологический анамнез, цель его составления и процесс сбора информации. Аллергологический анамнез: особенности сбора, принципы и рекомендации Схема клинического обследования больного

Аллергологический анамнез, цель его составления и процесс сбора информации. Аллергологический анамнез: особенности сбора, принципы и рекомендации Схема клинического обследования больного

Аллергологический анамнез становится первым этапом проведения диагностики, его формируют одновременно с клиническим анамнезом и также одновременно анализируют. Главные цели такого анамнеза это обнаружение аллергической патологии, её формы, причинных аллергенов.




















12. Влияние разнообразных продуктов питания, напитков, алкогольных напитков на протекания заболевания. Влияние косметических средств и средств от насекомых и других средств бытовой химии. Влияние контактов с различными животными, постельным бельем, одеждой.



Цели сбора аллергологического анамнеза Выявление возможности генетической склонности к проявлению аллергии. Выявление соотношения факторов окружающей среды с развитием патологии. Предположительное выявление групп или единичных аллергенов, которые позволили бы объяснить развитие патологии.


Опрос пациента дает возможность определить предполагаемые аллергены и установить предполагаемый тип реакции гиперчувствительности организма. Предположения впоследствии должны быть подтверждены обследованием проведением провокационных, кожных и других тестов.



Когда и какие аллергические заболевания перенес больной. Аллергические заболевания у его родителей, братьев, сестер, детей. Побочные реакции на введение медикаментов, прием пищи и др.

Анамнез жизни

- для детей раннего возраста

а) Сведения о родителях и родственниках:

1. Возраст матери и отца ребенка.

2. Состояние здоровья родителей и ближайших родственников, наличие хронических, наследственных заболеваний, хроническое вирусо- и бактерионосительство.

3. От какой по счету беременности родился ребенок, как протекала последняя беременность и роды, и предыдущие.

4. Были ли мертворожденные? Умирали ли дети? Причина смерти?

б) Сведения о ребенке

5. Закричал сразу или его оживляли (вид и длительность асфиксии?)

6. Масса тела и рост при рождении

7. На какой день/час приложили к груди, как взял грудь, как сосал?

8. До какого возраста находился на естественном вскармливании, с какого возраста переведен на смешанное, на искусственное вскармливание?

9. Характер питания в настоящее время.

10. На какой день жизни отпал пупочный канатик, как зажила рана?

11. Была ли желтуха, ее интенсивность и длительность.

12. На какой день жизни и с какой массой выписан из роддома.

13. Развитие моторики ребенка: с какого возраста стал держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить?

14. Нервно-психическое развитие: когда стал фиксировать взгляд, улыбаться, гулить, узнавать мать, говорить слова, фразы.

15. Время прорезывания зубов, количество их к году.

16. Перенесенные ранее заболевания, в каком возрасте, тяжесть их течения, развитие осложнений, где проводилось лечение, какими препаратами.

17. Поведение ребенка дома, в коллективе.

- для детей старшего возраста:

Ответить на пункты 1, 2, 16, 17, а также характер питания, питается дома или в столовой, успеваемость в школе.

Бытовые условия: 1. Материальные условия (удовлетворительные, хорошие, плохие). 2. Жилищные условия (общежитие, комната на общей кухне, общий санитарный узел, частный дом, отдельная квартира). Характеристика жилища (светлое, темное, сухое, сырое), водоснабжение и канализация. 3. Посещает ли ребенок детское учреждение (детские ясли, сад, школу) С какого возраста? 4. Пользуется ли услугами приходящих нянь?

Объективные данные.

ОБЩИЙ ВИД БОЛЬНОГО

Общее сознание: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, очень тяжелое, агонирующее. Положение больного: активное, пассивное, адинамичное, вынужденное. Сознание: ясное, сомнолентное, сопорозное, ступорозное, кома. Выражение лица: спокойное, возбужденное, лихорадочное, маскообразное, страдальческое. Температура …, рост…, вес…Оценка физического развития.

КОЖА . Окраска: розовая, красная, бледная, желтушная, цианотичная, мраморная, землистая и др. Степень интенсивности окраски кожи (слабо, умеренно, резко). Тургор: сохранен, снижен, резко снижен. Влажность: нормальная, повышенная, пониженная (сухая).

Сыпь: локализация и характер (розеола, пятнышко, геморрагии, папулы и т.д.). Наличие на коже расчесов, пролежней, гиперкератозов, гематом, гемангиом, отеков, зуда, расширения вен, их локализация. Кожа на ощупь холодная, горячая.

СЛИЗИСТЫЕОБОЛОЧКИ . Окраска видимых слизистых. Влажные, сухие. Наличие налетов, молочницы, кровоизлияний, энантемы, афт, эрозий, язв и других патологических изменений.

ПОДКОЖНО -ЖИРОВАЯКЛЕТЧАТКА . Степень развития подкожно-жирового слоя (толщина жировых складок). При недостаточном развитии подкожно-жирового слоя определить степень гипотрофии, а при избыточном – % избытка (для установления паратрофии или степени ожирения).

ЛИМФАТИЧЕСКИЕУЗЛЫ . Величина их (в см.), форма, консистенция, подвижность, болезненность и локализация патологически измененных лимфатических узлов.

СЛЮННЫЕЖЕЛЕЗЫ . Определить наличие увеличения и болезненности в области околоушных и подчелюстных слюнных желез, изменения цвета кожи над ними, консистенцию их, наличие флюктуации.

МЫШЕЧНАЯСИСТЕМА . Общее развитие мышц: хорошее, умеренное, слабое. Тонус мышц, болезненность при пальпации или движениях. Наличие атрофии, гипертрофии и уплотнений.

КОСТНО -СУСТАВНАЯСИСТЕМА. Наличие болей в костях и суставах, их характер и сила. Деформации, трещины, утолщения, припухлость, флюктуация, хруст, контрактуры, анкилоз. Бугры и размягчение костей черепа, состояние большого и малого родничков, их краев.

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ. Одышка, её характер и выраженность.

КАШЕЛЬ : время появления и характер его (сухой, влажный, частота), постоянный или приступообразный (продолжительность приступа), болезненный, безболезненный. МОКРОТА : слизистая, гнойная, слизисто-гнойная, примесь крови. БОЛЕВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ В ГРУДИ : локализация боли и её характер (острая, тупая). Связь боли с интенсивностью движения, физического напряжения, глубиной дыхания или кашлем. НОС : дыхание свободное, затрудненное. Отделяемое из носа: количество и характер (серозное, гнойное, кровянистое). ГОЛОС : громкий, чистый, хриплый, тихий, афония. ГРУДНАЯ КЛЕТКА : нормальная, эмфизематозная, рахитическая, “куриная”, воронкообразная и др. Деформация грудной клетки, наличие рахитических четок. Равномерность расширения обоих половин грудной клетки при дыхании. Состояние межреберных промежутков (участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, втяжение податливых мест грудной клетки).

Топографическая перкуссия легких. Граница легких по среднеключичной, среднеподмышечной и лопаточной линиям с обеих сторон.

Сравнительная аускультация легких. Характер дыхания: пуэрильное, везикулярное, жесткое, ослабленное, удлиненный выдох, амфорическое, отсутствие дыхательного шума. Хрипы : сухие (гудящие, свистящие, жужжащие), влажные (звонкие, незвонкие, крупнопузырчатые, среднепузырчатые, мелкопузырчатые, крепитирующие). Наличие шума трения плевры. Частота дыхания в минуту.

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА . Верхушечный толчок сердца (разлитой или нет) определяется визуально или пальпаторно (в каком межреберье). Перкуссия : границы сердца (правая, левая в 5-м или в 4-м межреберье, в 3-м межреберье и сосудистый пучок). Аускультация : тоны сердца (ясные, глухие, хлопающие), раздвоение и расщепление тонов. Акценты. Ритм галопа (предсердечный, желудочковый). Шумы, их отношение к фазам сердечной деятельности: систолический, диастолический. Исследование сосудов . Осмотр артерий, степень их пульсации и набухания яремных вен. Пульс : частота в минуту, степень напряжения (слабого, удовлетворительного), ритм (правильный, аритмичный). Аритмия дыхательная, другие нарушения ритма. Величина артериального и венозного давления.

ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ. Полость рта : окраска слизистой, наличие молочницы, гиперемии, пятен Бельского-Филатова-Коплика, афт, язв. Количество зубов, наличие кариеса в них. Язык : сухой, влажный, обложен налётом, “малиновый”, ”меловой”, ”географический”, ”лаковый”, наличие отпечатков зубов. Зев : гиперемия (разлитая или ограниченная), миндалины в норме или гипертрофированы, налёт (крошковатый, фибринозный, некротический, островчатый, сплошной, распространяется за пределы дужек), наличие гнойных фолликулов, абсцессов, язв. Задняя стенка глотки: гиперемия, цианотичность, зернистость, налеты. Язычек : гиперемирован, отечный, подвиж-ность его и небной занавески. Запах изо рта: зловонный, сладковатый, ацетона и т.д. Наличие тризма. Рвота (однократная, повторная, многократная). Живот : конфигурация, наличие метеоризма (указать степень его), втяжение живота, участие его в акте дыхания, видимая перистальтика и антиперистальтика, разви-тие венозной сети, расхождение мышц живота, наличие грыж (паховой, пупочной, бедренной, белой линии живота), инфильтрата, инвагината, болей, симптомы раздражения брюшины, болевая зона Шоффара, болевые точки Дежардена, Мейо-Робсона и др., напряжение мышц живота, общее или локализованное. У новорожденных : состояние пупка (гиперемия, мокнутье, нагноение). ПЕЧЕНЬ : боли в правом подреберье (постоянные, приступообразные), их сила, иррадиация. Определение границ печени по Курлову. Пальпация печени: край острый, закругленный, консистенция (эластичная, плотная, твердая), болезненность при пальпации и её локализация. Пальпация желчного пузыря. Пузырные симптомы (Мэрфи, Кера, Мюсси, Ортнера и др.). СЕЛЕЗЕНКА наличие болей в левом подреберье (тупые, острые). Перкуссия: определение поперечника и длинника. Пальпация: чувствительность, плотность, бугристость.

Стул (оформленный, жидкий, кашицеобразный, обильный, скудный, цвет, запах, патологические примеси).

МОЧЕПОЛОВАЯ СИСТЕМА . Боли в поясничной области и их характеристика. Припухлость в области почек. Пальпация почек, их смещаемость. Симптом Пастернацкого. Мочевой пузырь (пальпация, перкуссия). Боли при мочеиспускании. Объём мочи, цвет, частота мочеиспускания и выделения из мочеиспускательного канала (кровь, гной). Состояние мошонки и яичек. Развитие половых органов у девочек. Биологическая зрелость (половая формула: Ма, Ах, Р, Ме, Г).

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА. Величина, консистенция, экзофтальм, ширина глазных щелей, блеск глаз, мелкий тремор пальцев рук, симптом Грефе, симптом Мебиуса.

ЗРЕНИЕ : нистагм, стробизм, птоз, анизокария, острота зрения, наличие «тумана», «сетки», «мушек» перед глазами, диплопии, кератитов, конъюнктивитов. СЛУХ : острота (в норме, снижена). Выделения из уха, болезненность при давлении на козелки и сосцевидные отростки.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА : сознание (ясное, помраченное, состояние ступора, сопора, бессознательное, кома), бред, галлюцинации. Соответствие возраста и психического развития. Поведение: активное, пассивное, беспокойное. Головные боли: периодические, постоянные, локализация их, сопровождаются ли тошнотой, рвотой. Головокружение. Шум в голове, ушах, обмороки, судорожная готовность, судороги. Походка: нормальная, шаткая, атаксическая, паралитическая. Симптом Ромберга. Тремор век при закрытых глазах. Зрачки: равномерность их расширения, реакция на свет. Рефлексы: сухожильные, брюшные, конъюнктивальные, глоточные, кожные. Наличие патологических рефлексов. Дермографизм. Чувствительность кожи: снижена, повышена (тактильная, болевая, термическая). Менингеальные симптомы (ригидность мышц затылка, симптом Кернига, Брудзинского верхний, средний, нижний и др.

VIII. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ............

Предварительный диагноз ставится на основании данных обследования больного (жалобы, анамнез болезни, эпиданамнез, результаты объективного исследования).

Сопутствующие заболевания.......................

IX. ПЛАН ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНОГО : 1)режим 2)диета 3)медикаментозные средства

Подпись куратора


Похожая информация.


Методические материалы к практическому занятию для студентов

По клинической иммунологии и аллергологии.

Тема: Методы аллергодиагностики.

Цель: обучить навыкам проведения аллергодиагностики.

Студент должен знать :

· Методы аллергодиагностики

Студент должен уметь:

§ Собрать анамнез и назначить клиническое обследование больного с аллергопатологией

§ Интерпретировать результаты основных диагностических адлергологических проб

Студент должен владеть

Алгоритмом постановки предварительного аллергологического диагноза с последующим направлением к врачу аллергологу-иммунологу

Принципы диагностики аллергических заболеваний

Диагностика аллергических заболеваний направлена на выявление причин и факторов, способствующих возникно­вению, формированию и прогрессированию аллергических заболеваний. С этой целью применяют специфические и не­специфические методы обследования.

Диагностика всегда начинается со сбора жалоб, особен­ности которых нередко позволяют предположить предвари­тельный диагноз, сбора и анализа данных истории жизни и болезни пациента.

Клинические неспецифические методы обследования включают врачебный осмотр, клинико-лабораторные методы обследования, рентгенологические, инструментальные, функ­циональные методы исследования и другие по показаниям.

Специфическая диагностика аллергических забо­леваний подразумевает комплекс методов, направленных на выявление аллергена или группы аллергенов, способных спровоцировать развитие аллергического заболевания. Ос­новным принципом специфической диагностики аллергиче­ских заболеваний является выявление аллергических антител или сенсибилизированных лимфоцитов и продуктовспеци­фического взаимодействия аллергенов (АГ) и антител (AT).

Объем специфического аллергологического обследования определяется после сбора аллергологического анамнеза и включает:

Проведение кожных тестов;

Провокационные тесты;

Лабораторную диагностику.

Сбор аллергологического анамнеза

Правильный сбор анамнеза имеет большое, иногда решаю­щее, значение в диагностике аллергии. При сборе анамнеза осуществляется поиск факторов, способствующих развитию данного заболевания.

При опросе больного особое внимание обращают на осо­бенности развития первых симптомов заболевания, интен­сивность и продолжительность проявлений, динамику их развития, результаты предшествующей диагностики и лече­ния, чувствительность пациента к назначаемым ранее фармакотерапевтическим средствам.

При сборе аллергологического анамнеза ставятся следую­щие задачи:


Установление аллергической природы заболевания, пред­положительно - нозологической формы (одним из вероят­ныхпризнаков наличия аллергического заболевания являет­ся существование четкой связи развития болезни и ее мани­фестации с воздействием определенного причинного факто­ра, исчезновение симптомов заболевания в случае прекраще­ния контакта с данным фактором - эффект элиминации - и возобновление проявлений заболевания, нередко более вы­раженных, при повторном контакте с подозреваемым при­чинным фактором);

Предположительное выявление этиологически значимо­го аллергена;

Выявление факторов риска, способствующих развитию аллергического заболевания;

Установление наследственной предрасположенности;

Оценка влияния факторов окружающей среды (климата, погоды, физических факторов) на развитие и течение забо­левания;

■ выявление сезонности проявления симптомов заболева­ния;

Выявление влияния бытовых факторов (перенаселен­ность, сырость в помещении, ковров, домашних животных, птиц и т. д.) на характер развития и течение заболевания;

■ установление связи начала заболевания и его обострений с приемом пищи и медикаментов;

Выявление сопутствующей соматической патологии;

Выявление имеющихся у больного других аллергических заболеваний;

Выявление наличия профессиональных вредностей;

■ оценка клинического эффекта от применения антиаллер­гических средств и/или элиминации аллергена.

При сборе анамнеза обращается особое внимание на се­мейную предрасположенность: наличие у близких родст­венников пациента таких заболеваний, как бронхиальная астма, круглогодичный или сезонный ринит, экзема, кра­пивница, отек Квинке, непереносимость пищевых продук­тов, лекарственных, химических или биологических препа­ратов. Известно, что у страдающих аллергическими заболе­ваниями отягощенный аллергологический анамнез (т.е. на­личие у родственников аллергических заболеваний) встре­чается в 30-70% случаев. Необходимо также выяснить, были ли отмечены случаи туберкулеза, ревматизма, диабета, пси­хических заболеваний у членов семьи или близких родст­венников больного.

Правильно собранный анамнез позволит не только выяснить характер заболевания, по и предположить его этиоло­гию, т.е. выявить предположительный аллерген или группу аллергенов. Если обострения заболевания возникают в лю­бое время года, но чаще в ночное время суток, при уборке квартиры, пребывании в пыльных помещениях, имеющихмного "пылесборников" (мягкая мебель, ковры, шторы, кни­ги и т.д.), томожно предположить наличие у больного повы­шенной чувствительности к бытовым аллергенам (домашняя пыль, библиотечная пыль). Домашняя пыль и клещи, обитающие в ней, могут вызывать развитие брон­хиальной астмы и круглогодичного аллергического ринита, реже - поражений кожи (дерматит). Круглогодичное тече­ние заболевания с обострениями в холодное время года (осень, зима, ранняя весна) связано с насыщенностью пылью жилищ и увеличением численности в них клещей в этот пе­риод. Если же симптомы заболевания регулярнопоявляются при контакте с животными (птицами, рыбками), в частности в цирке, в зоопарке, после приобретения домашних животных, а также при ношении одежды из шерсти или меха, это может свидетельствовать о наличии аллергии к шерсти или перхоти животных. Данные пациенты могут плохо перено­сить введение препаратов, содержащих белки крови живот­ных (гетерологичные сыворотки, иммуноглобулины и т.д.). План обследования таких больных предполагает включение методов тестирования с пылевыми и эпидермальными ал­лергенами.

Возникшие предположения должны быть обязательно под­тверждены специфическими методами обследования - кож­ными, провокационными и другими тестами.

Кожные тесты

Постановкакожных тестов является диагностическим ме­тодом выявления специфической сенсибилизации организ­ма путем введения через кожу аллергена и оценки величины и характера развившегося при этом отека или воспалитель­ной реакции. Существуютразные методыкожного тестиро­вания с аллергенами: прик-тесты, скарификационные, аппли­кационные, внутрикожные тесты.

Для проведения кожного тестирования используются стан­дартные серийные аллергены, содержащие 10 000 единиц белкового азота (PNU) в 1 мл, изготовленные из пыльцы рас­тений, домашней пыли, шерсти, пуха, эпидермиса животных и птиц, пищевых продуктови другого сырья.

Техника постановки кожных тестов, показания и противо­показания к их применению, а также оценка результатов кож­ного тестирования проводится согласно общепринятой ме­тодике, предложенной АД.Адо (1969) .

Показанием для проведения кожных тестов являются дан­ные анамнеза, указывающие на причинную роль того или иного аллергена или группы аллергенов в развитии заболева­ния.В настоящее время известно большое количество неинфек­ционных и инфекционных диагностических аллергенов.

Противопоказанием для проведения кожного тестирова­ния является наличие:

Обострения основного заболевания;

■ острых интеркуррентных инфекционных заболеваний;

Туберкулеза и ревматизма в период обострения процесса;

Нервных и психических заболеваний в период обостре­ния;

Болезни сердца, печени, почек и системы крови в стадии декомпенсации;

Анафилактического шока в анамнезе;

■ беременности и периода лактации.

Рекомендуется воздержаться от проведения кожных проб больным в период лечениястероиднымигормонами, бронхо-спазмолитическими средствами и антигистаминными препа­ратами (эти медикаменты могут снижать кожную чувстви­тельность), а также после острой аллергической реакции, так как в этот период пробы могут оказаться отрицательными за счет истощения кожно-сенсибилизирующихантител.

Принцип постановки кожных тестов основан на том, что нанесенный на (в)кожу причинно-значимый аллерген всту­пает во взаимодействие с антиген-презентирующимиклетка­ми и Т-лимфоцитами. В коже антиген-презентирующими клетками являются клетки Лангерганса и макрофаги. Резуль­татом такого взаимодействия при наличии сенсибилизации является высвобождение медиаторов аллергии и развитие местной аллергической реакции, интенсивность которой фиксируется врачом-аллергологом в листе специфическогоаллергологического обследования.

Кожные пробы ставят обычно на внутренней поверхности предплечий, отступив на 5 см от лучезапястного сустава. На расстоянии 3-5 см ставят пробы с тест-контрольной жидко­стью, гистамином и стандартными водно-солевыми э кстрак­тамиаллергенов для диагностики.

Аллергия – это реакция организма на контакт с каким-либо веществом в острой форме. Реакцию организма могут вызвать любые аллергены. Известно, что эта предрасположенность бывает врожденной и приобретенной при длительном воздействии аллергена.

Аллергия — большая проблема современных людей

Так как глаз обладает высокой чувствительностью и нежной слизистой оболочкой, он наиболее подвержен воздействию аллергенов, большинство которых находится в воздухе.

Аллергеном может быть:

  • продукты, попадающие через пищу;
  • декоративная косметика (тушь, крем),
  • пыль, плесень, грибок;
  • бытовая химия;
  • шерсть животных;
  • пыльца растений, цветов.

Всемирная организация здравоохранения утверждает, что различными видами аллергии страдает каждый пятый человек планеты.

Данные для аллергологического анамнеза


Аллергический конъюктивит

Анамнез аллергологического типа офтальмолог собирает также, как при осмотре больного с любым другим диагнозом. Задаваемые вопросы касаются темы аллергии глаза и общих аллергических реакций. Причин для аллергии очень много, поэтому важно правильно составить опрос, не упуская мельчайших подробностей и моментов.

Собирают сведения такие, как:

  1. выявления прямой связи между началом болезни и воздействием определенного фактора;
  2. определение наследственного фактора, наличие патологий у близких и дальних родственников;
  3. выяснение влияния окружающей среды (погоды, климата, сезонность) на развитие болезни;
  4. влияние бытовых причин (сырость, наличие ковров, домашних животных);
  5. соответствия связи между заболеваниями других органов;
  6. определение вредных условий труда;
  7. выявление реакций на медикаменты;
  8. последствие физических перегрузок и негативных эмоций;
  9. влияние перенесенных заболеваний инфекционного и простудного характера;
  10. перечень продуктов питания, способных вызвать аллергию.

На основании полученных сведений имеется возможность предварительно установить причины и факторы, влияющие на проявление какой–либо аллергической реакции.

Аллергологический анамнез, аллергические заболевания глаз


Аллергеном могут стать даже лекарственные препараты

Форма любой аллергии начинается обычно с ринита и покраснение глаз. Большинство аллергий глазного органа проявляются в виде дерматита век и воспаления конъюнктивы. Причины бывают в использовании лекарственных глазных препаратов в виде капель, мазей.

Аллергические заболевания глаз

Аллергический конъюнктивит начинается с красноты глаз, воспалением век, их покраснением, зудом (блефарит). Реже может развиться воспаление (кератит).

Самая крайняя и восприимчивая часть глазного яблока, благодаря анатомическому расположению, все аллергические реакции отражаются на ее состоянии.

Виды аллергии:

  • Аллергический дерматит проявляется при непосредственном контакте кожи и аллергического вещества. Симптомы:
  1. покраснение век и кожного покрытия вокруг глаз;
  2. отек глаза;
  3. высыпание на поверхности век, где ресницы, в виде пузырьков;
  4. возникновение зуда и раздражения.
  • Аллергический конъюнктивит бывает острый и хронический. Имеет следующие симптомы:
  1. покраснение поверхности конъюнктивы и самого глазного яблока;
  2. обильное слезотечение;
  3. наличие густых и слизистых выделений;
  4. в запущенной стадии имеется стекловидный отек слизистой глаза (хемоз).
  • Поллинозный конъюнктивит развивается в период обильного цветения растения и цветов. Имеющиеся симптомы:
  1. чешутся и слезятся глаза, краснеют;
  2. резь в глазах, при ярком свете;
  3. появляется аллергический насморк, беспрерывное чихание;
  4. приступообразное удушье, кожное высыпание на теле.
  • Весенний конъюнктивит связан с повышенной дозой ультрафиолетовых излучений. Симптомы в более, выраженной форме. Поверхность конъюнктивы становится неоднородной.
  • Аллергия на материал линз и раствор, которым они обрабатываются.

Аллергические пробы


Аллергия может проявиться в раннем возрасте

После посещения офтальмолога, который составляет аллергический анамнез, необходима консультация аллерголога. Он составляет свой анамнез, берет пробы и анализирует результат.

Для процедуры на аллергическую пробу выпускают специальные растворы, в которых находятся мелкие частички разных видов аллергена. На предплечье пациента специальными пластинками делают царапины и наносят по одному виду раствора, номеруя и записывая.

Через 15 минут врач осматривает пациента, его изменения на коже, если есть покраснения, отек, это значит, что на данный аллерген имеется реакция.

Совокупность всех действий: анамнеза, сбор анализов и проб дает четкую картину болезни и причин. Установив причину, устранив факторы раздражения, можно вылечить последствия болезни.

Что такое аденовирусный коньюктивит, объяснит врач:

Аллергологический анамнез является первым этапом диагностики, собирается параллельно общему клиническому анамнезу и анализируется вместе с ним. Основными задачами анамнеза являются установление у ребенка аллергического заболевания, его нозологической формы (с учетом клиники) и предположительно природы причинно-значимого аллергена, а также выявление всех обстоятельств (факторов риска), способствующих развитию аллергического заболевания, поскольку их устранение положительно влияет на прогноз заболевания.

С этой целью при сборе анамнеза, наряду с основными жалобами, уделяется внимание изучению преморбидного фона. Выясняется наличие наследственно-конституциональной предрасположенности к . Наличие аллергических болезней в семейном анамнезе указывает на атопический характер заболевания у ребенка, а предшествующий экссудативно-катаральный диатез - на измененную аллергическую реактивность. Выясняется, особенно у детей первых лет жизни, характер течения антенатального периода с целью определения возможной внутриутробной сенсибилизации, которая развивается вследствие нерационального питания беременной женщины, приема ею лекарственных препаратов, наличия токсикоза беременности, профессиональных и бытовых контактов с химическими и лекарственными веществами. Наши наблюдения показали, что прием лекарственных препаратов беременной женщиной повышает в 5 раз риск развития аллергического заболевания у ребенка на первом году жизни, а ее нерациональное питание обусловливает у 89% детей развитие пищевой аллергии. Выясняется также характер питания ребенка на первом году жизни и рацион кормящей матери, так как раннему развитию пищевой аллергии способствует не только преждевременное введение в рацион ребенка докорма, прикорма, соков, особенно в избыточных объемах, но и нерациональное питание кормящей матери. Сопоставление сроков начала заболевания с введением в рацион ребенка или матери тех или иных продуктов питания позволяет предположительно определить аллергенные для него пищевые продукты.

При оценке преморбидного фона учитываются перенесенные заболевания, характер проводимого лечения, его эффективность, наличие реакций на лекарственные и вакцинальные препараты и т. п. Наличие патологии желудочно-кишечного тракта и печени предрасполагает к развитию пищевой аллергии, в то время как частые ОРВИ облегчают сенсибилизацию ингаляционными аллергенами (бытовыми, эпидермальными, пыльцевыми), а имеющиеся у ребенка очаги хронической инфекции могут обусловить развитие бактериальной аллергии.

Выяснение быта ребенка позволяет выявить потенциальные бытовые и эпидермальные аллергены.

Большое внимание уделяется особенностям возникновения и течения аллергического заболевания. Выясняются сроки его начала. У детей этот фактор имеет важное значение для определения причинно-значимых аллергенов, поскольку развитие того или иного вида сенсибилизации имеет возрастные закономерности, которые характеризуются развитием в первые годы жизни пищевой аллергии с последующим наслоением на нее после двух - трех лет бытовой, эпидермальной, а после 5-7 лет - пыльцевой и бактериальной (Потемкина А. М„ 1980).

Выясняется характер течения заболевания - круглогодичность или сезонность обострений. Первый вариант наблюдается при постоянном контакте с аллергеном (домашняя пыль, пищевые), второй - при временных контактах: при пыльцевой аллергии - в весенне-летний сезон цветения растений, при лекарственной - в период их приема, при бактериальной - в холодное весеннее и осеннее время года. Выясняется связь обострения заболевания с конкретными аллергенами: с домашней пылью - обострение только дома, с эпидермальными - после игры с животными, при посещении цирка, зоопарка; с пыльцевыми - появление симптомов болезни только летом, ухудшение состояния на улице в солнечную ветреную погоду; при пищевой и лекарственной - после употребления определенных продуктов и лекарственных веществ. При этом важно установить, наблюдается ли эффект элиминации, то есть исчезновение симптомов заболевания после разобщения с данным аллергеном, и если да - то это дополнительно подтверждает причинную связь обострения болезни с ним.