Главная · Сон · Израильские поселения и международное право. Израильские поселения Поселения израиля в палестине

Израильские поселения и международное право. Израильские поселения Поселения израиля в палестине

Отношения между израильским правительством и администрацией Барака Обамы в последнее время стали напряженными в связи с проблемой роста израильских поселений на Западном берегу реки Иордан. В настоящее время там проживаюет 300 тысяч израильтян, а также около 2,5 млн. палестинцев. Напряженные споры по поводу поселений связаны с религиозными и историческими претензиями, местными и международными законами, и, конечно же, политическими разногласиями. Поселения варьируются в размерах от импровизированных аванпостов из фанерных лачуг до городов с населением в десятки тысяч человек.

Международное сообщество полагает, что более 100 из этих населенных пунктов являются незаконными в соответствии с международным правом. Несмотря на призывы со стороны США на полный мораторий на расширение населенных пунктов, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что, хотя Израиль не будет строить какие-либо новые поселения и собирается демонтировать несанкционированные аванпосты, но все же будет даваться разрешение на строительство в уже существующих поселениях.

Собранные здесь фотографии были сделаны на Западном берегу в течение последних нескольких месяцев.


3) Палестинские рабочие на стройке в Маале-Адумим на Западном берегу на восточной окраине Иерусалима, в понедельник, 18 мая 2009. (AP Photo/Dan Balilty) Первоклассные затирочные машины от МегаПол — лучшее средство для для заглаживания бетонных поверхностей.



13) Палестинские рабочие проходят мимо рекламного щита проекта нового строительства жилья в еврейском поселении Маале-Адумим на оккупированном Западном берегу 7 июня 2009. (MENAHEM KAHANA/AFP/Getty Images)


20) Еврейский поселенец восстанавливает укрепление Швут Ами 31 мая 2009 близ города Наблус расположенного на Западном берегу. Несанкционированное укрепление поселенцев на оккупированном Западном берегу было разрушено израильскими силами в начале недели. В таком месте явно нужны взломостойкие сейфы для дома и офиса . (Uriel Sinai/Getty Images)

22) Израильский солдат наблюдает за тем, как бульдозер разрушает канал построенный палестинцем на своей земле недалеко от еврейского поселения Qiryat Arba"a в Хевроне на оккупированных территориях Западного берега 8 июня 2009. Израильские войска арестовали арендодателя и разрушили канал, который был якобы незаконно построен вблизи еврейского поселения. (HAZEM BADER/AFP/Getty Images)

23) Израильский полицейский закрывает дверь автомобиля, после ареста палестинца за строительство канала вблизи израильского поселения Qiryat Arba"a в Хевроне на оккупированных территориях Западного берега 8 июня 2009. (HAZEM BADER/AFP/Getty Images)

29) Недалеко от поселения на Западном берегу у города Наблус еврейские поселенцы и израильские солдаты стоят у вышки в поселении Рамат-Гилад, т. к. поселенцы подготовились к возможной эвакуации израильской полицией рано утром, 01 июня 2009 года. Во время нападения еврейских поселенцев накануне несколько палестинских рабочих получили ранения, а один из них нуждается в стационарном лечении, т.к. получил трещину черепа. Десятки поселенцев в масках забросали камнями их автомобили палестинских рабочих. (Uriel Sinai/Getty Images)31) Израильский полицейский наблюдает за тем, как бульдозер сносит импровизированную постройку в несанкционированном поселении Рамат Мигрон, недалеко от расположенного на Западном берегу города Рамаллах 3 июня 2009. В таком месте явно нужны сейфы для дома и офиса. (REUTERS/Baz Ratner)33) Израильские пограничные полицейские уходят после сноса заставы Маоц Эстер (часть которой видна на фоне) недалеко от еврейского поселения Кохав Хашахар, северо-восточной части Западного берега городе Рамаллахе 21 мая 2009. По данным израильской полиции, пограничники в тот день разрушили несанкционированный аванпост поселенцев на оккупированном Западном берегу и снесли бульдозерами семь импровизированных жилищ. (REUTERS/Baz Ratner)35) Еврейский поселенец восстанавливает свое поселение после того, как израильские полицейские разрушили его 3 июня 2009 года в Рамат Мигрон, к востоку от Рамаллы. (Uriel Sinai/Getty Images)37) Палестинский работник идет через строительную площадку нового проекта жилищного строительства на Западном берегу в еврейском поселении Маале-Адумим, близ Иерусалима, в воскресенье, 7 июня 2009. (AP Photo/Sebastian Scheiner)

Израильский Кнессет в первом чтении принял закон о легализации еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан, построенных без санкции израильского правительства. С точки зрения международного законодательства такие действия являются нарушением, так как земля, на которой они построены, является территорией будущего палестинского государства.

Как правило, строительство таких поселений начинается с нескольких хижин, однако через какое-то время они значительно расширяются, получают охрану израильской армии, проводят электричество, газ и воду и вводят более централизованное управление, хотя формально остаются вне правового поля. Тем не менее, руководство Палестины регулярно обвиняет правительство Израиля в попустительстве и фактическом стимулировании строительства подобных поселений. В настоящий момент в них проживает порядка 800 тысяч израильских граждан, примерно 350 тысяч из которых живут в населённых пунктах, не имеющих официальной регистрации. Ситуация осложняется тем, что поселения раскиданы практически по всей территории Западного берега (который в Израиле называют "Иудеей и Самарией"), что значительно затрудняет создание единого политического государства.

Законопроект о легализации поселений был совместно разработан депутатами из правящей партии "Ликуд", которую возглавляет премьер-министр Биньямин Нетаньяху, и их коллегами из ультраконсервативной партии "Еврейский дом". Поводом стало судебное разбирательство в Верховном суде, который постановил до 25 декабря снести поселение в городе Амона, в котором на палестинской земле живут более 40 еврейских семей.

"Для тех, кто так и не понял: этот закон даёт зелёный свет аннексии территорий, - написала в своём "Твиттере" лидер оппозиционной партии "Сионистский союз" Ципи Ливни о принятии закона, который, несмотря на голоса её партии, прошёл 58 голосами против 50. - Добро пожаловать в государство двух наций".

Государством двух наций в Израиле принято называть вариант, при котором территория государства Израиль, Западный берег реки Иордан и Сектор Газа объединяются в одно государство, а его жители получают равные права, вне зависимости от своей национальности и вероисповедания. Несмотря на то, что этот вариант пользуется определённой поддержкой, большинство израильских политических партий отрицают его, придерживаясь формулы "еврейского государства", в котором ведущую роль играют именно евреи.

Большинство стран, включая США, считают израильские поселения незаконными. Некоторые наблюдатели считают, что закон о поселениях был принят в такой спешке не из-за разбирательства о судьбы Амоны, а намерением Барака Обамы внести в Совет Безопасности ООН резолюцию о запрете на строительство новых поселений.

Хотя для того, чтобы законопроект вступил в законную силу ему нужно пройти ещё несколько чтений, министр юстиции Аелет Шакед, вместе со своей партией "Еврейский дом" голосовавшая за закон, уже попросила Верховный суд "пересмотреть свою позицию", так как после решения парламента "правила игры поменялись". Согласно оценкам лидера "Еврейского дома" Нафтали Беннетт, закон поможет легализовать от 2 до 3 тысяч поселений, в которых проживает около 15 тысяч человек. Теоретически закон в последний момент может отказаться подписывать премьер-министр Биньямин Нетаньяху, однако такой исход крайне маловероятен, учитывая, что именно он отдал кабинету министров распоряжение о его разработке.

В Палестине легализация поселений вызвала ожидаемое разочарование: один из лидеров Организации освобождения Палестины (ООП) Ханан Ашрави назвал её "издевательством над законом", добавив, что она является прямым нарушением международного законодательства и наносит удар по мирному урегулированию арабо-израильского конфликта.

"Нелегальная израильская оккупация помогает красть палестинские земли как общественные, так и частные, - заявил Ашрави. - Этот закон разрешает расширять проекты поселений, [подразумевающего создание независимой Палестины] и в то же время даёт Израилю возможность и дальше расширяться за счёт территорий исторической Палестины".

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИЗРАИЛЯ

Попытки представить еврейские поселения на территории Западного берега (древней Иудеи и Самарии) незаконными и "колониальными" по своей природе игнорируют сложность этого вопроса, историю земли и уникальные правовые обстоятельства этого дела.

Исторический контекст

Еврейские поселение на территории древней Иудеи и Самарии (Западный берег) часто представляют лишь как современное явление. На самом деле, еврейское присутствие на этой территории существует в течение тысяч лет, и было признано законным в Мандате на Палестину , принятом Лигой Наций в 1922 году. Этот Мандат предусматривал создание еврейского государства на территории древней родины еврейского народа.
После признания «исторической связи еврейского народа с Палестиной» и «оснований для восстановления его национального дома», Мандат специально оговаривает особое условие в статье 6 следующим образом:
"Администрация Палестины, обеспечивая непредвзято права и положение других слоев населения, должна способствовать еврейской иммиграции в подходящих условиях и должна поощрять, в сотрудничестве с Еврейским агентством, указанным в статье 4, плотное заселение евреями земель, в том числе государственных земель, не востребованных для общественного использования".
Некоторые еврейские поселения, такие как Хеврон, существовали на протяжении веков османского владычества, а некоторые поселения, как Неве Яаков к северу от Иерусалима, Гуш-Эцион в южной Иудее и общины на севере Мертвого моря, были созданы при администрации подмандатной Британии до создания государства Израиль и в соответствии с Мандатом Лиги Наций.

Многие современные израильские поселения были фактически заново созданы на участках, которые были домом для еврейских общин в предыдущих поколениях, осуществляя глубокие исторические связи еврейского народа с этой землей - колыбелью еврейской цивилизации и месторасположением ключевых событий еврейской Библии. Значительное их количество расположено в местах, откуда ранее еврейские общины были насильственно вытеснены арабскими армиями или жестоко убиты, как это было в случае древней еврейской общины Хеврона в 1929 году.

За более чем тысячу лет единственной администрацией, запрещавшей еврейские поселения в этих местах, была иорданская оккупационная администрация, которая во время девятнадцати лет своего правления (1948-1967) объявила продажу земли евреям преступлением, караемым смертной казнью. Право евреев устанавливать дома в этих районах и законное право на частное владение приобретенной землей не могут быть юридически отменены иорданской оккупацией, в результате ее незаконного вооруженного вторжения в Израиль в 1948 году, никогда не бывшего признанным на международном уровне законным, и такие права остаются в силе по сей день.

Попытка изобразить еврейские общины на Западном берегу новой формой «колониального» заселения земель иного суверена как лицемерна, так и политически мотивирована. Ни в какой точке истории Иерусалим и Западный берег не были под палестинским арабским суверенитетом. Право евреев жить на своей древней родине, наряду с палестинскими арабскими общинами, как выражение связи обоих народов на эту землю - вопрос, подлежащий обсуждению.

Международное гуманитарное право на Западном берегу и в секторе Газа

Международное гуманитарное право (IHL) или Законы вооруженного конфликта (LOAC) запрещают перемещение сегментов населения государства на территорию другого государства, которую оно заняло в результате применения вооруженной силы. Этот принцип, нашедший свое отражение в статье 49 (6) Четвертой Женевской конвенции (1949 г.) , был сформулирован сразу же после Второй мировой войны, в ответ на определенные события, которые произошли во время войны.

Как подтверждает официальный комментарий к Конвенции Международного Красного Креста, этот принцип был предназначен защитить местное население от перемещения, в том числе, угрожающего его существованию как расы, как это произошло в отношении вынужденного перемещения населения Чехословакии, Польши и Венгрии до и во время войны.

Совершенно независимо от вопроса о том, применима ли Четвертая Женевская конвенция де-юре к такой территории, как Западный берег, не принадлежащей никакому предыдущему законному государству, случаи, когда евреи добровольно устанавливают свои дома и общины на своей древней родине, рядом с палестинскими общинами, не соответствуют принудительному перемещению населения, предусмотренному статьей 49 (6).

Как пишет профессор Ю. Ростоу, бывший заместитель госсекретаря США по политическим вопросам:

"Право евреев заселять территорию по меньшей мере эквивалентно праву местного населения жить там" (Ajil, 1990, Vol. 84, с.72).
Положения статьи 49 (6) относительно принудительного перемещения населения на оккупированные суверенные территории не следует рассматривать как запрет на добровольное возвращение лиц в города и деревни, откуда они или их предки были насильственно изгнаны. Они также не запрещают движение лиц на землю, не находившуюся под законным суверенитетом какого-либо государства и не представляющую частную собственность.

В связи с этим, следует отметить, что израильские поселения на Западном берегу были установлены только после исчерпывающего процесса расследования, под руководством Верховного суда Израиля, и в отношении их было подтверждено, что они не установлены незаконно на частной земле.

Так же, как поселения не нарушают условия статьи 49 (6) Четвертой Женевской конвенции, они не представляют собой "грубое нарушение" Четвертой Женевской конвенции или «военные преступления», как утверждают некоторые. На самом деле, даже по мнению, что эти поселения противоречат статье 49 (6), замечание, что такие противоречия представляют собой "грубое нарушение" или "военное преступление", было введено (в результате политического давления со стороны арабских государств) только в Дополнительных протоколах к Женевским конвенциям 1977 года, к которым ведущие государства, включая Израиль, не имеют отношения, и которые в этой связи не отражают обычное международное право.

С юридической точки зрения, Западный берег лучше рассматривать как территорию, на которую есть взаимные претензии, и эти претензии должны быть решены в процессе мирных переговоров. Фактически и израильская, и палестинская стороны обязались следовать этому принципу. Израиль имеет обоснованные претензии к названию этой территории, основанному не только на исторических еврейских связях с землей и долговременному проживанию на ней, ее назначении в качестве части еврейского государства по Мандату Лиги Наций и юридически признанному праву Израиля на безопасные границы, но и на том, что эта территория не была ранее под законным суверенитетом какого-либо государства и попала под израильский контроль в оборонительной войне. В то же время, Израиль признает, что палестинцы также имеют претензии на этот район. Именно по этой причине обе стороны договорились решить все нерешенные вопросы, в том числе, будущее поселений, в прямых двусторонних переговорах, необходимость которых Израиль по-прежнему подтверждает.


Израильско-п алестинские соглашения

Двусторонние соглашения, достигнутые между Израилем и палестинцами , регулирующие их отношения, не содержат запрета на строительство или расширение поселений. Напротив, они специально предусматривают, что вопрос о поселениях зарезервирован для переговоров о постоянном статусе, отражающих понимание обеих сторон, что этот вопрос может быть решен только совместно с другими вопросами о постоянном статусе, такими как границы и безопасность. В самом деле, стороны прямо договорились в Израильско-палестинском Временном соглашении 1995 года , что Палестинская администрация не имеет юрисдикции или контроля над поселениями или израильтянами, и что поселения - это предмет исключительной юрисдикции Израиля до заключения соглашения о постоянном статусе.

Указывают, что запрет односторонних шагов, содержащийся во Временном соглашении (статья 31 (7), которые изменяют "статус" Западного берега и сектора Газа, подразумевает запрет на деятельность поселений. Это положение необоснованно. Этот запрет был принят в целях предотвращения каких-либо шагов сторон, которые были бы направлены на изменение правового статуса этой территории (например, путем присоединения или одностороннего провозглашения государственности), в ожидании результатов переговоров о постоянном статусе. Если бы этот запрет был применен к строительству, учитывая, что положение сформулировано в равной степени для обеих сторон, он привел бы к сомнительной интерпретации, что ни одной из сторон не разрешено строить дома для нужд своих общин, пока переговоры о постоянном статусе не будут успешно завершены.

В связи с этим, решение Израиля демонтировать все свои поселения в секторе Газа и некоторые поселения северной части Западного берега в контексте размежевания 2005 года, были односторонними шагами Израиля, а не выполнением юридических обязательств.


Выводы

  • Попытки представить еврейские поселения в древней Иудее и Самарии (Западный берег) незаконными и "колониальными" по своей природе игнорируют сложность этого вопроса, историю земли, и уникальные правовые обстоятельства этого дела.
  • Еврейские общины на этой территории существовали с незапамятных времен и выражают глубокую связь еврейского народа с землей, представляющей собой колыбель его цивилизации, как это подтверждено Мандатом на Палестину Лиги Наций, и с которой евреи или их предки были насильственно изгнаны.
  • Запрет на насильственное перемещение гражданских лиц на территорию оккупированного государства, в соответствии с Четвертой Женевской конвенцией, не соответствует обстоятельствам добровольного еврейского поселения на Западном берегу на приобретенных на законных основаниях землях, которые не принадлежали прежнему законному государству, и которые был предназначены быть частью еврейского государства, согласно Мандату Лиги Наций.
  • Двусторонние Израильско-палестинские соглашения специально выделяли тот факт, что поселения - это предмет согласованной и эксклюзивной израильской юрисдикции, в ожидании результатов мирных переговоров, и они не запрещают поселенческой деятельности.
  • Израиль остается привержен мирным переговорам без предварительных условий, в целях урегулирования всех нерешенных вопросов и взаимных претензий. Он по-прежнему просит палестинскую сторону ответить тем же. Он выражает надежду, что такие переговоры приведут к согласованному, безопасному и мирному урегулированию, которое даст законное выражение связей как евреев, так и палестинцев, с этой древней землей.
Перевод:

ООН № 2334, потребовавшую от Тель-Авива немедленно прекратить поселенческую деятельность на Западном берегу реки Иордан, проблема оккупированных палестинских территорий остается нерешенной. Из 3 млн людей, проживающих сегодня на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, примерно 20% - граждане Израиля. И это число продолжает расти. ТАСС вспоминает историю израильских поселений на палестинских территориях и рассказывает, почему действия ООН и международного сообщества никак не могут положить конец экспансии и заключению мирного договора между израильтянами и палестинцами.

Как все начиналось

С 1922 по 1948 год территория нынешних Израиля и Палестины находилась под действием Британского мандата. Однако затем на фоне обострения на этой территории арабо-еврейского конфликта земли было решено поделить, создав два государства: Израиль для евреев и Палестину для арабов. 29 ноября 1947 года недавно созданная Организация Объединенных Наций (ООН) приняла План по разделу Палестины, о создании Государства Израиль было провозглашено в день окончания мандата - 14 мая 1948 года.

Однако этим решением остались недовольны соседи Израиля - арабские государства, которые рассматривали возникновение этой страны как очередное проявление европейской колониальной политики. Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен объявили войну Израилю. Она продолжалась до 1949 года, и за это время израильские войска сумели занять больше территорий, чем предусматривалось изначальным планом ООН. Во время мирных переговоров между Израилем и Палестиной была проведена линия прекращения огня. Для ее начертания была использована зеленая краска, поэтому граница получила название "зеленая линия". Впоследствии по ее контуру прошел так называемый разделительный барьер - 703-километровый забор, отделяющий Израиль от Западного берега реки Иордан.

Хрупкий режим прекращения огня продержался до 1967 года, когда разразилась Шестидневная война. За короткий период с 5 по 10 июня израильские войска захватили не только Сектор Газа и Западный берег, но и Восточный Иерусалим, Голанские высоты, а также Синайский полуостров. Перед Израилем встал вопрос, что делать с Западным берегом:

аннексировать его, предоставив 1,1 млн арабов, проживавших там на тот момент, израильское гражданство;

вернуть обратно под контроль своего врага - Иордании;

позволить местным жителям создать свое автономное государство - Палестину.

Этот вопрос стал предметом для широчайшей дискуссии в Израиле. Многие граждане страны рассматривали победу в Шестидневной войне как знак того, что евреям суждено вернуть себе те территории, где зарождалась история еврейского народа, - речь идет об Иудее и Самарии, которые и составляют бóльшую часть Западного берега. На фоне этих дискуссий тысячи израильтян начали переселяться на территории Западного берега, не имея на это никакого разрешения со стороны государства или международных организаций. Однако остановить их уже было невозможно, и с тех пор любые политические обсуждения о принадлежности Западного берега должны были учитывать израильское присутствие на этих территориях.

ООН назвала поселения незаконными, что было зафиксировано в 1979 году в соответствующей резолюции Совета Безопасности №446, гласившей: "Политика и практика Израиля по созданию поселений на палестинских и иных арабских оккупированных территориях с 1967 года не имеет законных оснований и представляет собой серьезное препятствие для установления всеобъемлющего, справедливого и долговременного мира на Ближнем Востоке". В результате сформировалось две точки зрения относительно поселений: израильская, согласно которой евреи лишь переезжают на ранее незаселенные земли, отвоеванные ими во время войны и представляющие для них большую духовную значимость; и международная, согласно которой Израиль осуществляет экспансию и колонизацию территории, которая ему не принадлежит.

Разделяй и заселяй

В последующие десятилетия все больше ветвей государственной власти в Израиле начали поддерживать заселение Западного берега, мобилизуя общественное мнение на свою сторону. Министерство строительства страны совместно с Минобороны разработало и внедрило план по развитию региона, одним из главных пунктов которого было создание дорожной инфраструктуры для соединения поселений в одну транспортную сеть. Таким образом, из нескольких разрозненных поселений израильтяне-переселенцы превратились в институционализированную группу, полностью поддерживаемую Тель-Авивом. Разумеется, такое положение дел не устраивало палестинцев, которые протестовали против экспансии, в том числе с применением силовых методов.

Чтобы положить конец насилию, премьер-министр Израиля Ицхак Рабин, президент США Билл Клинтон и палестинский лидер Ясир Арафат подписали в 1993 году соглашение в Осло - документ, который установил палестинское самоуправление и разделил Западный берег на три зоны:

А , где Палестина имеет полный политический и военный контроль (это примерно 19% Западного берега);

B , где Палестина имеет политический, но не военный контроль (22%);

C - зона, находящаяся под полным политическим и военным контролем Израиля (59–60% территории). Именно в зоне С располагаются израильские поселения, соединенные с остальной страной дорожной сетью. Там же сосредоточены запасы водных и минеральных ресурсов, а также наиболее пригодные для сельского хозяйства земли. Палестинцы имеют ограниченный доступ ко всем этим ресурсам, что сильно бьет по их экономическому потенциалу.

Очередная волна переселенческих настроений захлестнула страну в августе 2005 года, когда Израиль эвакуировал 8,5 тыс. евреев из Газы и северной части Западного берега реки Иордан (северная Самария). По мере того как переселенцев становилось все больше, улучшалась и инфраструктура на колонизируемых территориях: появились новые дома и школы, больницы и даже собственный университет. За 50 лет с момента получения контроля над Западным берегом Иордана в 1967 году Израиль построил около 120 поселений на этой территории. Они считаются одним из основных препятствий на пути возобновления мирного процесса. Кроме этих 120 поселений на Западном берегу располагаются еще около 100 незаконных, даже по мнению израильских властей, форпостов и строений, которые занимают в общей сложности 800 гектаров частной палестинской земли и представляют собой 4 тыс. единиц жилья.

Нынешний израильский премьер Биньямин Нетаньяху также последовательно выполняет шаги по продолжению строительства поселений на палестинских территориях. В том числе и поэтому он так эмоционально отреагировал на резолюцию ООН с требованием к Израилю немедленно прекратить поселенческую деятельность. "По имеющейся у нас информации, эта резолюция, без сомнений, была инициирована администрацией Обамы, стоявшей за кулисами, подготовившей формулировки и потребовавшей ее принятия, - заявил премьер. - Администрация Обамы не только не смогла защитить Израиль от этого сговора в ООН, но и закулисно вступила в него". На голосовании 23 декабря 2016 года документ поддержали 14 членов СБ ООН, включая Россию (представитель США от голосования воздержался).

Американский фактор

После резолюции 2016 года Израиль заявил , что не будет выполнять положения резолюции ООН: поселенческая деятельность продолжится, а ныне существующие поселения эвакуированы не будут. Премьер Нетаньяху пообещал сделать "все возможное, чтобы Израилю не был нанесен ущерб этой постыдной резолюцией". В частности, было анонсировано, что страна пересмотрит отношения с ООН: в первую очередь, в вопросе размеров взносов Израиля в ООН и деятельности ее подразделений на территории страны. По данным израильского издания Haaretz, первым конкретным актом реакции на резолюцию стала отмена визита премьера Украины Владимира Гройсмана в Израиль (Киев также поддержал резолюцию).

Многое в дальнейшем будет зависеть от поведения главного союзника Израиля - США. Резолюция, направленная против поселенческой деятельности, была принята еще при администрации президента Барака Обамы, чьи отношения с Нетаньяху были прохладными. Решение воздержаться при голосовании в ООН Белый дом объяснил тем, что политика Нетаньяху в отношении поселений не привела к подвижкам в переговорном процессе.

Дональд Трамп считается сторонником более произраильской позиции: еще во время предвыборной гонки он обещал перенести посольство США в Иерусалим, статус которого в рамках ООН оспаривается подавляющим большинством исламских стран. Взгляды Трампа и нынешнего руководства Израиля совпадают и в том, что оба они испытывают недоверие по поводу иранской ядерной сделки (израильский премьер в марте 2015 года выступал в Конгрессе США против соглашения о ядерной программе Ирана, которое продвигал Белый дом Обамы). Одновременно Трамп намеревается заключить мир на Ближнем Востоке, возобновив переговоры Израиля и Палестины. Санкции ООН, по мнению политика, препятствуют мирному процессу.

"Вчерашнее большое поражение Израиля в ООН существенно осложнит переговоры о мире. Печально, но мы все равно добьемся этого"

Поселенческая активность получила новый импульс после того, как 6 декабря 2017 года Трамп официально признал Иерусалим столицей еврейского государства. Спустя всего месяц правозащитная организация "Шалом ахшав" ("Мир - сейчас") сообщила, что Комитет по планированию израильской гражданской администрации на Западном берегу Иордана (специальное ведомство Минобороны Израиля) одобрил планы строительства 1122 квартир и домов на одну семью в 20 поселениях, а также опубликовал тендеры на возведение 651 единицы жилья на Западном берегу реки Иордан. Кроме того, правительство Израиля объявило о намерении легализовать статус незаконного поселенческого форпоста Хават-Гилад на Западном берегу в ответ на убийство 9 января его жителя раввина Разиэля Шеваха.

Так что не исключено, что при "произраильском" президенте Дональде Трампе экспансия палестинских территорий продолжится с новой силой, а это значит, что заключение мирного договора будет отсрочено вновь.

"Сделка века"

В дорожной карте ближневосточного урегулирования (или "сделки века", как ее называют американцы) говорится , что администрация США одобряет аннексию крупных поселенческих блоков Израиля на Западном берегу реки Иордан и в Иерусалиме. При этом, по имеющимся данным, Нетаньяху предложил включить туда 15% палестинских территорий, оккупированных в 1967 году, Трамп настаивает только на 10%. Белый дом намерен официально обнародовать эти планы до апреля. Во вторник, 20 февраля, США уведомили Совбез ООН о том, что проект палестино-израильского урегулирования находится в разработке.

Пока же вокруг ситуации с израильскими поселениями идут ожесточенные международные дискуссии. В январе 2018 года постоянный представитель США при ООН Никки Хейли обвинила палестинское руководство в недостаточном стремлении к мирному урегулированию конфликта. В ответ официальный представитель Государства Палестина на переговорах с Израилем Саиб Арикат потребовал от нее "заткнуться <...> и осознать, что проблема - в израильской оккупации и политике, которую он [Израиль] продолжит проводить". На это постпред США при ООН заявила , что будет продолжать "говорить суровую правду", смысл которой: только путь компромисса, который позволил Египту и Иордании помириться с Израилем в 1994 году и вернуть свои оккупированные территории, приведет к разрешению конфликта.

Однако непримиримость позиций мешает достижению этого компромисса. Палестинцы готовы на незначительный обмен территориями с Израилем, но при этом требуют полноценного признания государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Израильтяне не собираются уступать оккупированные территории, а также отвергают возможность раздела Иерусалима. По словам специального координатора ближневосточного мирного процесса Николая Младенова, ситуацию усугубляет и тот факт, что переговоры между израильтянами и палестинцами неравные, так как последние находятся под военной оккупацией.

В этих условиях посредническую роль между всеми сторонами конфликта могла бы сыграть Россия, убежден советник президента Палестины Махмуда Аббаса Набиль Шаат. Но, по признанию замглавы МИД РФ Михаила Богданова, у России нет готового рецепта палестино-израильского урегулирования. Москва считает , что поселенческая активность Израиля на палестинских территориях незаконна, а шансов на достижение справедливого и надежного мира на Ближнем Востоке с каждым днем становится все меньше.

Артур Громов

Карта еврейских поселений на контролируемых территориях. 2004 г.

В настоящее время эти поселения существуют в Иудее и Самарии, находящейся под израильским контролем.

Совокупное население этих поселений, составляя в 1972 г. лишь 1520, а в 1983 г. - 23.7 тыс. человек, превысило к концу 2004 г. 250 тыс. человек. Вместе с тем, в 1982 г. по решению правительства были эвакуированы более 5000 жителей Ямита и других поселений полуострова Синай , в 2005 г. - более 8000 жителей поселений в секторе Газа и Северной Самарии. В обоих случаях были разрушены дома поселенцев.

Арабы не жаловали и живших там прежде евреев, а к появлению представителей движения Хабад отнеслись с небывалой враждебностью. Непрекращающиеся преследования и погромы сплотили обе хевронские общины евреев - сефардскую и ашкеназскую. В 1865 г. главой сефардской общины стал Э. Мани , который способствовал переезду в Хеврон десятков семей из Ирака , создал для них синагогу и другие общинные здания и учреждения. Хасидской общине также удалось построить две синагоги , несмотря на противодействие арабов и враждебность турецких властей.

Поселения в Иудее

Примерно через два месяца после заселения Кфар-Эциона по инициативе тель-авивского поэта И. Бен-Меира (родился в 1941 г.) был основан второй поселенческий объект в Иудее - Хар-Гило.

Первые поселенцы, поначалу снимавшие помещение в гостинице «Парк», переместились в здание военной комендатуры города, а через четыре года поселились в постоянных домах в Кирьят-Арбе , новом еврейском районе, непосредственно прилегающем к Хеврону. (В Торе Хеврон иногда называется также Кирьят-Арбой). Один из жителей Кирьят-Арбы, Б. Тавгер , приехавший в Израиль из Новосибирска , расчистил свалку, которую устроили арабы на месте разрушенной ими синагоги Аврахам-авину; впоследствии синагога была восстановлена, а затем было расчищено и еврейское кладбище .

Более серьезная инициатива еврейского заселения Самарии возникла перед Войной Судного дня, однако была воплощена в жизнь только после нее. К Войне Судного дня (1973 г.) в долине Иордана насчитывалось 12 поселений, в полосе Газы - 4 и в Иудее - 3 сельских поселения в районе Гуш-Эцион . В Самарии еврейских поселений еще не было. После прекращения боев к главе правительства Голде Меир прибыла группа молодых женщин из кругов, близких к религиозно-сионистской иешиве Мерказ hа-рав , и попросила у нее выдать им разрешение основать еврейское поселение возле Шхема ; Голда Меир отказала им в этой просьбе.

Через полгода после этого те же женщины вместе с мужьями предприняли «партизанскую» попытку основать поселение около Шхема. Они стали называть «Ядро Элон-Море» движения Гуш Эмуним . Армия эвакуировала их, но они прибыли еще раз и снова были насильственно эвакуированы. Только на восьмой раз, во время Ханукки 1975 г., на старой железнодорожной станции Себастии усилиями поэта Х. Гури и министра обороны Ш. Переса , которые составили договор между сторонами, был достигнут компромисс, и было получено разрешение основать поселение Кдумим . В начале 2014 г. поселение Кдумим состояло из десяти микрорайонов, расположенных на вершинах холмов. В нем проживало 4187 евреев.

В 1975 г. группой рабочих, прибывших возводить ограждение вокруг военной базы неподалеку и оставшихся переночевать в одном из брошенных иорданцами строений в 25 километрах севернее Иерусалима , было основано поселение Офра . В декабре 2007 г. в нем проживало 2600 евреев. Лидеры Гуш Эмуним видели в заселении евреями всей территории Иудеи, Самарии и полосы Газы важнейшую религиозно-патриотическую миссию.

В рамках операции по удвоению численности еврейских поселений, которая была объявлена организацией Гуш Эмуним осенью 1978 г., когда на всей территории Иудеи и Самарии было только двадцать поселений, семьи, только недавно поселившиеся в Офре, были направлены для становления ядра нового поселения. Оно было создано в течение года и названо Кохав hа-Шахар ; в нем была создана и база Нахала . Поскольку вокруг были плодородные земли, сельскохозяйственные отрасли стали важным направлением развития хозяйства. В 1981 г. прибыли караваны для заселения и начали разрабатываться планы первых этапов постоянного строительства.

Примерно одновременно с созданием поселения Офра тогдашнее правительство во главе с И. Рабином приняло решение основать Маале-Адумим (ныне самый крупный еврейский населенный пункт в Иудее). Решение было принято в ответ на признание ООН Организации освобождения Палестины , а также вследствие давления, оказанного министром И. Галили . В декабре 2007 г. в нем проживало 32.8 тыс. человек. Правительство И. Рабина также приняло решение об основании поселения Элькана в Западной Самарии за две недели до выборов 1977 г.; им же было принято решение об основании города Ариэль - ныне самого крупного еврейского населенного пункта в Самарии.

В июле 1977 г., уже после прихода к власти правительства М. Бегина , лидеры Гуш Эмуним представили двадцатипятилетний поселенческий план, согласно которому к концу 20 в. еврейское население Иудеи (включая Иерусалим) и Самарии должно было увеличиться до миллиона человек, для чего предлагалось основать два больших города - возле Хеврона (Кирьят-Арба) и возле Шхема (с населением 60 тыс. человек в каждом), несколько средних городов (15–20 тыс. человек в каждом) и густая сеть так называемых общинных поселений (ишувим кехилатиим).

Как только М. Бегин сформировал кабинет, руководители движения Гуш Эмуним - Х. Порат , У. Элицур, Б. Кацовер и раввин М. Левингер подали ему программу основания двенадцати новых поселений за «зеленой чертой». После долгих колебаний М. Бегин утвердил эту программу. «Будет основано еще много Элон-Море», - обещал М. Бегин во время своего первого после победы на выборах визита в Кдумим . Вскоре возникли поселения Бейт-Эль , Шило , Неве Цуф , Мицпе-Йерихо , Шавей-Шомрон , Дотан, Ткоа и другие. На первых порах поселенческие группы были размещены при некоторых военных гарнизонах в Иудее и Самарии, позднее превратившихся в поселения.

Группа жителей поселения Бейт-Эль. Фото А. Охайона. Государственное бюро печати. Израиль.

Премьер-министр Израиля И. Шамир в доме вдовы Я. Фараджа, убитого арабскими террористами возле поселения Браха. 1989 г. Фото Магги Аялон. Государственное бюро печати. Израиль.

Премьер-министр М. Бегин выступает перед жителями Яммита. 1977 г. Фото М. Мильнера. Государственное бюро печати. Израиль.

Общий вид Ямита. Декабрь 1981 г., за четыре месяца до эвакуации. Фото Я. Саара. Государственное бюро печати. Израиль.

Разрушение Ямита. Апрель 1982 г. Фото Б. Тель-Ора. Государственное бюро печати. Израиль.

В школе в Кфар-Даром. Лето 2005 г. Фото М. Мильнера. Государственное бюро печати. Израиль.

Празднование Лаг ба-‘омера в Хевроне возле пещеры Махпела. 1987 г. Фото Магги Аялон. Государственное бюро печати. Израиль.

Окраины Кирьят-Арбы; на заднем плане – Хеврон. 1995 г. Фото А. Охайона. Государственное бюро печати. Израиль.

Кирьят-Арба (вид с высоты птичьего полета), 1998 г. Фото А. Охайона. Государственное бюро печати. Израиль

Эвакуация поселенцев, забаррикадировавшихся в синагоге в Кфар-Дароме в секторе Газа. Август 2005 г. Фото Г. Асмолова. Пресс-служба Армии обороны Израиля.

Политика интенсивного еврейского заселения Иудеи, Самарии и полосы Газы вызвала острую дискуссию в израильском обществе. Наряду со сторонниками плана Аллона, предполагавшего, что в будущем большая часть территорий Западного берега (Иудеи и Самарии) будет возвращена Иордании , против политики создания еврейских поселений в густонаселенных арабских районах выступили многие общественные деятели, требовавшие обратить средства, расходуемые на заселение контролируемых территорий, на развитие периферийных районов Галилеи и Негева , промышленной и социальной инфраструктуры городов развития и т. п.

Поселенческое движение

Эта ситуация изменилась в начале 21 века. По состоянию на 2015 год, депутатами от Ликуда являются поселенцы Ю. Эдельштейн (председатель Кнесета), Зеэв Элькин , Орен Хазан. Хотя Ликуд остался крупнейшей правой партией, наличие жителей поселений среди депутатов от других партий не менее важно.

Условия жизни в новых поселениях были весьма нелегкими, прежде всего - из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, а также давления представителей левого лагеря и международных СМИ, которые протестовали против каждого нового сборного домика на территориях. В 1978 г. в Верховный суд была подана апелляция против факта возникновения поселения Бейт-Эль, которое было основано на земле, экспроприированной у палестинских арабов, причем экспроприация мотивировалась не нуждами жилищного строительства, а соображениями безопасности.

Суд вынес временное распоряжение приостановить работы по развитию нового поселения, включая прокладку канализации. По прошествии нескольких месяцев апелляция была отклонена. Однако зимой 1980 г. Верховный суд принял апелляцию, поданную совместно палестинцами и деятелями левого лагеря. Согласно решению суда группа поселенцев должна была покинуть земли деревни Руджейб в Самарии , так как речь шла о частной палестинской земле. С тех пор новые поселения возникали почти исключительно на земле, которая не находилась в частном арабском владении.

Парадоксальным образом в результате этого морально-юридический фундамент деятельности поселенцев на контролируемых территориях стал едва ли не крепче, чем у жителей Израиля в пределах «зеленой черты», где множество мошавов и кибуцов были основаны на земле, покинутой арабскими беженцами во время Войны за независимость , с не оформленными должным образом правами собственности.

Развитие еврейского поселенчества в секторе Газа и на Синайском полуострове

Параллельно шло развитие поселений сектора Газы и Синайского полуострова , как правило по инициативе и с разрешения правительства. Впервые Газа и Синайский полуостров были заняты Израилем в ходе Синайской кампании 1956 г., но возвращены Египту спустя менее чем полгода; в то время еврейские поселения на этих территориях не создавались.

Пришедшее к власти в июне 1992 г. правительство И. Рабина -Ш. Переса объявило о замораживании строительства в еврейских поселениях за «зеленой чертой». Одновременно с этим с целью предотвращения трений между поселенцами и жителями создававшейся Палестинской автономии строились новые объездные шоссе, повысившие безопасность еврейских жителей Иудеи, Самарии и Газы.

С приходом к власти в мае 1996 г. правительства Б. Нетанияху решения о замораживании строительства поселений были отменены, вследствие чего возобновился приток новых жителей в них. Период, когда у власти находилось левоцентристское правительство Э. Барака , выражавшего готовность согласиться на массовую эвакуацию еврейских поселений за «зеленой чертой», был одним из самых благополучных для поселенческого проекта. С целью обеспечения коалиционной поддержки со стороны Национальной религиозной партии и правоцентристских кругов Э. Барак не противодействовал росту поселений на контролируемых территориях и новому строительству в них.

Вопреки ожиданиям, именно правоцентристским правительством во главе с А. Шароном , где пост министра финансов последовательно занимали министры от блока Ликуд С. Шалом и Б. Нетанияху , были введены жесткие ограничения на строительство в еврейских поселениях (которое повсеместно ограничивалось потребностями их естественного роста, причем исключительно в уже существующих географических границах), а также были отменены налоговые льготы, которые предоставлялись поселенцам как жителям районов приоритетного развития.

Арабский террор против поселенцев

Почти с самого начала поселенцы в Иудее, Самарии и Газе сталкивались с враждебными действиями со стороны арабских соседей. В первые годы поселенцы еще могли свободно передвигаться по арабским населенным пунктам и даже делать покупки и открывать банковские счета в Рамалле или Шхеме , но со временем подобная свобода передвижения стала в полном смысле слова сопряженной с опасностью для жизни.

С конца 1970-х гг. еврейские машины стали забрасывать камнями. В начале 1980-х гг. местные арабы уже начали использовать против еврейских поселенцев огнестрельное оружие. Первой жертвой стал ученик йешивы из Кирьят-Арбы И. Саломе, который был убит пистолетными выстрелами на рынке в Хевроне в начале 1980 г. Через несколько месяцев в теракте около Бейт-Хадассы были убиты шесть евреев.

Летом 1982 г. житель поселения Ткоа был убит в Геродионе ; в ответ на это на месте убийства было основано поселение Нокдим (Эль-Давид). С тех пор возникла практика создания новых поселений в тех местах, где от руки арабских террористов погибли еврейские жители. Символическое значение такой политики было очевидным: поселенцы недвусмысленно демонстрировали арабам, что их не запугать, что еврейское заселение Иудеи, Самарии и Газы продолжится, чего бы это ни стоило.

Развитие еврейских поселений на занятых Израилем в 1967 г. землях приводило к острым конфликтам и вело к дальнейшей эскалации межнациональной напряженности. Евреи (в подавляющем большинстве случаев, с согласия и при поддержке официальных органов власти Израиля) создавали все новые и новые города и поселки в Иудее, Самарии и Газе; арабы протестовали против захвата земель, которые они считали и считают своими, и этот протест часто выливался в акции насилия и террора.

Противоречивые тенденции развития поселенческого движения в условиях неурегулированности юридического статуса контролируемых территорий

С начала поселенческого движения и до настоящего момента на него влияла неурегулированность юридического статуса контролируемых территорий, и, как следствие, постоянная вероятность того, что органы власти Израиля могут, по тем или иным причинам, принять решения об эвакуации поселенцев и разрушении (или передаче под контроль другой страны) построенных ими городов и деревень.

Право Израиля на создание гражданских поселений на контролируемых территориях не признается структурами ООН и государствами-членами организации; призывы к эвакуации всех уже созданных на этих землях поселений повторяются в многочисленных резолюциях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Проблема осложняется еще и тем, что статус этих территорий не урегулирован и в израильском законодательстве.

Ямит был разрушен 23 апреля 1982 г. В ходе эвакуации около двухсот активистов правых движений забаррикадировались на крышах домов, используя мешки с песком и пену огнетушителей для противостояния солдатам и представителям сил безопасности. Несколько протестующих и несколько солдат получили ранения и были госпитализированы. Эвакуация жителей Яммита и разрушение городской инфраструктуры были проведены строго согласно первоначальному плану и без задержек.

Операцией по разрушению Ямита и других еврейских поселений, созданных на Синайском полуострове, руководил тогдашний министр обороны А. Шарон , который отметил: «Пусть эти руины будут вечным доказательством того, что мы сделали все и даже невозможное для того, чтобы выполнить наши обязательства по мирному договору - чтобы наши дети не обвиняли нас в том, что мы упустили подобный шанс. Не арабская армия - им никогда такого не удастся - уничтожила город. Только мы, своими собственными руками, уничтожили Ямит. Мы вынуждены были стереть этот город с лица земли ради выполнения условий мирного договора, ради того, чтобы не проливалась еврейская кровь».

18 декабря 2003 г. в своем выступлении на конференции в Герцлии ставший к тому времени премьер-министром А. Шарон заявил, что «Израиль инициирует... одностороннее размежевание», при котором «часть поселений будет перемещена». В той речи А. Шарон не назвал поселения, которые будут «перемещены» (то есть разрушены), ограничившись фразой, что речь идет о тех населенных пунктах, «которые при любом возможном раскладе будущего окончательного соглашения не будут включены в территорию Израиля».

Спустя несколько месяцев А. Шарон обнародовал детали своей программы, из которой следовало, что планируется эвакуировать все еврейские поселения, созданные в секторе Газа (их число достигло к тому времени 21), а также четыре еврейских поселения из района Северной Самарии. Речь шла не об эвакуации поселений в рамках мирного договора с соседней арабской страной или с палестинцами, а об односторонней инициативе израильского правительства, согласованной исключительно с администрацией США .

Многочисленные акции протеста, проводимые под руководством Совета поселений Иудеи, Самарии и Газы, не повлияли на политику правительства, и в августе 2005 г. так называемая «программа размежевания» была реализована в полном объеме, положив конец еврейским поселениям в секторе Газа. После ухода израильских поселенцев и войск все находившиеся в этом районе синагоги (из которых были заблаговременно вывезены свитки Торы и молитвенники) были разгромлены и сожжены местными арабами при попустительстве властей Палестинской автономии .

Демографические изменения, происходящие на Западном берегу (в Иудее и Самарии), - несмотря на различия в их оценке - являются фактором, который сыграет существенную роль в процессе принятия решений о будущем статусе контролируемых территорий и созданных на них поселениях. Вопреки тому, что казалось очевидным ранее, эти решения совсем не обязательно станут результатом переговоров Израиля с руководителями Палестинской автономии и соседних арабских стран.

Вполне возможно, что эти решения будут приняты израильским руководством и согласованы только с администрацией США как с главным внешнеполитическим и военным союзником еврейского государства. Строительство Израилем, начиная с 2003 г., так называемого «забора безопасности » фактически означает определение в одностороннем порядке контуров будущих восточных границ еврейского государства.

Поселения с точки зрения международного права

Сторонники точки зрения, рассматривающей израильские поселения в Иудее и Самарии как незаконные населённые пункты, обычно ссылаются на «Женевскую конвенцию от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны» и её статью 49, в которой сказано: "Оккупирующая держава не сможет депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию" и на ряд резолюций Совета Безопасности ООН, опирающихся на эту статью Женевской конвенции.

Израиль считает, что Женевская конвенция 1949 г. и её статья 49 неприменима к Иудее и Самарии, поскольку понятие "оккупация" подразумевает существование государства, чью территорию оккупируют. Иудея и Самария никогда не являлись частью какого-либо государства со времён Оттоманской империи.

Демографические и социально-экономические показатели в поселениях в 2000-е гг

На 2010 год количество жителей израильских поселений в Иудее и Самарии превышало 300 тыс. чел., а если включать в него аннексированные территории, то 500 тыс. чел. (примерно 6.5 % всего населения Израиля). В 2015 году число евреев в Иудее и Самарии было около 400 тысяч.

В таблице указано, как происходил рост населения в израильских поселениях по годам:

Еврейское население 1948 1966 1972 1983 1993 2004 2007
Иудея и Самария (без Иерусалима) 480 (см. Гуш-Эцион) 0 1,182 22,800 111,600 234,487 276,462
Сектор Газа 30 (см. Кфар-Даром) 0 700 1 900 4,800 7,826 0
Голанские высоты 0 0 77 6,800 12,600 17,265 18,692
Восточный Иерусалим 2300 (см.Атарот , Неве Яаков) 0 8,649 76,095 152,800 181,587 189,708
Всего 2,810 0 10,608 1 106,595 281,800 441,165 484,862
1 включая Синай

Численность населения поселений растет за счет внутренней миграции, алии (в поселения прибывает в среднем по 1000 евреев-иностранных граждан в год), а также за счет высокой рождаемости (в поселениях рождаемость примерно в три раза выше, чем в целом по Израилю. что связано с высоким процентом религиозных поселенцев).

Социально-экономическое состояние поселений

Самое крупное еврейское поселение на контролируемых территориях - город Маале-Адумим (основан в 1976 г.) - находится в нескольких километрах восточнее Иерусалима , по дороге к Мертвому морю . Светские жители составляют около двух третей населения города; большинство религиозного населения сосредоточено в районе Мицпе-Нево и в квартале, созданном в начале 1990-х гг. русскоязычными репатриантами - активистами организации Маханаим . В 1999 г. в Маале-Адумим был открыт большой торговый центр, а в 2003 г. - двухэтажная библиотека. В городе продолжается и интенсивное жилищное строительство.

Большинство жителей еврейских поселений на контролируемых территориях составляли и составляют приверженцы религиозного сионизма , в семьях которых рождаемость, как правило, значительно выше, чем в среднем по стране (на одну тысячу поселенцев рождается 34 ребенка в год, тогда как в среднем по стране - 21). По данным на конец 2003 г., средний возраст жителей еврейских поселений в Иудее, Самарии и Газе составлял 20.3 лет, в то время как по стране в целом - 27.7.

Уровень участия жителей поселений в трудовой деятельности весьма высок; 64% поселенцев в возрасте от 15 лет и старше работают - на 10% больше, чем в среднем по стране. Поселенцы трудятся как в сфере услуг и в образовательных учреждениях, так и в сельском хозяйстве и промышленности. Сельскохозяйственные поселения сосредоточены в основном в долине Иордана (овощеводство, садоводство, полевые культуры) и в Гуш-Эционе (полевые культуры - хлопок, зерновые, подсолнечник; садоводство, молочное хозяйство, птицеводство). В Иудее и Самарии, где пригодные для сельскохозяйственного использования земли обрабатываются арабскими крестьянами, сельскохозяйственные поселения немногочисленны (виноградарство, садоводство, овцеводство и птицеводство).

Во многих поселениях также находятся небольшие электронные, электротехнические и металлообрабатывающие предприятия и лаборатории. Значительные по размерам индустриальные зоны существуют рядом с Маале-Адумим (промзона Мишор-Адумим, около 50 предприятий, включая завод Таасия авирит , Кирьят-Арбой (металлообрабатывающие, деревообрабатывающие, стройматериалов, пластмасс и электронные) и - Институт исследований в области технологии и Ѓалахи , в Кдумим - Мидрешет Эрец-Исраэль (национально-сионистский образовательный центр), а в Ариэле - Ариэльский университет .

Он был основан в 1982 г. при деятельном участии и под эгидой Университета Бар-Илан , хотя впоследствии и приобрел академическую самостоятельность. Там можно получить академическую степень по биотехнологии и химической инженерии, электронике, инженерии и менеджменту, физиотерапии, гражданской инженерии, архитектуре, экономике и управлению бизнесом, социальной работе и управлению медицинскими учреждениями. В 1990 г. в нем был создан департамент по научно-исследовательской работе, в 1992 г. под эгидой колледжа возникла так называемая «Технологическая теплица», с 1994 г. выпускаются научные периодические издания в области естественных и гуманитарных наук. В университете есть большая библиотека.

.